что служит примером, как называется комплекс
Содержание:
- Высшая нервная деятельность – что это за система
- Виды рефлексов у человека, классификация с примерами
- Механизм образования рефлексов
- Торможение и его разновидности
- Значение рефлексов в жизни человека
Содержание
- Высшая нервная деятельность – что это за система
- Виды рефлексов у человека, классификация с примерами
- Механизм образования рефлексов
- Торможение и его разновидности
- Значение рефлексов в жизни человека
Высшая нервная деятельность – что это за система
Определение
Под высшей нервной деятельностью понимаются происходящие в высших отделах ЦНС процессы.
К таким процессам относятся обеспечивающие адекватное поведение высшие психические функции, а также совокупность всех безусловных и условных рефлексов.
В биологии и физиологии принято отделять высшую нервную деятельность и функционирование центральной нервной системы: нервную деятельность связывают с характерными для коры больших полушарий головного мозга нейрофизиологическими процессами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Примечание
Для высшей нервной деятельности характерно непрерывное совершенствование психических процессов, происходящее двумя путями: теоретическим и эмпирическим. Теоретический путь предполагает усвоение опыта других людей посредством обучения. Эмпирический в сравнении с теоретическим более индивидуален, имеет в основе личную практику человека.
Виды рефлексов у человека, классификация с примерами
Все имеющиеся у человека рефлексы делят на категории по:
- Видам рецепторов: проприоцептивные, интероцептивные, экстероцептивные.
- Эффекторам: вегетативные, соматические.
- Степени сложности организации: моносинаптические, полисинаптические.
- Биологической значимости: защитные, ориентировочные, половые, пищеварительные.
- Характеру воздействия на деятельность эффектора: тормозные, возбудительные.
- Анатомическому расположению: спинальные, относящиеся к реакциям головного мозга.
Еще один признак деления – тип образования. Согласно этому признаку, различают условные и безусловные рефлексы.
Определение
Условные рефлексы – это приобретенные путем научения индивидуальные реакции.
Условный рефлекс может вырабатываться при совпадении во времени нейтрального стимула и безусловного раздражителя. В дальнейшем проявляется только при возникновении нейтрального стимула.
Классическим примером считается подача пищи с одномоментным загоранием лампочки: появившееся в дальнейшем слюноотделение в ответ на горящую лампочку в отсутствии пищи и будет условным рефлексом.
Определение
Безусловные рефлексы – это базовые, врожденные реакции организма, полученные им в наследство от предков.
Основная функция безусловных реакций – поддержание постоянства внутренней среды, защита. С их помощью организм приспосабливается к постоянным условиям окружающей среды, ориентируется в пространстве, употребляет пищу, обороняется, может обеспечивать размножение.
Примером простейшего безусловного рефлекса является отдергивание руки от источника повышенной температуры: так организм сохраняет целостность кожных покровов.
Примечание
Важное свойство безусловных рефлексов – отсутствие большинства из них в раннем возрасте, самостоятельное появление на более поздних сроках онтогенеза. К примеру, рефлекс опоры на ноги возникает к 9–10 месяцам, а закрепляется ближе к году.
Механизм образования рефлексов
В основе механизма лежит временная связь между параллельно возбуждающимися зонами головного мозга. К примеру, между корковым центром безусловного рефлекса и тем центром анализатора, на который воздействует стимул.
Происходит это в следующем порядке. Под воздействием нейтрального раздражителя в соответствующих рецепторах формируется возбуждение. Возникшие импульсы передаются в мозговой отдел анализатора. Воздействие безусловного раздражителя также инициирует специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, в результате чего импульсы идут в кору головного мозга через подкорковые центры.
В итоге в коре головного мозга наблюдается два параллельно возникших очага возбуждения, между которыми формируется временная рефлекторная связь по принципу доминанты: от слабо возбужденного очага к очагу с более высоким уровнем возбуждения.
Торможение и его разновидности
Определение
Торможение – это нервный процесс, результатом которого выступает значительное ослабление или полное подавление возбуждения.
Вместе с возбуждением торможение обеспечивает корректное функционирование внутренних органов и всего организма в целом.
Классификация процессов торможения предполагает три вида:
- Запредельное, возникающее при чрезмерном увеличении интенсивности раздражителя и нарушении работоспособности нервных клеток.
- Внешнее, выступающее результатом возникновения нового очага возбуждения.
- Внутреннее.
Последний вид, в свою очередь, делится на 4 подвида:
- Дифференцированное торможение, выражающееся в отличии реакций на схожие между собой раздражители.
- Угасательное, фиксирующееся при постепенном угасании реакции.
- Условный тормоз, при котором нейтральный раздражитель становится сигналом к торможению реакции при отсутствии подкрепления условного рефлекса.
- Запаздывание реакции возбуждения, характерное для длительных по своей структуре условных раздражителей.
Особенность запаздывающего торможения состоит в том, что в начальном периоде реакции наблюдается процесс торможения, а в заключительном появляется возбуждение.
Значение рефлексов в жизни человека
Биологическое значение безусловных рефлексов заключается в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма в начальном периоде существования вне утробы. Кроме того, они являются основой для выработки большинства условных рефлексов в дальнейшем.Примечание
В теории биологии встречается термин инстинкт. Это научное название совокупности сложных безусловных рефлексов, определяющих формы поведения.
В отличие от врожденных реакций, условные рефлексы характеризуются осознанностью. Они основаны на опыте, помогают приспосабливаться к изменяющемуся окружению, состоянию внешней среды.
Примечание
В психологии приобретенные реакции наделяются еще одним значением: считается, что они помогают прогнозировать ситуации, предвидеть будущие события. Схема проста: основываясь на предыдущем опыте, имея определенные навыки и реакции, человек может быстро смоделировать поведение других людей, изменения окружающей среды.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Биологическое значение безусловных и условных рефлексов
Билет № 10
1. Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.
Автотрофное питание, когда организм сам синтезирует органические вещества из неорганических, включает фотосинтез и хемосинтез (у некоторых бактерий).
Фотосинтез протекает у растений, цианобактерий. Фотосинтез — это образование органических веществ из углекислого газа и воды, на свету, с выделением кислорода. У высших растений фотосинтез происходит в хлоропластах — пластидах овальной формы, содержащих хлорофилл, который определяет окраску зеленых частей растения. У водорослей хлорофилл содержится в хроматофорах, имеющих различную форму. У бурых и красных водорослей, обитающих на значительной глубине, куда затруднен доступ солнечного света, имеются другие пигменты.
Фотосинтез обеспечивает органическим веществом не только растения, но и животных, которые ими питаются. То есть является источником пищи для всего живого на планете.
Выделяющийся при фотосинтезе кислород, поступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы из кислорода образуется озон. Озоновый экран защищает поверхность Земли от жесткого ультрафиолетового излучения, что сделало возможным выход живых организмов на сушу.
Кислород необходим для дыхания растений и животных. При окислении глюкозы с участием кислорода в митохондриях запасается почти в 20 раз больше энергии, чем в его отсутствие. Что делает использование пищи гораздо более эффективным, привело к высокому уровню обмена веществ у птиц и млекопитающих.
Все это позволяет говорить о планетарной роли фотосинтеза и необходимости охраны лесов, которые называют «легкими нашей планеты».
2. Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую.
Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи — к животным.К царству животных относятся гетеротрофные организмы, являющиеся фаготрофами, т. е. поглощающие пищу более или менее крупными частями, «кусочками». В отличие от грибов, которые всасывают питательные вещества в виде растворов (осмотрофы).
Для животных характерна подвижность, хотя некоторые кишечнополостные во взрослом состоянии ведут оседлый образ жизни. Также у большинства животных имеется нервная система, обеспечивающая ответную реакцию на раздражения.
Животные могут быть растительноядными, плотоядными (хищники, падальщики) и всеядными.
Свиристели на ветке рябиныВ природе животные являются консументами, потребляют готовое органическое вещество и значительно ускоряют круговорот веществ в экосистемах и биосфере в целом. Животные способствуют процветанию многих видов растений, являясь опылителями, распространяя семена, разрыхляя почву, обогащая ее экскрементами. Морским животным, обладающим известковым скелетом, мы обязаны образованием запасов мела, известняка, способствующих постоянной концентрации углекислого газа в атмосфере.
Эвглена зеленая, одноклеточное живое существо, занимает промежуточное положение в систематике, обладая особенностями, присущими разным царствам. Она имеет хлоропласты и на свету питается с помощью фотосинтеза. При наличии в воде растворенных органических веществ, особенно в темноте, она их поглощает, переходя на гетеротрофное питание. Наличие жгутика обеспечивает подвижность, что также роднит ее с животными.
3. Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлексов. Составьте схему рефлекторной дуги (безусловного рефлекса) и объясните, из каких частей она состоит. Приведите примеры безусловных рефлексов человека.
Учение о рефлексах связано с трудами отечественного физиолога Ивана Михайловича Сеченова.
Рефлексом называют ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую при участии нервной системы. Рефлексы бывают безусловные — врожденные и условные — приобретенные в течение жизни.
Безусловные рефлексы обеспечивают выживание организма и вида в постоянных условиях среды и на ранних этапах жизни. К ним относятся защитные (мигание при попадании соринки в глаз), ориентировочные (изучение окружающего мира), пищевые (сосание у детей, выработка слюны). Инстинкты тоже носят врожденный характер, их иногда рассматривают как сложную последовательность безусловных рефлексов. Важнейшим инстинктом является продолжение рода.
Для приспособления к новым условиям служат условные рефлексы. Они образуются при наличии определенных условий и обеспечивают наилучшую ответную реакцию. Примером условного рефлекса является прилет птиц к знакомой кормушке, распознавание съедобного и несъедобного (поначалу птенец клюет все подряд) , обучение собаки командам.
Рефлекторная дуга безусловного коленного рефлекса включает:
- рецептор — окончание чувствительного нейрона,
- нервные пути, по которым сигнал передается в центральную нервную систему — чувствительный нейрон, который передает сигнал в спинной мозг,
- исполнительный нейрон в передних корешках спинного мозга, передающий ответную команду,
- орган, производящий ответную реакцию, — мышца.
Большинство дуг других рефлексов включают дополнительно вставочные нейроны.
автор: Владимир Соколов
определение условного+рефлекса по Медицинскому словарю
Условный+рефлекс | определение условного+рефлекса по Медицинскому словарюУсловно-рефлекторный | определение условного+рефлекса по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:
обусловленный рефлекс
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.Полный браузер ?
- ▲
- Условная реакция — In Flagrante Delecto
- условные реакции
- условные реакции
- условные реакции
- Кондиционированное помещение
- Условные раздражители
- Условные раздражители
- Условные раздражители
- условный раздражитель
- условный раздражитель
- условный раздражитель
- условный раздражитель
- условный раздражитель
- условный раздражитель
- инструкция условного останова
- условное подавление
- Условное отвращение к вкусу
- Условное отвращение к вкусу
- Условное отвращение к вкусу
- Условное отвращение к вкусу
- Условное отвращение к вкусу
- обусловленное вкусовое предпочтение
- обусловленное вкусовое предпочтение
- обусловленное вкусовое предпочтение
- обусловленное вкусовое предпочтение
- приучил их к
- кондиционируется до
- приучил нас к
- условное изъятие
- подготовил вас к
- условно+рефлекс
- условно
- условно
- кондиционер
- кондиционер
- кондиционер
- кондиционер
- кондиционер
- кондиционер
- кондиционер
- Кондиционер (химия)
- Кондиционер (сельскохозяйственный)
- Кондиционер (сельскохозяйственный)
- Кондиционеры
- Кондиционеры
- Кондиционеры
- Кондиционеры
- кондиционирование
- кондиционирование
- кондиционирование
- кондиционирование
- кондиционирование
- кондиционирование
- кондиционирование
- Кондиционирование (значения)
- Кондиционирование (значения)
- Кондиционирование (значения)
- Кондиционирующая дуга
- Стрелка кондиционера
- Мониторинг на основе кондиционирования
- Оборудование для кондиционирования
- ▼
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Как это работает и как его можно применять
Классическое обусловливание — это тип обучения, которое происходит бессознательно.
При обучении с помощью классического условного рефлекса автоматическая условная реакция сочетается с определенным стимулом. Это создает поведение.
Самый известный пример этого принадлежит тому, кого некоторые считают отцом классической обусловленности: Ивану Павлову. В ходе эксперимента по собачьему пищеварению он обнаружил, что со временем у собак выделяется слюна не только тогда, когда им подают еду, но и когда приходят люди, которые их кормят.
Чтобы проверить свою теорию о том, что у собак выделяется слюна, потому что они ассоциируют людей с тем, что их кормят, он начал звонить в колокольчик, а затем подавать еду, чтобы они ассоциировали звук с едой.
Эти собаки научились ассоциировать звон колокольчика с едой, вызывая слюноотделение во рту всякий раз, когда звонит колокольчик, а не только тогда, когда они сталкиваются с едой.
Кондиционирование полезно в эволюционном смысле, потому что оно помогает нам формировать ожидания для подготовки к будущим событиям. Например, заболеваемость от определенной пищи помогает нам ассоциировать эту пищу с болезнью. В свою очередь, это помогает нам не заболеть в будущем.
Все мы так или иначе подвергаемся воздействию классической обусловленности на протяжении всей жизни.
В наши дни рекламодатели часто используют его для продвижения своих продуктов. Например, в рекламе косметики используются актеры с чистой гладкой кожей, чтобы потребители ассоциировали их продукт со здоровой кожей.
Ниже мы разберем классическое обусловливание, приведем несколько примеров и поможем вам лучше понять, как оно используется для здоровья и хорошего самочувствия.
Поделиться на PinterestКлассический пример собаки Павлова. Иллюстрация Рут БасагоитиаТермины, которые необходимо знать
- Безусловный раздражитель. Это то, что вызывает автоматический ответ. В опыте Павлова с собакой безусловным раздражителем является еда.
- Безусловная реакция. Это реакция, которая возникает естественным образом, когда вы испытываете безусловный раздражитель, например слюноотделение от пищи.
- Условный раздражитель. Это считается нейтральным раздражителем. Когда вам предъявляют его снова и снова перед безусловным стимулом (например, едой), он начнет вызывать один и тот же ответ. Звонок перед едой является условным раздражителем.
- Условная реакция. Это приобретенная реакция на условный раздражитель (звонок), которая часто является той же реакцией, что и безусловная реакция. Итак, собаки выделяли слюну на звонок так же, как они выделяли слюну на еду перед ними.
- Вымирание. Этот термин используется, когда вы начинаете предъявлять условный раздражитель (звонок) снова и снова, но без безусловного раздражителя (еда). Со временем собаки разучились считать, что звонок означает приближение еды.
- Обобщение. Это относится к тому, когда вы можете обобщать подобные вещи и реагировать одинаково. У собак начиналось слюноотделение при звуках, похожих на звон колокольчиков, потому что они обобщали то, что узнали.
- Дискриминация. Противоположность обобщению, это наша способность различать, когда что-то похоже, но не идентично, поэтому это не будет давать такой же ответ. Звук рога, например, не вызовет слюноотделения у собак.
Стадии павловского кондиционирования
Перед обусловливанием
Перед обусловливанием — это когда в игру вступают безусловный стимул и безусловная реакция. Это естественная реакция, которой не учили.
Например, пища вызывает слюноотделение, а желудочный вирус вызывает тошноту.
В этот момент условный раздражитель все еще называется нейтральным раздражителем, потому что в настоящее время он не имеет никакого эффекта.
Во время обусловливания
Мы начинаем связывать нейтральный раздражитель с безусловной реакцией.
Например, вы можете связать определенный тип пищи с желудочным вирусом, или звонок в колокольчик перед получением еды может быть связан с получением еды.
После обусловливания
Как только вы научитесь связывать условный раздражитель с безусловной реакцией, она станет условной реакцией.
Итак, конкретный тип пищи теперь вызывает тошноту (даже если это не обязательно вызвало желудочный вирус), а звонок вызывает слюноотделение.
Таким образом, вы бессознательно научились ассоциировать новый стимул (будь то ситуация, объект, человек и т. д.) с реакцией.
Попробуйте сами
В «Офисе» есть отличный (и забавный!) пример классического обусловливания:
Есть множество способов экспериментировать с обусловливанием в повседневной жизни. Вот несколько советов, которые следует учитывать:
- Создайте в своем домашнем офисе благоприятную обстановку с хорошим освещением и чистыми поверхностями, чтобы сделать его более позитивной рабочей атмосферой. Хорошая рабочая среда может заставить вас выполнять больше работы.
- Создайте ритуал перед сном, чтобы приучить себя ложиться спать раньше. Вы можете сделать это, приглушив свет и избегая экранов за 30 минут до сна. Это может создать атмосферу сна.
- Обучайте питомца основным приемам послушания или специальным трюкам, попросив его выполнить задание и вознаграждая его одним и тем же способом снова и снова. Вы даже можете использовать трюк Павлова и попробовать определенный звонок, чтобы сообщить им, когда будет обед (и что они должны сидеть и терпеливо ждать).
- Приучайте детей к хорошему поведению, поощряя их небольшим угощением или новой игрушкой. Если им трудно делиться, вознаградите их, когда они попытаются поделиться.
Существует множество различных примеров классической обусловленности и того, как мы можем учиться в повседневной жизни.
Пример 1
Последние несколько лет вы получаете зарплату каждую пятницу. Даже если у вас новая работа, где вы получаете зарплату в разные дни, по пятницам вы все равно чувствуете себя хорошо. Вас приучили ассоциировать это с позитивом от получения этой зарплаты.
Пример 2
Раньше вы курили в определенном месте на работе, но недавно бросили курить. Каждый раз, когда вы идете в эту зону отдыха, ваше тело жаждет сигареты.
Пример 3
Во время грозы дерево ломается и падает на ваш дом, нанося серьезный ущерб. Теперь всякий раз, когда вы слышите гром, вы чувствуете тревогу.
В то время как классическое обусловливание связано с автоматическими, заученными реакциями, оперантное обусловливание представляет собой другой тип обучения.
При оперантном обусловливании вы обучаетесь поведению на основе последствий этого поведения, которые, в свою очередь, влияют на ваше поведение в будущем.
Итак, когда какое-то поведение приводит к удовлетворительному результату, вы учитесь ассоциировать его с этим результатом и работаете над тем, чтобы оно повторялось. С другой стороны, отрицательный результат заставит вас избегать такого поведения, чтобы избежать этого результата.
При дрессировке собак за хорошее поведение вознаграждаются угощениями, что повышает вероятность того, что ваша собака будет хорошим мальчиком или девочкой, чтобы получить угощение.
С другой стороны, плохое поведение может не вознаграждаться или наказываться. Это снизит вероятность того, что ваша собака будет делать это в будущем.
В то время как классическое обусловливание считается бессознательным обучением, оперантное обусловливание — это то, что большинство людей считает привычкой. Речь идет об усилении и считается более контролируемым. Классическое обусловливание считается скорее рефлексом.
Фобии
Классическое обусловливание используется как для понимания, так и для лечения фобий. Фобия — это чрезмерный, иррациональный страх перед чем-то конкретным, например, перед объектом или ситуацией.
Когда у вас развивается фобия, ее часто можно объяснить классическим состоянием.
Например, если у вас случилась паническая атака в определенном месте — например, в лифте — вы можете начать ассоциировать лифты с паникой и начать избегать или бояться всех поездок на лифте. Отрицательный стимул может повлиять на вашу реакцию.
Важно помнить, что фобии основаны на иррациональных страхах. Точно так же, как классическое обусловливание, возможно, сыграло свою роль в «обучении» этой фобии, оно также может помочь лечить ее с помощью контробусловливания.
Если кто-то подвергается воздействию объекта или ситуации, которых он боится, снова и снова без отрицательного результата, классическое обусловливание может помочь отучиться от страха. После того, как вы прошли 100 лифтов и не испытали паники, вы больше не должны ассоциировать это с паникой.
ПТСР
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это тяжелое тревожное расстройство, которое развивается после того, как вы пережили травматическое событие. Это может заставить вас чувствовать опасность, даже если вы в безопасности.
Этому сильному беспокойству учат через обусловливание. Люди с посттравматическим стрессовым расстройством имеют сильные ассоциации, связанные с травмой.
Употребление наркотиков
Кондиционирование вступает в игру с людьми, выздоравливающими от расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Люди, которые употребляли наркотики в определенных условиях или с определенными людьми, часто бессознательно связывают удовольствие от употребления наркотиков с этими вещами.
Вот почему многие врачи рекомендуют людям, выздоравливающим от употребления психоактивных веществ, избегать ситуаций и сред, которые они связывают с употреблением психоактивных веществ, чтобы избежать рецидива.
Классическое обусловливание в терапии
Два типа терапии психического здоровья часто считаются контробусловливающими:
- экспозиционная терапия
- терапия отвращением
экспозиционная терапия часто используется при тревожных расстройствах и фобиях. Человек подвержен тому, чего он боится. Со временем они приучаются больше не бояться этого.
Терапия отвращением направлена на то, чтобы остановить вредное поведение, заменив положительную реакцию отрицательной реакцией. Это часто используется для злоупотребления веществами, такими как алкоголь.
Врач может прописать кому-то лекарство, от которого ему становится плохо, если он употребляет алкоголь, поэтому у человека употребление алкоголя ассоциируется с плохим самочувствием.