Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Звуки твердые и мягкие звонкие и глухие: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Видеоурок по русскому языку 5 класс тема Согласные Твердые и мягкие Звонкие и глухие.

Повторение пройденного в 1 — 4 классах

Синтаксис. Пунктуация.

Фонетика. Орфоэпия.

Лексика

Морфемика. Орфография.

Морфология. Орфография. Имя Существительное

Морфология. Орфография. Имя Прилагательное

Морфология. Орфография. Глагол

Показать все темы

Русский язык

5 6 7 8 9

Поделиться

1

0

04:03

Согласные звуки состоят из шума и голоса: при их образовании голос и воздух сталкиваются с различными препятствиями, возникающими из-за строения нашего речевого аппарата. Все согласные можно поделить на группы по принципу звонкости/глухости и твёрдости/мягкости.

Согласные.Твердые и мягкие. Звонкие и глухие.

Пройти тест

Урок № 1. Арабский алфавит. Письмо. Транскрипция. Гласные [а], [и], [у]. Буквы ا, د, ر, ز Звуки [д], [р], [з]

Арабский алфавит

Арабский алфавит состоит из 28 букв, которые имеют разную форму в зависимости от того, стоят ли они в начале, в середине или в конце слова, или написаны отдельно. Арабский алфавит вы сможете понять только после того, как изучите каждую его букву и звук по отдельности в течение 20 уроков (ради любопытства можно на него посмотреть). В данном уроке вы изучите 4 буквы и 6 звуков. Приступим.

Арабское письмо

Буквы ا и د, звук [д]

Арабы пишут справа налево, и арабская книга начинается там, где русская кончается. Поэтому тетрадь надо начать с «последней» страницы.

Арабские буквы различны по высоте и по расположению относительно линии строки. Мы будем соразмерять их с первой буквой арабского алфавита – алифом*, которая представляет собой вертикальную черту. Для начальных упражнений целесообразно принять высоту алифа в 8—9 мм, то есть несколько больше, чем в обычных арабских почерках.

*Буква алиф сама по себе никакого звука не обозначает. Ее назначение в арабском письме будет разъяснено в следующем уроке.

Упражнение 1. Перепишите справа налево, соблюдая размеры буквы алиф:

ا ا ا ا ا ا ا ا ا ا

Буква د (даль), обозначающая согласный звук [д], близкий по звучанию к соответствующему русскому, по высоте превышает половину алифа, пишется сверху вниз. Ее нижнее закругление лежит на линии строки.

Упражнение 2. Перепишите справа налево, чередуя даль с алифом:

ا د ا د ا د ا د ا د

Твердые, мягкие и средние согласные

Важной особенностью русского произношения является наличие так называемых твердых и мягких согласных. Если сравнить, например, произношение слогов ДА и ДЯ [дьа], мы заметим, что кончик языка в обоих случаях занимает одно и то же положение — у верхних зубов. Окраска же согласного (в первом случае — твердая, а во втором — мягкая) зависит от положения остальных частей языка: если средняя часть языка приподнята и приближена к твердому нёбу (средняя часть нёба), то получается мягкий согласный; если же приподнята задняя часть языка к мягкому нёбу (задняя часть нёба), то получается твердый согласный. Это различие в положении языка можно проследить, прочувствовать, если протяжно (слитно) произносить некоторые русские согласные, попеременно меняя их окраску:

[в – вь – в – вь – в – вь – в – вь]
[з – зь – з – зь – з – зь – з – зь]
[л – ль – л – ль – л – ль – л – ль]
[н – нь – н – нь – н – нь – н – нь]
[с – сь – с – сь

– с – сь – с – сь]

При этом можно заметить, что твердые согласные имеют ы-образный оттенок, а мягкие – и-образный, поскольку средняя и задняя части языка в этих случаях занимают примерно те же положения, что и при произношении, соответственно [ы] и [и].

Арабский согласный د занимает промежуточное положение между русским твердым [д] и русским мягким [дь].

Такие согласные мы будем называть средними. Продолжая наше сравнение с гласными, мы можем сказать, что средние согласные имеют э-образный оттенок.

Краткие гласные и огласовки

Гласных букв в арабском алфавите нет. Для обозначения кратких гласных звуков служат значки, которые пишутся над или под теми согласными буквами, после которых идут эти гласные звуки. Эти значки называют огласовками

.

Краткий гласный [а] обозначается маленькой наклонной черточкой над буквой. Например, слог [да] изображается так: دَ

Чтобы правильно произнести арабское [а], установите рот так, как если бы вы собирались сказать [э] в слове эти, и, не меняя положения языка, постарайтесь произнести [а].

Произношение арабского слога دَ можно уточнить путем сравнения с русскими слогами [да] и [дя]:

Твердое [д] + заднее русское [а] [да]
Среднее арабское [д] + краткое э-образное арабское [а] دَ
Мягкое [дь] + переднее русское [а] [дя]

Из этого сравнения мы видим, что арабский слог دَ как по оттенку согласного, так и гласного занимает среднее, промежуточное положение между русскими слогами [да] и [дя].

Упражнение 3. Прочтите справа налево, правильно произнося краткий слог دَ и перепишите.

دَ دَ دَ دَ دَ دَ دَ دَ دَ دَ

Краткий гласный [и] обозначается на письме такой же черточкой под буквой, например, دِ [ди].

Арабский краткий гласный [и] занимает среднее, промежуточное положение между русскими [ы] и [и]. Согласный [д] перед ним не смягчается, сравним произношение арабского دِ с русскими [ды] и [ди].

Твердое [д] + заднее русское [ы] [ды]
Среднее арабское [д] + среднее [и] دِ
Мягкое [дь] + переднее русское [и] [ди]

Упражнение 4. Прочтите справа налево, правильно произнося краткий слог دِ, обращая особое внимание на отсутствие смягчения د. Перепишите слоги.

دِ دِ دِ دِ دِ دِ دِ دِ دِ دِ

Упражнение 5. Прочтите справа налево, правильно произнося краткие слоги دَ и دِ, перепишите их.

دَ دِ دَ دِ دَ دِ دَ دَ دِ دَ دِ دِ دَ دِ

Краткий гласный [у] на письме обозначается надбуквенным значком, наподобие запятой с несколько увеличенной головкой, например, دُ [ду]. По своему звучанию он близок к русскому [у].

Упражнение 6. Прочтите справа налево, обращая внимание на «среднее» произношение د и на краткость гласного [у]. Перепишите слоги.

دُ دُ دُ دُ دُ دُ دُ دُ دُ دُ

Упражнение 7. Прочтите справа налево, правильно произнося согласный د и гласные [а], [и], [у], и перепишите их.

دَ دِ دُ دِ دُ دَ دُ دَ دِ دُ دِ دَ دَ دُ دِ دِ دَ دُ

Если после согласного звука нет никакого гласного, то над этой буквой пишется специальный

значок отсутствия гласного в виде маленького кружка, так называемый сукун, например:

 

[дад]

دَدْ

 

[дид]

دِدْ

 

[дуд]

دُدْ

Арабские звонкие согласные в конце слога, в отличие от русских, сохраняют звонкость (не оглушаются). За этим необходимо всегда тщательно следить, не допуская произношения [дут] вместо [дуд] и т. п.

Буква ر и звук [р]

Буква ر (ра) представляет собой дужку, которая пишется справа-вниз-налево и пересекает линию строки. Верхняя ее часть слегка наклонена влево и возвышается над линией строки приблизительно на 2 мм; нижняя, подстрочная часть довольно круто поворачивает влево, опускаясь на 2-3 мм ниже линии строки. Вот буква

ра рядом с алифом и далем:

ادر

Упражнение 8. Перепишите справа налево.

ادر ادر ادر ادر ادر ادر ر ر ر ر ر ر ر ر ر ر

Буква ра обозначает твердый согласный [р], похожий на соответствующий русский, но произносимый несколько энергичнее. Этот звук в арабском языке никогда не смягчается, даже перед [и]. Гласный [а] после [р] приобретает «задний» оттенок, как в русском слове клал.

Упражнение 9. Прочтите справа налево, энергично произнося ر, не смягчая его перед [и] и правильно произнося [а]. Перепишите.

رَرِرُ

رِرُرَ

رَرُرِ

 

رُرِرَ

رُرَرِ

رِرَرُ

 

Аудио для رَرُرِ:

Упражнение 10. Прочтите справа налево, правильно произнося гласный [а] после د и после ر.

دَرَ دِرُ رَدْ رِدْ دَرْ رُدْ

Упражнение 11. Прочтите, соблюдая правила произношения (ударение везде на первом слоге). Перепишите, располагая огласовки приблизитесьно на одной горизонтали, не очень близко к буквам.

رِدَرُ

دِرْ

رَدْ

دَرْ

دِرُدَ

دَرِرْ

دَرِدُ

رُدْ

رُدِرَ

دَرُرْ

دُرِدَ

دُرْ

Транскрипция

Транскрипцией называется условная запись звуков языка с той или иной степенью точности. Мы будем пользоваться транскрипцией на основе русского алфавита с несколькими добавочными значками. Эта транскрипция не передает некоторых оттенков арабских звуков, однако вполне пригодна для изучения звуко-буквенного состава арабского слова и как вспомогательное средство для освоения системы арабского письма.

Транскрипция передает как согласные, так и гласные звуки. Так, звукосочетание دَرُرْ транскрибируется как [дарур].

Упражнение 12. Запишите в транскрипции (протранскрибируйте) звукосочетания упражнения 11.

Упражнение 13. Запишите (в тетради) арабскими буквами следующие звукосочетания:

[рид, дарара, руд, дур, дирур]

Буква ز и звук [з]

Буква ز (зайн) пишется точно так же, как ра, но в отличие от нее имеет сверху различительную точку.

Буква зайн обозначает средний согласный звук [з], близкий к соответствующему русскому, но не смягчающийся перед [и], и не «твердеющий» перед [а] и [у].

Гласный [а] после ز произносится так же, как и после د, т. е. э-образно.

Упражнение 14. Прочтите, не смягчая ز перед [и] и правильно произнося [а]. Перепишите, ставя различительные точки и огласовки не очень близко к буквам.

زَزَزَ زُزُزُ زِزِزِ زَزِزُ زِزُزَ زَزْ زِزْ زُزْ

Аудио для زَزُزِزْ:

Упражнение 15. Прочтите, соблюдая правила произношения (ударение везде на первом слоге). Перепишите столбиком, рядом запишите данные звукосочетания в транскрипции.

رُدْ

دُرْ

زُدْ

زِدْ

رَزَدَ

دِزُرَ

زَرْدُ

دَرِزْ

دَرْدَ

زَرْدَ

دِزَرُ

زُرِدَ

زُرْدِ

رَدِزُ

دَرَرْ

رِزِدُ

Упражнение 16. Перепишите столбиком следующие звукосочетания в транскрипции и рядом напишите их арабскими буквами с огласовками.

[дар, дур, рад, зид, зур, раз, зар, дарар, дируза, зурида, дазиру, ризада, дарза, разда, дарда]

Присоединяйтесь к телеграм-каналу @lingust и:

4 важных звука, которые вы теряете из-за потери слуха

Большинство людей с удивлением обнаруживают, что в большинстве случаев потери слуха люди без проблем слышат множество звуков и с трудом воспринимают определенные звуки.

Например, если вы плохо слышите только высокие звуки, вы можете страдать от наиболее распространенного типа потери слуха, известного как высокочастотная потеря слуха.

При высокочастотной потере слуха вы, вероятно, нормально слышите более низкие звуки, что создает ощущение, что ваш слух нормальный. Однако более высокие звуки могут вообще не распознаваться.

Итак, какие частоты вы должны слышать здоровым слухом?

Звук можно охарактеризовать по громкости (измеряется в децибелах) и по частоте или высоте тона (вычисляется в герцах).
При нормальном слухе вы сможете слышать звуки в диапазоне частот от 20 до 20 000 Гц, но наиболее важные звуки находятся в диапазоне от 250 до 6 000 Гц. Внутри этого диапазона вы сможете услышать большинство частот при относительно низкой громкости около 0-25 децибел.

При высокочастотной потере слуха вы можете слышать низкие частоты при довольно низкой громкости (0–25 децибел), но вы не сможете слышать более высокие частоты без увеличения громкости (иногда до увеличение на 90 децибел с тяжелой потерей слуха).

Итак, какие высокочастотные звуки вам было бы трудно слышать при высокочастотной тугоухости?

Вот четыре:

1.

Согласные

В речи сочетаются как низкие, так и высокие звуки.
Гласные звуки, такие как короткая буква «о» в слове «горячий», имеют низкие частоты и, как правило, их легко услышать даже при потере слуха.
Такие согласные, как «s», «h» и «f», имеют более высокие частоты и их труднее расслышать. Поскольку согласные передают большую часть значения в речи, было бы логично, если бы люди с высокочастотной потерей слуха не могли следить за разговорами.

2. Голоса женщин и детей

Для многих мужчин, которых обвиняли в игнорировании своих жен или «избирательном слушании», у них теперь может быть веское оправдание.

Женщины и дети, как правило, имеют более высокие голоса с меньшей амплитудой или громкостью. Из-за этого людям с нарушениями слуха может быть легче слышать мужской голос.

3. Щебетание птиц

Звуки щебетания птиц чаще всего в более высоких частотах, что означает, что вы не можете услышать эти звуки полностью.

На самом деле, многие пациенты выражают свое удивление, когда после того, как им надели слуховой аппарат, они вновь услышали пение птиц.

4. Некоторые музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты, способные воспроизводить высокочастотные звуки, такие как флейта, скрипка и другие, могут быть плохо слышны людям с нарушениями слуха.

Музыка в целом имеет тенденцию терять часть своей силы у людей с нарушением слуха, поскольку определенные инструменты и частоты неразличимы.

Если потеря слуха мешает вам слышать звуки, которые вам нравятся, или даже затрудняет ежедневный разговор. Обязательно обратитесь к квалифицированному специалисту по слуховым аппаратам сегодня и проверьте свой слух, чтобы выяснить, что вы можете упустить.

Влияние потери слуха на развитие

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

Слух важен для развития речи и языка, а также для обучения. Аудиологи могут проверить слух вашего ребенка и помочь с любыми проблемами.

На этой странице:

  • О слухе и развитии
  • слов
  • предложений
  • Речь
  • Успех в школе
  • Социальные навыки
  • Что вы можете сделать

О слухе и развитии

Слышание звуков и слов помогает детям научиться говорить и понимать. Ребенок с нарушением слуха пропускает эти звуки. Это может вызвать проблемы с речью, чтением, успеваемостью в школе и социальными навыками. Если вы считаете, что у него проблемы со слухом, важно проверить вашего ребенка. Раннее получение помощи является ключевым моментом.

Потеря слуха у детей может привести к:

  • Задержке речи и языковых навыков
  • Проблемы с обучением в школе
  • Недовольство собой
  • Не получается завести друзей

Узнайте больше о проблемах, которые могут возникнуть у детей с потерей слуха, ниже.

Слова

Дети с нарушением слуха не учат слова так быстро, как дети с нормальным слухом. Они могут:

  • Выучить конкретные слова, такие как кот, прыжок, пять, и красный . Однако у них могут возникнуть проблемы с абстрактными словами, такими как до, равно, и застенчиво . Они не могут использовать такие слова, как , an, are, и a .
  • Проблемы с пониманием различных значений слова. Подумайте о слове летучая мышь . Это может означать летающее животное или то, что мы используем для игры в бейсбол. Ребенок с потерей слуха может не понимать этих значений.
  • Чем старше дети с нормальным слухом, тем больше они отстают. Дети с нарушением слуха не догоняют без посторонней помощи.

Предложения

У детей с нарушением слуха могут возникнуть проблемы с пониманием и использованием предложений. Они могут:

  • Понимать и использовать более короткие предложения, чем дети с нормальным слухом.
  • Проблемы с более сложными предложениями. Они не могут использовать придаточные предложения в своих предложениях. Пример предложения: « Когда я вернусь домой , я поужинаю». Они не могут использовать пассивный залог. Примером этого является «Мяч был брошен Марией ».
  • Трудно слышать окончания слов, например -s или -ed . Они могут не понимать или использовать слова во множественном числе, например cat s . Они не могут использовать прошедшее время, например, walk ed . А притяжательные формы, такие как Bob , может быть трудно услышать или использовать.

Речь

Дети с нарушением слуха плохо слышат звуки. У них могут быть проблемы с четкой речью. Они могут:

  • Не использовать звуки вроде с, ш, ф, т, или к . Это тихие звуки, которые трудно услышать.
  • Не слышат собственного голоса, когда говорят. Они могут быть слишком громкими или слишком мягкими. Они могут говорить на высокой ноте. Люди могут думать, что они бормочут или звучат иначе.

Успехи в школе

У детей с нарушением слуха проблемы в школе. Чтение и математика могут быть самыми трудными для них. Вот некоторые факты о потере слуха и успеваемости в школе:

  • Дети с потерей слуха от легкой до средней степени без посторонней помощи могут отставать в классе на один-четыре класса.
  • Дети с более серьезной потерей слуха могут не учиться дальше третьего или четвертого класса. Поддержка школы поможет им добиться большего успеха.
  • Дети с потерей слуха учатся хуже, чем дети с нормальным слухом. Пропасть между ними со временем увеличивается.
  • Дети с потерей слуха будут лучше учиться в школе, если им своевременно помогут. Это включает в себя поддержку дома от родителей и семьи.

Социальные навыки

Потеря слуха может затруднить общение с другими людьми. Дети могут не захотеть разговаривать или играть с другими детьми. Дети с потерей слуха могут:

  • Чувствуют себя одинокими и будто у них нет друзей.
  • Быть несчастным в школе.

What You Can Do

Самое важное, что вы можете сделать, это проверить слух вашего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *