Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как подростка заинтересовать учебой совет психолога: советы родителям. Как быть с ленивым ребенком? Неожиданные советы психолога

Содержание

Как заставить ребенка учиться и делать уроки? Советы психолога

Начинается учебный год, и Интернет взрывается от родительских запросов: «ребёнок не хочет учиться», «как заставить ребёнка делать уроки?», «что делать, если ребёнку надоела учёба?». Каждый родитель хочет видеть в сыне или дочери примерного ученика, с радостью бегущего в школу и прилежно выполняющего домашние задания. Но что делать, если у ребёнка вдруг пропало желание учиться? Стоит ли его заставлять или есть другие способы? Ответы вы найдёте в данной статье.

Перестаньте гиперопекать ребёнка и дайте разумную свободу формирующейся личности. При это не беспокойтесь за ребёнка, всегда знайте, где он находится, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него с помощью приложения «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.

Содержание:
  • Выясняем причину
  • Правильная позиция родителей
  • Как помочь ребёнку?
    • Советы психолога
    • 8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу
  • Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Выясняем причину

Prostock-studio/Shutterstock. com

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]

Почему дети не хотят делать уроки? Ответ самый простой. Им не интересно.

К сожалению, школа имеет мало практического опыта для жизни и успеха, а гаджетов и «отвлечений» много. Поэтому школьники часто не понимают – зачем? Для чего им это надо? И как это пригодится в жизни? Важно разговаривать с детьми, отвечать на эти вопросы. Показывайте, рассказывайте на примере известных «молодёжных» людей. Попробуйте вместе использовать эти знания в жизни. Хвалите действия школьника.

Например, можно собрать друзей ребёнка и устроить квест «Зачем нам математика?» Команда, которая найдёт больше практических примеров, получает пиццу,

2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик» 

Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Prostock-studio/Shutterstock.com

Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Prostock-studio/Shutterstock.com

Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

Prostock-studio/Shutterstock. com

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Prostock-studio/Shutterstock.com

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Случай из практики. Стёпа с детства имел лишний вес и очень из-за этого переживал. Уроки физкультуры превращались для него в пытку. Стёпе не удавалось ни пробежать большую дистанцию, ни залезть по канату, ни отжаться от пола. Учитель постоянно ругал его, одноклассники смеялись. На других уроках мальчику тоже приходилось несладко. У него не было друзей, никто не хотел с ним сидеть за одной партой. Стёпины родители собирались разводиться, и им было не до переживаний сына. Замкнутый и неуверенный подросток находил себя лишь в компьютерных играх. Но однажды его судьба резко изменилась. Через онлайн-игру он познакомился с компанией ребят, которые обманывали пожилых людей и забирали у них деньги. Вскоре мошенники решили «взять в дело» и Стёпу. Сначала было страшно, но постепенно он «вошёл во вкус» и стал продолжать дело своих «друзей». Наконец-то Стёпа занимался делом, в котором был успешен, и никто над ним не смеялся и не унижал.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock. com[/caption]

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

  • «Я в тебя верю»;
  • «Всё получится»;
  • «Мы вместе решим эту проблему»;
  • «Не бывает безвыходных ситуаций».

Помощь

Родители могут:

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.

Prostock-studio/Shutterstock. com

Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]

Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за «добровольное» выполнение уроков и какое «наказание» за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник. Наклейки, собирание по буквам слово «молодец» прекрасно работают с младшими школьниками,

Как помочь ребёнку?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Советы психолога

Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.

Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».

  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.

  • Если сравнивайте ребёнка, то только с самим собой: «Вот видишь, в том году тебе было сложно запомнить таблицу умножения, а в этом году ты её как орешки щёлкаешь!»

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

  1. Чаще хвалите за успехи, даже за самые незначительные.
  2. Объясните, почему так важно учиться в школе, что это даст ребёнку в будущем.
  3. Не стоит ругать за плохие оценки, ребёнок и так расстроен этим фактом. Постарайтесь сначала выяснить причину.
  4. Не «покупайте» хорошие оценки гаджетами и модными вещами.
  5. Чаще говорите со школьником о его мечтах и планах на будущее.
  6. Важно научить ребёнка правильному распределению времени после школы, чтобы его хватало и на отдых, и на домашние задания.
  7. Позиция «важны не оценки, а знания» полезна как для родителей, так и для детей.
  8. Делайте уроки с ребёнком только в том случае, если он попросит вас о помощи.

Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.

В 2018 году портал «Mail.ru Дети» провёл опрос среди российских родителей на тему выполнения заданных на дом уроков. Оказалось, что большинство родителей (70%) вместе с детьми каждый вечер садятся за домашние задания, и только у 30% мам и пап дети делают уроки самостоятельно.

А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:

Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.

Что рекомендуют специалисты:

  • В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
  • Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
  • Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
  • Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.

Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.

Детское образование:

  • Самое важное о школьных каникулах 2020-2021: сроки, даты и возможные изменения
  • Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?
  • О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
  • Лучшие смартфоны для детей (младших, средних и старших щкольников) в 2020 году

Готовимся к школе на следующий год:

  • С какого возраста ребёнок может ходить в школу один? Мнение экспертов
  • Адаптация ребёнка к школе
  • Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком
  • Как быстро выучить таблицу умножения с ребёнком

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4. 2 / 5. Голосов: 27

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Как мотивировать ребенка учиться — советы как увлечь учебой в школе

Период обучения в школе – важный этап в жизни ребёнка. Он получает необходимые знания, социализируется и готовится ко взрослой жизни. Но далеко не все дети любят учится. Некоторые воспринимают учёбу, как скучное и бесполезное времяпрепровождение. А ведь без интереса и мотивации хороших результатов не будет. Поэтому родители должны постараться увлечь школьника учёбой, сделать так, чтобы она ему нравилась. Давайте разберёмся, как мотивировать ребёнка учиться в школе.  

От чего зависит хорошая успеваемость в школе

На успешность ребёнка в школе влияют следующие факторы

:
  • Интерес к изучаемым предметам.
    Если школьнику нравится предмет, то проблем с успеваемостью не возникает. Ребёнок с удовольствием слушает учителя, читает учебные материалы, выполняет задания. Ему интересно углубляться в любимый предмет, он может самостоятельно искать дополнительную информацию по нему, задавать учителю вопросы.
  • Мотивация. Если школьник понимает, для чего нужна учёба, какую пользу и какую выгоду она приносит ему, он стремится хорошо учиться.
  • Личность учителя. В учебном процессе многое зависит от самого учителя. Есть преподаватели, способные интересно и увлекательно объяснять даже самые скучные предметы. Если педагог умеет организовать уроки в классе и подать материал таким образом, чтобы детям нравилось, успеваемость учеников существенно повышается. Хороший учитель знает, как легко мотивировать ребёнка учиться.
  • Способ восприятия информации. Существует несколько каналов восприятия информации – зрительный, слуховой, тактильный. Одни дети лучше запоминают материал, когда видят перед глазами текст и читают его. Другим удобнее воспринимать информацию на слух. Третьим важно записать материал, чтобы сработала моторная память. Если ребёнок будет пользоваться тем каналом восприятия, который наиболее развит у него, учёба будет даваться легче.

Зная эти факторы, вы можете повлиять на успеваемость своего сына или дочери.

Мотивация детей: как мотивировать ребёнка учиться

Существует два вида мотивации – внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация – это обстоятельства, которые заставляют ребёнка учится. Они могут быть как положительными (награда), так и отрицательными (наказание). В качестве награды может выступать все, что угодно: похвала родителей и учителей, уважение одноклассников, материальное поощрение (деньги, подарки, сладости), получение каких-либо возможностей (разрешение сходить кино с друзьями, поиграть в компьютерные игры, поехать в летний лагерь и т. д.). Ребёнок хочет получить что-то из перечисленного, поэтому старается зарабатывать хорошие оценки. 

КУВЫРКОМ не поддерживает идею хвалить подарками, но всеми руками «за» дарить классные настолки просто так 🙂

Наказанием за плохую учёбу может стать лишение каких-либо возможностей или подарков (родители не купят новый телефон, запретят смотреть по вечерам мультики, не отпустят с друзьями на пикник). Боязнь подобных лишений мотивирует школьника учится. Система поощрений и наказаний может стать эффективным способом мотивировать ленивого ребёнка учиться.  

Внутренняя мотивация связана с самой учебной деятельностью и её значением для школьника. Внутренняя мотивация тоже бывает положительной и отрицательной. Имея положительную мотивацию, ребёнок учится не для того, чтобы получить награду или избежать наказания, а потому что ему нравится это делать, и он понимает, что знания пригодятся в будущем.

В качестве отрицательной мотивации выступает понимание того, что без хорошей учёбы не удастся поступить в престижный вуз и получить желаемую профессию. Сам процесс учёбы может быть не очень интересен школьнику, но страх не получить достойного образования и стать неудачником во взрослой жизни мотивирует его учиться.

Внутренняя положительная мотивация является самой продуктивной. Желание получить хорошее образование и стать востребованным специалистом лучше всего стимулирует ребёнка. Именно внутренняя мотивация помогает преодолевать любые трудности и уверенно идти к своей цели.

Как увлечь школьника учёбой: советы психологов

Если сын или дочь не особо интересуется учёбой, и вы не знаете, как мотивировать ребёнка учиться, советы психологов помогут вам.  

Выстройте процесс обучения в игровой форме

Дети обожают играть, поэтому попробуйте превратить выполнение домашних заданий в весёлую игру. Например, решая примеры или задачи по математике, можно задействовать игрушки, конфеты, пуговицы, мелкие предметы. Игрушки могут выступить в качестве персонажей, описанных в условии задачи, а конфеты или мелкие предметы – в качестве счётного материала.

Проявляйте фантазию, старайтесь объяснять материал на простых, житейских примерах, которые ребёнку легко понять. И процесс обучения будет доставлять удовольствие не только школьнику, но и вам. Это простой пример, как мотивировать учиться ребёнка начальной школы. С подростком, конечно, такие методы уже не работают. Здесь нужна его вовлеченность в учебный процесс.    

Учимся, играя вместе с КУВЫРКОМ 

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если ребёнку нравится чем-то заниматься (спортом, рисованием, музыкой или танцами), поддержите его. Создайте благоприятные условия для занятия любимым делом – отдайте сына или дочь в кружок либо секцию, организуйте дома место для занятий. Хвалите и поощряйте ребёнка за успехи.

Если ему разонравилось одно занятие, и он хочет попробовать что-то новое – не препятствуйте. Позвольте ему искать себя, раскрывать и развивать свои таланты. Мотивируйте ребёнка чему-то учиться и делать то, что нравится. Дети, которые чем-то увлечены, обычно учатся лучше тех, кто ничего не делает.

Не акцентируйте внимание на отметках

Некоторым родителям важно, чтобы ребёнок учился на «отлично». Их интересуют не знания, а высокие оценки. Что не так с этим подходом? Акцентируя внимания на оценках, вы искажаете мотивацию ребёнка. И он начинает учиться не ради знаний, а ради «пятерок».

Дети, которых родители ругают за плохие отметки, переживают за каждую «четверку», а «тройка» вообще становится трагедией. Такие дети находятся в постоянном напряжении, часто выпрашивают у учителей «пятерки», давят на жалость. Им не важно, насколько хорошо они знают предмет, им важно, чтобы в дневнике стояла заветная цифра «5».

Поэтому сместите акцент с отметок на реальные знания. Хвалите школьника не за «пятерки», а за усилия, которые он прилагает во время учёбы. Если он расстроился из-за плохой оценки, утешьте его. Скажите, что в следующий раз у него все получится, нужно только потрудиться.

Интересуйтесь успехами ребёнка в школе

Проявляйте искренний интерес к школьным делам ребёнка. Спрашивайте, как прошёл день, что нового он узнал, что интересного происходило на уроках. Обсуждайте с сыном или дочерью изученный материал, размышляйте, как новые знания можно применять в жизни.

Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах, о том, какие предметы вам нравились и хорошо давались, а какие – нет. Станьте для него верным товарищем и мудрым наставником, который всегда поможет и поддержит.

Организуйте рабочее место

Если у школьника нет нормальных условий для занятий дома, его успеваемость будет хромать. Выделите ему место, где он может спокойно делать уроки, и ему никто не будет мешать. Хорошо, если это будет отдельная комната. Если школьник делает уроки в общей комнате, выключите телевизор и старайтесь не шуметь, когда он занимается. Не позволяйте младшим братьям или сёстрам мешать школьнику и отвлекать его.

Подставки и магнитно-маркерные доски в помощь школьнику

Научите ребёнка справляться со стрессом

Учебный процесс не обходится без стрессов. Подготовка к сложной контрольной, выступление перед классом и другие моменты вызывают стресс, который снижает желание учиться. Объясните школьнику, что стресс – это нормальная реакция психики на столкновение с чем-то сложным или непривычным.

Расскажите ребёнку, как вы справлялись со страхом и волнением, когда учились в школе. Научите его техникам расслабления и борьбы со стрессом. Ребёнок должен знать, что в трудной ситуации вы всегда поможете ему.  

Объясните ребёнку, почему учеба важна и для чего нужно учиться

Младшим школьникам трудно понять, как получаемые в школе знания могут пригодиться в будущем. Все разговоры о поступлении в вуз и о будущей работе они воспринимают как нечто абстрактное и очень далёкое.

Расскажите о своем личном опыте, о том, как учёба в школе помогла вам состояться в жизни. Приведите примеры из жизни родственников и знакомых, которые являются авторитетом для вашего ребёнка и на которых он хочет равняться. Если таких людей в вашем окружении нет, вспомните знаменитых личностей, которые достигли успеха путём упорной работы над собой.

Замечайте позитивные перемены

Чтобы у ребёнка был стимул учиться, он должен видеть результаты своего труда. Например, первоклассник учится красиво писать, вырабатывает почерк. Сохраните тетрадь с корявым почерком, а затем сравните её с тетрадью, где почерк стал лучше, и покажите ребёнку. Скажите, что почерк улучшился благодаря его стараниям и будет улучшаться дальше, если к этому прилагать усилия. Наглядный результат трудов повысит мотивацию школьника.    

Чего нельзя делать, чтобы не отбить интерес к учёбе

Есть вещи, которые нельзя делать, чтобы не вызвать у ребёнка отвращение к учёбе и школе в целом.

  • Не заставляйте сына или дочь учиться. Как ни странно, но самый верный способ отбить у ребёнка интерес к учёбе – заставлять его учиться. Дети не любят, когда их к чему-то принуждают, у них автоматически возникает отторжение к делам, которыми приходится заниматься через силу. Если ребёнок не хочет учиться, мотивировать его будет сложно. Постараетесь организовать учебный процесс так, чтобы он хотел учиться сам, без давления со стороны.
  • Не требуйте высокой успеваемости по всем предметам. Редко кто может отлично знать все школьные предметы. У большинства детей имеются способности к каким-то определённым наукам – точным (математика, физика) или гуманитарным (история, география, русский или иностранный языки). Выясните, какие предметы даются вашему сыну или дочери лучше всего и делайте упор на них. Конечно, остальные уроки забрасывать не стоит, но и заставлять ребёнка учить все на «отлично» тоже не нужно.
  • Не акцентируйте внимание на ошибках и неудачах. Некоторые родители любят указывать своим детям на каждый промах. При этом успехи почти не замечают и воспринимают как должное. Это неверная стратегия как мотивировать ребёнка хорошо учиться. Делать нужно ровно наоборот: хвалить за успехи и не уделять слишком много внимания промахам, воспринимая их как неотъемлемую часть любого обучения.
  • Не перехваливайте. Похвала играет большую роль в мотивировании школьника. Однако перехваливать ребёнка тоже нельзя. Если вы будете восхищаться каждой полученной «пятеркой» так, как будто ребёнок сдал экзамен по матанализу, у него не будет стимула стремиться к чему-то большему. Похвала должна быть адекватна успехам школьника.
  • Не перегружайте ребенка. Если ребёнок посещает несколько кружков, помогает вам по дому, а помимо этого ещё сидит с младшим братиком или сестричкой, когда вы на работе, то он просто не сможет хорошо учиться. Рано или поздно переутомление даст о себе знать. Конечно, учёба в школе – это не причина освободить сына или дочь от всех обязанностей и дел. Нужно найти баланс между трудом и отдыхом. У школьника должно быть достаточно времени на то, чтобы сделать уроки, отдохнуть и позаниматься другими делами.
  • Не зацикливайтесь на учёбе. Некоторые родители и другие родственники разговаривают с детьми только об учёбе, об оценках, о школе. Такая зацикленность раздражает детей и снижает мотивацию учиться. Школьнику начинает казаться, что взрослым интересен не он сам, а его оценки и достижения. Интересуйтесь не только школой, но и другими сторонами жизни ребёнка. Он должен знать, что вы любите его не за хорошие отметки.

Чтобы ребёнок стал мотивированнее и увереннее в своих силах, он должен чаще слышать от родителей такие слова: «Я верю в тебя», «У тебя все получится», «В любой сложной ситуации ты можешь обратиться ко мне за помощью». Помните, что интерес к учёбе и хорошая успеваемость – это не только ответственность вашего сына или дочери, но и ваша.

Не возлагайте большие надежды на школу. К сожалению, современная система образования не может дать детям весь объем нужных знаний. Загруженность учителей не позволяет им уделять достаточно времени каждому ученику. Поэтому вовлеченность родителей в учебный процесс очень важна. Она помогает мотивировать ребёнка учиться. Только тандем школа + родители способен сделать ребёнка по-настоящему развитой личностью.                

Как помочь подросткам оставаться мотивированными в школе

До подросткового возраста дети обычно любят школу. Но я думаю, будет справедливо сказать, что если бы каждая семья создала круговую диаграмму под названием «Вещи, на которые жалуется наш подросток», самый большой кусок в большинстве домов был бы помечен как «Школа». Безусловно, в школе есть много того, что нравится подросткам, например, возможность проводить время со своими друзьями, посещать определенные курсы и проводить время с преданными учителями и тренерами, которые действительно заботятся о них и не пытаются скрыть это. Но в том-то и дело, что школа по своей природе часто идет в разрез с подростками. Подростки недовольны тем, что им приходится целый день подчиняться авторитету взрослых, и именно тогда, когда они работают над развитием своей самостоятельной и четко определенной идентичности, их загоняют в классы, которые часто не соответствуют их быстро кристаллизующемуся самоощущению. Подростки жаждут независимости, но у них часто бывает много домашних заданий, которые мешают им проводить вечера и выходные так, как им хочется.

Как взрослые могут помочь подросткам справиться с несоответствием между их нормальным стремлением к автономии, идентичности и независимости и тем, что требует от них школа? Как клинический психолог, долгое время специализирующийся на уходе за подростками, я пришел к выводу, что мы приносим наибольшую пользу, когда помним, что посылать наших подростков в школу — это все равно, что отправлять их в буфет, где от них требуют пробовать все, что нужно. служил.

Став взрослыми, многие из нас выяснили, что нам нравится, а что нет, и соответственно выбирают для себя. Что касается меня, то я с удовольствием занимаюсь психологией целыми днями, а физику не пробовал с семнадцати лет. Подростки, однако, должны потреблять все в меню. Вряд ли им все это понравится, да и не стоит ожидать, что понравится.

Совершенно нормально требовать, чтобы подростки копались во всем, отчасти потому, что они могут открыть для себя аспекты школы, которые в конечном итоге, благодаря вдохновленному обучению или их зрелым интересам, понравятся им гораздо больше, чем они ожидали. Мы должны побуждать их быть открытыми для возможности того, что им может понравиться урок, который они не хотят посещать, или опыт, которого они не ждали. Тем не менее, у учеников будут свои предпочтения, и когда мы признаем их и открыто говорим о них, у нас появляется больше возможностей помочь подросткам поддерживать мотивацию в школе.

Подробнее: Как помочь подросткам обрести цель в условиях кризиса психического здоровья

Рассмотрим распространенный сценарий: Подросток, которому очень не нравится какой-либо класс, и в результате он значительно отстает в нем. Хотя наши инстинкты могут подтолкнуть нас сказать такому подростку «исправить свое отношение», обычно полезнее начать с фактического разговора о природе школы. «Я понимаю, — можете сказать вы, — что сейчас вы относитесь к урокам английского так же, как я отношусь к свекле. Я ем их только тогда, когда мне нужно, чего во взрослом возрасте почти никогда не бывает». Отсюда вы можете указать, что даже если ваш подросток не выносит этого предмета, избранные средние школы и колледжи, комитеты по стипендиям и будущие работодатели, как правило, как минимум так же заинтересованы в оценках учеников, как и в их увлечениях. Подросткам не обязательно нравиться все их занятия, но им может понадобиться найти способы сделать непривлекательные занятия достаточно привлекательными, чтобы получить достойную оценку.

Иногда подросткам нужна наша помощь, чтобы выпутаться. Некоторым достаточно просто предложить подтверждение, чтобы решить проблему. Для других, которым нужно больше, представление своей неэффективности как проблемы вкуса, а не недостатка характера, может привести к продуктивным разговорам о том, что может помочь им быть более открытыми к тому, что им подают. Хотели бы они, например, попробовать поработать с приятелем по учебе или поискать в Интернете видеоролики о том, что они изучают? Если вы подозреваете, что на работе может быть серьезный барьер, проконсультируйтесь с учителями или консультантами вашего подростка, чтобы найти решение, которое решит проблему, не вызывая при этом стыда.

Наши вкусы тоже часто меняются со временем. Я мало интересовался историей, когда учился в старшей школе, но теперь я читаю ее каждый вечер перед сном. Разговаривая с нашими подростками, мы можем поощрять их быть открытыми для возможности того, что в какой-то момент в будущем они могут заинтересоваться темой, которая сейчас не интересна.

Как насчет подростка, которому ничего не нравится в средней или старшей школе? Бывает. Школа сосредотачивается на очень узком круге тем и навыков, и нет ничего необычного в том, что учащийся проходит через обычное образование, но при этом готов преуспеть в карьере, которая не связана с традиционным школьным образованием. Если это ваш подросток, вот три вещи, которые вы должны сделать:

Во-первых, поддержите интересы вашего подростка там, где они лежат. Ваш подросток равнодушно относится к занятиям, но с большим аппетитом работает руками? Найдите школьную или внешкольную программу, которая поможет ей развить эти навыки. Берет ли он только стандартные темы, но сочиняет музыку в свободное время? Затем ищите курсы, работу или другие возможности, чтобы удовлетворить этот интерес. Ученикам намного легче чувствовать себя мотивированными, когда им дают работу, которая связана с их личными целями и в которой они уверены, что смогут добиться успеха.

Во-вторых, приложите все усилия, чтобы понять тот факт, что неинтересно проводить дни, ночи и выходные за непривлекательной пищей. Цените усилия, которые ваш подросток прилагает к школе, и признайте, что это может быть нелегко и не естественно.

В-третьих, обратитесь за помощью к школьному консультанту или другому специалисту в области психического здоровья. Здоровые подростки склонны культивировать сильные интересы, даже если эти интересы не академические. Если этого не происходит, вам нужно рассмотреть возможность более широкой проблемы психического здоровья.

Мы также должны обратить внимание на очень добросовестных подростков, которые чувствуют себя обязанными сожрать каждый кусочек того, что им подают. Конечно, нет ничего плохого в том, что ученики с энтузиазмом принимают участие во всем, что может предложить школа. Но обучение может стать излишне напряженным для подростков, которые чувствуют потребность преуспеть в каждом задании на каждом курсе. Чтобы бороться с ненужным перфекционизмом, мы можем дать подросткам понять, что мы не ожидаем, что им будут нравиться все предметы или все занятия в равной степени. Если, например, они любят математику и хотят уделять ей больше времени, мы можем их подбодрить. Но на занятиях, которые им не нравятся, мы должны поощрять подростков делать столько, сколько им нужно, будь то достаточно высокая оценка или достаточно глубокое мастерство, при этом экономя их время и энергию для других вещей, таких как сон и развлечения.

Если позволить подросткам думать о школе как об обязательном буфете, это не решит все академические проблемы, но может помочь им сохранить мотивацию при столкновении с предметами или заданиями, которые они никогда не взяли бы в одиночку. Принятие нейтральной, бесстыдной позиции, согласно которой подросткам не всегда нравится то, что им подают в школе, и предложение им нашей эмпатической и стратегической поддержки — может иметь большое значение для облегчения их понимания.

Контакты нам по адресу письма@time.com.

Тайны подросткового мозга: пособие психолога для учителей | Учительская сеть

Подростки думают иначе, чем взрослые: они чаще идут на риск, склонны к сонливости, неправильно интерпретируют эмоции, поддаются давлению сверстников и не владеют собой. Благодаря достижениям в области технологий мы смогли заглянуть внутрь подросткового мозга и более четко увидеть, как он работает. Итак, что мы обнаружили? И как учителя могут использовать эту информацию, чтобы помочь молодым людям справиться с трудностями взросления и получения образования?

Подростки рискуют

Давайте поиграем. Я дам тебе 5 фунтов бесплатно. В мешочке перед вами синие и красные жетоны. Вы не знаете, сколько жетонов синих и сколько красных. Если вы вытащите синий жетон, вы удвоите свои деньги. Если вы вытащите красное, вы потеряете свои бесплатные 5 фунтов стерлингов. Ты это сделаешь?

По сути, это был вопрос, заданный исследователями подросткам и взрослым участникам. Они обнаружили, что, когда шансы на успех неизвестны, подростки гораздо чаще играют в азартные игры.

Авторы обзора стараются указать, что «более активное участие подростков в принятии рисков, чем у взрослых, не связано с невежеством, иррациональностью, манией неуязвимости или ошибочными расчетами». Так откуда это взялось?

Выступление профессора Сары-Джейн Блейкмор на TED на эту тему было просмотрено более 1,7 миллиона раз. Ее исследование показало, что в подростковом возрасте префронтальная кора — область мозга, связанная с саморегуляцией, сознательным принятием решений, памятью, суждением и пониманием (среди прочего), — все еще развивается. Поэтому подростки не обладают самоконтролем, чтобы не рисковать, даже если они знают, что что-то рискованно.

Совет учителю: Учителя могут использовать рискованное мышление подростков, чтобы помочь им лучше учиться в школе. Рисковать и выбирать сложные задачи — одно из преимуществ, связанных с мышлением роста. Если учителя будут управлять этим рискованным поведением, поощряя учеников рисковать в безопасной и надежной среде, ученики смогут больше бросить себе вызов.

Одним из самых больших препятствий на пути к риску является страх неудачи. Этого можно избежать, создав среду, в которой учащиеся знают, что их ошибки не будут высмеиваться или критиковаться.

В этом материале рассказывается, как мы можем помочь развить мышление роста.

Подростки изо всех сил пытаются выспаться

В подростковом возрасте музыканта Адель чуть не исключили из школы за то, что она постоянно опаздывает. Она сказала: «Я ничего не делала. Я не спал, я просто не мог проснуться». Но исследования показывают, что хороший ночной отдых необходим для учебы: ученики, которые постоянно высыпаются, получают более высокие оценки.

Национальный фонд сна предполагает, что подросткам нужно больше сна (8–10 часов), чем взрослым (7–9 часов).часы). Большинство взрослых начинают засыпать примерно в 10 часов вечера. Это связано с тем, что примерно в это время наблюдается повышение уровня гормона сна мелатонина. Но это увеличение происходит позже у подростков, а это означает, что они не чувствуют усталости до позднего времени. Поскольку многим учащимся приходится вставать до 8 утра, это означает, что у них недостаточно времени, чтобы поспать необходимое количество часов.

Совет преподавателя: У молодых людей может не хватить времени на то, чтобы выспаться, но это не освобождает их от ответственности за сон. Обсудите важность хорошего сна в классе — попробуйте рассказать о распространенных ошибках сна и советах, как хорошо выспаться ночью.

Подросткам бывает трудно читать эмоции

Исследования, проведенные доктором Деборой Юргелун-Тодд и другими, показывают, что, поскольку префронтальная кора все еще развивается, подростки больше полагаются на свою лимбическую систему (которая действует больше как инстинктивная реакция). ) при чтении эмоций.

В ходе теста взрослым показывали изображение лица человека, и они должны были выбрать, будет ли выражаемая эмоция страхом, шоком или гневом. Все взрослые правильно определили выражение страха, тогда как только около половины подростков дали правильный ответ. Одна из возможных причин этого несоответствия заключается в том, что лимбическая система подростка менее точна, чем префронтальная кора взрослого человека. Лимбическая система также вызывает повышенную эмоциональную реакцию, поэтому подростки с большей вероятностью неправильно истолковывают эмоцию и переигрывают при этом.

Совет преподавателю: Быстрого решения не существует – требуются время и терпение. Будьте ясны и ясны в том, что вы имеете в виду, и помогите учащимся улучшить их самосознание. Это полезный информационный бюллетень о метакогнитивных навыках учеников (способность анализировать, как вы думаете). На уроке вы можете предложить ученикам задать себе эти девять простых вопросов, которые помогут им на пути к самосознанию.

Подростки хуже владеют собой

При работе с подростками часто может показаться, что у них вообще нет самоконтроля – если они думают, они это говорят (или делают). Исследования показывают, что этот сниженный самоконтроль наиболее заметен в накаленных ситуациях (именно тогда, когда он вам нужен).

Это связано не только с развитием префронтальной коры (которая связана с импульсным контролем), но и с повышенной активностью в той части мозга, которая ищет новизну и вознаграждение.

Совет преподавателя: Самоконтроль можно улучшить, но это сложно. Один из вариантов — ограничить отвлекающие факторы в периоды, когда необходимы концентрация и память, а также когда нарастает напряжение, например, в периоды пересмотра. Поговорите со своими учащимися о том, что их отвлекает (рекомендуйте учащимся убрать свои мобильные телефоны) и постарайтесь максимально уменьшить эти факторы.

Последняя мысль…

Тяжело быть подростком. Вы сталкиваетесь с судьбоносными экзаменами в то время, когда ваш мозг претерпевает огромные изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *