Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Барьеры в общении и способы их преодоления: Барьеры общения и способы их преодоления

Содержание

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций. | Методическая разработка по психологии на тему:

Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Источник: опубликовано на сайте http://www.jlady.ru/psixologiya-lichnosti/barery-v-obshhenii.html

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека.

И так, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения.

Они  бывают?

Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи.

Логический барьер.  По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий.

Фонетический барьер. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию.

Модальностный барьер. Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже. Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом играйте голосом, а к кинестетику почаще прикасайтесь и показывайте все “на пальцах”. Используйте в речи соответствующие глаголы – например, “видеть”, “слышать” или “чувствовать”.

Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению. 

Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

Мотивационный барьер. Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье”.

Барьер некомпетентности. Часто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости, досады и потерянного времени. Вариантов у вас два – либо постепенно подтолкнуть его к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчиво что-то объяснив), либо свернуть общение. Выбор – за вами, и он зависит от ваших целей.

Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Барьер стилей общения. У каждого из нас своя уникальная манера. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Как правило, она долго формируется, и потом ее становится сложно изменить. Стиль общения включает в себя основной мотив (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка и т.д. …), отношение к другим (доброта, терпимость, жестокость …), отношение к себе и характер воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры и т. д. …). Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

Барьеры понимания и восприятия. Это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.

Эстетический барьер. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Однако, здесь важно помнить, о том, что появление такого барьера в первую очередь связано в установками в сознании собеседников. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения какого-то вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

как перешагнуть через психологические барьеры. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед вами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Будьте спокойны, уверены в себе, терпимы к слабостям других и старайтесь не попадать в конфликтные ситуации!

В школе  на сегодняшний   день Служба школьной медиации является  одним  из способов урегулирования конфликтных ситуаций, ребята  из волонтерского отряда «Рука в руке» подготовили  ролик о нашей   службе.  Давайте  вместе с вами  посмотрим его.



понятие, виды, причины и их преодоление

Содержание:

  1. Барьер негативной установки, или Предвзятое отношение
  2. Барьер стереотипов
  3. Барьер психологической защиты
  4. Барьер характера
  5. Барьер избирательного слушания
  6. Барьер возраста/статуса/опыта
  7. Барьер подмены фактов и чувств
  8. Барьер эмоционального состояния
  9. Барьер презрения/отвращения/брезгливости
  10. Барьер мотивации

Психологические барьеры в общении – это внутренние проблемы человека, которые мешают установлению контактов с другими людьми. Они препятствуют адекватному восприятию и передаче информации. К барьерам относятся комплексы, страхи, стереотипы и многое другое. Разберем подробнее психологические барьеры, которые встречаются чаще всего.

Барьер негативной установки, или Предвзятое отношение

Представьте: вам предстоит общение с человеком, о котором вы слышали только плохие отзывы. Вы идете на встречу с негативной установкой и предвзятым отношением. Это и есть барьер общения. Как он проявляется на встрече:

  • вместо улыбки и позитивного приветствия вы хмуритесь и здороваетесь строгим голосом;
  • каждое слово человека воспринимаете в штыки;
  • во всем ищете подвох.

А ведь, возможно, те люди, от которых вы слышали плохое, сами были виноваты в том, что общение не заладилось, а перед вами вполне адекватный человек. Но установка сделала свое дело – ваше общение с ним тоже не ладится. Например: собеседник привык всё решать быстро и только по существу, а вы под влиянием установки принимаете его прямые высказывания за грубость и уже обвиняете его в этом.

Что делать: опирайтесь только на свое представление о людях. Если вы еще незнакомы, то придерживайтесь убеждения: «Все люди хорошие. А если это не так, то пусть конкретный человек сам переубедит меня в обратном». Это завещал сам Бог: «Заповедь, которую оставил нам Он, о том и говорит: любящий Бога должен и брата своего любить» (РБО, I Посл. Иоан. 4:21). Под братом здесь подразумевается любой человек – близкий или незнакомый.

Барьер стереотипов

Похож на психологический барьер негативной установки, но в этом случае предвзятое отношение формируется не по отзывам, а по стереотипам или второстепенным ассоциациям. Пример: вы общаетесь с человеком и узнаете, что он работает в организации, о которой вы слышали только плохие отзывы. Ваше отношение к этому человеку тут же становится негативным.

Примеры других популярных стереотипов:

  • «Водить машину – не женское дело».
  • «Все немцы – враги, наши деды с ними воевали».
  • «Эстонцы очень медлительны».
  • «В интернете нельзя заработать. А те, кто говорят, что заработали, – шарлатаны».
  •  «Все спортсмены глупые».
  • «Больших денег честным путем не заработаешь» и т. д.

Всё это ошибочные убеждения, которые не только мешают общению и препятствуют развитию личности, но и разжигают войны, конфликты.

Что делать: развивайте гибкость мышления. Не повторяйте за кем-то, а набирайтесь своего опыта — это поможет преодолеть барьер в общении. Разрушайте стереотипы, общаясь с разными людьми, наблюдая за ними и делая свои выводы. Например, на онлайн-марафоне «Я богатая, счастливая и зарабатываю онлайн» мы учим честно зарабатывать в интернете. Это возможно. Если вы примете это, то избавитесь от психологических барьеров в общении с теми, кто тоже умеет зарабатывать в Сети и готов поделиться своими проверенными способами. А пока вы мыслите стереотипами, то даже слушать об этом не станете. И это отдаляет вас от жизни мечты.

Барьер психологической защиты

«Сам не понимаю, почему так грубо ответил», «Я хотел многое сказать, а потом словно язык проглотил» – знакомые выражения? Хорошо, если нет. Некоторые люди в общении придерживаются принципов «Лучшая защита – это нападение» или «Притворись, что тебя нет». Они грубят или молчат, чтобы защитить себя. За этим скрываются внутренние проблемы: неуверенность, комплексы, страхи. Среди страхов часто встречаются такие:

  • «А вдруг меня отвергнут?»
  • «А если меня неправильно поймут?»
  • «Меня обязательно раскритикуют».
  • «Надо мной будут смеяться» и подобные.

Некоторые люди в принципе боятся социальных контактов. Они даже не могут точно сформулировать свой страх. И это тоже становится барьером в общении между людьми.

Что делать: наблюдать за собой и отслеживать мысли, которые появляются перед неадекватными реакциями в общении. Важно понять, какая внутренняя проблема мешает именно вам, и проработать ее.

Барьер характера

Каждый человек уникален. У каждого есть свои достоинства и недостатки, особенности. Всё это, конечно, отражается на общении. Если у вас есть заостренные, ярко выраженные отдельные черты характера, например театральность в поведении и речи, то это может стать барьером между вами и другими людьми. Не всем нравится общаться с тем, кто всегда «играет на публику». А еще бывают особенности темперамента, которые тоже становятся психологическими барьерами, например вспыльчивость меланхолика или задумчивость и безэмоциональность флегматика.

Что делать: разобраться в себе, принять все свои особенности, достоинства и недостатки. Подумайте, какие из них мешают в общении, как это можно исправить. В рамках этой статьи нельзя дать универсальный алгоритм – нужно разрабатывать индивидуальный план. Если хотите развить свои лучшие стороны, то запишитесь на курс «Как определить свои таланты и сильные стороны личности». С его помощью вы познаете себя и поймете, как управлять своими особенностями.

Барьер избирательного слушания

«Ты слышишь только то, что хочешь услышать» – обвиняет один человек другого. И, возможно, он прав, если у собеседника есть барьер избирательного слушания. Люди склонны искать подтверждение своим словам или опровержение тому, что они не могут принять. Одни люди отказываются воспринимать любую новую информацию. Другие что-то готовы принять, а что-то нет. Например, не умеют признавать свои ошибки и поэтому игнорируют любую информацию, указывающую на них. В любом случае это еще один защитный механизм психики. Так мозг пытается удержать человека в зоне комфорта, сохранить его чувство безопасности и веру в себя.

Что делать: будьте открыты новому опыту. За психологической негибкостью часто стоят страхи и комплексы. Например, как мы уже сказали, неспособность признавать свои ошибки и страх ошибки. Определите, что ограничивает ваше восприятие. Почему вы не готовы слышать разные мнения и воспринимать мир целостно. С этим и нужно работать.

Некоторые люди предпочитают посещать врачей только с большим опытом работы. Если они идут к начинающим специалистами, то общаются с ними несколько предвзято и недоверчиво. Некоторые даже могут прямо сказать: «Да чему этот психолог может меня научить! Я его на 20 лет старше, уж, наверное, побольше понимаю в жизни». Это пример психологического барьера опыта.

Аналогично работают другие похожие виды барьеров общения:

Тип барьера

Пример из жизни

Барьер возраста

Пожилой человек говорит молодому: «Да что бы ты понимал. Еще учить меня будешь! Я старше, а значит, умнее и мудрее».

Барьер статуса

Один человек говорит другому: «Понимаешь, мне нужны только полезные связи. Я общаюсь только со статусными людьми. А ты, хоть и говоришь, что успешен, но по тебе не скажешь – машина какая-то простенькая, одет тоже скромно».

Барьер семейного положения

Один человек говорит другому: «Всем раздаешь советы о личной жизни, а сам-то все одинок. Ты уж извини, но я тебя слушать не буду».

Но ведь на самом деле статус, возраст, опыт или что-то еще значат не так много и почти ничего не говорят о человеке. Младшее поколение может научить старшее чему-то новому, полезному и интересному. Если человек живет скромно, но при этом предлагает курсы о заработке, то это не означает, что его курсы бесполезные. Возможно, материальные блага не представляют для него такой ценности, он занимается благотворительностью, вкладывается в свое духовное развитие.

Что делать: старайтесь меньше оценивать себя и других, быть непредвзятым, работать с фактами. Например, житейская психология и научная психология – это разные вещи. Да, клиент психолога может быть мудрее с точки зрения житейской философии, но психолог знает все тонкости психологии с точки зрения науки. Важно помнить об этом во всех подобных спорных вопросах. И помните, что кто-то так же может осудить и вас. Поэтому опирайтесь на мудрость Духовной Экономики: «Не судите, чтобы и вас не судили. Так же, как вы судите других, будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам» (NRT, Матф., 7:1–2).

Барьер подмены фактов и чувств

Иногда в общении люди реагируют не на факты и слова оппонента, а на чувства, которые эти слова вызвали. Например, один человек сделал другому уместное замечание, но тот не умеет принимать критику, поэтому мгновенно обиделся и рассердился (это напомнило ему, как в детстве мама часто критиковала его). Объективная критика – это нейтральный факт. Но человек поддался чувствам и отвечает собеседнику: «Не нравится – делай сам». Разговор закончен, сотрудничество зашло в тупик. А если бы человек ответил не на чувства, а на слова собеседника, то это выглядело бы так: «Да, справедливое замечание. Спасибо, что заметил. Подскажи, пожалуйста, как это исправить».

Что делать: развивайте навык управления эмоциями. Учитесь управлять своими чувствами и отделять их от сути. Выполните прямо сейчас психологическое упражнение: вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы отреагировали на чувства, а не на факты, и разберитесь в ней. Доберитесь до фактов и ответьте сами себе на них. Повторяйте это упражнение каждый день.

Барьер эмоционального состояния

Вспомните, как вы общаетесь, когда чувствуете себя плохо физически или душевно. Например, при болезни или душевной усталости многие люди становятся раздражительными. Некоторые в состоянии гнева или горя срываются на первого, кто попадется под руку. Люди в состоянии стыда или вины склонны соглашаться с собеседником, подавлять себя и уступать. А бывает, что человек просто встал не с той ноги и из-за плохого настроения грубит окружающим или не идет на контакт. Всё это примеры барьера эмоционального состояния. То есть что-то или кто-то выбил человека из колеи, и это отражается на общении.

Что делать: старайтесь не вступать в важные обсуждения, когда находитесь в уязвимом состоянии. Если разговора нельзя избежать, то предупредите собеседника, что вы плохо себя чувствуете. И попросите не принимать на личный счет возможные неадекватные реакции. Но не используйте это как оправдание. Работайте над собой. Если понимаете, что не можете сохранять самообладание, то скажите: «Давай перенесем разговор? У меня сейчас нет сил на это». И, конечно, важно своевременно прорабатывать негативные состояния, выражать эмоции, а не подавлять и накапливать их.

Если вы сейчас находитесь в уязвимом состоянии, то освойте практику ресурсного состояния «Птица». Вы научитесь расслабляться и восстанавливать силы за 15 минут.

Барьер презрения/отвращения/брезгливости

Причина возникновения: человек неприятен внешне. Например, некоторые люди разговаривают высокомерно и с брезгливостью с теми, кто, по их мнению, выглядит неопрятно. Кто-то презирает людей с татуировками. Кто-то способен оскорбить инвалида и т. д. Суть психологического барьера в том, что человек судит по внешности и даже не успевает разглядеть содержание собеседника.

Почему это происходит:

  • одни люди в принципе не могут принимать особенности других, потому что и в себе что-то не принимают;
  • другие предвзято относятся к конкретной особенности, например презирают алкоголиков – они не видят в них больных, а видят слабых и ленивых людей и вместо того, чтобы проявить понимание и поддержать, критикуют, обвиняют, оскорбляют.

Такое отношение к кому-то или чему-то связано с личными убеждениями, мировоззрением. А иногда и с личными проблемами. Например, негативное отношение к алкоголю может быть связано с детскими воспоминаниями об отце-алкоголике и обиде на него.

Что делать: определите, что конкретно вы не принимаете, презираете. Подумайте: может быть, это есть в вас или в ком-то из близких, но вы переносите это на других людей. Или, может быть, родители внушили вам ошибочную установку, например, о том, что все бездомные – это плохие люди. Или за брезгливостью спрятан страх. Например, некоторые люди, которые боятся набрать вес, негативно относятся к полным людям. А также не забывайте, что всё это упирается в оценку других и их осуждение. Но разве люди могут судить кого-то, а тем более осуждать? Нет. Вспомним слова из Духовной Экономики: «Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены» (РБО, Лук. 6:37). А значит, будьте добрее не только к остальным, но и к себе.

Барьер мотивации

Разберем на примере из жизни. Один человек преследует только личные цели и интересуется личной выгодой, а другой хочет качественно выполнить рабочую задачу, продвинуть сам проект. В какой-то момент первый собеседник говорит второму: «Честно, мне всё равно, что будет с этой конторой. Ты скажи вот что: моя часть работы на этом окончена?» И каждый раз в общении он подчеркивает это.

Что делать: будьте откровенны и сразу говорите об истинных намерениях. Избегайте недосказанности, не думайте в духе: «Мог бы догадаться». Барьер мотивации – один из немногих, который лучше обойти, а не убирать. Если у вас с кем-то разная мотивация, то вам просто не по пути.

Особенность психологических барьеров в общении в том, что многие люди не замечают их. Первый и главный шаг в борьбе с ними – осознание проблемы. Если окружающие всё чаще говорят, что с вами трудно общаться, или вы заметили, что с вами стали меньше общаться, то это повод задуматься. Если у вас не получается построить личную жизнь или продвинуться по карьерной лестнице, то, возможно, дело в барьерах. Не бывает так, чтобы все и всё вокруг было плохим, а человек идеальным. Если жизнь не складывается, то нужно заглянуть внутрь себя. И если проблема есть, то над ней нужно работать. А если вам тяжело сделать это самостоятельно, то запишитесь на курс «Сам себе психолог 2.0. Диагностика жизни по методу людей из топ100 Forbes». С его помощью вы разберетесь в себе, найдете и устраните негативные установки и барьеры, расставите приоритеты в жизни и поймете, куда двигаться. В результате этого вы станете успешным и счастливым человеком.

барьеров на пути к эффективному общению — 5 способов их преодоления :: Успешные ораторы

Эффективное общение важно в семье, на работе и в общении с друзьями. Коммуникация важна не только для передачи информации и фактов, но и для налаживания и укрепления отношений. Коммуникация, которая является эффективной, должна выражать идеи, чувства, мысли и эмоции в ясной и понятной форме.

Препятствия для эффективного общения могут серьезно повлиять на отношения и даже повредить им. Например, невнимательное слушание, перебивание собеседника во время его речи или предложение решения до того, как он выслушает другого человека, — все это может помешать эффективному общению.

Что вы можете сделать, чтобы устранить коммуникативные барьеры и улучшить свои коммуникативные навыки? Читай дальше что бы узнать.

Что такое общение?

Общение описывается как процесс использования слов (напечатанных или произнесенных), мыслей, поведения, сигналов или звуков для выражения своих мыслей, чувств или идей другому человеку.

Итак, общение — это больше, чем просто общение с другим человеком. Это может включать в себя тон вашего голоса, язык вашего тела, время вашего общения и намерение вашего общения.

Чтобы улучшить свои коммуникативные навыки, нужно знать, что мешает хорошему общению.

5 барьеров на пути к эффективному общению и способы их преодоления

1. Отсутствие активного слушания

Эффективное общение часто означает замечание того, что говорит другой человек, чтобы вы могли дать соответствующий ответ. Таким образом, хорошее общение начинается не только со слов, но и с активного слушания того, что говорит другой человек.

Вот несколько способов активно слушать:

  • Слушайте другого человека больше, чем говорите
  • Наблюдайте за языком тела и поведением говорящего
  • Старайтесь действительно сконцентрироваться на том, что говорится
  • Не перебивайте и не отражайте услышанное Невнимательность

    Если вы активный слушатель, то легко сможете обойти второй барьер эффективного общения – невнимательность. Глядя на свой мобильный телефон, глядя на часы или отвлекаясь, вы будете мешать общению между вами и другой стороной. Это происходит двумя способами:

    • Во-первых, вы создаете впечатление, что вас не интересует то, о чем идет речь, что может помешать другому человеку раскрыться.
    • Во-вторых, вы можете пропустить важную информацию, что приведет к путанице и разочарованию.

    3. Отсутствие ясности и краткости

    Отсутствие ясности и краткости в разговоре или написании электронных писем или писем может задушить общение. Важная информация и факты могут быть потеряны из-за использования чрезмерного количества слов или нечеткой речи.

    Один из шагов к ясному и лаконичному общению — это всегда спрашивать себя «почему»? Если вы спикер, вы должны четко знать, чего хотите добиться. Если вы слушатель, постарайтесь понять, почему происходит обращение. Если вам не ясно, какова цель общения, попытайтесь добраться до «почему».

    4. Использование жаргона

    Когда человек использует чрезмерно технический язык, жаргон или слова, которые редко используются, возникают недоразумения и путаница. Конечно, некоторые редко используемые слова могут быть необходимы, чтобы эффективно и точно передать вашу мысль, но у них всегда должна быть цель. Если у вас есть привычка использовать технический язык, ваши слушатели могут не понять сути сказанного.

    Чтобы улучшить общение, всегда старайтесь говорить простыми словами, даже если ваша аудитория имеет некоторое представление о том, о чем вы говорите.

    5.

    Избегание беспокойства других

    В любом разговоре важно стараться понять, откуда исходит собеседник. У каждого человека есть своя точка зрения, опыт и набор жизненных навыков, которые влияют на его точку зрения. Например, два человека, стоящие по обе стороны дороги, будут иметь разную перспективу. Один скажет, что машина приехала слева, а другой скажет, что справа.

    Чтобы преодолеть этот барьер, старайтесь сохранять непредвзятость, особенно при общении в стрессовой обстановке. Помните, что различия в понимании и взглядах естественны. Кроме того, знание того, откуда исходит другой человек, может помочь вам скорректировать свой тон, язык тела или успокоить слушателя.

    Препятствия для эффективной коммуникации и способы их преодоления

    Хорошая внутренняя коммуникация — один из самых ценных активов в вашем бизнесе. Благодаря открытому, ясному и частому общению ваша команда может работать над достижением конкретных целей и задач. Вы легче делитесь идеями и не оставляете ничего для неверного толкования.

    Тем не менее, хорошее общение не для всех естественно. Это навык, который каждый человек должен развивать и оттачивать. Даже тогда могут возникнуть барьеры в общении и расстроить ваши планы, создать путаницу и перевернуть прогресс с ног на голову.

    Чтобы улучшить общение, определите барьеры, стоящие между вами и четким сообщением. Понять, как выглядят барьеры в общении, откуда они берутся, а главное, как от них избавиться.

    Вот ваше руководство по эффективному общению на рабочем месте.

    Содержание:

    • Что вызывает проблемы с общением на рабочем месте?

    • Почему коммуникационные барьеры вредны для бизнеса

    • Каковы основные типы коммуникативных барьеров?

    • Общие проблемы общения в бизнесе

    • Как преодолеть барьеры в общении

    Что вызывает проблемы общения на рабочем месте?

    Согласно опросу SHRM, плохая коммуникация ежегодно приводит к убыткам в размере 62,4 миллиона долларов. Есть много причин, по которым это такая распространенная проблема.

    Во-первых, люди — уникальная порода. Мы говорим на одном языке и по-разному выражаем себя во всех аспектах жизни. Но тем не менее, каждый из нас общается по-разному.

    У нас есть настройки отправки и получения сообщений. Мы реагируем на разные раздражители. Некоторые из нас более забывчивы или легко отвлекаются, чем другие, что приводит к ошибкам в общении.

    Есть еще личный опыт и точка зрения. Каждый из нас устанавливает разные ожидания от общения с другими. Один человек может подумать, что допустимо проверять электронную почту один раз в день, но другой может, например, проверять электронную почту каждый час.

    Разные люди могут воспринимать такие вещи, как тон и ясность, по-разному. Восклицательный знак, используемый для выражения волнения, может быть неправильно истолкован как гнев или безотлагательность. Человек в спешке может сделать резкое заявление, чтобы сэкономить время, но человек, получивший сообщение, может в результате почувствовать себя неполноценным или наказанным.

    Даже определение хороших межличностных отношений может варьироваться от человека к человеку. Некоторые люди недовольны тем, что человек слишком много говорит, в то время как другие могут много говорить, потому что думают, что это их сильная сторона.

    По этим причинам быть хорошим коммуникатором — это навык, которому нужно учиться и развиваться; это не происходит в одночасье. Это требует внимания к нюансам и глубоких знаний во всех типах способов общения людей для преодоления барьеров. Но многие согласятся, что время, потраченное на развитие этого навыка, всегда стоит вложений.

    Почему коммуникативные барьеры вредны для бизнеса

    Финансовые потери, вызванные плохой коммуникацией, могут быть астрономическими. Почему?

    Проблемы с внутренней коммуникацией мешают производительности и прогрессу. Когда команды плохо взаимодействуют друг с другом, это может вызвать волновой эффект, который увеличивает стоимость проекта. Командам, возможно, придется переработать задачи, потому что кто-то неправильно понял указания. Они могут срывать сроки проекта. Это может привести к недовольству клиентов и проблемам с репутацией вашей организации.

    Еще одним фактором, влияющим на бизнес, является моральный дух команды. Плохая коммуникация приводит к неудовлетворенности работой и враждебной рабочей среде.

    Коллеги могут сомневаться в своих способностях выполнять свою работу, если они не понимают, что делать. Им могут сделать выговор за допущенные ошибки или пропустить при продвижении по службе. Команды, которые плохо справляются с конфликтами, с большей вероятностью позволят им повлиять на их работу.

    Коммуникационные барьеры вредны для бизнеса. Они ведут к чрезмерно сложным разговорам и мешают прогрессу. Верно и обратное этому. Развитие хороших коммуникативных навыков поможет вам избежать ошибок. Это приводит к лучшим результатам для компании, ее сотрудников и клиентов.

    Каковы основные типы коммуникативных барьеров?

    Сталкиваетесь ли вы с коммуникативными барьерами на работе? Давайте подробнее рассмотрим различные типы барьеров для общения:

    Физические барьеры

    Переход на удаленную работу создал новые физические барьеры, затрудняющие общение. Коллеги, которые когда-то предпочитали общение лицом к лицу в режиме реального времени, теперь должны в большей степени полагаться на технологии для взаимодействия.

    Слишком большое физическое расстояние может ухудшить коммуникацию на рабочем месте, как и слишком близкое расположение. Например, некогда приветствовавшаяся открытая планировка офиса теперь считается убийцей производительности. Каждый третий работник говорит, что отвлекающие факторы и сенсорная перегрузка замедляют его работу.

    Личные барьеры

    Собственный образ мышления человека может влиять на то, как он общается с другими. Например, человек в плохом настроении может не принять критику со стороны руководителя. Люди, которые говорят: «Вы застали меня в плохой день», не просто пускают дым.

    Точно так же тот, кто только что получил повышение или заработал высокое достижение, может показаться слишком гордым или хвастливым, хотя на самом деле он просто делится своим счастьем. Эмоциональный интеллект имеет решающее значение при обмене информацией, чтобы сообщения были правильно восприняты независимо от индивидуального восприятия.

    Культурные барьеры

    Мы живем в постоянно расширяющейся глобальной деловой среде. Важно учитывать культуру при общении. Культурные различия могут влиять на то, как мы получаем и понимаем сообщения. То, что может быть приемлемо в одном культурном климате, может быть неприемлемо в другом. Это может относиться ко всему: от невербального общения (например, того, как человек одевается, его язык тела и т. д.) до уровня комфорта человека при открытом и честном обмене своими идеями.

    Барьеры отношения

    У каждого из нас есть собственное представление о том, как для нас выглядит хорошее общение. Но мы также должны помнить о том, как наше восприятие воспринимается другими. Это то, что специалисты называют установочными барьерами. Например, человек, стоящий на собрании со скрещенными руками и смотрящий себе под ноги, может показаться отстраненным или скучающим. Но для этого человека это может быть лучшим способом сосредоточиться на разговоре.

    То, как вы общаетесь, может зависеть от ваших собственных предубеждений. Помните о том, как ваш стиль общения может повлиять на других.

    Семантические барьеры

    Семантические барьеры (также называемые языковыми барьерами) являются одним из наиболее заметных барьеров в общении. При работе с коллегой, чей второй язык является вашим родным, неизбежно возникнет недопонимание. Возможно, в их языке нет слова для того, что вы пытаетесь объяснить.

    Кроме того, на людей, говорящих на одном языке, могут влиять различия между поколениями, региональные диалекты и отраслевой жаргон. Хорошие коммуникаторы знают, когда попросить разъяснения, даже если это означает признать, что они чего-то не понимают.

    Отсутствие четко определенного плана коммуникаций также может быть причиной проблем со связью, поэтому обязательно напишите план коммуникаций.

    Общие проблемы общения в бизнесе

    Проблемы общения на рабочем месте многолики. Каждый из них может по-разному влиять на результаты, и каждый использует свой подход к преодолению.

    По данным Массачусетского технологического института, семь основных проблем общения на рабочем месте:

    Использование профессионального жаргона

    Сложный язык предполагает, что все знают те же термины, что и вы, но это не всегда так. Это может заставить человека чувствовать себя отчужденным и запутанным.

    Открытие

    То, как вы начнете свое сообщение, может напрямую повлиять на то, насколько хорошо оно будет воспринято. Перед тем, как углубляться в детали, рекомендуется подготовить почву, объяснить малоизвестные термины и дать обзор своей повестки дня.

    Эмоциональные барьеры и табу

    Темы, которые считаются запретными, могут снизить эффективность общения. Примеры включают расизм, политику, сексуальность или любые непопулярные мнения. С этими типами идей человеку может быть трудно выразить свои идеи или эмоции, при этом принимая во внимание чувствительность других.

    Физические барьеры, препятствующие общению

    Без невербальных сигналов общение в целом может быть менее эффективным. На самом деле, невизуальное общение часто считается менее эффективным, чем общение лицом к лицу.

    Ожидания и предубеждения

    Наши собственные ожидания могут создать ложные предположения о человеке или ситуации. Мы склонны слышать то, что хотим, что может привести нас к неправильным выводам. (Для этого есть слово: избирательное восприятие.)

    Культурные различия

    Как упоминалось ранее, межкультурные нормы могут сильно различаться даже в пределах одной страны. Это может включать в себя все, от стилей работы до отношения к личному пространству, например.

    Информационная перегрузка

    Слишком большой объем информации может снизить эффективность обмена информацией. Идеи и чувства теряются в мешанине свободного потока.

    Другие проблемы со связью, которых следует ожидать

    Одной из самых разрушительных проблем является просто отсутствие связи. Чаще всего это происходит, когда команды или отдельные лица работают изолированно, практически не имея представления о «общей картине». Вместо этого они работают независимо так часто, что не знают, где и как связаться с другими, когда в этом возникнет необходимость.

    Кроме того, возникают проблемы с внешней связью между компанией и ее клиентской базой.

    Например, в компании могут быть настроены телефонные линии, очереди чата в реальном времени и формы электронной почты, чтобы клиенты могли связаться с ними. Но вместо этого клиенты могут предпочесть обращаться в социальные сети. Если компании не отслеживают социальные сети для охвата клиентов, они могут упустить ключевые сообщения или возможности для развития своего бизнеса.

    Как преодолеть барьеры в общении

    Первым шагом в преодолении барьеров в общении является понимание того, как и почему эти барьеры существуют. Как только вы это поймете, следующим шагом станет практика, чтобы стать отличным коммуникатором.

    Это означает овладение искусством активного слушания. Когда вы отправитель, понимайте, как получатель может относиться к вашему сообщению, и наоборот.

    Улучшение процесса коммуникации может потребовать времени, терпения и множества проб и ошибок. Ваши методы преодоления барьеров в общении также могут различаться в зависимости от ваших каналов коммуникации.

    Например, если вы разрабатываете стратегию цифровой трансформации, у вас может внезапно появиться много новых каналов, по которым ваши команды будут делиться идеями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *