Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Бихевиоризм основные понятия: Основные понятия бихевиоризма. Бихевиоризм — это что такое

Основные понятия современного бихевиоризма

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное
Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

 

Понятийный аппарат бихевиористского подхода в социальной психологии мало чем отличается от того, который представлен в общей психологии. Не отличается и сам концептуальный подход, основывающийся на идее о том, что в силу невозможности операционализации внутренней активности субъекта, внимание в исследованиях должно сосредотачиваться на внешних или ситуативных факторах, которые и выступают в качестве основополагающих детерминант социального поведения. С точки зрения бихевиористов применение процедур строгого психологического эксперимента вкупе с использованием аппарата статистического анализа позволяет выявлять универсальные закономерности, знание которых, в свою очередь, позволяет как прогнозировать, так и описывать поведение человека в тех или иных обстоятельствах жизни. В отличие от классического бихевиоризма, оперировавшего понятием универсальности психического для всего биологического вида, и рассматривавшего поведение человека всего лишь как частный случай (отсюда эксперименты на крысах, собаках и т.п.), современный бихевиоризм стал менее амбициозным, стараясь выявить специфику именно социального поведения человека.

Тем не менее, понимание специфики бихевиористского подхода к анализу социального поведения невозможно без знакомства с используемым категориальным аппаратом, который, увы, слабо представлен в русскоязычной психологической литературе. Именно по этой причине более подробно остановимся на рассмотрении основных понятий.

Оперант.

Понятие «оперант» является центральным для современного бихевиоризма. Фактически оно помогает установлению основного различия между современным бихевиоризмом и его старой стимульно-реактивной версией. Оперант определяется как поведение (реакция) личности вызывающая изменение в его окружении. Это может быть моргание, улыбка, ворчание, словесная ремарка, а иногда и молчание. Не смотря на имеющиеся различия эти примеры имеют один общий элемент – они вызывают изменения в чьем-либо окружении. Например, улыбка может означать выражение дружественного расположения к другому человеку, моргание приглашение на свидание, ворчание — вызвать агрессивную реакцию в отношении его источника и т. п.

Респондент. Понятием, часто путаемым с понятием «оперант» является «респондент». Обычно под респондентом понимается реакция организма на определенного рода стимуляцию. Отличие респондента от операнта заключается, прежде всего, в том, что в его случае речь идет о реакциях, следующих на определенного рода стимулы. Например, при приближении какого-либо объекта к глазам проявляется защитный рефлекс моргания, при постукивании по коленному суставу наблюдаются подергивания ноги и т.п. Основное различие между оперантом и респондентом заключается в отношении поведения к стимулу. Операнты контролируются своими последствиями (стимулами, следующими за ними), в то время как респонденты контролируются стимулами,

предшествующими им. В качестве иллюстрации можно привести пример просьбы, адресованной ребенком родителям в отношении покупки какой-либо сладости, «просьба» представляет собой оперант, влияющий на окружение и таким образом становящийся причиной его изменения. В противоположность этому, в качестве примера респондента является подергивание ноги в случае удара молоточком невропатолога по коленному суставу пациента.
В этом случае удар молоточком предшествует подергиванию ноги. В целом можно говорить о том, что респондентное поведение является непроизвольным, а оперантное – произвольным. С этим утверждением согласно большинство современных исследователей, работающих в рамках бихевиористской традиции.

Стимул. Другим важным для современного бихевиоризма понятием является «стимул». Под стимулом понимают события, последствия или изменения в окружении индивида, оказывающие воздействие на его поведение, т.е. вызывающие реакции. Эти события, последствия или изменения в окружении могут быть подразделены на пять широких категорий: позитивные подкрепления, негативные подкрепления, нейтральные события, позитивные наказания и негативные наказания.

События, последствия или изменения в окружении индивида обусловленные некоторым оперантом, повышающим вероятность его проявления, называется

позитивным подкреплением. Реагирование на просьбу ребенка о стакане воды со стороны родителя повышает вероятность повторения таких просьб в будущем. Другими примерами позитивного подкрепления являются получение платы за проделанную работу, похвала за услугу и т.п. Во всех случаях речь идет о стимулах, способствующих проявлению желательного поведения.

Негативное подкрепление представляет собой стимулы, которые способствуют устранению проявления определенных оперантов. Основное отличие от позитивного подкрепления лежит в процессах реализации. Позитивное подкрепление предполагает некоторое добавление в окружении индивида, которое увеличивает вероятность будущего проявления операнта (например, получение сладости ребенком). В случае же негативного подкрепления речь идет о сокращении окружения. Например, встреча с человеком сквернословящим побуждает к избеганию встреч с ним в будущем. Происходит своеобразное сокращение условий возможной встречи с ним. Точно так же родители могут лишать ребенка чего-либо, стремясь поощрить проявление желаемого поведения.

К третьей категории стимулов относятся так называемые нейтральные подкрепления. Они представляют собой события и последствия, следующие за некоторым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в будущем. Однако, не смотря на широкое обсуждение этой категории стимулов в литературе трудно представить их проявление в реальной социальной жизни. Например, на назойливые попытки заговорить со стороны незнакомого, неприятного человека можно реагировать нейтрально, т.е. не реагируя на него. Однако в реальности сложно предположить ситуацию, что подобная «нейтральность» сразу же приведет к ожидаемому эффекту, т.к. даже внешнее отсутствие реакций, предполагает определенную внутреннюю работу.

Процесс социальной жизни включает не только стимулирование проявлений «нужных» оперантов посредством позитивного или негативного подкреплений. Во многих случаях приходится добиваться «изъятия» нежелательного поведения из поведенческого репертуара. В этом случае мы сталкиваемся с другим классом стимулов – позитивным наказанием и негативным наказанием. Наибольший вклад в разработку этих категорий внес социолог Роберт Барджес. Согласно его рассуждениям, в качестве позитивных наказаний выступают те события, последствия или изменения в окружении индивида, которые в случае применения после их проявления приводят к снижению вероятности будущих проявлений. Примером является приглашение нерадивого студента «на ковер» к декану. В этом случае происходит своеобразное добавление стимулов, направленных на изменение поведения студента.

Влияние негативного наказания построено по тому же принципу, что и позитивного. Отличие заключается лишь в том, что происходит не добавление стимулов в окружении, а их сокращение или устранение. Используя предыдущий пример можно говорить о лишении студента стипендии. Наиболее полное определение негативного наказания дается Барджесом и Бушелем (Bushell). Они относят к негативному наказанию те изменения, последствия, альтернативы и т.п., в окружении человека, которые устраняют другие стимулы и таким образом обусловливают уменьшение степени вероятности будущего проявления операнта (Burges и Bushell, p. 30).

Вероятность подкрепления. Термин «вероятность подкрепления» относится к условиям, при которых в окружении индивида проявляются определенные оперантные действия в соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства и условия часто определяют как «схемы подкрепления» (Burges и Bushell). Выделяют два основных типа схем подкрепления:

непрерывные и перемежающиеся.

В случае, если подкрепление непосредственно следует за каждой реакцией или оперантом организма речь идет о непрерывном подкреплении. Например, формирования правильного произношения ребенка осуществляется посредством непрерывного подкрепления удачных проявлений. Однако использование непрерывного подкрепления не в лабораторных условиях маловероятно, т.к. сложно представить саму возможность контроля за всеми действиями, совершаемыми человеком в его повседневном поведении. Более распространенными являются перемежающиеся схемы подкрепления, характеризующиеся подкреплением некоторых вызванных оперантов и игнорированием других.

По существу вся социализация человека строится на перемежающихся или избирательных схемах подкрепления, когда происходит поощрение фиксируемых желательных типов поведения.

Исследователи различают несколько схем избирательного подкрепления. Все они, тем не менее, являются производными от двух типов: интервальных и пропорциональных. Интервальные схемы основываются на времени между применением подкрепления. Они конструируются таким образом, что подкрепляется каждая первая реакция после определенного временного промежутка. Временной промежуток между подкреплениями может быть фиксированным (например, подкрепляется каждая первая реакция, поступающая через каждые пять минут) и варьирующимся (когда в среднем за каждые пять минут подкрепляется одна первая реакция)(например, в первые пять минут подкрепляется реакция, поступившая на пятой минуте, во второй пятиминутке — реакция, поступившая на восьмой минуте и т.д.). Первый тип называется фиксированным интервальным, последний — вариабельным интервальным.

Пропорциональные схемы основываются на числе реакций между подкреплениями. Они конструируются таким образом, что подкрепление следует за каждой n-ной реакцией. В случае фиксированных пропорциональных схем (FR) подкрепление следует за каждой n-ной реакцией (например, каждая четвертая реакция). В случае вариативных пропорциональных схем, подкрепление следует за некоторым усредненным числом реакций (например, подкрепления могут совершаться на третьей, шестой и двенадцатой минутах в течении пятнадцати минут и число подкреплений в последующие пятнадцати минутки будет также равно трем).

Дифференциальное подкрепление. Одним из наиболее значимых типов подкрепления для социальной психологии является «дифференциальное подкрепление». Его значимость с точки зрения бихевиористов особо проявляется при научении языку, формировании групповых норм и принятии решений, а также во многих других индивидуальных и групповых поведенческих реакциях повседневной жизни. Дифференциальное подкрепление имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтернативными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Следуя этой логике рассуждений, привлечение внимания родителей со стороны ребенка может быть достигнуто и посредством примерного поведения и посредством вспышки гнева. Какая же линия поведения может оказаться для него предпочтительней? Конечно, для совершения адекватного ответа следует иметь представление и понимание специфических взаимоотношений, сложившихся в конкретной семье. Объяснение может быть сделано в случае наличия знаний о необходимых компонентах ситуации с позиций различных социально-психологических перспектив. Кто-то может объяснять неучтивое поведение ребенка особенностями его личности, другие — социализацией, ответственной за формирование соответствующего поведения. Тем не менее не вызывает сомнений, что подобному поведению дети научаются. С позиций бихевиористского подхода оно является следствием дифференциального подкрепления, часто осуществляемого неосознанно и без представлений о возможных последствиях.

В соответствии с принципом дифференциального подкрепления, если имеется ряд оперантов, способных вызвать конкретное подкрепление, большей вероятностью результативности будет обладать тот из них, который производит подкрепление в большем количестве случаев, с большей частотой и вероятностью. Дифференциальное подкрепление включает укрепление одних типов поведения и ослабление других. Примером является адаптация эмигрантов к новой культуре. Очень часто представители этнических меньшинств в процессе адаптации к новой культуре стараются проявлять поведенческие действия, характерные для коренного большинства. Причиной этого является то, что это поведение в рамках культуры сопряжено с целой системой подкрепляющих стимулов. Поведение, которое соответствует данной культуре, подкрепляется существенно чаще, чем не соответствующее. Так, эмигрант, стремящийся получить работу, вынужден демонстрировать нормы и эталоны, характерные и поощряемые новой средой обитания. Дифференциальное подкрепление присутствует и в процессе овладения правильным произношением — когда подкрепляются удачные попытки и угашаются – неудачные.

Дискриминантный стимул. В крайне сложном социальном мире человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с огромным количеством воздействий. В свою очередь он многопланово воздействует на свое окружение, вызывая в нем те или иные изменения. В силу этой сложности и многоплановости взаимодействия с окружающим миром достаточно сложно прослеживать конкретные стимульно-реактивные следствия. Некоторые поведенческие действия кажутся основывающимися на стимульно-реактивной основе, другие – не демонстрируют подобной очевидности. Наиболее очевидным примером стимульно-реактивных следствий является респондентное поведение. По отношению, к оперантному поведению эта связь менее очевидна. Тем не менее, со всей определенностью можно говорить о том, что человеческое поведение регулируется стимулами, поступающими к нему извне и выступающими в качестве своеобразных индикаторов необходимости актуализации определенных поведенческих действий. Причем, эта актуализация зачастую осуществляется автоматически, без какого-либо рационального обоснования. Стимулы, вызывающие у индивида определенные операнты и получили название дискриминантных. Другими словами они как бы сигнализируют об обстоятельствах вызывания стимула. Так присутствие преподавателя в аудитории выступает в качестве определенного сигнала о необходимости совершения студентами соответствующих действий. В качестве подобных индикаторов могут выступать и сами операнты, получившие название «дискриминантные операнты» в силу их контролируемости предшествующими стимулами (Bijou и Baer, p. 91).

Стимулы, сигнализирующие обстоятельства вызывания операнта и чье присутствие усиливает вероятность актуализации операнта, относятся к типу SDs. Однако далеко не все стимулы ассоциируются с усилением операнта. Некоторые из них, наоборот, связаны с уменьшением силы и вероятности актуализации операнта. Этот тип стимулов обозначается как S-delta. В качестве примера можно рассмотреть случай поведения ребенка, остающегося дома с гувернанткой, когда родители уходят на работу. В это время он может совершать поступки, связанные с отсутствием дома родителей. Когда же они возвращаются увеличивается вероятность того, что ребенок перестает их совершать. Таким образом, присутствие родителей выступает в качестве дискриминантного стимула (S-delta), который снижает вероятность проявления определенного поведения.

Генерализация стимулов. Генерализация стимулов имеет место тогда, когда стимул (стимулы) в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантным стимулом, а другие стимулы, имеющие сходство с ними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства (Bijou и Baer, 1961, p. 51; Burges и Akers, 1966). Генерализация стимулов неотъемлемая часть повседневного социального взаимодействия. Примером подобного рода генерализации являются суждения этнического большинства в отношении меньшинств типа – «все лица кавказской национальности одинаково плохи», «все цыгане криминальны» и т.п. Однако в реальной жизни представители большинства с великим смущением могут определить конкретные условия проявления подробного рода реакций. Более того, человек пытается найти обоснование не характерности подобного рода генерализаций в отношении конкретного человека, относящегося к данному социальному типу, но вызывающему положительное отношение. Так, суждение типа «все продавцы жулики» из уст мужчины, жена которого является продавцом, может вызвать защитное оправдание типа «лишь она является единственной “белой вороной” среди этого жулья».

Генерализация и дифференциация реакций. Генерализация и дискриминация стимулов тесно связаны с двумя другими понятиями – генерализацией и дискриминацией реакций. Люди научаются устанавливать четкие различия между классами реакций в силу избирательного подкрепления. Более того, эти реакции (операнты) обычно обладают очень высокой вероятностью актуализации в определенных ситуациях и низкой – в других (дискриминация стимулов). Тем не менее, усиление одной реакции данного класса может привести к усилению и других. Успешная сдача при помощи определенной стратегии поведения экзамена одному преподавателю может стимулировать вероятность ее применения и в отношении других преподавателей. Большая часть из казалось бы новых поведенческих решений людей на самом деле являются следствиями генерализации реакций.

Тесно связанной с генерализацией и дискриминацией стимулов, а также дифференциальным подкреплением является дифференциация реакций. Она проявляется при длительном и интенсивном подкреплении реакций. Это становится особенно высоко вероятным в условиях дискриминации стимулов и \ или дифференциального подкрепления. В рамках социального взаимодействия использование лести в отношении определенного рода людей, при условии получения желаемого результата, приводит к определению социального типа “особо предрасположенных” и интенсификации применения к ним данной поведенческой стратегии.

Затухание. Затухание представляет собой процесс возвращения операнта в свое исходное состояние при неподкреплении условий проявления операнта. В отдельных случаях оно также включает отсутствие наказаний за проявление операнта. Примером этого является демонстрация техники «мелких уколов» направленной на выведение партнера из состояния равновесия. Если партнер выдерживает эту атаку, со временем вероятность ее использования по отношению к нему уменьшается. Другим примером является не реагирование педагога на готовность и желание ученика отвечать на уроке, сигнализируемого при помощи поднятия руки. В случае неоднократного неподкрепления это стремление может затухнуть. В основном это означает то, что угашение в существенной степени зависит от нейтральных стимулов, следующих за актуализацией операнта (т.е., не наказания и не подкрепления). Основной трудно разрешаемой проблемой является проблема нахождения в ситуации социального взаимодействия адекватных нейтральных стимулов.

При всем критическом отношении к стимульно-реактивной схеме, доминирующей в бихевиористском подходе нельзя отрицать главного – его продуктивности в условиях отсутствия более глубоких объяснительных теорий. И сегодня процесс научения во многом строится на принципах подкрепления. Впрочем, как и процесс воздействия, представленный в рекламе, пропаганде и т. п.

Представленный обзор некоторых основных понятий бихевиористской социальной психологии конечно же не отражает всего богатства ее категориального аппарата. В то же время он дает возможность проиллюстрировать специфику подхода и разобраться в сути разрабатываемых теоретических построений. Обладание культурой бихевиористской психологической ментальности создает хорошие предпосылки для конструктивного использования достижений данной традиции в рамках развития психологических построений в других традициях. Этому же будет способствовать и формирование представлений об основоположениях бихевиористской психологии к которому мы приступаем ниже.


⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Бихевиорализм | Понятия и категории

БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии XX в. , игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 15.

 

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior, behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии конца 19 — 20 веков, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Бихевиоризм возник под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных.

Tags: 

Философия

БИХЕВИОРИЗМ. Одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX – начала XX века, наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и вербальных реакций на воздействие внешней среды. Концептуальные основы учения оказали влияние на западную социологию и политологию. Ряд идей впервые был введен в политическую науку Артуром Бентли в книге “Процесс управления” (1908), где раздался призыв изучать поведение заинтересованных групп в политическом процессе.

Tags: 

Психология

Идеология

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour, амер. behavior — поведение) — ведущее направление в американской психологии и социально-политической мысли 20 века, изучающее поведение в различных его аспектах. Изначально бихевиоризм отвергал психофизиологический параллелизм в изучении высшей нервной деятельности животных, а также человека. Опираясь на экспериментальные труды Э. Торндайка, И. П. Павлова, Ч. Шеррингтона и другие, посвященные выработке условных рефлексов, основатель этого течения Дж. Б.

Tags: 

Психология

ЗАКОНЫ БИХЕВИОРИЗМА — теоретические основы бихевиоризма, сформулированные в начале XX века Э. Торндайком. Важнейшие из них — закон упражнения, готовности, ассоциативного сдвига, эффекта и др.; закон упражнения: при прочих равных условиях реакция на ситуацию пропорционально связана с частотой повторения воздействия данного стимула на организм и его силой; закон готовности: упражнения (повторяющиеся целенаправленные действия) изменяют готовность организма к проведению обеспечивающих их нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии нескольких раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также приобретают способность вызвать данную реакцию…

Tags: 

Психология

БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США.

Tags: 

Психология

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX века и устранившее из психологии такие понятия, как мышление, сознание; бихеворизм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы. Бихевиоризм существует поныне, хотя сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией находится на втором плане.

Tags: 

Психология

БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предпосылками возникновения бихевиоризма явились: требования практики, которым не могла удовлетворить господствующая тогда интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи русских учёных (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).

Tags: 

Психология

БИХЕВИОРИЗМ (BEHAVIORISME). От английского (в американском варианте) behavior, что значит поведение. Бихевиоризм — второе название поведенческой психологии (Поведение).

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 66.

Tags: 

Психология

БИХЕВИОРИЗМ (англ. behaviour — поведение) — одно из распространенных в современной западной психологии направлений. Философская основа бихевиоризма — прагматизм и позитивизм. Бихевиоризм основан в 1913 Дж. Уотсоном (1878—1958) (Чикагский университет). Экспериментальной основой бихевиоризма у Уотсона послужили исследования поведения животных Э. Торндайком (1874—1949). Теорию Уотсона разделяли К. Лешли (1890—1958), А. Вейс (1879—1931) и др. Бихевиоризм продолжает механистическое направление в психологии, сводя психические явления к реакциям организма, отождествляет сознание и поведение, основной единицей которого считает связь (корреляцию) стимула и реакции. Все познание бихевиоризм сводит к образованию у организмов (включая и человека) условных реакций. В 30-х гг. теория Уотсона сменилась рядом необйхевиористических теорий. Их основными представителями являются К. Халл (1884—1952), Э. Толмен (1886—1959), Э. Газри (1886—1959) и Б. Скиннер (р. 1904). Необихевиористы, за исключением Толмена, заимствовав из учения И. П. Павлова терминологию и классификацию форм поведения, заменили материалистические основы павловского учения операционализмом и логическим позитивизмом. Современный бихевиоризм видоизменил формулу «стимул — реакция», включив между двумя ее членами т. наз. «промежуточные переменные» (навык, потенциал возбуждения и торможения, потребность и т. п.). Однако это не меняет механистической сути бихевиоризма. Критика бихевиоризма содержится в статье Павлова «Ответ физиолога психологам» (1932).

Tags: 

Психология

БИХЕВИОРАЛИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — позитивистский подход к изучению политики и международных отношений, представляющий собой попытку применения методов естественных наук и психологии к политическому анализу. Б. в течение нескольких десятилетий после второй мировой войны был господствующей теорией в американской политологии, возникшей под влиянием социологии политики. Б. основное внимание уделяет изучению политического поведения личности (мотивов голосования, электорального поведения и пр.).

Tags: 

Политика

Образовательные технологии и теории обучения

Бихевиоризм

Бихевиоризм возник на рубеже 20-го века как подход к обучению, основанный на науке о поведении. Теоретики рассматривают учащегося как tabula rasa, как правило, без какой-либо умственной интернализации или самоанализа (за исключением). С этого момента на ученика может влиять его окружение (называемое «стимулом»), на которое он реагирует (называемое «реакцией») и которое, в свою очередь, вызывает другую реакцию (в скиннеризме, называемую «подкреплением»). «).

Ключевые понятия

  • Анализ стимул-реакция
  • «Обусловливание», при котором повторение определенного поведения приводит к реакции
  • Обучение рассматривается как ряд ожидаемых ответов после обусловливания
  • Обучение вращается вокруг циклического паттерна учитель-моделирование, ученик-повторение , и учитель-подкрепление

Ключевые слова

  • Стимул-реакция
  • Классическое обусловливание
  • Оперантное обусловливание
  • Tabula Rasa [Чистый лист]

Ключевые цифры

  • Иван Павлов
  • Э. Л. Торндайк
  • Джон Б. Ватсон
  • Б. Ф. Скиннер

Два подхода

Подходы к бихевиоризму: изображение, созданное Кэтрин «Кэт» Флиппен [владелец веб-сайта]

Применение в образовательных технологиях

Бихевиоризм как образовательная теория обучения привел к развитию нескольких аспектов обучения и обучения, некоторые из которых мы все еще используем в Классы сегодня, включая прямое обучение, лекцию, поведенческую цель как управление классом, поведенческую систему вознаграждения, положительное подкрепление и индивидуальное обучение, среди других понятий.

Отличным примером бихевиоризма в чистом виде в области образовательных технологий является веб-сайт BrainPop. На этом учебном веб-сайте размещены видеоролики, объясняющие различные образовательные темы, за которыми сразу же следует короткий тест, после которого, в зависимости от результата, учащиеся могут оценить свое собственное понимание видео и содержательных материалов. Результаты отображаются сразу после завершения и содержат краткие пояснения, чтобы помочь учащимся лучше понять. Студенты будут готовы приложить больше усилий после подкрепления более высокими баллами (и, следовательно, положительными результатами). Ключевым моментом являются мгновенные ответы и оценки, которые могут быть источником похвалы или критики, оба из которых являются сильными факторами в успеваемости учащихся.

Еще одна новая технология, использующая как геймификацию, так и бихевиоризм, — ClassDojo.

Используя эту систему управления поведением, учитель может вознаграждать И снимать баллы в зависимости от поведения в классе. Звуки и изображения отражают добавление или уменьшение баллов, поэтому хорошее поведение легко подкрепляется, а плохое также легко обескураживает.

Инструмент приобретения: Operant Conditioning Illustrated

youtube.com/v/qy_mIEnnlF4?version=3″ type=»application/x-shockwave-flash» allowscriptaccess=»always» allowfullscreen=»true» wmode=»transparent»/>

Авторы изображений и видео

Behaviorist Rat. Получено 4 октября 2012 г. с:
      http://blog.wsd.net/jreeve/behaviorism-not-as-dead-as-previously-thought/

Теория большого взрыва: Шелдон тренирует Пенни. [Видео] Получено 4 октября 2012 г. с:
      http://youtu.be/qy_mIEnnlF4

Бихевиоризм — научно-обоснованное преподавание и обучение

Обзор

Бихевиоризм касается областей человеческого поведения, которые можно наблюдать и измерять. Бихевиористы считают, что открытое поведение является реакцией на стимулы окружающей среды в сочетании с историей личного опыта, мотивационным состоянием и другими стимулами. Таким образом, бихевиористские теории обучения подчеркивают изменения в поведении человека, возникающие в результате проявления учащимся ассоциаций стимул-реакция (Чжоу и Браун, 2015).
Важные термины/концепции бихевиоризма включают стимул, реакцию, обусловливание, вознаграждение, наказание, подкрепление. Стимул может быть объектом или событием, которое может наблюдаться или переживаться участником. Реакция – это реакция на раздражитель, объект или событие в окружающей среде. Люди и животные могут естественным образом реагировать на раздражитель или могут быть обучены реагировать на раздражитель определенным образом. Тренировка отношений стимул-реакция называется кондиционированием. Повторение вознаграждения за желаемое поведение и наказания за нежелательное поведение называется подкреплением.

Ключевые концепции
Классическое обусловливание

  • Стиль обучения, который включает в себя парное обучение, при котором нейтральный стимул вызывает аналогичную реакцию на сильный стимул.
  • Случайно обнаружен Иваном Павловым при изучении своих собак

Оперантное обусловливание

  • Включает в себя поощрение желательного поведения и наказание за нежелательное поведение.
  • Открыт Б. Ф. Скиннером, который обучал животных нажимать на рычаг, чтобы получить пищу.

Теория социального обучения

  • Соответствует этому понятию, поскольку его можно определить как подход, сочетающий принципы обучения с принципами когнитивной психологии.
  • Разработано Альбертом Бандурой, чтобы помочь объяснить, как личность человека развивается в социальном контексте, в котором происходит обучение

Практические советы для преподавателей
Поощрение и/или поощрение желательного поведения

  • Учителя могут подкреплять желаемое поведение словесной поддержкой. Когда учащийся ведет себя по-доброму, помогает, сочувствует и/или терпелив по отношению к другому учащемуся, учитель может подтвердить это поведение положительной словесной обратной связью и побудить учащегося продолжать такое поведение.

Игнорировать для устранения нежелательного поведения

  • Учителя могут игнорировать нежелательное поведение, игнорируя поведение или замечая поведение, но не подтверждая его словесной обратной связью. В качестве альтернативы учитель может признать нежелательное поведение отрицательным устным отзывом. Отрицательная словесная обратная связь может быть эффективной, если она привлекает нежелательное внимание к учащемуся. Однако, если учащийся желает внимания учителя и других учеников, негативная словесная обратная связь может способствовать нежелательному поведению. Следовательно, может потребоваться метод проб и ошибок, чтобы определить мотивацию студентов. Кроме того, может быть трудно не навязывать нежелательное поведение, когда оно начинает мешать обучению других учащихся в классе.

Постоянство подкрепления учителя

  • Согласно бихевиористским принципам, постоянство ответов учителей важно для подкрепления желательного поведения и устранения нежелательного поведения. Таким образом, для учителей важно постоянно поощрять желательное поведение и постоянно игнорировать или давать обратную связь нежелательному поведению. Однако при отсутствии желательного поведения и преобладании нежелательного поведения учителям может потребоваться найти альтернативные схемы поощрения и подавления.

Тип вознаграждения или ответа

  • В условиях классной комнаты некоторые виды вознаграждения могут быть более желательными. Например, учащимся, демонстрирующим желательное поведение, могут быть предоставлены привилегии или исключения за их поведение. Однако предоставление им этих привилегий или исключений перед другими одноклассниками может вызвать враждебность или негодование. Таким образом, учителя должны установить этичный и справедливый способ поощрения положительного поведения. Студенты могли внести свой вклад в определение наград в начале учебного года.
  • В качестве альтернативы учителям может потребоваться провести эксперимент, чтобы определить, какой тип реакции наиболее эффективно подавляет нежелательное поведение в разумных пределах. Учителя могут обнаружить, что привлечение нежелательного внимания к определенным учащимся быстро угасает их поведение по сравнению с другими учащимися, которые прекращают нежелательное поведение, когда его игнорируют. Метод проб и ошибок необходим для определения наиболее эффективного подхода к искоренению плохого поведения.

Ресурсы

  1. Бандура, А. Теория социального обучения; General Learning Press: New York City, 1971.
  2. Скиннер, Б. Ф. Поведение организмов: экспериментальный анализ. Нью-Йорк: Appleton-Century. 1938
  3. Ким Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *