Юшка (Ответы на вопросы, 7 класс. Коровина, 2 часть)
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Проверьте себя
1. В чем смысл высказывания писателя о реке Воронеж?
Смысл высказывания писателя о реке Воронеж заключается в том, что не стоит переделывать природу, необходимо принимать ее такой, как она есть. Также дары природы стоит использовать на благо человечества. Также эти слова отражают мнение Платонова о природе: человек не должен изменять природу так, как ему хочется, а должен использовать то, что уже имеется.
2. Подготовьте устное сообщение об А.П. Платонове (по высказыванию К. Паустовского и статье В. Чалмаева).
Андрей Платонов говорил, что у него не было юности: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».
В журнале «Железный путь» в 1918 году молодой Платонов опубликовал рассказ «Очередной» и несколько стихотворений. Именно в этом журнале кроется начало жгуче-романтической мысли писателя, источник мечты о выходе в счастье человека, мечты о невозможном, которые останутся в Платонове навсегда.
Почти одновременно с появлением первой книги прозы Платонова «Епифанские шлюзы», высоко оцененной М. Горьким, писатель создал и сборники «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город Градов», роман «Чевенгур» и др.
Любимые герои в прозе Андрея Платонова… чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию – пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Таков и его рассказ «Юшка».
Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году, от туберкулеза. Друзья, посещавшие его в последние годы, заставали писателя на неизменном черном диване, служившем ему постелью, — не вставая, сидя на ней, он и беседовал с ними.
1. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ? Как вы понимаете слова Юшки: «Вы, должно быть, любите меня!», «Он [народ] меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» — и слова автора: Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, поэтому терзают его»? Согласны ли вы с автором? На чьей стороне автор и почему вы так решили? Почему люди «терзали» Юшку?
Я не могу точно утверждать, что народ любит Юшку. Однако, я могу точно сказать, что Юшка нужен людям. В рассказе есть фраза, которая выражает мое мнение: «Без Юшки жить людям стало хуже.» Мне кажется, что слова Юшки можно понять следующим образом: люди не понимают, что любят Юшку, но они чувствуют, что он им нужен. Люди часто злятся, раздражаются, но почти никто вокруг не терпит это раздражение. А Юшка помогал людям тем, что он смиренно выслушивал насмешки и терпел унижения. Люди не знали, как выразить свои чувства, поэтому они пытаются хоть как-то обратить на себя внимание Юшки.Я думаю, что автор на стороне Юшки, потому что в рассказе довольно подробно описано отношение автора к Юшке, то, каким Платонов его видит.
Какими предстают герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов?
В каждом из эпизодов рассказа герои противопоставлены друг другу: Юшка смиренный, терпеливый, терпит всё от людей. Люди же всегда озлоблены, норовят уколоть Юшку.
2. Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои? Подготовьте рассказ о Юшке, передайте близко к тексту разговоры Юшки с детьми и взрослыми. Как вы понимаете слово «сострадание»? Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?
Мне было очень жаль Юшку, и я не понимала, почему люди так злы по отношению к нему. Он не желал им зла, не оскорблял их. Однако, некоторые говорили, лучше бы он умер. А Юшка терпел даже это, все равно думал, что его любят.
Жизнь Юшки была тяжелой: он болел чахоткой, при этом работал на трудной работе, помогал кузнецу. Но он не озлобился, а наоборот, даже помогал девочке-сироте, о которой мы можем узнать в конце рассказа. Несмотря на то, что он был болен и выглядел неопрятно, а окружающие его унижали, Юшка работал, получал деньги, а потом отправлял их девушке, чтобы она могла учиться.
Сострадание – это жалость, которая вызвана несчастьем или горем других. Юшка сочувствовал людям, он пытался увидеть в других все самое лучшее. При этом он помогал девочке-сироте, оплачивая ее обучение в пансионе. Девушка не была эгоисткой, она от всего сердца хотела отблагодарить своего приемного родителя. Она знала, что Юшка болен, поэтому решила стать врачом, чтобы вылечить Юшку от чахотки.
В моей жизни также происходили ситуации, которые вызывали у меня сострадание к людям. У моей бабушки есть знакомая, внучка которой имеет серьезные проблемы со здоровьем. При этом, никто в семье этой женщины не озлобился, они стараются помогать другим. Видя ту женщину вместе с внучкой, я испытываю к ним сострадание, сочувствие. Также мы с бабушкой стараемся помогать им, если они просят нас об этом.
3. Как можно объяснить язык Юшки? Чем отличается он от языка всех окружающих его людей?
Юшка был простым и беззлобным, он говорил просто, мягко и со смирением. При этом окружающие всегда старались найти выгоду, поэтому они не понимали Юшку.
1. Почему детям Юшка казался непонятным, странным, почему они хотели, чтобы Юшка рассердился, озлобился, взял хворостину?
Дети били Юшку, кидали в него землей. Они полагали, что в ответ на все унижения Юшка должен был отругать их, накричать на них. Они не понимали, как кто-то может быть таким смиренным, как Юшка.
2. Как вы понимаете слова Юшки о том, что дети его любят, но не умеют любить?
Юшка был очень кротким и потому не понимал, как можно кого-либо бить, оскорблять. Поэтому он думал, что все толчки, унижения, оскорбления – это своеобразное проявление любви.
3. В каких случаях взрослые люди обижали Юшку? Почему злых людей кротость Юшки приводила в ожесточение?
У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Именно в такие моменты взрослые и обижали Юшку.
Озлобленные взрослые не могли понять, почему Юшка не отвечает им, почему он совершенно на них не похож.
6. Как вы думаете, почему всегда кроткий и незлобивый Юшка не сдержался, «осерчал», резко ответил прохожему?
Мне кажется, что Юшка ослабел из-за болезни, устал выслушивать все, что ему говорили окружающие. Поэтому он так резко ответил прохожему.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Разработка урока литературы для 7-го класса по теме «Нужны ли нам праведники?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Цели урока:
- совершенствовать навыки характеристики литературного героя, познакомить учащихся со способами авторского отношения к персонажу;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать навыки воссоздающего и творческого пересказа;
- воспитывать ответственность, милосердие.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке, тему которого я обозначила как “Нужны ли нам праведники?”, мы обратимся к анализу рассказа А. Платонова “Юшка”. Дома я просила вас прочитать его. На уроке же я предлагаю вам попробовать прожить вместе с героями Платонова совсем короткое время. Именно прожить, для того, чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.
II. Аналитическая беседа.
- Почему рассказ назван “Юшка”?
(Так зовут главного героя рассказа А. Платонова)
- Это имя он получил от своих родителей?
(Нет. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой)
Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки.
- Что мы узнаём о нем?
(Юшка был мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Он помогал кузнецу в кузне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей; а чай, сахар и одежду Юшка должен был покупать за свои деньги. Но он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены…)
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним единственным словом. (Какой он?)
(Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий).
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Как относятся к нему дети?
(Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криком бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его).
- Как вы понимаете слово “терзать”? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
(Мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить).
В “Словаре русского языка” С. Ожегова представлены два значения слова “терзать”.
- Разрывать на части.
- Мучить нравственно.
- В каком значении мы сейчас употребляем с вами это слово?
(Во втором).
- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Детей удивляло то, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал.)
- А как сам Юшка объясняет поведение детей?
(Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)
- Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду взрослые люди с лютой яростью переносили на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению окружающих взрослых. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорит ему: “Лучше бы ты умер!” Людей раздражало, что Юшка не походил на них, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость.
Давайте обратимся к диалоги Юшки и Даши. Как вы понимаете выражение Юшки: “Сердце в людях бывает слепое?”
(“Люди часто не понимают друг друга. Бывает, в них бьется умное сердце, благородное, но оно ослеплено жадностью, завистью.”
“Я думаю, что сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добро другим, не жертвуют ради них собой.”
“У людей, которые не замечают боли, страха других людей, сердце слепо.”
“Слепое сердце – когда человек смотрит на страдания других людей, и нет у него никакого сочувствия, сожаления.”
“Слепое сердце – это самое худшее, что может быть в человеке.”).
Если подвести итог, то “слепое сердце” бывает у человека, неспособного понимать другого, жертвовать собой, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
- А как вы понимаете слово “сострадание”?
(Сострадание, сочувствие, совесть (приставка “Со-” в этих словах говорит о соборности, она совмещает разум и чувство, знание и сердце, правду, добро и красоту).
Продолжим наш разговор. Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это вполне искренне. Мы же понимаем, что живется Юшке очень тяжело. Но есть все же место, где он вольнее начинает дышать.
- О каком месте я говорю?
(Это природа).
Прочитайте эпизод “Юшка наедине с природой”.
- Дополняет ли он что-то новое к образу Юшки?
(На природе Юшка чувствует себя гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”).
Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так долго ждали, — Юшка “осерчал”.
- Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое, близкое по значению – рассердился, разгневался, разозлился. Но он употребил именно слово “осерчал”. Как вы думаете, почему?
(Наверное, трудно представить кроткого, тихого Юшку разгневанным или негодующим. Слово “осерчал” как нельзя лучше соответствует его образу).
- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни? Давайте прочитаем эпизод встречи Юшки с прохожим по ролям.
- Какие слова в этом диалоге вы считаете самыми важными?
(“Я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…”
Читать последние строки, повествующие о смерти Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.
- Какой эпизод изображен на ней?
(Произошло то, чего хотели люди, — Юшка осерчал и ушел из жизни).
- Признали они его “своим”, “похожим”? Раскаялись?
(Проститься с Юшкой пришли все те, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него).
Ребята, в русском языке есть удивительное слово “праведник”.
- Можем ли мы с вами отнести Юшку к праведникам?
Я еще раз хочу вам напомнить слова Юшки: “Я всему свету нужен.”
- Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?
(Без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.)
Так неужели вся жизнь Юшки сводилась к тому, чтобы принимать злобу и глумление на себя?!
- Когда и почему вновь вспомнили о Юшке?
(После приезда его воспитанницы. Ради неё он не пил чай и не ел сахара, чтобы она ела его. Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке. Его доброе дело перешло в руки сиротки).
Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, — “из смерти работать жизнь”.
Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: “Я тоже всему свету нужен”.
III. Подведение итогов.
- Нужны ли нам праведники?
(Конечно, нужны)
- Вы почувствовали авторское отношение к герою?
(Платонов несомненно любит своего героя, жалеет его. Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди по достоинству оценили его душевную простоту, чтобы они пришли к пониманию того, что “…человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирают одни – мертвеют все”).
Своей волею писатель многое мог бы изменить в сюжете рассказа и оставить Юшку жить. Верный правде жизни, он не делает этого. Но даже при этом трагичном финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем “разлиться сильным и ярким потоком”, часто преодолевает множество преград.
У каждого из нас есть свой собственный свет – свет души, добрых мыслей и поступков. У кого-то он ярче, у кого-то тусклее, но он у всех. И его так легко притушить, а то и вовсе – загасить – эгоизмом, равнодушием, злым словом, дурным делом, даже простым невниманием к ближнему. И самому темнее в этом мире станет.
Не гасите свет своей души! Не гасите – ни приходя, ни уходя. Не гасите свет.
IV. Домашнее задание.
Итоговая творческая работа.
В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать “безмолвный голос существа, ждущего помощи. Эти голоса есть и рядом с вами. Напишите о том, как вы понимаете слово “сострадание”. Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?
Или же напишите о том, какие открытия помог вам совершить А. Платонов в самих себе.
Что происходит, когда сострадание причиняет боль?
Это отредактированная стенограмма выступления Джереми Адама Смита из Greater Good перед медсестрами Медицинской службы Калифорнийского университета в Беркли о преодолении усталости от сострадания.
Предупреждаю: это несколько сложный разговор, полный парадоксов. Я собираюсь поговорить о лучшем в человеческой природе и поведении, а также о худшем. Я собираюсь поговорить о том, что люди созданы для того, чтобы заботиться друг о друге, но также и о том, как рутинная ежедневная забота может разрушать душу. И в конце я надеюсь поделиться своими мыслями о том, как мы можем работать с другими людьми, чтобы выявить хорошее в каждом из нас.
Я встаю рано и большую часть времени пишу рано утром. Месяц назад я шел в кафе в 6:30 утра и делал то, что я часто делаю во время утренних прогулок, а именно осматривал викторианские дома, холмы и туман того места, где я живу и подумай о том, как все это красиво.
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Без предупреждения я почувствовал удар по затылку, и кто-то пробежал мимо меня с монтировкой.
Я стоял там долгую минуту, ничего не чувствуя. Потом я услышал стук, похожий на капли дождя; Я истекал кровью на тротуар. Мои нападавшие исчезли, хотя я и не заметил, как они ушли, поэтому встал и, шатаясь, побрел домой. Я быстро понял, что не справлюсь.
Я хочу остановиться здесь, чтобы описать, что пришло мне в голову, потому что я думаю, что это интересно: я не хотел звонить в дверь моего соседа. Я не хотел беспокоить его, пожилого мужчину, которого я много раз видел на тротуаре, но никогда не удосужился встретиться. Подумайте об этом: вот я с травмой, которая позже окажется серьезной, и что-то внутри меня, какая-то пожизненная американская обусловленность, все еще сопротивляется тому, чтобы обратиться за помощью.
Я сам себе человек, черт возьми! Мне ничего не нужно! Этот? Это всего лишь рана на теле!Но на тот момент у меня было два варианта: я мог лечь на тротуар и ждать, пока кто-нибудь придет, или я мог позвонить в дверь. Я позвонил в дверь.
«Кто это?» — сказал сосед, готовый приказать мне уйти.
Я извинился за беспокойство и объяснил ситуацию через закрытую дверь. Он тут же открыл ее, принес мне полотенце, чтобы я положил его на затылок, и позвонил 9.11. Вскоре прибыли парамедики и полиция. В приемном покое врач и медсестра заклеили мне голову. После того, как полиция поймала напавших на меня мальчиков, я провел остаток дня в полицейском участке; в какой-то момент я вошел в комнату отделения, чтобы позвонить, и обнаружил трех копов, сидящих вокруг и смотрящих
Итак, давайте разберемся. Три человека — мальчик с монтировкой, мальчик с ружьем и мальчик, который водил машину — ранили меня в то утро. Это ужасно. Но сколько людей мне помогло? Давайте посчитаем их.
Сосед, открывший дверь. Он был первым.
Два фельдшера. Один врач и медсестра.
Многочисленные полицейские, особенно офицер Эд Роблес и его напарник, которые почти целый день возили меня и мою семью по городу. Эти офицеры подвергли себя опасности, когда захватили нападавших на меня вооруженных людей.
Наши друзья тоже присоединились. Они присматривали за моим сыном в любой момент и помогали нам выполнять поручения.
А позже, когда я вернулся домой, мне позвонили три человека, потому что они нашли мои вещи в трех разных местах по всему городу. Этим людям не нужно было этого делать; они просто сделали это.
А как же люди-невидимки? Диспетчер 911? Администраторы, которые управляют больницами и полицейскими управлениями? Люди, которые платят налоги, которые финансируют полицию и спасательные работы? Бесчисленное количество людей в истории, которые работали над созданием полицейских управлений, больниц и служб скорой помощи, и бесчисленные медицинские открытия, которые сделали мою травму неизлечимой?
Уму непостижимо, подумать о количестве людей, которые внесли свой вклад в мою заботу. Циник может одержимо сосредоточиться на доли секунды насилия и заявить, что одно действие раскрывает истинное лицо человечества. Циник мог бы также заявить, что у соседа, открывшего ему дверь, действительно не было выбора; Я заставил его это сделать. Полиция, мог бы сказать циник, просто хряки, выполняющие свою работу, а врачи и медсестры работают только ради зарплаты.
Но именно это и интересно в этом происшествии и ему подобных. Когда я попадал в беду, я чувствовал, как социальная сеть сжимается вокруг меня, чтобы поймать меня, когда я падаю. Сжатие казалось привычным, рефлекторным, банальным, вездесущим — и я бы сказал, что вина за то, что мы не помогаем, важна, потому что это свидетельство того, насколько важна для нас помощь. Далекая от вины, помощь была сострадательной. Я испытал сострадание как индивидуальную вещь, но также и институциональную.
Что такое сострадание? Это тема абсурдного количества споров среди ученых. Дачер Келтнер, психолог, возглавляющий Научный центр «Великий Добрый день», где я работаю, определяет сострадание как «забота о том, чтобы улучшить благополучие другого, кто страдает или нуждается».
Это отличается от эмпатии, которая представляет собой «отражение или понимание чужих эмоций». Итак, эмпатия — это чувство; сострадание есть действие.И, судя по этому определению, в тот день я испытал огромное сострадание, от соседей до полицейских, от медсестер до наших друзей — много видов сострадания. Сострадание наших друзей было пронизано сочувствием; сострадание врача и медсестер было исполнено, я бы сказал, без особого сочувствия. Они не отражали мои эмоции — на самом деле женщина-врач, казалось, держала эти эмоции на расстоянии вытянутой руки — и все же они сделали больше всего, чтобы, цитируя, «улучшить благополучие другого, кто страдает» — а именно меня, в данном случае.
Почему сострадание так распространено не только среди отдельных людей, но и в социальных сетях и организациях? Долгое время считалось, что сострадание — это исключение, а эгоизм — правило. После того как Чарльз Дарвин обосновал теорию эволюции, многие европейцы интерпретировали выживание наиболее приспособленных в том смысле, что выживают только наиболее приспособленные.
Но с самого начала все было не так, потому что теория эволюции Дарвина предполагала, что хорошее в человеческих существах так же адаптивно, как и плохое. Другими словами, у нас есть сострадание, потому что сострадание помогает нашему виду выжить. Акты сострадания, писал Дарвин в «Происхождении человека» , «являются простым результатом большей силы социальных и материнских инстинктов, чем сила любого другого инстинкта или мотива; ибо они совершаются слишком мгновенно для размышления или для удовольствия. или боль, которую нужно чувствовать в то время; хотя, если по какой-либо причине этому помешать, может быть ощутён дистресс или даже страдание».
Другими словами, наш развившийся инстинкт помогать другим людям является рефлексом, подобно улыбке в ответ тому, кто улыбается нам, или вздрагиванию при звуке выстрела. Когда нам мешают действовать согласно инстинкту сострадания, это причиняет боль; мы чувствуем себя несчастными. Эффект может быть убийственным.
Время и наука были благосклонны к Дарвину, поскольку многие его предположения об эмоциях и человеческой природе были подтверждены десятилетиями исследований. Нечеловеческие приматы, с которыми мы делим около 99 процентов наших генов постоянно проявляют сострадание, включая особую заботу о слепых, глухих, калеках или раненых товарищах, не говоря уже о заботе о младенцах и участии в так называемом аффилиативном уходе, который иногда влечет за собой поедание жуков с каждого из них. другой. Расскажите о сострадательном поступке!
Теперь следует подчеркнуть, что нечеловеческие приматы также постоянно убивают и калечат друг друга. Они соперничают за господство, насилуют, убивают младенцев, даже едят друг друга — совсем как люди. Но было замечено, что нечеловеческие приматы примиряются после конфликта; даже непримиримо жестокие виды, такие как бабуины, обнаружили способность культурно развиваться в более мирных направлениях. У всех приматов, включая людей, сострадание процветает в одних условиях и увядает в других — это важный момент.
Итак, сострадание имеет глубокие эволюционные корни, но как оно проявляется в людях? В течение последних десятилетий ученые открыли многие из биологических строительных блоков сострадания и сопереживания. Было замечено, что младенцы в возрасте 42 минут копируют выражения лица своих матерей, проявляя эмпатическое поведение. Нейробиологи обнаружили, что общительные и блестящие счастливые эмоции действуют по всему мозгу, находя сострадание, например, в миндалевидном теле и префронтальной коре. Зеркальные нейроны возбуждаются, когда мы ощущаем эмоциональное состояние другого человека. Гормон под названием окситоцин высвобождается в моменты доверия и социальных связей. Мы даже идентифицировали гены, присутствие которых, кажется, предсказывает щедрость и альтруизм. Неудивительно, что доброта, благодарность и действие сострадания приносят реальную пользу для здоровья, физического и психического.
Итак, мы буквально созданы для сострадания; мы испытываем сострадание как в уме, так и в теле, и этот опыт делает ум и тело более здоровыми. Это объясняет, почему отсутствие сострадания так болезненно. Вернемся к атаке, которую я пережил. Что, если бы это произошло в другом месте, где нет надежной полиции, медицинской системы или верховенства закона, и я был бы предоставлен самому себе? Что, если бы моя кожа была не того цвета, не в то время или не в том месте, и все отвернулись от меня только из-за этого? Что, если бы я был женщиной, и меня изнасиловали, а полицейский-мужчина сказал бы мне, что это моя вина из-за того, во что я одет?
Тогда как бы я себя чувствовал?
Я бы разозлился. Вот что бывает, когда отказывают в сострадании. Я думаю о мальчиках, которые напали на меня. Я не верю, что они были лишены сострадания в своей жизни. По крайней мере, я надеюсь, их матери любили их. И я подозреваю, что они, по крайней мере, любили своих матерей в ответ. Но я также подозреваю, не зная их, что в детстве они подвергались насилию со стороны людей, которым доверяли, и что в их жизни было мало взрослых, которые оказывали им необходимую помощь. Я думаю, весьма вероятно, что их заставили чувствовать себя чужаками в Америке из-за цвета их кожи — они были темнокожими латиноамериканцами.
Я не позволю этим парням сорваться с крючка. Применять насилие к другому человеку — значит отрицать связь между нами, а отрицание эмпатии и человечности кажется мне лучшим определением зла, которое у нас есть. Я не говорю, что эти мальчики были злыми, но я муж и отец, и моя семья рассчитывает, что я вернусь домой, и когда кто-то угрожает забрать меня из моей семьи, это акт зла.
Но я считаю, что когда мы сталкиваемся со злом, мы не можем ответить тем же. Я не верю в тушение огня огнем. Вместо этого, я бы сказал, мы должны стремиться восстановить связь между нами как человеческими существами; это определение добра. Перед лицом жестокости и глупости мы должны реагировать с сочувствием и воображением. Мы должны выйти за пределы нашего собственного разума и пройти по этому биологическому и социальному мосту эмоций, и попытаться помочь тем, кто причинил нам боль, и попытаться представить, что заставило их причинить нам боль. Мы должны сделать их боль своей собственной. Не ради них, а ради собственного потенциала. Мальчики, напавшие на меня, в каком-то смысле страдают; они заслуживают сострадания, которого, к сожалению, вряд ли найдут в тюрьме.
А как же я? Помните тот момент, который я описал, когда я посмотрел в лицо мальчику, державшему на мне пистолет, и увидел, что он нервничает и боится? Несмотря на опасность момента — несмотря на то, что я был ошеломлен, и он видел во мне мишень, а не ближнего, — мой эмпатический аппарат все еще работал, и я почувствовал эту искру связи, рефлекторно ощущая его эмоции. Отрицать этот опыт было бы моей потерей.
В этом опыте нет ничего необычного. Если мы нормальные и здоровые, очень трудно отключить эмпатию. Эмоции других людей подхватывают нас и влекут за собой, и мы меняемся в путешествии. В большинстве случаев это здорово; вот почему хорошие времена, друзья и семья так важны для нас, и каждое добро, которое мы делаем, повышает вероятность того, что другие люди сами будут добрыми. И большинство людей очень хорошо подготовлены к тому, чтобы справиться с мимолетным горем или болью друзей и оказать сострадательную помощь. Это как раз то, что наши друзья предоставили моей семье в день, когда меня ограбили.
Но что происходит, когда каждый рабочий день приходится сталкиваться с болью и страданием? Что происходит, когда вы врач, медсестра, социальный работник или фельдшер, и проявление сострадания является частью вашей должностной инструкции? Медицинские и социальные работники обучены управлять эмпатией и сохранять некоторую профессиональную дистанцию. Сегодня утром я спросил подругу-медсестру, как она предотвращает приступ усталости от сострадания, и она ответила: «Границы, границы, границы!» Именно эти границы позволили врачу и медсестрам в Кайзере оказать мне сочувственную помощь без лишнего сочувствия. Хорошо для них.
Но люди, как мы знаем, не роботы, и множество исследований показывают, что соматическая эмпатия, то есть непроизвольная, бессознательная эмпатия, которую мы чувствуем в своих внутренностях, является основным фактором, вызывающим усталость от сострадания, состояние ума, при котором мы становимся все менее и менее способными помогать другим из-за страха причинить себе боль. Мы говорим о естественных процессах, а именно о сострадании и сопереживании, которые снова и снова используются в очень повторяющихся, искусственных ситуациях.
Такая работа утомляет даже самого сильного человека, особенно в такие времена, когда бюджеты урезаются, а ресурсы, в том числе человеческие, истощаются до предела, а люди, находящиеся в бедственном положении, больше, чем когда-либо, рассчитывают на инфраструктуру ухода. как Служба здравоохранения университета. Именно в такие исторические моменты, как этот, усталость от сострадания становится реальной угрозой не только для таких профессий, как медсестра, но и для всего нашего общества.
Чарльз Гарфилд — советник Greater Good , клинический профессор психологии Медицинской школы Калифорнийского университета, основатель Shanti Project, одной из первых в мире общественных организаций по борьбе с ВИЧ/СПИДом, и эксперт по состраданию и усталости от сострадания. В своей книге Иногда мое сердце немеет Чарли описывает симптомы и последствия усталости от сострадания: депрессия, тревога, ипохондрия, воинственность, ощущение быстрой перемотки вперед, неспособность сосредоточиться.
Опекуны, пишет он, «описывают все большие и большие трудности с обработкой своих эмоций. Они охвачены тревогой или огорчены. Образы в стиле Феллини вторгаются в их дни и ночи, болезненные воспоминания наводняют их мир за пределами арены заботы».
Если вы испытываете какие-либо из этих симптомов, Чарли рекомендует обратиться за профессиональной помощью и полностью отказаться от ухода за больными. Тем опекунам, которые не чувствуют, что могут, обычно потому, что это их средства к существованию или им больше некому обеспечить уход, Чарли напоминает читателю, что «неблагополучные опекуны могут серьезно поставить под угрозу уход своих клиентов или близких».
Но как насчет тех, кто не находится в крайней степени истощения, но чувствует начало психического оцепенения или видит в себе или в других признаки усталости от сострадания?
Усталость от сострадания была обнаружена совсем недавно — C.R. Фигли ввел этот термин в 1995 году, а исследования и теоретизирование только начались. В выпуске Journal of Health Psychology за прошлый месяц группа исследователей изучила 57 различных исследований усталости от сострадания среди специалистов по лечению рака и пришла к выводу, что прямо сейчас мы почти ничего об этом не знаем. «Эти результаты подчеркивают необходимость более четкого понимания связи между эмпатической чувствительностью медицинских работников и их уязвимостью к усталости от сострадания», — заключают авторы.
И все же, просматривая литературу, я был поражен, насколько процесс управления усталостью от сострадания на самом деле является просто вопросом здравого смысла и здорового выбора. Действительно сложный вопрос заключается в том, почему мы так часто не делаем выбор в пользу здорового образа жизни.
Что мы можем сделать? Прежде всего, позаботьтесь о себе. Используйте выходные и свободное время, чтобы делать то, что вам нравится, есть здоровую пищу, читать романы, совершать длительные прогулки. Если вы боретесь с тьмой, ищите свет везде, где только сможете. Проявите сострадание к себе — распознайте в себе страдание и действуйте, чтобы облегчить страдание. Это отличается от жалости к себе, когда мы видим в себе страдание и ничего с этим не делаем. Нам просто жаль себя. С состраданием к себе мы не позволяем страданию определять нас. Вместо этого нас определяет наше сопротивление страданию.
Далее идет простое осознание. Простое осознание того, что существует такая вещь, как усталость от сострадания, помогает нам предотвратить ее и справиться с ней, когда она произойдет. Мы можем напоминать друг другу и себе о том, что нужно держаться на некотором расстоянии от пациентов и клиентов, помнить, что их страдания — это не наши страдания, что мы их не вызывали и что мы можем помочь им лучше всего, не участвуя в их страданиях. Какой бы плохой ни была ситуация, мы всегда можем что-то сделать, чтобы ее улучшить, даже если это означает помочь кому-то смириться с неизбежным.
Психотерапевт Бабетта Ротшильд в своей превосходной книге Help for the Helper рекомендует лицам, осуществляющим уход, практику осознанности. Вы должны знать, что я родился и вырос на Среднем Западе и Восточном побережье, и я давний скептик, когда дело доходит до таких практик, как осознанность. Но благодаря своей работе в Большом научном центре добра я видел множество эмпирических исследований, показывающих, что это работает в борьбе со стрессом, страхом и усталостью. В разных формах вы даже можете увидеть практики, очень похожие на осознанность, которые появляются в полицейских и военных тренировках, где телесное осознание используется для контроля страха под огнем.
Это не тренировка осознанности, и я не буду вдаваться в подробности, но основная идея осознанности заключается в том, что вы постоянно сосредотачиваетесь на настоящем моменте и следите за тем, что происходит в вашем теле. Очевидно, это отличный способ контролировать автоматическую соматическую эмпатию, которая способствует усталости от сострадания. Если осознанность — это новая концепция для вас, я рекомендую вам посетить семинар с Дачером Кельтнер и Джоном Кабат-Зинном, который состоится 15 мая в Greater Good, или прочитать книгу Бабетты Ротшильд.
Остался последний шаг, который я хотел бы выделить, самый важный, и это общение с другими людьми и формирование сообщества сострадания вокруг себя. Это не то, в чем мы, американцы, хороши. Помнишь, как я не хотел звонить соседу в дверь? Разве это не странно? Вот я, истекающий кровью, раненый, и я не хочу беспокоить кого-то за помощью. Разве это не звучит безумно? Это было безумно.
И все же это происходит каждый день. Мы живем в очень индивидуалистической культуре — нас бомбардируют культурными посланиями, которые говорят, что хотеть помощи неправильно, а сострадание — для лохов, — и из-за этого нам трудно просить о помощи, когда мы в ней нуждаемся. Мы боимся собственной уязвимости. Это касается и меня, и людей, занимающихся помогающими и целительскими профессиями. Большинство обид не внешние, они внутренние и невидимые, и мы страдаем молча. Но мы не обязаны. Иногда вам просто нужно протянуть руку и позвонить в дверь, и вы можете обнаружить больше сострадания, чем ожидали.
Определение сострадания | Что такое сострадание
Прокрутите вверх
Что такое сострадание?
Сострадание буквально означает «страдать вместе». Среди исследователей эмоций это определяется как чувство, которое возникает, когда вы сталкиваетесь с чужим страданием и чувствуете мотивацию облегчить это страдание.
Сострадание — это не то же самое, что эмпатия или альтруизм, хотя эти понятия связаны между собой. В то время как эмпатия в более общем смысле относится к нашей способности воспринимать точку зрения и чувствовать эмоции другого человека, сострадание — это когда эти чувства и мысли включают в себя желание помочь. Альтруизм, в свою очередь, — это доброе, бескорыстное поведение, часто вызванное чувством сострадания, хотя можно чувствовать сострадание, не действуя на него, а альтруизм не всегда мотивируется состраданием.
В то время как циники могут отвергать сострадание как обидчивое или иррациональное, ученые начали картографировать биологическую основу сострадания, предполагая его глубокую эволюционную цель. Это исследование показало, что когда мы чувствуем сострадание, наш сердечный ритм замедляется, мы выделяем «гормон привязанности» окситоцин, а области мозга, связанные с эмпатией, заботой и чувством удовольствия, активизируются, что часто приводит к нашему желанию подход и забота о других людях.
Подробнее: Узнайте об усталости от самосострадания и сострадания. Прочтите эссе Дачера Келтнера «Инстинкт сострадания» и «Таксономию сострадания» Пола Экмана, в которых рассматриваются различные виды сострадания.
Каковы ограничения?
Избранные статьи
Зачем практиковаться?
Научные исследования измеримых преимуществ сострадания только начались. Однако предварительные данные свидетельствуют о том, что сострадание может улучшить здоровье, благополучие и отношения. Многие ученые считают, что сострадание может даже иметь жизненно важное значение для выживания нашего вида, и они обнаруживают, что его преимущества можно увеличить с помощью целенаправленных упражнений и практики. Вот некоторые из самых интересных результатов этого исследования.
- Сострадание заставляет нас чувствовать себя хорошо: действие сострадания (например, пожертвование на благотворительность) активирует цепи удовольствия в мозгу, а программы обучения состраданию, даже очень короткие, укрепляют цепи мозга, отвечающие за удовольствие и вознаграждение, и приводят к длительному повышению самооценки. сообщили о счастье.
- Проявление сострадания — доброе и любящее отношение к другим людям — может снизить риск сердечных заболеваний за счет усиления положительного воздействия блуждающего нерва, который помогает замедлить частоту сердечных сокращений.
- Одна программа обучения состраданию показала, что она делает людей более устойчивыми к стрессу; он снижает уровень гормонов стресса в крови и слюне и усиливает иммунный ответ. Обучение состраданию также может помочь нам меньше волноваться и быть более открытыми для негативных эмоций.
- Сострадание может улучшить наше психическое здоровье: один обзор исследований показал, что практика медитации сострадания улучшила эмоциональную жизнь участников, позитивное мышление, отношения и эмпатию.
- Сканирование мозга во время медитации любящей доброты, которая направляет сострадание к страданию, показывает, что в среднем разум сострадательных людей меньше блуждает по поводу того, что пошло не так в их жизни или может пойти не так в будущем; в результате они счастливее.
- Практика сострадания может сделать нас более альтруистичными. В свою очередь, это также может помочь нам преодолеть эмпатический дистресс и стать более устойчивыми перед лицом страданий других.
- Сострадание помогает стать заботливыми родителями: сканирование мозга показывает, что, когда люди испытывают сострадание, в их мозге активируются нейронные системы, которые, как известно, поддерживают родительскую заботу и другие виды заботливого поведения.
- Сострадание помогает стать лучшими супругами: Сострадательные люди более оптимистичны и поддерживают друг друга в общении.
- Сострадание помогает стать лучшими друзьями: исследования дружбы в колледже показывают, что, когда один друг ставит перед собой цель поддерживать другого с сочувствием, оба друга испытывают большее удовлетворение и развитие отношений.
- Сострадание помогает врачам становиться лучше: студенты-медики, обучающиеся состраданию, чувствуют себя менее подавленными и одинокими и избегают типичного снижения сострадания, которое происходит во время учебы в медицинском колледже.
- Сострадание к одному человеку делает нас менее мстительными по отношению к другим.
- Сдерживание чувства сострадания разрушает нашу приверженность моральным принципам.
- Сотрудники, которые получают больше сострадания на своем рабочем месте, видят себя, своих коллег и свою организацию в более позитивном свете, сообщают, что испытывают больше положительных эмоций, таких как радость и удовлетворение, и более привержены своей работе. Культура сострадания на рабочем месте связана с меньшим выгоранием, большей командной работой и большей удовлетворенностью работой.
- Более сострадательные общества — те, которые заботятся о своих наиболее уязвимых членах, помогают нуждающимся другим народам и имеют детей, совершающих больше добрых дел, — являются более счастливыми.
- Сострадательные люди более приспособлены к социальным условиям, что делает их менее уязвимыми к одиночеству; Доказано, что одиночество вызывает стресс и вредит иммунной системе.
Избранные статьи
Как мне его вырастить?
Мы часто говорим о том, что некоторые люди более сострадательны, чем другие, но исследования показывают, что сострадание — это не то, с чем вы рождаетесь или нет. Вместо этого его можно укрепить с помощью целенаправленных упражнений и практики. Вот некоторые конкретные научно обоснованные действия по развитию сострадания с нашего нового сайта «Больше добра в действии»:
- Чувство поддержки: подумайте о людях, к которым вы обращаетесь, когда вы расстроены, и вспомните случаи, когда они утешали вас. Исследования показывают, что это может помочь нам почувствовать больше сострадания к другим.
- Медитация сострадания: развивайте сострадание к любимому человеку, себе, нейтральному человеку и даже к врагу.
- Придайте страданиям человеческий облик: читая новости, ищите профили конкретных людей и попытайтесь представить, какой была их жизнь.
- Вызов альтруизма: создавайте напоминания о связности.
Программы обучения состраданию, например, проводимые Университетом Эмори и Стэнфордским университетом, показывают, как мы можем повысить чувство сострадания к себе и другим. Вот некоторые из лучших советов, которые можно извлечь из этих программ, а также из других исследований.
- Ищите общие черты: видение себя похожим на других усиливает чувство сострадания. Недавнее исследование показывает, что такая простая вещь, как постукивание пальцами в том же ритме, что и незнакомец, способствует сострадательному поведению.
- Успокойте свое внутреннее беспокойство: когда мы позволяем нашему разуму сходить с ума от страха в ответ на чью-то боль (например, что, если это случится со мной?), мы подавляем биологические системы, которые обеспечивают сострадание. Практика осознанности может помочь нам чувствовать себя в большей безопасности в таких ситуациях, способствуя состраданию.
- Поощряйте сотрудничество, а не конкуренцию, даже с помощью тонких сигналов: оригинальное исследование показало, что описание игры как «игры сообщества» побуждает игроков сотрудничать и поровну делить вознаграждение; описание той же игры как «игры с Уолл-Стрит» сделало игроков более беспощадными и менее честными. Это ценный урок для учителей, которые могут способствовать совместному обучению в классе.
- Воспринимайте людей как личностей (а не абстракции): при получении обращения от благотворительной организации по борьбе с голодом люди с большей вероятностью давали деньги после прочтения о голодающей девочке, чем после прочтения статистических данных о голодании, даже если эти статистические данные были объединены с рассказ девушки.
- Не играйте в игру с обвинением: когда мы обвиняем других в их несчастье, мы чувствуем меньше нежности и беспокойства по отношению к ним.
- Уважайте своего внутреннего героя: когда мы думаем, что способны что-то изменить, мы с меньшей вероятностью обуздаем свое сострадание.
- Заметьте и насладитесь тем, как приятно быть сострадательным. Исследования показали, что практика сострадания и участие в сострадательных действиях укрепляют мозговую активность в областях, которые сигнализируют о вознаграждении.
- Чтобы развить сострадание у детей, начните с демонстрации доброты: исследования показывают, что сострадание заразно, поэтому, если вы хотите помочь распространению сострадания в следующем поколении юношей и девушек, подавайте пример.