Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое гендерное воспитание: Нужно ли гендерное воспитание — Российская газета

Нужно ли гендерное воспитание — Российская газета

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

22.09.2021 02:06

Поделиться

Елена Мационг

В аппарате свердловского омбудсмена и региональном министерстве образования только что закончилось расследование почти курьезного случая. Несколько мальчишек в лагере «Салют» в «День наоборот» взяли и нарядились в девичьи платья, накрутили на голове резинки. Если кто помнит, в наше советское детство мы делали так ровно каждую лагерную смену, мальчишки наряжались в девчонок и наоборот. Но сегодня время другое, кто-то выложил видео переодетых мальчишек в соцсети, и разгорелся скандал. Благо и чиновники в министерстве, и свердловский омбудсмен Игорь Мороков оказались мудрыми и с чувством юмора. Детский правозащитник не только не усмотрел «криминала» в действиях вожатых и тем более мальчишек, но и выложил свое детское фото из пионерского лагеря, где он также шутя переодевался в вожатую.

iStock

Между тем сама тема гендерного воспитания сегодня стала одной из самых обсуждаемых в обществе. Нужно ли каким-то особым образом воспитывать мальчишек и девчонок? Какими качествами должны обладать будущие мужчины и женщины? Мнения опрошенных «РГ» экспертов разделились.

ЗА

Август Белкин,

заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, директор школы с 40-летним стажем:

— Давайте сначала разберемся, а что мы понимаем под гендерным воспитанием. Это значит, воспитать мальчика прежде всего таким человеком, который готов будет брать на себя ответственность, готов будет защищать себя и свою семью, а если надо, готов будет и пожертвовать собой. Это значит, воспитать в девочке преданность, заботу и, если хотите, — мужественность в отстаивании интересов своей семьи. И дело тут, конечно, не в том, во что наряжаются в детстве. Дело в куда более высоких понятиях, которые закладываются или, увы, не закладываются в детстве. И гендерное воспитание, на мой взгляд, тут чрезвычайно важно. Не может быть никаких нейтральных, аморфных форм.

Я преподавал в школе историю и старался прививать детям лучшие качества на примере исторических личностей. Мальчишкам рассказывал о Юлии Цезаре, Октавиане Августе. Девчонкам рассказывал, какой мудрой, красивой и преданной была Клеопатра.

Расскажу случай, был у меня в классе самый отпетый хулиган Валерка Нестеров, причем, надо сказать, очень умный. Однажды он в очередной раз что-то натворил, вопреки обещаниям больше не бедокурить, и я решил поговорить с ним по-мужски. И довольно резко, может, и не совсем педагогично, зато откровенно. Говорю, держи слово, мужчина ты или нет. В общем, мы поняли друг друга и остались с тех пор лучшими друзьями. А потом этот Валерка стал министром образования Свердловской области Валерием Вениаминовичем.

Дмитрий Рассохин,

доктор философии, кандидат психологических наук, отец четырех сыновей:

— Доказано, что у мальчиков и девочек по-разному работает мозг, по-разному происходит восприятие действительности, по-разному формируются ценности, а это значит, что и воспитание не может быть одинаковым. У детей еще до конца не сформированы нейронные связи, а это значит, что очень многое зависит от того, как мы повлияем на процесс их развития.

Что важно донести до мальчиков, что важно заложить? Простые истины. То, что он защитник, добытчик, что нужно в жизни проявлять упорство в достижении целей, как бы трудно ни было. У каждого есть свои обязанности по дому. Более того, есть даже свой семейный кодекс чести. Мои парни понимают, что стонать, канючить — это не по-мужски. Если необходимо, берешь и делаешь, даже если это тебе неприятно. Но я стараюсь не перегибать палку, мы же не в армии.

Я считаю, что воспитание мальчиков должно быть преимущественно мужским. Среди пунктов, которые прописаны в нашем семейном кодексе, есть такой: мужчина обязательно должен отвечать за свои поступки. Я могу твердо сказать, что у нас в семье совершенно четко с детства сформированы понятия чести, достоинства и патриотизма.

ПРОТИВ

Сергей Киселев,

заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ:

— Я наверное, вас удивлю, но я против воспитания вообще. Потому что под воспитанием так или иначе понимается навязывание чужой воли. А я против этого. Я понимаю, все родители хотят своим детям добра. Чтобы дочка выросла красавицей и умницей, вышла замуж, родила детей. Сын, став взрослым, занял какую-то высокую должность, стал крутым бизнесменом и т.д. Но откуда вы знаете, чего хочет ваш ребенок?! Развитие каждого ребенка очень индивидуально, и пытаясь загнать его в определенные шаблоны, родители поступают, мягко говоря, не очень умно. В самых крайних случаях просто коверкают ему жизнь.

Есть индивидуальная траектория развития каждого ребенка. И самой мудрой позицией будет сопровождать ребенка, не навязывая ему свои представления, идеи, установки. Очень важно чувствовать своего ребенка, знать, чего хочет именно он, а не то, каким бы хотели его видеть вы. Все это наши стереотипы, во что они должны играть, от чего именно они должны быть счастливы. Вы видите вашего сына или дочь счастливыми в семье, а они вполне возможно — нет. Почему вы не можете это допустить?

Даниил Штерн,

кандидат социологии:

— Спроси кого-то еще лет 30-40 назад, что такое гендерное воспитание и воспитываете ли вы каким-то особым образом своего сына и дочь, вас не каждый и понял бы: чего-чего, а что это за воспитание такое? При этом в подавляющем большинстве семей мальчишки крутились возле отца, шли вместе в гараж, возились там с техникой, девчонки занимались маленькими женскими делами дома с матерью. Красились тайком, в мамкиных каблуках ходили. Но никто не называл это каким-то особым воспитанием. Просто ребенок по природе своей впитывает и копирует роль своих родителей. Собственно, мало что изменилось в большинстве семей и сегодня.

Вот когда из ребенка родители начинают лепить то, что нужно им самим, то, каким они видят своего сына или дочь, вот тогда и начинаются большие проблемы. И тут даже не столь важно, какой сферы это касается. Кто-то, например, видит в своем ребенке вундеркинда, отдает в школу в пять лет. И потом этот «гений» мучается всю жизнь от колоссальных психологических проблем, искусственно заложенных в детстве. Ему невероятно трудно общаться со сверстниками, особенно противоположного пола, потому что разница в возрасте в школе ощущается очень остро. Мальчишку вундеркинда не воспринимают всерьез девочки постарше. И ведь это сделали родители, желая ребенку исключительно добра.

То же самое и с гендерным воспитанием. Девочка играет в машинки, а мальчик в куклы? Разве это трагедия?! Моя жена любила в детстве играть в конструктор и машинки, носилась с мальчишками во дворе, и это не помешало ей стать прекрасной женой и матерью.

Кстати, может, как раз потому, что ее родителям хватало мудрости не отбирать у нее машинки.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №217(8568)

Поделиться

ОбразованиеСемья и дети

Памятка для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»

«Гендерное воспитание» этот термин знаком большинству родителей. Но все ли хорошо знают его суть? В переводе с английского языка слово «gender» означает «род», «пол». И, следовательно, гендерное воспитание – это воспитание ребенка с учетом его пола.

 

 

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

 

Рекомендации по воспитанию девочек: 

 Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

 

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.

Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

 

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас!

 

Материал подготовлен
сотрудниками ЦДП

 

Определение гендера для гендерно-чувствительных образовательных программ

Гендерно-чувствительные образовательные программы, которые способствуют расширению доступа и получению качественного образования как для девочек, так и для мальчиков, дают мультипликативный эффект. Исследования показали, что доступ девочек к образованию приводит к положительным результатам в отношении здоровья, питания, младенческой смертности и получения дохода, среди прочих преимуществ.

Но что именно мы имеем в виду, когда говорим о «поле»?

Гендер относится к социально сконструированным ролям и отношениям, личностным чертам, отношениям, поведению, ценностям, относительной силе и влиянию, которые общество приписывает полу. Гендер относится не только к женщинам или мужчинам, но и к отношениям между ними.

В контексте образовательных программ существует несколько связанных терминов для обозначения различных гендерных потребностей учащихся. Далее следует глоссарий, который поможет практикам понять нюансы пола.

Расширение прав и возможностей женщин

Расширение прав и возможностей женщин происходит, когда женщины и девочки получают возможность действовать свободно, осуществлять свои права и реализовывать свой потенциал в качестве полноправных и равноправных членов общества. В то время как расширение прав и возможностей часто исходит изнутри, и люди расширяют свои возможности, культуры, общества и институты создают условия, которые способствуют или подрывают возможности расширения прав и возможностей.

Гендер

Гендер относится к социально сконструированным ролям и отношениям, личностным чертам, отношениям, поведению, ценностям, относительной силе и влиянию, которые общество приписывает представителям полов на дифференцированной основе. Гендер является относительным и относится не только к женщинам или мужчинам, но и к отношениям между ними.

Гендерная динамика

Гендерная динамика относится к отношениям и взаимодействиям между мальчиками, девочками, женщинами и мужчинами. Гендерная динамика определяется социокультурными представлениями о гендере и властных отношениях, которые их определяют. В зависимости от того, как они проявляются, гендерная динамика может усиливать или оспаривать существующие нормы.

Гендерное равенство

Гендерное равенство касается фундаментальных социальных преобразований, работы с мужчинами и мальчиками, женщинами и девочками с целью добиться изменений во взглядах, поведении, ролях и обязанностях дома, на работе и в обществе. Подлинное равенство означает расширение свобод и улучшение общего качества жизни, чтобы равенство достигалось без ущерба для выгод как мужчин, так и женщин.

Гендерное равенство

Гендерное равенство означает честность и справедливость в распределении обязанностей и благ между женщинами и мужчинами. Для обеспечения справедливости часто необходимо принимать временные позитивные меры для компенсации исторических и социальных неблагоприятных условий, которые мешают женщинам и мужчинам работать на равных.

Гендерная интеграция

Гендерная интеграция включает выявление и последующее устранение гендерного неравенства во время разработки, реализации, мониторинга и оценки стратегии и проекта. Поскольку роли и соотношение сил между мужчинами и женщинами влияют на то, как осуществляется деятельность, важно, чтобы руководители проектов постоянно занимались этими вопросами.

Гендерный паритет

Гендерный паритет относится к эквивалентному процентному соотношению мужчин и женщин в системе образования (по отношению к населению по возрастной группе). Паритет необходим, но не только достаточен для достижения гендерного равенства.

Гендерно-чувствительный

Гендерно-чувствительный относится к политике или программе, которая отвечает двум основным критериям: а) учитываются гендерные нормы, роли и отношения, и б) принимаются меры для активного снижения вредного воздействия гендерных норм, ролей и отношения, включая гендерное неравенство.

Гендерно-чувствительный

Гендерно-чувствительный указывает на гендерную осведомленность и означает, что политика или программа признает важные последствия гендерных норм, ролей и отношений. Это часто контрастирует с гендерной слепотой, которая игнорирует как различия в возможностях и распределении ресурсов для женщин и мужчин, так и гендерные нормы, роли и отношения и часто усиливает гендерную дискриминацию.

Пол

Пол относится к биологическим характеристикам, которые определяют человека как женщину или мужчину.

Гендер и образование – социология

Введение

Изучение гендера и образования охватывает гендерные различия в образовательных результатах, таких как успеваемость, успеваемость и опыт в системе образования. Эта область также выходит за рамки изучения того, как пол влияет на результаты образования, и включает в себя то, как эти различия влияют на рынок труда, создание семьи и результаты в отношении здоровья. Ранние исследования в области пола и образования были сосредоточены на том, были ли различия в образовательных результатах мужчин и женщин обусловлены биологическими различиями. Со временем исследования начали показывать, что биологические различия между полами, как правило, меньше, чем внутри гендера. Таким образом, биологические различия могут играть относительно небольшую роль в результатах обучения, в то время как другие факторы, такие как социализация и различия в ожиданиях мальчиков и девочек, могут играть большую роль. В исследованиях учащихся начальной и средней школы изучалось, как взаимодействие сверстников, учителей и семьи связано с гендерными различиями, в то время как исследования в области высшего образования изучали сегрегацию по полу по основным и гендерным различиям в выборе поступления или окончания колледжа. В последнее время исследования переключились на изучение причин и последствий устранения гендерного разрыва в уровне образования. В настоящее время женщины опережают мужчин как по поступлению в колледжи, так и по окончанию в большинстве стран мира. Тем не менее, резкие гендерные различия по-прежнему регистрируются в области обучения и возвращаются к документам об образовании. Эта статья включает в себя классические работы, исследовательские ресурсы, эмпирические статьи и теоретические взгляды на гендер и образование.

Общие обзоры

Общие обзоры гендера и образования содержат обширную информацию о тенденциях и теориях в этой области. Jacobs 1996 фокусируется на гендерных тенденциях в высшем образовании и ранних теориях, пытавшихся объяснить эти различия, в то время как Buchmann et al. 2008 г. представляет современный обзор литературы о гендерном неравенстве в образовании. DiPrete and Buchmann, 2013, представляет собой подробный обзор и анализ исторических тенденций в области гендера и образования в Соединенных Штатах, а Charles, 2011, рассматривает тенденции гендерного равенства в образовании во всем мире. Грант и Берман 2010 и Кинг и Хилл 1997 оба изучают модели образования в разбивке по полу в развивающихся странах. Сегодня, как и в развитых странах, в этих странах разрыв в гендерном образовании сокращается, и теперь женщины имеют преимущество перед мужчинами.

  • Бухманн К., Т. А. ДиПрет и А. МакДэниел. 2008. Гендерное неравенство в образовании. Ежегодный обзор социологии

    34. 1: 319–337.

    Бухманн, ДиПрете и Макдэниел проводят обзор литературы о гендерном неравенстве в сфере образования. В этой работе рассматриваются тенденции и объяснения гендерного неравенства в образовании в Соединенных Штатах. Затем он рекомендует продуктивные направления для будущих исследований.

  • Чарльз, М. 2011. Мир различий: международные тенденции экономического положения женщин. Ежегодный обзор социологии 37.1: 355–371.

    Чарльз рассматривает теории и доказательства международных тенденций в области гендерного равенства. Она предлагает различные объяснения неравномерных и нелогичных моделей половой сегрегации в образовании, на рынке труда и в домашнем хозяйстве.

  • ДиПрет Т. А. и К. Бухманн. 2013. Подъем женщин: растущий гендерный разрыв в образовании и его значение для американских школ

    . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.

    ДиПрете и Бухманн представляют обзор более широких социальных изменений, которые сопровождали изменение гендерных тенденций в высшем образовании. Чтобы объяснить эти тенденции, они наносят на карту результаты мальчиков и девочек на протяжении всей образовательной жизни с помощью строгих данных; они учитывают влияние таких факторов, как семья, школа, сверстники, раса и класс, на гендерную специфику, и предлагают четкие рекомендации для политики и исследований.

  • Грант, М. Дж. и Дж. Р. Берман. 2010. Гендерный разрыв в уровне образования в менее развитых странах. Обзор населения и развития 36.1: 71–89.

    В этой статье рассматриваются гендерные различия в образовании в развивающихся странах. Грант и Берман исследуют тридцать восемь стран в шести развивающихся регионах мира. Развивающиеся страны становятся все более похожими на развитые страны с точки зрения перехода к преимуществу женщин в образовании.

  • Джейкобс, Дж. А. 1996. Гендерное неравенство и высшее образование. Ежегодный обзор социологии 22.1: 153–185.

    Джейкобс представляет подробный обзор литературы по гендерным вопросам и высшему образованию, которая была опубликована до 1996 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *