Что такое Наблюдение? — ШКОЛА
?- Что такое Наблюдение?
- gekkon12
- 30 ноября, 2011
Определение понятия научного наблюдения.
Чтобы лучше понять, о чем пойдет речь в данной главе, нужно дать определение самому процессу наблюдению.
На пример под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание начинается с наблюдения. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других пользуемся данными наблюдений других лиц.
Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:1. Научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный.
Немаловажным для нас в понимании этого явления является и классификация наблюдения, которая в свою очередь производится по различным основаниям.
2. Наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации.
3. Данные научного наблюдения записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, протоколы. Эти материалы и записи носят упорядоченный характер.
4. Наблюдение как метод сбора информации в социологическом исследовании должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных.По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или не стандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, а во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре.
В.А.Ядов пишет: «Как следствие постоянного присутствия элементов памяти в восприятии наблюдателя можно рассматривать и тот факт, что сам объект наблюдения есть результат выбора из всех открытых для наблюдения объектов. Прошлый опыт наблюдателя во многом определяет его точку зрения, его систему классификации явлений, в которую одни факты легко укладываются (и кажутся значимыми), а другие не находят в ней места (кажутся не имеющими значения и ими пренебрегают). Восприятие включает осознание наблюдаемых объектов, и основано на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.»
Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?
К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, других воспитательных мероприятий.
Виды наблюдений
Непосредственное — Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.
Опосредованное — Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.
Не включенное (непричастное) — Исследователь ведет наблюдение извне.
Систематическое (сплошное) — Регулярное наблюдение в течение определенного периода.
Несистематическое (выборочное) — Наблюдается какой-либо один процесс, какое-либо одно явление.
Казуальное (причинное)
Эпизодическое — Фиксируются отдельные факты.
Внешнее (наблюдение со стороны) — Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее (самонаблюдение) — Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.
Любое восприятие является результатом сложения ощущений в данный момент и уже накопленного опыта. Все, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает, сопоставляет с тем, что он уже знает, т.е. наблюдение и вывод практически неделимы.
В чем отличия научного наблюдения от обыденного наблюдения
Статьи › Чем отличается › Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения
В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что (а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; (б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; (в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; (г) информация, полученная
- В чем отличие научного наблюдения от обыденного
- Чем отличается наблюдение как научный метод от простого восприятия фактов обыденного наблюдения
- Какие особенности научного наблюдения
- Что такое научное наблюдение
- Чем отличается обыденный опыт и научный эксперимент
- Что позволяет метод научного наблюдения
- Какие виды наблюдения вы знаете
- В чем разница между наблюдением и экспериментом
- В чем отличия наблюдения и эксперимента
- Каковы возможности и достоинства научного наблюдения
- В чем главное отличие научного исследования от других способов познания реальности
- Что лежит в основе научного метода
- Что такое научное наблюдение краткий ответ
- Что такое научное наблюдение 5 класс
- Что входит в наблюдение
- Каковы главные отличия научного познания от других видов познания
- Что означает наблюдение
- Чем отличается научное знание
- Что является определяющим главным моментом научного познания
- Что такой метод
- Что такое экспериментальный метод в биологии
- В чем состоит назначение научного исследования
- Что характеризует метод научного исследования
- Зачем нужно наблюдение
- Каким должно быть наблюдение
- Как ведется наружное наблюдение
- Чем отличается бытовое знание от научного
- Как наблюдение сочетается с другими методами
- Что такое наблюдение примеры
В чем отличие научного наблюдения от обыденного
Так, предметом наблюдения обыденного познания служат, как правило, отдельные явления (события) в целом; научное познание выделяет в явлении (событии) отдельные признаки и свойства.
Чем отличается наблюдение как научный метод от простого восприятия фактов обыденного наблюдения
Научное наблюдение в отличие от обыденного характеризуется в первую очередь направленностью на достижение определенной цели — преднамеренного получения специфической информации, необходимой для того или иного исследования, а также систематичностью, планомерностью и наличием элементов контроля.
Какие особенности научного наблюдения
Каковы особенности научного наблюдения? Научное наблюдение отличается от обычного созерцания тем, что позволяет приходить к ответам на поставленный исследователем вопрос. Оно всегда целенаправленно, сознательно организовано, методически обдумано. Результаты наблюдения можно оценить, записать, измерить.
Что такое научное наблюдение
Наблюдение — целенаправленное систематическое организованное мероприятие, связано с ощущением и наблюдение внешнего мира.
Чем отличается обыденный опыт и научный эксперимент
Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего.
Что позволяет метод научного наблюдения
Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов.
Какие виды наблюдения вы знаете
Непосредственным и опосредованным, Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, Прямым и косвенным, Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).
В чем разница между наблюдением и экспериментом
Наблюдения-это целенаправленное восприятие химических объектов(веществ, свойств, и их превращений) с целью из изучения. Эксперимент-это исследование, которое проводят в строго контролируемых условиях. Они в принципе отличаются тем, что эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу(предположение).
В чем отличия наблюдения и эксперимента
Наблюдение оказывает минимальное воздействие на рассматриваемый объект. Но оно и не дает много сведений. Эксперимент — наоборот, дает гораздо больше сведений, но и оказывает влияние на экспериментируемый объект (в том числе и негативное).
Каковы возможности и достоинства научного наблюдения
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
В чем главное отличие научного исследования от других способов познания реальности
Самая первая особенность, которой обладает научное познание — это его объективность. Другое отличие научного познания — это направлен-ность его результатов в будущее. Научное и ненаучное познание всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания.
Что лежит в основе научного метода
Вне зависимости от типа научно-познавательной деятельности, в основе любого научного метода лежат три основополагающих принципа — объективность, систематичность и воспроизводимость.
Что такое научное наблюдение краткий ответ
Наблюдение — сбор информации с помощью органов чувств в окружающей действительности. Закономерности устанавливаются при сборе большого количества данных о явлении или предмете изучения. Человек наблюдает уже с рождения. Все зрительные, слуховые, тактильные ощущения образуют опыт человека.
Что такое научное наблюдение 5 класс
Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств). Эксперимент — метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы.
Что входит в наблюдение
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Наблюдение противопоставляется эксперименту.
Каковы главные отличия научного познания от других видов познания
Основные особенности научного знания, отличия его от ненаучного: 1. Основная задача — обнаружение объективных законов действительности и их систематизация. 2. Целью научного познания является — объективная истина.
Что означает наблюдение
Наблюдение (наука) — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.
Чем отличается научное знание
Обыденное знание основано на здравом смысле, а научное знание — это то знание, которое требует обоснование и доказательство.
Что является определяющим главным моментом научного познания
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.
Что такой метод
Ме́тод (от др. -греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — способ достижения какой-либо цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой.
Что такое экспериментальный метод в биологии
Теория: Эксперимент — метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе. Ученик проводит эксперимент по прорастанию семян.
В чем состоит назначение научного исследования
Цель научного исследования — нахождение определенного объекта, изучение его структуры, характеристик, связей на фундаменте разрабо- Page 8 8 танных в науке позиций и приемов познания, а также получение важных для деятельности человека результатов.
Что характеризует метод научного исследования
Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты.
Зачем нужно наблюдение
Его цель — не сделать что-то, а узнать что-то. И только потом, на базе того, что он узнал — сделать. Наблюдение учит нас спокойствию и беспристрастности. Мы не оцениваем события — мы просто наблюдаем за ними.
Каким должно быть наблюдение
Наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают; результаты наблюдений необходимо сопоставлять с помощью других методов (например, анкетирования, тестов, рейтинга, анализа результатов деятельности и т. д.)
Как ведется наружное наблюдение
Существует два способа наружного наблюдения: сопровождающее, при котором контроль за поведением объекта ведется с позиций, находящихся позади него (как при пешем передвижении объекта, так и при его поездках на автотранспорте) и встречное, при котором оно ведется с позиций, находящихся впереди объекта (как по маршруту
Чем отличается бытовое знание от научного
Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности.
Как наблюдение сочетается с другими методами
Наблюдение сочетается с другими методами исследования (беседы, анкетирование, пр.). Это метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.
Что такое наблюдение примеры
Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.
Наблюдение за пределами наших глаз — Понимание науки
Главная → Понимание науки 101 → Как работает наука → Наблюдение за пределами наших глаз
- Научные наблюдения могут быть сделаны непосредственно с помощью наших собственных чувств или могут быть сделаны косвенно с помощью инструментов.
- В науке наблюдения используются в качестве доказательства, помогающего нам выяснить, какие из наших объяснений верны.
Заблуждение: Наблюдения ученых напрямую говорят им, как все работает (т. е. знание «считывается» природой, а не создается).
Исправление: Ученые накапливают знания посредством сложного процесса, который включает в себя выдвижение идей о том, как все работает, а затем проверку того, подтверждают ли наблюдения эти объяснения. Узнайте больше об этом.
Обычно мы думаем о наблюдениях, как о том, что видели «собственными глазами». Но в науке наблюдения могут принимать разные формы. Конечно, мы можем проводить наблюдения непосредственно с помощью зрения, осязания, слуха и обоняния, но мы также можем расширить и усовершенствовать наши основные чувства с помощью инструментов: термометров, микроскопов, телескопов, радаров, датчиков радиации, рентгеновской кристаллографии, аппаратов фМРТ и т. масс-спектроскопия и т. д. И эти инструменты справляются с наблюдениями лучше, чем мы! Кроме того, люди не могут напрямую ощущать многие из явлений, которые исследует наука: сколько бы вы ни смотрели в экран этого компьютера, вы никогда не сможете увидеть атомы, из которых он состоит, или УФ-излучение, которое он излучает.
Наблюдения дают то, что ученые называют данными. Независимо от того, является ли наблюдение экспериментальным результатом, измерениями радиации, сделанными с орбитального спутника, инфракрасной записью извержения вулкана или просто замечанием, что определенный вид птиц всегда бьет ногой по земле во время кормежки — все это данные. Ученые анализируют и интерпретируют данные, чтобы выяснить, как эти данные влияют на их гипотезы и теории. Они поддерживают одну идею над другими, помогают опровергнуть идею или предлагают совершенно новое объяснение? Хотя данные могут показаться сложными и представлены в виде подробных графиков или сложных статистических анализов, важно помнить, что на самом базовом уровне это просто наблюдения.
Наблюдения вдохновляют, поддерживают и опровергают научные гипотезы и теории. Однако теории и гипотезы (фундаментальные структуры научного знания) не могут быть непосредственно вычитаны из природы. Падающий мяч (независимо от того, насколько подробными могут быть наши наблюдения за ним) не говорит нам напрямую, как работает гравитация, а сбор наблюдений за всеми различными видами вьюрков на Галапагосских островах не говорит нам напрямую, как эволюционировали их клювы. Научное знание создается по мере того, как люди выдвигают гипотезы и теории, неоднократно проверяют их на основе наблюдений за миром природы и продолжают уточнять эти объяснения на основе новых идей и наблюдений. Наблюдения необходимы для процесса науки, но они являются лишь частью картины.
- Наука в действии
Когда структура ДНК была раскрыта, у ученых не было достаточно мощных микроскопов, чтобы изучить молекулу. Вместо этого они полагались на косвенное наблюдение и рентгеновскую кристаллографию. Узнайте всю историю этого важного открытия в Структура ДНК: сотрудничество и конкуренция .
Наблюдение Факты для детей | KidzSearch.com
Наблюдение — это деятельность разумного живого существа (например, человека), которое ощущает и усваивает знания о явлении в его рамках предыдущих знаний и представлений. [1]
Наблюдение — это нечто большее, чем простое наблюдение: Наблюдение требует наблюдения и поиска знаний, часто с помощью эксперимента.
Наблюдения, полученные с помощью самоопределяющихся инструментов, часто ненадежны. [2] Такие наблюдения трудно воспроизвести, поскольку они могут различаться даже по отношению к одним и тем же стимулам. Таким образом, они не очень полезны в точных науках, таких как физика, которые требуют инструментов, которые не определяют сами себя. Таким образом, часто необходимо использовать различные инженерные инструменты, такие как: спектрометры, осциллографы, камеры, телескопы, интерферометры, магнитофоны, термометры и т. д., а также такие инструменты, как часы, весы, которые помогают улучшить качество и полезность информации, полученной в результате наблюдения. .
Точность и огромный успех науки в первую очередь связаны с точностью и объективностью (т.е. воспроизводимостью) наблюдения реальности, которую исследует наука.
Роль наблюдения в научном методе
Научный метод относится к методам исследования явлений, получения новых знаний или исправления и интеграции предыдущих знаний. Чтобы называться научным, метод исследования должен быть основан на сборе наблюдаемых, эмпирических и измеримых свидетельств с учетом определенных принципов рассуждения. Научный метод состоит из сбора данных путем наблюдения и экспериментирования, а также формулирования и проверки гипотез.
Хотя процедуры варьируются от одной области исследования к другой, идентифицируемые особенности отличают научное исследование от других методологий познания. Научные исследователи выдвигают гипотезы в качестве объяснения явлений и разрабатывают экспериментальные исследования для проверки этих гипотез. Эти шаги должны повторяться, чтобы надежно предсказать любые будущие результаты. Теории, охватывающие более широкие области исследования, могут связывать множество гипотез в связную структуру. Это, в свою очередь, может помочь сформировать новые гипотезы или поместить группы гипотез в контекст.
Среди других аспектов, общих для различных областей исследования, есть убежденность в том, что процесс должен быть объективным, чтобы уменьшить предвзятую интерпретацию результатов. Еще одно основное ожидание состоит в том, чтобы документировать, архивировать и делиться всеми данными и методологией, чтобы они были доступны для тщательного изучения другими учеными, тем самым давая другим исследователям возможность проверить результаты, пытаясь их воспроизвести. Эта практика, называемая полным раскрытием информации, также позволяет установить статистические показатели надежности этих данных.
Тестирование и усовершенствование
Научный процесс повторяется. На любой стадии возможно, что некоторые соображения заставят ученого повторить предыдущую часть процесса.