Сложноподчинённое предложение — Умскул Учебник
На этой странице вы узнаете- Почему предложение может превратиться в цепочку?
- Что нужно знать для поисков границ предложения?
- Какая ловушка поджидает нас в сложноподчиненных предложениях?
Автор этой статьи должен признаться, что несколько раз пересматривала «Игра Престолов». Мне было безумно интересно наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой люди с властью, короли и королевы, и их подчиненные — десницы, слуги. А потом я поняла, что в русском языке происходит то же самое. Как? Давайте поговорим об этом.
Сложноподчинённое предложениеУ нас есть простые предложения и сложные. Они отличаются количеством грамматических основ:
- в простых она всего одна,
- в сложных их может быть бесконечное количество.
В статье «Пунктуация в простом и сложносочиненном предложении»
мы говорили о сложносочиненных предложениях, где все части равнозначны. Сейчас же будем говорить о другом типе предложения.
Сложноподчинённое предложение — предложение, где придаточная часть зависит от главной.
У нас есть главная часть — король — и придаточная часть — слуга. Слуги отвечают на вопросы короля и зависят от него. Без короля существовать они не могут, так как им тогда будет некому служить. Можно было бы начать социализм, но в мире русского языка это неизвестное понятие.
Как можно заметить, придаточная часть обозначается не квадратными скобками, как главное, а круглыми.
Связать части предложения нам помогают подчинительные союзы и союзные слова. Именно они указывают на границы зависимого предложения, так как чаще всего именно с союзов начинаются придаточные части.
Придаточная часть может находиться как в начале сложного предложения, так и в середине (находясь внутри главного предложения) и в конце.
Виды придаточных предложенийВсе придаточные можно разделить на несколько смысловых групп в зависимости от роли, которую оно выполняет в предложении:
Вид придаточного | Вопросы | От чего задается вопрос? К чему относится? | Союзы и союзные слова | Предложения |
Определительное | Какой? | Существительное (местоимение) в главном предложении | который, когда, где… | Я люблю этот дом, который стоит здесь уже несколько веков. |
Изъяснительное | Что? Кому? (падежные вопросы) | К словам со значением мыслей, чувств | что, как будто, где, когда… | Я увидел, как проехала красная машина. |
Образ действия | Как?Каким образом? | К глаголу, прилагательному, наречию | как, словно, так, чтобы, точно… | Нам нужно поступить так, чтобы она не узнала о нашем плане. |
Сравнение | Как? | Ко всему главному | как, будто, словно, точно… | Лилия танцевала так, как никто не танцевал. |
Время | Когда? С каких пор? | Ко всему главному | когда, пока, как только | Я уснул, когда солнце опустилось за горизонт. |
Место | Где? Куда?Откуда? | Ко всему главному | где, куда, откуда… | Трава росла плохо на местах, где дядя пролил бензин. |
Условие | При каком условии? | Ко всему главному | если, раз… | Если ты не хочешь кушать, положи еду обратно в холодильник. |
Причина | Почему? Отчего? | Ко всему главному | так как, потому что, вследствие того что | Не хочу сегодня выходить на улицу, так как там ливень. |
Цель | Зачем? С какой целью? | Ко всему главному | чтобы… | Чтобы написать статью по этой теме, нужно прочитать книгу нашего преподавателя. |
Уступки | Несмотря на что? | Ко всему главному | несмотря на то что… | Несмотря на то что Паша любил ее больше жизни, ему пришлось навсегда уехать из их родного города. |
Следствие (итог) | Что из этого следует? | Ко всему главному | так что, поэтому… | Он хотел стать популярным, поэтому решение завести свой блог было принято незамедлительно. |
Присоединительное | Что к этому можно добавить? | Ко всему главному | что, зачем, отчего, почему… | Треугольники равны, что и требовалось доказать. |
Не секрет, что у короля может быть несколько слуг, но они могут находиться в разном подчинении. Это всё так же работает и для сложноподчиненных предложений.
- Однородное подчинение
Смотрим на схему один. Здесь король имеет несколько слуг-придаточных. Причем эти слуги выполняют одни и те же функции: отвечают на один вопрос, являются одним и тем же видом придаточного. Цифрами в примере ниже обозначены слуги.
[Тут он вспомнил], 1 (вспомнил что?) (что к нему должны прийти по делу) и 2 (вспомнил что?) (ему нельзя отлучаться). |
- Параллельное подчинение
На схеме два можно увидеть, что у короля снова несколько слуг. Но на этот раз один готовит еду, другой приносит письма, то есть они выполняют разные функции. Отсюда: разные виды придаточных ← разные вопросы.
1 (При каком условии?) (Если бы волчонок поднял голову), [было бы ясно], 2 (что было бы ясно?) (что он сейчас завоет). |
- Последовательное подчинение
Почему предложение может превратиться в цепочку? Схема последовательного подчинения (номер 3) чем-то похожа на цепочку, так как главное предложение имеет придаточное, а у придаточного может быть еще придаточное и так далее. Бесконечная цепь подчинения. Жесть. |
Если последовательное подчинение представить, как человеческие отношения, то у короля есть в подчинении феодал, а у феодала есть свой слуга, крестьянин. Таких феодалов и слуг может быть очень много.
[Людмила считала], 1 (считала что?) (что всякий ущерб оправдан), 2 (при каком условии она считает, что ущерб оправдан?) (если спасается жизнь). |
В одном предложении может быть несколько видов подчинения. Про этот случай поговорим в статье «Разные виды связей в предложении».
ПрактикаОт теории перейдем к практике.
Что нужно знать для поисков границ предложения? Прежде чем начать искать границы, нужно знать: — какие виды придаточных мы имеем; |
На границах придаточных нужно ставить запятые. Будем разбирать алгоритм постановки запятых на примере:
Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд и мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов.
- Выделяем грамматические основы
Ищем лицо (подлежащее) в именительном падеже и действие (сказуемое), которое оно выполняет. Не забываем, что бывают безличные предложения.
Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд и мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов.
- Определяем границы предложений
Стараемся понять, какие слова относятся к первой грамматической основе, а какие — ко второй и третьей. Внимательно смотрим на союзы и союзные слова.
Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд и мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов.
- Определяем виды соподчинения
Если у нас несколько придаточных, пункт три для нас обязателен.
Так как между однородными придаточными может не ставиться запятая из-за сочинительных союзов, нам важно определить вид соподчинения.
Придаточные являются однородными, если:
- относятся к одному слову или к одной части предложения;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- выполняют одну и ту же роль (один и тот же вид придаточного).
Первая часть предложения — главная. Вторая и третья относятся к первой, отвечают на один и тот же вопрос “когда?” , “в каком случае?” Они оба являются придаточными условия. Это однородное подчинение, запятая на стыке придаточных не нужна из-за союза И.
- Ставим на границах запятые
Как только мы увидели границы, можем смело ставить там запятые. Напомним: они стоят до союзов и союзных слов. Если однородные придаточные соединяет сочинительный союз И, запятая там не нужна.
[Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение], (когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд) и (мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов).
Какая ловушка поджидает нас в сложноподчиненных предложениях? Иногда придаточная часть начинается не сразу с союза или союзного слова. Мама читала книгу на страницах которой были запечатлены драконы и ведьмы. Ученики порой не читают предложение, видят союз или союзное слово и ставят перед ним запятую. Это неправильный подход, так как в этом предложении “на страницах” относится не к главной, а к придаточной части. Правильная расстановка знаков: Мама читала книгу, на страницах которой были запечатлены драконы и ведьмы. |
Сложное предложение — предложение, имеющее несколько грамматических основ.
Сложноподчиненное предложение — сложное предложение, состоящее из главной и зависимой части.
Сложносочиненное предложение — сложное предложение, состоящие из равноправных частей.
Соподчинение — подчинение двух или нескольких придаточных к определенному члену предложения или главной части предложения.
Фактчек- Сложноподчиненные предложения — предложения, где есть главная и придаточная часть.
- Придаточная часть не может существовать самостоятельно, без главного предложения.
- У придаточных предложений есть несколько видов, которые определяют их роль в предложении: они могут пояснять информацию, раскрывать место и время действия и так далее.
- Есть три вида соподчинения придаточных: однородное, параллельное и последовательное.
- Запятые ставятся на границах придаточных предложений, если они не являются однородными и нет союза И.
Задание 1.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас (1) когда действительно (2) тяжело справляться самостоятельно (3) с проблемами (4) многие пользуются (5) услугами психологов.
Задание 2.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он владел (1) одинаково плохо всеми европейскими языками (2) и в разговоре постоянно перемешивал их (3) коверкал слова (4) несколько умышленно (5) поскольку в каждом акробате (6) всегда сидит немного клоуна.
Задание 3.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Там (1) где земля была совсем затоплена (2) и (3) от бывшего леса торчали только вершинки (4) они покрывались разными зверьками (5) которые иногда сидели на ветках (6) так часто (7) что обыкновенная какая-нибудь веточка ивы (8) становилась похожа на гроздь винограда.
Задание 4.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шел тихими осенними лесами (1) где не было встречных (2) узнавал старые пни (3) светлые поляны (4) травинки (5) которых загадочно сверкали (6) в лунном свете.
Задание 5.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если цветы сольются (1) в целую лесную поляну (2) они ласкают наш взгляд пестротой и свежестью сочных красок (3) то при разглядывании каждого цветка (4) вы будете поражены сверхточной, идеальной формой каждого венчика.
Ответы: 1 — 1, 4; 2 — 3, 5; 3 — 1, 4, 5, 7; 4 — 1, 2, 3, 4; 5 — 2, 3.
Сложноподчиненные предложения — Уроки Русского
Простые предложения в сложноподчинённых связаны друг с другом интонацией и союзами что, ~чтобы, ~потому что, ~если, ~когда, ~будто, ~как будто и другими, а также местоимениями где,~ который и другими. Простые предложения в составе сложноподчинённого неравноправны: одно из них главное, другое – зависимое (придаточное). От главного можно задать вопрос к придаточному. При построении схемы сложноподчиненного предложения главная часть берется в квадратные скобки, а придаточная – в круглые. Союз входит в состав придаточной части. Например:
[Все мои друзья знали], (что Пушок любит играть с солнечными зайчиками).
Выделим грамматические основы предложения.
Кто?~ друзья. Это подлежащее.
Друзья что делали?~ знали. Это сказуемое.
Кто?~ Пушок. Это подлежащее.
Пушок что делает?~ любит. Это сказуемое.
В данном предложении две грамматические основы. Это сложное предложение. Два простых предложения неравноправны. Все мои друзья знали – это главное, от него можно задать вопрос к зависимому:
Все мои друзья знали что?~ что Пушок любит играть с солнечными зайчиками.
Главное и зависимое предложения связаны при помощи интонации и союза что. Это сложноподчиненное предложение.
Построим схему предложения:
( — = ), (что —=).
[Мы остались дома], (потому что по телевизору шёл наш любимый мультфильм).
Выделим грамматические основы предложения.
Кто?~ мы. Это подлежащее.
Мы что сделали?~ остались. Это сказуемое.
Что?~ мультфильм. Это подлежащее.
Мультфильм что делал?~ шёл. Это сказуемое.
В данном предложении две грамматические основы. Это сложное предложение. Два простых предложения неравноправны. Мы остались дома– главное, от него можно задать вопрос к зависимому:
Мы остались дома почему?~ потому что По телевизору шёл наш любимый мультфильм.
Главное и зависимое предложения связаны при помощи интонации и союза потому что. Это сложноподчиненное предложение.
Построим схему предложения:
( — = ), (потому что =—).
Повторим
Простые предложения в сложноподчинённых связаны друг с другом интонацией и союзами что, ~чтобы, ~потому что, ~если, ~когда, ~будто, ~как будто и другими, а также местоимениями где,~ который и другими. Простые предложения в составе сложноподчинённого неравноправны: одно из них главное, другое – зависимое (придаточное). От главного можно задать вопрос к придаточному.
При построении схемы сложноподчиненного предложения главная часть берется в квадратные скобки, а придаточная – в круглые. Союз входит в состав придаточной части.
построение русских предложений
Части предложения – зачем нам их знать в русском языке
Например, тот, кто не знает, что такое прямое дополнение, не сможет правильно употреблять Винительный падеж. А без понимания того, что является подлежащим в предложении, было бы невозможно использовать правильный род глагола (сказуемого) в прошедшем времени или согласовать описательное прилагательное (признак) с подлежащим и т. д.
В английском языке, здесь строго регламентированный порядок слов, нет падежей и родов, поэтому понять структуру предложения обычно довольно легко (за некоторыми исключениями, конечно).
Порядок слов в русских предложениях
В русском языке гибкий порядок слов, сочетающийся с системой падежей, родов, спряжений. Это дает много творчества и свободы в использовании языка, но может привести к некоторым трудностям в понимании как очевидного смысла, так и тонкостей и скрытых коннотаций.
Например, простое предложение, означающее «Я давно его знаю», может иметь только один правильный вариант порядка слов в английском языке. Однако по-русски вы можете сказать это несколькими разными способами: (Тот же порядок слов, что и в английском, разумный и очень нейтральный). Или: Я давно его Ð·Ð½Ð°СŽ (это было бы менее формально, предпочтительнее в разговорном русском языке). Или: Его Ñ Ð·Ð½Ð°СŽ давно, с ударением на Eго, в отличие от какого-либо другого лица. Или: Давно Ñ ÐµÐ³Ð¾ Ð·Ð½Ð°СŽ, знаю Ñ ÐµÐ³Ð¾ давно и т. д. Подчеркнутое слово ставится в начале, порядок слов не ограничивается вообще никаких правил! С одной стороны, это здорово — вы можете играть со словами, ставя их где угодно в предложении.
Но у этой, казалось бы, удобной гибкости русского предложения есть и обратная сторона. В литературном и формальном русском языке люди склонны составлять длинные предложения. С гибким порядком слов вам нужно понимать и оценивать все падежные окончания и совпадения между разными словами в предложении (которые могут быть разделены милями или, скорее, линиями!), иначе смысл будет трудно понять. Иногда предложения настолько длинные и настолько перегружены причастными конструкциями со сложным падежным соглашением, что даже образованные носители русского языка ошибаются.
Как сложно
Классическим примером здесь является Лев Толстой, который любил чрезвычайно сложные длинные предложения. Если вы посмотрите на текст «Войны и мира» в оригинале, то увидите, что некоторые предложения имеют длину во всю страницу, с причудливыми знаками препинания, такими как двоеточие, точка с запятой и тире, с многочисленными причастными конструкциями и атрибутами. одна за другой, как бусы. Звучит красиво, когда читаешь вслух, но это слишком. Когда я учился в школе, наша учительница русского языка и литературы иногда диктовала нам одно из таких сверхдлинных предложений, а потом просила его проанализировать: найти подлежащее, сказуемое, все предметы и признаки в каждой части, прокомментировать все грамматические формы и падежи. Будучи любителем языков, я наслаждался этим и нашел это довольно легким. В то время как некоторые дети ненавидели это!
Конечно, в реальной жизни так, как Толстой в своих романах, никто не говорит, и даже так уже никто не пишет, но удивительно видеть потенциал русского языка, его невероятную гибкость и выразительность, позволяющую рисовать целая огромная картина жизни, со множеством деталей, в одном предложении.
Русский идеально подходит для поэзииВ результате русский язык идеально подходит для поэзии и литературы. Русский синтаксис дает огромную свободу в выборе порядка слов и структуры предложения. Я могу легко и быстро написать стихотворение по-русски на любую заданную тему (это будет не Пушкин, очевидно, но с совершенно правильными фразами, размером и рифмой!) мой английский недостаточно хорош (надеюсь, что да. ..), а просто потому, что синтаксис английского гораздо более строгий и оставляет меньше возможностей для манипуляций в положительном смысле этого слова. Так что русская любовь к поэзии имеет языковую подоплеку.
Интересные особенности русского синтаксисаВот некоторые из них:
- У нас могут быть предложения без глагола, только с подлежащим: ВеÑна. Сейчас весна. Или предложения без подлежащего, только с глаголом: Вечереет. Приближается вечер. Или, собственно, однословные предложения с другими частями речи: Прохладно. Это круто.
- У нас есть так называемые «безличные» предложения, без подлежащего, с глаголом, согласующимся с «они»: нке. (Они) продают яблоки на рынке. (Значение – яблоки продаются на рынке). Мы используем такие предложения для передачи пассивного значения, когда действие совершается, но мы не знаем/все равно, кто его совершает.
- Глагол to be не употребляется в настоящем времени (скрыт в настоящем времени, но выступает в прошедшем и будущем времени): Он Ñтудент. Он студент. EР¹ 25 ет. Ей 25. Но: РЖР½ был СС‚СƒР´РµР½С‚Р¾Р¼. Р•Р¹ Р±С‹Р»Р¾ 25 лет. Это обычно приводит в восторг начинающих изучающих русский язык — не нужно учить формы глагола «быть»!
- В неформальной речи можно опускать подлежащее в предложении, особенно если подлежащее Я (I): Знаю. Я знаю. Р’СƒР´Сƒ С‚РµР¿РµСÑ€СŒ Р·Р½Р°С‚СŒ. теперь буду знать.
- Подлежащее предложения может стоять в самом конце (совершенно иначе, чем в английском языке!): ÑƒР³. Мой друг написал эту книгу.
Итак, хотите ли вы писать стихи на русском, читать «Войну и мир» в оригинале или просто поболтать, мы с нетерпением ждем встречи с вами на наших уроках русского языка в Лондоне!
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ определение | Кембриджский словарь английского языка
Газеты, ориентированные на более молодых читателей, могут использовать более короткие статьи, менее сложные предложения структуры и больше наглядных материалов (например, изображений, диаграмм).
Из Кембриджского корпуса английского языка
Высказывание – одно длинное, сложное предложение , за которым следует относительно длинный вопрос – кажется очень спланированным.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эффект закапывания и дополнительные затраты на обработку, связанные с повторной обработкой, вызывают комплекс
Из Кембриджского корпуса английского языка
Когда вы говорите длинными, сложными предложениями, вы склонны впихивать больше слов в одно дыхание.
Из Fast Company
сложное предложение может содержать более одного предмета, и наш экстрактор должен иметь возможность обрабатывать их разумно.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Начиная со слов, которые вы знаете, приложение постепенно добавляет незнакомые слова, предлагая вам переводить более сложные предложения с течением времени.
От Хаффингтон Пост
Это естественное различие, если рассматривать каждое сложное предложение в целом.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Данные комплекса предложений были исследованы следующим образом.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Несмотря на то, что взрослые используют более богатый словарный запас и более сложные предложения структуры, их определения включали в себя ограничения, подобные тем, что есть у 10-летних детей.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Существование ошибок ссылки на объект для таких предложений, как (1), является одним из самых странных результатов в литературе по развитию, посвященной интерпретации сложных предложений.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Ритм помогает вам говорить короткими фразами, а не длинными и сложными предложениями.
Из Fast Company
Далее нас интересовали возможные групповые различия в разнообразии комплекс предложение типов, используемых двумя группами.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это исследование также предполагает, что сложных форм предложений сохраняют свою относительную сложность для людей с языковыми нарушениями на протяжении всей жизни.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Было замечено, что примерно 28% разговорных оборотов, произведенных испытуемыми, содержали по крайней мере одно сложное предложение .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Кроме того, самая младшая группа также произвела большее разнообразие сложных предложений
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете.