Высшие психические функции. Что такое «Высшие психические функции»? Понятие и определение термина «Высшие психические функции» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Высшие психические функции (англ. higher mental functions) – одно из важнейших центральных понятий современной психологии. Понятие введено Л.С. Выготским, в дальнейшем разрабатывалось А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и другими.
Выготский выделял два уровня психических функций. Низший уровень – натуральные психические функции, обусловленные генотипом и формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются при жизни человека на основе натуральных под влиянием социокультурной среды. К высшим психическим функциям относят воображение, память, мышление и т.д.
Высшие психические функции появляются в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым, через некоторое время ребенок может перенести механизмы управления ими во внутренний план (это называется интериоризацией).
Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основным средством опосредования Высших психических функций является речь.
Высшие психические функции – результат системной работы мозга, ни одна из них не закреплена за определенным участком мозга. При появлении на определенном этапе развития ребенка какой-либо психической функции различные мозговые центры начинают сообща работать на то, чтобы она правильно сформировалась и развивалась.
Понятие высшие психические функции не только используется в общей психологии, но и широко применяется в прикладных сферах, активно используется в педагогической психологии, патопсихологии и нейропсихологии.
< Вуайеризм
Выученная беспомощность >
Популярные термины
Высшие психические функции
Зачем ребенку воображение?
Что мы знаем о мире, в котором живут дети? Мульгерои и говорящие животные, сказочные сокровища, волшебные приключения. .. Реальный мир увлекает малыша не меньше, чем сказочный, и именно от воображения зависит развитие ребенка: как он будет адаптироваться в изменяющейся среде и чем сможет заниматься в будущем.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Муж сказал, что отношениям конец, и спросил, подала ли я на развод. Как перестать надеяться на его возвращение?»
- Делать ли из «совы» «жаворонка» и еще 7 интересных вопросов и ответов о науке сна
- Кризис 25 лет: что это и как его преодолеть
- «Вытащите себя из рутины»: 4 способа устранить утечку энергии — попробуйте в жизни
- «Не могу отстаивать свое мнение без слез»
- «Муж дважды чуть не убил меня, но я боюсь разводиться. Вдруг он отнимет ребенка?»
- Все возрасты мужской сексуальности
- «Тебе пора лечиться!»: 16 фраз домашних насильников — проверьте ваши отношения
Сегодня читают
- Как противостоять манипуляциям в отношениях: 7 шагов
- «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
- «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
- «Я перестал испытывать сочувствие. Мне плевать на смерть близких и проблемы друзей»
- «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
- Психологи выяснили, как выявить ложь в браке
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Высшие психические функции | это… Что такое Высшие психические функции?
Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.[1]. К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь. Понятие высших психических (психологических) функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине 19 века, а в русскоязычной психологической традиции ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т.п., а массовая редакторская замена слова
Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» активно используется группой советских исследователей «круга Выготского (англ.)русск.»: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным. Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признака ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.
Содержание
|
Структура
Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.
А —> Б
При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.
А —> X —> Б
Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов [7].
Развитие
По мнению ряда исследователей, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие.
На развитие влияют 2 фактора:
- Биологический. Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне.
- Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.
Интериоризация
Основная статья: Интериоризация
Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Экспериментальные исследования
Экспериментальная разработка проблем запоминания велась Леонтьевым, — уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.
Мозговая организация
Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции. [8]
Примечания
- ↑ Соколова Е. Е. Введение в психологию. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. — М.: Академия, 2006. — Т. 1.
- ↑ Keiler, P. (2012). „Cultural-Historical Theory“ and „Cultural-Historical School“: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1-33 — http://www.psyanima.ru
- ↑ Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34-46 — http://www.psyanima.ru
- ↑ Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н.А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
- ↑ См., напр., Левин, Курт (1931). Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии
- ↑ См. , например: «Высшие и низшие функции не строятся в 2 этажа: их число и названия не совпадают. Но и не наше прежнее понимание: высшая функция есть овладение низшей (произвольное внимание есть подчинение себе непроизвольного внимания), ибо это и значит — в 2 этажа». Выготский, запись “Symposium 4 декабря 1932 г.” (семейный архив Л.С. Выготского). Цит. по Завершнева (2007). «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // «НЛО» 2007, №85
- ↑ Хрестоматия по курсу «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М.: Москва, 2005.
- ↑ Психологический словарь: Высшие психические функции.
См. также
- Центральная нервная система
- Мозг человека
- Сознание
- Кора головного мозга
Ссылки
К вопросу развития ВПФ
История развития высших психических функций.
- . title={История развития высших психических функций},
автор={Л. С. Выготский и Роберт В. Рибер},
год = {1997}
}
- Выготский Л.С., Рибер Р.
- Опубликовано в 1997 г.
- Образование
Проблема развития высших психических функций. Метод исследования. Анализ высших психических функций. Структура высших психических функций. Генезис высших психических функций. Развитие речи. Предыстория развития письменности. Развитие арифметических операций. Овладение вниманием. Развитие мнемонических и мнемотехнических функций. Развитие речи и мышления. Самоконтроль. Развитие высших форм поведения. Проблема…
View Via Publisher
Разница Виготского между более низкими и более высокими психическими функциями и недавними исследованиями по младенческому когнитивному развитию
- Eugene Subbotsky
Психология
- 1996
ОСНОВНЫЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДЕЛИЧЕСКИЕ ЗАДЕЛИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВЕННЫЕ СООТВЕТСТВИЯ ОБЛАСТИ СООТВЕРИТИЧЕСКОГО СООБЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИИ был его тезис о том, что психические функции человека имеют социальное происхождение.
Перспективы развития Л.С. Идеи Выготского в клинической психологии
- Тхостов А.
Психология
- 2016
Работа посвящена развитию Л.С. Выготского в клинической психологии и уточнение некоторых основных положений культурно-исторической концепции. В статье представлена диссертация…
Когда все новое становится хорошо забытым старым: взгляды Выготского/Лурия на развитие исполнительных функций.
Авторы исследуют эволюцию представлений о внекортикальной организации высших психических функций от ее истоков до недавних открытий о нейропсихологических траекториях развития управляющих функций.
Исследование внутренней речи и высших психических функций через речевые профили
- Верани А.
Психология
- 2012
включены – имеют социальный генезис. Способность говорить и все…
Интегральная периодизация общего психологического развития
- Слободчиков В., Цукерман Г.
Психология
- 2003
Стремление обобщить современные знания о поэтапной структуре психологического развития человека в единую последовательность, охватывающую различные этапы процесса развития, а также его…
Защитные механизмы поведения и концептуальные Комплексы социально-психологической адаптации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
- Лебедева А.В.
Психология, медицина
- 2013
Автор анализирует социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью психодинамического подхода к изучению личности – основных показателей детерминант поведения – защитных механизмов и смысловых установок личности с выделением основных закономерностей социально-психологической адаптации детей с нормальным и патологическим развитием.
Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников
- .. Л. Харрис, А. О., Шаграева
Психология
- 2021
. Эмоциональные процессы являются важнейшим классом психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависит физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…
Научные подходы к изучению психологического сопровождения у ребенка с синдромом Дауна синдром
В период масштабных изменений в области специального образования возрастает необходимость создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с учетом специальных образовательных требований…
Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников
Эмоциональные процессы — важнейший класс психических проявлений в жизни человека, состояние которых во многом определяет физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…
Формирование способности к децентрации в дошкольном возрасте
- Андреева А.
Психология
- 2018
В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного развитию децентрационной способности в дошкольном возрасте. The phenomenon of decentration is considered as a cognitive ability to…
SHOWING 1-6 OF 6 REFERENCES
The Vygotsky Reader
- R. Veer, J. Valsiner, F. Wetenschappen
Psychology
- 1994
Предисловие. Введение. 1. Введение в русский перевод Фрейды «По ту сторону принципа удовольствия»: Лев Выготский и Александр Лурина. 2. Принципы социального воспитания глухонемых…
Голоса разума: социокультурный подход к опосредованному действию встраивается в культурные, исторические и социальные процессы. Этот тезис противопоставляется…
Понимание Выготского: поиски синтеза
- Р. Вир, Дж. Вальсинер
Психология
- 1992
Часть 1: Лев Выготский литература и искусство. Часть 2 Первые годы в Москве 1924-1928: педагогическая психология дефектология роль психоанализа контекст входа Выготского в психологию -…
Разум в обществе: развитие высших психологических процессов: Harvard University Press
- Л. Выготский
Психология
- 1978
Психология развития Жана Пиаже
- Дж. Флавелл
Психология
- 1963
Культура и мысль; введение в психологию
- М. Коул, С. Скрибнер
Психология
- 1974
Нервная система человека | Описание, развитие, анатомия и функции
нервная система
См. все СМИ
- Связанные темы:
- болезнь нервной системы сенсорный прием человека тело человека нейронная инженерия болезнь нервной системы
См. все связанные материалы →
нервная система человека , система, проводящая раздражения от сенсорных рецепторов к головному и спинному мозгу и проводящая импульсы обратно к другим частям тела. Как и у других высших позвоночных, нервная система человека состоит из двух основных частей: центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервы, передающие импульсы к центральной нервной системе и от нее). У человека мозг особенно велик и хорошо развит.
Пренатальное и постнатальное развитие нервной системы человека
Почти все нервные клетки или нейроны образуются во время пренатальной жизни, и в большинстве случаев после этого они не заменяются новыми нейронами. Морфологически нервная система впервые появляется примерно через 18 дней после зачатия с образованием нервной пластинки. Функционально он появляется с первыми признаками рефлекторной деятельности на втором месяце внутриутробного развития, когда раздражение прикосновением к верхней губе вызывает реакцию отдергивания головы. На третьем месяце можно вызвать многие рефлексы головы, туловища и конечностей.
В ходе своего развития нервная система претерпевает значительные изменения, чтобы достичь своей сложной организации. Чтобы произвести примерно 1 триллион нейронов, присутствующих в зрелом мозге, в среднем должно генерироваться 2,5 миллиона нейронов в минуту в течение всей внутриутробной жизни. Это включает в себя формирование нейронных цепей, включающих 100 триллионов синапсов, поскольку каждый потенциальный нейрон в конечном итоге связан либо с выбранным набором других нейронов, либо с конкретными мишенями, такими как сенсорные окончания. Более того, синаптические связи с другими нейронами устанавливаются в определенных местах на клеточных мембранах нейронов-мишеней. Совокупность этих событий не считается исключительным продуктом генетического кода, поскольку генов просто недостаточно, чтобы объяснить такую сложность. Скорее, дифференцировка и последующее развитие эмбриональных клеток в зрелые нейроны и глиальные клетки достигаются за счет двух наборов влияний: (1) специфических подмножеств генов и (2) стимулов окружающей среды изнутри и снаружи эмбриона. Генетические влияния имеют решающее значение для развития нервной системы в упорядоченных и синхронизированных по времени последовательностях. Дифференцировка клеток, например, зависит от ряда сигналов, которые регулируют транскрипцию, процесс, в котором молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) дают начало молекулам рибонуклеиновой кислоты (РНК), которые, в свою очередь, выражают генетические сообщения, контролирующие клеточную активность. Влияние окружающей среды, происходящее от самого эмбриона, включает клеточные сигналы, состоящие из диффундирующих молекулярных факторов (9).0235 см. ниже Развитие нейронов). Факторы внешней среды включают питание, сенсорный опыт, социальное взаимодействие и даже обучение. Все это необходимо для правильной дифференциации отдельных нейронов и тонкой настройки деталей синаптических связей. Таким образом, нервная система требует постоянной стимуляции на протяжении всей жизни для поддержания функциональной активности.
Развитие нейронов
На второй неделе внутриутробной жизни быстро растущая бластоциста (пучок клеток, на который делится оплодотворенная яйцеклетка) уплощается, образуя так называемый эмбриональный диск. Зародышевый диск вскоре приобретает три слоя: эктодерму (наружный слой), мезодерму (средний слой) и энтодерму (внутренний слой). Внутри мезодермы растет хорда, осевой стержень, служащий временным позвоночником. И мезодерма, и хорда выделяют химическое вещество, которое инструктирует соседние недифференцированные клетки эктодермы и побуждает их утолщаться вдоль того, что станет дорсальной срединной линией тела, формируя нервную пластинку. Нервная пластинка состоит из клеток-предшественников нервных клеток, известных как нейроэпителиальные клетки, которые развиваются в нервную трубку (9).0235 см. ниже Морфологическое развитие). Затем нейроэпителиальные клетки начинают делиться, диверсифицироваться и давать начало незрелым нейронам и нейроглии, которые, в свою очередь, мигрируют из нервной трубки в свое окончательное место. Каждый нейрон образует дендриты и аксон; аксоны удлиняются и образуют ответвления, окончания которых образуют синаптические связи с выбранным набором нейронов-мишеней или мышечных волокон.
Тест «Британника»
Человеческое тело
Замечательные события этого раннего развития включают упорядоченную миграцию миллиардов нейронов, рост их аксонов (многие из которых широко распространяются по всему мозгу) и образование тысяч синапсов между отдельными аксонами и их нейронами-мишенями. Миграция и рост нейронов зависят, по крайней мере частично, от химических и физических воздействий. Растущие кончики аксонов (называемые конусами роста), по-видимому, распознают и реагируют на различные молекулярные сигналы, которые направляют аксоны и нервные ветви к их соответствующим мишеням и устраняют те, которые пытаются синапсироваться с неподходящими мишенями. Как только синаптическая связь установлена, клетка-мишень высвобождает трофический фактор (например, фактор роста нервов), который необходим для выживания синапсирующих с ней нейронов. Сигналы физического наведения участвуют в контактном наведении или миграции незрелых нейронов вдоль каркаса глиальных волокон.