Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое звук в русском языке определение 1 класс: Конспект урока по русскому языку на тему «Согласные звуки» 1 класс, УМК Школа России

Содержание

Конспект урока для 1 класса по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б»

НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЦЕЙ № 35

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Конспект урока для 1 класса по теме:

«Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б»

Предмет: Обучение грамоте

Авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева

Класс: 1

Выполнила:

Щеглова Надежда Ивановна

учитель начальных классов

Лицей № 35 ОАО «РЖД» г. Ржев

2013 г.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • выделять звук и [б], [б’] из слов,

  • устанавливать, что звук [б] согласный, твердый, звонкий, звук [б’] согласный, мягкий, звонкий.

  • распознавать в словах новый звук, характеризовать их, обозначать буквой.

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Определять цель учебного задания,

  • контролировать свои действия в процессе его выполнения,

  • оценивать правильность выполнения,

  • обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные:

  • Читать слоги-слияния.

  • Читать слова с изученной буквой.

  • Читать тексты. 

  • Выполнять задания к текстам.

Коммуникативные:

этапа

Литература:

  1. Азбука. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева/ М.: Просвещение, 2012 .

  2. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева/ Методическое пособие к комплекту «Азбука первоклассника» Книга для учителя http://www.prosv.ru/ebooks/Klimanova_Azbuka_pervoklas/index.htm

Приложение № 1

Партер— нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.

Рампа — система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком.

Актёр — исполнитель ролей в спектаклях и кино.

Грим  — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др.

Антракт – промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а публика может покидать зал. Антракт необходим для перемены  декораций, во время длинной паузы,  затемнения или изменений на глазах у  зрителя.

6

Название этапа урока

№ задания,

№ слайдов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слайд 3

Приветствие учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока.

Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу.

Чудо есть на белом свете.

В сказку верится недаром.

Это чудо знают дети

Называется – театр.

2.

Актуализация знаний и мотивация.

Слайд 4

а о у ы э

ё и е

Какие знания и умения нам понадобятся сегодня, чтобы урок был успешен?

Задание:

Прочитайте первую строчку.

Что объединяет эти буквы?

Как читаются согласные перед этими гласными?

Прочитайте вторую строчку.

Как читаются согласные перед этими буквами?

Умение слушать и слышать, умение быть внимательным, умение правильно отвечать на уроке, умение работать в группе, знание букв.

Читают хором строчки.

Это гласные буквы. Они обозначают гласные звуки.

Согласные читаются мягко.

Согласные читаются мягко.

3.

Постановка учебной проблемы.

Слайд 5

Какой сказочный герой пришел к нам на урок? Как вы думаете, почему именно Буратино пришел к нам в гости?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

К нам пришел Буратино.

Мы будем знакомится с новыми звуками [б], [б’] и с буквами Б, б.

4.

Открытие детьми нового знания.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Какую учебную книгу держит Буратино?

Есть ли в этом слове новый звук?

Составьте схему слова «Азбука».

Придумайте слова, в которых [б] – согласный твердый.

Что еще было в руках Буратино?

Где в этом слове находится новый звук?

Составьте схему слова «Билет»

Придумайте слова, в которых [б’] – согласный мягкий.

Давайте обобщим все, что мы узнали о новых звуках.

Какими буквами обозначаются эти звуки? На что похожа буква Б?

Азбука.

Есть. В середине слова.

Составление схемы слова «Азбука».

Билет.

В начале слова.

Составление схемы «Билет»

Звук [б] согласный, звонкий, твердый.

Звук [б’] согласный, звонкий, мягкий.

Буквами Б, б.

Высказывают свои мнения.

4.

Слайд 9

Давайте научимся печатать заглавную букву Б и строчную букву б.

Рассмотрите письменную строчную букву б. Напишите элементы, пропишите строчную букву б, сверяйте свою работу с образцом.

Рассмотрите заглавную букву Б. Напишите ее элементы и научитесь писать заглавную букву б, проверяйте себя по образцу.

Печатают заглавную букву Б и строчную букву б в прописях.

Работают в прописях.

5.

Физкультминутка

Буратино потянулся.

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Надо на носочки встать,

Чтобы ключик нам достать.

Выполнение физкультминутки.

6.

Первичное закрепление.

Слайды 10,11, 12

Теперь поучимся читать слоги с буквой б.

Чтение слогов.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 13, 14

Работа в парах по Азбуке. Составьте слова, которые бормотала черепаха Тортила и научитесь их читать.

Проверка по эталону.

Работа в парах.

Отчет пар о проделанной работе.

Хоровое чтение, полученных слов.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Слайд 15

Слайд16

Прочитайте слова.

Давайте объясним значение этих слов. Приложение № 1.

Герой из какой сказки у нас сегодня в гостях?

Каких героев из этой сказки вы еще знаете?

Чтение слов.

Повторное чтение. Объяснение лексического значения слов.

Из сказки Льва Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Дети называют героев, читают имена этих героев.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Слайд17

Продолжите предложения:

Я узнал…

Я научился…

Я затруднялся …

Мне понравилось…

Дети делятся своими впечатлениями, объясняют, что узнали нового, в чем испытывали затруднения, что им понравилось на уроке.

Конспект урока для 1 класса «Гласный звук [о], буквы О, о. Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Мишкарева Лилия Александровна

Место работы: МБОУ ООШ №39 г. Кирова

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1 а

УМК: Школа России

Авторская программа: «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Страницы в учебнике «Азбука» В. Г. Горецкого: с.24 – 25

Название раздела: Добукварный период.

Номер урока в разделе: 13

Тема урока: Гласный звук [о], буквы О, о. Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о].

Номер урока в теме:

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой О.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

  • способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развивать речь, внимание, память, творческое воображение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся со звуком ( о) и буквой, который его обозначает; упражнять в определении места звука О в словах, давать характеристику звука; учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Выделение звука [о] из речи.

2. Умение наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных.

3. Слогообразующая роль гласных.

4. Возможность научиться выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные:

1. Уметь отличать гласные и согласные звуки, сравнивать буквы и звуки.

2. Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака.

3. Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами — моделями.

4. Уметь выполнять звукобуквенный анализ слова.

5. Знать признаки гласных звуков.

6. Уметь выделять гласный звук.

Личностные:

1. формирование уважительного отношения к иному мнению;

2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Деятельность учащихся:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. Группировать слова по первому (последнему) звуку. Строить высказывания о своём отношении к красоте родной природы. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, с разными слогозвуковыми моделями, обосновывать свой выбор. Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. Называть особенности гласных и согласных звуков. Различать графические обозначения гласных и согласных звуков, использовать их при моделировании слов. Наблюдать, как гласный образует слог. Делать вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги.

Контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

* разноцветные листья с написанными на них заданиями для чтения,

* два кленовых листа (для физкульт минутки),

* по одному осиновому листу (для рефлексии),

* зеркала,

* презентация,

* музыка Вивальди «Осень».

Информационно-технологическая карта урока.

п/п

Этапы

Информационное обеспечение (ИО) к каждому этапу урока

1

Организационный этап

Слайд №1 . Психологический настрой на урок.

2

Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

Слайд № 2 – 3. Работа с предметными картинками.

3

Этап изучения нового материала

Слайд № 4 — 9

4

Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Слайд № 10 — 16

5

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд № 17

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

  • Слышите звонок?

  • Это начинается новый наш урок.

  • Много интересного будем изучать

  • Значит будут нам нужны

  • Книжка и тетрадь.

  • Хорошо известно вам что должен ученик

  • При себе всегда иметь ручку и дневник.

  • А теперь, ребятки, ротики закрыть

  • Будем мы по теме только говорить!

  • Сегодня мы отправимся в удивительное сказочное путешествие!

2. Актуализация.

Музыка Вивальди фоном

«В сказочном царстве-государстве, под названием «Земля», жила-была волшебница. Были у неё 4 дочери. Их звали : Зима, Весна, Лето, Осень. Они по очереди правили сказочной страной»

-А что случается в сказках? (чудеса). Вот и к нам пришла сказка.

-Подумайте и скажите, какая из дочерей правит сказочной страной на данный момент? (осень)

Учитель читает стихотворение:

Осень в гости к вам пришла,

Свои краски принесла,

Жёлтые и красные – все листочки разные.

Ветер дунул – раз, два, три –

Полетели, посмотри.

Покружились и упали,

Землю золотом услали.

  • «Я подарю осенние листочки тому, кто првильно ответит на мои вопросы полным ответом» (дети называют отвечают на вопросы учителя, а она им дарит листочки)

  • Какой бывает речь? (устной и письменной)

  • Что мы произносим и слышим? (звуки)

  • Что мы видим и пишем? (буквы)

  • Какими бывают звуки? (гласные и согласные)

3. Тема урока и целеполагание:

— Посмотрите на экран, сформулируете задание (назвать слова обозначающие предметы).

— Сформулируйте тему урока, опираясь на картинки.

— Пользуясь незаконченными фразами, сформулируйте цели урока:

  • Учиться выделять…

  • Учиться читать…

Дети: Учиться выделять новый звук [о]. Учиться читать слоги, слова, предложения с новым звуком.

4. Артикуляционная гимнастика:

— Для того, чтобы выполнить эти цели нужно подготовиться. Выполним артикуляционную гимнастику.

  • Губы

  • Конфета

5. Чистоговорки:

— Чистоговорки помогут нам в правильном произношении нового звука.

  1. Та-та-та- – осень это красота.

  2. Де-де-де – лужи с дождиком везде.

6. Работа со звуком:

— Вспомните, какие картинки были, когда мы сформулировали тему урока и назовите те из них, где новый звук стоит в начале слова (слайд появляется не сразу, выходят по одной нужные картинки).

7. Работа с зеркалом:

* возьмите зеркало,

* посмотрите в него,

* произнесите слово, которое обозначает первую картинку, глядя на себя в зеркало,

* произнесите слово, которое обозначает второе слово, глядя на себя в зеркало,

* произнесите слово, которое обозначает третье слово, глядя на себя в зеркало,

* произнесите первый звук в этих словах (повтор три раза),

* положите зеркало,

* скажите, как располагаются видимые органы речи при произнесении звука [о],

* положите зеркало на край стола,

* какой ряд лучше и быстрее это сделает?

* произнесите этот звук хором,

* дайте характеристику звука. Какой он.

* докажите (гласный потому, что:

1. поется – тянется

2. при его произнесении нет преград

3. образует слог)

8. Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца).

Дождик капает опять,

Туча небо закрывает (попеременно хлопаю в ладоши и стучат кулачками).

Всех ребяток подгоняет.

Раз, два, три, четыре (большой палец попеременно здоровается с каждым пальцем, начиная с указательного пальца)

Зонтики закрыли.

От дождя себя укрыли (ладонями закрывают голову, имитируя зонтик).

9. Работа с планшетом:

— Осень принесла дня нас подарок в корзинке. Отгадайте, что это? (на слайде ОВОЩИ)

— Вместе со мной сделаем звуко-буквенный анализ слова «овощи».

* придвиньте к себе планшет, возьмите для работы черный маркер.

* начертим прямоугольник

* делим слово на слоги (хлопки)

* произнесите первый слог (О-)

* найдите место гласного звука

* произнесите второй слог (-ВО-)

* найдите место гласного звука

* произнесите третий слог (-ЩИ)

* позовем слова, чтобы выделить ударный звук

* на какой слог падает ударение, ставим ударение

* откройте учебник стр 25, проверьте схему по учебнику

* напечатаем слово «овощи» строго под схемой

* произнесите второй слог (-ВО-)

* какая позиция звука [о] во втором слоге: ударная или безударная?

* какой звук слышен перед безударным гласный звуком [в]

* какой звук он обозначает по мягкости/твердости (твердый)

* таким образом, прочитайте в учебнике правило о букве О на стр 25

* расскажите, что нового узнали

10. Физкультминутка.

— Ребята, встаньте, возьмите в руки листочки, сделанные из бумаги. Слушайте внимательно. Звучит музыка Вивальди.

Налетел ветерок, из деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья, они плавно летели, медленно кружились, поблескивали на солнце золотистыми боками.

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающиеся движения влево-вправо)

На веточках сидели.

Дунул ветерок (подуть на листочки),

И мы полетели (легкие взмахи руками).

Мы летели, мы летели (медленно приседать),

И на землю тихо сели (присесть).

— Молодцы, ребята! Встаньте, сядьте за парты, осенние листочки отложите на край стола.

11. Работа с буквой.

— Приглашаю вас в путешествие с кленовым листом (в руках карточка с заданиями в форме кленового листа).

Жил-был кленовый листик, у него было много братьев-листьев. Они шумели, качались, слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка, или разговаривали с деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце.

«О, какая красота», — удивился листик.

— Покажите, как удивился листик?

— Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из пальчиков, такую форму имеет ваш ротик, когда произносите звук [о].

— Это получилась буква О.

— Посмотрите в учебнике на стр 25, найдите в верхнем правом углу букву О, покажите пальчиком.

— Найдите в классе букву О.

— Внимание, у вас на столах лежат индивидуальные карточки с заданием в форме кленового листа.

— Тот, кто бегло хорошо читает, может самостоятельно прочитать стихотворение шепотом и выполнить анализ слова ГОСТИ.

— Тот, кто не умеет читать, возьмите красный карандаш и поставьте точку под новым звуком в словах стихотворения.

На карточке:

Осень в гости к нам пришла,

Свои краски принесла,

Желтые и красные –

Все листочки разные.

Ветер дунул – раз, два, три –

Полетели – посмотри.

Покружились и упали,

Землю золотом устлали.

— На выполнение задания дается время – 2 минуты. Приступайте к заданию. По его окончанию листочки положите на край стола. Тот, кто первым правильно выполнит задание – получит осенний листик.

Проверьте звукобуквенный анализ слова «гости» с помощью доски (на слайде правильная схема слова для самоконтроля).

Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием.

12. Итог урока.

— С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня? Дайте характеристику нового звука. Докажите (3 доказательства).

— Что учились читать на уроке? (слоги, слова, предложения)

13. Рефлексия.

— У вас на парте лежит белый осиновый лист. Закрасте этот лист зеленым цветом если урок вам понравился и новый материал вам понятен, если есть вопросы то желтым цветом, если новый материал вам был не понятен — красным. По окончанию урока при выходе из класса повесьте свои листочки на осеннее дерево на доске. (два помощника учителя крепят листочки на магниты.)

— Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен, до свидания!

Словарь Macmillan | Бесплатный английский словарь и тезаурус

Поиск

Найти значения, произношения, синонимы, словосочетания, идиомы, а также изображения, видео и звук последствия. Просмотрите BuzzWords и краудсорсинговый открытый словарь. Улучшите свой английский с помощью игр, викторины и полезные ресурсы для учителей и ученики.

Слова в новостях


zoom

для общения с кем-либо с помощью сервиса видеоконференцсвязи Zoom

Подробнее

кухня-призрак

кухня, готовящая качественную ресторанную еду только на доставку или на дом поставки в различные рестораны

Подробнее

Краудсорсинговый словарь


Ресурсы

Словарь словосочетаний Macmillan

Словарь словосочетаний Macmillan теперь онлайн и полностью интегрирован со словарем Macmillan!

Просмотр словосочетаний

Ресурсы

Часто встречающиеся смайлики

Словарь Macmillan теперь включает подборку смайликов. Изучите наши смайлики месяца и многое другое!

Откройте для себя эмодзи

Ресурсы

Распространенные ошибки и как их избежать

Консультация специалиста по орфографии, пунктуации, грамматике и словам, которые часто путают

Узнать больше

Ресурсы

Как работают метафоры

Прочтите об уникальной трактовке метафоры, показывающей, как много обычных знакомых слов и фраз имеют метафорическое значение.

Читать о метафорах

Ресурсы

Какой ты характер?

Некоторые люди экстраверты, а некоторые интроверты. Но что означают эти слова? Загрузите эту инфографику о типах личности, чтобы узнать!

Проверить инфографику

Фраза недели

ходить по воздуху

так счастлив, что все в жизни кажется хорошим

Тест на лексику: трендовые слова 2020 года


Мы завершаем год нашей викториной «Трендовые слова» на 2020 год. Вот 10 вопросов с 10 трендовыми словами. Вы знаете, что они все означают? Пройдите тест, чтобы узнать!

Пройти тест

Настоящая грамматика


В этом видео «Настоящая грамматика» главный редактор Майкл Рунделл объясняет, какое местоимение следует использовать, когда вы хотите обратиться к человеку, не указывая его пол.

Смотреть видео

Противодействовать смягчению последствий

Ежемесячный выпуск

Декабрь 2020 г.

Декабрь

Слово дня

Декабрь 2020

распутный

Слово дня

Декабрь 2020

кропотливо

Слово дня

Декабрь 2020

Адвент-календарь

Слово дня

Декабрь 2020

Твиттер


Facebook


Твиты от MacDictionary

Voice of America — изучайте американский английский с VOA Learning English

Voice of America — изучайте американский английский с VOA Learning English

Ссылки специальных возможностей

  • Перейти к основному содержанию
  • Перейти к основной навигации
  • Перейти к поиску

Предыдущий Следующий

Последние новости

    Проверь свой английский Начальный уровень Промежуточный уровень Продвинутый уровень История США

    • Грамматика для упражнений

    • Звезду американского баскетбола Гринер обменяли на российского торговца оружием

    • Китайские предприятия готовятся к заражению COVID после ослабления ограничений

    • Ученые: Древнее существо росло быстрее, чем ожидалось

    • Сан-Франциско отменил решение о разрешении вооруженных полицейских роботов

    • Миллионы птиц могут привлечь посетителей в восточную Мексику

    • 1: Предыдущий 1/ 1 ?

    • Валанда 1: E ye jɔn ye?

    • Литея 1: Озали нани?

    • Урок 1: Qui es-tu?

    • Бай 1: Bạn là ai?

    • 레슨 1: 당신은 누구인가요?

    • Урок 1: Добро пожаловать!

    • Урок 1: Сокращение бюджета

    • Уменьшить или уменьшить?

    • Как произносится: одинаковое написание, разное произношение, часть 3

    • Новостные слова: активный

    • 8 декабря 2022 г.

    • Садоводческие слова, которых могут не знать даже носители английского языка

    • Ученые: Древнее существо росло быстрее, чем ожидалось

    • Традиция Санта-Клауса возвращается после COVID

    • Звезду американского баскетбола Гринер обменяли на российского торговца оружием

    Коронавирус

    • Язык международного кризиса в области здравоохранения

    • Английский за минуту: все девять ярдов

    • Everyday Grammar TV: обсуждение моральных вопросов — важные структуры и термины

    • VOA60: 8 декабря 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *