Звук «ц» твёрдый или мягкий, звонкий или глухой? — «Семья и Школа»
Содержание
Согласные звуки речи -Звонкие и глухие (парные и непарные). -Твердые и мягкие (парные и непарные).
Перегляд файлу
Попередній слайд 1 / 38 Наступний слайд
Зміст слайдів
Номер слайду 1
Согласные звуки:-Звонкие и глухие (парные и непарные).-Твердые и мягкие (парные и непарные).
Номер слайду 2
Звук речи – минимальная единица произносимой речи.
Номер слайду 3
Номер слайду 4
В современном русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]) и 10 гласных букв (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один звук, если: стоят после согласных (например, м[а]со, м[и]сной). И два звука, если: стоят в начале слова ([й’а]корь, ([й’э]сли), после разделительных ъ и ь (вь[й’у]н, съ[йʼэ]л), после гласной (по[й’о]т, ма[й’а]к).
Номер слайду 5
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Под ударением различаются все шесть гласных звуков: например, воды [в о´д ы], мишка [м ʼи´ш к а]. В безударном положении гласные отчётливо не произносятся (кроме [у]). Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [в а д а´]. Именно гласный звук образует слог, поэтому сколько в слове гласных, столько и слогов.
Номер слайду 6
Номер слайду 7
Подбери проверочное слово, впиши безударную гласную: Ч..сать-Хл..стать-Тр..петать-Х..хетать-Гр..хотать-Щ..бетать-Упражнение 1
Номер слайду 8
Чесать – чешет.хлестать — хлесткий, трепетать — трепет, трепещет, хохотать — хохот, хохочет, грохотать — грохот, грохочет, щебетать — щебет, щебещет. Давай проверим!
Номер слайду 9
Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова. С…сна — ( сосновый, сосенка, сосны )ш…рокий — ( шире, широко, ширь )зв…зда — ( звездочет, звёздочка, звёздный )з…лёные — ( зеленеть, зелень, зелёнка )х…лода — ( холодный, холод, холодильник )г…лова — ( головушка, головы, головка )л…нейка — линейный, линия, разлинованный.
Упражнение 2
Номер слайду 10
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.к…рмушка- ( о,а) — …………………………. д…ревья- (е,и) — …………………………….уг…щать- (а,о) — ……………………………..ст…рожить- ( а,о) — …………………………ш…лестеть- (е,и) — ……………………………… ш…рстяной- (е,и) — …………………………ж…стянка- (е,и) — ………………………………. м…рской- (о,а) — ………………………т…пло- (е,и) — …………………………. ж…мчужина- (и,е) -………………………Упражнение 3
Номер слайду 11
Напиши проверочные слова:село — ……………………………. дрова — ……………………………..стена — ……………………………. страна — ……………………………..волчонок — ……………………… морской — …………………………….ленивый — .
……………………… весёлый — ……………………………скрипучий — ……………………. мастерить — ………………………….удивительный — ………………. менять — …………………………….
Номер слайду 12
Согласные звуки речи
Номер слайду 13
Что такое твёрдые и мягкие согласные? Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками. Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»: пар [п а р] пир [п’ и р].
Номер слайду 14
Номер слайду 15
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие. как произносится согласный звук, в русском языке зависит от его позиции в слове и от того, какие звуки идут после него. Так, если он стоит перед гласными а, о, у, ы, э, перед другой согласной или в конце слова (и после него нет мягкого знака), то звук произносится твердо.
Номер слайду 16
В русском языке есть три согласных звука, которые всегда остаются твердыми, независимо от того, какой звук идет после них и какую позицию в слове они занимают – в начале слова, в середине или в конце. Это ж, ш и ц. Так что даже когда пишется жи и ши, то произносится [жы], [шы].
Номер слайду 17
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака.
Номер слайду 18
В русском языке мягкость согласных в письменной речи можно показать двумя способами. Первый способ – это буква «мягкий знак» (Ь). Буква «мягкий знак» — особенная. Она не обозначает звука! Но она может показать мягкость согласного звука на письме. Запомните! Мягкий знак – это орфограмма. Второй способ – это гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Эти буквы гласных звуков – большие труженицы. Они выполняют сразу две работы обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Номер слайду 19
Номер слайду 20
В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ.
Номер слайду 21
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, тыква, огурец.
Номер слайду 22
Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Номер слайду 23
Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Возит – возить Трактор сено _____________ . Далеко ему ______________ . Говорит – говорить Ира по телефону _____________ . _______________ долго нельзя. Шест – шесть Вове ______________ лет. Петя взял _______________ . Жар – жарь От печки идёт _______________ .
Скорее ______________ рыбу. Удар – ударь Раздался ______________ . Ваня, _______________ в барабан.
Номер слайду 24
Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку. Подчеркни все мягкие и твердые звуки.лист окун карас пыл рол денрул нос сом бол сол мирлос крик лен слон мох гус
Номер слайду 25
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.
Номер слайду 26
Задание. Запиши слова группами. Прочитай слова. Запиши сначала слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Затем слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука.
ДЕРЕВО, ДУБ, ПОДРУГА, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ВОДИТЕЛЬ, ПОГОДА, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.
Номер слайду 27
Правильный ответ: ДЕРЕВО, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ. ДУБ, ПОДРУГА, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ПОГОДА.
Номер слайду 28
Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’]. Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков. Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.
Номер слайду 29
Согласные звуки, которые произносятся с голосом, звучат ярче и звонче, чем другие согласные звуки. Поэтому их и назвали «звонкими согласными звуками». А вот другие согласные звуки, в образовании которых голос участия не принимает, назвали «глухими».
Номер слайду 30
Давайте проведем эксперимент.
Произнесите звонкий согласный звук [Б]. Обратите внимание на то, что активно при этом работают губы. Они плотно смыкаются, а потом размыкаются, выпуская струю воздуха. Произнесите ещё раз: [Б] [Б] [Б]. А теперь произнесите глухой согласный звук П. Проследите, как работают губы. Произнесите ещё раз: [П] [П] [П]. Не правда ли, они двигаются так же, как при произношении звука Б. Произнесите попеременно: [Б] [П] [Б] [П] [Б] [П]. Обратите внимание, что губы двигаются одинаково. А вот голос то звучит, то «отдыхает». Такие звуки легко произносить друг за другом, в паре, то «включая», то «выключая» голос. Такие согласные звуки назвали парными.Номер слайду 31
Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум. Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса. Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Номер слайду 32
Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными. Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б — П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука — мягкий и твёрдый согласный звук.
Номер слайду 33
Выдели красным цветом буквы. Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки. Черничный пирог, шерстяной свитер.
Номер слайду 34
Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.
Номер слайду 35
Подчеркните слова, в которых есть согласные глухие звуки . КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Номер слайду 36
Проверяем. КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Номер слайду 37
Оглушение и озвончение согласных звуков1) Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называется оглушением. ДУБ; звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П];СКАЗКА: звонкий согласный 3 перед глухим согласным К произносится как глухой звук [С]. ВСЕГДА: звонкий согласный В перед глухим согласным С произносится как глухой звук [Ф].2) Глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называется озвончением. ПРОСЬБА: глухой согласный С перед звонким согласным Б произносится как звонкий звук [3′]. Примечание:• озвончение или оглушение наблюдается в тех словах, в которых подряд идут два согласных: глухой + звонкий = озвончение; звонкий + глухой = оглушение;• оглушение происходит в тех словах, на конце которых стоит звонкий согласный и после него нет гласного.
Номер слайду 38
Задание учащимся. Исправьте ошибки в словах. Почему они были допущены?Дуп, зуп, нарот, любофь, чесный, сонце, прелесный, крёсный.
Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице
4. 2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
- [Л],
- [М],
- [Н],
- [Р],
- [Й].
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Василиса Козлова
8/10
Алия Карашаева
10/10
Сергей Ефремов
8/10
Ольга Горькова
9/10
Лилия Голомолзина
10/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
А какая ваша оценка?
American English Pronunciation — #GOALS English
Если вы читаете этот урок, то вы знаете, что пришло время, время, которого так боятся многие изучающие английский: выучить звук «th» раз и навсегда! Да. Множественное число. «Й» ЗВУКИСССС.
ДВА согласных звука й?!?
Возможно, вы уже знаете это, но некоторые изучающие английский язык не знают. Для многих моих учеников это стало неожиданностью, и они часто спрашивают меня:
«Каково правило, когда нужно использовать разные звуки «й»?»
К сожалению, как и многие другие вопросы, касающиеся английского произношения, ответ таков: Правил нет.
ОДНАКО, я заметил небольшую хитрость, которая может помочь вам распознать два звука «й». Все сводится к тому, КАКОЙ буквой вы заменяете звуки, если / когда вы не знаете, как или вам трудно их произносить.
Вот что я имею в виду:
В звонкий звук «й» /ð/ , как в слове «мать» /ˈmʌðɚ/ часто заменяется этими звуками не носителями языка (и может даже использоваться в некоторых диалектах):
v — ‘muh-ver’ / ˈ mʌvɚ/
d — ‘muh- Der ‘ / ˈ MʌDɚ /
Z -‘ MUH -Zer ‘ / ˈ MʌDɚ /
), как в слове «мотылек» /ˈmɑːθ/ или «ванна» /ˈbæθ/ часто заменяется этими звуками:
Заметили что-нибудь об этих замещающих звуках? Они озвучены или не озвучены?
Вот в чем хитрость: Звонкий th часто заменяется звонкими согласными v, d и z, а глухой th часто заменяется глухими согласными f, t и s.
Итак, если вы искали волшебную формулу… Что ж, Дороти, щелкайте своими рубиновыми туфельками, потому что секрет был с вами все это время!
Вы, наверное, уже интуитивно знаете разницу, вы просто не знали, что знаете то, что знаете, понимаете?
Итак, у нас все еще остается животрепещущий вопрос:
КАК вы произносите звуки «th»?
Для этой части урока у меня есть это видео, чтобы продемонстрировать, как именно произносить согласные «th», а также примеры слов и предложений, чтобы показать вам, как произносить их в контексте:
Я надеюсь, что после просмотра этого урока английского о том, как произносить звуки «th», вы лучше поймете разницу между звонким и глухим звуком «th» и сможете лучше произносить эти звуки.
Для дополнительной практики со звонким звуком «й» я бы также посоветовал регулярно повторять эти две скороговорки/вокальные разминки:
«Если погода холодная,
Или жаркая погода,
Мы переживем погоду,
В любую погоду,
Нравится нам это или нет.
«Красная кожа, желтая кожа»
Если какая-либо часть этого урока показалась вам запутанной или трудной для понимания, дайте мне знать! Я постоянно ищу способы лучше преподавать и объяснять вещи, и хотел бы услышать ваши отзывы и вопросы.
Если вы хотите изучать английский язык и избавляться от акцента онлайн с Моникой (это я!), я всегда принимаю новых студентов. Мы можем вместе провести бесплатную 15-минутную консультацию, чтобы обсудить ваши конкретные цели в английском, проблемные области и стиль обучения. Свяжитесь со мной сегодня по адресу: [email protected]
Как произносится звук /th?
29 января 2020 г.
В американской речи два согласных звука /th/. Один глухой, другой звонкий. Говорящие с акцентом обычно заменяют этот звук на /t/ или /d/, потому что это наиболее знакомое и наиболее близкое приближение к их существующему звучанию. Этот звук может показаться неловким, потому что кончик языка отрывается изо рта. Когда /th/ произносится правильно, это быстрое движение, незаметное для окружающих. Тем не менее, кончик языка, покидающий полость рта, является странным новым ощущением для говорящих с акцентом. Практика поможет этому звуку стать естественным.
Как произносить звук /th/
Безмолвный /th/
- При произнесении глухого звука /th/ кончик языка проходит мимо верхних зубов и слегка выходит за пределы рта. Это движение кажется необычным для большинства людей, поскольку ни один другой звук не требует, чтобы ваш язык двигался за пределы рта. Это единственный звук, при котором кончик языка проходит мимо верхних зубов в американской речи. Это новый звук для многих акцентированных динамиков. Примечание: Не надо слишком сильно высовывать язык.
- Когда ваш язык проходит мимо верхних зубов, между языком и верхними зубами должно оставаться пространство для прохождения воздуха. Воздух, который проходит между вашим языком и верхними зубами , и создает звук /th/.
- Ваш язык едва касается верхних зубов. Контакт очень легкий. Не применяйте слишком много силы и не взрывайте воздух.
- Безмолвное /th/ мягкое, без особого звука. В этом звуке очень мало «звука». Обязательно придайте звуку плавность и не обрезайте звук слишком коротко.
- Если ваш язык касается зубов или используется слишком много нагнетаемого воздуха, звук будет казаться «густым» и слишком громким. Ваше произношение будет восприниматься слушателем с акцентом. Держите язык немного ниже верхних зубов, чтобы воздух проходил между верхними зубами и языком для правильного воспроизведения звука .
- Как только звук был произнесен, ваш язык быстро перемещается обратно в рот, чтобы занять позицию для следующего звука.
Звонкий /й/
Позиция для звонких /th/ такая же. Единственная разница здесь в том, что вы используете свой голос для создания звука. Для звонких /th/ ваш язык имеет легкий контакт с верхними зубами, чтобы помочь создать звук. Для звонких звуков /th/ требуется большее напряжение языка. Этот звук также имеет некоторую продолжительность. Дайте звуковому потоку и не обрезайте его слишком коротко. Распространенная ошибка с акцентом — не придание этому звуку должного течения.
Распространенная ошибка с ударением: Распространенная ошибка с /th/ заключается в том, что говорящий помещает свой язык в правильное положение, но не может направить поток воздуха по языку . Когда возникает эта ошибка, звук не имеет плавности и будет звучать неправильно, даже если вы все сделали правильно с расположением языка.
Звук [ц] и буквы Цц (обучение грамоте, 1 класс)
Урок обучения грамоте.
Программа «Школа России».1 класс.
Тема: «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц».
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц, развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Планируемые результаты (предметные): Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ц] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ц; выполняют слого — звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст.
Личностные результаты: Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
1. Регулятивные: учащиеся учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Познавательные: общеучебные – учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ц] и букву ц.
3. Коммуникативные: учащиеся вступают в беседу на уроке и в жизни.
Основное содержание темы, понятия и термины: Твердый звонкий согласный звук [ц]; буквы Ц, ц; слого — звуковой анализ слова.
Образовательные ресурсы: карточки: “согласные”, “гласные”;
предметные картинки; смайлики для рефлексии;
карточка с буквами Ц, ц;
карточки к заданиям.
Техника: компьютер.
ХОД УРОКА.
1.Организация начала урока (Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок).
— Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Слайд 1
Все мы очень дружный класс, всё получится у нас!
Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
2. Актуализация знаний.
— Ребята, чем отличается буква от звука? (Буквы пишем и видим, а звуки произносим и слышим).
— А чем отличается гласный звук от согласного? (Гласные поются, звук проходит свободно, а когда произносим согласные, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом).
— Сейчас ребята, мы поиграем в игру домики. Нужно распределить буквы по домам. В одном доме живут «Гласные» звуки, а в другом «Согласные» звуки.
— Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике?
(буквы, обозначающие согласные звуки)
— А кто живёт в красном домике?
(буквы, обозначающие гласные звуки)
— В каком доме живут буквы — а, у, ж, в, о, к, ы, ь, г, д, е.-? (ученики выходят по одному к доске и предложенные учителем буквы прикрепляют к нужным карточкам), будем выходит по одному и заселять буквы.
— Какая буква оказалась лишней? (ь) Почему? (Ь не обозначает никакого звука)
-Молодцы!
3. Введение в тему урока.
— Ребята, вы любите разгадывать загадки?
Отгадайте загадку, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (Отгадка появляется на слайде).
Слайд 2
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нём.
И он разбился, а оттуда
Живое выглянуло чудо.
Слайд 3
(цыплёнок)
-Ребята вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып – цып – цып)
— Произнесём хором!
— Какой новый звук услышали в начале слова? (звук [ц])
4. Постановка учебной задачи.
— Как вы думаете, с каким звуком и буквой сегодня мы будем знакомиться на уроке? (звук [ц] и буква Ц)
— Как бы вы назвали наш урок? (Знакомство с новым звуком [ц] и буквой Ц).
Слайд 4 (Тема: Звук[ц] и буквы Ц, ц)
— Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Дети формулируют основные цели урока, на слайде показываю и читаю тему и цели урока).
Я открою вам секрет – этот звук особенный. А вот, чем он особенен — ответите мне вы.
4.Характеристика звука [ц].
Давайте ребята хором произнесём звук [ц]
— когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)
— что вам мешало произносить звук? (губы, зубы, язык)
Вывод: звук [ц] — согласный.
— закройте ушки ладошками, произнесите звук.
— как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)
Вывод: звук [ц] – глухой.
— назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ
— что заметили? (произносим одинаково)
Вывод: Звук [ц] всегда твёрдый, независимо от того, какая буква стоит за буквой ц.
— как будем обозначать звук [ц]? (синим квадратиком)
Подведём итог.
— дайте характеристику новому звуку [ц]
(звук [ц] — согласный, глухой, всегда твёрдый).
А сейчас мы с вами поиграем, встаньте пожалуйста все.
5. Физминутка. Игра. Если услышите звук [ц]- присядьте, если в слове нет звука [ц]- хлопок в ладоши.
Полотенце, яхта, парус, цель, аист, заяц, цыплёнок, цепь, стул, сумка.
Слово цирк. Давайте составим схему этого слова
Ребята, звук [ц] в нашем слове твёрдый. Запомните: звук [ц] — всегда твёрдый.
6. Ввод буквы Ц ц.
Для обозначения звука [ц] есть специальная буква. (Ц, ц)
А на что она похожа? (Ответы детей).
Слайд 5
(Учитель читает стихи о букве «ц»)
1) Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул —
Стал на «Ц» похожим стул. (Демонстрирую превращение стула в букву «ц»).
Слайд 6
2) Вот какая буква «Ц»
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка. (Рисунок кошки).
Слайд 7
— Сравните печатную и письменную буквы Ц.
Зачем нужна заглавная буква Ц? (Писать имена собственные и начало предложения)
7. Работа по учебнику.
Откройте учебники с.51. Найдите на полях учебника слоги и хором прочитайте их.
— Прочитайте слова, написанные в учебнике.
Слайд8
— Ребята, кто такой кузнец? (Кузнец — это человек, который работает в кузнице.)
— Что такое кузница? (Кузница – это то место, где работает кузнец).
— А какую работу выполняют кузнецы? (Они выковывают из металла различные изделия.)
Работа с картинкой «Работа в кузнице — старый мастер».
-А раньше ещё кузнецы подковывали лошадей подковами.
Слайд 9
Давайте прочитаем об этом в стихотворении.
Первичное чтение стихотворения.
— С какой просьбой автор обратился к кузнецу? (Подковать жеребца).
— Что случилось с жеребцом?
Подтвердите свой ответ строчками стихотворения.
(Захромал мой жеребец)
— А почему это могло произойти? (Свободное высказывание детей).
— С наступлением зимы опасно стало ходить по скользким дорогам. Что бы вы посоветовали нашим гостям и всем пешеходам?
А сейчас ребята самостоятельно читаем текст и по ходу чтения отмечаем слова с буквой Ц.
— Давайте проверим.
8.Гимнастика для глаз (Шум моря)
9.Обобщение.
— Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, какова особенность этого звука? (Она всегда твёрдая)
В какой из домиков мы поселим букву Ц? (В синий домик)
10.Рефлексия.
Ребята, какой приближается праздник? (Новый год).
-Поделитесь своим настроением с окружающими.
Сейчас мы украсим нашу ёлку. У вас на столе лежат конвертики с разноцветными шарами.
(Приложение № 9).
Красный — мне было интересно на уроке, и я доволен своей работой.
Синий – мне не понравился урок.
— Повесьте на ёлку шар, соответствующий вашему настроению.
— Объясните свой выбор.
Слайд 10
— Благодарю вас за урок.
Потеря слуха и глухота: нормальный слух и нарушение слуха — InformedHealth.
orgСоздано: 15 мая 2008 г.; Последнее обновление: 30 ноября 2017 г.; Следующее обновление: 2020.
Собственно органом слуха является улитка во внутреннем ухе. Улитка принимает звуковые волны и передает их в мозг. Это работает гладко у людей с нормальным слухом.
Уши принимают звуковые волны и преобразуют их в сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Затем мозг анализирует сигналы, распознает их как звуки и интерпретирует: например, как тихую музыку, или как громкое гудение или человеческие голоса.
Звуковые волны возникают при движении объекта, например, при вибрации гитарной струны или мембраны громкоговорителя. Слышим ли мы звук, зависит как от мощности звука («уровень звука» или «уровень звукового давления»), так и от частоты (или «высоты») вибрации.
Что означают «децибелы» и «герцы»?
Громкость или громкость звука определяется уровнем звукового давления. Чем он выше, тем громче звук. Уровень звукового давления измеряется в децибелах (дБ). Слово «децибел» происходит от «деци» (что означает «одна десятая») и имени человека, который изобрел единицу децибел, Александра Грэма Белла.
Частота описывает высоту тона звука. Измеряется в герцах (Гц), назван в честь немецкого физика Генриха Рудольфа Герца. Частота – это количество колебаний в секунду. Например, 20 герц означает 20 колебаний в секунду. Эта очень медленная вибрация едва слышна как очень низкий тон. Чем выше частота, тем выше тон.
Что мы слышим?
Чтобы мы вообще могли слышать звук, он должен быть выше определенного уровня. Этот уровень называется слуховым порогом или порогом слышимости. У человека порог слышимости около 0 децибел. Выше этого порога звуки с более высоким уровнем звукового давления воспринимаются как более громкие шумы. Звук выше 90 дБ могут привести к хроническому повреждению слуха, если люди подвергаются их воздействию каждый день или все время. Слух становится дискомфортным, если уровень звукового давления выше 110 децибел (порог дискомфорта), и становится болезненным выше 130 децибел (порог боли).
В следующем списке приведены примеры громкости знакомых шумов. Большинство людей воспринимают увеличение громкости на 10 децибел как «вдвое громче».
Тихая сельская местность: 20 дБ
Тихий разговор: 40 дБ
Нормальный разговор: 60 дБ
ДВИЖЕНИЕ: 80 DB
Промышленный шум: 100 дБ
Очень громкая музыка, например, на скале или ночной Гром поблизости: 120 дБ
Реактивный двигатель: 140 дБ
Звуки громче 130 дБ могут вызвать острую потерю слуха.
Громкость и пороги слышимости
Что означает «потеря слуха» или «нарушение слуха»?
Когда кто-то плохо слышит, его слух все еще работает, но не так хорошо, как обычно. Потеря слуха может быть постоянной или временной, иметь место уже при рождении или развиться после болезни. Часто встречается у пожилых людей.
Потеря слуха до 20 децибел ниже порога слышимости считается нормальным слухом. Более тяжелая потеря слуха может быть описана в зависимости от тяжести следующим образом:
Легкая потеря слуха: потеря слуха от 20 до 40 децибел.
Умеренная потеря слуха: потеря слуха от 41 до 60 децибел.
Тяжелая потеря слуха: потеря слуха от 61 до 80 децибел.
Глубокая потеря слуха или глухота: потеря слуха более чем на 81 децибел.
Потеря слуха более 40 децибел считается нарушением слуха.
Когда шум может повредить слух?
Наши уши постоянно подвергаются воздействию звуков, некоторые из которых могут нанести вред. Шум выше 140 децибел, например громкий взрыв, может привести к острой потере слуха. Если звуковые волны повреждают барабанную перепонку, среднее ухо и/или внутреннее ухо, это называется акустической травмой. Этот вид повреждения обычно временный, но некоторая потеря слуха может быть постоянной. Хроническая потеря слуха также может быть вызвана менее громкими звуками (около 90 дБ и выше), если кто-то регулярно подвергается их воздействию. Примеры включают нарушения слуха, вызванные частым прослушиванием громкой музыки (например, через наушники) или работой с пневматическими дрелью без достаточной защиты органов слуха.
Вы можете защитить свой слух различными способами. Беруши из пеноматериала обеспечивают защиту от случайного шума. Акустические наушники являются альтернативой. Они полностью закрывают оба уха и легко надеваются и снимаются. Людям, работающим с громкими механизмами, например, в промышленности или дорожном строительстве, необходимо использовать средства защиты органов слуха.
Почему с возрастом ухудшается слух?
Очень часто у людей ухудшается слух с возрастом. Им страдают от 25 до 40 из 100 человек старше 65 лет. Половина всех людей старше 75 лет и 80% людей старше 80 лет плохо слышат. Это обычно влияет на их способность понимать, о чем говорят люди, больше, чем диапазон тонов, которые они могут слышать, и они могут слышать низкие частоты лучше, чем высокие. Вот почему людям с возрастной потерей слуха особенно трудно следить за разговорами в шумной обстановке.
Точные причины возрастной потери слуха неизвестны. Считается, что определенную роль играют изменения во внутреннем ухе и мозге.
В настоящее время существуют различные слуховые аппараты с усилением звука, которые улучшают слух людей и помогают им понимать разговоры. Все эти слуховые аппараты фильтруют фоновый шум. Они адаптированы к индивидуальным потребностям владельца и могут носиться за ухом или за ухом, где их почти не видно.
Источники
Банс М. Слух и старение. ЦМАЖ 2007; 176(7): 925-927. [Бесплатная статья PMC: PMC1828179] [PubMed: 17389438]
Thews G, Mutschler E, Vaupel P. Анатомия, физиология, патофизиология человека. Штутгарт: Wissenschaftliche Verlagsgesellschaft; 1999.
Информация о здоровье IQWiG написана с целью помочь люди понимают преимущества и недостатки основных вариантов лечения и здоровья услуги по уходу.
Поскольку IQWiG является немецким институтом, некоторая информация, представленная здесь, относится к Немецкая система здравоохранения. Пригодность любого из описанных вариантов у конкретного случае можно определить, поговорив с врачом. Мы не предлагаем индивидуальные консультации.
Наша информация основана на результатах качественных исследований. Это написано команда медицинских работников, ученых и редакторов, а также проверенных внешними экспертами. Вы можете найти подробное описание того, как наша медицинская информация создается и обновляется в наши методы.
Глухие или слабослышащие
Функциональная потеря слуха варьируется от легкой до глубокой. Часто люди, которые плохо слышат или вообще не слышат, называют себя «глухими». Люди с более легкой потерей слуха могут называть себя «слабослышащими». Когда эти две группы объединяются, их часто называют людьми с «нарушениями слуха», с «потерей слуха» или «слабослышащими». Когда речь идет о культуре глухих, слово «глухой» пишется с большой буквы.0003
Приспособления для глухих или слабослышащих учащихся могут быть классифицированы как «зрительные» и «слуховые». Зрительные приспособления зависят от зрения человека; слуховая аккомодация зависит от слуховых способностей человека. Визуальные приспособления включают переводчиков языка жестов, чтение по губам и субтитры. Ушные приспособления включают в себя устройства усиления, такие как FM-системы.
Слабослышащие
Некоторые слабослышащие учащиеся могут слышать только определенные частоты или звуки в определенном диапазоне громкости. Они могут в значительной степени полагаться на слуховые аппараты и чтение по губам. Некоторые слабослышащие учащиеся могут никогда не выучить язык жестов. У слабослышащих учащихся могут быть нарушения речи из-за того, что они не могут четко слышать собственный голос.
Глухота или слабослышание могут повлиять на учащихся несколькими способами. Им может быть трудно слушать лекции в больших залах, особенно если акустика вызывает эхо или если говорящий говорит тихо, быстро или нечетко. Людям с нарушениями слуха может быть трудно одновременно смотреть демонстрации и следовать словесным описаниям, особенно если они смотрят на сурдопереводчика, экран с субтитрами или губы говорящего. За обсуждениями в малых группах также может быть трудно следить или участвовать, особенно если обсуждение быстро развивается и не модерируется, поскольку между комментариями докладчика и интерпретацией часто возникает задержка.
Слабослышащие учащиеся могут пользоваться слуховыми аппаратами. Учащиеся, использующие слуховые аппараты, вероятно, выиграют от усиления в других формах, таких как вспомогательные устройства для прослушивания (ALD), такие как телефоны, совместимые со слуховыми аппаратами, персональные шейные петли и вспомогательные системы для прослушивания с индукционной петлей. Некоторые учащиеся используют системы усиления FM, которые требуют от ведущего ношения небольшого микрофона для передачи усиленного звука учащемуся.
Глухота
Глухие учащиеся могут говорить слабо или вообще не говорить в зависимости от серьезности потери слуха и возраста, в котором она возникла. Они часто общаются через сурдопереводчика. Американский язык жестов (ASL) широко используется и имеет собственную грамматику и порядок слов. Другие учащиеся могут использовать ручной английский (или жестовый английский), который является языком жестов в английском порядке слов. Для перевода на любой язык используется сертифицированный переводчик. Глухим учащимся также могут быть полезны субтитры в реальном времени, когда устный текст печатается и проецируется на экран.
Важно помнить, что учащийся, использующий переводчика, читающий по губам или читающий субтитры в реальном времени, не может одновременно смотреть вниз на письменные материалы или делать заметки. Таким образом, описание написанного или спроецированного текста полезно для этого ученика. Полезны раздаточные материалы, которые можно прочитать до или после занятия или другой презентации.
Приспособления
Примеры приспособлений для учащихся с нарушением слуха:
- переводчиков
- системы звукоусиления
- блокноты
- субтитры в реальном времени Электронная почта
- для встреч преподавателей и студентов и обсуждений в классе
- Системы визуального оповещения о чрезвычайных ситуациях в лаборатории
- изменение звуковых сигналов компьютера на флэш-память
- видеопрезентаций с субтитрами
Существует также несколько способов изменить свой стиль речи и отрегулировать «темп» обучения, чтобы сделать информацию более доступной для учащегося с нарушением слуха.
- Во время разговора убедитесь, что учащийся может видеть ваше лицо, и избегайте ненужных шагов и движений.
- Во время разговора не закрывайте губы или лицо руками, книгами или другими предметами.
- Повторите вопросы для обсуждения и утверждения, сделанные другими учащимися.
- Напишите вопросы/ответы для обсуждения на доске или проекторе.
- Говорите четко и с нормальной скоростью.
- Используйте наглядные пособия с небольшим количеством слов и крупными изображениями и шрифтами.
- Предоставьте письменные планы, задания, инструкции и конспекты демонстраций и по возможности раздайте их перед классом или другой презентацией.
Проверьте свое понимание
Рассмотрим следующий пример, когда вы думаете о включении учащегося с нарушением слуха в вашу программу. Предположим, вы используете видео на мероприятии в кампусе. Как бы вы разместили ученика с нарушением слуха? Выберите ответ.
- Подписывайте видео.
- Предоставить сурдопереводчика.
- Скажите ученику, что просмотр видео не так важен.
- Предоставьте учащемуся расшифровку содержимого для чтения.
Ответы:
- Подписывайте видео.
Лучше всего, если видео снабжено субтитрами для слабослышащих учащихся. Узнайте у издателя, доступна ли эта опция. Если нет, предложите им сделать записи с субтитрами для будущего использования. Это может занять некоторое время, но требование, чтобы издатели предоставляли свои продукты в доступных форматах, является лучшим долгосрочным решением. - Предоставить сурдопереводчика.
Это может быть разумным вариантом. Однако учащемуся может быть трудно наблюдать за переводчиком, а также улавливать важный визуальный контент из видео. Переводчик должен стоять близко к проецируемому экрану. Убедитесь, что имеется достаточное освещение, чтобы учащийся мог следить за интерпретацией. Позвольте учащемуся выбрать подходящее место для сидения.