Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Цинизм это википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

что это такое, какой бывает и нужен ли он?

Говорят, что разочарование – это признак зрелости. Ведь после крушения иллюзий наступает период восстановления, благодарности и наслаждение от самого процесса жизни. Но циники всю жизнь опираются на разочарования прошлого, отрекаются от чувств и насмехаются над самым сокровенным, что есть в человеческой душе. Сегодня трудно сказать: цинизм – это хорошо или плохо? Что делает человека циником? Как общаться с таким человеком? В статье – ответы на вопросы и краткий словарь циничности.

Что такое цинизм?

Цинизм — это личностная позиция, которая выражается в вызывающе-презрительном отношении к человеческой культуре, правилам нравственности, традициям и нормам. Циничность связывают с грубостью, хамством, аморальностью, сарказмом. Ближайшие синонимы: бездушие, бескультурье, бездуховность, отсутствие сопереживания. И неудивительно, ведь термин «цинизм» происходит от греческого слова «cynisme», которое в буквальном переводе означает «собачий образ жизни человека».

В понимании современных людей цинизм – отрицательная характеристика. Однако начиналось все с философии. В первоначальном значении цинизм – древнегреческое учение философской школы киников, последователи которой игнорировали условности и пытались от них избавиться. В XIX веке слово утратило философский смысл и вошло в обиход в современном значении: пренебрежение системой ценностей конкретного общества.

Трудно сказать однозначно: цинизм – это хорошо или плохо? С одной стороны циничный человек прилюдно критикует стереотипы, открыто называет вещи своими именами. Логичный подход к жизни помогает ему достичь успехов в карьере или на политическом поприще. Но существует обратная сторона медали – злостный цинизм. Это относится к людям, которые своими едкими замечаниями и назидательным тоном провоцирует скандалы или разногласия.

Пройти тест на тип личности

Происхождение цинизма.

История цинизма начинается в философской школе кинизма в V веке до нашей эры. Основателем школы киников был Антисфен, считающий, что каждый человек имеет право жить по своей философии. Антисфен проповедовал преимущество рационализма над эмоциями, пользы над душевными и духовными переживаниями.

Развил и популяризировал учение киников Диоген Синопский, считавший лицемерием любые общественные нормы. Диоген и его ученики жили в крайней нищете, проповедовали превосходство практики над теорией, открыто высмеивали все, что делало жизнь соотечественников приятной. Окружающие называли их грубиянами, они сами называли себя киниками.

Сегодня цинизм утратил свое первоначальное значение, но остается одной из самых обсуждаемых тем. Новый интерес к учению киников связывают с идеями «неокиника» Фридриха Ницше. В 1983 году немецкий философ Петер Слотердайк издал книгу «Критика цинического разума», в которой рассматривает феномен цинизма с точки зрения философов и героев художественных произведений: Мефистофеля из «Фауста» Гете, великого инквизитора из «братьев Карамазовых» Федора Достоевского.

У цинизма есть свое продолжение – нигилизм или отрицание культурных ценностей. Эти понятия отличаются только степенью агрессии. Нигилистический подход не допускает глумления над моралью, но также связан с недоверием к человеческой доброте, бескорыстию, внутренним ценностям.

Грани цинизма.

Цинизм неотделим от внутренней нравственности человека, поэтому с трудом поддается рациональному объяснению. Неспроста понятие «циничный» в сочетании с другими словами используют в негативных оценках: от циничного взгляда до циничного отношения к жизни и преступления, совершенного с особым цинизмом.

Сущность бездушия многоизмерима. Чтобы разграничить понятия разделяют два вида цинизма:

Профессиональный цинизм не вызывает особого восторга, но к нему чаще относятся с пониманием. Он относится к профессиям, где передозировка «тяжелыми» эмоциями со временем включает защитные механизмы мозга. Например, для медиков, учителей все болезненное, пугающее, неприятное становится привычным. Считается, что в некоторых профессиях без аморальности невозможно преуспеть. К подобным специалистам относят медиумов, страховых брокеров, маркетологов, сетевых продавцов.

Бытовой цинизм проявляется в прагматичном, но аморальном отношении к повседневной жизни. Как все безнравственное он тщательно скрывается, но проявляется в столкновениях на тему веры, традиций, гендерных вопросов. Сегодня размышляют о бытовом бездушии подростков, политиков, политологов, журналистов, писателей.

Существует даже краткий словарь разновидностей цинизма по уровню сложности:

  • Нормальный – проявляется недоверием к обществу.
  • Алчный – зацикленность на финансовых вопросах.
  • Государственный – выражается отношением государства к своим гражданам.
  • Ироничный – использование хлесткого сравнения или жестокой шутки.
  • Жесткий – проявляется использованием «черного юмора».
  • Телевизионный – выражается в «своеобразной» подаче новостей, рекламы.
  • Юношеский – возникает у подростков, отрицающих любую мораль.
  • Ярый – употребляется ежеминутно и по любому поводу.

Цинизм иногда путают с высокомерием. Но это разные понятия. Высокомерие – это позиция по отношению к другому человеку, которая проявляется от неуверенности в собственном превосходстве. Циничное мировоззрение формируется изнутри и имеет отношение к нравственности. Не стоит путать циничность с сарказмом. У этих понятий разная обертка: сарказм подстегивает, цинизм хамит и оскорбляет.

Пройти тест на характер человека

Циничные люди.

Говорят, что циничные люди – бывшие романтики и идеалисты, разочарованные в любви. Но не каждый разочарованный человек становится бездушным. Циничность не заложена в наших генах, она не возникает ниоткуда, даже после больших разочарований. Это состояние «невозврата», которое становится стилем жизни и мышлением. Психологи сравнивают цинизм с защитным механизмом, срабатывающим как обезболивающее для душевных ран.

Что делает человека циничным:

  • Страх отвержения или обесценивания. Действует как упреждающий удар по принципу «не трогай меня, я опасен».
  • Разочарование. В основе обиды лежат ожидания. Если они не оправдываются, наступает разочарование, желание высмеять все, что раньше было дорого.
  • Не прожитая боль
    . Глубинная суть поведения циничного человека – заставить другого страдать и тем самым разделить общую боль.
  • Неумение справляться со сложными эмоциями. Виной тому – обычная растерянность, паника человека, не умеющего справиться с горем, ненавистью, унижением.
  • Разбитая иллюзия идеальности. Мы живем в заблуждениях относительно себя, родителей, окружающей реальности. Иногда утраченные иллюзии настолько травматичны, что ломают личность.
  • Неумение прощать других. Понятия «прощать» и «забывать» не одно и то же. Простить – значит освободиться от обиды, а не заглатывать боль все глубже.
  • Неумение прощать себя. Сожаление, чувство вины, унижение не только преследуют годами, но провоцируют стресс, пессимизм, презрительное отношение ко всему окружающему.
  • Поиск сочувствующих
    . Мораль «уставшего романтика» лучше всего поймут такие же бездушные и обиженные люди. И не только поймут, а окажут достойный отпор.

Как с ними общаться?

Отношение к циникам в общем можно назвать неоднозначным. Неприятное впечатление они производят не с первого и не со второго раза. Мужчины-циники буквально притягивают женщин, как магнитом. Ведь обаятельный негодяй с точки зрения биологии – альфа самец. Он активен, агрессивен, непредсказуем и силен. Счастье с таким человеком возможно только в том случае, когда с ним лучше, чем без него.

Верите, что сумеете перевоспитать циника? Зря. Перехитрить или переиграть циника-победителя невозможно. Однако можно у него поучиться: разоблачить лицемерие, открыто высказать свое мнение, отстаивать свои убеждения, не поддаваться на манипуляции.

Выводы:

  • Цинизм – это нигилизм, отрицающий существующую систему ценностей.
  • Циниками не рождаются, ими становятся.
  • Иногда цинизм – это ответная реакция психики на душевную боль или тяжелые чувства: страх утраты, разочарование.
  • Будет цинизм следствием разочарования или средством для его предупреждения – решать только вам.
  • Строить отношения с циником – как ходить по минному полю: опасно, но интересно.

Пройти тест на темперамент

Циник: человек-собака — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

«В плане работ инициативе Ипполита Матвеевича было отведено порядочное место. Как только тихий Иванопуло уходил, Бендер вдалбливал в голову компаньона кратчайшие пути к отысканию сокровищ:

– Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится…»

Такие парадоксальные и не лишенные забавности инструкции о привлекательности цинизма давал Остап в «12 стульях» своему компаньону Кисе. Между прочим, дословно с древнегреческого языка Остап советовал Ипполиту Матвеевичу действовать по-собачьи, или – применять побольше «собачизма». Почему так? Ответить на это самым неожиданным для непосвященных образом поможет не что-нибудь, а история древнегреческой философии.

Вообще цинизмом называется, как говорит всезнающая Википедия, «откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности… Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей».

Вряд ли такое отношение и поведение способно действительно нравится людям, разве что в переломные, кризисные моменты в обществе, когда прежние ценности рухнули, а новые на их место пока еще не заступили. В ситуации морального и идеологического вакуума и получают шанс чем-то понравиться окружающим циники – люди, щеголяющие своим отрицанием общепринятых норм поведения, отрицающие мораль и во всем склонные подчеркивать низменный, сугубо практический интерес. Недаром английский философ Бертран Рассел говорил, что «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо».

Между тем, как мы уже сказали, у термина «цинизм» благородная философская генеалогия, и античные киники – совсем не то, что современные циники. Они как раз были люди глубоко идейные. Кинизм возникает на рубеже 4-5 вв. до Р.Х., как раз в переломную эпоху крушения античного полиса. Его основывает один из учеников Сократа – Антисфен, так что кинизм был одной из сократических школ.

Все, наверно, слышали о древнегреческом философе Диогене, том самом, который жил в бочке (на самом деле это была не просто бочка, а огромный пифос – специальная бочка для хранения вина или зерна размером с небольшую комнату) и ходил по городу днем с зажженным фонарем в поисках человека. Он был, пожалуй, самым ярким представителем античного кинизма. Расскажем о нем несколько характерных и забавных историй из книги «Жизнеописания и мнения знаменитых философов» Диогена Лаэртского. По этим историям станет видно, за что Диогена называли безумствующим Сократом и просто собакой, а на его могиле в Коринфе по преданию тоже изваяли собаку:

Однажды какой-то человек привел его в богатый дом и запретил плеваться, тогда он сначала отхаркнулся, а потом плюнул ему в лицо, прибавив, что более грязного места не нашел.

Как-то раз он закричал: «Эй, вы, люди!» Сбежался народ. Он набросился на них с палкой со словами: «Я звал людей, а не дерьмо».

Большинство людей, говорил он, отделяет от безумия лишь один только палец; ведь если кто-нибудь будет расхаживать по улицам и указывать на все средним пальцем, то подумают, что он сошел с ума, а если – указательным, то нет.

Увидев однажды мальчишку, который пил воду из ладошки, он выбросил из своей котомки кружку и сказал: «Мальчик превзошел меня в скромности жизни». Он выбросил и тарелку, когда увидел, как мальчик, разбив случайно миску, ел свою чечевичную похлебку из углубления, сделанного в хлебном мякише.

В Крании Диоген грелся на солнышке. Подошел Александр и сказал: «Проси у меня чего хочешь». Диоген ответил: «Только не загораживай мне солнца».

Кто-то громко и долго читал, тогда Диоген показал на чистое место в конце свитка и сказал: «Мужайтесь, люди, – вижу землю».

Когда какой-то порочный евнух написал на двери своего дома: «Пусть не войдет сюда никакое зло!», – Диоген спросил: «А как же теперь войдет сюда хозяин дома?»

Умастив ноги благовонной мазью, он рассуждал: «Благовоние распространяется от головы в воздух, а от ног оно поднимается к ноздрям».

Когда Платон выступил с определением: «Человек есть животное с двумя ногами и без перьев», – и заслужил всеобщее одобрение, Диоген ощипал петуха и принес его в платоновскую школу со словами: «Вот человек Платона». Тогда тот прибавил к своему определению: «И кроме того, с плоскими ногтями».

Средь бела дня с зажженным фонарем в руках бродил он повсюду и говорил: «Ищу человека».

Он часто громко заявлял, что богами людям дана легкая жизнь, а они забыли о ней, гоняясь за лакомствами, благовониями и тому подобным. Поэтому человеку, которому раб надевал сандалии, он сказал: «Ты был бы совсем счастлив, если бы он еще и сморкался за тебя. Покалечь себе руки, так оно и будет».

Когда кто-то в присутствии Диогена опровергал аргументами существование движения, тот встал и просто стал молча ходить перед говорящим в знак опровержения

Ну, и так далее…

Или еще пример. Другой киник Моним Сирикузский сказал, что «богатство – это блевотина судьбы».

Не правда ли, крайне странное, на грани грубого фола, но при этом в чем-то прекрасное мышление и поведение? В чем же тут дело, и при чем тут философия и собаки? Кстати, довольно очевидно, что античные киники были своеобразными предшественниками христианских юродивых, и что между ними довольно много общего.

Итак, кинизм как философская школа настаивал на том, что добродетель и разум заключаются в том, что жить следует согласно природе, а это в свою очередь понималось как максимальная простота и естественность, полная свобода от всяческих общественных условностей. «Отучение от зла» и «перечеканка ценностей», которые провозглашала их этика, требовала также предельного упрощения жизни и быта вместе с крайним ограничением своих потребностей. Правда, в избавлении от условностей, под которыми они понимали и такие общественные институты как государство, семью и наличную религию, они слишком часто доходили до полного абсурда и безобразия. Например, могли публично совершать сексуальные акты на агоре в самом центре полиса, аргументируя это тем, что это тоже естественно и близко к природе. Такой вот акционизм…

Неудивительно, что многим киники по поведению чем-то напоминали «друзей человека» собак, которые, как правило, существа приятные и полезные, но совершенно не соблюдающие необходимых в человеческом обществе приличий. А собака по-древнегречески значит ὁ κύων (kyōn). Вот их и назвали образованным отсюда словом κῠνικός (kynikos) – киник, последователь учения киников.

Поэтому мы, например, и можем с некоторой долей условности назвать Диогена великолепной философствующей собакой. Кстати, в одном из своих диалогов Платон тоже называет собаку философским животным, потому что она вечно что-то разнюхивает и ищет.

Со временем негативные аспекты античного кинизма (всякие безобразия и нехорошие излишества) и легли в основу современного понимания цинизма, который упрощает все до предела и уже ни в чем не видит ни высоких смыслов, ни высокого призвания человека – в отличие от античных идейных киников.

 

Иллюстрация: Диоген. Жан-Леон  Жером, 1860 г.  Галерея Уолтера, Балтимор

Цинизм | Фазелис Вики | Fandom

Статуя неизвестного циника.

Цинизм (греч. κυνισμός) — школа древнегреческой философии, практикуемая киниками (греч. Κυνικοί, лат. Cynici). Для киников целью жизни было жить в добродетели, в согласии с природой. Будучи разумными существами, люди могли обрести счастье, тщательно тренируясь и живя естественной для человека жизнью, отвергая все обычные стремления к богатству, власти, сексу и славе. Вместо этого они должны были вести простую жизнь, свободную от всего имущества.

Первым философом, изложившим эти темы, был Антисфен, ученик Сократа в конце 5 века до н.э. За ним последовал Диоген Синопский, живший в кадке на улице Афин. Диоген довел цинизм до его логических крайностей и стал считаться архетипическим философом-киником. За ним последовал Кратес из Фив, который отдал большое состояние, чтобы он мог жить в цинической бедности в Афинах. Цинизм распространился с возвышением Имперского Рима в 1 веке, и циников можно было найти попрошайничающими и проповедующими во всех городах Империи. Окончательно он исчез в конце V века, хотя некоторые утверждали, что раннее христианство переняло многие из его аскетических и риторических идей.

Циничная философия, выраженная на Лемуриях[]

Цинизм — одна из самых поразительных из всех эллинистических философий. Он предлагал людям возможность счастья и свободы от страданий в эпоху неопределенности. Хотя официальной доктрины киников никогда не существовало, основные принципы цинизма можно резюмировать следующим образом:

  1. Целью жизни является эвдемония и ясность ума или ясность (ἁτυφια) – свобода от τύφος (дыма), который означал невежество, безрассудство, глупость и тщеславие.
  2. Эвдемония достигается жизнью в согласии с Природой, как она понимается человеческим разумом.
  3. τύφος вызывается ложными ценностными суждениями, вызывающими отрицательные эмоции, противоестественные желания и порочный характер.
  4. Eudaimonia или человеческое процветание, зависит от самодостаточности (αὐτάρκεια), невозмутимости, arete, любви к человечеству, parrhesia и равнодушия к превратностям жизни (ἁδιαφορία).
  5. Человек продвигается к процветанию и ясности посредством аскетических практик (ἄσκησις), которые помогают ему освободиться от влияний — таких как богатство, слава или власть — которые не имеют ценности в Природе. Примеры включают практику Диогена жить в ванне и ходить босиком зимой.
  6. Циник практикует бесстыдство или наглость (Αναιδεια) и искажает Номос общества; законы, обычаи и социальные условности, которые люди принимают как должное.

Геракл убивает Антея.

Таким образом, циник не имеет собственности и отвергает все общепринятые ценности денег, славы, власти или репутации. Жизнь, живущая в соответствии с природой, требует только самого необходимого для существования, и можно стать свободным, освободившись от любых потребностей, которые являются результатом условности. Циники приняли Геркулеса как своего героя, как воплощение идеального Циника. Геракл «был тем, кто привел Цербера, собаку Аида, из подземного мира, в точку особого обращения к собакочеловеку Диогену». По словам Люциана, «Цербер и Циник, несомненно, связаны через собаку».

Образ жизни киников требовал непрерывной тренировки не только в упражнении в суждениях и умственных впечатлениях, но и в физической тренировке:

[Диоген] говорил, что есть два вида упражнений: упражнения ума и упражнения тела; и что последний из них произвел в уме такие быстрые и подвижные впечатления во время своего исполнения, что очень облегчил практику добродетели; но одно было несовершенным без другого, так как здоровье и сила, необходимые для практики добра, в равной степени зависят как от ума, так и от тела.

Ничто из этого не означало, что циник отступит от общества. Циники фактически будут жить под пристальным вниманием публики и будут совершенно равнодушны к любым оскорблениям, которые могут возникнуть в результате их нетрадиционного поведения. Циники, как говорят, изобрели идею космополитизма: когда его спросили, откуда он родом, Диоген ответил, что он «гражданин мира (kosmopolitês)».

Идеальный циник проповедовал бы; как сторожевых псов человечества, их работа заключалась в том, чтобы преследовать людей за ошибочность их пути. Пример жизни циника (и использование язвительной сатиры циника) раскопал бы и разоблачил бы притязания, лежащие в основе повседневных условностей.

Хотя цинизм концентрировался исключительно на этике, философия киников оказала большое влияние на эллинистический мир, в конечном итоге оказавшись важным влиянием на стоицизм. Стоик Аполлодор, писавший во 2 веке до нашей эры, утверждал, что «цинизм — это кратчайший путь к добродетели».

Божественная магия[]

За некоторыми исключениями, кажется, что циники — друиды. Философские циники обучаются в классе друидов, получают уровни друидов и получают заклинания друидов.

Цинизм (философия) — Wiki | Золотой

Цинизм (древнегреческий: κυνισμός) — это школа древнегреческой философии, практикуемая циниками (древнегреческий: Κυνικοί; латинский: Cynici). Для киников цель жизни — жить в добродетели, в согласии с природой. Будучи разумными существами, люди могут обрести счастье, тщательно тренируясь и живя естественной для них жизнью, отвергая все общепринятые стремления к богатству, власти и славе и даже открыто и насмешливо попирая условности на публике. Вместо этого они должны были вести простую жизнь, свободную от всего имущества.

Первым философом, изложившим эти темы, был Антисфен, ученик Сократа в конце V века до н. э. За ним последовал Диоген, живший в керамическом кувшине на улицах Афин. Диоген довел цинизм до его логических крайностей и стал считаться архетипическим философом-киником. За ним последовал Кратес из Фив, который отдал большое состояние, чтобы он мог жить в цинической бедности в Афинах.

Цинизм постепенно терял свое значение после 3 века до н. э., но возродился с возвышением Римской империи в 1 веке. Циников можно было найти попрошайничающими и проповедующими в городах империи, и подобные аскетические и риторические идеи появились в раннем христианстве. К 19XX века акцент на негативных аспектах кинической философии привел к современному пониманию цинизма как предрасположенности к неверию в искренность или доброту человеческих мотивов и действий.

Происхождение имени Циник

Термин циник происходит от древнегреческого κυνικός (kynikos) «собакоподобный» и κύων (kyôn) «собака» (родительный падеж: kynos). Одно из объяснений, предложенных в древние времена, почему киников называли «собаками», заключалось в том, что первый киник, Антисфен, преподавал в гимназии Киносаргов в Афинах. Слово cynosarges означает «место белой собаки». Однако представляется очевидным, что слово «собака» также было брошено первым циникам как оскорбление за их бесстыдный отказ от общепринятых нравов и их решение жить на улице. Диогена, в частности, называли «Собакой», и он, похоже, наслаждался этим отличием, заявляя, что «другие собаки кусают своих врагов, а я кусаю своих друзей, чтобы спасти их».

Более поздние циники также стремились обратить это слово в свою пользу, как объяснил более поздний комментатор:

Циники названы так по четырем причинам. Во-первых, из-за равнодушия своего образа жизни, ибо они возводят из равнодушия культ и, подобно собакам, едят и занимаются любовью на людях, ходят босиком, спят в кадках и на перекрестках. Вторая причина в том, что собака — бесстыдное животное, и бесстыдство возводят в культ не как ниже скромности, а как выше ее. Третья причина в том, что собака — хороший охранник, и они охраняют постулаты своей философии. Четвертая причина заключается в том, что собака — проницательное животное, которое может отличить своих друзей от врагов. Так признают друзьями тех, кто подходит к философии, и принимают их благосклонно, а непригодных отгоняют, как собак, лаем на них.

Философия

Цинизм — одна из самых поразительных из всех эллинистических философий. Она утверждала, что предлагает людям возможность счастья и свободы от страданий в эпоху неопределенности. Хотя официальной доктрины киников никогда не существовало, основные принципы цинизма можно резюмировать следующим образом:

Цель жизни — эвдемония и ясность ума или ясность ума (ἁτυφια) — буквально «свобода от дыма (τύφος)», что означало ложное убеждение. , безрассудство, глупость и тщеславие.

Эвдемония достигается путем жизни в согласии с Природой, как ее понимает человеческий разум.

Высокомерие (τύφος) вызывается ложными ценностными суждениями, вызывающими отрицательные эмоции, неестественные желания и порочный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *