Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эффект ореола представляет собой ошибочное стремление человека при восприятии партнера по общению: Онлайн-тесты на oltest.ru: Психология и этика делового общения

Типичные искажения восприятия и понимания людей

3.10.2014

Используя логический способ понимания особенностей другого человека (рефлексию), мы довольно часто искаженно и ошибочно воспринимаем личность, поведение, действия других людей. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремлением сделать преждевременные заключения у личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;
  5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества иэмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне».
    Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если ктото жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например изза плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

  • постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;
  • отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;
  • обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное — объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведение, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (то есть как и у других людей в таких же ситуациях) — то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («в этой ситуации так вынуждены вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям.

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга.

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какоенибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
  3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я — совсем не такой»).
    Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, средств массовой информации.

Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки имеют три измерения:

  • когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какоголибо субъекта или предмета;
  • аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
  • поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются:

  1. под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
  2. на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

Ключевые слова: Восприятие, Общение

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Сущность взаимопонимания и этапы его установления

Ильин Е.

П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Общение как восприятие людьми друг друга

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Механизмы межличностного восприятия

Слотина Т.В., Психология общения

Механизмы восприятия в межгрупповом общении

Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий

Восприятие детей раннего возраста

Абдурахманов Р.А., История психологии

Умение слушать, что говорят другие

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Этапы процесса общения

Горбунова М.Ю., Социальная психология

Деловой протокол

  1. Сферы делового общения, регламентируемые протоколом. Правила, устанавливающие организацию встреч, приемов и проводов деловых партнеров. Протокольные беседы и переговоры. Подготовка программ пребывания.

  2. Протокольные приветствия и представления. Визиты – официальные, неофициальные, вежливости. Протокольные требования к телефонному разговору.

  3. Организация встреч, конференций и выставок.

  4. Визитные карточки и их использование. Подарки и сувениры

  5. Приемы и их виды. Подготовка и проведение приемов. Речи и беседы за столом. Правила размещения приглашенных за столом и его сервировка. Правила подачи блюд и напитков.

Завершите предложения

1. «Вы — подход» в начале деловой беседы используется для того, чтобы ………… 2. «Европейский стандарт» разговора по телефону равен _________ минутам

3. «Разбудите слушателя», «заинтересуйте его», «покажите, что факты понятны» — это правила …………………………………………….. 4. «Спорщик», «позитивист», «всезнайка», «словоохотливый», «застенчивый», «негативист», «не проявляющий интереса», «крупная шишка», «расспрашивающий» — это ________________ участников обсуждения 5. Акцент в подтверждающих вопросах делают на ………………………………….. 6. Альтернативные вопросы предоставляют не более _________ вариантов выбора 7. В деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов базируется на такой общечеловеческой ценности как ……………………. 8. В деловой этике осознание невозможности немедленного преодоления слабости партнера, его недостатков – это проявление принципа …………………………. 9. В деловой этике осознание ценности личности своего партнера или подчиненного, умение придерживаться в общении с ним этических норм предполагает наличие 10. В деловой этике преобладание оценки деятельности подчиненных, а не их личностных качеств, признание индивидуальности партнеров по общению, открытость для критики, самокритичность – это проявление принципа 11. В зависимости от полноты фиксации хода совещания выделяют протокол………….. 12. В конце деловых переговоров перед партнером следует поставить……………………… 13. В начале делового совещания необходимо сразу ……………………………….. 14. Важнейшее правило гласит: все абстрактное при публичном выступлении следует представлять наглядно, с помощью ……………………………………………….. 15. Ваши идеи согласуются с идеями других, учитывается мнение всех участников совещания — такое ведение совещания предполагает ……………………………………. 16. Вербальное общение осуществляется при помощи ………………………………….. 17. Взаимное общение работников, совместный поиск, контроль и координирование, поддержание деловых контактов, стимулирование – это ___________ деловой беседы 18. Взять в свои руки управление ходом переговоров позволяют вопросы ……………… 19. Видение себя глазами партнера по общению — это …………………………………… 20. Визуальный контакт осуществляется при помощи ………………………………………… 21. Внутреннее отношение собеседников к партнеру и деловой беседе создается ………… 22. Во время публичного выступления интерес слушателей должен ………………….. 23. Во многих случаях, имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а именно правильного выбора своей ……………………………………. 24. Вопросы для обдумывания позволяют …………………………………………….. 25. Вопросы для ориентации задаются для выяснения ………………………………………………. 26. Вопросы, которые удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем, это вопросы …………………………………………… 27. Встречные вопросы направлены на __________ разговора 28. Вступление, изложение, доказательство и заключение — это четыре основных ………………….. 29. Выбор доводов при доказательстве тезиса определяется ……………………………………………. 30. Выбор стиля руководства зависит от …………………………………………………………. 31. Выяснить, каковы факты и как их оценивают присутствующие, должен …………………………. 32. «Эффект ореола» представляет собой ошибочное стремление человека при восприятии партнера по общению ………………………………………………….. 33. Активное участие в монологе партнера по общению посредством использования приемов выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств, называется слушанием …………………….. 34. Богатство словарного запаса человека, точность, выразительность и доступность употребляемых слов отражает культуру ………………….. 35. В случае, когда интересы более высокого порядка требуют исключить конфликтное поведение, а конфликтная ситуация позволяет ее «законсервировать», наиболее успешной является стратегия……. 36. В случае, когда оппоненты притязают на один объект, но имеют примерно равные ранги, не могут и не хотят выяснять отношения в решительной борьбе, эффективна стратегия ……………………….. 37. Внимательное молчание, характеризующееся минимальным речевым вмешательством в монолог партнера по общению («угу-поддакивание», кивки головой, реплики и т.п.), называется слушанием………………

38. Выразительные движения мышц лица – это ……………… 39.Выразительные движения тела называются …………………………………….. 40.Для деловой партнерской беседы оптимальным расположением партнеров является их размещение ………..

Что такое эффект ореола: 10 способов, которыми он влияет на ваши отношения

Что является одним из самых фундаментальных аспектов человека? Наличие несовершенств или недостатков. Это одна неоспоримая часть человека.

Тот факт, что люди полны недостатков, делает их такими уникальными. Каждый человек уникален. И поэтому каждые романтические отношения (поскольку в них участвуют два несовершенных человека) уникальны.

Но что же такое эффект ореола? Как это связано с тем фактом, что люди — существа с недостатками?

Что ж, романтические отношения или браки складываются неравномерно или идеально.

Почему?

Человеческие существа представляют собой смесь их уникальных личностных черт, причуд, недостатков, уязвимостей, сильных сторон и триггеров.

Итак, люди не могут любить одинаково. Многие партнеры в романтических отношениях чувствуют, что любят своего возлюбленного больше, чем возлюбленный любит их.

Вот тут-то и становится существенным вопрос: что такое эффект ореола.

Да, возможно, ваше любопытство к тому, что такое эффект ореола, уже достигло пика, верно? Или, может быть, вы согласились с идеей, что вы чувствуете, что любите свою вторую половинку больше, чем они любят вас?

Не волнуйтесь.

Давайте пройдем наш путь через понимание того, что такое эффект ореола, реальные примеры этого уникального эффекта, как эффект ореола влияет на людей (с акцентом на любовную жизнь) и как люди могут защитить себя от этого эффекта. .

Эффект ореола: что это такое?

Начнем с ответа на вопрос: что такое эффект ореола?

Эффект ореола — это концепция, относящаяся к области социальной психологии. Чтобы понять психологию эффекта ореола, важно понять значение когнитивной предвзятости.

Эффект ореола — это тип когнитивного искажения, при котором на вас могут сильно влиять ваши идеализированные представления о человеке.

Когда вы находите черту или характеристику (например, физическую характеристику или аспект личности другого человека) настолько привлекательной или привлекательной, что ваша общая оценка этого человека положительна, это называется эффектом ореола.

Давайте сосредоточимся на эффекте ореола в отношениях. Надевать ореол на своего возлюбленного означает, что вы будете склонны видеть только хорошее в действиях, мыслях, эмоциональных реакциях и поведении вашего возлюбленного.

Хотя любить свою девушку, бойфренда, супруга или партнера — это нормально, важно понимать, что такое эффект ореола, потому что это предубеждение может скрыть от вас недостатки вашего партнера.

Вот почему так важно понимать эффект ореола.

Эффект ореола: примеры из жизни

Теперь, когда вы хорошо знакомы с эффектом ореола, давайте рассмотрим несколько примеров эффекта ореола.

Когда дело доходит до описания некоторых реальных случаев ошибки ореола, чтобы понять, что такое эффект ореола, можно рассматривать разные области. К ним относятся толкование состояния здоровья, отношений, найма на рабочем месте и т. д.

Когда дело доходит до найма на рабочем месте, рекрутер, просматривая резюме кандидата, может заметить его полномочия или навыки, которые очень привлекательны. Таким образом, из-за ошибки ореола рекрутер может сделать поспешный вывод, что этот кандидат идеально подходит для этой работы.

Таким образом, во время собеседования рекрутер может задавать только вопросы (кандидату), подтверждающие его мнение о кандидате. Можно избегать вопросов, которые потенциально могут бросить вызов кандидату.

Что касается толкования здоровья, вы можете считать стройного человека очень подтянутым и здоровым только потому, что он стройный. Хотя на самом деле этот человек может иметь дело с различными проблемами психического здоровья, плохими привычками в еде, нездоровым режимом сна и так далее.

Примером эффекта ореола в отношениях может быть феномен любви с первого взгляда. Скажем, вы вдруг встретили мужчину, очень красивого и высокого роста. Вы можете влюбиться в него только из-за физической привлекательности этого человека, не принимая во внимание его характер.

Эффект ореола: как он влияет на ваши романтические отношения

Были рассмотрены примеры эффекта ореола. Теперь давайте углубимся в то, как эффект ореола разрушает вашу личную жизнь (потенциально).

Большая часть понимания того, что такое эффект ореола, — это понимание и признание пагубных способов, которыми он может повлиять на ваши романтические отношения.

1. Однажды вынесенное суждение трудно изменить

В этом и есть особенность вынесения суждений в жизни. Это закрепление вашего мнения. Таким образом, в вопросах, связанных с вашими чувствами, когда вы делаете поспешные суждения о своей второй половинке, вам будет трудно признать, что ваша оценка этого человека, возможно, была неточной.

2. Любовь, основанная на физической привлекательности

Существенной частью понимания того, что такое эффект ореола в романтических отношениях, является понимание того, что он в значительной степени основан на физической привлекательности вашего партнера.

Привлекательных людей проще простить. Легче не заметить или простить нездоровое поведение или действия этого человека. Таким образом, вы рискуете застрять в романтических отношениях с человеком, который вам не подходит.

Вот взгляд на эффект ореола и привлекательность:  

3. Неуместная рационализация недостатков

Когда вы постепенно начинаете понимать, что ваш партнер, которого вы идеализировали, не Если они настолько совершенны, вы в конечном итоге пытаетесь найти объяснения, чтобы оправдать их поведение или действия. На самом деле вы пытаетесь подтвердить свои первоначальные суждения о любимом.

4. Ощущение неадекватности взаимности

Когда вы поддаетесь ореолу ошибки, вы обнаруживаете, что тратите много энергии и времени на прославление и оценку любимого человека. Вы признаете их положительные черты и, вероятно, переусердствуете.

Однако вы можете обнаружить, что ваша вторая половинка не делает этого за вас. Таким образом, вы можете чувствовать себя хуже в отношениях.

5. «Реальная» опасность эксплуатации

Из-за ошибки ореола вы часто можете игнорировать признаки того, что человек, который вас привлекает, не тот, кем кажется. Это может привести к тому, что вы окажетесь в ситуации, когда вас будут эксплуатировать, даже не подозревая об этом.

6. Общение с «неправильными» людьми   

Если вас влечет к кому-то из-за ошибки ореола, как упоминалось ранее, вы в конечном итоге ищете способы или объяснения, чтобы оправдать их проступки или неприемлемое поведение. Из-за этого вы можете в конечном итоге связаться с неправильными людьми.

7. Черно-белое восприятие мира

Отношения, установленные на основе ошибки ореола, часто бывают очень черно-белыми. Нет места для пересмотра решений. Некоторое время вы можете сосредотачиваться только на положительных качествах своего возлюбленного (белого), а затем внезапно обнаруживаете, что слишком сосредоточены на его отрицательных качествах (черный).

8. Нет места сомнениям

Когда вы наконец осознаете, что человек, который вас привлекает, далек от того, каким его идеализировали, это может шокировать. Это трудно признать. Таким образом, вы можете в конечном итоге не дать своей возлюбленной никакой пользы от сомнений.

9. Чувство разочарования

Когда вы столкнулись с реальностью отношений, когда вы вынуждены признать, что ваше первоначальное суждение об интересующем вас лице было неверным. Это может заставить вас чувствовать себя очень разочарованным.

10. Сожаление

Часто общим последствием признания недостатков и опасностей любимого человека является чувство сожаления. Вы можете сожалеть о своем влечении или отношениях в целом.

Ошибка ореола: как ее преодолеть?

Вы знаете, что такое эффект ореола, и понимаете его потенциальное влияние на ваши романтические отношения. Итак, теперь вы, вероятно, задаетесь вопросом, как можно преодолеть эффект ореола или защитить себя от ошибки ореола, верно?

Это простой трехэтапный процесс.

Шаги следующие: 

Шаг 1. Осознавайте

Работа над своей осознанностью — это первый шаг в борьбе с ошибками суждений. Помните, что если судить о человеке исключительно по первому впечатлению о нем, это может иметь пагубные последствия.

Напомните себе об этих пагубных последствиях, таких как эксплуатация, сожаление, разочарование, приглашение в компанию людей, которые вам не подходят, и так далее.

Шаг 2. Поддерживайте темп

Очень важно сознательно регулировать скорость принятия решений или формирования суждений. Напомните себе: «Подожди, помедленнее. Ты снова спешишь. Так не делай этого!».

Если вы сбросите L-бомбу на первом или втором свидании и завяжете романтические отношения раньше, то больше так не делайте. Просто помедленнее. Сходите на несколько свиданий (в разных условиях), а затем решите, благоприятны ли отношения или нет.

Шаг 3. Будьте систематичны 

Системный подход к романтическим отношениям может показаться вам странным. Но это лучший способ применить свои навыки аналитического мышления. Придумайте свой список абсолютно неприемлемых атрибутов (нельзя) и обязательных.

Например, если вы являетесь союзником или членом сообщества ЛГБТКИА+, то если вы видите, что ваша вторая половинка шутит или нелестно отзывается о сообществе, то ваша вторая половинка, вероятно, вам не подходит.

Вывод

Принимая во внимание бессознательную природу когнитивных искажений, если вы изо всех сил пытаетесь преодолеть эффект ореола в общении или романтических отношениях, вы можете подумать о консультации или пройти курс по борьбе с этим предубеждением.

Физическая привлекательность — эффект ореола и гипотеза соответствия

Что делает человека привлекательным? Как физическая привлекательность влияет на наш выбор партнера? Для многих видов животных внешний вид имеет решающее значение для успешного размножения. У павлинов самец с самым большим красочным хвостом получает наилучшие шансы на спаривание. Красивый, большой хвост сигнализирует о том, что птица сильная и здоровая, что привлекает самок.

Но все ли дело в фитнесе в человеческом мире? Какова роль физической красоты и как она может влиять на наши суждения? Давайте исследуем роль физического влечения в романтических отношениях.

Рис. 1: Нас часто привлекают люди, которых мы считаем привлекательными.

Физическое влечение Значение

Влечение — это инстинктивное чувство, которое включает в себя желание быть рядом с кем-то. Когда нас кто-то привлекает, мы чувствуем симпатию к этому человеку, нам приятно его присутствие, и мы можем развить к нему интерес. Привлекательность может быть обусловлена ​​многими факторами, и одним из них является физическая привлекательность.

Физическое влечение возникает, когда у нас появляется симпатия, интерес или желание находиться рядом с кем-либо из-за его внешности.

Физическая привлекательность основана на внешнем виде и степени, в которой он соответствует эстетическим предпочтениям других. Взгляды особенно сильно пробуждают влечение, они могут заинтересовать человека с того момента, как мы увидим его лицо или даже фотографию в приложении для знакомств. Так работает «любовь с первого взгляда».

Как и в тексте песни Мадонны Физическое влечение , говорится: «Физическое влечение — это химическая реакция». Когда у нас появляется влечение к кому-то, наш мозг реагирует усилением передачи дофамина и норадреналина, что соответствует ощущению возбуждения и улучшению настроения. Мы также наблюдаем большую активность в орбитофронтальной области мозга, где находится система вознаграждения.

Теория физической привлекательности

Определение красоты, как правило, произвольно – физические черты, которые мы воспринимаем как привлекательные, менялись в зависимости от культуры и времени. Однако эволюционные психологи утверждают, что существуют определенные универсалии, когда речь идет о физическом влечении. Было высказано предположение, что влечение к чертам, которые сигнализируют другим, что мы здоровы и готовы к размножению, является эволюционно адаптивным.

Примеры физической привлекательности

Мы рассмотрим примеры черт, которые были связаны с привлекательностью в разных культурах, включая соотношение талии и бедер, черты лица и симметрию лица.

Соотношение талии и бедер

Одной из физических характеристик, которая связана с привлекательностью, является соотношение талии и бедер у женщин. Сингх выдвинул гипотезу о том, что небольшое соотношение талии и бедер является достоверным показателем здоровья, молодости и женской фертильности и, следовательно, вызывает влечение у мужчин независимо от культуры.

Сингх и Янг (1995) исследовали влияние жировых отложений, соотношения талии и бедер, а также размера груди на женскую привлекательность для студентов мужского пола. Участникам показывали изображения женщин, различающихся по этим параметрам, и просили оценить их с точки зрения возраста, привлекательности, здоровья и желательности для краткосрочных и долгосрочных отношений.

Стройное телосложение и низкое соотношение талии и бедер были связаны с более высоким рейтингом привлекательности, здоровья и желанности для отношений. Сингх и Луис (1995) повторил этот эксперимент с индонезийскими и афроамериканскими участниками с аналогичными результатами.

Предпочтение небольшого соотношения талии и бедер считается эволюционно адаптивным, поскольку это один из признаков здоровья и молодости.

  • Ограниченный период фертильности у женщин может привести к давлению при выборе более молодых партнеров-женщин.
  • Мужчины с таким предпочтением имели более высокие шансы выбрать партнершу, которая может родить много детей, что позволит ему успешно передать свои гены.
  • В то время как мужчины без этого предпочтения могут иметь более низкий репродуктивный успех.
Черты лица

Cunningham et al. (1995) изучали отношение азиатских, белых и латиноамериканских мужчин к женщинам. Они обнаружили, что высокие скулы, маленькие носы и большие глаза всегда считались привлекательными во всех культурах. Это предполагает некую универсальность, когда речь идет о желаемых чертах лица.

Подобно соотношению талии и бедер, эти черты лица также ассоциируются с молодостью. Следовательно, универсальное предпочтение этих черт у женщин могло развиться из-за эволюционного давления.

Лицевая симметрия

Еще одна особенность, которая делает людей более привлекательными, — симметрия лица. Влияние симметрии лица на привлекательность исследовали Ланглуа и Роггман (1990). Они предположили, что лица, которые выглядят обычными среди населения, будут восприниматься как наиболее привлекательные.

Чтобы проверить эту гипотезу, они сфотографировали 3 мужских и 3 женских лица и создали составное изображение для каждого пола.

  • Когда эти составные изображения показывали участникам, они постоянно оценивались как более привлекательные по сравнению с отдельными лицами. Чем больше лиц усреднялось для создания составного изображения, тем привлекательнее оно воспринималось.

Родос и др. (2001) повторили этот эксперимент на незападных лицах, чтобы исследовать универсальность привлекательности симметрии и усредненности. Они обнаружили, что составные лица японцев были сочтены более привлекательными для японских участников, а среднестатистические лица китайцев были более привлекательными для участников из Китая.

В своем втором эксперименте они также исследовали, предпочтительнее ли идеальная симметрия по сравнению с составными изображениями.

  • Было обнаружено, что лица, которые были идеально симметричны (две половины были зеркальным отражением друг друга), оценивались участниками как более привлекательные, чем обычные лица.

Предпочтение лицевой симметрии также можно объяснить эволюционным давлением, так как это один из показателей хорошего здоровья.

Эффект ореола: психология

Физическая привлекательность делает нас более желанными для потенциальных партнеров, но также может сделать нас более привлекательными или даже более компетентными. Согласно эффекту ореола, мы с большей вероятностью будем рассматривать привлекательных людей в положительном свете в областях, не связанных с внешностью.

Эффект ореола описывает явление, при котором мы воспринимаем физически привлекательных людей как обладающих другими положительными чертами личности. Например, когда мы оцениваем кого-то как обладателя 90 215 добрых глаз, 90 216 мы предполагаем, что у человека с привлекательными глазами также должен быть добрый характер.

Эффект гало был исследован Dion et al. (1972) . Для участия в исследовании они привлекли 30 американских студентов мужского и 30 женского пола. Участникам сказали, что исследование представляет собой эксперимент по «восприятию людей» вместе с выпускниками, прошедшими обучение в этой области.

  • Каждому участнику выдали наугад три конверта с фотографиями: один с «привлекательным» человеком, один с «средневыглядящим человеком» и еще один с «непривлекательным» человеком.
  • Затем участники должны были оценить людей на фотографиях по 27 различным личностным характеристикам по шкале от 1 до 6.
  • Затем их спросили, что, по их мнению, с наибольшей вероятностью приведет к семейному, родительскому и общему счастью.
  • Кроме того, участников спросили, какую профессию они бы назначили каждому человеку, разделенному на профессии с низким, средним и высоким статусом.

То, что люди считают привлекательным, а что нет, субъективно, поэтому, хотя Dion et al. (1972) классифицировали фотографии как «привлекательные», «средние» или «непривлекательные», однако для некоторых людей «привлекательные» люди могли быть «средними» или даже «непривлекательными».

Результаты ясно показали, что участники воспринимали привлекательных людей как обладающих более положительными чертами характера, более престижной работой и большим счастьем. Эти результаты подтверждают теорию эффекта ореола, поскольку предполагают, что люди действительно связывают физическую привлекательность с другими положительными качествами.

Дион и др. (1972) можно критиковать за низкую экологическую достоверность и редукционизм. Другие факторы, такие как голос, манеры и одежда, могут влиять на чью-то привлекательность. Однако исследование свело привлекательность только к физическим характеристикам. Он не учел, что также может влиять на привлекательность в реальных жизненных ситуациях.

Рис. 2: Мы оцениваем привлекательных людей как более счастливых и успешных.

Гипотеза совпадения

При поиске потенциального партнера мы не можем сразу выбрать самого привлекательного человека в округе. Вместо мы ищем кого-то, кто, по нашему мнению, соответствует нашему уровню привлекательности, известному как гипотеза соответствия .

Возможно, вы слышали, как люди используют фразу «она не в моей лиге», которая демонстрирует, что мы часто ищем кого-то, кто находится на том же уровне привлекательности, что и мы.

Гипотеза совпадения, предложенная Elaine Hatfield et al. (1966) , утверждает, что люди выбирают партнеров с одинаковым уровнем физической привлекательности, чтобы избежать отказа.

Согласно этой теории, выбор человеком партнера представляет собой баланс между тем, кто имеет схожий с ним уровень привлекательности, и тем, кто является наиболее привлекательным человеком в их «лиге». Это потому, что люди стремятся получить наилучший результат (наиболее привлекательного партнера) без негативного опыта быть отвергнутым.

Уолстер и др. (1966) исследовали теорию и обнаружили, что их эксперимент, однако, не подтверждает теорию. 376 мужчин и 376 женщин приняли участие в компьютерном танцевальном исследовании, в котором они были подобраны с партнерами.

Результаты показали, что в целом люди предпочитали партнеров, которых считали привлекательными, независимо от их собственного уровня привлекательности. Однако он имел низкую экологическую достоверность, поскольку не точно отражал датировку.

Эксперимент по сопоставлению гипотез

Murstein (1972) изучил 197 пар колледжей. Сначала каждой участнице выставлялась оценка привлекательности от судейской коллегии в индивидуальном порядке. Затем сходство оценок между людьми, которые были вместе, сравнивали со сходством случайных мужчин и женщин в выборке, которые не были вместе.

  • Было обнаружено, что оценки привлекательности реальных пар были более схожими по сравнению со случайными парами, что подтверждает гипотезу соответствия. Выявлена ​​положительная корреляция между привлекательностью в реальных отношениях.

Эти результаты также подтверждаются Feingold (1988) , который провел метаанализ 17 исследований, в которых изучалось, насколько похожи пары или однополые друзья с точки зрения физической привлекательности.

  • Он обнаружил более сильную положительную корреляцию между оценками привлекательности партнеров по сравнению с оценками пар друзей, что подтверждает гипотезу соответствия.

Однако некоторые исследования противоречат гипотезе соответствия, предполагая, что люди больше заинтересованы в партнерах, которые более привлекательны, чем они сами, а не соответствуют их уровню привлекательности ( Walster et al. 1966 ; Taylor et al. 2011).

Оценка теорий физической привлекательности

Одной из сильных сторон теорий физического влечения является то, что они были подтверждены многочисленными исследованиями. Более того, они были исследованы в разных культурах, что подтверждает эволюционную основу того, почему определенные физические атрибуты делают нас более привлекательными в целом.

Однако некоторые критики отмечают, что физическая привлекательность в основном относится к краткосрочным отношениям, тогда как в долгосрочных отношениях важнее всего совместимость взглядов и ценностей. Теория соответствия также не учитывает, что люди могут компенсировать отсутствие физического влечения, сосредоточив внимание на положительных чертах характера людей.

Кроме того, на исследования физической привлекательности часто влияет бета-предвзятость, поскольку они обычно фокусируются на мужских взглядах.

  • Многие исследования показали, что мужчины больше ценят в отношениях физическую привлекательность, чем женщины. Это показывает, что физическая привлекательность не является надежным мотиватором влечения представителей разных полов.

Мельцер и др. (2014) обнаружили, что мужчины оценивают свои долгосрочные отношения как более удовлетворительные, если они находят свою партнершу физически привлекательной. При этом у женщин привлекательность партнера не влияла на их удовлетворенность.

Наконец, привлекательность может иметь большее или меньшее влияние в зависимости от наших ценностей. T owhey (1979) предоставил участникам фотографии незнакомцев вместе с некоторой биографической информацией и обнаружил, что те, кто придерживался сексистских взглядов, с большей вероятностью считали физическую привлекательность важной.

Рис. 3: Физическая привлекательность — не единственный фактор, который имеет значение, особенно в долгосрочных отношениях.


Физическая привлекательность – основные выводы

  • Физическое влечение возникает, когда у нас появляется симпатия, интерес или желание быть рядом с кем-то из-за его внешности.

  • Физические характеристики, связанные с привлекательностью, включают соотношение талии и бедер, черты лица и симметрию лица.

  • Эффект ореола описывает явление, при котором мы воспринимаем физически привлекательных людей как обладающих другими положительными чертами личности.

  • Гипотеза совпадения, предложенная Элейн Хэтфилд и соавт. (1966) утверждает, что люди выбирают партнеров с одинаковым уровнем физической привлекательности, чтобы избежать отказа. Исследования как поддерживают, так и опровергают гипотезу соответствия.

  • Кросс-культурные исследования подтвердили физическую привлекательность. Однако важность физической привлекательности может зависеть от характера отношений, наших личных ценностей или пола.

Каталожные номера

  1. Ланглуа, Дж. Х., и Роггман, Л. А. (1990). Привлекательные лица только средние. Психологическая наука, 1 (2), 115–121. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.1990.tb00079.x
  2. Родс Г., Йошикава С., Кларк А., Ли К., Маккей Р. и Акамацу С. (2001). Привлекательность лицевой усредненности и симметрии в незападных культурах: в поисках биологически обоснованных стандартов красоты. Восприятие, 30 (5), 611–625. https://doi.org/10.1068/p3123
  3. Сингх Д. и Янг Р. К. (1995). Масса тела, соотношение талии и бедер, грудь и бедра: роль в суждениях о женской привлекательности и желательности отношений. Этология и социобиология, 16(6), 483–507. https://doi.org/10.1016/0162-3095(95)00074-7
  4. Сингх Д. и Луис С. (1995). Этнический и гендерный консенсус в отношении влияния соотношения талии и бедер на оценку женской привлекательности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *