Основные этические трудности для
предприятия обусловливаются общественным
плюрализмом, с одной стороны, и
противоречивостью структуры стимулов рыночной
конкуренции – с другой. Эти области связаны
между собой, что затрудняет разрешение
конфликтных ситуаций. В то время как ценностное
многообразие не позволяет регулировать с
помощью права все коллизии интересов,
конкурентные структуры стимулов постоянно
требуют изменений правовых рамочных условий,
чтобы по возможности исключить некорректную
деятельность некоторых участников
хозяйственного процесса и лишить
привлекательности “игру без правил”. Ценностное многообразие и правовые рамки управления заставляют предприятие проявлять собственную инициативу в моральном плане, которая, однако, ни в коем случае не может служить общепризнанной базой для разрешения конфликтов. Следует также учитывать, что набирающая силу в практике предприятий тенденция к составлению моральных кодексов весьма спорна, так как любая нормативная материализация чревата односторонностью, отвлеченностью, носит слишком поверхностный характер и часто не соответствует сложившейся ситуации. Конкретизация принципа социальной и этической полезности реализуется в обстановке особой напряженности. С одной стороны, чтобы быть действенными, принципы должны обладать достаточной степенью конкретности, которая зависит от таких факторов, как казуистика, размытость внутрифирменного регулирования, конфликты ценностей, упрощения, искажения действительности и т.п. С другой стороны, слишком общие принципы могут оказаться необязательными и малоэффективными. Для отыскания адекватного уровня конкретизации, безусловно, необходимо знание ситуативной обстановки на предприятии, тем более что теоретическая база здесь крайне недостаточна. Кроме того, для обеспечения действенности внутрифирменных норм исключительно важен коммуникационный процесс в рамках предприятия. Здесь задача теории ограничивается тем, чтобы внести ясность в область возможных факторов влияния и допустимых последствий определенных норм, а также подготовить предприятие к крайне осторожному подходу к решению нормативных вопросов. Практический метод Для практического выявления ценностных ориентиров и выделения социально-этических норм используется метод «встречного потока», который хорошо известен специалистам по внутрифирменному планированию. Этот метод позволяет не только учесть ценностные и целевые представления отдельных подразделений (а в идеальном случае всего персонала предприятия), но и одновременно согласовать их с общефирменными целями высшего уровня. При таком подходе, с одной стороны, может быть достигнуто участие в процессе рядового персонала, на сознательность которого и нацелены внутрифирменные этические мероприятия, требующие высокой моральной ответственности за любые действия. С другой стороны, в иерархически организованных хозяйственных подразделениях предпринимаются шаги по достижению известной степени унификации ценностной и поведенческой ориентации, а также единой формы волеизъявления в масштабе всего предприятия. Метод «встречного потока» выступает в качестве альтернативы авторитарному диктату ценностей сверху вниз, который игнорирует и делает маловероятным проявление самостоятельной моральной инициативы на нижних иерархических уровнях организации. Одновременно не возникает иллюзий относительно свободной от авторитаризма агрегации ценностей в направлении снизу вверх, которая в условиях плюрализма мнений не позволяет вырабатывать четких оценочных критериев управления и в конечном счете делает невозможным принятие эффективных внутрифирменных решений. Применение указанного метода требует механизмов, обеспечивающих одновременно открытость и закрытость внутрифирменных процессов: с одной стороны, предприятие должно быть открытым при проведении дискуссий и аналитической работы, с другой – нуждается в мерах, гарантирующих закрытость принимаемых решений, чтобы на базе хорошо обоснованных ценностей достичь единой ориентации действий и интеграции. Основная задача предприятия в области конкретизации принципа социальной и этической полезности заключается не в формировании новых моральных ценностей и суждений, а в выполнении моральных требований легитимных групп интересов. Нормативно обоснованные моральные представления должны затем подвергаться проверке на их действенность. Если исполнить моральные нормы в сложившихся условиях невозможно, то необходимо их изменить, что позволит реализовать нормативно обоснованные поведенческие рекомендации. Для конкретизации принципа социальной и этической полезности предлагаются три принципа – дополняемости, ценностной ориентации и человеческого достоинства, которые следует рассматривать в качестве регулирующего начала в организации внутрифирменной практики в данной области. 1. Принцип дополняемости. Он касается процедурных аспектов при проведении связанных с необходимыми изменениями мероприятий, которые должны начинаться на самых низких иерархических уровнях. Принцип базируется на широко известном различии между макроуровнем (экономика в целом), мезоуровнем (предприятие) и микроуровнем (индивидуум). Эти уровни не являются изолированными и непрозрачными, они взаимно зависят и влияют друг на друга. Поэтому внутрифирменная этика не может рассматриваться в отрыве от общественных рамочных условий и индивидуальных участников хозяйственного процесса. При наличии правовых границ предприятию необходимы самостоятельные децентрализованные координационные действия, которые, с одной стороны, при известных условиях делают возможным эффективное управление, но, с другой – не могут удовлетворить общие потребности современной крупной компании в регулировании. После исчерпания собственных регулирующих возможностей одного уровня решение проблемы перемещается на другую, более высокую инстанцию. Выделение трех уровней представляет собой грубую, но целесообразную с позиции предприятия структуру, которая, однако, не должна исключать вероятности ее дальнейшей дифференциации. Стоящий над предприятием макроуровень, который включается в действие в случае нарушения порядка вещей на мезоуровне, можно структурировать в соответствии с общественной системной иерархией. Ниже уровня общественного регулирования целесообразно задействовать координационный потенциал данной профессиональной группы, отрасли, ассоциации и т.п. Этот потенциал в последнее время привлекает особое внимание, так как может использоваться в качестве дополнения к существующему правовому регулированию. Принцип дополняемости интерпретируется в качестве руководящей идеи, от которой при достаточных основаниях можно и отказаться, если по-иному могут быть достигнуты более быстрые, глубокие и качественные перемены. Это не означает игнорирования способности принимать проблемные решения заинтересованными сторонами (иерархическими уровнями), а лишь подчеркивает компетенцию руководства предприятия, действующего в условиях жесткого временного ограничения. 2. Принцип ценностной ориентации. Этот принцип заостряет внимание на важности для поведения предприятия социальных и моральных ценностей, которые необходимо выявлять, применять и изменять. Предприятия должны осознавать, что их деятельность вносит определенный вклад в создание общественно необходимых ценностей, а также развивать в себе особую чувствительность по отношению к ним. Хотя потребность в научно обоснованных материализованных нормах и ценностях для фирменной практики по-прежнему остается актуальной, удовлетворить ее в условиях современных крупных компаний, отличающихся высокой степенью информированности и дифференциации, просто невозможно. Господствующие сегодня этические концепции ограничиваются в основном разработками процедурного регулирования в ходе обоснования этических норм. В качестве альтернативы предлагается прагматический подход, согласно которому предприятие может отказаться от обоснования этических норм в строгом понимании этой процедуры и определять адекватность исполняемой нормы в соответствии с ее практической пригодностью. Вопрос нормативного обоснования в практической деятельности может, таким образом, отпасть, пока оно на основе консенсуса заинтересованных сторон не будет тематически детализировано. До тех пор оценочные аргументы можно считать гипотетически обоснованными, а выбор нормы производить в соответствии с практической целесообразностью. Для оценки конкретных ситуаций важны аспекты как интеграции, так и дифференциации. Действия предприятия следует оценивать на базе трехчленной структуры принципов «надлежащего» управления предприятием, учитывающей одновременно соображения правовой допустимости, экономической целесообразности и социальной и этической полезности. Интеграция требований к поведению предприятия в увязке с тремя принципами учитывает практическую невозможность разделения индивидуальной и социальной деятельности. Конкретные действия не могут быть только юридически допустимыми или экономически целесообразными, но и должны предусматривать моральные последствия. Интеграционный подход отражается также в идее единообразия специальных принципов в рамках дальнейшей конкретизации принципов «надлежащего» управления предприятием. Целью здесь являются не изолированные принципы правовой допустимости, экономической целесообразности и социальной и этической полезности, а интегративный основной поведенческий принцип для руководства предприятия, который одновременно учитывал бы отдельные требования к этому поведению. В этом плане речь не идет, например, о формулировании особого принципа социальной и этической полезности, который предписывает учреждение комиссии по этике как структурной единицы. Напротив, на предприятии, соблюдающем социальные и этические нормы, создаются оргструктуры, которые должны оцениваться в качестве целесообразных не только с экономической позиции, но и исходя из социально-этических соображений. 3. Принцип устойчивого развития согласуется с запретом хозяйственной деятельности, не совместимой с длительным существованием естественного образа жизни. Устойчивое хозяйствование не только нацелено на сохранение жизненных условий для современных людей, но и должно гарантировать экологические условия, обеспечивающие равные возможности развития для всех будущих поколений. Внешние воздействия, связанные с хозяйственной деятельностью и непосредственно влияющие на окружающую среду, следует рассматривать в качестве ведущего мотива в обосновании необходимости предпринимательской этики, тем более что экологические проблемы уже давно находятся в центре внимания общественности. *** Предложенные принципы представляют собой общие указания по конкретизации системы «надлежащего» управления предприятием. На практике они должны подвергаться дальнейшей детализации. Предприятия, перешедшие на систему управления, ориентированную на социальную и этическую полезность, обязаны оценивать свои решения и действия в соответствии с вытекающими отсюда последствиями. Для этого обычно не требуются особые мероприятия или новый инструментарий. Выбор действия опирается на уже известную логику рациональности. Иначе говоря, предприятие должно выбирать те варианты мероприятий, которые обеспечивают наибольший вклад в достижение намеченных целей (и не только экономических). Материальное воплощение и оценку внутрифирменной целевой системы также нельзя осуществлять в отрыве от конкретной ситуации. Эти процессы не могут быть навязаны предприятию по чисто теоретическим соображениям, а должны протекать в соответствии со сложившейся обстановкой. При этом не следует отказываться от традиционных методов и действий, а предложенные принципы надо рассматривать в качестве общей направляющей идеи. Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства «Пауль Хаупт». |
404 Cтраница не найдена
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Этика против морали – разница и сравнение
Этика и мораль относятся к «правильному» и «неправильному» поведению. Хотя иногда они используются взаимозаменяемо, они различны: этика относятся к правилам, предоставленным внешним источником, например, кодексам поведения на рабочем месте или принципам в религиях. Мораль относится к собственным принципам человека относительно правильного и неправильного.
Сравнительная таблица
Этика | Мораль | |
---|---|---|
Что это такое? | Правила поведения, признанные в отношении определенного класса человеческих действий или определенной группы или культуры. | Принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения. В то время как мораль также предписывает, что можно и чего нельзя делать, мораль, в конечном счете, является личным компасом правильного и неправильного. |
Откуда они? | Социальная система — внешняя | Индивидуальный — Внутренний |
Почему мы это делаем? | Потому что общество считает, что это правильно. | Потому что мы верим в то, что что-то правильно или неправильно. |
Гибкость | Определение этики зависит от других. Они имеют тенденцию быть последовательными в пределах определенного контекста, но могут различаться между контекстами. | Обычно постоянен, хотя может меняться, если меняются убеждения человека. |
«Серый» | Человек, строго следующий Этическим Принципам, может вообще не иметь Морали. Точно так же можно нарушать этические принципы в рамках данной системы правил, чтобы сохранить моральную целостность. | Моральная Личность, хотя, возможно, и связана высшим заветом, может выбрать следование кодексу этики, применимому к системе. «Подгони» |
Происхождение | Греческое слово «этос», означающее «характер» | Латинское слово «mos» означает «обычай» |
Приемлемость | Этика регулируется профессиональными и юридическими принципами в определенное время и в определенном месте | Мораль выходит за рамки культурных норм |
Источник принципов
Этика — это внешние стандарты, установленные учреждениями, группами или культурой, к которой принадлежит индивидуум. Например, юристы, полицейские и врачи — все они должны следовать этическому кодексу, установленному их профессией, независимо от их собственных чувств или предпочтений. Этику также можно рассматривать как социальную систему или рамки приемлемого поведения.
Мораль также находится под влиянием культуры или общества, но это личные принципы, созданные и поддерживаемые самими людьми.
Последовательность и гибкость
Этика очень постоянна в определенном контексте, но может сильно различаться в зависимости от контекста. Например, этика медицинской профессии в 21 веке в целом постоянна и не меняется от больницы к больнице, но отличается от этики юристов 21 века.
Моральный кодекс человека обычно неизменен и последователен во всех контекстах, но также возможно, что определенные события радикально изменят личные убеждения и ценности человека.
Конфликты между этикой и моралью
Одним из профессиональных примеров конфликта этики с моралью является работа адвоката защиты. Мораль адвоката может говорить ей, что убийство предосудительно и что убийцы должны быть наказаны, но ее этика как профессионального юриста требует, чтобы она защищала своего клиента в меру своих способностей, даже если она знает, что клиент виновен .
Другой пример можно найти в области медицины. В большинстве стран мира врач не может усыпить пациента даже по его просьбе в соответствии с этическими стандартами для медицинских работников. Однако тот же врач может лично верить в право пациента на смерть в соответствии с собственной моралью врача.
Происхождение
Большая часть путаницы между этими двумя словами восходит к их происхождению. Например, слово «этика» происходит от старофранцузского ( etique ), позднелатинском ( ethica ) и греческом ( ethos ) и относились к обычаям или моральным философиям. «Мораль» происходит от позднелатинского слова «moralis », которое относится к надлежащему поведению и манерам в обществе. Таким образом, изначально они имеют очень похожие, если не синонимичные значения.
Мораль и этика личности изучались философски более тысячи лет. Идея этики как принципов, которые устанавливаются и применяются к группе (не обязательно сосредоточены на отдельном человеке), тем не менее, относительно нова и в основном восходит к 1600-м годам. Различие между этикой и моралью особенно важно для философов-этиков.
Видео, объясняющие различия
В следующем видео показано, почему этика объективна, а мораль субъективна.
Ссылки
- Определение морали — Стэнфордская философская энциклопедия
- Определение этики — Dictionary.com
- Этические истоки — Онлайн-словарь этимологии
- Моральные истоки — Викисловарь
- Определение морали — Dictionary.com
- Подписаться
- Поделиться
- Укажите
- Авторы
Поделитесь этим сравнением:
Если вы дочитали до этого места, подписывайтесь на нас:
«Этика против морали». Diffen.com. Diffen LLC, н.д. Веб. 27 ноября 2022 г. < >
Разница между моралью и этикой (с примерами и сравнительной таблицей)
Последнее обновление by Surbhi S
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с моральными и этическими проблемами. Возможно, эти двое определяют личность, мироощущение и поведение человека. Слово Мораль происходит от греческого слова «мос», что означает обычай. С другой стороны, если мы говорим о Этике , то оно также происходит от греческого слова «Ethikos», что означает характер. Проще говоря, мораль — это обычаи, установленные группой людей, тогда как этика определяет характер человека.
В то время как мораль связана с принципами правильного и неправильного, этика связана с правильным и неправильным поведением человека в конкретной ситуации. Многие используют эти два термина как синонимы, но между моралью и этикой есть небольшие и тонкие различия, которые описаны в статье ниже.
Содержание: Мораль против этики
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Примеры
- Заключение
Сравнительная таблица
Основание для сравнения | Мораль | Этика |
---|---|---|
Значение | Мораль – это убеждения человека или группы относительно того, что правильно, а что нет. | Этика — это руководящие принципы, помогающие человеку или группе решить, что хорошо, а что плохо. |
Что это? | Общие принципы, установленные группой | Реакция на конкретную ситуацию |
Корень слова | Мос, что означает обычай | Этикос, что означает символ |
Регулируется | Социальные и культурные нормы | Индивидуальные или правовые и профессиональные нормы |
Сделки с | Принципы правильного и неправильного | Правильное и неправильное поведение |
Применимость в бизнесе | Нет | Да |
Консистенция | Нравы могут различаться от общества к обществу и от культуры к культуре. | Этика в целом едина. |
Выражение | Мораль выражается в виде общих правил и утверждений. | Этика абстрактна. |
Свобода думать и выбирать | Нет | Да |
Определение морали
Мораль – это социальные, культурные и религиозные убеждения или ценности человека или группы, которые говорят нам, что правильно, а что неправильно. Это правила и стандарты, установленные обществом или культурой, которым мы должны следовать, решая, что правильно. Вот некоторые моральные принципы:
- Не обманывай
- Будь верен
- Будьте терпеливы
- Всегда говори правду
- Будь щедрым
Мораль относится к убеждениям, которые не являются объективно правильными, но считаются правильными в любой ситуации, поэтому можно сказать, что то, что является морально правильным, не может быть объективно правильным.
Определение этики
Этика — это раздел философии, изучающий принципы поведения человека или группы. Он работает как руководящий принцип, чтобы решить, что хорошо, а что плохо. Это стандарты, которые регулируют жизнь человека. Этика также известна как моральная философия. Некоторые этические принципы:
- Правдивость
- Честность
- Лояльность
- Уважение
- Справедливость
- Целостность
Основные различия между моралью и этикой
Ниже приведены основные различия между моралью и этикой:
- Мораль касается того, что является «правильным или неправильным». Этика имеет дело с тем, что есть «добро или зло».
- Мораль – это общие принципы, установленные обществом Напр. Мы должны говорить правду. И наоборот, этика является реакцией на конкретную ситуацию, Напр. Этично ли говорить правду в конкретной ситуации?
- Термин «мораль» происходит от греческого слова «мос», которое относится к обычаям, а обычаи определяются группой лиц или какой-либо властью. С другой стороны, этика происходит от греческого слова «ethikos», которое относится к характеру, а характер является атрибутом.
- Мораль диктуется обществом, культурой или религией, а Этика избирается самим человеком, который управляет его жизнью.
- Мораль связана с принципами правильного и неправильного. Напротив, этика делает акцент на правильном и неправильном поведении.
- Поскольку мораль формируется и разрабатывается группой, нет возможности думать и выбирать; человек может либо принять, либо отвергнуть. И наоборот, человек свободен мыслить и выбирать принципы своей жизни в этике.
- Мораль может варьироваться от общества к обществу и от культуры к культуре. В отличие от Этики, которая остается неизменной независимо от любой культуры, религии или общества.
- Мораль неприменима к бизнесу, тогда как этика широко применима в бизнесе, известном как деловая этика.
- Мораль выражается в виде утверждений, а Этика не выражается в виде утверждений.
Примеры
- Если сын крупного политика совершил преступление и использует свои полномочия для освобождения сына от юридических последствий. Тогда этот поступок аморален, потому что политик пытается спасти преступника.
- Очень близкий друг или родственник интервьюера приходит на собеседование и, не задав ни единого вопроса, выбирает его. Этот поступок неэтичен, поскольку процесс отбора должен быть прозрачным и непредвзятым.
- Бакалейщик продает фальсифицированные продукты своим покупателям, чтобы получить больше прибыли. Этот поступок не является ни моральным, ни этичным, потому что он одновременно обманывает своих клиентов и профессию.
Заключение
У каждого человека есть принципы, которые помогают ему на протяжении всей жизни справляться с любой неблагоприятной ситуацией; они известны как этика. С другой стороны, Мораль — это не жесткие правила или очень жесткие правила, а правила, которые большинство людей считают правильными.