Фасилитация – что это такое простыми словами в тренинге
Содержание статьи:
- 1 Что такое фасилитация?
- 2 Основные нюансы
- 3 Кто такой фасилитатор?
- 4 Чем отличается фасилитация от модерации
- 5 5 основных правил фасилитации
Что такое фасилитация?
Сегодня метод фасилитации часто используют в небольших командах, в рабочем коллективе, в групповых отношений. Если перевести термин с английского, то фасилитация означает «направлять», «помогать».
Фасилитация – это особый вербальный инструмент, помогающий настроить диалог, который дает возможность каждому из присутствующих высказать свою точку зрения.
Говоря о фасилитации в тренинге, то в данном случае, это скорее определенный список действий и последовательностей, регламентирующий его проведение.
Все участники действуют по единой схеме, что позволяет каждого из них полностью включить в процесс обучения или обсуждения.
Основные нюансы
Инструмент так же используют для выяснения конфликтов сторон в рабочей группе. Лидер группы не берет на себя принятие важных решений, он лишь способствует диалогу нескольких враждующих сторон.
Лидером принято называть – фасилитатора. Именно он задает ключевой ритм встречи. Говоря об обычном тренинге, фасилитатор является инициатором встречи, а так же человеком, включающий всех участников в диалог обсуждения.
Кто такой фасилитатор?
Как и было сказано ранее, фасилитатор это лидер. Чтобы им стать, фасилитатор должен сам являться мощным инструментом.
Для работы с командой и группой необходимо знать все приемы тренера и уметь их применять в деле.
Если углубиться в работы Тони Манна, то можно выделить основные черты фасилитатора:- Лидер должен придерживать на протяжении всей встречи курс разговора.
- Фасилитатор отсеивает неудачные решения. Он настраивает группу на нужный мыслительный процесс, благодаря, которому анализ предложенных решений происходит в несколько раз быстрее.
- Лидер выводит группу из зоны комфорта. Чтобы включить каждого участника в диалог или обсуждение, фасилитатор должен сопутствующую к этому атмосферу.
- Фасилитатор подталкивает участников на личные изменения, при тет-а-тет диалоге, именно он сможет мотивировать сотрудника на достижение общей цели.
- Фасилитатор обладает всеми техниками введения диалогов, встреч, тренингов и собраний.
Настоящий лидер в первую очередь
Главная задача состоит не в том, чтобы подавить личность группы, а позволить участникам свободно высказываться и рассуждать. Лидер на протяжении всей встречи должен уделять каждому участнику процесса равное количество времени и внимания.
Чем отличается фасилитация от модерации
Специалисты до сих пор не могут сойтись на едином мнении едино ли понятие фасилитации и модерации. Если посмотреть на эти два понятия с языковой точки зрения, то модерация в данном случае пришло из Германии.
Немецкое слово модерация больше означает – обуздывание. Модерация включает в себя более жесткие правила при проведении. Этот инструмент чаще используют для проведения массовых тренингов и семинаров, где важно сохранять контроль над ситуацией.
В модерации каждый из участников должен полностью отдаться диалогу, что может вызвать стресс у участников. В фасилитации каждый из участников находится в более комфортной среде, чтобы вступать в диалог по собственному желанию. Можно выявить следующие нюансы отличия:
- В фасилитации часто используют тактильные и визуальные техники. Фасилитатор использует в диалоге таблицы, зарисовки, конструктор, игрушки и различные техники. У участников тренинга нет возможности отвлечься на другую тему, в итоге каждый из них становиться частью единого мыслительного процесса.
- Модерация используется при совещаниях, где главная тема «повестка дня» или «проблема». Лидером такого совещания будет сам руководитель компании, который и вовлекает группу в обсуждение насущных проблем.
Оба метода эффективны, однако использовать их лучше в индивидуальных направлениях. Для решения конфликтов идеально подойдет фасилитация, а вот для решения проблемных вопросов работы компании – модерация.
5 основных правил фасилитации
Существует пять основных правил, которые и выделяют фасилитацию среди всех инструментов. Их строгое соблюдение, позволит тренеру эффективно проводить встречи, обучение, а так же диалоги. К ним относится:
- Фасилитатор должен быть открыт и честен при работе с группой.
- В процессе нет главных. Вся группа единый механизм, где каждая деталь играет важную роль.
- Все участники – эффективные и состоятельные личности. Все люди могут решать проблемы и задачи.
- Все мнения одинаково важны.
- Главная задача – исследование процесса.
Чтобы эффективно проводить тренинги, фасилитатор должен изучать различные техники и новые приемы.
Благодаря фасилитации компания сможет наладить отношения и взаимодействие всех участников, что приведет к достижению положительных результатов. Это может отразиться в увеличение производственных объемов или в выходе с кризисного состояния.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Фасилитация — это простыми словами
Содержание статьи:
- 1 Краткое описание термина
- 2 История возникновения
- 3 Где используется: основные направления
- 4 Техники фасилитации
Эффективное взаимодействие в группе – это большая проблема, с которой сталкивается каждый управленец.
Интересно! Понятие возникло от английского слова facilitate. В точном переводе оно означает «направлять», «помогать», «облегчать».
Краткое описание термина
Если говорить простыми словами, то под фасилитацией нужно понимать определённый набор инструментов и методов, которые помогают наилучшим образом организовать работу внутри любой группы.
Каждый управленец знает, что наибольшей эффективности можно добиться только при коллективной работе. Но, к сожалению, система управления выстраивается в 90% случаев таким образом:
- руководитель продумывает стратегию и озвучивает её коллективу;
- в лучшем случае получает 1-2 комментария по данному вопросу;
- коллектив принимает новые вводные и расходится по местам.
При этом, как доказано специалистами, в процессе дискуссии всегда можно улучшить стратегию как минимум на 50%. То есть если каждый участник группы высказал бы своё мнение и возникшие идеи, то через обсуждение можно было бы прийти к самой результативной концепции.
Фасилитация – это, простыми словами, методика управления беседой в группе для получения наилучшего результата через обсуждение и учёт всех мнений.
Профессиональный фасилитатор выполняет роль направляющего, который стоит над дискуссией и одновременно встроен внутрь её. Он чётко помнит о поставленной цели и не позволяет от неё отклоняться. При этом учитывает каждую идею, мнение и высказывание. Главный принцип методики сводится к тому, чтобы любая мысль получила возможность выхода на всеобщее обсуждение. Это позволит не только найти лучший способ достичь поставленной цели, но и оставит ощущение удовлетворённости у каждого участника группы.
По сути, фасилитация направлена на групповую динамику. Решающее слово остаётся не за конкретным человеком, а за всеми участниками. Именно они в процессе споров и обсуждений приходят к единственно правильному выбору. Сам руководитель, если он не является фасилитатором, также принимает участие в диспуте на общих основаниях.
История возникновения
Впервые о фасилитации как о явлении заговорили в 60-е годы прошлого века. Один из американских психологов проводил опыты над тараканами – они должны были пройти лабиринты разной сложности в одиночку, парами и в других вариациях. Результаты исследований поставили его в тупик – как оказалось, в группе и при наличии наблюдателей насекомые проходят испытание гораздо быстрее. Гораздо позднее специалист выявил тот же результат и у других испытуемых, включая людей.
Идея оказалась очень живучей, но применение ей на практике долгое время не находили. Пока ещё один американский психолог в конце 20 века не попробовал использовать фасилитацию в педагогической деятельности. Согласно его теории, учитель может выстраивать личностные отношения с учениками, тем самым получая наилучший результат из спектра возможных. Он рекомендовал не ставить педагога на недостижимый пьедестал, а вводить его в группу как друга. В итоге через доверие, эмпатию и заинтересованность в учениках повышался и уровень знаний. Методика показала себя очень хорошо и постепенно стала распространяться на другие области.
Где используется: основные направления
В последние годы данная техника стала очень востребованной. Она применяется:
- на тренингах;
- на рабочих совещаниях;
- в процессе мозгового штурма;
- на семинарах и не только.
Практически везде, где требуется групповая работа, можно использовать методику.
Если рассматривать термин в концепции направлений использования, то чаще всего он встречается в психологии. Здесь он подразумевает собой особую теорию личностного проявления в зависимости от уровня коллективного интеллекта. То есть, чем более сформирована и развита группа, тем выше вероятность того, что она пойдёт креативным путём до поставленной цели.
В педагогике фасилитация тоже актуальна. Её определение и понимание не расходятся с общепринятыми – для достижения максимальной эффективности учебного процесса педагог должен использовать все методы взаимодействия с коллективом, включая рефлексию.
В физиологии для фасилитации существует своё определение. Под ней понимают усиление деятельностной активности и доминантных реакций в присутствии других индивидов.
Техники фасилитации
Их в наборе опытного фасилитатора очень много, поэтому при выборе определённой он опирается на цель общения в группе. К примеру, если нужно в самые кратчайшие сроки решить проблему, то используется мозговой штурм – вся команда накидывает идеи, какими бы нелепыми они ни показались на первый взгляд. Все они фиксируются, но не обсуждаются. Это будет делаться уже по другой методике.
Или такая цель – выяснить позицию каждого участника группы. В этом случае применяется мета-планирование. Каждый пишет на стикере своё мнение и помещает на общую доску. После начинаются коллективные обсуждения по написанному.
Также к техникам относят:
- групповой обзор – применяется при необходимости повысить производительность;
- во все тяжкие – поиск новых творческих решений;
- мини-команды – актуальна, когда в сжатые сроки нужно привлечь всех участников к работе;
- множественное голосование – используется при выборе одного решения.
Всё происходящее чутко и деликатно контролирует фасилитатор. Он же устанавливает правила поведения в группе, ставит временные рамки обсуждений, выносит на повестку дня цели и ведёт обсуждение. При необходимости он нейтрализует начинающиеся конфликты и поддерживает психологически безопасную среду.
Фасилитация – это многофункциональный и уникальный инструмент, который можно использовать в разных ситуациях. Он помогает сформировать коммуникативную культуру и принимать взвешенные решению с высоким коэффициентом эффективности.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
В чем разница между обучением, фасилитацией и презентациями
Вы здесь: Домашняя страница / Обучение и развитие / В чем разница между обучением, фасилитацией и презентациями
36 |
В последнее время я посещал множество конференций и заметил, что люди используют термины «обучение», «фасилитирование» и «презентация» как синонимы. И для целей разговора вполне допустимо использовать термины таким образом.
Но когда дело доходит до исполнения, термины другие, и это слово может вызвать ожидания у аудитории. Например:
Обучение — это действие по обучению человека определенному навыку или типу поведения.
Фасилитация — это помощь другим людям в процессе или в достижении соглашения или решения без непосредственного участия в процессе, обсуждении и т. д. или объясняет что-то группе людей.
Итак, если я посещаю сеанс фасилитатора, я ожидаю, что фасилитатор не будет вмешиваться в разговор. Если я посещаю тренировку, я ожидаю активности и отработки навыков. И, если я посещаю презентацию, я ожидаю что-то вроде лекции. Я считаю, что это важно, потому что аудитория принимает решение получать информацию определенным образом, и когда спикер ведет сессию не так, как ожидалось, что ж… это может быть разочарованием. Это также может быть неэффективным.
Все три способа доставки требуют предварительной обработки. Обучение лучше всего проводить после завершения анализа потребностей. Фасилитация требует сбора информации о ситуации или проблеме, которые необходимо обсудить. И презентации исследуются. Хотя можно комбинировать некоторые из этих методов, существуют ограничения. Например, при работе над презентацией может возникнуть соблазн включить в нее некоторые обучающие действия. Но во многих презентациях докладчик не имеет доступа к анализу аудитории, ключевому элементу информации в анализе обучения.
Одна из причин, по которой я хотел поднять этот вопрос, заключается в том, что я заметил, что многие ораторы переходят к этой комбинации обучения и презентации, и я не думаю, что это так плавно, как можно было бы подумать. Я полностью понимаю концепцию развлекательного обучения, и это может происходить как на тренингах, так и на презентациях. Я говорю о том, что «Давайте займемся делом!» во время презентации. Следует помнить о трех вещах:
Деятельность должна быть релевантной . Я понимаю, что многим людям нравится взаимодействие, поэтому включение в презентацию активности приветствуется. Но деятельность должна иметь точку или вынос. Теперь я буду предельно честен: я никогда не участвовал в трехминутных дискуссиях во время презентации на конференции, которые приводили к прозрению. Да, это может быть весело, но всегда не хватает времени, чтобы сделать разговор эффективным или актуальным. Что подводит меня к следующему пункту…
Кажется, что операция всегда занимает больше времени, чем ожидалось . Я видел много сессий, где спикер просит группу выделить 2 минуты, чтобы что-то обсудить. В зависимости от размера группы двухминутное занятие превращается в пять, а иногда и в десять минут. В первую очередь потому, что выступающему трудно снова взять под контроль группу. Этот вид деятельности легко выполнять во время презентации с небольшими группами. В больших группах это может выйти из-под контроля.
Когда вы теряете контроль над группой, вы теряете контроль над своим сеансом . В последнее время я видел, как все больше спикеров выполняли какое-то задание, а затем быстро просматривали дюжину слайдов PowerPoint, потому что у них не было времени. Таким образом, аудитория пропускает информацию. . . из-за активности. . . это изначально не имело значения. Это может расстроить аудиторию, потому что они ожидали презентации, но не получили ее.
По мере того, как мы продолжаем говорить сотрудникам, что они должны владеть своим развитием карьеры, сотрудники будут уделять особое внимание методам обмена информацией. Потому что у них есть цель получить ценную информацию. И компания возлагает на них ответственность за получение этой информации. Таким образом, спикеры должны осознавать, что обучение действительно интерактивно, фасилитация объективна, а презентации достигают определенных целей.
Это не значит, что презентации должны быть скучными. Это означает, что они должны быть актуальными и хорошо управляемыми.
Изображение, полученное Шарлин Лауби после презентации на KronosWorks 2016 в Орландо, Флорида
36
Обратные ссылки
Что такое навыки фасилитации и как вы фасилитируете?
У вас когда-нибудь было такое чувство, когда вы сидите в комнате для часов, проводя время вдали от «вашей настоящей работы», фактически не добиться чего-то конкретного? Введите упрощение. Содействие имеет превратилась в отдельную дисциплину, которая используется на всех уровнях организации, чтобы помочь людям на собраниях принять решение, разрешить проблему или генерировать творческие идеи.
Определение содействия
Тревор Бентли определяет содействие как:
«Предоставление возможностей, ресурсов, поощрения и поддержки для группы, чтобы добиться успеха в достижении своих целей и сделать это путем предоставления группе возможности контролировать и ответственность за то, как они действуют».
Слово «облегчать» происходит от латинского слова «облегчать». Мы считаем, что фасилитация — это искусство концентрации групповой энергии на конкретной цели. Это разнообразная область/профессия, и она зависит от фасилитаторов, обладающих широким набором навыков и подходов фасилитатора.
Что такое фасилитатор?
Ингрид Бенс определяет фасилитатора как:
«O ne тот, кто вносит свой вклад в структуру и процесс взаимодействия, чтобы группы могли эффективно функционировать и принимать качественные решения. Помощник и активист, чья цель — поддерживать других в их достижении исключительных результатов».
Фасилитатор — это человек, чья роль заключается в том, чтобы направлять людей через процесс к эффективному результату. Этот процесс может быть встречей, мозговой штурм, обучение и развитие, сессия планирования, тимбилдинг, разрешение конфликтов или любая ситуация, связанная с группой людей, где есть желаемые результаты, цели или задачи (или где обязательно должны быть!)
Вот семь шагов для достижения эффективных навыков фасилитации
Семь шагов для эффективных навыков фасилитации
Основано на нашем обширном опыте работы с группами и проведения программы обучения навыкам фасилитации, вот семь методов:
Шаг первый: установите границы
Всегда начните с установления основных правил и целей, даже если они открытый конец. Структура плана и время на размышление также важны. полезно, хотя это не должно ограничивать необходимость реагировать «в момент» к ситуации и потребностям группы.
Начните с того, что помогите группе прояснить разумный результат достичь в отведенное время. Постарайтесь прийти к единому мнению о том, как разногласия или конфликты будут урегулированы и будут ясны ваши собственные роль в процессе. И стремиться создать атмосферу доверия, открытость и конфиденциальность.
После того, как вы установили границы, вы можете продолжать возвращать группу к ним, чтобы убедиться, что они остаются на правильном пути.
Шаг второй:
Оставайтесь беспристрастнымПри фасилитации бывает трудно оставаться беспристрастным и не иметь заранее определенный результат, которого вы хотите, чтобы группа достигла. Это не фасилитация, это манипуляция!
Таким образом, задача состоит в том, чтобы влиять на группу, но не доминировать Это. Это означает способность подавлять свои идеи/решения и побуждать других к разговору. Это сложнее, чем кажется. Фасилитатор необходимо поощрять группу к рассмотрению идей, но их роль должна быть один из руководящих, а не диктующих. Постарайтесь помочь группе достичь прийти к согласию или принять решение о курсе действий – группа должна чувствовать себя хотя они добились результата для себя.
Третий шаг:
Понимание групповой динамикиГрупповая динамика, впервые определенная Куртом Левином, — это термин, обозначающий шаблоны и модели поведения, которые люди используют, когда взаимодействуют с другими для работы в команде или группе.
Уделите больше внимания процессуальному уровню, который находится ниже содержания и связан с тем, как люди относятся к участию. Это ключ к раскрытию потенциала группы для достижения ее цели, потому что именно здесь вы попадаете в политику и взаимодействие между членами группы.
Используйте свои чувства, свою интуицию и свои инстинкты, чтобы подобрать атмосфера. Люди полны энтузиазма? Выражают ли люди свое чувства или молчание? Кто говорит, а кто нет? Используйте вопросы, чтобы оспаривать и уточнять, концентрироваться на эмоциональной температуре и пытаться читать язык тела и любое другое невербальное поведение.
Шаг четвертый:
Используйте свой личный стиль личность, которую вы привносите – а не «делаете» – методы, которые вы используете для помогите группе.Кто вы – ваш стиль и внешний вид – влияет на вашу фасилитацию навыки и умения. Чтобы создать открытую и честную среду, вам нужен эмпат личное присутствие, и группа должна уважать вас и доверять вам. Они также должны быть уверены, что вы в состоянии справиться с любыми инцидентами это может случиться.
Помните, где вы сидите, независимо от того, выглядите ли вы уверенно или взволнованно, насколько вы оживлены – все это дает вам ощущение присутствия, делает ваш тон голоса.
Шаг пятый: Вмешайтесь, когда это необходимоЭто важно постоянно замечать, что происходит, понимать это и тогда решите, что с этим делать. Вы можете молчать и смотреть что происходит, или вы могли бы вмешаться. Взгляд, улыбка или кивок могут быть всем что необходимо, чтобы вмешаться или показать поддержку или вызов тому, что продолжается.
Бросить вызов группе бывает непросто. Вам может понадобиться спросить трудные вопросы, которые являются фундаментальными или которые привлекают внимание к трудные вопросы процесса, которые могут показаться группе неудобными. Иногда фасилитатор выявляет песок в устрице или сами быть суровыми.
Шаг шестой: Как справляться с трудными ситуациямиРабота с трудными людьми и конфликтами — две самые большие трудности на пути к эффективной фасилитации.
При конфликте часто бывает не очевидное несогласие, а лежащий в основе конфликт, который является реальной проблемой. Есть тактика и навыки, которые вы можете развить, чтобы реагировать на эти ситуации, которые важно, потому что успех часто определяется тем, как проблема адресованный.
Если ситуация сложная, предложите сделать перерыв на кофе, меняйте обстановку, работайте в парах или проводите мозговой штурм по затронутой проблеме. Если это подрывной человек, которого вы можете решить противостоять этому человеку, возможно, наедине, и дать им отзыв о том, что они делают и влияние, которое он оказывает на группу.