Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гласные буквы и звуки в русском языке: Гласные звуки и буквы в русском языке

Какие бывают звуки в русском языке: гласные и согласные

Содержание:

  • Что такое звук
  • Особенности звуков в русском языке
  • Гласные звуки
  • Согласные звуки

Содержание

  • Что такое звук
  • Особенности звуков в русском языке
  • Гласные звуки
  • Согласные звуки

Что такое звук

Звуком называют явление, при котором в твердой, жидкой или газообразных средах распространяются специфические волны или колебания.

Примечание 1

Звуковая волна = колебание пространства.

Когда изменения происходят в виде механического возмущения в разных средах, то говорят о колебаниях. Через физические возмущения они распространяются как звуковые волны. К таким изменениям исследователи относят смещение частиц, разницу давлений или плотности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основным отличие звуковых волн от гравитационных и электромагнитных ученые считают тот факт, что звуковые волны существуют только в сплошных упругих средах.

Звуки возникают и распространяются в:

  • атмосфере;
  • гидросфере;
  • геосфере;
  • биологической среде;
  • космосе.

Из-за того, что звук распространяется в различных областях без сильного и значительного затухания, его используют для мониторинга природных сред, диагностик и так далее.

Изучением возникновения и перемещений звуковых волн в физике занимается акустика.

Акустикой называют такой раздел физики, который изучает:

  • возникновение = возбуждение;
  • распространение;
  • прием и передачу;
  • взаимодействие звуковых сигналов в мире.

Человеческое ухо в состоянии услышать звучание в диапазоне, примерно, от двадцати герц до двадцати килогерц. Такой диапазон соответствует пределам колебаний в секунду от двадцати до двадцати тысяч. Те звуковые волны, которые уходят за эти значения диапазона, имеют специальные названия.

В частности, в таких ситуациях мы может не услышать звук. Это говорит о том, что его частота находится за фиксированными пределами, в границах которого человек способен услышать те или иные сигналы посредством органов чувств.

Другой вариант неслышимости возникает в результате возникновения звука в таких средах, которые, например, не имеют непосредственного прямого контакта с внешней средой — в твердом теле. Также такая ситуация возможна при стремительном рассеивании энергии воспроизводимого звука.

Например, исследователи определили звуковые волны с частотой колебаний больше двадцати килогерц термином ультразвук. Его применяют в пределах от двадцати килогерц до ста мегагерц.

А ультразвук с частотами еще выше назвали гиперзвуком. Такие звуковые волны распространяются, например, в монокристаллах кварца и сапфира. Область использования гиперзвука достаточно обширна: с его помощью обрабатывают объемные массивы различной информации. К таким массивам информации относят оптические изображения и исследования по темам строения твердых тел.

Инфразвуком ученые назвали такие звуковые волны, частота которых составляет менее двадцати герц. Инфразвуковые волны используют для исследования структуры земной поверхности, ее недр и океана.

Примечание 2

Звуки при извержении вулканов могут обогнуть Землю. А подводные колебания низкой частоты могут распространиться через водные просторы на огромные расстояния.

Если мы рассматриваем звуки с точки зрения языкознания, тогда в сферу интересов попадает воспроизведение живыми организмами и само звучание одиночных звуковых сигналов, слогообразование, словообразование и так далее.

В языкознании под звуком подразумевают основную единицу языка, которая символизирует и воспроизводит звучание слога, слова, особенности соприкосновения звуков в единое целое. Графически звук обозначают буквой, которая стоит в квадратных скобках.

Например, буква «а» воспроизводится звуком [а].

Науку, которая работает со звуками языка, называют фонетикой. Но помимо звукового состава речи, фонетика исследует аспекты всего языка в целом. Она изучает письменную и устную речи соответственно.

А произношением звуков посредством артикуляционного аппарата занимается фонология.

Фонетикой называют раздел лингвистики, который изучает процессы восприятия и воспроизводства звуков.

Примечание 3

Лингвистика = языкознание.

Фонетические процессы охватывают деятельность артикуляционных органов, слуховой аппарат и моторно-зрительные явления, например, в случаях употребления жестового языка живым существом.

Примечание 4

Фонетика = звуки речи + способы образования + позиции в слове.

Выделяют несколько ступеней фонетического исследования:

  1. Артикуляционная.

На этой ступени ученые рассматривают механизмы и способы формирования звуков. В частности, они рассматривают, какие органы задействует живой организм для создания определенных звуков.

  1. Акустическая.

Исследователи уделяют внимание звуковым характеристикам букв, сочетаний и так далее. Например, к характеристическим особенностям звучания относят:

  • долготу;
  • амплитуду;
  • вибрацию и так далее.
  1. Фонологическая.

Термин «фонологическая» происходит от понятия «фонема». Термин обозначает минимальную единицу языка. При этом своего определенного лингвистического значения фонема не имеет.

Соответственно, фонологическая ступень подразумевает работу с фонемами и функционалом звука в языке.

  1. Перцептивная.

На это ступени исследователи изучают то, как слушатели воспринимают и обрабатывают звуки, которые поступают к ним из окружающей среды. В частности, они фиксируют различия между звуками, которые одни люди произносили, а другие, выступая в роли слушателей, услышали.

Звуки, с помощью которых человек в своей речи воспроизводит слова, отличаются друг от друга:

  • количеством их в слове;
  • набором;
  • последовательностью.

Примечание 5

К основным единицам фонетики относят: звук, ударение, слог, темп и тон.

Звуком определяют наименьшую единицу в фонетике.

Ударение показывает интенсивность выделения в речи определенного звука в слове.

Слог фиксирует самую маленькую единицу звуковой цепи.

Темп характеризует скорость речи. Ее формирует количество воспроизводимых звуков за единицу времени.

А тон определяет эмоциональную составляющую речи. Ее создает ритмическая организация звукового потока.

Особенности звуков в русском языке

Алфавит русского языка содержит тридцать три буквы. Эти тридцать три буквы воспроизводят сорок два звука.

Буквы подразделяют на согласные и гласные.

Примечание 6

Гласные буквы представлены десятью буквами русского алфавита: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Согласные буквы имеют следующие знаковые отображения: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Их количество составляет двадцать одну единицу.

Мягкий знак — ь — и твердый знак — ъ — не относят ни к гласным, ни к согласным буквам.

Звуки тоже разделяют на гласные и согласные, а также те, которые не имеют звукового отображения.

Примечание 7

Десять гласных букв дают шесть гласных звуков.

А двадцать одна согласная буква воспроизводят тридцать шесть согласных звуков.

Твердый и мягкий знаки не имеют звучания.

Чтобы письменно обозначить вариант звучания слова русского языка, ввели транскрипцию — запись слова посредством звуковых обозначений в квадратных скобках.

Примечание 8

Транскрипция показывает правильность звучания слова.

Пример 1

Приведите вариант транскрипции слова «кот»: Кот — [к о т]: буква к обозначает звук [к], о — [о], а буква т — [т].

Для русского языка характерна замена гласных звуков, поэтому нет четкого сопоставления букв и звуков. Подмена звучаний зависит от места ударения, выпадения согласных звуков, некоторых буквенных сочетаний и так далее.

В основном, человек воспроизводит звуки через выдыхание воздуха. Но можно привести исключение. Например, междометие «а-а» при окраске страха отражает звук в процессе вдыхания.

Деление звуков на гласные и согласные произошло из-за особенностей их воспроизведения индивидом.

Звуки, которые обозначают гласные буквы, воспроизводятся через рот с помощью выдыхаемого воздуха. Он идет через голосовые связки, которые в моменты озвучивания гласных напрягаются.

Сочетание «голос + шум» воспроизводит согласные звуки. В этот момент воздух, который мы выдыхаем, на пути встречает препятствия. Таким препятствием может быть, например, зубной ряд.

Примечание 9

Для облегчения понимания и определения звуков следует помнить, что гласные звуки звонкие при произношении, а согласные — приглушенные; гласные звуки певучи, в отличие от согласных их можно растягивать.

Некоторые авторы методик используют цветовые схемы для разграничения звуков гласных и согласных букв.

Так, гласные буквы закрашивают красным цветом.

Встречаются двойное окрашивание гласных букв в красный и зеленый цвета. Таким образом отмечают йотированные гласные, о которых поговорим позже.

Согласные буквы закрашивают в синие и зеленые цвета. Если согласная буква имеет твердый звук, то выбирают синий цвет, а если мягкий — то зеленый. В случае, когда возможны варианты мягкости или твердости звука буквы — закрашивают букву в синий и зеленый цвета. Но в фонетическом разборе буква не может одновременно иметь и мягкий, и твердый звук, поэтому здесь указана возможность буквы иметь мягкое или твердое звучание.

Гласные звуки

Название гласных звуков произошло от слова «глас». Им ранее обозначали само понятие голоса.

Мы знаем, что в процессе воспроизведения гласных звуков при артикуляции поток воздух проходит свободно. Он и не встречает на своем пути существенных преград. И над гортанью не создается ощутимого воздушного давления, которое бы затрудняло прохождение воздуха.

Звуки, которые при воспроизведении требуют напряжения голосовых связок и выходят через гортань, называют гласными. Их можно растягивать.

Противоположная ситуация возникает при озвучивании согласных букв.

Нам известно о шести гласных звуках, которые обозначают следующим образом:

Буквы Звуки
а [а]
я [а]
о [о]
ё [о]
у [у]
ю [у]
ы [ы]
и [и]
е [э]
э [э]

Гласные звуки классифицируют на:

  1. Безударные.

Звук станет безударным в том случае, когда на него не будет падать ударение. То есть гласная буква в слоге станет безударной. Соответственно, такой слог называют безударным. Иногда говорят о «безударных гласных».

Безударные гласные, в отличие от ударных, существуют в более слабой позиции. Такие гласные могут подвергнуть изменению.

  1. Ударные.

Звук считают ударным в том случае, когда ударение падает на слог с соответствующей гласной буквой. Слог в этом случае называют ударным. Встречается словосочетание «ударная гласная».

Считают, что ударные гласные находятся в более сильной позиции. Чтобы их произнести, нужна сила.

Ударения разделяют на основные и второстепенные. Здесь акцент делают посредством интонационного выделения. В случае основного ударения — сильная интонация, второстепенного — слабая.

Буквы е, ё, ю, я называют йотированными. Для них характерно воспроизведение одновременно двух звуков в случаях:

  • если буква, обозначающая звуки, стоит в начале слова;

Пример 2

Приведем фрагмент фонетического разбора слова «ёжик». Ёжик — 2 слога, первый слог под ударением.

ё [й’]
[о]
ж [ж]
и [ы]
к [к]

 

Буква ё в данном примере обозначает сразу два звука — согласный мягкий [й’] и гласный [о], который находится под ударением. О согласных звуках поговорим ниже.

Буква и воспроизводит звук [ы].

  • если две гласные стоят друг за другом;

Пример 3

Рассмотрим фрагмент фонетического разбора слова «грация». Грация — 3 слога, первый слог под ударением.

г [г]
р [р]
а [а]
ц [ц]
и [ы]
я [й]
[а]

 

Буква я, которая стоит после гласной буквы и воспроизводит два звука: [й’] и [а].

  • когда гласная стоит после твердого или мягкого знаков.

Пример 4

Приведем образец фонетического разбора слова «вьюга»: Вьюга — 2 слога, первый слог под ударением.

в [в’]
ь [-]
ю [й]
[у]
г [г]
а [а]

Буква ю стоит после мягкого знака и обозначает два звука: [й’] и [у].

Еще одна классификация гласных звуков подразумевает их разделение на лабиализованные и нелабиализованные.

Лабиализация подразумевает так называемое «огубление» звука = изменение формы и напряжения губ. Например, выпячивание губ. К лабиализованным звукам относят гласные у и о.

И звуки разделяют по уровню подъема языка. Он может варьироваться в зависимости, например, от диалекта или ударения.

Звук  Подъем языка
[а] Средний нижний
[о] Задний средний
[и] Передний верхний
Средний верхний
[у] Задний верхний
[э] Передний средний

 

Согласные звуки

 

Согласные звуки воспроизводят благодаря препятствиям н выходе из артикуляционного аппарата.

Рассмотрим согласные звуки.

Их разделяют на мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Также они бывают парными или непарными.

Буква Звуки
б [б], [б’]
в [в], [в’]
г [г], [г’]
д [д], [д’]
ж [ж]
з [з], [з’]
й [й’]
к [к], [к’]
л [л], [л’]
м [м], [м’]
н [н], [н’]
п [п], [п’]
р [р], [р’]
с [с], [с’]
т [т], [т’]
ф [ф], [ф’]
х [х, [х’]
ц [ц]
ч [ч’]
ш [ш]
щ [щ’]

 

Из таблицы, приведенной выше, видно, что есть буквы, которые имеют только твердые или только мягкие звуки. Так, буквы ж, ш, ц всегда твердые. А согласные й, ч, щ всегда мягкие. Мягкость обозначают апострофом: [_].

 

Твердые и мягкие согласные подразделяют на парные и непарные. Считают, что если согласная буква может воспроизводить либо мягкий, либо твердый звук, то она относится к парным. В противном случае — к непарным.

Согласный звук будет мягким в том случае, когда после него стоят гласные е, ё, ю, я. Но существуют исключения из этого правила. К таким исключениям относят заимствованные слова с буквой «е», которая воспроизводит звук [э]. Например, в слове менеджер.

Также согласная буква будет обладать мягким звучанием при наличии стоящего после нее мягкого знака. Примером может служить слово тень для звука [н’].

Пример 5

Сравним фонетическое звучание буквы м словах мёд и мот. В слове мёд буква м имеет мягкий звук [м‘], так как после согласной стоит гласная ё. А в слове мот буква м обладает твердым звуком [м]. Получаем пару по мягкости / твердости — [м‘] / [м].

Звонкие и глухие согласные различают посредством произношения. Для воспроизведения глухих согласных человек почти прикрывает рот. В процессе звуковой передачи не участвуют связки. А в случае звонких согласных функционируют голосовые связки. И в процессе необходимо больше воздуха.

Звуки Звонкие  Глухие
Парные согласные [б] и [б’] [п] и [п’]
[в] и [в’] [ф] и [ф’]
[д] и [д’] [т] и [т’]
[ж]

[ш]

[з] и [з’] [с] и [с’]
[г] и [г’] [к] и [к’]
Непарные согласные [л’] и [л] [х’], [х], [ч’], [щ’], [ц]
[м’] и [м]
[н’] и [н]
[р’] и [р]
[й’]

 

Другая классификация согласных букв предполагает их разделение на сонорные, шумные и шипящие. Например, сонорными называют согласные звуки звонкие и непарные одновременно. Всего их девять.

 

А шумные согласные делят на звонкие и глухие. Шумных звонких согласных одиннадцать, а шумных глухих — шестнадцать. Их различают по звучанию.

Еще одна классификация предполагает разбор согласных звуков по способу формирования и воспроизведения.

Например, звуки [б] и [п’] относят к губно-губным смычным. А звук [ц] воспроизводят зубно-слитным образом.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Гласные звуки в русском языке

Связная, членораздельная и понятная речь невообразима без использования гласных звуков. Несмотря на то, что в русском языке их всего 6, они отличаются большим разнообразием характеристик и дают представление об универсальных законах звукообразования, изучаемых фонетикой.

Содержание

  1. Гласность звуков
  2. Системы гласных
  3. Образование гласных звуков
  4. Ударные и безударные гласные звуки
  5. Йотированные гласные звуки
  6. Фонетический разбор гласного звука
  7. Различительные признаки гласных
  8. Подъём
  9. Ряд
  10. Огубленность (лабиализация)
  11. Назализация
  12. Фонация
  13. Положение корня языка
  14. Дополнительные артикуляции
  15. Эризация
  16. «Напряжённость»
  17. Долгота
  18. Шва
  19. Акустика
  20. Фонология
  21. Дифтонги и трифтонги

Гласность звуков

Гласные представляют собой тип звуков, во время произнесения которых поток воздуха, проходя через гортань или носовую полость, не встречает препятствий. Голосовые связки колеблются воздушной струей. В этот момент они напряжены и сдвинуты.

СПРАВКА! Иногда гласные называют «ртораскрывателями», так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных — «ртосмыкателей», ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

Дифференциация гласных достигается благодаря изменению формы резонатора. Это может быть смена положения тела или корня языка, губ. В языках народов мира также возможна носовая артикуляция и фонация.

Системы гласных

Система гласных называется вокализмом (vokalis в переводе с латинского означает «голосовой»).

В русском языке используются 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]).

Гласные являются слогообразующими, то есть количество слогов в слове равно количеству гласных звуков в нем.

Образование гласных звуков

Любой звук начинается с выхода воздуха из легких, затем он направляется в гортань и выдыхается через рот или нос.

Когда мы произносим гласные звуки, колеблются наши голосовые связки в гортани — две мягкие складки мышц. В режиме обычного дыхания этот орган находится в расслабленном состоянии. Если же связки натягиваются и сближаются, образуя между собой узкую щель, поток воздуха вызывает колебания.

Затем образованная голосом воздушная струя свободно и беспрепятственно проходит через ротовую полость. Таким образом, гласный звук имеет тон, но в нем нет шума.

Специфика звучания отдельно взятого гласного меняется в зависимости от положения языка и губ, то есть от артикуляции.

СПРАВКА! Артикуляция — это движения произносительных органов при образовании звуков.

Ударные и безударные гласные звуки

Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.

Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.

СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове «улица», [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].

Редукция не одинакова для разных звуков. Она также прямо пропорциональна темпу речи: чем быстрее речь, тем значительней редукция.

Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.

Йотированные гласные звуки

Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] — я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.

Фонетический разбор гласного звука

Фонетический разбор предполагает составление транскрипции слов и фонетическую характеристику звука. Для записи транскрипции и фонемы используют квадратные скобки, долгие гласные обозначают при помощи двоеточия, на мягкость согласного указывает апостроф после него.

Различительные признаки гласных

Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора — ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri — «губы»).

СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

Подъём

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

  • верхним — спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
  • Средне-верхним — язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
  • Средне-нижним — звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
  • Нижним — язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

  • передним — язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
  • средним — язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
  • задним — тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют «темными».

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо «пол» [пол] — [п’ол], вместо «пульт» [пул’т] — [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора — ротовой полости — можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго — [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация — артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект — гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

  1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
  2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

  • скрипучего голоса (вьетнамский),
  • глухих гласных (японский).

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

  • выдвинутое вперёд,
  • отодвинутое назад.

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

  • «напряжённые» или кардинальные гласные,
  • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота — характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: «Маааам! Мне дуууует»).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот — самый короткий.

Например, «Валентин» — содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии — [и:] на конце).

Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

  • live — leave,
  • dock — dork,
  • bins — beans,
  • ship — sheep.

Шва

Шва (в переводе с иврита «ничего») — это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: «корова» — [ка′рoвə], «собака» — [са′бaкə].

Акустика

Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

  • частоту, которая определяет высоту звука;
  • амплитуду, отвечающую за его силу;
  • сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.

Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

  1. все — вокальные, так как образованы тоном;
  2. все — неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
  3. все — непрерывные;
  4. гласные переднего ряда ([э], [и]) — высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) — низкие;
  5. гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) — компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) — диффузные;
  6. огубленные гласные [о], [у] — бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] — небемольные.

Фонология

Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.

Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:

  • выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
  • нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
  • определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.

Дифтонги и трифтонги

В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:

  • монофтонги,
  • дифтонги,
  • трифтонги.

Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).

СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.

Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.

Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.

Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.

русских гласных. Гласная Ы · Время говорить по-русски!

В русском языке 6 гласных , они представлены 10 буквами.
Русские гласные делятся на два основных типа: так называемые «мягко-указательные» и «твердо-указательные», потому что они указывают, является ли предшествующий согласный «твердым» или «мягким».

Сегодня на уроке мы будем учить русские гласные:
А , И , О , У , Ы , Э

Смотрите видео, слушайте и повторяйте.



только аудио:
Ваш браузер не поддерживает элемент audio.



Упражнение 1.

Прослушайте звук и выберите или коснитесь нужного звука.



А Ваш браузер не поддерживает элемент audio. У

А Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Э

А Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Ы

О Ваш браузер не поддерживает элемент audio. А

О Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Э

О Ваш браузер не поддерживает элемент audio. И

У Ваш браузер не поддерживает элемент audio. А

У Ваш браузер не поддерживает элемент audio. О

У Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Э

У Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Ы

Э Ваш браузер не поддерживает элемент audio. А

Э Ваш браузер не поддерживает элемент audio. У

Э Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Ы

И Ваш браузер не поддерживает элемент audio. А

И Ваш браузер не поддерживает элемент audio. О

И Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Э

И Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Ы

Ы Ваш браузер не поддерживает элемент audio. А

Ы Ваш браузер не поддерживает элемент audio. О

Ы Ваш браузер не поддерживает элемент audio. У

Ы Ваш браузер не поддерживает элемент audio. И

Ы Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Э

Вы можете прослушать все упражнение еще раз и проверить, все ли у вас получилось здесь:

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Ответы:

А-Э-Ы-О-Э-И-У-О-У-Ы-Э-У-Ы-И-И-Э-Ы-Ы-О-Ы-Ы-Э



Ы или И ?

Теперь пришло время потренировать произношение звуков Ы и И .

Русский звук Ы [ ɨ ] доставляет много хлопот тем, у кого нет этого звука в родном языке. Но практика делает совершенным! Просто слушайте аудио и попробуйте скопировать звук на аудио, и вы получите хорошие результаты!

Смотрите видео, слушайте и повторяйте.



только аудио:
Ваш браузер не поддерживает элемент audio.



Упражнение 2.

Прослушайте звук и выберите или коснитесь правильного звука.



МЫ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. МИ

МЫ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. МИ

НИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. НЮ

НИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. НУ

ВИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ВЫ

ВИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ВЫ

ПИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ПИ

ФИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ФЫ

ДИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ДЫ

ТИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ТЫ

ТИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ТУ

ЗИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. ЗЫ

СИ Ваш браузер не поддерживает элемент audio. СЫ


Вы можете прослушать все упражнение еще раз и проверить, все ли у вас получилось здесь:

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *