Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Императивный стиль общения: 9. Типы общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

9. Типы общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера.

Пример: Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Пример: Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

10. Виды речи. Внутренняя и внешняя речь. Письменная, устная и аффективная речь. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь.

Внешняя речь включает в себя: устную (диалогическую, монологическую, полилогическую, аффективную).

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Под аффективной речью имеются в виду восклицания, междометия или привычные речения. Полилогическая речь (полилог) или групповая речь, представляет собой форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий.

Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

В обыденной жизни преобладает устная речь, ее считают ведущей. Но постепенно все большее влияние на устную речь начинает оказывать письменная. Письменная речь – речь подготовленная. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Внутренняя форма речи

Выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической.

Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

11. Невербальные средства общения. Паралингвистическая система знаков.

Невербальная коммуникация включает: Визуальные виды общения — это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

К паралингвистической системе знаков («пара» — находящийся рядом, возле) относятся диапазон, тональность, тембр голоса.

Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства выражаются независимо от значения слов. Энтузиазм, радость, недоверие обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и. высоты звуков. Печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

23. Типы общения. Императивный, манипуляторный, диалогический

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению».

При коммуникативной стороне общения – информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При одинаковом понимании ситуации общения происходит эффективная передача информации. Однако не маловажна и обратная связь, при её отсутствии не происходит обмена информацией. Во время интервью рекрутер подробно рассказывает информацию о вакансии, полученную от заказчика, кандидат – о своей личности. Впоследствии вакансия может корректироваться, но это зависит от обратной связи, которую даст рекрутер заказчику.

При интерактивной стороне общения речь идет о тех компонентах общения, которые связаны с организацией совместной деятельности. В рекрутинге такой деятельностью выступает подбор подходящей работы, которую рекрутер и кандидат совместно осуществляют. Теория взаимодействия выделяет несколько стилей поведения в ходе общения: ритуальный – задан традициями, манипулятивный – воздействие, гуманистический – взаимная поддержка. Конечно, на практике часто происходит смешение стилей, но наиболее соответствует смыслу взаимодействия гуманистический.

Также существуют различные позиции взаимодействия. Согласно Э. Берну, это позиции Родителя («Надо»), Взрослого («Хочу и Надо»), Ребенка («Хочу»). Для рекрутера наиболее эффективна позиция Взрослого. Однако, как утверждает Г. М. Андреева, главное – адекватное согласование стилей.

Перцептивная сторона общения является обязательной составляющей частью процесса коммуникации. Существуют механизмы межличностного восприятия, такие как идентификация (отождествление себя с другим), эмпатия (эмоциональный отклик на проблему человека), рефлексация (осознание действующим партнером, как он воспринимается другим партнером), каузальная атрибуция (процесс приписывания другому человеку причин его поведения). Самое интересное заключается в эффектах межличностного восприятия: эффект первого восприятия (влияние первичной информации), эффект ореола (влияние ранее сформированного образа), эффект первичности и новизны (порядок предъявления информации), стереотипизация.

Детские специалисты по речи и языку | Помогите ребенку стать независимым мыслителем с помощью декларативного языка

Пт, 2 августа 2019 г.

Когда нам кажется, что мы постоянно даем нашим детям указания или команды, вполне вероятно, что мы используем стиль общения «императивный язык». Императивный язык используется, когда мы что-то просим или требуем («Садитесь в машину»), даем выбор («Хотели бы вы машину или пузыри») или задаем вопросы («Сколько вам лет?»). Когда мы просим ребенка следовать указаниям или отвечать на вопросы с правильным или неправильным ответом, мы проверяем его понимание, но не просим его решить проблему. Когда мы постоянно говорим ребенку, что и когда делать, ему не нужно учиться думать самостоятельно. Вы думаете… «Хм, если бы я не сказал ей положить эти балетки в сумку, туфель не было бы там, когда пришло время балета. Я заплачу цену, потому что мне придется принести их ей. Господи, что мне сделать, чтобы это не продолжалось вечно?»

Что ты умеешь делать?

Пришло время использовать с ней «декларативный язык» или стиль разговора. Этот тип коммуникации не предъявляет к слушателю прямых требований. Итак, что такое декларативный язык, интересно вам? С помощью декларативного языка вы делитесь с ней опытом и думаете вслух, чтобы она услышала, что вы думаете и замечаете. Мы предлагаем ей понаблюдать за контекстом взаимодействия, подумать о том, что она знает и что нужно сделать. Помните, что мы хотим заставить ее думать и придумывать собственные решения. Итак, вы моделируете для нее свой мыслительный процесс, чтобы она могла начать развивать свой собственный внутренний голос, а затем самостоятельно сделать важный вывод. Декларативный язык включает приглашения («Давай покатаемся на велосипедах»), утверждения («Я устал кататься на велосипедах!») и рассказы о себе («Я иду в гараж за своим велосипедом».)

Когда вы используете декларативный язык, вы комментируете или делаете заявления вслух о том, что вы оба думаете. Линда Мерфи M.S., CCC-SLP, CEIS , консультант по развитию отношений , делится следующим: «Декларативная формулировка может включать:

  • Глаголы, говорящие о нашем мыслительном процессе, такие как: думать, удивляться, знать, помнить, забывать, решать и воображать.
  • Наблюдательные слова, относящиеся к нашим чувствам, такие как: замечать, слышать, видеть, обонять и чувствовать. («Хммм, я заметил…»)
  • Слова или фразы, передающие эмоции, такие как: Я не уверен, мне нравится, мне не нравится, я чувствую себя счастливым, глупым, взволнованным, испуганным, нервным, смущенным или расстроенным.
  • Местоимения первого лица, такие как: Я, мы или нас.
  • Слова неопределенности или возможности, такие как: может быть, возможно, возможно, возможно и иногда».

Давайте посмотрим на различия между императивным и декларативным языком:

Императивный язык не оставляет места для решения проблемы, поскольку это конкретное, подробное указание или вопрос. Есть правильный и неправильный ответ. Как правило, цель для нас состоит в том, чтобы «получить что-то» от другого человека. Например: «Сара, почисти свои краски и кисти». Здесь мы хотели, чтобы она убрала свой беспорядок.

Мы хотим научить детей видеть общую картину, чтобы они могли начать создавать более одного решения проблемы. Напротив, мы хотим сказать Саре: «Мы должны пойти к бабушке через десять минут, что тебе нужно сделать, прежде чем мы пойдем?» Это дает Саре возможность сделать шаг назад, заметить кисти, бутылки с краской и раковину. Это позволяет ей думать и решать проблемы независимо, оставляя открытой возможность того, что на самом деле может быть более одного решения. Возможно, ей нужно убрать краски, взять туфли и взять новую книгу, которую она хочет показать бабушке, чтобы быть готовой к работе.

Задавая вопросы , не спешите давать ответ. Старайтесь поощрять мыслительный процесс.

  • «Сколько печенья достаточно?»
  • «Интересно, почему мистер Бен это делает…»
  • «Хороший вопрос, как мы можем…»
  • «Кто об этом знает — метеоролог?»

Не указывайте ребенку, что делать. Придержите свои инстинкты, чтобы дать ребенку пошаговый список того, что нужно сделать, чтобы завершить проект. Вместо этого подавайте сигналы, если это необходимо, чтобы поощрять независимое мышление, чтобы ваш ребенок знал, что делать:

  • «Как вы узнаете, что вам нужно?»
  • «Как ты узнаешь, что важнее всего?»
  • «Как вы собираетесь решить, где это установить?»
  • «Как ты собираешься решать, что делать в первую очередь?»
  • «Как вы узнаете, когда закончите?»
  • «Как это получилось?»
  • «Как вы думаете, сколько времени это заняло?»
  • «Как ты сумел/узнал, как это сделать?»
  • «Вы бы поступили иначе?»

Вот несколько сценариев, которые могут помочь вам лучше понять, как декларативный язык может помочь вашему ребенку стать независимым мыслителем:

  • Ваш восьмилетний сын смотрит телевизор, и через тридцать минут ему нужно идти на тренировку по баскетболу. Вы говорите: «Хм, я заметил, что твой старший брат готовится к тренировке».

Вы думаете вслух, чтобы он услышал то, что вы замечаете. Вы приглашаете его понаблюдать, подумать о том, что он знает и что нужно сделать. Помните, что мы хотим заставить его задуматься и придумать собственное решение или план действий. Надеюсь, он наденет свою тренировочную одежду и возьмет с собой мяч.

  • Ваша 14-летняя дочь постоянно оставляет шкафы на кухне открытыми. Каждый раз, когда она это делает, ты говоришь: «Закрой шкаф!» Верно? Вместо этого давайте использовать декларативные операторы. Вы можете сказать: «Рэйчел, прежде чем сесть за стол, как должна выглядеть кухня?»

Какая разница? Что ж, Рэйчел должна заметить: «Хорошо, дверцы шкафа открыты. Упс, это сигнал, их надо закрыть. Это требует гораздо более продвинутого мышления, чем императивная команда «Закрой шкаф!»

Когда речь идет о безопасности вашего ребенка, нет необходимости использовать декларативный оператор. Просто быстро и настоятельно требуйте от ребенка того, что вам нужно. «Останавливаться! Не ходи туда».

Если ваш ребенок не отвечает на декларативные утверждения, не продолжайте использовать декларативные утверждения. Возможно, ваш ребенок не готов учиться самостоятельно решать проблемы.

Перемены даются всем нам тяжело. Изменение стиля речи требует времени и усилий. Это не просто. Когда вы взаимодействуете со своим ребенком, вам нужно замедлиться и быть внимательным. Старайтесь делать маленькие шаги, чтобы не переутомляться. Используя этот стиль речи, вы подталкиваете ребенка к тому, чтобы он начал самостоятельно принимать решения.

Ссылки

  • Мерфи. Л., 2015 г. в Алфорде, Э., Важность декларативного языка, Блог сообщества RDI Connect, 28 июня 2017 г.
  • Уорд, С., и Якобсен, К., www.cognitiveconnections.com получено в 2015 г.

Помогите своему ребенку саморегулироваться с помощью декларативного языка

Давайте отправимся в путешествие по закоулкам памяти… 

Я (Кэти) работаю логопедом уже почти 11 лет, но первые несколько месяцев я помню так же, как они. случилось вчера. Только что окончивший аспирантуру, работающий в крупной частной практике, я был ближе по возрасту к некоторым своим клиентам, чем к их родителям… и это определенно было заметно! Мне было около 20 лет, и у меня не было собственных детей, и мне было невероятно страшно проходить тренинги для родителей. К несчастью для меня, 26-летнего, работа в частной практике означает, что родители, как правило, очень вовлечены в процесс терапии, поэтому прятаться в моем офисе было невозможно!

Честно говоря, мне потребовалось долгих времени, чтобы по-настоящему чувствовать себя комфортно, давая отзывы родителям. К счастью, я присоединился к практике, в которой работало несколько опытных клиницистов, и они поделились своими лучшими стратегиями вовлечения родителей в процесс терапии. С годами мне стало действительно нравиться, что родители находятся в моем офисе (нет нужды прятаться!), и я поняла, насколько быстрее мы можем добиться прогресса, если регулярно общаемся с опекунами.

Декларативный язык (секретное оружие SLP!)

Одним из первых инструментов, который я узнал от своих наставников-терапевтов, была важность использования декларативного языка (вместо императивного языка ), и я быстро научился делиться этой идеей с родителями. Казалось, что этот простой «трюк» сильно изменил жизнь моих клиентов и почти сразу же улучшил отношения между родителем и ребенком. Я начал исследовать и понял, что многие другие SLP (Линда Мерфи, Сара Уорд, Кристен Якобсон и другие) тоже говорили об этом! В этом посте я объясню разницу между этими двумя стилями общения и расскажу о преимуществах использования декларативного языка во многих случаях. Мой опыт в основном связан с работой с детьми с языковыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, СДВГ и проблемами в обучении; однако эти инструменты также работают с типичными детьми. На самом деле, я регулярно использую их со своими детьми.

Для начала давайте убедимся, что у нас есть все важные термины.

Что такое повелительное наклонение?

Проще говоря, императивный язык требует ответа. Это может быть проблемой для детей, особенно если у них есть языковые нарушения. Примеры повелительного наклонения включают:

  • Прямые вопросы
    • «Что ты делал сегодня в школе?»
    • «Какого цвета твоя рубашка?»
    • «Как попрощаться с бабушкой?»
  • Отдача команд
    • «Возьми книгу и садись, пора читать».
    • «Смотри на меня, когда я говорю».
    • «Дайте мне белые носки».

Важно отметить, что для родителей в определенных ситуациях необходим императивный язык. Если вам нужно выйти за дверь к 7:15 утра со всеми коробками для завтрака, бутылками с водой, подписанными бланками разрешений, зимней экипировкой и футбольной формой… давайте будем честными, нам всем иногда приходится использовать императивные выражения! Кроме того, когда я вижу родителей, использующих много императивных выражений со своими детьми, я часто понимаю, что эти родители изо всех сил стараются показать, что их ребенок знает, или помочь им стать успешными коммуникаторами. Однако этот тип взаимодействия не обязательно ведет к обмену мнениями или общему удовольствию. Вместо этого один человек контролирует ситуацию, в то время как другой человек должен дать ответ/отклик. Это не тот тип языка, который мы хотим использовать для построения отношений или помощи нашим детям в развитии их навыков саморегуляции/исполнительной функции.

Что такое декларативный язык?

Декларативный язык отличается тем, что не требует ответа от другого лица. Цель декларативного языка — поделиться информацией, которая затем предлагает ребенку участвовать на своих условиях. Интересно, что многие дети на самом деле реагируют лучше на декларативную речь, и в итоге их общение улучшается! Примеры декларативного языка включают:

  • Утверждения, которые разделяют наши собственные чувства или переживания
    • «Мне понравился этот фильм. Больше всего мне понравилось…»
    • «Я хочу пиццы».
  • Комментарии или описания
    • «Мой день был таким сумасшедшим! Я опоздал в школу из-за пробок!»
    • «Вау, небо сегодня розово-оранжевое».
  • Похвала
    • «Ты отлично умеешь…»
    • «Мне нравится, как ты выслушал дедушкину историю».
  • Утверждения для размышлений вслух/решения проблем (это мои любимые)
    • «Интересно, что произойдет, если мы попытаемся…»
    • «Мне любопытно, почему сегодня утром трава такая грязная».
    • «В прошлый раз, когда мы пробовали ____, получилось не очень хорошо! На этот раз я собираюсь попробовать ____».

Чем полезен декларативный язык?
  • Позволяет нашим детям «слышать наши мысли» и учиться саморегуляции. По мере развития речи маленькие дети рассказывают о своих действиях вслух. Примерно в возрасте 4 или 5 лет это превращается в их «внутренний голос», и они делают это внутренне. Мы можем дать детям модель, чтобы они начали развивать свой собственный внутренний голос.
  • Развивает исполнительные навыки, такие как умение делать выводы и решать проблемы. Вы помните, когда вы были ребенком, и казалось, что взрослые все время знали, что делать? Теперь, когда мы взрослые, разве это не смешно?? А если серьезно, то, поскольку взрослые постоянно решают проблемы в уме, дети не осознают, сколько усилий это требует. Когда вы начинаете решать проблемы вслух перед ребенком, вы вовлекаете их в свой мыслительный процесс. Время от времени они могут даже удивлять вас решением! Как это выглядит в реальной жизни? Вы можете сказать (вслух) по дороге домой:  «Ой, эта дорога впереди закрыта. Вместо того, чтобы сидеть в этом потоке, я собираюсь развернуться и попробовать другой маршрут. Но так как мы опаздываем, у меня, вероятно, не будет времени приготовить ужин, который я планировал. Приготовим блины, так будет быстрее. Я позвоню папе и попрошу его начать готовить».  Вы показываете ребенку, как решать проблемы, как сохранять спокойствие под давлением и как быть гибким.
  • Поощряет любознательность и социальные интересы у детей. Вместо того, чтобы учить детей просто выполнять наши команды, этот стиль общения дает детям возможность использовать язык более аутентичным образом. Одним из аспектов социального развития, над которым я работаю со многими своими клиентами, является концепция социального удивления. В то время как многие дети могут задавать вопросы (например, кто, что, где), когда им прямо подсказывают, основной навык в этом случае – это задаваться вопросом о другом человеке! Если вам ничего не интересно, у вас нет причин задавать вопросы. С другой стороны, когда ребенок любопытен, задавать вопросы становится более естественно.
  • Способствует социальной взаимности. Когда взаимодействие основано в основном на императивном языке, на другого человека оказывается сильное давление, чтобы он ответил! Как и на собеседовании при приеме на работу, если кто-то постоянно задает прямые вопросы, это может быть утомительно… и это не похоже на улицу с двусторонним движением. Декларативный язык предлагает более равную динамику, что означает, что взаимодействие может быть общим опытом (а не односторонним).

Какие примеры декларативного языка я могу использовать со своим ребенком?
  • Моя любимая часть была…
  • Я люблю ____ с тобой!
  • Я чувствую…
  • Я заметил…
  • Пахнет/звучит/выглядит как
  • Меня беспокоит…
  • Мне интересно, что произойдет, если…
  • Я думаю о…
  • Я понял..
  • Когда… случается, мне это не нравится.
  • Я забыл о…

Мы хотим услышать, как это происходит с вами и вашим ребенком!  

Если вы еще не подписаны на нас в социальных сетях, прыгайте и подписывайтесь на нас. Наше сообщество быстро растет, и в ближайшие несколько недель у нас появится несколько экспертов, которые займутся нашим Instagram и блогом. Вы не захотите пропустить это! Кроме того, знаете ли вы, что у нас есть онлайн-курс по воспитанию детей с СДВГ? Мы разработали этот курс «Создание спокойствия» так, чтобы он был посвящен вам, вашему ребенку, и помог вам решить любые родительские проблемы, с которыми вы сталкиваетесь. Мы здесь ради тебя!

 Хорошей недели, 

 
Содержание этого сайта является мнением партнеров The Childhood Collective PLLC, если не указано иное. Информация на этом сайте не предназначена для диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний и не предназначена для индивидуального медицинского/психологического консультирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *