интериоризация | это… Что такое интериоризация?
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (с. 282) (от франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии — в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.
В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления.
Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное. Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые. Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин.
Для Пиаже интериоризация — явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.Любопытно, что в современных англоязыгчных психологических словарях нет термина интериоризация, самым близким по значению и звучанию является понятие интврнализация, которое используется и в психоанализе. Для психоаналитиков интериоризация — это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты. В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р.Шафер, У.Мейснер, Г.Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.
Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации
), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.
А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид
В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интвриоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.
Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.
Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.
Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.
Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.
Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.
Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.
Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин интериоризации. По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.
Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план — не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации. Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий.
Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.
Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин интериоризация, он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.
Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С. Л.Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней психической деятельности из внешней материальной. Он считал, что интериоризация — не «механизм», а лишь результат, характеристика .направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов — в качестве компонента внешнего практического действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.
По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.
Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальныйматериализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.
Интериоризация — что это такое?
Интериоризация – глубинное развитие личности при взаимодействии с другими. Человек способен оценивать сам себя, выбирать деятельность и контролировать ее ход, усваивать ценности общества.Теория интериоризации нашла свое применение в таких смежных науках как: философия, психология, педагогика и социология.
Интериоризация — это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходит процессы:
- развитие мышления;
- созревание и становление функций психики в целом;
- формирование жизненного опыта;
- социализация человека.
Что такое интериоризация в психологии?
Вся внешняя деятельность человека регулируется внутренней психической деятельностью. Интериоризация в психологии — это изучение процессов переработки информации поступающей извне внутрь. Человек оперирует различными сложными действиями, так формируется опыт, который позволяет осуществлять предметную деятельность уже в уме – умственные операции без участия самих предметов. Образование устойчивых структурных единиц сознания помогает личности «перемещаться» умственно в разные времена.
Изучением интериоризации занимались психологи Ж. Пиаже, Л. Выготский по мнению которых, любая психическая функция изначально складывается как внешняя, затем в процессе интериоризации укореняется в самой психике человека. Становление речи происходит в процессе интериоризации и формируется в три стадии:
- Взрослые своей речью воздействуют на ребенка, побуждая его к действиям.
- Ребенок перенимает способы общения и уже сам начинает воздействовать на взрослого.
- В дальнейшем, ребенок воздействует словом сам на себя.
Что такое интериоризация в педагогике?
Интериоризация в педагогике — это важный процесс развития сознания личности учащегося и ему отводится важное место и результат процесса преследует не только приобретение новых знаний учащимися, но и преобразование структуры личности. Успешная интериоризация школьников зависит от личности самих педагогов. Считается, что первостепенными аспектами в педагогике является воспитательный процесс и интериоризация человеческих ценностей, которые способствуют:
- развитию гармоничной личности учащегося;
- формированию устойчивой мотивационной сферы;
- усвоению моральных и этических ценностей и норм общества.
Интериоризация в философии
Понятие интериоризации взяли на вооружение и философы. Практическая деятельность – это способ познания мира и бытия. Раздел философии – гносеология видит в практической деятельности критерий истины, но сама практика при этом является лишь средством формирования эмпирического знания. Д.В. Пивоваров сделал вывод: опыт человека формируется из практической деятельности путем сопоставления с имеющейся теоретической составляющей о предмете. Принцип интериоризации в философии указывает на то, что познавательная деятельность человека – это способ осмыслить бытие.
Интериоризация в социологии
Социальная интериоризация процесс формирования единства и значимости человека как социальной единицы через усвоение личностью ценностей, норм и культурного наследия. Общество постоянно развивается и личность должна адаптироваться под меняющиеся условия социума. Социологи считают, что развитие индивидуальности происходит в результате совместной практической деятельности. Механизм интериоризации человека состоит из трех граней:
- Индивидуализация. Теория Л. Выготского о ближайшей зоне развития ребенка показывает насколько важно совместное интерпсихическое выполнение пока еще незнакомых действий для ребенка – это формирует в последующем интрапсихическую (индивидуальную) деятельность.
- Интимизация. «Мы» становится «Я». Дети до 2-х лет, говорят о себе в 3-м лице – называют себя по имени, как их зовут взрослые. Переход к «Я» — происходит осознание себя и превалирования смысла над значением.
- Производство внутреннего плана сознания или кристаллизация личности. На этом этапе происходит экстериоризация — процесс отдачи наружу переработанного знания, информации, опыта. Присвоение и овладение устойчивыми паттернами поведения.
Статьи по теме:
Пунктуальность — это хорошо или плохо и выработать в себе пунктуальность? Пунктуальность – важное качество, которое стремятся развивать в себе ответственные люди, бизнесмены, руководители и те, кто понимают, что время — самая ценная вещь, а злоупотребление чужим, может сослужить плохую репутацию. |
Сибарит — что это за человек и что такое сибаритство? Устаревшее слово сибарит приобрело в наше время новый смысл. Так можно смело называть мажоров и нуворишей, кто бездумно тратит миллионы на свои «понты». Не всем известна его история появления и истинное значение. |
Бодипозитив как движение против стереотипов женской красоты Что значит бодипозитив, когда возникло это движение и почему оно вызывает много споров и критики — часто задаваемые вопросы, ведь научиться принимать и любить свое тело — важно для каждого человека и многие к этому стремятся. | Кто такой позер в молодежном сленге? Информация о том, кто такой позер, для многих является интересной, ведь в молодежном сленге этот термин используется часто. На самом деле людей, к которым можно применять это понятие, много в современном обществе. |
Внутреннее определение и значение — Merriam-Webster
in·te·ri·or·ize in-ˈtir-ē-ə-ˌrīz
переходный глагол
: сделать интерьер
специально : сделать частью своего внутреннего существа или ментальной структуры
интериоризация
ин-ˌtir-ē-ə-rə-zā-shən
существительное
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Но для меня современное искусство должно быть связано с тем, как сами художники интериоризируют внешнее. Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 16 марта 2021 г. Спектакль был слишком хорош и определенно слишком тонок и интерьер для академии. Манохла Даргис, New York Times , 30 января 2020 г.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «интериоризировать». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1906, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование interiorize было в 1906 году
Посмотреть другие слова того же года внутреннее содержание
интериоризировать
внутренние линии
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Интерьерировать».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/interiorize. По состоянию на 2 ноября 2022 г.Copy Citation
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
интериоризация – определение и значение
- Определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- переходный глагол Заставить (например, чувства) стать внутренней или внутренней частью своего ментального или духовного существа; интернализировать.
из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.
- переходный глагол (Психология) включить в себя.
из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.
- глагол переходный Усваивать; внести внутрь себя.
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- глагол включить в себя; сделать субъективным или личным
Этимологии
из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License
interior + -ize
Поддержка
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово «интерьеризировать».
Примеры
Запад пытается « интериоризировать » свое отличие от других культур — он пытается найти универсальность «антропоса».
Архив 2009-02-01
Что происходит, когда эти молодые мужчины и женщины начинают интериоризировать то, как их изображает общество в целом?
Американец, рожденный китайцем, Джин Луен Ян
Но в то же время сама природа ребенка также представляла угрозу его собственному существованию и выживанию, как было показано во многих источниках, стремившихся интериоризировать вину за неудачу крестоносцев.
Нежный возраст: культурные тревоги по поводу ребенка в двенадцатом и тринадцатом веках
На другом конце этого разговора стоит принципиальная позиция о том, что существуют объективные показатели качества письма, что мы знаем, что они из себя представляют, и что нам нужно помочь ученикам интериоризировать и стремиться к этим стандартам.
Архив 2006-12-01
На другом конце этого разговора стоит принципиальная позиция о том, что существуют объективные показатели качества письменной речи, что мы знаем, что они из себя представляют, и что нам нужно помогать учащимся интериоризируйте и стремитесь соответствовать этим стандартам.
Ответ читателя
Это первое условие: Мы сами должны интериоризировать строение, слова литургии, Слово Божие.
Ответ Папы священникам на Литургии
Бенедикт хочет пере- интериоризировать католицизм, перенаправив источники церкви из загрязненных вод прогрессивизма и материализма, вновь черпая ее соки из самых здоровых старых корней.