Психология и педагогика — тест 1
Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1
Упражнение 1:
Номер 1
Психология – это
Ответ:
 (1) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности 
 (2) конкретные факты психической жизни и психические явления. 
 (3) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. 
 (4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
Номер 2
Психика определяется как
Ответ:
 (1) основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.  
 (2) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности 
 (3) определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных) 
 (4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
Номер 3
Психология – это
Ответ:
 (1) конкретные факты психической жизни и психические явления 
 (2) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
 (3) область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных 
 (4) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности 
Упражнение 2:
Номер 1
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)
Зигмунд Фрейд | → | бессознательное |
Абрахам Маслоу | → | личный опыт человека |
К. К.Платонов | → | психические явления |
Номер 2
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)
Ответ:
Аристотель | → | душа |
Джон Уотсон | → | поведение |
П.Я.Гальперин | → | ориентировочная деятельность |
Номер 3
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)
Ответ:
Вильгельм Вундт | → | непосредственный опыт субъекта |
Платон | → | душа |
Макс Вертгеймер | → |
Упражнение 3:
Номер 1
Психические явления, определяемые как акты психической деятельности, имеющие объект отражения и регуляционную функцию, называются …
Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Номер 2
Психические явления, представляющие индивидуально-психологические особенности, которые обусловливают неповторимость человека и определяют постоянные способы его взаимодействия с миром, называются …
Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Номер 3
Психические явления, являющиеся внутренними целостными характеристиками индивидуальной психики, относительно неизменными во времени, называются …
Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Упражнение 4:
Номер 1
К эмоциональным психическим процессам относятся
Ответ:
 (1) мышление 
 (2) настроения 
 (3) принятие решения 
 (4) аффекты 
 (5) переживания 
Номер 2
К волевым психическим процессам относятся
Ответ:
 (1) волевое усилие 
 (2) ощущение 
 (3) принятие решения 
 (4) эмоции 
 (5) речь 
Номер 3
К познавательным психическим процессам относятся
Ответ:
  (1) чувства 
 (2) внимание 
 (3) волевой акт 
 (4) восприятие 
 (5) представление 
Упражнение 5:
Номер 1
По степени активации организма выделяют следующие разновидности психических состояний:
Ответ:
 (1) сознательные 
 (2) стенические 
 (3) физиологические 
 (4) неосознанные 
 (5) астенические 
Номер 2
По валентности (эмоциональному знаку воздействия) выделяют следующие разновидности психических состояний:
Ответ:
 (1) нейтральные 
 (2) эмоциональные 
 (3) положительные 
 (4) отрицательные 
 (5) интеллектуальные 
Номер 3
По степени выраженности выделяют следующие разновидности психических состояний:
Ответ:
 (1) поверхностные 
 (2) ситуативно обусловленные 
 (3) личностно обусловленные 
 (4) психофизиологические 
 (5) глубокие 
Упражнение 6:
Номер 1
Описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучения в определённых условиях – …
Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) моделирование 
 (3) наблюдение 
 (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Номер 2
Метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемых – …
Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) самонаблюдение 
 (3) наблюдение 
 (4)
 (5) интроспекция 
Номер 3
Метод наблюдения субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов – …
Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) моделирование 
 (3) интервью 
 (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Упражнение 7:
Номер 1
По хронологической организации различают следующие виды наблюдения:
Ответ:
 (1) одиночное 
 (2) лабораторное 
 (3) полевое 
 (4) лонгитюдное 
 (5) периодическое 
Номер 2
По фиксируемым объектам различают следующие виды наблюдения:
Ответ:
 (1) свободное 
 (2) выборочное 
 (3) осознанное 
 (4) сплошное 
 (5) неосознанное 
Номер 3
По степени формализации различают следующие виды наблюдения:
Ответ:
 (1) свободное 
 (2) активное 
 (3) поисковое 
 (4) аналитическое 
 (5) стандартизированное 
Упражнение 8:
Номер 1
Основоположником структурной психологии, в рамках которой изучаются структуры сознания, его элементы и законы их объединения, является
Ответ:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Номер 2
Основоположником функциональной психологии, в рамках которой изучаются функции сознания в поведении, является
Ответ:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Номер 3
Основоположником экспериментальной психологии, открывшем первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете, является
Ответ:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Упражнение 9:
Номер 1
Направление в современной психологии, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы, которые можно объективно зафиксировать
Ответ:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Номер 2
Направление в современной психологии, в рамках которого исследуются познавательные процессы (проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений)
Ответ:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Номер 3
Направление в современной психологии, в рамках которого разработан холистический подход к изучению потенциала, творчества, свободы воли, самореализации человека
Ответ:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Упражнение 10:
Номер 1
Базовая категория психологии, характеризующая человека как биологический организм, носителя общих генотипических наследственных свойств биологического вида
Ответ:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Номер 2
Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя активного, предметно-практической деятельности и познания
Ответ:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Номер 3
Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя сознания, субъекта общественных отношений, деятельности и общения
Ответ:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1
Тест с ответами по предмету педагогика и психология – пройти тест онлайн бесплатно
Авторам
8-800-333-85-44
Оформить заявку
Вход
- Справочник
- Онлайн-калькуляторы
- Тесты с ответами
Выполним любые типы работ
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Педагогика
Контрольная работа
от 1 дня /
от 100 руб
Курсовая работа
от 5 дней /
от 1800 руб
Дипломная работа
от 7 дней /
от 7950 руб
Реферат
от 1 дня /
от 700 руб
Онлайн-помощь
от 1 дня /
от 300 руб
Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!
Когнитивные процессы — Психология — 1508 слов
Введение
Слово познание стало общепринятым в психологии и в самом широком его употреблении; познание использовалось для обозначения мыслей и значений, производимых когнитивной системой вместе с психическими процессами. Некоторые из выявленных психических процессов включают; понимание, оценка, планирование, решение и мышление (Groome and Dewart, 1999). В результате когнитивная психология, как ее обычно называют, представляет собой процесс понимания и познания.
Мозг был связан с познанием, посредством которого различные мозги участвуют в обработке информации между организмами. Именно в рамках этого понимания данное исследование направлено на изучение трех типов когнитивных процессов и степени изучения этих трех процессов исследовательской работой.
Процессы познания
В большинстве случаев обработка познания бывает трех видов: восприятие, обучение, хранение в памяти и мышление (Groome and Dewart, 1999). Первый тип — это восприятие, при котором информация воспринимается органами чувств посредством восприятия, а затем приводит к анализу информации (Грум и Дьюарт, 19).99). На этой ранней стадии мозг начинает извлекать смысл из входной информации, и в основном это делается для того, чтобы осмыслить информацию.
После того, как произошло восприятие информации, возникает другой процесс, который обычно включает в себя некую запись полученной информации, и это то, что известно как обучение и хранение в памяти (Groome and Dewart, 1999). Память в этом случае выступает в роли «банка» хранения, в котором сохраняется информация для последующего использования и оказания необходимой помощи индивидууму в другой обстановке.
Для того чтобы сохраненную информацию можно было использовать позже, всегда необходимо извлекать ее, обычно это включает в себя извлечение и доступ к информации, сохраненной когда-то ранее (Groome and Dewart, 1999). В результате поиск считается частью мыслительного процесса, поскольку он помогает людям справляться с новыми ситуациями или проблемами, которые могут возникнуть. Таким образом, в данном случае мыслительный процесс стал аспектом мышления, исходящим из процесса поиска.
Восприятие
Восприятие исходит из видения или наблюдения за тем, что происходит вокруг или в более широком окружении. В результате возникает когнитивный процесс восприятия, и люди усваивают все аспекты, происходящие вокруг них. В результате восприятия люди в значительной степени идентифицируют формы и формы как человеческие существа и особенности окружающей среды и впоследствии сопоставляют наблюдаемое с тем, что человек ожидает увидеть или наблюдать (Хагтведт, Хагтведт и Патрик, 2008).
Многие традиционные когнитивные теории постулируют, что «значение понятия состоит из связей между абстрактным символом для этого понятия и абстрактными символами для других понятий или семантических признаков» (Pecher and Zwaan, n.d). Тем не менее, было обнаружено, что это понимание имеет проблемы, как было выявлено в многочисленных исследованиях Барсалу (1999), Гленберга (1997) и Пулвермюллера в 1999 году (цитируется по Pecher and Zwaan, nd).
Например, Барсалу определил проблему трансдукции, а Харнад (1990) выявил проблему заземления (Печер и Цваан, без даты). Проблема преобразования связана с тем, как перцептивные переживания «переводятся в произвольные символы и впоследствии используются для представления понятий» (Печер и Цваан, nd). С другой стороны, «проблема заземления связана с тем, как символы отображаются обратно в реальный мир» (Печер и Цваан, nd).
Обучение и хранение памяти
Джамбаттиста Базиле (1575–1632) заметил, что память — это «кабинет воображения, сокровищница разума, реестр совести и совещательный зал мысли» (Гормли и Либерман, 2004, с. стр.3). В результате память рассматривается как хранилище и процесс припоминания того, что люди узнали или испытали в окружающей среде (Гормли и Либерман, 2004).
Память как процесс начинает функционировать, когда ребенок находится в утробе матери, и именно с этой точки зрения обучение считается функциональным до рождения. Экспериментальные исследования показали, что младенцы, как правило, сохраняют воспоминания еще в утробе матери, и это было подтверждено экспериментальными исследованиями ДеКаспера и Файфера (1980), которые проверяли воспоминания младенцев примерно через 12 часов после их рождения (Госвами, 1998).
Обучение и память в психологии объясняются двумя подходами. В первом случае было объяснено, что научение и память составляют аспекты привыкания, обусловливания и различения научения (Berkson, 19).93). В этом случае факторы, влияющие на обучение, связаны с конкретными стимулами, вызывающими определенные реакции, и впоследствии обобщают воздействие этих стимулов на другие подобные стимулы и ситуации. Второй подход к обучению связан с обработкой информации (Berkson, 1993).
Известный как подход к обработке информации, обучение обычно рассматривается как аспект кодирования, хранения и извлечения информации (Berkson, 1993). В то же время кодирование, хранение и извлечение могут представлять собой подпроцессы, которые также могут иметь между собой петли обратной связи. Кроме того, следует помнить, что характер обрабатываемой информации может быть важен, а глубина обработки на каждом этапе может влиять на вероятность того, что какой-либо опыт действительно в конечном итоге запомнится.
Мышление
Когнитивный процесс мышления во многом включает в себя проработку того, что только что произошло в окружающей среде, приведение в действие предыдущих знаний и общего понимания ситуации. В целом произошедшие события трактуются как социальные проблемы, требующие решения в процессе принятия решений.
В самом широком применении мышление рассматривается как участвующее в принятии решений и рассуждениях, и как таковое оно выполняет функции решения проблем, размышляя над идеями, генерируя новые идеи, теоретизируя, споря, принимая решения и в значительной степени решая проблемы (Андервуд и Розен, 2011). Один из способов когнитивного процесса мышления отражен в теории развития Пиаже. В целом теория Пиаже касается ментальных структур мышления, а также того, как они меняются в процессе развития.
Согласно Пиаже, у детей проявляется способность ассимилировать новые события и опыт с ранее существовавшими структурами рассуждений и впоследствии адаптировать свою интерпретацию этого опыта в соответствии с предшествующими знаниями и ожиданиями (Underwood and Rosen, 2011). Чтобы ассимиляция событий и переживаний функционировала, Пиаже также определил важность приспособления для ребенка, чтобы понять, что происходит в окружающей среде.
В результате ребенок проходит процесс ассимиляции и аккомодации, последовательно протекающий через четыре стадии, обозначенные Пиаже (Underwood, Rosen, 2011). На первом (сенсомоторном) этапе мышление ребенка основано на «чувственном восприятии и двигательной активности» (Underwood and Rosen, 2011). Затем ребенок переходит ко второй стадии (предоперационной), которая обычно длится от 2 до 6 лет, и здесь ребенок использует ментальные символы в мышлении и рассуждениях.
Переходя к третьему этапу (конкретная операция) в возрасте от 6 до 11 лет, логические логические структуры ребенка начинают развиваться и проявляться при решении возникающих задач (Underwood and Rosen, 2011). Последний этап — формальные операции, которые вытесняют логические рассуждения и здесь у ребенка становятся более конкретными в мышлении и принятии решений, проявляя способности взрослых (Underwood, Rosen, 2011).
Оценка методологии исследования
Три рассмотренных выше когнитивных процесса можно очень хорошо отразить в развитии детей. Сразу же рождаются дети, начинают развиваться процессы восприятия, обучения и мышления, которые в дальнейшем продолжаются до взросления ребенка. Таким образом, теория развития Пиаже охватывает эти три процесса, очерчивая и объясняя процесс развития младенцев.
Можно сказать, что сила исследовательской методологии, используемой Пиаже, проявляется в том, как теория развития всесторонне объясняет развитие младенцев. Здесь Пиаже вместе со своими коллегами использовал простые, но гениальные исследования очень сложной темы.
В результате применение результатов теории было широким, и во всех ситуациях применения теории была выведена относительно точная позиция в понимании окружающего мира детей, а также организации и функционирования их мозга систематически и постепенно (Louw, 1998). С другой стороны, исследовательские методологии Пиаже подвергались критике по многим аспектам. Во-первых, обобщаемость теории подверглась критике, учитывая, что используемые предметы были в основном из европейских стран.
Используя только предметы из европейского контекста, Пиаже ограничил теорию, что неадекватно отражает аспекты других культур (Louw, 1998). Еще один недостаток методологии исследования можно уловить в способности Пиаже недооценивать способности детей.
В подтверждение этого Уилсон и Шапиро (1971) раздали каждому участнику исследования по четыре карточки, на которых были символы -R, G, 2 и 7. При проверке логического мышления учащихся, использующих эти карточки, выяснилось, что только 10% ответили правильно таким образом (неконкретная версия), а 62% ответили правильно, когда вопрос был более конкретным (Louw, 1998).
Заключение
Известно, что люди, в частности, извлекают информацию из внешнего мира, осмысливают эту информацию, прежде чем использовать ее (Groome and Dewart, 1999). Во всех этих видах деятельности процессы познания проявляются у лиц, принимающих решения. Таким образом, процессы познания как часть когнитивной психологии можно рассматривать как важную область исследований, на которой продолжают концентрироваться многие исследовательские работы.
Ссылки
Берксон, Г. (1993). Дети-инвалиды: обзор поведенческих исследований . Нью-Йорк: Рутледж. Веб.
Гормли, Дж. Дж. и Либерман, С. (2004). Польза для здоровья фосфатидилсерина (PS) . Нью-Джерси: Basic Health Publications, Inc. Web.
Госвами, У. (1998). Познание у детей . Нью-Йорк: Психология Press. Веб.
Грум, Д. и Дьюарт, Х. (1999). Введение в когнитивную психологию: процессы и расстройства . Нью-Йорк: Рутледж. Веб.
Хагтведт, Х., Хагтведт, Р. и Патрик, В.М. (2008). «Восприятие и оценка изобразительного искусства». Журнал эмпирических исследований искусств , Vol. 26, № 2, с. 197-218. Веб.
Лоу, Д. А. (1998). Человеческое развитие . Йоханнесбург: Pearson South Africa . Веб.
Печер, Д. и Цваан, А. « Введение в заземление познания: роль восприятия и действия в памяти, языке и мышлении » . Лондон: Издательство Кембриджского университета. Веб.
Андервуд, М. К. и Розен, Л. Х. (2011). Социальное развитие : Отношения в младенчестве, детстве и подростковом возрасте . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. Веб.
Что такое когнитивная психология?
СодержаниеКогнитивная психология — это наука о том, как мы думаем. Он связан с нашими внутренними психическими процессами, такими как внимание, восприятие, память, планирование действий и речь. Каждый из этих компонентов играет ключевую роль в формировании того, кто мы есть и как мы себя ведем.
Мысли, связанные с этими понятиями, могут быть сознательными или бессознательными — мы можем сознательно приложить усилия, чтобы сосредоточить свое внимание, например, на лекции, но мерцание света в комнате может вызвать бессознательное переключение в другое место.
Многие когнитивные психологи [1] рассматривают эту область как охватывающую как традиционный подход когнитивной психологии, так и когнитивную нейронауку . Когнитивная нейробиология — это область, в которой для изучения когнитивных процессов используются методы нейровизуализации. Она во многом пересекается с когнитивной психологией и использует аналогичный подход и мировоззрение, но предлагает способ визуализации мозговой активности, связанной с этими внутренними мыслями.
Когнитивная психология также во многом совпадает с когнитивной нейропсихология (в основном связанная с влиянием повреждения головного мозга на когнитивные функции) и, в некоторой степени, с вычислительной нейронаукой (связанная с созданием вычислительных моделей функционирования мозга).
Начало когнитивной психологии
Чтобы действительно понять основу этих совпадений, важно рассмотреть контекст и время, в котором возникла когнитивная психология. Начавшись в качестве ученика в 1950-х годах, эта область была в некотором смысле реакцией на доминирующий в то время подход к исследованиям в области психологии — поведенческую психологию (тема, которую мы уже затрагивали ранее в предыдущем сообщении в блоге).
Поведенческая психология начинается с постулата о том, что любое человеческое поведение изучается и может быть адаптировано к контексту и среде, в которой оно находится. Поведение можно подкреплять или наказывать различными способами, что приводит к увеличению или уменьшению определенных действий. По мере развития жизни этот опыт в конечном итоге формирует набор моделей поведения, порождая многогранного человека с различными интересами, желаниями, стремлениями, навыками и привычками.
Когнитивная психология, с другой стороны, по существу предполагает большую свободу воли – мысли и чувства считаются более активными в процессе формирования поведения. Считается, что люди обрабатывают мысли, которые определяют, должно ли и как должно выполняться поведение (а не как более пассивный получатель и производитель опыта или поведения).
Этот сдвиг парадигмы от преимущественно бихевиористской точки зрения к преимущественно когнитивистской имеет несколько триггеров, и трудно выделить какой-то один источник. Тем не менее, некоторые решающие влияния можно найти в появлении и развитии теории информации (формализации передачи информации, которая имеет сходство с когнитивным подходом) [2] и разрушительной критике бихевиоризма Ноамом Хомским.
Теория информации была и остается важной, поскольку она формализует то, как происходит передача информации. Степень влияния и охват этой теории трудно переоценить — почти любая область, связанная с передачей информации (будь то передача сигналов в мозге, генетика, физика и т. д.), так или иначе испытала влияние теории информации.
Теория информации возникла рука об руку с самым важным изобретением современности — компьютером. Появление компьютера вызвало параллели (как в популярном, так и в научном воображении) с тем, как мозг обрабатывает мир — логическую разбивку на входы, выходы, хранение и обработку можно было легко сопоставить со стимулами / окружающей средой, поведением, памяти и сознания соответственно.
Это помогло породить когнитивную психологию, рассматривающую мозг как вычислительное устройство, правила которого можно формализовать, сократить и понять. Хотя бихевиоризм также следовал редукционистскому подходу, он в значительной степени избегал (или преуменьшал важность) процесса и воздействия внутренних мыслей.
Хомский против Скиннера
Одним из других основных факторов, которые привели к (временному) ослаблению бихевиоризма и возникновению когнитивной психологии, стал интеллектуальный спор о лингвистике.
Б. Ф. Скиннер, центральный деятель бихевиористской психологии, постулировал в статье, что язык изучается бихевиористским способом — слова запоминаются, произносятся и понимаются исключительно потому, что звук, воспроизведение и значение подкрепляются. Ноам Хомский написал критику статьи Скиннера о языке, заявив, что должен существовать врожденный компонент, чтобы управлять развитием языка, поскольку язык по существу слишком регулярен и изучается слишком быстро, чтобы его можно было объяснить исключительно подкреплением.
Разногласие, по сути, повторило разногласие «Природа против воспитания» — когда Скиннер выступал за воспитание, а Хомский — за природу. На самом деле оба вовлеченных лица имели и развили более тонкие взгляды на лингвистику и обучение. В конечном счете, ни один из них никогда не был полностью правильным, однако критика привела к тому, что многие психологи пересмотрели догму бихевиоризма, и в результате была выдвинута новая структура когнитивного подхода.
Современная когнитивная психология
По мере того, как подход когнитивной психологии становился все более общепринятым и популярным, появилось несколько влиятельных исследований, демонстрирующих полезность этого подхода.
В 1950-х и 1960-х годах российский психолог Альфред Ярбус показал, как саккадические движения глаз могут отражать внутренние когнитивные процессы [3]. Это был прорыв не в том смысле, что движения глаз были связаны с познанием, как этого многие ожидали, а в простом масштабе и изобретательности. Устройство Ярбуса было прикреплено к глазному яблоку с помощью присасывания, что обеспечило новый уровень точности, который дал надежные ответы на множество вопросов, связанных с мелкими движениями глаз и когнитивными процессами.
iMotions Lab
Powering Human Insights
Ведущая в мире биометрическая исследовательская платформа для отслеживания взгляда, анализа выражения лица, ЭЭГ, КГР и т. д.
Узнать больше
очки, показывающие, как исследование когнитивных процессов можно распространить на натуралистическую среду [4]. Исследования показали не только то, как детализированные движения глаз меняются в зависимости от стимулов, но и то, насколько спорны предыдущие споры между когнитивной и поведенческой психологией. Показано, что движения глаз зависят от когнитивных процессов, которые, в свою очередь, руководствуются бихевиористскими принципами [5, 6, 7]. Когнитивные процессы управляются невидимой рукой подкрепления.
Развитие идей, связанных с познанием, также повлияло на то, как понимаются реакции на выражение лица. Исследователи из Упсальского университета в Швеции исследовали бессознательные движения мышц лица, возникающие в ответ на подсознательное воздействие эмоциональных выражений лица [8].
С помощью техники маскирования (для предотвращения сознательной оценки представленных лиц) и лицевой электромиографии (для обнаружения изменений в мышечной активности, которые могут быть не обнаружены визуально), исследователи смогли показать, как психофизиологические реакции возникают даже в отсутствие осознания, предположительно являющееся результатом бессознательных когнитивных процессов [9].].
Другое понимание мозга, на которое повлияло появление когнитивной психологии, — это понимание когнитивной нагрузки. Термин, введенный Джоном Свеллером из Университета Нового Южного Уэльса в 1988 году, относится к объему рабочей памяти, необходимому для выполнения поставленной задачи. Подобно оперативной памяти компьютера, исследователи попытались определить процессы, происходящие в мозгу при высокой когнитивной нагрузке.
В исследовании, проведенном учеными из Калифорнийского университета в 1994 году, изучалась активность мозга с помощью ЭЭГ у 14 пилотов ВВС на авиасимуляторе [10]. Было обнаружено, что активность альфа-волн (в пределах 7–12 Гц) подавлялась (т. е. активность в этом диапазоне проявлялась меньше) по мере увеличения сложности задачи и, следовательно, когнитивной нагрузки.
Дальнейшее исследование, проведенное учеными из Института исследования мозга в Сан-Франциско [11], подтвердило эти результаты, обнаружив общее подавление альфа-активности, а также увеличение тета-активности (4-7 Гц) в соответствии со сложностью задачи. Хотя результаты могут различаться, когнитивная нагрузка обычно связана с десинхронизацией активности альфа-волн и синхронизацией активности тета-волн.
Интересуетесь человеческим поведением и психологией?
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние статьи и исследования, которые будут отправлены вам
Заключение
Эти исследования, конечно, представляют лишь небольшую часть научной литературы, на которую повлияло появление когнитивной психологии; многие более влиятельные исследования были созданы и выполнены в рамках когнитивной психологии.
Превосходство когнитивной психологии не было вечным, оно остается центральной темой современных психологических исследований. Часто возникает соблазн рассматривать людей в разрозненных терминах (например, люди оперируют исключительно бихевиористскими/когнитивистскими/другими терминами), но, вероятно, существует много совпадений и нет реального «победителя». Развитие каждой теории в совокупности создает лучшие идеи, которые подталкивают нас к более объективному и точному пониманию человеческой психологии.
В то время как научное мышление и теории в настоящее время расширились за пределы жесткой дихотомической догмы когнитивных и бихевиористских школ мысли, новые открытия, которые были обнаружены на этом пути, остаются чрезвычайно ценными при рассмотрении функции разума, мозга и поведения. Более целостный и в то же время нюансированный взгляд демонстрируется современными научными исследованиями, которые извлекают выгоду из прошлой фиксации предыдущих теорий.
Чтобы узнать больше о том, как психологические теории строят современные представления о человеческом поведении, и о том, как сегодня изучается человеческое поведение, загрузите наше бесплатное руководство ниже.
Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человекаДля начинающих и продолжающих
- Доступное и исчерпывающее пошаговое руководство
- Ценные результаты исследований человеческого поведения
- Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень
Ссылки
[1] Айзенк М. и Кин М. (2005). Когнитивная психология . Хоув: Психология Press.
[2] Андерсон, Дж. Р. (2010). Когнитивная психология и ее значение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
[3] Ярбус, А. (1967). Движения глаз и зрение . Plenum Press
[4] Hayhoe, M., & Ballard, D. (2005). Движения глаз в естественном поведении. Trends In Cognitive Sciences , 9 (4), 188-194. doi: 10.1016/j.tics.2005.02.009
[5] Глимчер, П. (2003) Нейробиология визуально-саккадического принятия решений. год. Преподобный Нейроски . 26, 133–179
[6] Hikosaka, O.