Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К познавательным процессам относятся в психологии ответ: Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты, Анатолий Маклаков, 1. Психология. Предмет, объект и методы психологии

Психология и педагогика — тест 1

Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1

Упражнение 1:


Номер 1

Психология – это 

Ответ:

&nbsp(1) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности&nbsp

&nbsp(2) конкретные факты психической жизни и психические явления.&nbsp

&nbsp(3) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.&nbsp

&nbsp(4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений&nbsp



Номер 2

Психика определяется как

Ответ:

&nbsp(1) основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. &nbsp

&nbsp(2) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности&nbsp

&nbsp(3) определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных)&nbsp

&nbsp(4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений&nbsp



Номер 3

Психология – это

Ответ:

&nbsp(1) конкретные факты психической жизни и психические явления&nbsp

&nbsp(2) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений&nbsp

&nbsp(3) область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных&nbsp

&nbsp(4) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности&nbsp



Упражнение 2:


Номер 1

На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)

Ответ:

Зигмунд Фрейдбессознательное
Абрахам Маслоуличный опыт человека
К. К.Платоновпсихические явления

Номер 2

На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)

Ответ:

Аристотельдуша
Джон Уотсонповедение
П.Я.Гальперинориентировочная деятельность

Номер 3

На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)

Ответ:

Вильгельм Вундтнепосредственный опыт субъекта
Платондуша
Макс Вертгеймер
процессы переработки информации

Упражнение 3:


Номер 1

Психические явления, определяемые как акты психической деятельности, имеющие объект отражения и регуляционную функцию, называются …

Ответ:

&nbsp(1) психическими процессами&nbsp

&nbsp(2) психическими состояниями&nbsp

&nbsp(3) психическими свойствами личности&nbsp

&nbsp(4) психическими образованиями&nbsp



Номер 2

Психические явления, представляющие индивидуально-психологические особенности, которые обусловливают неповторимость человека и определяют постоянные способы его взаимодействия с миром, называются …

Ответ:

&nbsp(1) психическими процессами&nbsp

&nbsp(2) психическими состояниями&nbsp

&nbsp(3) психическими свойствами личности&nbsp

&nbsp(4) психическими образованиями&nbsp



Номер 3

Психические явления, являющиеся внутренними целостными характеристиками индивидуальной психики, относительно неизменными во времени, называются …

Ответ:

&nbsp(1) психическими процессами&nbsp

&nbsp(2) психическими состояниями&nbsp

&nbsp(3) психическими свойствами личности&nbsp

&nbsp(4) психическими образованиями&nbsp



Упражнение 4:


Номер 1

К эмоциональным психическим процессам относятся

Ответ:

&nbsp(1) мышление&nbsp

&nbsp(2) настроения&nbsp

&nbsp(3) принятие решения&nbsp

&nbsp(4) аффекты&nbsp

&nbsp(5) переживания&nbsp



Номер 2

К волевым психическим процессам относятся

Ответ:

&nbsp(1) волевое усилие&nbsp

&nbsp(2) ощущение&nbsp

&nbsp(3) принятие решения&nbsp

&nbsp(4) эмоции&nbsp

&nbsp(5) речь&nbsp



Номер 3

К познавательным психическим процессам относятся

Ответ:

&nbsp

(1) чувства&nbsp

&nbsp(2) внимание&nbsp

&nbsp(3) волевой акт&nbsp

&nbsp(4) восприятие&nbsp

&nbsp(5) представление&nbsp



Упражнение 5:


Номер 1

По степени активации организма выделяют следующие разновидности психических состояний:

Ответ:

&nbsp(1) сознательные&nbsp

&nbsp(2) стенические&nbsp

&nbsp(3) физиологические&nbsp

&nbsp(4) неосознанные&nbsp

&nbsp(5) астенические&nbsp



Номер 2

По валентности (эмоциональному знаку воздействия) выделяют следующие разновидности психических состояний:

Ответ:

&nbsp(1) нейтральные&nbsp

&nbsp(2) эмоциональные&nbsp

&nbsp(3) положительные&nbsp

&nbsp(4) отрицательные&nbsp

&nbsp(5) интеллектуальные&nbsp



Номер 3

По степени выраженности выделяют следующие разновидности психических состояний:

Ответ:

&nbsp(1) поверхностные&nbsp

&nbsp(2) ситуативно обусловленные&nbsp

&nbsp(3) личностно обусловленные&nbsp

&nbsp(4) психофизиологические&nbsp

&nbsp(5) глубокие&nbsp



Упражнение 6:


Номер 1

Описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучения в определённых условиях – …

Ответ:

&nbsp(1) эксперимент&nbsp

&nbsp(2) моделирование&nbsp

&nbsp(3) наблюдение&nbsp

&nbsp(4) тестирование&nbsp

&nbsp(5) интроспекция&nbsp



Номер 2

Метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемых – …

Ответ:

&nbsp(1) эксперимент&nbsp

&nbsp(2) самонаблюдение&nbsp

&nbsp(3) наблюдение&nbsp

&nbsp(4)

тестирование&nbsp

&nbsp(5) интроспекция&nbsp



Номер 3

Метод наблюдения субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов – …

Ответ:

&nbsp(1) эксперимент&nbsp

&nbsp(2) моделирование&nbsp

&nbsp(3) интервью&nbsp

&nbsp(4) тестирование&nbsp

&nbsp(5) интроспекция&nbsp



Упражнение 7:


Номер 1

По хронологической организации различают следующие виды наблюдения:

Ответ:

&nbsp(1) одиночное&nbsp

&nbsp(2) лабораторное&nbsp

&nbsp(3) полевое&nbsp

&nbsp(4) лонгитюдное&nbsp

&nbsp(5) периодическое&nbsp



Номер 2

По фиксируемым объектам различают следующие виды наблюдения:

Ответ:

&nbsp(1) свободное&nbsp

&nbsp(2) выборочное&nbsp

&nbsp(3) осознанное&nbsp

&nbsp(4) сплошное&nbsp

&nbsp(5) неосознанное&nbsp



Номер 3

По степени формализации различают следующие виды наблюдения:

Ответ:

&nbsp(1) свободное&nbsp

&nbsp(2) активное&nbsp

&nbsp(3) поисковое&nbsp

&nbsp(4) аналитическое&nbsp

&nbsp(5) стандартизированное&nbsp



Упражнение 8:


Номер 1

Основоположником структурной психологии, в рамках которой изучаются структуры сознания, его элементы и законы их объединения, является

Ответ:

&nbsp(1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927)&nbsp

&nbsp(2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920)&nbsp

&nbsp(3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943)&nbsp

&nbsp(4) Уильям Джеймс (1842 – 1910)&nbsp

&nbsp(5) Рене Декарт (1596 – 1650)&nbsp



Номер 2

Основоположником функциональной психологии, в рамках которой изучаются функции сознания в поведении, является

Ответ:

&nbsp(1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927)&nbsp

&nbsp(2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920)&nbsp

&nbsp(3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943)&nbsp

&nbsp(4) Уильям Джеймс (1842 – 1910)&nbsp

&nbsp(5) Рене Декарт (1596 – 1650)&nbsp



Номер 3

Основоположником экспериментальной психологии, открывшем первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете, является

Ответ:

&nbsp(1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927)&nbsp

&nbsp(2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920)&nbsp

&nbsp(3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943)&nbsp

&nbsp(4) Уильям Джеймс (1842 – 1910)&nbsp

&nbsp(5) Рене Декарт (1596 – 1650)&nbsp



Упражнение 9:


Номер 1

Направление в современной психологии, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы, которые можно объективно зафиксировать

Ответ:

&nbsp(1) когнитивная психология&nbsp

&nbsp(2) гештальтпсихология&nbsp

&nbsp(3) бихевиоризм&nbsp

&nbsp(4) гуманистическая психология&nbsp

&nbsp(5) психоанализ&nbsp



Номер 2

Направление в современной психологии, в рамках которого исследуются познавательные процессы (проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений)

Ответ:

&nbsp(1) когнитивная психология&nbsp

&nbsp(2) гештальтпсихология&nbsp

&nbsp(3) бихевиоризм&nbsp

&nbsp(4) гуманистическая психология&nbsp

&nbsp(5) психоанализ&nbsp



Номер 3

Направление в современной психологии, в рамках которого разработан холистический подход к изучению потенциала, творчества, свободы воли, самореализации человека 

Ответ:

&nbsp(1) когнитивная психология&nbsp

&nbsp(2) гештальтпсихология&nbsp

&nbsp(3) бихевиоризм&nbsp

&nbsp(4) гуманистическая психология&nbsp

&nbsp(5) психоанализ&nbsp



Упражнение 10:


Номер 1

Базовая категория психологии, характеризующая человека как биологический организм, носителя общих генотипических наследственных свойств биологического вида

Ответ:

&nbsp(1) объект&nbsp

&nbsp(2) субъект&nbsp

&nbsp(3) индивид&nbsp

&nbsp(4) индивидуальность&nbsp

&nbsp(5) личность&nbsp



Номер 2

Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя активного, предметно-практической деятельности и познания 

Ответ:

&nbsp(1) объект&nbsp

&nbsp(2) субъект&nbsp

&nbsp(3) индивид&nbsp

&nbsp(4) индивидуальность&nbsp

&nbsp(5) личность&nbsp



Номер 3

Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя сознания, субъекта общественных отношений, деятельности и общения

Ответ:

&nbsp(1) объект&nbsp

&nbsp(2) субъект&nbsp

&nbsp(3) индивид&nbsp

&nbsp(4) индивидуальность&nbsp

&nbsp(5) личность&nbsp



Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1

Тест с ответами по предмету педагогика и психология – пройти тест онлайн бесплатно

    Авторам

    8-800-333-85-44

    Оформить заявку

    Вход

    • Справочник
    • Онлайн-калькуляторы
    • Тесты с ответами

    Выполним любые типы работ

    • Дипломные работы
    • Курсовые работы
    • Рефераты
    • Контрольные работы
    • Отчет по практике
    • Эссе
    Узнай бесплатно стоимость работы

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    • Контрольная работа

      от 1 дня /

      от 100 руб

    • Курсовая работа

      от 5 дней /

      от 1800 руб

    • Дипломная работа

      от 7 дней /

      от 7950 руб

    • Реферат

      от 1 дня /

      от 700 руб

    • Онлайн-помощь

      от 1 дня /

      от 300 руб

    Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

    Когнитивные процессы — Психология — 1508 слов

    Введение

    Слово познание стало общепринятым в психологии и в самом широком его употреблении; познание использовалось для обозначения мыслей и значений, производимых когнитивной системой вместе с психическими процессами. Некоторые из выявленных психических процессов включают; понимание, оценка, планирование, решение и мышление (Groome and Dewart, 1999). В результате когнитивная психология, как ее обычно называют, представляет собой процесс понимания и познания.

    Мозг был связан с познанием, посредством которого различные мозги участвуют в обработке информации между организмами. Именно в рамках этого понимания данное исследование направлено на изучение трех типов когнитивных процессов и степени изучения этих трех процессов исследовательской работой.

    Процессы познания

    В большинстве случаев обработка познания бывает трех видов: восприятие, обучение, хранение в памяти и мышление (Groome and Dewart, 1999). Первый тип — это восприятие, при котором информация воспринимается органами чувств посредством восприятия, а затем приводит к анализу информации (Грум и Дьюарт, 19).99). На этой ранней стадии мозг начинает извлекать смысл из входной информации, и в основном это делается для того, чтобы осмыслить информацию.

    После того, как произошло восприятие информации, возникает другой процесс, который обычно включает в себя некую запись полученной информации, и это то, что известно как обучение и хранение в памяти (Groome and Dewart, 1999). Память в этом случае выступает в роли «банка» хранения, в котором сохраняется информация для последующего использования и оказания необходимой помощи индивидууму в другой обстановке.

    Для того чтобы сохраненную информацию можно было использовать позже, всегда необходимо извлекать ее, обычно это включает в себя извлечение и доступ к информации, сохраненной когда-то ранее (Groome and Dewart, 1999). В результате поиск считается частью мыслительного процесса, поскольку он помогает людям справляться с новыми ситуациями или проблемами, которые могут возникнуть. Таким образом, в данном случае мыслительный процесс стал аспектом мышления, исходящим из процесса поиска.

    Восприятие

    Восприятие исходит из видения или наблюдения за тем, что происходит вокруг или в более широком окружении. В результате возникает когнитивный процесс восприятия, и люди усваивают все аспекты, происходящие вокруг них. В результате восприятия люди в значительной степени идентифицируют формы и формы как человеческие существа и особенности окружающей среды и впоследствии сопоставляют наблюдаемое с тем, что человек ожидает увидеть или наблюдать (Хагтведт, Хагтведт и Патрик, 2008).

    Многие традиционные когнитивные теории постулируют, что «значение понятия состоит из связей между абстрактным символом для этого понятия и абстрактными символами для других понятий или семантических признаков» (Pecher and Zwaan, n.d). Тем не менее, было обнаружено, что это понимание имеет проблемы, как было выявлено в многочисленных исследованиях Барсалу (1999), Гленберга (1997) и Пулвермюллера в 1999 году (цитируется по Pecher and Zwaan, nd).

    Например, Барсалу определил проблему трансдукции, а Харнад (1990) выявил проблему заземления (Печер и Цваан, без даты). Проблема преобразования связана с тем, как перцептивные переживания «переводятся в произвольные символы и впоследствии используются для представления понятий» (Печер и Цваан, nd). С другой стороны, «проблема заземления связана с тем, как символы отображаются обратно в реальный мир» (Печер и Цваан, nd).

    Обучение и хранение памяти

    Джамбаттиста Базиле (1575–1632) заметил, что память — это «кабинет воображения, сокровищница разума, реестр совести и совещательный зал мысли» (Гормли и Либерман, 2004, с. стр.3). В результате память рассматривается как хранилище и процесс припоминания того, что люди узнали или испытали в окружающей среде (Гормли и Либерман, 2004).

    Память как процесс начинает функционировать, когда ребенок находится в утробе матери, и именно с этой точки зрения обучение считается функциональным до рождения. Экспериментальные исследования показали, что младенцы, как правило, сохраняют воспоминания еще в утробе матери, и это было подтверждено экспериментальными исследованиями ДеКаспера и Файфера (1980), которые проверяли воспоминания младенцев примерно через 12 часов после их рождения (Госвами, 1998).

    Обучение и память в психологии объясняются двумя подходами. В первом случае было объяснено, что научение и память составляют аспекты привыкания, обусловливания и различения научения (Berkson, 19).93). В этом случае факторы, влияющие на обучение, связаны с конкретными стимулами, вызывающими определенные реакции, и впоследствии обобщают воздействие этих стимулов на другие подобные стимулы и ситуации. Второй подход к обучению связан с обработкой информации (Berkson, 1993).

    Известный как подход к обработке информации, обучение обычно рассматривается как аспект кодирования, хранения и извлечения информации (Berkson, 1993). В то же время кодирование, хранение и извлечение могут представлять собой подпроцессы, которые также могут иметь между собой петли обратной связи. Кроме того, следует помнить, что характер обрабатываемой информации может быть важен, а глубина обработки на каждом этапе может влиять на вероятность того, что какой-либо опыт действительно в конечном итоге запомнится.

    Мышление

    Когнитивный процесс мышления во многом включает в себя проработку того, что только что произошло в окружающей среде, приведение в действие предыдущих знаний и общего понимания ситуации. В целом произошедшие события трактуются как социальные проблемы, требующие решения в процессе принятия решений.

    В самом широком применении мышление рассматривается как участвующее в принятии решений и рассуждениях, и как таковое оно выполняет функции решения проблем, размышляя над идеями, генерируя новые идеи, теоретизируя, споря, принимая решения и в значительной степени решая проблемы (Андервуд и Розен, 2011). Один из способов когнитивного процесса мышления отражен в теории развития Пиаже. В целом теория Пиаже касается ментальных структур мышления, а также того, как они меняются в процессе развития.

    Согласно Пиаже, у детей проявляется способность ассимилировать новые события и опыт с ранее существовавшими структурами рассуждений и впоследствии адаптировать свою интерпретацию этого опыта в соответствии с предшествующими знаниями и ожиданиями (Underwood and Rosen, 2011). Чтобы ассимиляция событий и переживаний функционировала, Пиаже также определил важность приспособления для ребенка, чтобы понять, что происходит в окружающей среде.

    В результате ребенок проходит процесс ассимиляции и аккомодации, последовательно протекающий через четыре стадии, обозначенные Пиаже (Underwood, Rosen, 2011). На первом (сенсомоторном) этапе мышление ребенка основано на «чувственном восприятии и двигательной активности» (Underwood and Rosen, 2011). Затем ребенок переходит ко второй стадии (предоперационной), которая обычно длится от 2 до 6 лет, и здесь ребенок использует ментальные символы в мышлении и рассуждениях.

    Переходя к третьему этапу (конкретная операция) в возрасте от 6 до 11 лет, логические логические структуры ребенка начинают развиваться и проявляться при решении возникающих задач (Underwood and Rosen, 2011). Последний этап — формальные операции, которые вытесняют логические рассуждения и здесь у ребенка становятся более конкретными в мышлении и принятии решений, проявляя способности взрослых (Underwood, Rosen, 2011).

    Оценка методологии исследования

    Три рассмотренных выше когнитивных процесса можно очень хорошо отразить в развитии детей. Сразу же рождаются дети, начинают развиваться процессы восприятия, обучения и мышления, которые в дальнейшем продолжаются до взросления ребенка. Таким образом, теория развития Пиаже охватывает эти три процесса, очерчивая и объясняя процесс развития младенцев.

    Можно сказать, что сила исследовательской методологии, используемой Пиаже, проявляется в том, как теория развития всесторонне объясняет развитие младенцев. Здесь Пиаже вместе со своими коллегами использовал простые, но гениальные исследования очень сложной темы.

    В результате применение результатов теории было широким, и во всех ситуациях применения теории была выведена относительно точная позиция в понимании окружающего мира детей, а также организации и функционирования их мозга систематически и постепенно (Louw, 1998). С другой стороны, исследовательские методологии Пиаже подвергались критике по многим аспектам. Во-первых, обобщаемость теории подверглась критике, учитывая, что используемые предметы были в основном из европейских стран.

    Используя только предметы из европейского контекста, Пиаже ограничил теорию, что неадекватно отражает аспекты других культур (Louw, 1998). Еще один недостаток методологии исследования можно уловить в способности Пиаже недооценивать способности детей.

    В подтверждение этого Уилсон и Шапиро (1971) раздали каждому участнику исследования по четыре карточки, на которых были символы -R, G, 2 и 7. При проверке логического мышления учащихся, использующих эти карточки, выяснилось, что только 10% ответили правильно таким образом (неконкретная версия), а 62% ответили правильно, когда вопрос был более конкретным (Louw, 1998).

    Заключение

    Известно, что люди, в частности, извлекают информацию из внешнего мира, осмысливают эту информацию, прежде чем использовать ее (Groome and Dewart, 1999). Во всех этих видах деятельности процессы познания проявляются у лиц, принимающих решения. Таким образом, процессы познания как часть когнитивной психологии можно рассматривать как важную область исследований, на которой продолжают концентрироваться многие исследовательские работы.

    Ссылки

    Берксон, Г. (1993). Дети-инвалиды: обзор поведенческих исследований . Нью-Йорк: Рутледж. Веб.

    Гормли, Дж. Дж. и Либерман, С. (2004). Польза для здоровья фосфатидилсерина (PS) . Нью-Джерси: Basic Health Publications, Inc. Web.

    Госвами, У. (1998). Познание у детей . Нью-Йорк: Психология Press. Веб.

    Грум, Д. и Дьюарт, Х. (1999). Введение в когнитивную психологию: процессы и расстройства . Нью-Йорк: Рутледж. Веб.

    Хагтведт, Х., Хагтведт, Р. и Патрик, В.М. (2008). «Восприятие и оценка изобразительного искусства». Журнал эмпирических исследований искусств , Vol. 26, № 2, с. 197-218. Веб.

    Лоу, Д. А. (1998). Человеческое развитие . Йоханнесбург: Pearson South Africa . Веб.

    Печер, Д. и Цваан, А. « Введение в заземление познания: роль восприятия и действия в памяти, языке и мышлении » . Лондон: Издательство Кембриджского университета. Веб.

    Андервуд, М. К. и Розен, Л. Х. (2011). Социальное развитие : Отношения в младенчестве, детстве и подростковом возрасте . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. Веб.

    Что такое когнитивная психология?

    Содержание

    Когнитивная психология — это наука о том, как мы думаем. Он связан с нашими внутренними психическими процессами, такими как внимание, восприятие, память, планирование действий и речь. Каждый из этих компонентов играет ключевую роль в формировании того, кто мы есть и как мы себя ведем.

    Мысли, связанные с этими понятиями, могут быть сознательными или бессознательными — мы можем сознательно приложить усилия, чтобы сосредоточить свое внимание, например, на лекции, но мерцание света в комнате может вызвать бессознательное переключение в другое место.

    Многие когнитивные психологи [1] рассматривают эту область как охватывающую как традиционный подход когнитивной психологии, так и когнитивную нейронауку . Когнитивная нейробиология — это область, в которой для изучения когнитивных процессов используются методы нейровизуализации. Она во многом пересекается с когнитивной психологией и использует аналогичный подход и мировоззрение, но предлагает способ визуализации мозговой активности, связанной с этими внутренними мыслями.

    Когнитивная психология также во многом совпадает с когнитивной нейропсихология (в основном связанная с влиянием повреждения головного мозга на когнитивные функции) и, в некоторой степени, с вычислительной нейронаукой (связанная с созданием вычислительных моделей функционирования мозга).

    Начало когнитивной психологии

    Чтобы действительно понять основу этих совпадений, важно рассмотреть контекст и время, в котором возникла когнитивная психология. Начавшись в качестве ученика в 1950-х годах, эта область была в некотором смысле реакцией на доминирующий в то время подход к исследованиям в области психологии — поведенческую психологию (тема, которую мы уже затрагивали ранее в предыдущем сообщении в блоге).

    Поведенческая психология начинается с постулата о том, что любое человеческое поведение изучается и может быть адаптировано к контексту и среде, в которой оно находится. Поведение можно подкреплять или наказывать различными способами, что приводит к увеличению или уменьшению определенных действий. По мере развития жизни этот опыт в конечном итоге формирует набор моделей поведения, порождая многогранного человека с различными интересами, желаниями, стремлениями, навыками и привычками.

    Когнитивная психология, с другой стороны, по существу предполагает большую свободу воли – мысли и чувства считаются более активными в процессе формирования поведения. Считается, что люди обрабатывают мысли, которые определяют, должно ли и как должно выполняться поведение (а не как более пассивный получатель и производитель опыта или поведения).

    Этот сдвиг парадигмы от преимущественно бихевиористской точки зрения к преимущественно когнитивистской имеет несколько триггеров, и трудно выделить какой-то один источник. Тем не менее, некоторые решающие влияния можно найти в появлении и развитии теории информации (формализации передачи информации, которая имеет сходство с когнитивным подходом) [2] и разрушительной критике бихевиоризма Ноамом Хомским.

    Теория информации была и остается важной, поскольку она формализует то, как происходит передача информации. Степень влияния и охват этой теории трудно переоценить — почти любая область, связанная с передачей информации (будь то передача сигналов в мозге, генетика, физика и т. д.), так или иначе испытала влияние теории информации.

    Теория информации возникла рука об руку с самым важным изобретением современности — компьютером. Появление компьютера вызвало параллели (как в популярном, так и в научном воображении) с тем, как мозг обрабатывает мир — логическую разбивку на входы, выходы, хранение и обработку можно было легко сопоставить со стимулами / окружающей средой, поведением, памяти и сознания соответственно.

    Это помогло породить когнитивную психологию, рассматривающую мозг как вычислительное устройство, правила которого можно формализовать, сократить и понять. Хотя бихевиоризм также следовал редукционистскому подходу, он в значительной степени избегал (или преуменьшал важность) процесса и воздействия внутренних мыслей.

    Хомский против Скиннера

    Одним из других основных факторов, которые привели к (временному) ослаблению бихевиоризма и возникновению когнитивной психологии, стал интеллектуальный спор о лингвистике.

    Б. Ф. Скиннер, центральный деятель бихевиористской психологии, постулировал в статье, что язык изучается бихевиористским способом — слова запоминаются, произносятся и понимаются исключительно потому, что звук, воспроизведение и значение подкрепляются. Ноам Хомский написал критику статьи Скиннера о языке, заявив, что должен существовать врожденный компонент, чтобы управлять развитием языка, поскольку язык по существу слишком регулярен и изучается слишком быстро, чтобы его можно было объяснить исключительно подкреплением.

    Разногласие, по сути, повторило разногласие «Природа против воспитания» — когда Скиннер выступал за воспитание, а Хомский — за природу. На самом деле оба вовлеченных лица имели и развили более тонкие взгляды на лингвистику и обучение. В конечном счете, ни один из них никогда не был полностью правильным, однако критика привела к тому, что многие психологи пересмотрели догму бихевиоризма, и в результате была выдвинута новая структура когнитивного подхода.

    Современная когнитивная психология

    По мере того, как подход когнитивной психологии становился все более общепринятым и популярным, появилось несколько влиятельных исследований, демонстрирующих полезность этого подхода.

    В 1950-х и 1960-х годах российский психолог Альфред Ярбус показал, как саккадические движения глаз могут отражать внутренние когнитивные процессы [3]. Это был прорыв не в том смысле, что движения глаз были связаны с познанием, как этого многие ожидали, а в простом масштабе и изобретательности. Устройство Ярбуса было прикреплено к глазному яблоку с помощью присасывания, что обеспечило новый уровень точности, который дал надежные ответы на множество вопросов, связанных с мелкими движениями глаз и когнитивными процессами.

    iMotions Lab

    Powering Human Insights

    Ведущая в мире биометрическая исследовательская платформа для отслеживания взгляда, анализа выражения лица, ЭЭГ, КГР и т. д.

    Узнать больше

    очки, показывающие, как исследование когнитивных процессов можно распространить на натуралистическую среду [4]. Исследования показали не только то, как детализированные движения глаз меняются в зависимости от стимулов, но и то, насколько спорны предыдущие споры между когнитивной и поведенческой психологией. Показано, что движения глаз зависят от когнитивных процессов, которые, в свою очередь, руководствуются бихевиористскими принципами [5, 6, 7]. Когнитивные процессы управляются невидимой рукой подкрепления.

    Развитие идей, связанных с познанием, также повлияло на то, как понимаются реакции на выражение лица. Исследователи из Упсальского университета в Швеции исследовали бессознательные движения мышц лица, возникающие в ответ на подсознательное воздействие эмоциональных выражений лица [8].

    С помощью техники маскирования (для предотвращения сознательной оценки представленных лиц) и лицевой электромиографии (для обнаружения изменений в мышечной активности, которые могут быть не обнаружены визуально), исследователи смогли показать, как психофизиологические реакции возникают даже в отсутствие осознания, предположительно являющееся результатом бессознательных когнитивных процессов [9].].

    Другое понимание мозга, на которое повлияло появление когнитивной психологии, — это понимание когнитивной нагрузки. Термин, введенный Джоном Свеллером из Университета Нового Южного Уэльса в 1988 году, относится к объему рабочей памяти, необходимому для выполнения поставленной задачи. Подобно оперативной памяти компьютера, исследователи попытались определить процессы, происходящие в мозгу при высокой когнитивной нагрузке.

    В исследовании, проведенном учеными из Калифорнийского университета в 1994 году, изучалась активность мозга с помощью ЭЭГ у 14 пилотов ВВС на авиасимуляторе [10]. Было обнаружено, что активность альфа-волн (в пределах 7–12 Гц) подавлялась (т. е. активность в этом диапазоне проявлялась меньше) по мере увеличения сложности задачи и, следовательно, когнитивной нагрузки.

    Дальнейшее исследование, проведенное учеными из Института исследования мозга в Сан-Франциско [11], подтвердило эти результаты, обнаружив общее подавление альфа-активности, а также увеличение тета-активности (4-7 Гц) в соответствии со сложностью задачи. Хотя результаты могут различаться, когнитивная нагрузка обычно связана с десинхронизацией активности альфа-волн и синхронизацией активности тета-волн.

    Интересуетесь человеческим поведением и психологией?

    Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние статьи и исследования, которые будут отправлены вам

    Заключение

    Эти исследования, конечно, представляют лишь небольшую часть научной литературы, на которую повлияло появление когнитивной психологии; многие более влиятельные исследования были созданы и выполнены в рамках когнитивной психологии.

    Превосходство когнитивной психологии не было вечным, оно остается центральной темой современных психологических исследований. Часто возникает соблазн рассматривать людей в разрозненных терминах (например, люди оперируют исключительно бихевиористскими/когнитивистскими/другими терминами), но, вероятно, существует много совпадений и нет реального «победителя». Развитие каждой теории в совокупности создает лучшие идеи, которые подталкивают нас к более объективному и точному пониманию человеческой психологии.

    В то время как научное мышление и теории в настоящее время расширились за пределы жесткой дихотомической догмы когнитивных и бихевиористских школ мысли, новые открытия, которые были обнаружены на этом пути, остаются чрезвычайно ценными при рассмотрении функции разума, мозга и поведения. Более целостный и в то же время нюансированный взгляд демонстрируется современными научными исследованиями, которые извлекают выгоду из прошлой фиксации предыдущих теорий.

    Чтобы узнать больше о том, как психологические теории строят современные представления о человеческом поведении, и о том, как сегодня изучается человеческое поведение, загрузите наше бесплатное руководство ниже.

    Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человека

    Для начинающих и продолжающих

    • Доступное и исчерпывающее пошаговое руководство
    • Ценные результаты исследований человеческого поведения
    • Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень

    Ссылки

    [1] Айзенк М. и Кин М. (2005). Когнитивная психология . Хоув: Психология Press.

    [2] Андерсон, Дж. Р. (2010). Когнитивная психология и ее значение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.

    [3] Ярбус, А. (1967). Движения глаз и зрение . Plenum Press

    [4] Hayhoe, M., & Ballard, D. (2005). Движения глаз в естественном поведении. Trends In Cognitive Sciences , 9 (4), 188-194. doi: 10.1016/j.tics.2005.02.009

    [5] Глимчер, П. (2003) Нейробиология визуально-саккадического принятия решений. год. Преподобный Нейроски . 26, 133–179

    [6] Hikosaka, O.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *