Формирование характера
Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками.
Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:
— взрослых со взрослыми,
— взрослых с детьми,
— детей с детьми.
Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность.
Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
— доброта-эгоистичность,
— общительность-замкнутость,
— отзывчивость-безразличие.
Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.
Позже формируются другие черты характера:
— трудолюбие-лень,
— аккуратность-неаккуратность,
— добросовестность-злонамеренность,
— ответственность-безответственность,
— настойчивость-малодушие.
Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.
Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.
В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).
В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный «комплекс двоечника»: ребенок перестает стараться, потому что он все равно «двоечник».
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.
Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты».
Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
— суждения окружающих людей о жизни,
— поступки окружающих людей,
— художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
— кино и другие медиа-образы,
— господствующая идеология в обществе.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Характер
- Брутальность
- Воспитание характера
- Гуманизм
- Значение структуры характера в формировании садизма
- Интересы
- Основные проблемы исследования характера
- Отношение к изменениям
- Отношение к труду
- Отношение к эксплуатации
- Понятие о характере
- . .. и другое
Влияет ли характер ребенка на его личность в зрелом возрасте?
- Кристиан Джаррет
- BBC Future
Автор фото, GlennFlickrCC BYSA 2.0
Характер и темперамент человека проявляются в раннем детстве — еще до того, как ребенок начинает говорить. Объясняет обозреватель BBC Future Кристиан Джарретт.
Ваша личность формируется под влиянием многих факторов. Генетическая наследственность, друзья, школа и многие другие факторы играют свою роль в становлении личности. Но в каком возрасте формируется характер человека и меняется ли он с годами? Если, например, вы застенчивы сейчас, значит ли это, что вы были застенчивым ребенком?
По всей вероятности, да. Исследования показывают, что уже в первые месяцы жизни малыша в его поведении присутствуют признаки его будущей личности. Это не значит, конечно, что наш характер остается совершенно неизменным, но его основные черты начинают проявляться практически сразу.
- Синий — мальчики, розовый — девочки? Гендерный миф?
- Почему нарциссов нужно жалеть
- Ваш характер у вас на лице. И здоровье — тоже
Одно из самых многолетних исследований в этой области, начавшееся в 1950-е годы, провели супруги-психологи из Нью-Йорка Александр Томас и Стелла Чесс.
Основываясь на опыте тестирования больших групп детей различного возраста, они предложили выделять 9 принципиальных аспектов темперамента, позволяющих наиболее полно охарактеризовать совокупность поведенческих особенностей, таких как активность, настроение и отвлекаемость.
Ученые также установили определенную закономерность между различными аспектами поведения и разделили всех детей на три группы: «легкие», «тяжелые» и «медлительные» (в те времена о политкорректности еще не знали).
Соответствуют ли эти детские особенности типу личности взрослого человека? Исследование Чесс и Томас показало, что те участники эксперимента, которых в детстве определили как «легкие» или «тяжелые», отнесли к той же категории и в юношеском возрасте. Ученые, однако, не изучили связь темперамента ребенка с основными свойствами личности взрослого.
На самом деле, психологи лишь недавно задались вопросом о взаимосвязи между характером ребенка и личностью взрослого. Несмотря на то, что темперамент ребенка не формирует личность взрослого на все 100 процентов, связь между ними, безусловно, существует.
Конечно, с течением времени заметно изменилась методика оценки темперамента ребенка. Сегодня девять первоначальных аспектов темперамента сократили до трех общих категорий. В разных психологических школах используют разную терминологию, но в целом они сводятся к следующим аспектам.
Автор фото, Celeste LindellFlickrCC BY 2.0
Підпис до фото,В 1950-е ученые делили детей на «трудных», «легких» и «медлительных»
Пропустити подкаст і продовжити
подкаст
Що це було
Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти
Випуски
Кінець подкаст
«Сознательный контроль», который определяет способность ребенка к самоконтролю и концентрации (например, умение противостоять соблазну в виде красивой игрушки), «негативные эмоции» — насколько часто ребенок испытывает страх и разочарование, и «экстраверсия», которая связана с уровнем активности ребенка, его способностью дружить.
В ходе проведенного российскими учеными исследования 45 родителей попросили оценить темперамент своих детей по этим трем категориям в возрасте семи месяцев, а затем по основным параметрам взрослой личности — экстраверсия и невротизм — в восемь лет.
Сравнение результатов опроса выявило определенные закономерности. Малыши-экстраверты в возрасте восьми лет, как правило, демонстрировали более низкий уровень невротизма (то есть, были более эмоционально стабильными).
А дети, получившие высший бал в категории «сознательный контроль», в более взрослом возрасте имели высокие показатели добросовестности. Итак, если ваш младенец демонстрирует недюжинный уровень внимания, в подростковом возрасте он, очевидно, будет аккуратным.
Автор фото, Chris CarterFlickrCC BY 2.0
Підпис до фото,Тот, кто в детстве был экстравертом, став взрослым, обычно демонстрирует более низкий уровень невротизма
Впрочем, эта взаимосвязь не всегда присутствует. Так, из улыбчивого и дружелюбного ребенка не обязательно вырастет экстраверт. Поэтому наш характер в раннем детстве не является жизненным вектором на все 100 процентов.
В то же время это исследование предоставляет дополнительные доказательства того, что черты характера, которые проявляются в первый год жизни составляют основу дальнейшего развития личности.
Удивительно, но особенности темперамента, обнаруженные в раннем детстве, обычно сохраняются в более зрелом возрасте. К такому выводу пришли чешские исследователи, которые сравнили результаты оценки личности в возрасте 1-2,5 года и 40 лет. Стоит, однако, не забывать, что, несмотря на некоторое сходство между характером ребенка и взрослого, наша личность в течение жизни постоянно развивается.
Характер формируется в течение первых трех лет жизни. Уже в три года поведение ребенка во многом предопределяет его характер в будущем.
Эту мысль подтвердило многолетнее исследование, результаты которого недавно были опубликованы. В 1975-1976 годах ученые лондонского Института психиатрии оценили поведение тысячи трехлетних детей по показателям: «хорошо адаптируется», «неуправляемый», «уверенный в себе», «заторможенный» или «сдержанный».
Автор фото, Steve GreerFlickr CC BY 2.0
Підпис до фото,Многие родители пытаются определить будущий характер ребенка по его поведению в первые годы жизни
Когда личностные тесты провели с этими же людьми в возрасте 26 лет, все показатели остались практически на прежнем уровне.
В течение почти трех десятилетий черты характера практически не изменились. Так, например, «уверенные в себе» дети во взрослом возрасте демонстрировали гораздо более высокий уровень экстраверсии, чем «заторможенные».
Все, у кого есть маленькие дети или кто проводит с ними много времени, знает, насколько заманчиво попытаться определить личность человека, наблюдая за его детским поведением. Последние исследования в области психологии свидетельствуют, что это вовсе не бесполезное занятие.
Важность этих исследований трудно переоценить. Ученые все чаще убеждаются, что психологические проблемы взрослых прослеживаются в поведении детей уже в раннем возрасте. Научившись распознавать их признаки как можно раньше, мы наверняка смогли бы сделать жизнь людей более здоровой и счастливой.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future.
Формирование персонажа | Encyclopedia.com
Характер — это психологическое понятие, которое относится ко всем привычным способам чувств и реакций, которые отличают одного человека от другого. Зигмунд Фрейд проявлял устойчивый интерес к вопросу о формировании характера, поскольку он затрагивает основные темы, которые его интересовали: «анатомо-физиологическая судьба», следы памяти и, в более общем плане, роль приобретенных черт, а также функции сублимации по отношению к «остаткам» прегенитального либидо.
В работе «Толкование сновидений» (1900a) Фрейд определил характер в отношении к бессознательному: «То, что мы описываем как наш «характер», основано на следах воспоминаний о наших впечатлениях; оказали на нас самое большое влияние — на самых ранних лет нашей юности — как раз те, которые почти никогда не осознаются» (стр. 539—540). Это определение постулирует характер как своего рода память, набор следов. Пять лет спустя, в г. Три очерка теории сексуальности (1905d) Фрейд подчеркивал индивидуальную психическую деятельность: «То, что мы называем «характером» человека, в значительной мере складывается из материала сексуальных возбуждений и складывается из закрепившихся с детства инстинктов или построений, достигнутых путем средства сублимации и другие конструкции, применяемые для эффективного сдерживания извращенных импульсов, признанных непригодными» (стр. 238—239).
В 1920 г., в дополнении к Трем очеркам , в котором повторяется материал, изложенный в статье «Характер и анальная эротика» (1908b), Фрейд резюмировал: «Упрямство, бережливость и упорядоченность возникают в результате эксплуатации анальной эротики, в то время как честолюбие определяется сильным уретрально-эротическим компонентом» (с. 239, п. 1). Характер выводится из инстинктов, но не непосредственно, так как в него вмешиваются реактивные образования и сублимации. Таким образом, как отмечал Фрейд в «Размышлениях о войне и смерти» (1915b), «предварительное существование сильных «плохих» импульсов в младенчестве часто является действительным условием безошибочной склонности к «добру» у взрослых». (стр. 282).
С развитием понятия идентификации характер приобрел дополнительные измерения. Формирование характера понималось как основанное на механизме идентификации, т. е. на бессознательном отождествлении с чертами характера, производными от предметов. Согласно Фрейду в Эго и Ид (1923b), когда утраченный объект восстанавливается в Эго, что позволяет идентификации заменить объектный катексис, это «вносит существенный вклад в формирование того, что называется его «характером». (стр. 28).
Таким образом, в работах Фрейда развивалось понятие характера. Значение, которое придавал этому Фрейд, можно увидеть в его замечаниях в «Психоаналитической процедуре Фрейда» (1904а), где он писал: «Глубоко укоренившиеся пороки характера, черты действительно дегенеративной конституции проявляются во время лечения как источники сопротивление, которое едва ли можно преодолеть» (стр. 254). Однако определить черты характера непросто. В «Некоторых типах характера, встречающихся в психоаналитической работе» (1916d) Фрейд отмечал, что не те черты характера, которые пациенты видят в себе, и не те черты характера, которые приписывают пациентам близкие им люди, представляют собой наибольшую проблему для аналитики; скорее это ранее неизвестные и удивительные особенности, часто обнаруживаемые в ходе анализа. Фрейд проанализировал некоторые типы характера, обнаруженные в ходе анализа, в том числе типы субъектов, которые заявляют о своем праве на совершение несправедливости, потому что они верят, что сами подвергались ей, субъекты, «потерпевшие крушение от успеха» (стр. 316 и далее) и, наконец, , с точки зрения, изменившей криминологию, «преступники из-за чувства вины» (стр. 332 и далее).
Карл Абрахам (1925/1953-1955) вернулся к конкретному вопросу анального характера. Более широкое и центральное понятие характера можно найти в работах Вильгельма Райха (1933/1945). Идея анализа характера, и особенно идея «брони характера», связана с его теориями биологической энергии, которую он позже назвал «оргонной энергией». Впоследствии эти теории стали отдельной от психоанализа дисциплиной «биоэнергетика». Ссылаясь на работы Эдварда Гловера и Франца Александера (которые противопоставляли невроз характера и симптоматический невроз), Райх пересмотрел известные типы характера (истерический, навязчивый, мазохистский и т. д.), исходя из предположения, что изначальная функция любого типа характера состоит в защите от раздражения из внешнего мира и против подавленных внутренних инстинктов. Разработанный им анализ характера состоит в том, чтобы выделить у пациента черту характера, являющуюся источником наибольшего сопротивления, и таким образом сделать ее поддающейся анализу. Его общая идея состоит в том, что эго формирует черту характера, перенимая вытесненный инстинкт, чтобы использовать его в качестве защиты от другого инстинкта. Таким образом, характер — это, по сути, механизм нарциссической защиты — отсюда и термин «броня характера».
После Райха характер стал гораздо более важным среди психоаналитиков, работа которых сосредоточена на эго. В Соединенных Штатах было опубликовано много исследований по этой теме, в частности «Психология эго» Хайнца Хартмана и проблема адаптации (1939/1958).
Софи Де Мийолла-Меллор
См. также: Персонаж.
Библиография
Авраам, Карл. (1953-1955). Вклад теории анального характера. В г. Избранные статьи Карла Абрахама, доктора медицины (Дуглас Брайан и Аликс Стрейчи, пер.). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1925 г.)
Фрейд, Зигмунд. (1900а). Толкование снов. SE , 4: 1-338; 5: 339-625.
——. (1904а). Психоаналитический метод Фрейда. SE , 7: 249.
——. (1905г). Три эссе по теории сексуальности. SE , 7: 123-243.
——. (1908б). Характер и анальный эротизм. СЭ , 9: 167-175.
——. (1915г). Мысли на время о войне и смерти. SE , 14: 273-300.
——. (1916г). Некоторые типы характеров, встречающиеся в психоаналитической работе. SE , 14: 309-333.
——. (1923б). Эго и Ид. СЭ , 19: 1-66.
Хартманн, Хайнц. (1958). Эго-психология и проблема адаптации . Нью-Йорк: Издательство международных университетов. (Оригинальная работа опубликована в 1939 г.)
Райх, Вильгельм. (1945). Анализ характера: принципы и техника для психоаналитиков на практике и в обучении (Теодор П. Вулф, пер.). Нью-Йорк: Издательство Института Оргон. (Оригинальная работа опубликована в 1933 г.)
Дополнительная литература
Lewin, Betram. (ред.) (1966). О развитии характера и либидо. Шесть эссе Карла Абрахама , Нью-Йорк: WW Norton & Co.Arlow. Джейкоб А. (1990). Психоанализ и развитие характера. Psychoanalytic Review , 77 , 1-10
Корни характера формируются в начале нашей жизни
Автор RICHARD KYTE | Этическая жизнь
Когда союзники освободили Маутхаузен 6 мая 1945 года, Мартин Вайс оказался — вместе с полудюжиной других евреев выжившие из лагеря — выйдя за ворота и по дороге, больной, истощенный, без имущества и понятия не имеющий, куда идти или что делать.
Они наткнулись на перевернутый грузовик и обыскали его, обнаружив небольшой бочонок сала и ассортимент коровьих шкур. Они взяли сала, и они взяли шкуры, думая, что они могли бы иметь некоторые туфли из кожи. Ни у кого из них не было обуви.
Чуть дальше по дороге они увидели фермерский дом. Они знали что немцы жили внутри. Они считали всех немцев нацистами, и они ненавидели нацистов за то, что они сделали с ними и их семьи. Они были готовы убить любого немца, которого увидят.
Они подошли к ферме и постучали в дверь. Когда женщина ответила, что они попросили у нее яйца и муку, которые она дала их. Потом пошли в сарай, нашли чайник, разожгли костер и сварила пельмени с салом, яйцами и мукой. После того, как они поев, один из мужчин предложил взять немного их шкуры и отдайте женщине в качестве платы за еду.
Люди тоже читают…
Спустя годы Вайс размышлял об этом моменте: «До сих пор у меня есть трудно понять, почему мы вели себя так этично. я мог сказать тебе это было потому, что мы были хорошими парнями… вздор! Мы были в бешенстве. Пока что, без каких-либо обсуждений мы все согласились сделать то же самое».
Эта история иллюстрирует значение характера. выжившие не верили, что они что-то должны немке. А также тем не менее, столкнувшись с конкретной ситуацией, в которой они просили что-то и получили это, они ответили так, как они были воспитаны отвечать, заплатив женщине за то, что она дала их.
Характер не соответствует нашим убеждениям. Это глубже чем это. Формируется за счет повторяющихся действий, часто начинающихся в молодом возрасте, пока поведение не станет привычкой. И эти привычки формируют то, как мы воспринимаем себя и других.
Характер не обязательно хороший. Он состоит из добродетелей, которые являются положительными чертами, а пороки — отрицательными чертами. Достоинства считаются положительными, потому что они, как правило, ведут к счастью, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Пороки ведут к несчастью в конце концов, хотя они часто считаются положительными в краткосрочной перспективе.
Мы склонны говорить о «ценностях», а не о «добродетелях», когда говорим об этических качествах. Но термин «ценность» был импортирован в этику совсем недавно из области экономики. «Ценность» — это термин подразумевает относительную ценность, тогда как «добродетель» относится к поведенческим черта.
Язык ценностей стал популярным, потому что он достаточно прост для понимания. большинство из нас говорят то, что мы ценим. Это то, во что мы верим важный. Проблема в том, что мы часто действуем не в соответствии с нашими ценности. Мы поступаем согласно нашим добродетелям, а пороки — согласно черты, которые стали частью того, кто мы есть, благодаря нашим привычкам и воспитание. Мартин Вайс не ценил немцев после того, как его освобожден. Но он все равно поступил по справедливости, несмотря на несправедливость сделали с ним, потому что таким человеком он стал.
В то время года, когда мы, естественно, обращаемся к переоценке нашу жизнь, принося новую энергию и энтузиазм, чтобы стать лучше себя, хорошо помнить, что единственный способ изменить нашу характер через повторяющиеся действия, которые превращаются в привычки.