Учиться легко! Как объяснить ребенку состав слова? | Обучение
Знаменитый спор «о буженине» тянется почти 60 лет. В 40-х годах прошлого столетия два известных лингвиста пытались выделить корень в словах «буженина», «малина».
- Г. Винокур не признавал уникальных корней. В словах «буженина» и «малина» нельзя выделить уникальные корни вроде «бужен» и «мал», так как они не несут смыслового значения.
- Его оппонент, А. Смирницкий, считал, что корень может иметь остаточное значение в случаях, когда основное переносится на суффикс: «конина», «баранина».
Спор идет и по сей день, у каждой теории есть свои сторонники и противники.
Но оставим споры ученым, перед нашим ребенком стоит совершенно конкретная задача — он должен научиться делить слова на морфемы, понимать значение каждой частицы, приоткрыть дверку в чудесный мир словообразования. Но главное — понять, что разбор слов может быть столь же увлекательным, как игровое конструирование.
Споры филологов о корне в слове «буженина» длятся 60 лет!
Фото: Depositphotos
Ведь что такое, по сути, разбор слова? Это расщепление его на мелкие цельные части. А с помощью какого средства можно «оживить» процесс, визуализировать его? Я бы посоветовала воспользоваться конструктором Лего.
Нам потребуется конструктор с довольно большими одинаковыми деталями. Большими для того, чтобы можно было прикрепить стикер, на котором будем писать морфему. В качестве стикера хорошо использовать клейкую ленту ценников. Заранее определяем цвета деталей. Красным обозначаем корень, синим — приставку, зеленым — суффикс, желтым — окончание.
Очень важно сначала использовать слова без чередования в корне. Пишем на листе слово «лес». Просим ребенка рассказать, что значит это слово.
Подбираем однокоренные: «лесной», «лесник», «лесок», «перелесок». Обговариваем значения этих слов. Выделяем общую часть. Объясняем, что это корень, основная часть слова.Начинаем «собирать» слова. В первом слове «лес» мы слышим только корень. Но это не значит, что у этого слова нет окончания. Окончание здесь нулевое. Изменяем слово по числам, падежам: «леса», «в лесу», «о лесе». Окончание проявилось.
Замечаем, что это одно слово, просто окончание всегда характеризуется непостоянством, поэтому его и не взяли в основу. Основа, как помните, часть слова без окончания. Хорошо бы для оформления окончания использовать иное крепление, можно просто приставлять деталь, не сцепляя ее.
Важно сначала использовать слова без чередования в корне
Переходим к слову «лесной». Берем красный кубик с морфемой корня. Теперь находим окончание. Для этого меняем слово по родам, падежам, числам (лесные, лесная, о лесном, к лесному). Определились с окончанием. Но у нас осталось «н». Это суффикс, который мы написали на стикере зеленой детали. У нас получилась основа из двух фрагментов: лес — н, и окончание — ой.
Не забываем каждый раз говорить о значении слова. Очень важно подвести к пониманию, что морфемы используются для образования определенных частей речи.
Можно поиграть в игру «Подбери похожие слова». Вспоминаем слова с суффиксом «ник». Все эти слова обозначают человека, занимающегося какой-то деятельностью. Лесник — человек, следящий за лесом; ученик — человек, овладевающий знаниями, учащийся; печник — человек, кладущий печи; и т. д.
В такой игре очень просто объяснить ребенку значение приставок. Например, частую ошибку при написании приставки при- и пре-. Просто объясняем слова с этими приставками: прибрежное, прибежать, прилететь, приусадебное. Это показывает близость к объекту. Пре- придает превосходное значение (превеликий, преувеличить) или значение «по-другому» (превращать, преступать). Фото: Depositphotos
Прием конструирования эффективен еще и визуализацией. Известно, что цивилизация движется в сторону визуализации. Зримые объекты воспринимаются и понимаются легче. А в работе с конструктором подключаются еще и тактильные ощущения, тактильная память. Чем больше органов чувств задействовано у ребенка при усвоении нового материала, тем лучше он осознается и запоминается.
Теги: словообразование, морфемы, объяснить ребенку, суффикс
Разбор слов по составу, морфемный разбор
wordmap
Разбор слов по составу
Каждое слово состоит из составных частей. Выделение этих частей – и есть разбор слов по составу. Его также называют «морфемный разбор слов». Чтобы научиться делать такой разбор быстро и безошибочно, необходимо первым делом понять, какие части слов бывают, и как они определяются.
Кстати, чтобы сделать грамотный морфемный разбор слов, особенно если вы столкнулись со сложными словами, будет нелишним использовать специальные словари морфемных разборов. Они могут быть электронными, ими легко и удобно пользоваться в режиме онлайн, например – на нашем сайте.
Разбираем поэтапно
Морфемный разбор слова необходимо делать в определенной последовательности:
- Для начала, выпишите слово и выясните, к какой части речи оно относится. Если это, к примеру, наречие – знайте, что оно не будет иметь окончания и других частей, так как не изменяется.
- Определите окончание, если оно вообще есть. Для этого просклоняйте слово, произнесите его в разных падежах. Например: стол, стола, к столу… Вот эта изменяемая частичка в конце – и есть окончание. Выделяете его в квадратик.
- Далее стоит определить основу. Это та часть, у которой нет окончания. Например, слово «городской»: тут окончание «ой», и основа «городск».
- Как видите, основа может содержать в себе суффикс и даже приставку.
- Находим приставку, если таковая имеется. К примеру, слово «застолье»: после того, как вы определили основу «стол», вы безтруда найдете приставку «за».
- Определяем суффикс. Эта часть слова стоит сразу после основы (корня» и нужна, чтобы образовать новое слово. Например, был стол – стал столик. В этом случае «ик» — суффикс (окончания нет). Был лес – стал лесок, или лесник.
- Последний этап – найти корень слова. Это та часть, которая не изменяется. В случае со столом, «стол» и есть корень. Чтобы определить корень, найдите однокоренные слова.
Каждая часть выделяется графически, с помощью особых значков. Корень (или основа» выделяется полукруглой дугой сверху, суффикс – треугольной «галочкой» сверху. Приставка похожа на лежащую горизонтально букву «Г» и рисуется над словом, а окончание – это квадрат или прямоугольник, в который заключается часть слова.
Особенности, которые следует знать
Морфемный анализ – процесс, который может показаться слишком простым, а может и наоборот, вызывать ряд сложностей. Вот, что стоит всегда знать и учитывать:
- Нельзя начинать разбор с поиска корня, даже если на первый взгляд он очевиден. Это может привести к ошибке, так что начинать всегда следует с окончания. Часто этап определения корня стоит вторым в плане, но все же вернее именно заканчивать разбор этим этапом, так как это – наиболее безошибочный путь.
- Не стоит путать слова с нулевым окончанием, и те, которые не имеют окончаний. Ведь нулевое окончание – это по сути такая же часть речи, а слово, не имеющее окончаний – не изменяется вовсе. Например, это наречия, деепричастия, сравнительные степени прилагательных и некоторые исключения.
Чтобы научиться делать морфемный разбор грамотно, не забывайте пользоваться электронными словарями, которые доступны на нашем сайте.
Только что искали:
жалка 3 секунды назад
лофотрих 4 секунды назад
кораблестроительстве 4 секунды назад
витязь 5 секунд назад
илка 5 секунд назад
элка 9 секунд назад
монета 13 секунд назад
блокировано 14 секунд назад
неплохо 15 секунд назад
силка 15 секунд назад
с и л о с т 16 секунд назад
эвпатридом 19 секунд назад
д л к а ас к 20 секунд назад
билка 21 секунда назад
самочетов 30 секунд назад
Ваша оценка
Закрыть
Спасибо за вашу оценку!
Закрыть
Последние игры в словабалдучепуху
Имя | Слово | Угадано | Время | Откуда |
---|---|---|---|---|
Сри) | выздоравливающая | 47 слов | 15 минут назад | 176.59.14.212 |
Всерик) | североамериканка | 66 слов | 28 минут назад | 176. 59.14.212 |
Всерик) | человеконенавистница | 32 слова | 37 минут назад | 176.59.14.212 |
Игрок 4 | комплектирование | 300 слов | 1 час назад | 93.80.180.12 |
Игрок 5 | канатоходец | 60 слов | 2 часа назад | 93.80.180.12 |
юриспруденция | 31 слово | 2 часа назад | 93.80.180.12 | |
Игрок 7 | неплохо | 0 слов | 2 часа назад | 217.66.152.242 |
Играть в Слова! |
Имя | Слово | Счет | Откуда | |
---|---|---|---|---|
Игрок 1 | пилот | 44:42 | 31 минута назад | 178. 35.31.97 |
Игрок 2 | борат | 14:16 | 34 минуты назад | 81.177.127.98 |
Игрок 3 | банда | 0:0 | 35 минут назад | 81.177.127.98 |
Игрок 4 | молодость | 114:110 | 35 минут назад | 194.85.91.252 |
Игрок 5 | рента | 0:0 | 43 минуты назад | 188.123.230.71 |
Игрок 6 | метол | 0:0 | 46 минут назад | 188.123.230.71 |
Игрок 7 | ломок | 54:52 | 52 минуты назад | 81.177.127.98 |
Играть в Балду! |
Имя | Игра | Вопросы | Откуда | |
---|---|---|---|---|
Krasskina | На двоих | 10 вопросов | 10 часов назад | 213. 87.161.170 |
Оо | На двоих | 10 вопросов | 1 день назад | 89.107.138.178 |
Люблю Ви | На двоих | 10 вопросов | 1 день назад | 89.107.138.178 |
А | На одного | 20 вопросов | 1 день назад | 185.23.8.164 |
Ира | На одного | 10 вопросов | 1 день назад | 95.173.151.219 |
Жопа осла | На двоих | 10 вопросов | 1 день назад | 213.87.146.93 |
SERTHAN | На двоих | 10 вопросов | 2 дня назад | 85.174.195.246 |
Играть в Чепуху! |
академических стратегий чтения | English Composition I – ENGL 1010
Выполнение заданий по чтению является одной из самых больших проблем в академических кругах. Однако эффективно ли вы управляете своим чтением? Рассмотрим аналогию с приготовлением пищи, отметив различия в процессе:
- Шеннон должна приготовить ужин. Он идет в магазин и проходит через все проходы. Он решает приготовить спагетти, поэтому повторно посещает ряды и тщательно читает множество упаковок, прежде чем решить, какие продукты купить. Придя домой, он находит рецепт спагетти, но ему нужно вернуться в магазин за ингредиентами, которые он забыл.
- Тейлор тоже должен приготовить ужин. Он хочет много углеводов, потому что ему скоро предстоит марафон, поэтому он решает приготовить спагетти. Проверив несколько рецептов, он составляет список ингредиентов. В продуктовом магазине он просматривает ряды в поисках ингредиентов и выбирает продукты, соответствующие его диете.
Процесс Тейлора был более эффективным, потому что его цель была ясна. Установление того, почему вы что-то читаете, поможет вам решить, как это читать, что сэкономит время и улучшит понимание. В этом руководстве перечислены некоторые цели чтения, а также различные стратегии, которые можно попробовать на разных этапах процесса чтения.
Цели чтения
Люди читают разные виды текстов (например, научные статьи, учебники, обзоры) по разным причинам. Некоторые цели для чтения могут быть
- для сканирования конкретной информации
- для беглого просмотра текста
- , чтобы связать новый контент с существующими знаниями
- написать что-нибудь (часто зависит от подсказки)
- для критики аргумента
- научиться чему-то
- для общего понимания
Стратегии
Стратегии различаются от читателя к читателю. Один и тот же читатель может использовать разные стратегии для разных контекстов, потому что его цель чтения меняется. Спросите себя: «Зачем я читаю?» и «что я читаю?» при принятии решения о том, какие стратегии попробовать.
Перед чтением
- Определите цель чтения
- Предполагать, с какой целью автор написал
- Повторите, что вы уже знаете и хотите узнать по теме (см. руководства ниже)
- Предварительный просмотр текста для получения общего представления о его структуре, просмотра заголовков, рисунков, таблиц,
глоссария и т. д. - Предсказать содержание текста и задать вопросы по нему. Если авторы предоставили вопросы для обсуждения, прочитайте их и запишите на листе для заметок.
- Обратите внимание на любые предоставленные вопросы для обсуждения (иногда в конце текста)
Образцы руководств для предварительного чтения – Руководство K-W-W-L · Критическое чтение вопросник
Во время чтения
- Аннотат и отметка (редко) разделы текста.
- Проверьте свои прогнозы и найдите ответы на поставленные вопросы
- Используйте заголовки и переходные слова для определения отношений в тексте
- Создайте словарь других незнакомых слов, чтобы определить их позже
- Попытайтесь сделать вывод о значении незнакомых слов, определяя их связь с основной идеей
- Соедините текст с тем, что вы уже знаете по теме
- Делайте перерывы (при необходимости разбивайте текст на сегменты)
Образец аннотированных текстов — Журнал Статья · Глава книги. 0045
Образцы графических органайзеров — Концептуальная карта · Обзор литературного обзора
Grabe, W. & Stoller, F. L. Обучение и изучение чтения. Харлоу: Лонгман.
Активное академическое чтение
В следующем видеоролике представлен другой взгляд на процесс академического чтения, включая стратегии тайм-менеджмента. Спикер из Орхусского университета в Дании, поэтому примеры в видео на датском языке. Это дает нам возможность игнорировать определенные тексты и вместо этого сосредоточиться на советах, которые она предлагает.
Awk-topodous подход к неуклюжей композиции – Центр преподавания и обучения
By writeherewritenowwriteon Ясность, предложения, WriteHereWriteNowWriteOn
by Genevieve Bergeson : сегодня мы исследуем, чем похожи головоногие и предложения, то есть осьминоги и слог «awk». «Ой» — это то, что профессора и коллеги пишут на полях нашего письма рядом со сбивающими с толку — неуклюжими — предложениями. Ах, но вы, наверное, все равно хотите услышать шутку.
Почему головоногие не поделились своим письмом?
Потому что это было слишком восьмисловное слово.
Итак, «неудобно». Что представляет собой «неудобный приговор»? По существу, отдельные части предложения (словосочетания, предложения и т. д.) не совсем подходят друг к другу; это, в свою очередь, делает значение неясным или запутанным. Вместо того, чтобы следовать основной идее (голове) предложения (осьминог), читатель запутывается в щупальцах (фразах и предложениях). С другой стороны (или щупальца), части эффективного предложения плавно работают вместе, чтобы продвинуть вашего обитателя глубокого мышления вперед.
Неудобные предложения (awk-topi) появляются по нескольким причинам, грамматическим и другим. Возможно, вы просто распыляете чернила и идеи повсюду, потому что еще не придумали, как их сформулировать. Возможно, вы не знаете, что существуют принципы и стратегии, которые помогут вам избавиться от awk-topi. В любом случае, мои шутливые друзья-ученые Сет и Стеф Аллопод рекомендуют этот октет, чтобы избавиться от неловкости и сделать письмо более четким.
Готов? Давай кракена!
- Готовить суши. (я бы сказал «кальмар», но это буквально другое животное). Не втискивайте слишком много в одно предложение; разделите идеи на более управляемые кусочки.
- Будьте прямолинейны. Скажите свою идею как можно короче.
- Удаление ненужных слов и информации.
- Разберите предложение. Помечайте подлежащие, глаголы, объекты, фразы, предложения и т. д. по-разному, чтобы видеть части предложения и то, как они взаимодействуют. (Иногда слова застревают между связанными частями и мешают отношениям между этими частями — подлежащее/глагол, местоимение/антецедент, независимые/зависимые предложения. Четко определите, кто что делает.)
- Начать заново. Переверните бумагу (или прокрутите до пустой страницы) и перепишите предложение целиком.
- Поменяй местами. Размещение ключевых слов и идей в разных позициях может выявить более подвижную грамматическую структуру, что облегчит читателю понимание вашей точки зрения.
- Проверьте формы глаголов. Устраните ненужные и сбивающие с толку временные сдвиги.