Воспитанный человек — Психологос
Фильм «Джентльмены удачи»
Воспитанный человек – человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. По мнению Д. Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.
При этом воспитанный человек – не обязательно человек высоконравственный. Иногда среди воспитанных людей можно встретить и мошенника, и подлеца, но чаще среди воспитанных людей преобладают люди высокой порядочности.
Воспитанность иногда увязывают с открытостью и толерантностью, они иногда соединяются, но связь здесь случайная. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с большими церемониями.
Фильм «Отпетые мошенники»
Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью.
Образованность – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на освоенный социальный опыт.
А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда будет вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан.
Настоящая воспитанность всегда предполагает внутреннюю дисциплину, владение собой. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте. Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении с равным воспитанный человек не перебивает, но готов выслушать собеседника, избегает конфликтогенов, использует синтоны. Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой. Отдавая распоряжения, воспитанный руководитель также предпочитает форму просьбы.
Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.
Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, не мертвое, а внимательное, отражающее состояние партнера и вовремя выражающее те эмоции, которые служат партнеру поддержкой и оперативным внушением. Если же нет необходимости выражать поддержку и нет нужды в оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально доброжелаетельно.
Воспитанность – это определенная сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками у воспитанных людей не приветствуется. Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность – это их тонкость.
Жесты красивые, не лапой, не всей ладонью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Удивление не поворотом всем телом, а одним взглядом или приподнятой бровью. Тонкость, красота, эстетика каждого движения – черта воспитанных людей.
Воспитанность и душевное здоровье
Воспитанность и душевное здоровье – взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью. См.→
Воспитанный человек . Психологос [Энциклопедия практической психологии]
Воспитанный человек – тот, кто проявляет воспитанность, имеет хорошие манеры и уважает других людей. По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими; это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.
При этом воспитанные люди – не обязательно высоконравственные, среди них встречаются и мошенники, и подлецы, хотя чаще все же – порядочные люди.
Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, а внимательное, отражающее состояние собеседника.
Воспитанность иногда увязывают с открытостью и толерантностью, они иногда соединяются, но закономерности здесь нет. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с церемониями. Торквемада, первый Великий инквизитор Испании, был очень воспитанным человеком, но жестоким и вовсе не открытым. Воспитанный человек может быть рабом кастовости, религиозных или антирелигиозных предрассудков.
Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью. А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан.
Настоящая воспитанность всегда предполагает владение собой, внутреннюю дисциплину. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержанно и достойно ведет себя в конфликте. Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении с равным воспитанный человек не перебивает, но готов выслушать собеседника, избегает конфликтогенов, использует синтоны (см. гл. 14, разд. «Конфликтогены»). Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой. Отдавая распоряжения, воспитанный руководитель также предпочитает форму просьбы.
Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.
Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, а внимательное, отражающее состояние собеседника и вовремя выражающее те эмоции, которые служат тому поддержкой и оперативным внушением. Если же нет необходимости в выражении поддержки и оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально-доброжелательно.
Воспитанность – это определенная сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками среди воспитанных людей не приветствуются. Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность, – это их изящество (см. гл. 3, разд. «Рисунок тела»).
Жесты красивые, не всей кистью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Выражение удивления одним взглядом или приподнятой бровью. Изящество, красота каждого движения – черта воспитанных людей.
Что должен знать образованный человек? – Джош Кауфман
«Если у вас нет времени сделать это правильно, когда у вас будет время, чтобы сделать это заново?»
Джон Вуден , тренер по баскетболу
Джон Тейлор Гатто, известный историк образования и критик современного индустриального образования, написал эссе под названием «Учебная программа необходимости или что должен знать образованный человек?» Вот как начинается эссе:
Несколько лет назад одна из школ Гарварда, возможно, Школа государственного управления, выпустила несколько советов своим студентам по планированию карьеры в новой международной экономике, которая, по ее мнению, скоро появится. Он резко предупредил, что академические занятия и профессиональные дипломы будут иметь все меньше и меньше значения по сравнению с реальным обучением. Десять качеств были предложены как необходимые для успешной адаптации. к быстро меняющемуся миру труда. Посмотрите, сколько из тех, кто, по вашему мнению, регулярно обучается в школах вашего города или штата…
Вот список навыков Гарвардского университета, которые делают образованного человека
- Способность определять проблемы без руководства.
- Способность задавать трудные вопросы, которые бросают вызов преобладающим предположениям.
- Способность быстро усваивать необходимые данные из массы ненужной информации.
- Способность работать в команде без руководства.
- Возможность работать абсолютно в одиночку.
- Способность убеждать других в том, что ваш курс правильный.
- Способность концептуализировать и реорганизовывать информацию в новые шаблоны.
- Способность обсуждать идеи с прицелом на применение.
- Способность мыслить индуктивно, дедуктивно и диалектически.
- Способность эвристически атаковать проблемы.
Перечислив эти навыки, Гатто продолжил:
Вы могли бы составить лучший список, чем Гарвард, не отказываясь ни от одной из этих фундаментальных идей, и все же с того места, где я сижу, и я просидел в школах почти 30 лет, я не думаю, что мы преподаем что-либо из этого в соответствии со школьной политикой… Ни одна из школ, в которых я когда-либо работал, не смогла предоставить детям какие-либо важные части этой жизненно важной учебной программы. Все школы, в которых я работал, заранее учили ерунде. И под столом учили молодых людей, как быть немым, как быть рабом, как бояться и как быть зависимым.
Список Гарварда показался мне захватывающим. Некоторое время назад я составил такой список в своем посте «Есть ли у вас эти основные человеческие навыки?»
Вот мой список основных человеческих навыков
- Усвоение информации – как находить, потреблять и понимать информацию и определять, что наиболее важно перед лицом проблемы или задачи.
- Письмо – как ясно и кратко излагать мысли и идеи в письменной форме.
- Речь – как четко, кратко и уверенно доносить мысли и идеи до других.
- Математика – как точно использовать понятия из арифметики, алгебры, геометрии, исчисления и статистики для анализа и решения общих задач.
- Принятие решений – как выявлять критические проблемы, расставлять приоритеты, сосредоточивать энергию/усилия, распознавать заблуждения, избегать распространенных ошибок и справляться с двусмысленностью.
- Взаимопонимание – как взаимодействовать с другими людьми так, чтобы они любили вас, доверяли и уважали вас.
- Разрешение конфликтов – как предвидеть потенциальные источники конфликтов и разрешать разногласия, когда они возникают.
- Генерация сценариев – как создать, прояснить, оценить и сообщить возможный сценарий будущего, который поможет в принятии решений как для себя, так и для другого человека.
- Планирование – как определить необходимые следующие шаги для достижения цели, учесть зависимости и подготовиться к неизвестным и неизбежным изменениям посредством использования непредвиденных обстоятельств.
- Самосознание – как точно воспринимать и влиять на свои внутренние состояния и эмоции, включая эффективное управление ограниченной энергией, силой воли и сосредоточенностью.
- Взаимоотношения – как распознавать, понимать и использовать ключевые особенности систем и отношений, включая причинно-следственные связи, эффекты второго и третьего порядка, ограничения и петли обратной связи.
- Приобретение навыков – как приступить к изучению желаемого навыка таким образом, чтобы это привело к компетентности, путем поиска и использования доступных ресурсов, деконструкции сложных процессов и активного экспериментирования с потенциальными подходами.
Небольшое исследование привело меня к поиску других списков того, «что должен знать образованный человек».0004
Вот список навыков Принстонского университета, которые делают человека образованным:
- Способность ясно думать, говорить и писать.
- Способность критически и систематически рассуждать.
- Способность концептуализировать и решать проблемы.
- Способность мыслить самостоятельно.
- Способность проявлять инициативу и работать самостоятельно.
- Способность работать в сотрудничестве с другими и учиться совместно.
- Способность судить о том, что значит хорошо понимать что-либо.
- Способность отличать важное от тривиального, вечное от эфемерного.
- Знакомство с различными способами мышления (включая количественный, исторический, научный и эстетический).
- Глубина знаний в определенной области.
- Способность видеть связи между дисциплинами, идеями и культурами.
- Способность учиться всю жизнь.
Вот список навыков Университета Джорджа Уайта, которые делают человека образованным:
- Способность понимать человеческую природу и вести за собой соответственно.
- Способность определять необходимые личные качества и превращать их в привычки.
- Способность устанавливать, поддерживать и улучшать длительные отношения.
- Способность поддерживать баланс в своей жизни.
- Способность различать правду и ошибку независимо от источника или доставки.
- Способность отличать правду от истины.
- Способность и дисциплина поступать правильно.
- Способность и дисциплина постоянно совершенствоваться.
Из этих списков можно извлечь четыре основных урока:
- Независимые источники (внутри и за пределами научных кругов) пришли к удивительно сильному консенсусу относительно того, что значит быть «образованным» человеком. «Образованный» человек человек, способный справиться с наиболее распространенными жизненными ситуациями. Навыки, связанные с этими областями, являются навыками, которые будут наиболее полезными на протяжении всей жизни.
- «Обучение» — это непрерывный процесс, который не является синонимом аттестации: программы аттестации почти всегда пропускают обучение этим «нечетким» навыкам в пользу других навыков, которые легче оценить. «Образование» не заканчивается с окончанием школьного обучения. Настоящим испытанием этих навыков является то, как человек реагирует в ситуациях, которые требуют их. , либо за счет чрезмерного усложнения теории, связанной с этими навыками, либо за счет отнимания времени/внимания в областях обучения, не связанных с этими навыками Текущие тенденции в области аттестации приводят к тому, что с течением времени в этих областях меньше совпадений, а не больше.
- Если вы намерены совершенствоваться в каждой из этих областей, вы должны потратить время, энергию и ресурсы на самостоятельное изучение этих навыков. Инвестиции в навыки обучения, связанные с этими областями, скорее всего, принесут дивиденды в реальных ситуациях, либо в деньгах, либо в общей удовлетворенности жизнью.
Что ты сейчас практикуешь? Какие навыки вы активно развиваете? Способствуют ли эти усилия вашему развитию как «образованного» человека или мешают?
Читать другие эссе Джоша Кауфмана »
Качества образованного человека
Перейти к основному содержанию
Бойд Крисман
Проректор Университета Маунт-Сент-Мэри
Опубликовано 17 мая 2017 г.
+ Подписаться
Вот восемь качеств образованного человека:
1. Интеллектуальная любознательность. Образованные люди учатся всю жизнь. Они хотят знать больше обо всем, что их интересует. Как однажды сказала Дороти Паркер: «Лекарство от скуки — любопытство. Нет лекарства от любопытства.»
2. Интеллектуальное смирение. Образованный человек честен в том, чего он или она не знает. Это единственный способ стать умнее. Говорить сверх своих знаний никогда хорошо не кончается.
3. Культурная грамотность. По-настоящему образованные люди способны читать культуру как текст. Они понимают подтексты. Они знают, почему публика смеется во время Hamilton , когда Лафайет и Гамильтон поют «Иммигранты. Мы выполняем работу».
4. Эстетическая оценка. Это не то же самое, что снобизм. Это просто постоянное развитие вкуса в любых интересах — в искусстве, еде, путешествиях, фильмах и так далее.
5. Креативное мышление. Образованные люди обладают открытостью к связям, которые другие могут не видеть. Они думают против течения и взвешивают каждую точку зрения по ее достоинству, независимо от того, кто ее поддерживает.
6. Чувство юмора. По-настоящему образованные люди могут оценить несоответствия, лежащие в основе юмора. Они используют комедийную способность ставить под сомнение порок и самомнение.
7. Развитая политическая точка зрения. Образованные люди справедливы и настаивают на объективном взаимодействии с миром. Но они также признают лицемерие политических лидеров. Они понимают, что имел в виду Эмброуз Бирс, когда сказал: «Политика — это борьба интересов, маскирующаяся под борьбу принципов».
8. Развитая духовная/философская точка зрения. Истинно образованные люди знают, что моральный компас необходим для хорошего характера. Они полны решимости поступать правильно, даже если никто не смотрит.
Снова в школу: восемь вопросов, которые учителя должны задать себе
17 июля 2017 г.