Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как ведет себя воспитанный человек: Воспитанный человек — Психологос

Воспитанный человек — Психологос

 

Фильм «Джентльмены удачи»

Воспитанный человек – человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. По мнению Д. Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.

При этом воспитанный человек – не обязательно человек высоконравственный. Иногда среди воспитанных людей можно встретить и мошенника, и подлеца, но чаще среди воспитанных людей преобладают люди высокой порядочности.

Воспитанность иногда увязывают с открытостью и толерантностью, они иногда соединяются, но связь здесь случайная. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с большими церемониями.

Торквемада, первый великий инквизитор Испании, был очень воспитанный человек, но жестокий и вовсе не открытый. Воспитанный человек может быть рабом кастовости, предрассудков религиозных или антирелигиозных.

 

Фильм «Отпетые мошенники»

Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью.

Образованность – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на освоенный социальный опыт.

А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда будет вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан.

Настоящая воспитанность всегда предполагает внутреннюю дисциплину, владение собой. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте. Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении с равным воспитанный человек не перебивает, но готов выслушать собеседника, избегает конфликтогенов, использует синтоны. Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой. Отдавая распоряжения, воспитанный руководитель также предпочитает форму просьбы.

Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.

Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, не мертвое, а внимательное, отражающее состояние партнера и вовремя выражающее те эмоции, которые служат партнеру поддержкой и оперативным внушением. Если же нет необходимости выражать поддержку и нет нужды в оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально доброжелаетельно.

Воспитанность – это определенная сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками у воспитанных людей не приветствуется. Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность – это их тонкость.

Жесты красивые, не лапой, не всей ладонью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Удивление не поворотом всем телом, а одним взглядом или приподнятой бровью. Тонкость, красота, эстетика каждого движения – черта воспитанных людей.

Воспитанность и душевное здоровье

Воспитанность и душевное здоровье – взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью. См.→

Воспитанный человек . Психологос [Энциклопедия практической психологии]

Воспитанный человек – тот, кто проявляет воспитанность, имеет хорошие манеры и уважает других людей. По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими; это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.

При этом воспитанные люди – не обязательно высоконравственные, среди них встречаются и мошенники, и подлецы, хотя чаще все же – порядочные люди.

Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, а внимательное, отражающее состояние собеседника.

Воспитанность иногда увязывают с открытостью и толерантностью, они иногда соединяются, но закономерности здесь нет. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с церемониями. Торквемада, первый Великий инквизитор Испании, был очень воспитанным человеком, но жестоким и вовсе не открытым. Воспитанный человек может быть рабом кастовости, религиозных или антирелигиозных предрассудков.

Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью. А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан.

Настоящая воспитанность всегда предполагает владение собой, внутреннюю дисциплину. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержанно и достойно ведет себя в конфликте. Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении с равным воспитанный человек не перебивает, но готов выслушать собеседника, избегает конфликтогенов, использует синтоны (см. гл. 14, разд. «Конфликтогены»). Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой. Отдавая распоряжения, воспитанный руководитель также предпочитает форму просьбы.

Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.

Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, а внимательное, отражающее состояние собеседника и вовремя выражающее те эмоции, которые служат тому поддержкой и оперативным внушением. Если же нет необходимости в выражении поддержки и оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально-доброжелательно.

Воспитанность – это определенная сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками среди воспитанных людей не приветствуются. Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность, – это их изящество (см. гл. 3, разд. «Рисунок тела»).

Жесты красивые, не всей кистью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Выражение удивления одним взглядом или приподнятой бровью. Изящество, красота каждого движения – черта воспитанных людей.

Что должен знать образованный человек? – Джош Кауфман

«Если у вас нет времени сделать это правильно, когда у вас будет время, чтобы сделать это заново?»

Джон Вуден , тренер по баскетболу

Джон Тейлор Гатто, известный историк образования и критик современного индустриального образования, написал эссе под названием «Учебная программа необходимости или что должен знать образованный человек?» Вот как начинается эссе:

Несколько лет назад одна из школ Гарварда, возможно, Школа государственного управления, выпустила несколько советов своим студентам по планированию карьеры в новой международной экономике, которая, по ее мнению, скоро появится. Он резко предупредил, что академические занятия и профессиональные дипломы будут иметь все меньше и меньше значения по сравнению с реальным обучением. Десять качеств были предложены как необходимые для успешной адаптации. к быстро меняющемуся миру труда. Посмотрите, сколько из тех, кто, по вашему мнению, регулярно обучается в школах вашего города или штата…

Вот список навыков Гарвардского университета, которые делают образованного человека

  1. Способность определять проблемы без руководства.
  2. Способность задавать трудные вопросы, которые бросают вызов преобладающим предположениям.
  3. Способность быстро усваивать необходимые данные из массы ненужной информации.
  4. Способность работать в команде без руководства.
  5. Возможность работать абсолютно в одиночку.
  6. Способность убеждать других в том, что ваш курс правильный.
  7. Способность концептуализировать и реорганизовывать информацию в новые шаблоны.
  8. Способность обсуждать идеи с прицелом на применение.
  9. Способность мыслить индуктивно, дедуктивно и диалектически.
  10. Способность эвристически атаковать проблемы.

Перечислив эти навыки, Гатто продолжил:

Вы могли бы составить лучший список, чем Гарвард, не отказываясь ни от одной из этих фундаментальных идей, и все же с того места, где я сижу, и я просидел в школах почти 30 лет, я не думаю, что мы преподаем что-либо из этого в соответствии со школьной политикой… Ни одна из школ, в которых я когда-либо работал, не смогла предоставить детям какие-либо важные части этой жизненно важной учебной программы. Все школы, в которых я работал, заранее учили ерунде. И под столом учили молодых людей, как быть немым, как быть рабом, как бояться и как быть зависимым.

Список Гарварда показался мне захватывающим. Некоторое время назад я составил такой список в своем посте «Есть ли у вас эти основные человеческие навыки?»


Вот мой список основных человеческих навыков

  1. Усвоение информации – как находить, потреблять и понимать информацию и определять, что наиболее важно перед лицом проблемы или задачи.
  2. Письмо – как ясно и кратко излагать мысли и идеи в письменной форме.
  3. Речь – как четко, кратко и уверенно доносить мысли и идеи до других.
  4. Математика – как точно использовать понятия из арифметики, алгебры, геометрии, исчисления и статистики для анализа и решения общих задач.
  5. Принятие решений – как выявлять критические проблемы, расставлять приоритеты, сосредоточивать энергию/усилия, распознавать заблуждения, избегать распространенных ошибок и справляться с двусмысленностью.
  6. Взаимопонимание – как взаимодействовать с другими людьми так, чтобы они любили вас, доверяли и уважали вас.
  7. Разрешение конфликтов – как предвидеть потенциальные источники конфликтов и разрешать разногласия, когда они возникают.
  8. Генерация сценариев – как создать, прояснить, оценить и сообщить возможный сценарий будущего, который поможет в принятии решений как для себя, так и для другого человека.
  9. Планирование – как определить необходимые следующие шаги для достижения цели, учесть зависимости и подготовиться к неизвестным и неизбежным изменениям посредством использования непредвиденных обстоятельств.
  10. Самосознание – как точно воспринимать и влиять на свои внутренние состояния и эмоции, включая эффективное управление ограниченной энергией, силой воли и сосредоточенностью.
  11. Взаимоотношения – как распознавать, понимать и использовать ключевые особенности систем и отношений, включая причинно-следственные связи, эффекты второго и третьего порядка, ограничения и петли обратной связи.
  12. Приобретение навыков – как приступить к изучению желаемого навыка таким образом, чтобы это привело к компетентности, путем поиска и использования доступных ресурсов, деконструкции сложных процессов и активного экспериментирования с потенциальными подходами.

Небольшое исследование привело меня к поиску других списков того, «что должен знать образованный человек».0004


Вот список навыков Принстонского университета, которые делают человека образованным:

  1. Способность ясно думать, говорить и писать.
  2. Способность критически и систематически рассуждать.
  3. Способность концептуализировать и решать проблемы.
  4. Способность мыслить самостоятельно.
  5. Способность проявлять инициативу и работать самостоятельно.
  6. Способность работать в сотрудничестве с другими и учиться совместно.
  7. Способность судить о том, что значит хорошо понимать что-либо.
  8. Способность отличать важное от тривиального, вечное от эфемерного.
  9. Знакомство с различными способами мышления (включая количественный, исторический, научный и эстетический).
  10. Глубина знаний в определенной области.
  11. Способность видеть связи между дисциплинами, идеями и культурами.
  12. Способность учиться всю жизнь.

Вот список навыков Университета Джорджа Уайта, которые делают человека образованным:

  1. Способность понимать человеческую природу и вести за собой соответственно.
  2. Способность определять необходимые личные качества и превращать их в привычки.
  3. Способность устанавливать, поддерживать и улучшать длительные отношения.
  4. Способность поддерживать баланс в своей жизни.
  5. Способность различать правду и ошибку независимо от источника или доставки.
  6. Способность отличать правду от истины.
  7. Способность и дисциплина поступать правильно.
  8. Способность и дисциплина постоянно совершенствоваться.

Из этих списков можно извлечь четыре основных урока:

  • Независимые источники (внутри и за пределами научных кругов) пришли к удивительно сильному консенсусу относительно того, что значит быть «образованным» человеком. «Образованный» человек человек, способный справиться с наиболее распространенными жизненными ситуациями. Навыки, связанные с этими областями, являются навыками, которые будут наиболее полезными на протяжении всей жизни.
  • «Обучение» — это непрерывный процесс, который не является синонимом аттестации: программы аттестации почти всегда пропускают обучение этим «нечетким» навыкам в пользу других навыков, которые легче оценить. «Образование» не заканчивается с окончанием школьного обучения. Настоящим испытанием этих навыков является то, как человек реагирует в ситуациях, которые требуют их. , либо за счет чрезмерного усложнения теории, связанной с этими навыками, либо за счет отнимания времени/внимания в областях обучения, не связанных с этими навыками Текущие тенденции в области аттестации приводят к тому, что с течением времени в этих областях меньше совпадений, а не больше.
  • Если вы намерены совершенствоваться в каждой из этих областей, вы должны потратить время, энергию и ресурсы на самостоятельное изучение этих навыков. Инвестиции в навыки обучения, связанные с этими областями, скорее всего, принесут дивиденды в реальных ситуациях, либо в деньгах, либо в общей удовлетворенности жизнью.

Что ты сейчас практикуешь? Какие навыки вы активно развиваете? Способствуют ли эти усилия вашему развитию как «образованного» человека или мешают?

Читать другие эссе Джоша Кауфмана »

Качества образованного человека

Перейти к основному содержанию

Бойд Крисман

Бойд Крисман

Проректор Университета Маунт-Сент-Мэри

Опубликовано 17 мая 2017 г.

+ Подписаться

Вот восемь качеств образованного человека:

1. Интеллектуальная любознательность. Образованные люди учатся всю жизнь. Они хотят знать больше обо всем, что их интересует. Как однажды сказала Дороти Паркер: «Лекарство от скуки — любопытство. Нет лекарства от любопытства.»

2. Интеллектуальное смирение. Образованный человек честен в том, чего он или она не знает. Это единственный способ стать умнее. Говорить сверх своих знаний никогда хорошо не кончается.

3. Культурная грамотность. По-настоящему образованные люди способны читать культуру как текст. Они понимают подтексты. Они знают, почему публика смеется во время Hamilton , когда Лафайет и Гамильтон поют «Иммигранты. Мы выполняем работу».

4. Эстетическая оценка. Это не то же самое, что снобизм. Это просто постоянное развитие вкуса в любых интересах — в искусстве, еде, путешествиях, фильмах и так далее.

5. Креативное мышление. Образованные люди обладают открытостью к связям, которые другие могут не видеть. Они думают против течения и взвешивают каждую точку зрения по ее достоинству, независимо от того, кто ее поддерживает.

6. Чувство юмора. По-настоящему образованные люди могут оценить несоответствия, лежащие в основе юмора. Они используют комедийную способность ставить под сомнение порок и самомнение.

7. Развитая политическая точка зрения. Образованные люди справедливы и настаивают на объективном взаимодействии с миром. Но они также признают лицемерие политических лидеров. Они понимают, что имел в виду Эмброуз Бирс, когда сказал: «Политика — это борьба интересов, маскирующаяся под борьбу принципов».

8. Развитая духовная/философская точка зрения. Истинно образованные люди знают, что моральный компас необходим для хорошего характера. Они полны решимости поступать правильно, даже если никто не смотрит.

  • Снова в школу: восемь вопросов, которые учителя должны задать себе

    17 июля 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *