Структура сознания и психики человека
Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.
Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.
Психические процессы
Определение 1Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.
Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.
Психические процессы бывают трех видов:
- познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
- эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
- волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.
Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психические состояния и свойства
Определение 2Под психическим состоянием понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.
Психическими свойствами принято считать ряд устойчивых образований, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень поведения и деятельности, свойственный для конкретного человека.
Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:
- жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
- темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
- различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
- характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.
Сознание человека
Сознание человека образуется из единства высших психических функций.
Определение 4Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.
Существует несколько функций сознания:
- формирование целей деятельности;
- предварительное мысленное построение действий;
- прогнозирование результатов действий.
Эти функции обеспечивают разумное регулирование поведения и деятельности личности.
Также выделяются свойства сознания. Это переживание и познание, эмоции и мышление.
К основной функции мышления относится выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. В формировании субъективного отношения личности к людям, предметам и явлениям заключается главная функция эмоций. Образы и мысли, которые существуют в едином потоке сознания, могут стать переживаниями, за счет окрашивания эмоциями.
Замечание 1«Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Сознание человека обладает определенным отношением к явлениям окружающей среды, а также к обществу. К. Маркс говорил, что отношение человека к его среде является его сознанием.
Одной из главных характеристик сознания является обеспечение целеполагающей деятельности личности. Когда человек приступает к определенного рода деятельности, он должен поставить перед собой ряд целей, принять волевые решения, координировать и корректировать свои действия. Все это означает поступать сознательно.
Сознание личности неразрывно связано с бытием. Оно формируется в бытии, отражает его и творит бытие. К основным функциям сознания относятся:
- отражательная функция;
- творчески-креативная или как ее еще называют порождающая функция;
- регулятивно-оценочная функция;
- рефлексивная функция.
Под рефлексией принято понимать основную функцию, характеризующую сущность сознания. Объектом рефлексии может быть и отражение мира, и мысли о нем, и методы регуляции личности собственного поведения, и сами процессы рефлексии, и личное сознание индивидуума. Рефлексия позволяет человеку смотреть на себя с точки зрения другой личности.
Э. В. Ильенков считал, что сознание может появиться только там, где личность вынуждена смотреть на себя со стороны, как будто глазами другого человека, в ситуациях, когда человек должен соизмерить свои личные действия с действиями другой личности.
Связь индивидуального сознания с обществом является одной из основных характеристик сознания. Развитие сознания возможно только при наличии социальных контактов. Любая личность во время индивидуального роста приобщается к сознанию посредством овладения языком.
По теории В. П. Зинченко существует всего два слоя сознания:
- бытийное сознание, которое включает в себя ряд образов: биодинамических качеств движений и опыта действия и чувственных качеств;
- рефлексивное сознание, которое служит сознанием для сознания. В него входят смысл и значение.
Под значением принято понимать содержание общественного сознания, которое усваивается личностью.
Значения бывают операционные, предметные, житейские, вербальные или научные.
Определение 6Смыслом является субъективное понимание и отношение к определенным ситуациям и данным.
Суть личностного смысла как важного аспекта сознания в фиксации уровня значительности различных событий человека. Также личностный смысл служит отражением опыта человека и значимости его индивидуальной деятельности.
Апогей развития сознания – формирование самосознания, позволяющего личности не только отражать внешний мир, но и изучать свой собственный внутренний мир, испытывать переживания относительно мира и формировать отношение к себе.
Главной функцией самосознания является факт осуществления доступности для личности мотивов и результатов его действий, возможность понять то, каким он является на самом деле, произвести оценку себя.
К отличительным признакам сознания относят:
- обусловленность социальными факторами;
- креативное преобразование жизни;
- умение прогнозировать деятельность;
- умение отражать мир в его существенных связях и отношениях;
- факт наличия самосознания.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.
Реферат от 1 дня / от 700 р.Когнитивные процессы | это… Что такое Когнитивные процессы?
Толкование
- Когнитивные процессы
Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Содержание
- 1 Виды психических процессов
- 1. 1 Познавательные
- 1.2 Эмоционально-мотивационные
- 1.3 Личностные характеристики
- 2 Литература
- 3 См. также
- 4 Ссылки
Виды психических процессов
Познавательные
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Сознание
- Речь
- Внимание
- Память
- Воображение
- Представление
Эмоционально-мотивационные
- Эмоции и Чувства
- Состояния (Настроение, Тревожность и пр.)
- Мотивация
- Воля
- Проактивность
Личностные характеристики
- Характер
- Темперамент
- Моторика
- Интеллект
Литература
- Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. С. 214—217
См. также
- Психология
Ссылки
- Психические процессы @ А-Я Психология
- Национальная психологическая энциклопедия
- 1 Виды психических процессов
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
- Когнитивное искажение
- Когнитивные стили
Полезное
Psychology Unlocked
Когнитивная психология — это раздел экспериментальной психологии, который фокусируется на психических процессах, посредством которых достигается, сохраняется и используется знание о мире.
Темы исследований в области когнитивной психологии — это процессы, которые выводятся из наблюдений за человеческим поведением, но сами по себе не могут быть наблюдаемы непосредственно. Например, внимание, мышление и память.
Когнитивная психология в значительной степени представляет собой номотетический подход; обращаясь к универсальности человеческих психических процессов, а не сосредотачиваясь на индивидуальных различиях.
Многие темы, охватываемые когнитивной психологией, можно изучать исключительно для собственного интереса — интересно узнать, как работает память, просто чтобы понять, как работает память…
Но исследования когнитивной психологии также имеют множество применений . Например, существует много пересечений между когнитивной психологией и социальной психологией — рассмотрим психические процессы, связанные с групповой идентичностью и изменением отношения.
Стереотипы и когнитивный диссонанс являются примерами психологических процессов, изучаемых как с когнитивной и социальные подходы. Сочетание этих двух подходов часто называют изучением социального познания.
Есть также совпадения с психологией развития, например, работа Жана Пиаже, рассматривающая когнитивное развитие.
Истоки когнитивной психологии
С середины девятнадцатого века наблюдается интерес к когнитивным процессам человека. Однако только в 1950-х психология была сметена тем, что было названо когнитивная революция .
Эта так называемая революция пришла в силу, когда американские психологи отказались от господствовавшего в 1920–40-х годах бихевиористского подхода и приняли модель сознания, основанную на компьютере.
Когнитивная психология сравнивает психические процессы с вычислительными системамиДостижения в области технологий и инноваций проникли в социальные науки, что является прекрасным примером того, как социальный дух времени влияет на академические исследования.
История когнитивной революции Кесана и Бевана (1985) объясняет развитие когнитивного подхода к исследованиям в области коммуникаций и обработки информации во время Второй мировой войны.
Тьюринг (1950) также отмечает растущую сопоставимость компьютерного и человеческого интеллекта после огромного технического прогресса во время Второй мировой войны, который также привел к развитию цифровых компьютеров.
И третьим внешним влиянием на развитие когнитивной психологии было появление порождающей грамматики в лингвистике такими людьми, как Ноам Хомский и др. чья академическая миссия заключалась как в разрушении концепции бихевиоризма как серьезного научного подхода, так и в обсуждении конкретной темы языка.
Исходные области, представляющие интерес для когнитивных психологов
Распознавание образов
Одной из первых областей, получивших пользу от когнитивной революции, было распознавание образов . Эта область исследований изучает, как люди воспринимают и узнают объекты.
Пример взят из работы Коллинза и Квиллиана (1969), которые разработали карты в виде паукообразных диаграмм, чтобы проиллюстрировать сети информации, которой владеет человек.
Исследование иконической памяти Сперлинга (1960) также опирается на способность человека воспринимать объект и поддерживать это восприятие после того, как объект был удален.
Память
Память является одной из наиболее часто упоминаемых областей когнитивной психологии и с самого начала была частью подхода.
Многоуровневая модель памяти Аткинсона и Шиффрина (1968) оказала большое влияние на изучение памяти.
Последующие исследования краткосрочной, рабочей и долговременной памяти выявили огромную (и постоянно растущую) область научных интересов.
Последние разработки в области когнитивной психологии
Когнитивная неврология
Когнитивная психология: мозг как компьютер?С конца 1980-х годов наблюдается растущий интерес к нейронным основам познания.
В то время как когнитивная психология изначально была озабочена сложным бихевиоризмом, этот новый фокус показывает повышенный интерес к биологическому элементу психических процессов.
Развитие технологии сканирования мозга открыло бесчисленные возможности для исследований, направленных на изучение биологических элементов психологических процессов.
Академические статьи о когнитивной психологии
- Щелкните здесь, чтобы прочитать журнальную статью по истории когнитивной психологии, опубликованную в Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук, в которой содержится подробный отчет о развитии дисциплины с большим количеством ссылок к ключевым исследованиям. (8 страниц)
определение ментального+процесса в The Free Dictionary
Ментальное+процесс — определение ментального+процесса в The Free DictionaryМентальный+процесс — определение ментального+процесса в The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.