разбор понятий, связь и различие темы и идеи, выявление идеи текста
Литература
78747 7292 7 0
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Содержание:
- Тема и основная мысль: связь и различие
- Тема
- Основная мысль
- Как определить тему текста
- Как выделить основную мысль
- Пошаговая инструкция
- Видео
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
Тема
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
- Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
- Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку.
Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
- Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
- Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
-
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
- автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
- автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
- автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
- Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
- Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
- Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
- Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Понравилась статья?
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
Отзывы и Комментарии
Зарегистрируйтесь
Пройдите легкую процедуру регистрации, чтобы получить свой личный кабинет
Напишите первую статью
Все новые публикации отображаются на главной странице
Получайте постоянный доход
Мы платим не за объем, а за то, насколько ваши тексты интересны читателям
Зарегистрироваться сейчас
Типы речи в русском языке — какие бывают?
Научим писать без ошибок и интересно рассказывать
Начать учиться
В этой статье мы поговорим о типах речи в русском языке: расскажем об их особенностях, научим определять их по признакам и поговорим про их разновидности. И, само собой, разберём всё это на примерах.
Что такое тип речи
Перед тем, как разбирать конкретные типы речи, давайте сначала познакомимся с их определением.
Типы речи — это способ изложения, который выбирает автор текста. В русском языке выделяют всего 3 таких типа: повествование, описание и рассуждение.
При этом часто бывает так, что типы речи школьники путают со стилями. Чтобы этого не случилось, стоит запомнить, что стили речи — набор характерных элементов в тексте, т. е. особая лексика и приёмы. А тип отражает цель текста. Иными словами, в разных типах речи цель автора может быть рассказать о событиях, описать что-либо или поразмышлять.
Типы и стили текста не зависят друг от друга. Так в одной и той же статье, написанной в научном стиле, могут быть
одновременно и повествование, и описание, и рассуждение.
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Повествование
Повествование — это тип речи, при котором автор рассказывает читателю о событиях и действиях.
Повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом. А ещё — раскрывать, как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Повествование можно узнать по большому количеству глаголов в предложениях и наречиям, которые помогают раскрыть смену действий: внезапно, резко, сразу, вдруг и т. д.
Подтипы повествования
У этого типа речи есть две разновидности: изобразительное и информативное повествование. В школьном курсе их не
разбирают подробно, но это важно для более глубокого понимания темы. Поэтому мы познакомимся с каждым подтипом
чуть ближе.
Изобразительное повествование — это подтип повествования, при котором события в тексте описываются последовательно, а сцены сменяют друг друга как в кино.
Яркий пример такого подтипа повествования — это любой рассказ, в котором мы читаем о событии из жизни.
Пример № 1.
Тем вечером я сидел за книгой в гостиной и наслаждался поздним чаем. Вдруг отворилась дверь и в комнату вошёл дворецкий. Он сообщил, что завтра в поместье прибудет королевский посол.
Информационное повествование — это подтип повествования, при котором автор рассказывает о событии без чёткой последовательности и раскрывает дополнительные факты.
Мы постоянно сталкиваемся с этим типом повествования, когда смотрим или читаем новости.
Пример № 2.
16 июля в Суздале прошёл Международный праздник огурца. Жители отмечают его каждый год в третью субботу июля. В этот день на территории Музея народного зодчества собралось не менее двух тысяч человек. Чтобы поддержать атмосферу праздника, организаторы пригласили местный ансамбль и устроили ярмарку.
Описание
Описание — это тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета, места или человека.
Проще говоря, такие тексты раскрывают особенности чего-либо, сообщают, каков этот предмет или человек, о котором мы читаем. Характерный признак описания — это ряд прилагательных.
Подтипы описания
В тексте автор может описывать конкретное место, предмет, человека или состояние природы. Всё это и есть разновидности описания. В таблице ниже мы разобрали примеры для каждого из них.
Разновидности описания | |
---|---|
Описание | Пример |
Места | Тот сад был по-настоящему сказочным.![]() |
Человека (состояния, внешности, характера) | Сегодня она была неотразима. И блестящие чёрные локоны, и атласное платье, и блеск в глазах — всё это вызывало восторг. |
Предмета | У съедобных сыроежек неприметные шляпки. Обычно они серые, зелёные или коричневые и обязательно бледного оттенка. Гриб с яркими пятнышками — ложный и ядовитый. |
Состояния окружающей среды | То утро выдалось серым и промозглым. Мелкие капли стучали в окно, а ветер настойчиво забирался под куртку. Было зябко и неприятно. |
Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, при котором автор текста логически размышляет о причинах
действий, свойств или явлений.
Иначе говоря, в таком тексте автор выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли на конкретную тему. У рассуждения есть свои маркеры, по которым его можно узнать. Например, вводные слова ( во-первых, во-вторых и т. д.) и слова-связки (однако, следовательно, вопреки и т. д.).
Подтипы рассуждения
Как и в случае с остальными типами речи, у рассуждения есть разновидности. Всего их 3: доказательство, объяснение и размышление. В школе их тоже не разбирают так подробно, но они помогут хорошо понять тему. А потому давайте немного поговорим о каждом из них.
Доказательство — это подтип рассуждения, при котором автор ставит тезис и приводит аргументы, чтобы подтвердить его и убедить читателя.
Пример № 3.
Удобнее всего ездить в университет на метро, а не на машине. Во-первых, так вы избежите пробок. Во-вторых,
проездной гораздо дешевле бензина.
Объяснение — это подтип рассуждения, при котором автор рассказывает о природе предмета или явления: что это такое, как оно появилось и т. д.
Пример № 4.
Биология — это наука о живых существах и том, как они взаимодействуют со средой обитания. Это название произошло от греческих слов βίος и λόγος. Дословно биология означает «наука о жизни».
Размышление — это подтип рассуждения, при котором автор делится мыслями по какому-либо вопросу.
Пример № 5
Сможет ли человечество когда-либо полностью изучить мировой океан? Ответ: да, разумеется. Но сколько ещё лет
пройдёт, прежде чем мы будем обладать нужными для этого технологиями, никто не знает. С другой стороны, каждый
год в мире проводят всё больше успешных подводных экспедиций. А это значит, что мы уже на верном пути.
Типы речи: сводная таблица
Чтобы вам было проще определить тип речи в разных текстах, мы собрали их отличительные черты в одной таблице. Пользуйтесь ею, чтобы выполнять задания в конце этой статьи и в домашней работе по русскому языку.
Типы речи | Вопросы, на которые отвечает текст | О чём говорится в тексте |
---|---|---|
Описание | Каков этот предмет или человек? | О признаках, качествах человека или предмета |
Повествование | Что происходит с этим предметом или человеком? В какой последовательности развиваются события? | О событиях, явлениях и действиях |
Рассуждение | Почему этот предмет или человек такой, какой он есть? Почему произошло событие? В чём причина действия, решения или явления? | О причинах действий, событий, решений и т.![]() |
Проверьте себя
Теперь, когда мы вместе разобрались, какие бывают типы речи, давайте закрепим навыки на практике. Выполните задание для самопроверки ниже, чтобы узнать, хорошо ли вы усвоили тему.
Задание № 1
Ответьте на вопросы ниже, опираясь на материал, который мы разобрали в этой статье.
Как называется тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета или человека?
Какие существуют 2 подтипа повествования?
На какие вопросы отвечает текст типа речи «рассуждение»?
Как называется тип речи, при котором автор текста рассказывает о событиях и их последовательности?
Какие существуют 3 подтипа рассуждения?
Для какого типа речи характерно большое количество прилагательных?
О чём говорится в тексте типа речи «описание»?
Как называется тип речи, при котором автор размышляет над причинами событий?
Какие существуют 4 подтипа описания?
Разобраться в основах типов речи легко: каждый из них довольно яркий и сильно отличается от остальных. Но в этой
теме есть и более сложные случаи, например, повествование с элементами рассуждения и описания. Чтобы не запутаться
в них, советуем подробнее разобрать теорию и больше тренироваться.
Именно это и делают наши ученики на онлайн-курсах по русскому языку: сперва разбираются, какие бывают типы текста, а после — переходят к трудным случаям. Присоединяйтесь, если хотите лучше понять эту и другие школьные темы. Первый урок — бесплатно!
Шпаргалки для родителей по русскому
Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Морфемный разбор
К следующей статье
Морфема — значимая часть слова
Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Какие темы вам интересны? Опрос
Ежегодная государственная конвенция AAUW-WI будет проходить онлайн в пятницу, 23 апреля, и в субботу, 24 апреля 2021 г.
Название вопроса
* 1.
Выберите 5 тем , которые вы хотели бы видеть на конференции штата Висконсин AAUW.Идеи по удержанию и найму членов: продвижение местной известности/социальные сети/другие идеи
Идеи групп по интересам: книжные группы/групповые прогулки/другие варианты общения
Идеи по сбору средств
Как продвигать социальную справедливость и разнообразие
Проблемы изменения климата и действия
Как подать заявку на получение награды AAUW 5 Star Recognition
Идеи для отраслевых программ, ориентированных на миссию и доступных по цене
Поддержка себя и других во время ограничений COVID
Выявление и поощрение лидеров
Идеи для повышения узнаваемости филиала через социальные сети и другие площадки
Встречи партнеров: президенты/казначеи/вице-президенты по программам/вице-президенты по членству
Другие идеи (пожалуйста, укажите)
Познакомьтесь с новым API тем для песочницы конфиденциальности
Хром
25 января 2022 г.
min read
Vinay Goel
Директор по продукту, Privacy Sandbox, Chrome
Мы запустили инициативу Privacy Sandbox, чтобы улучшить конфиденциальность в Интернете для пользователей, а также предоставить издателям, создателям и другим разработчикам инструменты, необходимые им для построения процветающего бизнеса, обеспечивая безопасную и здоровую сеть для всех. Мы также знаем, что реклама имеет решающее значение для многих предприятий и является ключевым способом поддержки доступа к бесплатному онлайн-контенту.
Сегодня мы объявляем о выпуске Topics — новой песочницы конфиденциальности для рекламы на основе интересов. Темы были основаны на наших исследованиях и широко распространенных отзывах сообщества о наших предыдущих испытаниях FLoC и заменяют наше предложение FLoC.
С помощью Тем ваш браузер определяет несколько тем, таких как «Фитнес» или «Путешествия и транспорт», которые представляют ваши главные интересы на этой неделе на основе вашей истории просмотров. Темы хранятся всего три недели, а старые темы удаляются. Темы выбираются полностью на вашем устройстве без привлечения каких-либо внешних серверов, в том числе серверов Google. Когда вы посещаете участвующий сайт, Topics выбирает всего три темы, по одной теме за последние три недели, чтобы поделиться с сайтом и его рекламными партнерами. Темы позволяют браузерам предоставить вам значимую прозрачность и контроль над этими данными, а в Chrome мы создаем пользовательские элементы управления, которые позволяют вам просматривать темы, удалять все, что вам не нравится, или полностью отключать эту функцию.
10:25
Что еще более важно, темы тщательно отобраны, чтобы исключить деликатные категории, такие как пол или раса. Поскольку Topics работает на основе браузера, он предоставляет вам более узнаваемый способ просмотра и контроля того, как передаются ваши данные, по сравнению с механизмами отслеживания, такими как сторонние файлы cookie. И, предоставляя веб-сайты с интересующими вас темами, онлайн-компании получают возможность не использовать скрытые методы отслеживания, такие как снятие отпечатков пальцев браузера, чтобы продолжать показывать релевантную рекламу.
Примеры иллюстраций того, что вы можете увидеть о сторонних файлах cookie (слева) и темах (справа). В Chrome мы планируем упростить распознавание тем и управление ими для пользователей.
Чтобы узнать больше о деталях предложения Topics, включая другие функции дизайна, обеспечивающие конфиденциальность, см. обзор на сайте privacysandbox.com или прочтите полное техническое объяснение. Вскоре мы запустим пробную версию Topics в Chrome для разработчиков, которая включает пользовательские элементы управления и позволит разработчикам веб-сайтов и рекламной индустрии опробовать ее. Окончательный дизайн пользовательских элементов управления и других различных технических аспектов работы Topics будет определен на основе ваших отзывов и того, что мы узнали в ходе пробной версии.
В песочнице конфиденциальности сейчас очень много времени. Недавно мы работали с Управлением по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA), чтобы предложить пересмотренные обязательства, чтобы наши предложения были разработаны таким образом, чтобы они работали для всей экосистемы, и позже на этой неделе мы поделимся более подробной информацией о FLEDGE.