Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Каким образом можно уменьшить влияние ошибок восприятия на общение: Что такое стереотипы общения?Каким образом можно уменьшить негативное влияние стереотипов при восприятии других людей?

Особенности восприятия и понимания партнера в процессе общения

В своих суждениях люди вовсе не так объективны, как им кажется. Выводы о мыслях, чувствах, причинах поведения партнера далеко не всегда оказываются логичными, часто ошибочны и предвзяты. Человек чувствует себя комфортно лишь тогда, когда способен контролировать ситуацию, когда действия другого для него понятны, а потому предсказуемы. Какие эффекты и ошибки возникают на пути восприятия и понимания партнера по общению? Рассмотрим их подробно.

Автор:

Oлeг Игоревич Ждaнoв, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

 

Чтобы общение было успешным, необходимо хорошо знать собеседника. Что он(а) за человек? Какой у него(нее) характер? Что движет его(ее) поведением? Каковые его(ее) мысли, чувства, намерения, интересы и т.д.? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, человек опирается не только на фактическую информацию о собеседнике, но и на свой личный опыт, а также на мнения и оценки, выносимые окружающими.

Значит, источником этих впечатлений могут стать стереотипы и предубеждения, которые имеются у субъекта. Ведь в своих суждениях люди вовсе не так объективны, как им кажется. Выводы о мыслях, чувствах, причинах поведения партнера далеко не всегда оказываются логичными, часто ошибочны и предвзяты. Нередко для правильной интерпретации поведения другого лица субъекту просто не хватает информации. Тогда он сам начинает восполнять недостающее, домысливает за партнера, привлекает на помощь личный опыт, ссылается на интуицию и т.д. Человек чувствует себя комфортно лишь тогда, когда способен контролировать ситуацию, когда действия другого для него понятны, а потому предсказуемы. Он подбирает правдоподобное объяснение поступку другого, которое и кажется ему единственно верным. Чаще всего люди не отдают себе отчета в собственной пристрастности и субъективности. Все это создает барьеры в процессе общения, ведущие к непониманию и ошибкам, различного рода недоразумениям, конфликтам, необоснованным проявлениям враждебности, агрессии и т.
д.

Какие эффекты и ошибки возникают на пути восприятия и понимания партнера по общению? Каковы закономерности и механизмы этого процесса? Остановимся на этих вопросах более подробно.

Сразу следует отметить, что собеседник не является пассивным объектом восприятия. Он знает о том, что его оценивают, и поэтому может намеренно вести себя так, чтобы произвести нужное впечатление на партнера. Человек способен управлять впечатлением о самом себе.

В социальной психологии в настоящее время активно изучается явление

самопрезентации или самоподачи. Эффективная самопрезентация приобретает особое значение в ситуации собеседования при приеме на работу. Чтобы получить вакантную должность, человек стремится произвести положительное впечатление на потенциального работодателя, демонстрируя свои сильные стороны и пытаясь скрыть свои слабости и недостатки. Это следует учитывать руководителю при беседе с будущим сотрудником.

Как же осуществляется процесс восприятия и понимания другого человека, какие психологические механизмы лежат в его основе?

«Поставь себя на мое место… Как бы ты поступил?. . Представь себя в такой ситуации!.. Что же мне еще оставалось думать (чувствовать, делать и т.д.)?!» — с такими призывами и вопросами человек обращается к собеседнику, если хочет добиться от него понимания и поддержки. Один из механизмов межличностного познания как раз и состоит в том, что человек делает выводы о мыслях, чувствах, интересах, целях партнера по общению, отождествляя себя с ним. Этот механизм получил название

идентификация и представляет собой чисто рациональный процесс погружения индивидом себя на место партнера.

Познание другого человека далеко не всегда является рациональным. Общаясь, мы сопереживаем своему собеседнику, перенимает его эмоциональное состояние, «заражаясь» им, радуемся или печалимся вместе с ним.

Эмпатия (от греч.

empatheia — «сопереживание») представляет собой эмоциональный отклик на ситуацию партнера, внерациональное, чувственное понимание.

В процессе общения большое значение для индивида приобретает то, как партнер его поймет, какое впечатление о нем сложит, как проинтерпретирует его поведение. Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, известно в социальной психологии как

рефлексия. В самом общем виде рефлексия представляет собой рассуждения о рассуждениях, мышление о мышлении. В данном контексте речь идет о рассуждениях человека за другое лицо, размышлениях о том, что думает о нем партнер, какова его логика. Особое значение этот механизм приобретает при управлении человеком тем впечатлением, которое он производит на окружающих.

Представьте, что вам предстоит пройти собеседование и заполнить анкету, чтобы устроится на работу. Безусловно, вам хочется произвести положительное впечатление на работодателя. Теперь ответьте на следующие вопросы анкеты:

  • Всегда ли вы говорите правду?
  • Случалось ли вам опаздывать к назначенному времени?
  • Бывало ли, что вы откладывали на потом то, что требовалось сделать немедленно?

Скорее всего, выбирая вариант ответа, вы пытались представить, что подумает о вас ваш потенциальный наниматель. Ваши рассуждения могли выглядеть примерно следующим образом: «Если я скажу, что всегда говорю только правду, никогда не опаздываю и все делаю точно в срок, он подумает, что я честный и пунктуальный, и возьмет меня на работу». Или: «Если я скажу, что всегда говорю только правду, никогда не опаздываю и все делаю точно в срок, он подумает, что я ему лгу и пытаюсь казаться лучше, чем есть, и не возьмет меня на работу». И так далее.

В построении подобных рассуждений участвует

рефлексия различного уровня глубины.

Ранее уже отмечалось, что каждый человек, несмотря на отсутствие необходимой информации о намерениях партнера и обстоятельствах, в которых он действовал, пытается объяснить себе его поведение. Процесс правдоподобного объяснения самому себе причин наблюдаемых событий и фактов известен в психологии как

«каузальная атрибуция» (от лат.

causa — «причина»,

attribution — «приписывание»).

Начало исследованиям атрибутивных процессов было положено в середине прошлого столетия Ф.

Хайдером. Он отметил, что поведение человека может быть обусловлено как его личностными особенностями, так и влиянием внешних обстоятельств, той окружающей среды, в которой он действует.

Приведем пример. Почему сотрудник опоздал на работу? Потому что он непунктуальный и безответственный? Или в его опоздании виноваты обстоятельства? Может быть, подвел транспорт? Или сломался будильник? Объяснения могут быть разными.

Чтобы сделать вывод о том, в чем же кроется причина случившегося — в личности действовавшего субъекта или в обстоятельствах его окружения, необходима достоверная информация о:

  • намерениях человека;
  • приложенных для их реализации усилиях;
  • его способностях к данной деятельности;
  • объективных трудностях, препятствующих совершению действия;
  • случайных обстоятельствах.

Намерения, усилия, способности позволяют связать причину поведения человека с его

личностными особенностями по принципу «он поступил так, потому что он такой». Информация о сложности деятельности и случайных факторах подводит к выводу об обусловленности поведения

внешними причинами: «так сложились обстоятельства».

X. Келли отмечает, что человек, объясняя себе поступок другого лица, опирается на следующую информацию:

  1. Согласованность. Речь идет о том, насколько согласуется действие человека с поведением других людей, какова степень уникальности поступка.

  2. Стабильность. Речь идет о том, всегда ли человек ведет себя сходным образом или только в данном случае.

  3. Отличие. Достаточно важно оценить, насколько уникальным является действие человека по отношению к данному конкретному объекту, ведет ли он себя подобным образом в других, сходных с этой ситуациях.

В зависимости от этой информации, субъект приписывает причины поведения действующего лица либо обстоятельствам, либо особенностям того объекта, на который направлено действие.

Проиллюстрируем на примере. Подчиненный выступил с критикой распоряжения руководителя и отказался его выполнять. Почему? Как руководитель объяснит себе его поведение? Быть может, распоряжение неудачно? Или он забыл о своем статусе подчиненного? А может, сегодня он плохо себя чувствует? Возможны различные варианты.

  • Если так же поступили и другие сотрудники

    (высокая согласованность), если данный работник постоянно отказывается выполнять подобные поручения

    (высокая стабильность), если в отношении других указаний он с критикой не выступает

    (низкая степень отличия), руководитель скорее всего свяжет отказ подчиненного с характером распоряжения. Например, указание является действительно неудачным и в функциональные обязанности сотрудников выполнение такой работы не входит. Причина кроется в

    объекте, на который направлено действие.

  • Если известно, что другие сотрудники не согласны с высказанной критикой

    (низкая согласованность), а данный субъект постоянно отказывается выполнять подобные распоряжения

    (высокая стабильность) и часто спорит с начальством в принципе

    (низкая степень отличия), руководитель, скорее всего, припишет причины отказа подчиненного его личностным особенностям и установкам (негативизм, отрицательное отношение к руководству и т. д.) Объяснение в данном случае касается личности действовавшего

    субъекта.

  • Если же есть информация о том, что никто из сотрудников не отказывается выполнять указание

    (низкая согласованность), сам субъект подобные распоряжения не критикует

    (низкая стабильность) и вообще является очень исполнительным сотрудником

    (высокая степень отличия), руководитель сделает вывод — «Так сложились

    обстоятельства». Быть может, сотрудник сегодня хотел освободиться пораньше, чтобы встретить в аэропорту родственников.

Если есть вся необходимая информация о согласованности, стабильности и степени отличия поведения действующего субъекта, вывод о его причинах будет сделан в соответствии с описанной выше логикой. Но далеко не всегда необходимые сведения доступны, имеется время и мотивация для подобных логических построений. В объяснении причин происходящего люди не так уж обстоятельны и рациональны. На этом пути возможны разнообразные искажения, известные также как ошибки атрибуции.

Пожалуй, наибольшую известность среди атрибутивных искажений приобрела

«фундаментальная ошибка атрибуции». Она состоит в том, что

объяснения действующего лица и наблюдателя расходятся.

Если руководитель беседует с сотрудником по поводу некачественно выполненной работы, то можно заметить, что их мнения по этому поводу не совпадают. Руководитель, скорее всего, увидит причину в слабых способностях сотрудника, низком уровне профессионализма, его недобросовестности, безответственности и т.д. Работник же объяснит этот факт загруженностью различными поручениями и обязанностями, расскажет о своих личных проблемах и неприятностях, которые, безусловно, мешают продуктивно работать, пожалуется на коллег-недоброжелателей или на отсутствие необходимого оборудования. Нетрудно заметить, что руководитель интерпретирует чужое поведение и прибегает, прежде всего, к

личностной атрибуции, недооценивая роль обстоятельств. Работник же, пытаясь объяснить собственное поведение, приписывает причины

факторам ситуации. На деле же поведение оказывается обусловленным множеством факторов, среди которых присутствуют и личностные, и ситуационные.

Еще одно интересное явление, которое наблюдается при объяснении поведения другого человека, связано с недооценкой

информационной ценности неслучившегося. Люди склонны в своих оценках опираться, прежде всего, на анализ того, что человек совершил, не учитывая при этом того,

чего он не делал. Руководитель обратит внимание на поздний приход сотрудника на работу, проигнорировав отсутствие опозданий в прошлом, заметит брак в работе, не принимая в расчет качественное выполнение других поручений и т.д.

Объяснение причин поведения зависит также от того, насколько эффективным оно оказалось. В данном случае идет речь о

мотивационных ошибках атрибуции, которые обусловлены стремлением индивида сохранить позитивные представления о себе и повысить уровень самооценки.

Собственный успех люди склонны приписывать своим способностям и усилиям, а провал объяснять действием обстоятельств. Это не касается объяснения достижений и неудач других людей, где возможна и прямо противоположная интерпретация. Руководитель, таким образом, может оправдывать собственную несостоятельность, обвиняя своих подчиненных в лени и безынициативности, конкурентов — в нечестной игре, а партнеров — в нежелании сотрудничать. В случае же успешного предприятия управляющий субъект будет склонен подчеркивать собственный вклад, возможно, недооценивая усилия рядовых сотрудников и забывая о роли партнеров в этом деле.

Интерес представляют многочисленные психологические исследования атрибуции негативных событий, происходящих с другими людьми, того, как человек объясняет себе их неудачи и бедственное положение (болезнь, потеря работы, бедность и другие жизненные невзгоды). Было обнаружено, что страдающий человек зачастую воспринимается сторонним наблюдателем как достойный своей участи, заслуживший то, что с ним произошло. В психологии это явление было описано М. Лернером и известно как «вера в справедливый мир». Это убежденность в том, что мир справедлив и каждый в нем получает по заслугам. В противном случае получается, что с любым человеком может случиться какая угодно неприятность. Он оказывается бессильным и неспособным контролировать свою жизнь. Безусловно, подобные рассуждения вызывают неуверенность в собственном благополучии и прочие неприятные переживания. Гораздо комфортнее человек чувствует себя, когда считает, что может контролировать свою жизнь, является хозяином своей судьбы и творцом своего счастья. По этой причине жертву часто наделяют недостатками и обвиняют в случившихся с ней неприятностях — сам, мол, виноват. Если жертва признается невиновной, то чтобы поддержать веру в справедливый мир, она должна получить компенсацию за свои страдания. Иначе неприязнь к ней только усилится, и она станет объектом враждебности и предвзятого отношения. Человек стремится к стабильности и хочет жить в предсказуемом, справедливом мире, где он мог бы контролировать все, что с ним происходит.

Существуют

индивидуальные различия в области приписывания причин (атрибутирования).

Некоторые люди склонны объяснять происходящее с ними действием

внешних факторов: случай, судьба, везение-невезение, влияние других людей, обстоятельств и т.д. Такой вариант атрибутирования в психологии известен как

экстернальность. Пытаясь объяснить себе происходящее, «экстернал» скажет; «Так сложились обстоятельства… На все воля случая… Это судьба… Другие помогли (помешали, заставили и т.д.)». Он действительно убежден, что неприятности в его жизни происходят по причине невезения или по вине других людей; что без хороших связей нельзя добиться успеха; что продвижение по службе в большей степени зависит от стечения обстоятельств и знакомства с нужными людьми, чем от собственных способностей и усилий и т.д. Такие люди чувствуют себя беспомощными, зависимыми от окружающих, неспособными противостоять превратностям судьбы. Как следствие, они будут вести себя пассивно, поскольку от их усилий в жизни мало что зависит. Это возможно, в частности, если руководитель использует непоследовательный (алогичный) стиль управления, непредсказуем в своих действиях, которые непонятны подчиненным.

Другой объяснительный вариант состоит в приписывании причин происходящего

внутренним факторам и известен в психологии как

интернальность. «Интерналы» считают, что большая часть значимых событий в их жизни является результатом их собственных действий. Они чувствуют себя способными управлять своей судьбой и принимают на себя ответственность за собственные успехи и неудачи. Такие люди не верят в удачу или везение, не придают большого значения таким понятиям как случай или судьба. Как следствие, человек уверен в том, что его успех всецело зависит от него самого, его усилий и способностей, и активен в достижении своих целей. Но здесь возможен и другой вариант, когда он объясняет происходящее с ним по принципу «все плохое всегда происходит по моей вине». Такой стиль известен как депрессивный или пессимистический.

Еще одно явление, на которое стоит обратить внимание, — это

выученная беспомощность. Оно возникает в тех случаях, когда человек считает себя неспособным контролировать то, что с ним происходит. Сталкиваясь с многочисленными неудачами, он формирует своеобразную предуготованность к будущим провалам, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва — пассивно и апатично, перестает предпринимать какие-либо попытки справиться с трудностями, избежать неудач и достичь успеха: «Зачем стараться, если все равно ничего не получится?». Таким образом, человек как бы научается быть беспомощным. Это происходит под воздействием неприятных стимулов, которые невозможно избежать. Таким стимулом может стать постоянная критика сотрудника со стороны руководителя, недооценка результатов его работы и т.д.

Таким образом, руководитель, рассуждая о причинах поведения сотрудников организации, партнеров, конкурентов и т.д., может быть пристрастен. Он имеет дело с внешними проявлениями их внутренней активности. Как справедливо отметил А. А. Бодалев: «Поскольку внешняя сторона отдельно взятых поступков, как правило, не определяет однозначно их внутреннего психологического содержания, процесс познания индивидом другой личности превращается в решение психологической задачи…». Знание закономерностей и типичных ошибок атрибуции позволит сделать этот процесс более рациональным, а выводы более обоснованными.

Практикум

Вспомните и опишите 10 ситуаций, в которых вы выступали в качестве наблюдателя. Каковы причины поведения людей в этих ситуациях?

Вспомните и опишите 10 ситуаций, в которых вы выступали в качестве действующего лица. Как вы объясняете свое поведение в них?

Теперь разделите предложенные объяснения на две группы:

  1. Поведение обусловлено личностными особенностями действующего лица (чертами характера, типом темперамента, способностями, личными взглядами и убеждениями и т.д.)
  2. Поведение человека определили обстоятельства, особенности ситуации, другие люди.

Обратите внимание на различия в объяснении собственного поведения и поведения других людей. Какой вариант интерпретации вы чаще использовали, когда объясняли чужое поведение? А при обосновании своих собственных действий?

Чтобы научиться лучше понимать и влиять на окружающих вас людей, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой учебный план из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога.

Изучите сегодня

Также смотрите

Тема 8. Перцептивные технологии общения

8.1. Понятие социальной перцепции, ее функции.

8.2. Механизмы социального восприятия в процессе общения

8.3. Эффекты восприятия.

8.4. Схемы формирования первого впечатления о человеке.

8.5. Механизмы взаимопонимания в общении

Основные понятия темы: перцепция, социальная перцепция, стереотипизация, предрассудки, предубеждение, каузальная атрибуция, эмпатия, рефлексия, аттракция, аффиляция.

Восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков составляют социальную перцепцию. Термин был впервые введен американским психологомДж.Брунером, который показал, что восприятие других людей зависит не только от личностных, но и социокультурных факторов. Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого, которое зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я («Я – концепция»). При оценке самого себя и других людей учитывается социальный статус, роль и влияние в обществе, причем замечено, что чем выше социальный статус, тем благоприятнее образ человека.

Выделяют основные функции социальной перцепции:

познание себя;

умение представить себя, самопрезентация;

познание партнера по общению;

организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

установление эмоциональных отношений;

определение ситуативного контекста общения в целом

Феномен социальной перцепции в своей основе имеет взаимопониманиелюдей. О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить во многих и различных смыслах, имея в виду совпадение или сходство у различных людей взглядов на мир и ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание и угадывание мотивов поведения; взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей и т. д. Можно сказать, что взаимопонимание – это такой случай понимания одного человека другим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.

Выделяется несколько уровней взаимопонимания:.

Во-первых, когда совпадает система социальных и индивидуальных значений у общающихся, но нет совпадения в уровне взаимооценки личностных качеств. Примером служит профессиональное общение, когда «говорят на одном языке».

Во-вторых, когда совпадает не только система значений, но и уровень взаимной оценки личностных качеств. Это тот случай, когда наблюдается взаимная удовлетворенность людей их эмоциональным отношением друг к другу, когда они «уважают друг друга».

В-третьих, когда имеет место высокая степень взаимного доверия и открытости общающихся. Это предполагает отсутствие каких-либо тайн друг от друга, которые существенно затрагивали бы интересы партнера (интимное или дружеское общение).

Восприятие может быть адекватным и искаженным в силу индивидуальных особенностей партнера и отсутствия навыков общения, неумения «читать» партнера, что связано с той или иной степенью успешности овладения технологиями общения, в частности, применение механизмов перцепции.

8. 2. Механизмы социального восприятия в процессе общения

Социальная практика выработала специфический механизм общения на деловом и межличностном уровне, включающий в свою структуру:

А) на уровне межгрупповом, в деловом общении — стереотипизацию на основе превосходства, привлекательности,

Б) в межличностном общении – идентификацию, эмпатию, рефлексию, аттракцию, каузальную атрибуцию

Восприятие людьми друг друга часто сопровождается процессом стереотипизации. Подсоциальным стереотипомпонимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает на основе принадлежности человека к какой-либо социальной группе: профессиональной, имущественной, возрастной и т.д. Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

Стереотипизация в отношениях между людьми может привести к двум различным следствиям. С одной стороны,к упрощенному восприятию другого человека, и это экономит усилия при единичных или недолговременных контактах («адвокат должен быть таким-то и вести себя так-то»). Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации.С другой стороны,стереотипизация приводит к появлению предубеждений. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое общение с представителем этой социальной группы будет окрашено негативными эмоциями, вызоветсоциальные предрассудков и предубеждения.

Предрассудок – неоправданно негативная установка по отношению к группе или отдельным ее представителям; это заведомое осуждение , которое внушает нам предубеждение против человека только на основании его принадлежности к определенной социальной группе. Человеку, находящемуся под влиянием предрассудка, не нравятся те, кто не похожи на него самого; он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей. Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из стереотипов. Предрассудки могут порождать неравенство социальных статусов.

В основе предрассудков лежитпредубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Они распространены и устойчивы. В их основе лежит тревожность и угроза чувству безопасности.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие строят свои собственные предположения относительно причин и поступков других людей путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему партнер по общению ведет себя определенным образом. Чаще всего феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке.

Приписываниеосуществляется либо на сходстве поведения данного человека с каким-либо известным образцом, либо на основе анализа собственных мотивов поведения в аналогичной ситуации. Мера и степень приписывания зависят от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной желательности или нежелательности:

1 – типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами; оно легче поддается однозначной интерпретации;

2 – уникальное поведение допускает множество различных интерпретаций и дает простор приписыванию его причин и характеристик;

3 – под «социально желаемым» понимается поведение, сравнительно

однозначно объясняемое, соответствующее культурным традициям и нормам;

4 – при нарушении норм диапазон возможных объяснений расширяется.

Мы лучше знаем, что испытываем сами в определенных ситуациях, и проще думать и действовать так, как если бы и другой человек подобен нам. Тогда мы как бы застрахованы от неожиданностей. Когда другому человеку приписываются по аналогии с собой собственные качества и эмоциональные состояния, то говорят об эффекте проецирования.

В литературе описаны несколько типов атрибуции, которые зависят от того, является ли субъект общения участником какого-либо события или его наблюдателем. Выделяется:личностная атрибуция— в данном случае причина поведения приписывается лично совершающему поступок; объективная атрибуция — причина поведения приписывается тому объекту, на которое направлено действие;обстоятельственная атрибуция(причина поведения приписывается обстоятельствам). Характер атрибуциизависит от меры участиячеловека в обсуждаемом событии. Если субъект приписывает партнеру негативные черты, то себя самого он, скорее всего, будет представлять как носителя черт положительных. Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен приписывать причины поведения обстоятельствам. Причину успеха люди чаще приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам.

8. 3. Эффекты восприятия

Существует ряд психологических феноменов — эффектов, влияющих на ход общения: эффект ореола, эффект края, эффект бумеранга, эффект новизны и др.

Сущность эффекта «ореола»заключается в формировании специфической установки на партнера через направленное приписывание ему определенных качеств. Когда-то мы узнали какую-либо информацию о человеке, которого видим в первый раз. Эта информация может быть как положительная, так и негативная. Встречаясь с ним непосредственно, мы пытаемся сориентироваться в ситуации: как себя вести по отношению к нему, что говорить, как произвести впечатление и т.д. – и в своих суждениях опираемся на уже известную нам информацию. Этот образ, который сформировался в нашем сознании, часто мешает нам объективно воспринимать человека, так как информация может быть необъективной, человек может измениться. Чаще всего эффект ореола проявляется при недостатке информации о человеке.

Тесно связан с этим эффектом эффект края. В информации первое и последнее запоминаются лучше, чем средина. Необходимо акцентировать внимание на выводе. Эффект края касается значимости определенного порядка узнавания информации о человеке для составления представления о нем. Мы склонны доверять первому впечатлению о человеке. Восприятие человека человеком строится на основе фиксирования чисто внешних характеристик воспринимаемого (внешнего вида, одежды, манеры себя вести, и т.д.), однако оно выходит за рамки только внешнего оценивания.

Эффект бумеранга. Так называют возникающее в процессе общения внутреннее сопротивление субъекта сильному влиянию извне. Суть этого сопротивления в том, что мы воспринимаем чрезмерно давящее влияние извне как покушение на свободу нашей личности. Информация, которая нам приятна или неприятна, как и передающий ее человек могут не только переубедить нас, но и закрепить наше заблуждение. Данный механизм активно работает при восприятии одной и той же навязчивой рекламы.

Источником эффекта бумеранга может стать внешний вид другого человека. В первую очередь, цвет. Самая сильная негативная реакция вызывается гаммой люминесцентных цветов. Это яркие, неестественно интенсивные оттенки красного, розового, желтого и зеленого. Они не существуют в природе и поэтому всегда чреваты внутренним сопротивлением нашего организма. Во-вторых, использование неприемлемых с точки зрения наблюдателя видов, фасонов, моделей одежды. Такое сопротивление могут вызывать необычные предложения моды. Авангардная мода практически всегда приводит к такой реакции на модель, которая распространяется на ее хозяина. Человек, одетый оппозиционно к нашей манере одеваться, нами непроизвольно отторгается. Таковой будет наша реакция без какого-либо объяснения.

Эффект новизны. Другой социально-психологический механизм работает в общении с людьми, которых мы уже хорошо знаем. Когда коллега, которую мы видели в образе «серой мышки», резко меняет имидж и появляется в модной одежде — реакция следует мгновенно. Ее окружение обсуждает причину перемен, по крайней мере, несколько дней! Любая новизна во внешнем облике, а особенно резкая смена цветовой палитры, манеры одеваться, качества и количества нарядов (например, ежедневное переодевание) — вызывает к нам повышенный интерес окружающих. Не важно в какую сторону идут перемены, важно, чтобы возник эффект новизны и неожиданности. Однако повышенное внимание может тоже оказаться некоторой психологической проблемой. Не все люди готовы к пристальному интересу окружающих к своей персоне, так как у каждого из нас есть свой уровень потребности во внимании.

Знание эффектов восприятия чрезвычайно важно при первом контакте с партнером по общению.

8.4.Схемы формирования первого впечатления о человеке.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Выделяются три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический и социальный. Биологический – восприятие пола, возраста и состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический – анализ характера, воли, интеллекта, эмоциональности и т.д. Социальный – включает в себя слухи, сплетни, какую-либо информацию, которая стала известна из социальных источников

Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке: схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров; схема, связанная с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне; схема восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю.

Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства— запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее. когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту. материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности— обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю— регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

В ситуации, когда мы не имеем достаточной информации, то часто формируем мнение о другом человеке вследствие данной нам со стороны установки —внутренняя предрасположенность, готовность человека поступать определенным образом. В общении такая готовность возникает, в первую очередь, на основе сказанных слов, на основе внешнего вида. Кто-то говорит о другом человеке, что он — прекрасный специалист, и мы с готовностью слушаем его советы, доверяясь полученной установке. Таких установок в нашей жизни масса, и чем авторитетнее для нас человек, дающий установку, тем быстрее мы ее принимаем, приходя к неосознанной готовности поступать и разговаривать определенным образом, что проявляется в нескольких психологических эффектах.

Среди факторов выделяют также эффект первичности. Многие психологи обращают внимание на важность самых первых мгновений общения с человеком. Некоторые специалисты считают, что мнение о нас формируется уже в первые 10 – 20 секунд общения. Считается, что именно первое впечатление о человеке определяет к нему отношение, которое сохраняется на протяжении примерно трех последующих встреч. Иногда перебить первое впечатление не так уж и просто, на это уходят силы, время. Как известно, исправлять что-либо всегда труднее, чем создавать заново.

Народная поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму» прекрасно отражает тот факт, что одежда незнакомца в формировании первого впечатления играет не последнюю роль. Существует точка зрения, что при формировании первого впечатления одежда как бы содержит информацию о возрасте, социально-экономическом положении, групповой и профессиональной принадлежности, роде занятий, навыках и роли в межличностных взаимоотношениях, системе ценностей. Данный вывод был получен в ряде экспериментов, построенных по одной общей схеме. Испытуемому меняли одежду, прическу и просили наблюдателей описать впечатление. Оказалось, что характеристика менялась вместе с костюмом! Человек был тем же, то же лицо, та же фигура, те же жесты и манера говорить, но мнение о нем создавалось разное!

Таким образом, момет первой встречи устройство на работу

8. 5. Механизмы взаимопонимания в общении

Перцептивные умения и навыки проявляются в умении диагностировать настроение и эмоциональное состояние партнера по общению. Выделяют механизмы социальной перцепции– способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются: эмпатия, аттракция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Это эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу выражена более ярко, чем у случайных знакомых. Принадлежность к разным культурам также ослабляет эмпатию. В то же время существуют люди, которые обладают ярко выраженной способностью к эмпатии, с чувствительной нервной организацией.

Эмпатию рассматривается как процесс (механизм) и включает когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. В иерархической структурно-динамической модели эмпатия выделяют три уровня:

Первый уровень —когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического реагирования. Данная форма включает два варианта. Первый связан с простейшимсопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в видесочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии— высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такойстиль поведения называется помогающим).

Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости

Одной из основных форм проявления эмпатии является симпатияОна обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если принцип подобия не проявляется, то это говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисбаланс) и приводит к появлению антипатии.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на попытке поставить себя на место партнера по общению, войти в положение и роль другого, испытать его внутреннее состояние, посмотреть его глазами на самого себя. Происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим человеком познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Идентификация в некотором смысле подобна эмпатии, но эмпатия ограничивается эмоциональным аспектом отождествления, которое возможно на основе прошлого или настоящего социального опыта субъекта. В случае идентификации происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно субъект определяет интеллектуальный уровень партнера.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. В процессе общения мы одновременно воспринимаем и интерпретируем себя, свои собственные действия и побуждения. Рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на себя самого. Эти реакции неоднозначны, но в целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие его люди, на основании чего и складывается часть образа его «социального Я». Человек может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей.

Аттракция(дословно — привлечение) — представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Благодаря положительным чувствам симпатии, дружбы, любви между людьми возникают определенные отношения, позволяющие глубже познать друг друга.

Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как результат данного процесса; как качество отношений.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально – избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. С известной долей условности можно сказать, что чем более нам нравиться человек, тем больше мы его понимаем. Аттракция значима также и в деловых отношениях. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие – отношения действительно могут измениться на позитивные.

Факторы аттракции:

Внешние. Фактор эмоционального состояния – человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно

Пространственная близость— при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность

Внутренний фактор –физическая привлекательность. Когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он ориентируется на средний или низкий уровень привлекательности. Внешняя привлекательность обычно выше в начале знакомства и снижается по мере узнавания других позитивных черт партнера

Потребность в общении, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью, стремление людей к объединению составляет содержание потребности в аффиляции .

Установление межличностных контактов с людьми является фундаментальной характеристикой человека. Вместе с тем среди людей встречаются лица, у которых потребность в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) несколько завышена. Дружеские межличностные отношения чаще всего формируются с одним человеком или несколькими лицами, а аффилиация и альтруизм, как правило, проявляются ко многим людям.

Таким образом, в процессе общения должно быть установлено взаимопонимание людей для эффективного усвоения информации. Высокая результативность общения вызывает необходимость владения технологиями перцептивного общения. Такого рода информированность поможет использовать психологические механизмы эффективного обмена информацией и взаимопонимания как на вербальном, так и невербальном уровнях,формировать позитивный имидж.

Контрольные вопросы и задания

Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной стороны общения.

Какова роль первого впечатления в общении?

Какие существуют механизмы взаимопонимания в общении?

Что такое стереотипы общения. Какие стереотипы вы знаете?

Какова роль стереотипизации в деловом общении?

Каким образом можно уменьшить влияние ошибок восприятия в общении?

Что такое межличностная аттракция и какова ее роль в общении?

Какие существуют эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания?

Стратегии улучшения навыков восприятия: 7 стратегий

Статьей поделились:

РЕКЛАМА:

Эта статья проливает свет на семь важных стратегий улучшения навыков восприятия, а именно: (1) точное знание себя, (2) подчеркивание других, (3) позитивное отношение, (4) формирование положительного впечатления, (5) Открытое общение, (6) сравнение своего восприятия с восприятием других и (7) совершенствование программ управления разнообразием.

1. Точное знание себя:

Один из действенных способов свести к минимуму искажения восприятия — это познать себя. Человек должен осознавать свои ценности, убеждения и предрассудки. Люди обычно неправильно воспринимают других, потому что они не могут правильно воспринимать самих себя. Чем точнее человек понимает себя, тем точнее он может воспринимать других. Люди должны применять концепцию окна Джохари, чтобы повысить осведомленность о себе и других.

2. Делайте акцент на других:

Эмпатия относится к способности человека понимать и быть чувствительным к чувствам других. Эмпатия является естественным явлением и развивается внутри человека сама по себе. Однако навыки эмпатии также можно развить с течением времени с помощью надлежащей системы обратной связи, тесного взаимодействия и работы. Подчеркивая с другим человеком, можно более точно воспринимать другого человека.

3. Позитивный настрой:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Отношение оказывает сильное и продолжительное влияние на восприятие. Если человек негативно относится к кому-то или чему-то, наше восприятие, несомненно, будет искажено. Мы должны приложить усилия, чтобы иметь позитивный настрой, и не должны позволять нашим личным предубеждениям влиять на наши способности восприятия.

4. Отложить формирование впечатления:

Это естественная тенденция людей очень быстро формировать впечатление о чем-то или о ком-то. Просто за встречу-две мы делаем вывод о ком-то. Формировать суждения с такой ограниченной информацией очень неправильно. Гораздо лучшая стратегия — отложить формирование впечатления до тех пор, пока не будет собрано больше информации о человеке и ситуации.

5. Открытое общение:

Большая часть неправильного восприятия в организации возникает из-за неадекватного общения или одностороннего общения. Следует проявлять максимальную осторожность, чтобы сообщение дошло до нужного человека, в нужное время и правильным образом. Правильная передача информации с последующей соответствующей обратной связью может помочь свести к минимуму искажения восприятия.

6. Сравнение собственного восприятия с восприятием других:

Еще одна полезная стратегия для уменьшения ошибок восприятия — сравнение собственного восприятия с восприятием того же объекта другим человеком. Делясь впечатлениями, мы сталкиваемся с разными точками зрения и потенциально лучше понимаем ситуацию и объект.

7. Внедрение программ управления многообразием:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Если говорить о сегодняшних организациях, то они очень разнообразны и неоднородны. Рабочая сила настолько разнообразна с языковыми различиями, религиозными различиями и культурными различиями, что становится очень трудно заставить сотрудников эффективно работать вместе. Самая большая проблема, стоящая перед руководством, состоит в том, чтобы свести к минимуму предвзятость восприятия и извлечь выгоду из такого разнообразия.

Важной стратегией для этой цели является использование обучающих программ, которые, с одной стороны, могут помочь донести ценность разнообразия и помочь участникам познакомиться друг с другом и дать им возможность общаться друг с другом с разным опытом. Эти учебные программы в основном повышают осведомленность сотрудников о различиях и, таким образом, помогают свести к минимуму предубеждения и искажения восприятия.

Включая, мы можем сказать, что успешные менеджеры понимают важность восприятия поведения и действуют соответственно. Они осознают искажения восприятия и знают, что различия в восприятии могут существовать в любой ситуации. В результате они стараются принимать решения и действовать с истинным пониманием рабочей ситуации, как ее видят все заинтересованные лица.

Восприятие: значение, определение, природа и важность

Основные препятствия для точности восприятия: 8 барьеров

Как нам избежать ошибок в нашем восприятии — Полное руководство | Ахмед Файзан Шейх

Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Вы используете свое восприятие, чтобы сформировать свою личность, произвести впечатление на других и принять решения, влияющие на вашу жизнь. То, что вы видите, думаете или во что верите, формирует ваше представление о себе, своем сообществе и проблемах, влияющих на ваш мир.

Восприятие полезно, но не всегда точно. Ошибки восприятия могут исказить ваши суждения о людях, ситуациях и важных темах, что влияет на то, как вы общаетесь. Какие факторы вызывают ошибки восприятия? Мы часто пытаемся найти кратчайший путь, когда судим о других, ситуациях или проблемах на основе прошлых событий.

Эффект ореола

Когда впечатление, которое вы получили в одном случае, влияет на ваше мнение в другом случае, это называется эффект ореола . Если аудитория была очень восприимчива к вашему выступлению, вы, скорее всего, сформируете мнение, что все подобные речи, которые вы произносите, также произведут положительное впечатление на аудиторию. Тем не менее, многие факторы влияют на представление речи, которая может не резонировать каждый раз, когда речь произносится.

Например, возможно, когда вы впервые выступали с речью, публика только что позавтракала или пообедала и, возможно, была более расслабленной. Если ваше выступление выпадает прямо перед обедом, аудитория может быть больше озабочена тем, что они собираются есть, и им будет неудобно сидеть на пустой желудок.

Ваша аудитория может сформировать впечатление, основанное на одной характеристике, которая затем переносится на вас. Возможно, ваш внешний вид или голос напоминает им о бывшем учителе, однокласснике или начальнике. Они могут приписать вам те чувства и отношения, которые у них есть к этому человеку. Вы мало что можете сделать, чтобы предотвратить это, но вы должны попытаться выделиться и быть настолько искренними, насколько это возможно, для того, кто вы есть.

Также важно отметить, что ваша аудитория, возможно, уже слышала вашу тему раньше и может иметь твердое, устоявшееся мнение о ней. Вы, как спикер, должны быть максимально прозрачными в отношении информации, которую вы предоставляете, и использовать надежные источники для поддержки своих заявлений. Проведите тщательное исследование противоположных мнений и расскажите о них из заслуживающих доверия источников, предоставив свежую информацию, чтобы произвести новое впечатление на аудиторию.

Эффект недавности

Когда вы позволяете самой последней информации влиять на ваше восприятие, это называется эффектом недавности . Если часовой телефонный разговор с матерью заканчивается тем, что она сообщает вам плохие новости, эта негативная информация будет доминировать в вашем восприятии звонка. В соответствии с эффектом недавности вы, скорее всего, проигнорируете или забудете хорошие новости, которыми поделились ранее в разговоре.

В то время как эффект первенства утверждает, что первое, что люди видят или слышат, оказывает длительное влияние на их память, ваша аудитория, скорее всего, вспомнит последнюю часть информации, которую вы представили. Вот почему так важно иметь сильное заключение, чтобы перенаправить внимание вашей аудитории обратно на ваши основные моменты и ваше общее сообщение.

Когда речь заканчивается кратким, неэффективным заключением, речь теряет созданную энергию. Часто аудитория остается сбитой с толку, задаваясь вопросом, закончилась ли речь или разочарована тем, что речь, казалось, резко остановилась.

Поскольку ваша аудитория, скорее всего, сформирует свое восприятие вашей речи на основе последней предоставленной вами информации, важно закончить на положительной ноте. Например, если тема вашего выступления была о растущем уровне загрязнения воздуха, было бы лучше закончить списком возможных решений проблемы, чем предоставить аудитории факты и цифры о масштабах проблемы, не давая при этом никакой надежды. для способа решения проблемы. Аудитория может превратить свое негативное восприятие проблемы в плохое суждение о вас, выступающем.

Стереотипирование

Когда вы применяете обобщения к отдельному члену группы на основе предположений и убеждений этой группы, это приводит к стереотипизации . Представьте, что вы новичок в этом районе и вас пригласили посетить светское собрание, чтобы поприветствовать вас. Основываясь на том, как одевается большинство ваших соседей, вы считаете их необразованными. Как только вы начинаете разговаривать с некоторыми из них, вы понимаете, что ваше первоначальное предположение было неверным. Многие из ваших новых соседей — выпускники колледжей и лидеры в обществе.

Когда вы произносите речь или презентацию, одним из способов избежать стереотипов является проведение тщательного анализа аудитории. Принимая во внимание демографические факторы вашей аудитории, вы можете признать существующие индивидуальные различия. Это можно сделать, изучив информацию об организации, которую вы будете представлять, или спросив мнение у организаторов мероприятия. Вы также можете провести опрос или интервью, которые предоставят вам прямой доступ к ценностям, убеждениям и мотивам вашей аудитории. Узнать как можно больше о своей аудитории вместо того, чтобы полагаться на предвзятые представления о группе, — лучший способ избежать стереотипов.

У вашей аудитории тоже могут быть стереотипы о вас. Они могут думать, что пожилые люди вызывают больше доверия. Чтобы бороться со стереотипами, вы можете описать свои полномочия и объяснить, насколько вы квалифицированы, чтобы говорить на эту тему.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Теория атрибуции объясняет, как люди пытаются понять причины действий других. Согласно этой теории, люди основывают свою интерпретацию поведения других на том, как они думают или ведут себя. Например, если говорящий начинает краснеть, вы можете подумать, что говорящий нервничает. Хотя эта интерпретация может быть правильной, лицо говорящего может показаться красным из-за тепла, исходящего от горячих огней, сияющих сверху.

Человек чувствует себя контролирующим, когда он или она может объяснить поведение других или себя. Целью атрибуции является достижение контроля над своим окружением и осмысление мира. Существует четыре типа атрибуции:

  • Внутренняя атрибуция — также известная как диспозиционная атрибуция — описывает поведение как вызванное чем-то внутри человека. Если говорящий говорит слишком быстро, вы можете воспринять его или ее как нервного.
  • Внешняя атрибуция — также известная как ситуационная атрибуция — указывает на причину поведения, вытекающую из ситуации, а не человека. В этом случае вы интерпретируете быстрый темп говорящего, необходимый для того, чтобы уложиться в отведенное время.
  • Когда люди делают вывод, что поведение обусловлено неизменными, постоянными факторами, это называется стабильной атрибуцией . Если учащийся получает плохую оценку за свою убедительную речь, он или она делает устойчивую атрибуцию, объясняя плохую оценку тем фактом, что речевое задание было слишком сложным для выполнения вовремя.
  • Когда люди делают вывод, что поведение обусловлено изменяющимися или временными факторами, это называется нестабильной атрибуцией . Студент делает неустойчивую атрибуцию, если он или она приписывает плохую оценку невезению.

Когда вы склонны уделять больше внимания внутренним факторам, а не внешним, оценивая поведение других, это называется фундаментальной ошибкой атрибуции . Когда мы объясняем собственные действия, мы больше полагаемся на внешние факторы, этот процесс называется 9. 0069 разница актер-наблюдатель .

У отдельных лиц (или действующих лиц) есть своя собственная история поведения в различных ситуациях, которая, вероятно, отличается от точки зрения других (или наблюдателей). Из-за этих различных точек зрения ситуационные факторы более заметны для актера, чем для наблюдателя, что делает актора более склонным к внешним атрибуциям своего поведения.

Корыстный уклон

Когда вы склонны приписывать свои успехи внутренним факторам, а свои неудачи — внешним, это называется корыстный уклон . Поступая так, вы пытаетесь защитить свою самооценку. Два расширения корыстных предубеждений: самоутверждение и самопрезентация:

  • Самоутверждение включает в себя попытку человека поддержать самооценку, принимая на себя полное признание, не признавая никаких внешних факторов.
  • Самопрезентация предполагает, что человек проецирует желаемый образ, чтобы его могли увидеть другие.

Платформы социальных сетей, такие как Instagram и Snapchat, являются примерами опосредованных пространств, в которых люди могут намеренно представить себя миру в положительном свете. Часто люди показывают себя в отпуске, отдыхающих со своими домашними животными или наслаждающихся ужинами в модных ресторанах. Хотя эти моменты действительно случались, они не полностью отражают жизнь человека. Не показывая плохое вместе с хорошим, человек занимается самопрезентацией, позволяя другим видеть только лучшие версии себя.

Избирательное восприятие

Фильтрация того, что вы видите и слышите, в соответствии с вашими потребностями называется избирательным восприятием . Многие люди утверждают, что средства массовой информации политически предвзяты. В зависимости от того, к какому политическому направлению вы относитесь, вы можете выбирать только средства массовой информации, которые поддерживают ваши ценности и позицию в отношении определенных политик. Хотя ваше мнение, скорее всего, подкрепится, вы также не будете оспаривать, когда будет выпущена новая информация, которая может повлиять на ваше первоначальное восприятие.

Когда вы выбираете тему выступления, вы можете обнаружить, что вас привлекает та, которая важна или представляет для вас интерес. Это то, что ваша аудитория делает, пока вы говорите — они замечают информацию, которая важна или интересна для них, и отфильтровывают все остальное. Ваша работа как ведущего — адаптировать тему для вашей аудитории. Что они считают ценным и/или мотивирующим? Как вы представляете свой материал таким образом, чтобы привлечь и удержать внимание?

Потребности, мотивация, опыт и происхождение вашей аудитории влияют на их избирательное восприятие. Они сканируют вашу речь в поисках актуальной или интригующей информации. Аудитория также выделяет информацию, которая поддерживает устоявшееся убеждение, подобное защита восприятия , склонность людей защищать то, как они воспринимают мир. При этой ошибке восприятия человек сопротивляется изменениям.

Ваше восприятие используется для формирования вашей личности, создания впечатления о других и принятия решений, влияющих на вашу жизнь. То, что вы видите, думаете или во что верите, формирует ваше представление о себе, своем сообществе и проблемах, влияющих на ваш мир. Из-за сильного влияния вашего восприятия на формирование вашего мировоззрения важно распознавать, когда вы совершаете ошибку восприятия, и устранять ее, чтобы быть эффективным коммуникатором.

Примеры ошибок восприятия

Эффект ореола

Пример: Говорящий удивлен негативным приемом после презентации по теме и получения положительного впечатления накануне.

Эффект недавности

Пример: Говорящий не может сделать сильное заключительное утверждение.

Стереотипы

Пример: Говорящий не упоминает о преимуществах колледжа, потому что предполагает, что аудитория не может позволить себе пойти туда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *