1. Карта — это не территория. С чего начинается НЛП
1. Карта — это не территория
Что здесь можно сказать? Карта — это карта. А территория — это территория. А карта уж явно не является территорией. Карты бывают географические, политические, экономические… Крупномасштабные, мелкомасштабные… Точные и схематические. Большие и малые. Бывают карты в виде глобусов, но они остаются картами — более или менее верными отражениями реальности. Обобщенными, упрощенными и искаженными. А мир един. Он велик и всеобъемлющ.
Жили-были три слепых мудреца. В меру своих ограниченных возможностей познавали они мир, исследуя буквально все, что попадалось им под руку. И попался им как-то под руку слон. Обрадовались тогда мудрецы и тут же стали его исследовать.
Первый из них наткнулся на ногу слона и воскликнул: «Слон подобен столбу!» Второй, подержавшись за хобот, возразил: «Слон — это большая змея!» Третий же обследовал хвост, а потому уверенно заявил: «Что вы, друзья? Слон мне больше напоминает веревку».
Они бы еще долго спорили, но ведь не зря же их прозвали мудрецами. По своему, надо сказать, большому жизненному опыту мудрецы догадались, что каждый из них столкнулся лишь с малой частью реального слона.
Конечно же, все трое правы! Правда, только в пределах той области, с которой они непосредственно столкнулись. Осознав это, мудрецы сложили свои представления о слоне, но даже это знание не смогло стать полным.
Ограничения заложены уже в сами системы восприятия. Мы способны воспринимать механические и электромагнитные волны вполне определенных диапазонов и некоторой интенсивности. Вряд ли найдется умелец, способный увидеть ультрафиолетовые лучи, услышать инфразвуковое излучение или же почувствовать удар одного единственного атома. Но даже при этих биологических фильтрах оставшееся количество информации остается огромным.
Наш мозг слишком разборчив, чтобы хватать все, что дают. Да все, в общем-то, и не надо. Чтобы узнать, как проехать на машине, достаточно воспользоваться картой автодорог или же просто схематическим рисунком: нам не нужно для этого знать каждую кочку.
Чтобы уверенно добраться до нужной станции в метро, нам хватит схемы, которая явно не отражает истинного расположения станций в пространстве. Карты мира нужны, чтобы ориентироваться в нем.Под картой (ее еще называют моделью мира) отдельно взятого человека понимают его личные представления об окружающих событиях и явлениях. Это то, как он видит мир, в котором он живет. Это его собственное мировосприятие. «Люди ходят на ногах», «После дня приходит ночь», «На стуле можно сидеть», «Горячее обжигает…» Здесь не все абсолютно верно, но эти упрощенные утверждения помогают людям эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это опоры для нашего мышления.
Здесь есть и обратная связь. Опираясь на модели мира, мы формируем собственные предпочтения. Мы отбираем только ту информацию, которая важна для нас в данный момент, напрочь игнорируя прочую.
— Вас уже оперировали? — спросил врач.
— Да.
— Ну и как?
— Три тысячи баксов!
— Я имею в виду, что у вас было?
— Только одна тысяча.
— Вы опять не поняли. Я спрашиваю, на что вы жалуетесь?
— Плата слишком высокая.
При этом мы рискуем потерять массу информации, мало-мальски противоречащей нашей карте. Информации, способной значительно обогатить нашу модель мира. «Все хотят меня использовать!» — Кто-то, может быть, и хочет, но ведь не все же. «Чайник обжигает». — Да, когда он наполнен кипятком да еще металлический. В остальных случаях…
— Вовочка, скажи, какое сейчас время года?
— Лето.
— Какое же это лето, когда снег на дворе?
— Вот такое хреновое лето!
Все в порядке, но, обмениваясь информацией с другими людьми, полезно помнить, что у каждого свои предпочтения, а значит — свои представления о мире. У ученого они одни, а у священника другие. И, уж будьте уверены, у спортсмена — третьи. Эти различия полезно учитывать, иначе можем нарваться на курьезы.
Когда это было, одному Богу ведомо, да только лежал один монах под деревом и размышлял о Мире и о Боге. Погодка, надобно сказать, тогда стояла прямо-таки благодатная. Ласковое солнышко, чистое небо, свежий ветерок, да птички щебечут. Самое время для размышлений… и для сна.
Так что наверняка сказать о том, было это на самом деле или же просто приснилось нашему ленивому монаху, никто не сможет. По словам самого монаха, явился ему сам Бог. Явился и сказал своим грохочущим голосом: «Спрашивай, и да отвечу я тебе!» Собрался наш монах с мыслями и выпалил: «О, Господь Всемогущий! Правда ли что для тебя наше тысячелетие все равно, что для нас — минута?» — «Правда», — усмехнулся Господь. — «А правда, что для тебя мешок золота, как для нас грошовый медяк?» — «И это правда». — «Господи! — взмолился тогда монах, — подари мне, пожалуйста, один свой грошовый медяк!» — «Ладно, — легко согласился Бог. — Только подожди минуточку».
Что ни говори, а у Бога и Человека несколько разные масштабы мышления. Да что там Бог! У разных людей порой такие разные взгляды, что просто диву даешься. Зато карта, используемая человеком, может многое рассказать о нем самом.
Два советских скрипача поехали на международный конкурс. На конкурсе один из скрипачей занял второе место, а другой — последнее. Первый плачет, второй спокоен.
— Боже мой! Ведь если бы я занял первое место, мне дали бы сыграть на скрипке Страдивари!..
— Ну не расстраивайся ты так. Второе место тоже призовое… Черт с ней, со Страдивари!
— Как ты не понимаешь! Страдивари! Это все равно, что тебе дать пострелять из маузера Дзержинского…
Да… Скрипач проявил себя самым настоящим НЛПером! Он понял, что иногда прямо-таки необходимо учитывать модель мира собеседника. Он использовал доступные ему слова, и тот его понял. «По-умному» это звучит так: «Нашел аналог своих собственных переживаний в карте другого человека».
Он-то хорошо усвоил, что его карта — это не территория.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Территория стресса
Территория семьи
Территория семьи Случай из практики. Виталий (32 года, юрист) полгода назад стал жить вместе с любимой женщиной Натальей. Мама Виталия часто заходит к ним в гости: «помочь с уборкой квартиры», «угостить вкусной едой», «просто поговорить» и т. д. Наталье не нравится, что
Карта и территория
Карта и территория Краеугольным камнем «Фокусов языка» и подхода к языку, принятого в НЛП, является положение о том, что «карта не тождественна территории».
Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Кожибски (1879–1950). Он отражаетКарта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности
Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности Интегральная карта – это четырёхсекторная карта, которая показывает, что у города есть и внешняя жизнь (физическая, осязаемая и объективная), и внутренняя жизнь (сознательная, незримая и субъективная). Своей
КАРТА – ЭТО НЕ ТЕРРИТОРИЯ
КАРТА – ЭТО НЕ ТЕРРИТОРИЯ Один из важнейших выводов, к которому мы пришли в «Структуре магии I» – это то, что карта неизбежно отличается от территории, представленной на ней, и каждая карта непременно отличается от любой другой карты. В действительности, говоря о карте, мы
Приложение 2.
Основные пресуппозиции НЛП Карта не есть территорияПриложение 2. Основные пресуппозиции НЛП Карта не есть территория 1. Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности.2. Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта-отражение мира не является более “подлинной”
Территория и Собственность
Территория и Собственность Человек расценивает свою собственность или площадь, регулярно используемую им, как свою личную территорию, подобно личному воздушному пространству, и готов биться, чтобы защитить ее. Такие вещи как собственный дом, офис и машина представляют
1. Карта — это не территория
1. Карта — это не территория Что здесь можно сказать? Карта — это карта. А территория — это территория. А карта уж явно не является территорией.
Карты бывают географические, политические, экономические… Крупномасштабные, мелкомасштабные… Точные и схематические. БольшиеГлава 7 МОЯ ТЕРРИТОРИЯ И КАК ЕЕ ЗАЩИТИТЬ
Глава 7 МОЯ ТЕРРИТОРИЯ И КАК ЕЕ ЗАЩИТИТЬ Молодому монаху, который хотел удалиться в затвор на всю жизнь, отец Макарий сказал: «Не торопись возводить стену, прежде чем окончательно не уяснишь, что ты собираешься поместить внутри, а что снаружи». Из раннехристианских
СВОЯ ТЕРРИТОРИЯ: СКЛОЧНОСТЬ
СВОЯ ТЕРРИТОРИЯ: СКЛОЧНОСТЬ Волшебные надежды женщины, ведомой Герой, часто оказываются напрасными. Муж получается недостаточно хорош, щедр и успешен. Территория, на которую претендует женщина, оказывается ей недоступна. Это вовсе не тот самец, у которого земля по ту и
Территория свободы воли
Территория любви
Территория любви Так как женщинам приходится иметь дело чаще всего не с суперменами, а с обычными закомплексованными невротиками, то они стараются избегать решительных и активных действий. Все дело в том, что каждый мужчина не только по натуре, но и по своей роли хозяин.
Дорожная карта – это еще не территория
Дорожная карта – это еще не территория В 1931 году Альфред Коржибски, американец польского происхождения, ученый и философ, придумал выражение: «Дорожная карта – это еще не территория». Он использовал его, чтобы отделять слова, которые мы выбираем для описания реальности,
Часть I. ТЕРРИТОРИЯ: Основание
Часть I. ТЕРРИТОРИЯ: Основание Психология представляет собой изучение человеческого сознания человека и его проявлений в поведении. К функциям сознания относятся восприятие, желание, воление и действие. Структуры сознания, некоторые аспекты которых могут быть
Что такое «карта не есть территория»?
Соотношение карты и территории — вопрос о соотношении между символом и объектом. Известное выражение Альфреда Коржибски — «Карта не есть территория» — означает, что абстракция, выведенная из чего-нибудь, или реакция на неё не является самой вещью; иными словами, перст, указующий на предмет, не есть сам предмет; метафорическая репрезентация какого-то концепта не является самим концептом; научная теория, описывающая «объективную реальность», не является самой «объективной реальностью» и т. д. То, что карта не территория, значит, что описание реальности не является самой реальностью.
«Карта не есть территория» — также основополагающий принцип нейролингвистического программирования, использующийся для обозначения того, что на самом деле ни один человек в общем не обладает доступом к абсолютному знанию реальности, ему доступна лишь совокупность убеждений о реальности, приобретённых им за время жизни. Как считается, важно осознавать, что убеждения людей относительно реальности и их знание явлений («карта») не являются самой реальностью или всеми явлениями, о которых они могли бы знать («территория»). Основатели НЛП заимствовали данное наблюдение из общей семантики Альфреда Коржибски.
Как Вы понимаете пресуппозицию нлп «всякий результат положителен»?
Пресуппозиции НЛП представляют собой одновременно и основные принципы нейро-лингвистического программирования. Пресуппозиции (например, «вселенная дружественна и полна ресурсов»), или набор позитивно сформулированных в виде афоризмов убеждений (не обязательно доказуемых), в НЛП используются в качестве базового инструмента для групповой и индивидуальной работы с техниками. Пресуппозиции сформулированы в соответствии с принципами, лежащими за НЛП. По словам Джейн Ревелл, британского тренера НЛП, пресуппозиции «не являются философией, или нерушимым мировоззрением, или набором правил и регуляций. Скорее, это предположения, на основании которых индивиды совершают последующие действия».
Одна из важнейших пресуппозиций НЛП – «Нет поражений, есть только обратная связь”. В нейролингвистическом программировании коммуникация не рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности. Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации (Уильям Росс Эшби).
Как можно охарактеризовать отличие нлп от психоанализа?
Как известно психоаналитикам, психический аппарат человека работает с символическим, знаковым материалом. Едва ли не любое психическое явление имеет знаковую природу. При этом никто из психологов не исследовал природу самого знака как такового. А занимались этим лингвисты, математики и философы. В результате этих исследований сформировались две модели знака, имеющие хождение в разных кругах.
Одна из них — двусторонняя модель Фердинанда де Соссюра. Две стороны знака в этой модели — собственно знак и означаемый объект.
Соссюр был языковедом, одним из отцов структурной лингвистики, и его модель получила признание среди гуманитариев. Так, именно ей пользовалась знаменитая Тартуская семиотическая школа во главе с Юрием Лотманом. А психология в целом и психоанализ в частности осознаётся (как обществом, так и самими психологами и психоаналитиками) как гуманитарная дисциплина.
Другая модель знака сформулирована философом Чарльзом Пирсом и математиком Готлобом Фреге, сходные с их формулировками мысли высказывал философ Бертран Рассел. В этой модели три стороны — собственно знак, означаемый объект и реакция на знак (отношения между собственно знаком и последними двумя обычно интерпретируются как значение и смысл соответственно).
Трёхсторонняя модель Пирса-Фреге известна гораздо меньше модели Соссюра, а среди гуманитариев хождения практически не имеет.
Поскольку гуманитарии пользуются двусторонней Соссюровской моделью знака, всё, что так или иначе связано с реакциями, не осознаётся ими как знаковая ситуация. Так, бихевиоризм символами не занимается. С этим же связано нежелание НЛП признавать символическую природу психической деятельности: их интересуют реакции на сообщения как единственное, что может быть исследовано. Одна из базовых пресуппозиций НЛП так и звучит: смысл коммуникации — в вызываемой ей реакции.
Но в трёхсторонней модели знака так и есть — смысл, в отличие от значения, действительно реакция на знак. Рассел склонен был отнести к разряду знаковых ситуаций даже безусловные рефлексы, трактуя рефлекторный ответ на раздражитель как смысл раздражителя.
Пользуясь моделью Пирса-Фреге, можно определить те области знаковой природы психики, на которых сосредоточены исследования психоаналитиков и НЛПеров. Первые занимаются преимущественно отношениями между знаком и означаемым объектом (т.е. значениями символов), вторые — между знаком и реакцией на него (т.е. смыслами символов). В этом и заключается фундаментальное различие между психоанализом и НЛП.
Именно этим различием, не осознаваемым ни теми, ни другими (поскольку большинству из них незнакома необходимая для такого различания модель), можно объяснить и приписываемую психоаналитиками НЛПерам склонность к манипуляциям (для последних слово «манипуляция» не имеет негативного смыслового оттенка, а является практически синонимом слова «коммуникация»).
Возможно, это различие обусловлено временем и культурным контекстом, в которых сформировались психоанализ и НЛП.
Фрейд был младшим современником Дарвина и Маркса, интересовавшихся объективной реальностью, наука его времени изучала объекты. Когда в 1886 г. Фрейд стажировался у Шарко в клинике «Сальпетриер», немецкий химик Винклер открыл элемент германий, предсказанный Менделеевым как экасилиций. Ни у кого не возникало (и не возникает до сих пор) сомнений в том, что за символом Ge стоит объективно существующий элемент — в XX веке из него стали делать полупроводниковые приборы. В таком, ориентированном на поиск объектов, научном окружении вполне естественно было бы заняться изучением значений символов (т.е. отношений между символами и означаемыми ими объектами), что Фрейд и сделал.
Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер — современники Жака Деррида, в 1967 году написавшего: «Il n’y a pas de hors-texte» («Внетекстовой реальности вообще не существует»), при них создавались первые ЭВМ и писались программы для них. Очевидно, за дыркой в перфокарте, являющейся символом для ЭВМ, никакой объективной реальности нет — для программиста важно то, как машина на эту дырку реагирует. Для эпохи ЭВМ и ЛСД не менее естественно было бы заняться изучением смыслов символов (т.е. отношений между символами и вывызваемыми ими реакциями).
Карта не является Территорией
Что Карта не является Территорией?
Определение и объяснение
Карта и территория — это метафора, используемая для иллюстрации разницы между реальным миром и нашим пониманием мира, каким мы его воспринимаем. «Карта» — это наше понимание «территории» реальности, и мы должны помнить, что карта — это не территория!
Представьте, что вы отправляетесь в длительную прогулку в свободное от работы уик-энд. Вы все время хорошо следовали своей карте и вскоре должны прибыть в пункт назначения. Но вдруг, спускаясь с холма, вы не можете найти дорогу к месту назначения! Ваша карта показывает дорогу, но ее уже нет — ваша карта, должно быть, устарела!
Совершенно ясно, в чем разница между вашей картой и территорией. Ваша карта — это просто представление того, как кто-то думал, как выглядела земля, но территория — это реальность, с которой нам приходится иметь дело (дороги нет!). Мы знаем, что если наши карты показывают дорогу, это еще не значит, что дорога действительно существует. Точно так же, если вы нарисуете дорогу на карте, она не появится в реальной жизни!
Идея сопоставления карты и территории расширяется до метафоры для различия между нашими убеждениями и самой реальностью. Реальность существует вне нашего сознания, но все мы носим с собой карты этой «территории». Мы рисуем эти карты реальности на основе того, что мы видим нашими органами чувств.
Изменение карты не меняет территорию
Когда мы шли пешком, не было смысла менять карту на то, что мы хотели, чтобы она была правдой. Даже если бы мы хотели дорогу, изменение карты, конечно же, не меняет реальности! Это очевидно! Но мы постоянно совершаем такого рода ошибки, когда дело касается наших убеждений. Иметь ложное убеждение — это как иметь карту мира, которая не соответствует территории, — просто она менее полезна!
Мы все были виновны в «принятии желаемого за действительное» Если я не буду напоминать себе о делах по дому, то мне не придется их выполнять…» « … У меня эти учащенное сердцебиение уже несколько месяцев, но я еще молодой! Они не могут быть признаком чего-то серьезного…» Но во всех этих ситуациях изменение наших представлений о мире не меняет самой реальности. Точно так же, как вы не можете нарисовать дорогу, у вас все еще есть тревожные медицинские симптомы и много работы по дому в конце дня!
Вместо того, чтобы пытаться изменить нашу карту так, как мы хотим, мы должны отредактировать наши карты, чтобы они как можно ближе соответствовали территории. Точный взгляд на реальность позволяет нам лучше действовать (например, обращаться к врачу, когда это необходимо!).
Открытие невежества
Что сделало научную революцию такой большой проблемой? Известные религии того времени утверждали, что все, что важно знать о мире, уже известно и может быть открыто священниками или священными писаниями.
Научная революция бросила вызов этому консенсусу. Это вновь представило идею о том, что мы не знаем всего и что мы должны быть готовы признать свое незнание, то есть что наши карты могут не полностью отражать территорию. Готовность признать невежество восходит к древнегреческому философу Сократу. Он был назван мудрейшим из всех философов (так гласит история) за утверждение: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Карта — это не территория
В этом посте мы рассмотрим одну из самых важных концепций и предпосылок НЛП, а именно, Карта — это не территория. Это понимание лежит в основе наших программ Когнитивного Гипнотического Коучинга™ и Когнитивной Гипнотической Психотерапии™.
Проще говоря: то, что мы думаем о мире, отличается от того, что есть на самом деле!!!
Мы являемся частью мира, в котором множество вещей происходит одновременно. Мы наблюдаем этот мир через наши чувства, то есть все, что наши чувства не в состоянии схватить, и мы не в состоянии наблюдать.
Минуточку, почему наши чувства не могут уловить некоторые вещи?
Почему карта не равна территории?
Просто потому, что, неврологически, наши чувства ограничены и действуют только в пределах полосы пропускания. Вот почему мы не можем слышать ультразвуковые звуки, издаваемые летучими мышами.
Кроме того, наши чувства также подвержены влиянию нашей социальной и индивидуальной обусловленности, т. е. на основе нашего опыта мы создаем определенные обобщения и определенные убеждения, а затем удалить или исказить наши наблюдения, чтобы привести их в соответствие с нашими обобщениями.
Теперь, с этим неполным и искаженным наблюдением, мы создаем внутреннее представление мира, которое временами сильно отличается от мира.
Это внутреннее представление MAP .
Почему важно понимать, что карта не равна территории?
Когда мы чувствуем, что в нашей жизни есть проблема, в большинстве случаев проблема заключается во внутреннем представлении (то есть на карте), а не во внешнем мире (то есть на территории или в реальности).
Карта не является территорией: Пример
Однажды я увидел друга, идущего по дороге, и назвал его имя.
Когда я произнес его имя, я увидел, как он начал уходить от меня быстрее. Чего я не увидел, так это того, что он был в наушниках (поэтому он не мог слышать мой голос) и пытался успеть на автобус (поэтому он пошел быстрее). Основываясь на том, что я наблюдал, и на моем общем выводе, что я не нравлюсь людям, я интерпретировал это как его попытку игнорировать меня.
Много дней я не мог понять, почему он избегает меня?
Я сделал что-то, что разозлило его, или он сделал что-то, потому что не мог смотреть мне в глаза?
Хотя я думал, что есть проблема, проблема была только в моей карте, а не в реальности.
Карта не равна территории: Упражнение
В следующем месяце я бы хотел, чтобы вы выполнили следующее упражнение.
Всякий раз, когда вы думаете, что есть проблема, просто спросите себя: «Эта проблема действительно реальна или это просто часть моей карты?»
Возможно, вы удивитесь, узнав, что только этот вопрос может внести в вашу жизнь много позитивных изменений.