Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Когнитивная сфера личности: Когнитивная сфера — Психологос

Когнитивная сфера — Психологос

К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).

Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.

Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Например?

Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»

Рациональное понимание – это понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.

Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.

Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально.

Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.

Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму…

С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.

Аффективная сфера

В отличие от этого, аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. Все это — аффективная сфера.

Когнитивная сфера личности — Блог Викиум

Для многих развитие человека остается чем-то неизведанным, поэтому точного ответа на вопрос, какого человека можно поистине считать умным, так до сих пор и не найдено. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует прибегнуть к когнитивной сфере личности, которая кроет в себе следующие процессы:

  • мнемические, к которым относится память, отвечающая за восприятие, воспроизведение и сохранение полученной информации;
  • перцептивные, отвечающие за ощущения и восприятие информации из внешней среды;
  • интеллектуальные, под которыми подразумевается воображение человека, а также его речь и мышление.

По мнению большинства психологов, основополагающими процессами являются память, внимание и воображение. Ниже вы сможете ознакомиться с характеристикой каждого процесса, и понять, за что они отвечают.

Память

Есть 4 вида памяти:

  • эмоциональная;
  • двигательная, отвечающая за движения;
  • словесно-логическая,  направленная на воспоминание различных мыслей;
  • образная, которая в большей степени присуща творческим людям и отвечает за вкусовые, слуховые и прочие образы.

Память является основной в формировании интеллекта, к тому же, ее виды нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны.

Воображение

Благодаря воображению человек может представить то, чего на самом деле не существует. Именно при помощи воображения личность может представить конечный результат своих целей. Наличие воображения – важная особенность, помогающая человеку в жизни. Воображение бывает пассивное, когда речь идет о человеческих мечтах, и активное, когда личность представляет, что сделает для преображения окружающего мира.

Внимание

Под вниманием подразумевается возможность человека мысленно выделить нужную информацию. Внимание может быть произвольным, когда мы самостоятельно что-то пытаемся запомнить, и непроизвольным, когда все происходит без волевого усилия. К основным свойствам внимания можно отнести:

  • сосредоточенность;
  • устойчивость;
  • распределение;
  • объем;
  • переключаемость.

Следует отметить, что абсолютно у каждого человека формируется когнитивная сфера личности, но в дальнейшем методика развития умений существенно отличается. Именно поэтому в психологии и затрудняются ответить на вопрос о сущности интеллекта. Однако стоит отметить, что человек с развитой когнитивной сферой способен:

  • лучше воспринимать информацию;
  • проводить «диагностику», отсеивая все лишнее и выбирая важные детали;
  • удерживать сложные схемы в голове;
  • делать правильные выводы.

Безусловно, познание нельзя назвать пассивным процессом, поэтому человеку необходимо научиться обращать внимание на важные вещи, понимать их структуру, а также перерабатывать информацию. Научиться это делать можно при помощи специальной диагностики, которая направлена на уровень развития когнитивной сферы личности. А развить память, внимание и мышление помогут тренажеры и курсы Викиум.

Когнитивная сфера это что? Развитие познавательной сферы

Психологи определяют познавательную сферу как совокупность психических процессов, призванных выполнять функцию рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Затем, на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой, стало популярным сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом предпринимались попытки моделирования психологических процессов человека.

Познавательная сфера — это то, что поддается моделированию. Сфера, с которой этот метод не работал, называлась аффективной.

Понятие и сущность познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «познавательная сфера личности» специалисты понимают несколько протекающих в логической и смысловой последовательности психологических процессов, целью которых является обработка Информация.

То есть об этой сфере можно говорить только тогда, когда обработка данных отличается логичностью и рациональностью.

Традиционно эта сфера связана с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (правда, только когда речь идет о познавательных процессах, а не о развлечениях или влечениях). С некоторым упрощением можно утверждать, что познавательная сфера представляет собой совокупность компетенции и знаний, умений и навыков.

Подробнее о рациональном и эмоциональном механизмах восприятия

Когнитивная сфера является своего рода синонимом рационального восприятия, проявляющегося как критическая, аналитическая оценка.

Прямой противоположностью рациональному типу познания является созерцание, т. е. чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкреплено иллюстрациями: несмотря на то, что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест зимой эти сладости на улице, так как может заболеть. . Этот вывод является следствием рационального размышления.

Когда активируется механизм рационального понимания, он использует концепции и логику. В то время как эмоциональные, телесные и эмоциональные способы понимания включают эмпатию, сопереживание и чувство.

Поэтому для рационального воздействия используйте разные методы убеждений и объяснений (обращайтесь к разуму и логике). Иррациональные методы используются для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.

Взаимодействие и взаимообусловленность двух сфер

Учитывая, что каждый человек обладает целостностью, его основные сферы (эмоциональная, познавательная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В повседневной жизни большинство людей привыкают иметь дело с чувствами и привычками, доверяют автоматизмам. Однако при необходимости включается рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных методов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась достаточно далеко.

Аффективные процессы чрезвычайно трудно моделировать из-за их непредсказуемости. К ним относятся эмоции, связанные с чувственным отношением к жизни, взаимодействием с миром, с собой и обществом. Правда, есть ряд психических процессов, возникновение которых регулируется особыми законами. Затем говорят об изучении когнитивного компонента этих эмоций.

Познавательная сфера человека: строение и значение

Благодаря наличию и правильному функционированию этой сферы люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Иными словами, познавательная сфера – это механизм, позволяющий учиться и применять полученные знания.

Включает в себя следующие компоненты:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет дано подробное описание указанных способностей, их видов и функций.

Характеристика и определение памяти

Память относится к способности человека сохранять и накапливать информацию об окружающем мире. Если бы этого механизма не существовало, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, как если бы они происходили впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Виды памяти

В зависимости от того, какие отделы головного мозга и органы тела человека участвуют в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательная память — автоматические движения. Она отвечает за развитие полезных навыков, которые используются достаточно часто. Целью этого механизма является повышение работоспособности и ускорение двигательных процессов. Люди используют моторную память, чтобы водить машину, писать слова, играть на музыкальных инструментах и ​​даже ходить.
  2. Эмоциональная форма памяти – это запоминание эмоциональных состояний, сопровождающих определенные ситуации. Этот механизм предназначен для дополнения других типов памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяет человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
  3. Память изображений, в которой хранятся данные о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность ее развития зависит от активности человека.
  4. Вербальные и логические, объектом которых являются мысли. Это связано с наличием слов.
  5. Произвольная и непроизвольная память. Отличие их в том, что при хранении информации человек может понять, зачем ему эта информация нужна, или запомнить их в произвольном порядке.
  6. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Первый обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, второй обеспечивает доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последний представляет собой накопление данных на перспективу.

Перечисленные виды памяти как особенности познавательной сферы функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение — это истинно человеческая способность

Одно из наиболее важных различий в деятельности человека и животного состоит в том, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо будет сделано. Это связано с такой способностью, как воображение. Она дает людям возможность создать образ объекта, которого нет в реальном мире, удерживать его и даже более того, манипулировать им.

Развитие познавательной сферы вообще и воображения в частности важно для выработки решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью конструировать теоретические модели, люди могут не только представлять конечный результат действий, но и «видеть» промежуточные продукты.

Виды воображения и их характеристики

Основными параметрами, характеризующими воображение, являются активность и результативность.

Часто выступает неотъемлемым элементом творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.

В отличие от него выделяется пассивная форма, для которой характерны нереалистичные или нереализуемые проекты. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не могут быть реализованы.

Непреднамеренное воображение активизируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).

Внимание и его разновидности

Характеристика познавательной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Он сопровождает практически все виды деятельности человека: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.

Основная задача внимания состоит в том, что оно выбирает и ограничивает действующие раздражители. Он также обеспечивает концентрацию и концентрацию умственной деятельности. Другими словами, это помогает субъекту сосредоточиться на объекте.

Существует несколько типов внимания:

  1. Непроизвольное. Он самый простой и естественный, так как появляется без усилий со стороны человека.
  2. Произвольно. Требуется проявление воли для концентрации на избранной цели, а также для подавления мешающих мыслей и побуждений.
  3. Послеоперационный. Особенность его в том, что он является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.

Как правило, постиндивидуальный тип обусловлен глубоким и устойчивым интересом к происходящему и тому, что будет получено в результате.

Подобно различным видам памяти, виды внимания обычно тесно связаны, они могут переходить и перетекать друг в друга.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *