Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Когнитивные способности что это такое простыми словами: Что такое когнитивные способности? | Билобил

Содержание

Когнитивные способности: что это и как их развивать

Каждый день когнитивные навыки помогают нам решать простые и сложные задачи. От того, насколько развиты умственные способности, зависит уровень нашей жизни, карьера и здоровье

  1. Что это
  2. Как меняются
  3. Как улучшить

О том, что мозг — это «мышца», которую тоже нужно тренировать, известно давно. Доказано [1], что люди, которые на протяжении жизни активно занимались умственным трудом, например, преподавали в вузе, реже сталкиваются с деменцией, или она приходит к ним намного позже. Особое внимание на «прокачку» когнитивных способностей стали обращать [2] после первых волн пандемии, когда выяснилось, что коронавирусная инфекция влияет на внимание и память, снижает умственную активность и провоцирует болезнь Альцгеймера.

Нейропластичность позволяет развивать когнитивные функции мозга как в молодости, так и в зрелом и даже преклонном возрасте. Благодаря этому мы можем беспрерывно учиться, осваивать языки, преуспевать в работе и просто в повседневной жизни, полной задач и головоломок.

Что такое когнитивные способности

Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. К ним относят память, внимание, когнитивную гибкость, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. Когнитивные способности отличают человека от животного, они необходимы для выживания и развития. Именно они позволяют нам запоминать дорогу от дома до работы, вдумчиво читать документы, одновременно готовить ужин и общаться с членами семьи.

Внимание

Внимание — это способность концентрироваться на задаче в течение длительного времени, даже если вокруг есть отвлекающие факторы или если вы одновременно выполняете несколько задач. Этот навык особенно ценят работодатели — часто они ищут многозадачных сотрудников, продуктивных в условиях аврала.

Распределенное внимание отвечает за умение сосредотачиваться на разных делах, например, одновременно слушать учителя, смотреть на доску и конспектировать лекцию. Сфокусированное внимание позволяет концентрироваться только на одном стимуле или действии.

Ингибиция или ингибиционный контроль помогают удерживать концентрацию на чем-либо, игнорируя или подавляя внешние факторы. Благодаря ингибиции мы не отвлекаемся на телефон пока изучаем важный материал, не встаем посреди совещания, потому что затекла нога, не перебиваем внезапно спикера, если возник вопрос.

Внимание напрямую связано с нашей памятью. Если вы не можете как следует сосредоточиться на информации, вам не удастся ее запомнить и воспроизвести. Проблемы с концентрацией внимания приводят к частым ошибкам, несвоевременному завершению проектов, конфликтам в коллективе, если вы невнимательно слушали собеседника и не проявили должного участия.

Память

Память позволяет нам воспроизводить опыт и впечатления, пережитые в прошлом, вспоминать признаки предметов и явлений, стихи, формулы, рецепты, дни рождения и другую информацию, которая поступает в мозг.

Представьте, что вы едете на велосипеде мимо людей, вывесок, домов и машин. Вы фиксируете эти объекты, но забываете о них через полсекунды, потому что эта информация вам не нужна. Так работает мгновенная память. Если же вы можете удержать в голове образ прохожего в течение 30 секунд, то вам помогла кратковременная память. Именно она помогает нам поддерживать беседу, не теряя ее сути, и читать книги, помня сюжет.

Кратковременная память дает доступ к долговременной памяти. Тот самый прохожий может попасть в ее чертоги, если он чем-то вас удивил, вызвал яркие ассоциации и эмоции. Вероятность того, что вы надолго запомните этого человека, повысится, если каждый день вы будете встречать его на своем маршруте.

Память влияет на нашу способность ориентироваться в пространстве, ездить на велосипеде спустя годы без практики, водить машину, держать в голове имена коллег и ностальгировать по былым временам спустя десятилетия.

Когнитивная гибкость

Гибкость ума позволяет адаптироваться к новым условиям, быстро менять стратегию и искать альтернативные решения задачи. Когнитивная гибкость выручает, когда нужно придумать нестандартный выход из ситуации, перейти от одного вида деятельности к другому, перенести неудачу и проработать ошибки.

Закончилась овсянка на завтрак? Когнитивная гибкость не даст уйти на работу голодным и поможет придумать другое блюдо. На привычном маршруте авария и пробка? Человек с гибким мышлением найдет новый путь и успеет на важную встречу. Коллега спорит и придерживается отличного от вас мнения? Гибкий ум сделал вас толерантным, подвижным, и теперь вы можете встать на место оппонента, почерпнуть для себя новую информацию и найти компромисс.

Если человек с трудом адаптируется к новым условиям и не может отойти от привычного ему пути, это говорит о когнитивной регидности. Такой человек будет искать овсянку, пока не поймет, что опаздывает, останется в пробке и поссорится с сослуживцем, яростно отстаивая свою точку зрения. Когнитивная регидность так и норовит взять свое, так как мозг человека стремится к стабильности, определенности и защищенности. Поэтому нам бывает легче придерживаться устоявшейся модели поведения, чем перестроить стратегию и шагнуть в неизвестность. Но стоит помнить, что побег от любых изменений и инаковости чреват неприятными последствиями — неэффективностью на работе, частыми стрессами и низким уровнем жизни.

Слуховое и визуальное восприятие

Слуховая и визуальная обработка позволяет интерпретировать любую информацию, которую вы получаете через образы или звуки. Мозг обрабатывает такие сигналы молниеносно. Звук сирены скорой помощи легко распознается и вызывает тревогу. Красный свет светофора призывает затормозить на перекрестке. Стремительно приближающийся автомобиль намекает о том же.

Окружающий мир наполнен звуковыми и визуальными сигналами, и если человек теряет способность их воспринимать, то и мозг утрачивает часть информации о мире. Ребенок с плохим зрением не видит с доски и не понимает часть материала, человек с особенностями слуха не слышит звонка велосипедиста, подъезжающего сзади. Внешний вид собеседника, его мимика, жестикуляция, манера речи и голос могут многое рассказать о нем без слов. Нахмуренные брови, резкие движения и громкие реплики начальника наверняка скорректируют ваш план действий, если вы зашли просить прибавку к зарплате.

Скорость обработки информации

Для того чтобы уловить и обработать информацию, нужно время. Кто-то решает задачи быстрее, кто-то медленнее — и это ничего не говорит об умственных способностях человека, но задает некий темп его жизни. Человек, которому нужно больше времени для чтения, математических вычислений, логических рассуждений и принятия решения, просто делает это дольше, но не менее качественно. Скорость восприятия информации при необходимости можно «прокачать» и сделать вычислительные процессы в голове более легкими, свободными, что, безусловно, помогает нам в обучении и работе.

Как меняются когнитивные способности

Как правило, когнитивные навыки активнее всего формируются детстве, когда мозг более пластичен и без труда выстраивает новые пути в нейронных сетях. Поэтому так часто говорят, что в детстве легко учиться новому. Но это совсем не приговор для взрослого человека.

Да, с возрастом у людей ухудшается [3] память и замедляется [4] скорость обработки информации. После 30 лет человек становится более консервативным, его мировоззрение уже во многом сформировано, пережитый опыт оберегает от ошибок, а без них практически не бывает развития.

Тем не менее, постоянное обучение и открытость к новым горизонтам, согласно отчету Международного экономического форума «The Future of Jobs» [5], остаются самыми востребованными навыками в наши дни.

Контролировать естественное снижение когнитивных способностей можно с помощью образования. В Университете Калифорнии поставили эксперимент [6] — предложили пожилым испытуемым 15 часов в неделю (нагрузка бакалавра) изучать испанский язык, фотографию, рисование, музыку и функции iPad. За три месяца у возрастных студентов улучшилась кратковременная память и гибкость ума до уровня 30-летних и более молодых участников эксперимента.

Выходит, что с возрастом учиться особенно полезно. Образование позволяет развивать когнитивные навыки, а когнитивные навыки помогают эффективнее учиться.

Как улучшить свои когнитивные способности

1. Занимайтесь физической активностью

Ученые доказали [7], что 30 минут аэробных и силовых тренировок в день улучшают работу мозга на 5-10%. Спорт насыщает кровь кислородом и заставляет ваше сердце биться быстрее, что повышает активность гиппокампа — части мозга, отвечающей за память и обучение. Старая добрая физическая активность полезна и для тела, и для духа, и для развития умственных способностей.

2. Высыпайтесь

Перед экзаменом или любым другим важным событием нам часто советуют хорошо выспаться, и не зря. Когда мы спим, наш мозг восстанавливается и наутро снова готов к умственным подвигам. Недосып, в свою очередь, вызывает потерю концентрации и внимания. Спите по 7-9 часов каждый день и старайтесь ложиться хотя бы до полуночи, чтобы получить максимальную пользу от ночного отдыха.

3. Уменьшите уровень стресса

В состоянии стресса сложно сконцентрироваться на задаче, вспомнить важную информацию и зафиксировать новую. В условиях хронического, постоянного стресса когнитивные способности снижаются еще быстрее. Постарайтесь устранить источники напряжения и тревоги, медитируйте, займитесь дыхательными практиками или обратитесь к психологу, чтобы достичь душевного равновесия и добиться прогресса в учебе или на работе.

4. Поддерживайте и развивайте социальные связи

В книге «Устойчивый мозг» доктор медицинских наук и нейрохирург Санджай Гупта отмечает, что люди с узким кругом общения чаще сталкиваются с нарушением сна и иммунной системы, а одиночество в пожилом возрасте быстрее приводит к деменции. Люди, которые ведут активную социальную жизнь, напротив, отмечают улучшение своих когнитивных способностей.

Особенно важно не количество друзей и знакомых, а качество общения с ними. Близкие отношения и крепкая эмоциональная связь помогают снизить уровень стресса и повысить умственные навыки. Исследователи рекомендуют играть в командные игры, чаще встречаться с близкими, посещать клубы по интересам, заниматься волонтерством, завести домашнее животное.

5. Играйте в интеллектуальные игры

Игры для мозга — не панацея, но и они помогут держать в тонусе память, восприятие, мышление, скорость и качество обработки информации. В Сети есть множество упражнений и техник, которыми вы можете заниматься по несколько минут каждый день. Головоломки, мнемотехники, задания на внимательность — отличный способ скоротать время в автобусе или в перерыве на работе, отдохнуть с друзьями или семьей. Такие игры предлагают сервисы NeuroNation [8], Викиум [9], BrainApps [10] и Cognifit [11].

Как развить когнитивное мышление? | Блог РСВ

 | 

Умение воспринимать информацию, запоминать данные, принимать решения, мыслить и фантазировать — за все это отвечает когнитивное мышление. Если человек одинаково хорошо владеете всеми навыками, то, несомненно, он является успешным и талантливым. Ему легко дается изучение чего-то нового, применение в работе необходимых навыков, решение сложных задач. Но это не врожденный талант, а кропотливая работа над собой. Существуют эффективные методы по развитию мыслительных процессов, с помощью которых каждый сможет усовершенствовать свои навыки.

  1. Правильное питание и здоровый образ жизни. Первое, с чего стоит начать, это подкрепить наш мозг и организм полезными элементами. Тогда любая информация будет восприниматься быстрее, и вы сможете дольше работать. Лучше всего для подпитки мозга подходят яйца, шоколад, овощи и фрукты, орехи.
  2. Упражнение «Слон». Встаньте и расслабьте колени, левым ухом сильно прижмитесь к плечу. Затем вытяните руку и начинайте рисовать в воздухе цифру восемь, не отводите взгляд. Повторите упражнение несколько раз.
  3. Упражнение на развитие равновесия. Сядьте на стул и скрестите голени ног, ступни должны полностью касаться пола. Сделайте вдох и затем начните медленно выдыхать, параллельно прогибаясь всем телом вперед и вытягивая руки перед собой. Затем вдохните и примите исходное положение. Далее поменяйте ноги и скрестите их, продолжайте выполнять упражнение. Повторите минимум 3 раза. В результате вы разовьете равновесие и подтяните навык понимания.
  4. Рисование двумя руками. Возьмите большой лист бумаги и два карандаша. Начните рисовать обеими руками одновременно. Пытайтесь нарисовать одинаковые рисунки — квадраты, круги, треугольники. Так вы улучшите мелкую моторику и координацию.
  5. Упражнение «Алфавит – Восемь». Возьмите чистый листок бумаги и начните рисовать на нем знаки бесконечности, которые как бы ложатся друг на друга. Не отрывайте руку от листа бумаги. Сначала нарисуйте 3 знака правой рукой, затем левой и после обеими руками. Далее напишите букву «а» и заново повторите весь процесс со знаками. Затем напишите «б» и повторяйте до буквы «д».
  6. Упражнение на скрещивание. Это простое упражнение, но достаточно эффективное. Необходимо лечь и согнуть ногу в колене, затем дотронуться правым локтем до левого колена и наоборот. Не торопитесь, медленно и плавно выполняйте упражнение.
  7. Регулярный спорт. Спорт необходим не только для организма, но и для мозга. Вы прокачаете свои мышцы, и мозг начнет работать с новой силой.
  8. Загадки, головоломки, кроссворды. Отличной зарядкой для мозга будет решение логических загадок, головоломок, стратегические игры. Так вы сможете отдохнуть и провести весело время.

Выполняйте ежедневно хотя бы часть упражнений и через месяц вы замените качественные изменения в своем мышление. А если вы хотите увеличить свою продуктивность, стать сильнее и выносливее, то посмотрите бесплатный вебинар «Остров продуктивности». После обучения вы сможете увеличить свою энергию, прокачать память и силу воли. Станьте лучшей версией себя!

Вам может быть интересно

Что такое когнитивные навыки и почему они важны?

Когнитивные навыки — это набор умственных способностей, связанных с тем, как наш мозг обрабатывает информацию об окружающем нас мире, включая прошлый опыт, то, что мы воспринимаем с помощью наших органов чувств, наших мыслей и рассуждений.

Хотя слово «познание» относится к действию или процессу приобретения знаний, когнитивные функции могут также осуществляться путем обращения к ранее полученным знаниям. Примеры когнитивных навыков включают кратковременную и долговременную память, производство и обработку речи, способность решать проблемы и делать прогнозы на основе распознавания образов.

Источник: Public Domain Pictures

Большинство этих когнитивных навыков в конечном счете зависят от памяти. Но есть и другие, такие как внимание, эмоциональная регуляция и восприятие.

Изучение человеческого познания называется когнитивной наукой. Это междисциплинарная область, которая фокусируется на изучении человеческого разума и его процессов. Он опирается на области философии, психологии, антропологии, нейронауки, лингвистики и даже искусственного интеллекта и информатики.

Когнитивная наука пытается объяснить, как мы учимся и понимаем вещи, как мы оцениваем ситуации и принимаем решения, как мы планируем вещи и решаем проблемы и т.

д. Для этого ученые-когнитивисты используют различные виды экспериментов, сканирование мозга и вычислительные модели.

Существует несколько типов и подтипов когнитивных навыков.

  • 1. Внимание. Внимание — это когнитивный навык, который можно разделить на следующие подтипы:
    • Устойчивое внимание. Способность концентрировать внимание в течение длительного периода времени.
    • Сосредоточенное внимание. Внезапное влечение к определенному раздражителю, такому как громкий шум или вспышка света.
    • Избирательное внимание. Способность концентрироваться на чем-то одном из многих, игнорируя все остальные раздражители вокруг нас.
    • Переменное внимание. Возможность переключения между двумя или более действиями.
    • Рассеянное или ограниченное внимание.  Способность, которая позволяет нам выполнять несколько задач одновременно, позволяя нам сосредоточиться на двух или более вещах одновременно. Это похоже на чередующееся внимание, но при разделенном внимании люди реагируют на разные стимулы не вместо смещения фокуса.
Дети в школе в Банжуле, Гамбия. Источник: h3O Alchemist/Flickr
  • 2. Память. Включает в себя акт припоминания различного рода информации, от событий прошлого до образов и ощущений. Ученые спорят, как именно следует делить память, но выделяют три основные категории: кратковременную, долговременную и сенсорную.
    • Кратковременная память.
      , также известная как основная или активная память, она временно сохраняет информацию, только пока вы ее используете, или в течение короткого периода времени после этого. Ее также называют рабочей памятью.
    • Долговременная память. Это сохраняет информацию в течение длительного периода времени. Долговременная память часто делится на явную и неявную долговременную память. Явные долговременные воспоминания — это те, которые мы сознательно формируем и вспоминаем, например, имена и номера телефонов или изучаемую информацию. Эксплицитные воспоминания могут быть эпизодическими или семантическими — формироваться из конкретных эпизодов или событий или общих фактов и информации, которые вы узнаёте с течением времени. Имплицитные воспоминания формируются бессознательно и могут влиять на то, как мы думаем и ведем себя, например, на изучение двигательных навыков, например, как ездить на велосипеде, и на запоминание того, как это делать, даже после того, как мы годами не катались на велосипеде. В долговременной памяти есть также больше связанных с памятью когнитивных навыков, таких как ассоциативная память (способность учиться и/или запоминать что-то, связывая это с чем-то другим) и контекстуальная память (способность запоминать что-то через детали информации). контекст этого воспоминания).
    • Сенсорная память. Это позволяет вам вспомнить ощущения после окончания стимуляции, например, вспомнить ощущение прикосновения человека или запах определенного цветка. Мы также можем связать другие воспоминания с сенсорными воспоминаниями, и в этом случае сенсорная память может перейти в кратковременную или долговременную память. Существуют разные виды сенсорной памяти, в том числе иконическая, которая приобретается посредством зрения; эхогенный, то есть слуховой; и тактильный, через прикосновение.
Схема процесса памяти. Источник: Эрих Паркер/Wikimedia Commons

 

  • 3. Логика и рассуждение. Способность рассуждать, формировать концепции, делать выводы на основе доказательств, решать проблемы (включая использование информации или процедур, которые мы никогда раньше не пробовали) или принимать решение после распознавания закономерности и/или оценки набора предпосылок, определяющих ситуация. Применение логики и рассуждений является базовым когнитивным навыком, который включает в себя способность логически мыслить об абстрактных понятиях (абстрактное мышление) или о фактах и ​​наблюдениях для построения суждения (критическое мышление), иногда принимая во внимание ценности и убеждения (этическое мышление). ) и т. д.
Два типа рассуждений. Источник: Maltewoest/Wikimedia Commons
  • 4.
    Визуальная и слуховая обработка. Способность использовать наше зрение и слух, чтобы получать и интерпретировать сообщения и учиться на них.
  • 5. Языковая обработка. Способность понимать написанное и сказанное. Язык может быть вербальным и невербальным, но ученые считают, что в любом случае людям гораздо легче приобрести начальные языковые навыки в младенчестве. Исследователи показали, что начальное овладение языком — обучение говорить на родном языке — необходимо делать на раннем этапе. Исследования брошенных или изолированных детей показали, что если язык не осваивается в младенчестве, это не может быть легко восполнено в более позднем возрасте. Однако это не то же самое, что изучение второго языка. В то время как маленькие дети преуспевают в имплицитном изучении языка — обучении посредством слушания и подражания, взрослые могут извлечь выгоду из более развитых навыков и опыта решения проблем и могут использовать эти знания для обработки новой информации, такой как структура нового языка.
  • 6. Скорость обработки. Время, необходимое для выполнения умственной задачи — скорость, с которой кто-то понимает и реагирует на информацию и производит реакцию.
  • 7. Мышление. Наша способность думать об акте мышления называется метапознанием и связана с улучшением обучения.
  • 8. Торможение реакций и регуляция эмоций. Ингибирование реакции — это способность сдерживать естественную, «автоматическую» реакцию. Его можно применить к регулированию эмоций, продвинутому когнитивному навыку, который помогает нам управлять своими эмоциями и оставаться «социально приемлемыми». Стратегии регуляции эмоций обычно можно разделить на три категории: контроль внимания, когнитивная переоценка и модуляция реакции.

Некогнитивные навыки и когнитивные навыки

Некогнитивные навыки относятся к социально-эмоциональным способностям, таким как работа в команде, настойчивость, мотивация, самодисциплина, постановка целей, организация, социальная осведомленность и общие навыки межличностного общения. Как правило, это навыки, связанные с мотивацией, целостностью и межличностным взаимодействием.

Источник: PxHere но на самом деле они могут усилить когнитивные способности до такой степени, что станут фактически зависимыми друг от друга.

Также известные как «мягкие навыки», некогнитивные навыки больше связаны с темпераментом, отношением и личностными чертами человека, но их также нельзя «отделить» от интеллекта.

Когнитивные способности необходимы для нашего функционирования и необходимы для нашего развития и выживания.

Некоторые когнитивные навыки не обязательно необходимы для выживания (например, этическое мышление), но другие определяют нашу способность одновременно обрабатывать различные виды поступающей информации, сохранять ее, учиться на ней и т. д. Из-за этого когнитивные навыки играют важную роль. жизненно важную роль в адаптации и выживании.

Источник: Happy survival/Pixabay

Только представьте себе жизнь без возможности обращать внимание на два или более стимула одновременно (разделенное внимание) или без возможности вспомнить основные законы природы, такие как «огонь горит» (что-то сохраненное). в вашей долговременной памяти, вероятно, с самых ранних лет), или не имея возможности узнать что-то новое.

Здоровые люди начинают постепенно развивать свои когнитивные способности в детстве, в период жизни, когда мозг более эластичен и быстро прокладывает новые пути и нейронные сети, что означает, что он обладает большей нейронной пластичностью. Вот почему говорят, что дети учатся быстрее, чем взрослые, или что дети «впитывают информацию, как губка».

Самые популярные

Почему важны вехи когнитивных навыков?

Когнитивное развитие — это развитие когнитивных навыков, включающее развитие мозга. Он включает в себя создание новых нейронных путей, которые представляют собой серию связанных нейронов, которые посылают сигналы из одной части мозга в другую. Хотя у детей и молодых людей мозг особенно быстро растет, новые нервные пути могут образоваться в любое время.

Нейропластичность — это способность мозга изменяться и адаптироваться в результате опыта, создавая новые нервные пути и теряя пути, которые больше не используются.

В течение первых нескольких лет жизни быстро увеличивается количество синапсов, небольших промежутков между нейронами, через которые передаются нервные импульсы. Это приводит к увеличению числа связей между нейронами.

По мере того, как мы стареем и приобретаем новый опыт, одни связи укрепляются, а другие исчезают. Этот процесс известен как синаптическая обрезка, и именно так мозг адаптируется к изменениям. Было продемонстрировано, что отдых, физические упражнения, изучение новых навыков и обогащение окружающей среды некоторыми типами нового опыта могут положительно влиять на нейропластичность мозга.

Нейронные пути и связи также становятся прочнее, чем больше мы практикуем навык. Однако повышенная пластичность детского мозга также означает, что молодым людям обычно легче осваивать новые навыки, чем пожилым людям, потому что у них больше активных нейронов по сравнению со взрослыми.

Источник: ColiN00B/Pixabay 

Хотя развитие когнитивных навыков традиционно объясняют с помощью стадий, когнитивное развитие имеет тенденцию быть прогрессивным, а не внезапным, а темпы и формы могут различаться у разных людей в разных областях по разным причинам. Но в целом существуют вехи когнитивных навыков, которых дети должны достичь в определенном возрасте.

Например, по данным Центра по болезням и профилактике США (CDC), двухмесячные дети должны обращать внимание на лица. В четыре месяца они должны начать лепетать, тянуться одной рукой к игрушкам, реагировать на ласку и копировать некоторые движения и мимику. Когда они станут малышами, они должны научиться узнавать свои имена, людей, которые их окружают (чтобы отличать их от незнакомцев), объекты и формы, которые они могут видеть, и т. д.

Источник: Piqsels

Вехи когнитивных навыков, соответствующие возрасту, важны, поскольку они служат свидетельством когнитивного развития ребенка. Если он или она борется и/или не достигает этих целей, это может быть признаком нарушения развития.

Для вас

Культура

Этим летом число путешественников увеличилось, а их багаж был потерян или забыт. Сможет ли ИИ спасти нарастающий багажный кризис?

Дина Тереза ​​| 28. 07.2022

наука Как возникла Вселенная? Исследование показывает, почему теория «отскока» неверна

Пол Ратнер| 24.08.2022

наукаВегетарианство вызывает у вас депрессию? – Чертеж

Элис Кук | 23.10.2022

Еще новости

инновации
Теперь мы можем печатать на 3D-принтере столько дерева, сколько захотим, не спиливая ни одного дерева

Rupendra Brahambhatt| 19.12.2022

здоровье
Ученые впервые разработали инструмент искусственного интеллекта, который поможет врачам различать инфекционные заболевания

Дина Тереза| 28.08.2022

транспорт
Встречайте Planar, 7-местное гибридное воздушное такси из Кореи

Can Emir| 17.10.2022

Когнитивные способности — IResearchNet

Термин когнитивные способности обычно относится к способности мысленно обрабатывать, понимать и манипулировать информацией — короче говоря, к способности учиться. Например, дедуктивное или индуктивное мышление, понимание общих принципов путем наблюдения за поведением объектов, мысленное вращение объектов в уме, быстрое и точное понимание прочитанного и эффективное обращение с математическими понятиями — все это когнитивные способности. Когнитивные способности в значительной степени составляют то, что большинство людей интуитивно называют интеллектом. Когнитивные способности также называют когнитивными способностями.

Научное изучение когнитивных способностей имеет долгую и иногда противоречивую историю. Однако интерес исследователей сосредоточен на двух общих темах: структуре когнитивных способностей (т.е. сколько их и как они выглядят?) и влиянии различий в когнитивных способностях на важные результаты (т.е. предсказывают?).

Структура когнитивных способностей

Споры о структуре когнитивных способностей, возможно, являются одним из самых легендарных споров в дифференциальной психологии. Рискуя упростить историю, дискуссия в основном сосредоточена на вопросе о том, существует ли одна общая когнитивная способность или множество независимых специфических способностей. Сегодня большинство ученых принимают модель когнитивных способностей, аналогичную модели, предложенной Джоном Б. Кэрроллом. В исчерпывающей и замечательной работе Кэрролл повторно проанализировал более 400 наборов данных, охватывающих более 60 лет исследований. Его результаты убедительно показали, что психометрическая структура когнитивных способностей лучше всего описывается иерархической моделью с тремя основными слоями или уровнями. На вершине находится один общий фактор когнитивных способностей, называемый g, ниже которого находится небольшое количество узких способностей, часто называемых групповыми факторами, каждый из которых, в свою очередь, находится на вершине большого количества задач. конкретные способности. Основные интересующие уровни — это верхний уровень g) и второй уровень, содержащий от 8 до 10 узких способностей.

Определение g-фактора

g-фактор отражает общую способность человека к обучению. Формально это определяется как «образование отношений и коррелятов», то есть способность делать выводы или дедуцировать значимые принципы и понятия из абстрактных и новых ситуаций. g-фактор отражается в повсеместной положительной корреляции между любым набором тестов или задач, которые требуют любой формы когнитивного манипулирования или обработки информации. То есть, хотя можно выявить более узкие умственные способности (например, вербальные способности, количественные способности, зрительно-пространственные способности, кратковременная память), люди с высокими (или низкими) показателями любой индивидуальной узкой способности, как правило, имеют относительно высокие ( или низкий) на остальных. Надежные показатели когнитивных способностей всегда положительно коррелируют.

Определение узких способностей

Остаются некоторые разногласия и неопределенность в отношении точной спецификации узких способностей. На самом деле, сам Кэрролл предупредил, что может быть уместна небольшая модификация или дальнейшее уточнение этих факторов. Тем не менее, в большинство моделей когнитивных способностей включены следующие узкие способности:

  • Подвижный интеллект/рассуждение: способность применять правила и предпосылки для достижения решения; способность обнаруживать основные характеристики, определяющие проблемы
  • Количественное мышление/навыки: Способность рассуждать индуктивно или дедуктивно с помощью математических понятий, отношений и свойств; общие знания математических понятий
  • Кристаллизованный интеллект: размер и изощренность словарного запаса; способность понимать и общаться устно, а также бегло использовать коммуникативные навыки; круг общих и аккультурационных знаний
  • Общие вербальные способности: Способность распознавать и расшифровывать слова или замаскированные слова; способность понимать и общаться с ясностью мысли и выражения в письменной речи; общее понимание языковых правил (родного) языка
  • Кратковременная память: способность формировать и сохранять мысленные представления о стимулах, а затем распознавать или вспоминать их через короткий промежуток времени (объем памяти, зрительная память)
  • Долгосрочное ассоциативное запоминание и извлечение: способность сохранять и вспоминать ранее изученный материал независимо от того, имеет ли он смысл; способность быстро генерировать ряд идей, слов или другой уточняющей информации, относящейся к определенной теме или объекту; способность быстро создавать новые или необычные связи между стимулами или решениями проблем
  • Визуально-пространственная обработка: способность мысленно манипулировать объектами или визуальными образами, например мысленно вращать многомерные объекты в пространстве; способность быстро отличить значимый объект от частично затемненных или расплывчатых образов и стимулов
  • Слуховая обработка: способность обрабатывать звуки речи; фонологическая осведомленность; способность различать звуки речи в обычном и искаженном контексте; способность различать тона, тональные паттерны, высоту тона и другие вариации звуковых качеств; способность локализовать звуки в пространстве
  • Скорость когнитивной обработки: способность быстро принимать простые решения или выполнять простые задачи; возможность сравнения визуальных символов; способность быстро манипулировать и оперировать числами элементарными способами

Прогностическая достоверность когнитивных способностей

То, что существуют различия в когнитивных способностях и что они, по-видимому, имеют какое-то отношение к различиям в широком спектре поведения, было признано на протяжении нескольких тысяч лет. Таким образом, было разработано множество методов для оценки индивидуальных различий в когнитивных способностях, и многие из них оказались полезными для понимания или прогнозирования поведения, столь же разнообразного, как академическая успеваемость и техническая эффективность работы, профессиональные и экономические достижения, правонарушения, преступное поведение, склонность к несчастным случаям. -ность и смертность, и это лишь некоторые из них.

Прогностическая достоверность g

Множество данных подтвердило, что g является прогностическим (на уровнях как теоретической, так и практической значимости) индивидуальных различий в широком диапазоне академических, профессиональных и социальных результатов. Для промышленных и организационных психологов представляет интерес тот факт, что g неизменно является лучшим единственным предиктором эффективности профессионального обучения и технической эффективности работы в широком диапазоне возрастов, условий и областей. Не существует работы, для которой g не является хотя бы умеренно сильным предиктором технических характеристик.

Например, метааналитические оценки помещают прогностическую достоверность g для технической производительности от 0,50 до 0,60 и 0,56 для производительности в программах профессионального обучения. Однако точное значение варьируется в зависимости от характера рассматриваемой работы. Например, корреляция между g и техническими показателями для управленческих и многих информационных должностей белых воротничков обычно находится в диапазоне от 0,50 до 0,61. Напротив, корреляция для ручного труда обычно составляет около 0,25. Именно когнитивная сложность профессии снижает прогностическую достоверность g. Кроме того, g сохраняет свою прогностическую достоверность на разных уровнях опыта. На самом деле, некоторые исследования показывают, что прогностическая достоверность g фактически увеличивается по мере увеличения опыта. Поначалу это может показаться нелогичным: в конце концов, у людей с большим опытом есть возможность узнать больше и, следовательно, приобрести более высокий уровень знаний и навыков, специфичных для работы. При прочих равных условиях сотрудник с большим опытом будет работать лучше, чем неопытный сотрудник. Однако не все вещи равны. Важна способность извлекать пользу из опыта, и g по существу отражает способность учиться на опыте. Те, у кого выше g, учатся быстрее; таким образом, по мере увеличения опыта различия в знаниях и навыках, которые можно отнести на счет возрастающих, преувеличиваются.

Прогностическая достоверность узких способностей

В отличие от g прогностическая достоверность узких способностей более тесно связана с природой критериев, которые пытаются предсказать. Таким образом, говорить об обобщенных выводах относительно прогностической валидности узких способностей труднее. Кроме того, учитывая устойчивость прогностической валидности g, ценность узких способностей обычно измеряется их возрастающей валидностью. То есть, чтобы заслужить внимание как практически значимое, доказательства возрастающего вклада узких способностей выше и выше g должны быть существенными, надежными и связанными со значимыми результатами. Однако даже самая оптимистичная интерпретация существующей эмпирической литературы не соответствует этому стандарту практической значимости. То есть узкие способности, как правило, не добавляют значительного количества дополнительной прогностической достоверности выше и выше g при прогнозировании академической или технической работы. Например, после учета дисперсии, относящейся к g, включение набора узких способностей обычно увеличивает корреляцию с техническими показателями работы менее чем на 0,05. Таким образом, узкие способности, несмотря на их психологическую значимость, могут иметь только практическое значение в ситуациях, когда диапазон общих способностей ограничен (например, среди группы аспирантов, для которых предварительный отбор дает существенное ограничение диапазона в g или в предсказуемый критерий для конкретной предметной области (т. е. развитие навыков чтения)9.0003

С другой стороны, бывают случаи, когда человек менее заинтересован в прогнозировании различий в производительности между людьми и больше заинтересован в сопоставлении профиля узких способностей отдельного человека (т. е. их относительных сильных и слабых сторон) с узкими требованиями к способностям рабочей или образовательной среде. Это соответствует доминирующей точке зрения в литературе по профессиональному консультированию. В самом деле, хорошо известно, что g — недостаточный дескриптор требований к работе; профессии демонстрируют отчетливые образцы узких требований к способностям. Таким образом, оценка внутриличностных различий в узких способностях может быть особенно полезной при классификации персонала, а также при академическом консультировании и консультировании по вопросам карьеры.

Резюме

Можно утверждать, что потенциальная широта и величина влияния индивидуальных различий в когнитивных способностях делает их изучение очень интересным как для ученых, так и для широкой общественности. Хотя научная трактовка когнитивных способностей не появлялась до конца 19 века, развитие теории и множество эмпирических данных, накопленных с тех пор, подтверждают два вывода: (1) психометрическую структуру когнитивных способностей лучше всего моделировать как трехуровневую иерархическую структуру с общий фактор умственных способностей, g, находится на вершине, и (2) общие умственные способности имеют большое функциональное значение практически во всех аспектах жизни.

Ссылки:

  1. Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  2. Gottfredson, LS (1997). Почему g имеет значение: сложность повседневной жизни. Интеллект, 24, 79-132.
  3. Хантер, Дж. Э., и Хантер, РФ (1984). Валидность и полезность альтернативных предикторов производительности труда. Психологический вестник, 96, 72-98.
  4. Дженсен, А. Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
  5. Любински, Д., и Дэвис, Р.В. (1992). Склонности, умения и навыки. В M. Dunnette & LM Hough (Eds.), Справочник по промышленной и организационной психологии (том 3, 2-е изд., стр. 1–59). Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
  6. Рив, С.Л., и Хакель, доктор медицины (2002). Задавать правильные вопросы о g. Человеческая производительность, 15, 47-74.
  7. Шмидт, Ф.Л., и Хантер, Дж.Э. (1998).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *