Когнитивные способности: что это и как их развивать
Каждый день когнитивные навыки помогают нам решать простые и сложные задачи. От того, насколько развиты умственные способности, зависит уровень нашей жизни, карьера и здоровье
- Что это
- Как меняются
- Как улучшить
О том, что мозг — это «мышца», которую тоже нужно тренировать, известно давно. Доказано [1], что люди, которые на протяжении жизни активно занимались умственным трудом, например, преподавали в вузе, реже сталкиваются с деменцией, или она приходит к ним намного позже. Особое внимание на «прокачку» когнитивных способностей стали обращать [2] после первых волн пандемии, когда выяснилось, что коронавирусная инфекция влияет на внимание и память, снижает умственную активность и провоцирует болезнь Альцгеймера.
Нейропластичность позволяет развивать когнитивные функции мозга как в молодости, так и в зрелом и даже преклонном возрасте. Благодаря этому мы можем беспрерывно учиться, осваивать языки, преуспевать в работе и просто в повседневной жизни, полной задач и головоломок.
Что такое когнитивные способности
Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. К ним относят память, внимание, когнитивную гибкость, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. Когнитивные способности отличают человека от животного, они необходимы для выживания и развития. Именно они позволяют нам запоминать дорогу от дома до работы, вдумчиво читать документы, одновременно готовить ужин и общаться с членами семьи.
Внимание
Внимание — это способность концентрироваться на задаче в течение длительного времени, даже если вокруг есть отвлекающие факторы или если вы одновременно выполняете несколько задач. Этот навык особенно ценят работодатели — часто они ищут многозадачных сотрудников, продуктивных в условиях аврала.
Распределенное внимание отвечает за умение сосредотачиваться на разных делах, например, одновременно слушать учителя, смотреть на доску и конспектировать лекцию. Сфокусированное внимание позволяет концентрироваться только на одном стимуле или действии.
Ингибиция или ингибиционный контроль помогают удерживать концентрацию на чем-либо, игнорируя или подавляя внешние факторы. Благодаря ингибиции мы не отвлекаемся на телефон пока изучаем важный материал, не встаем посреди совещания, потому что затекла нога, не перебиваем внезапно спикера, если возник вопрос.
Внимание напрямую связано с нашей памятью. Если вы не можете как следует сосредоточиться на информации, вам не удастся ее запомнить и воспроизвести. Проблемы с концентрацией внимания приводят к частым ошибкам, несвоевременному завершению проектов, конфликтам в коллективе, если вы невнимательно слушали собеседника и не проявили должного участия.
Память
Память позволяет нам воспроизводить опыт и впечатления, пережитые в прошлом, вспоминать признаки предметов и явлений, стихи, формулы, рецепты, дни рождения и другую информацию, которая поступает в мозг.
Представьте, что вы едете на велосипеде мимо людей, вывесок, домов и машин. Вы фиксируете эти объекты, но забываете о них через полсекунды, потому что эта информация вам не нужна. Так работает мгновенная память. Если же вы можете удержать в голове образ прохожего в течение 30 секунд, то вам помогла кратковременная память. Именно она помогает нам поддерживать беседу, не теряя ее сути, и читать книги, помня сюжет.
Кратковременная память дает доступ к долговременной памяти. Тот самый прохожий может попасть в ее чертоги, если он чем-то вас удивил, вызвал яркие ассоциации и эмоции. Вероятность того, что вы надолго запомните этого человека, повысится, если каждый день вы будете встречать его на своем маршруте.
Память влияет на нашу способность ориентироваться в пространстве, ездить на велосипеде спустя годы без практики, водить машину, держать в голове имена коллег и ностальгировать по былым временам спустя десятилетия.
Когнитивная гибкость
Гибкость ума позволяет адаптироваться к новым условиям, быстро менять стратегию и искать альтернативные решения задачи. Когнитивная гибкость выручает, когда нужно придумать нестандартный выход из ситуации, перейти от одного вида деятельности к другому, перенести неудачу и проработать ошибки.
Закончилась овсянка на завтрак? Когнитивная гибкость не даст уйти на работу голодным и поможет придумать другое блюдо. На привычном маршруте авария и пробка? Человек с гибким мышлением найдет новый путь и успеет на важную встречу. Коллега спорит и придерживается отличного от вас мнения? Гибкий ум сделал вас толерантным, подвижным, и теперь вы можете встать на место оппонента, почерпнуть для себя новую информацию и найти компромисс.
Если человек с трудом адаптируется к новым условиям и не может отойти от привычного ему пути, это говорит о когнитивной регидности. Такой человек будет искать овсянку, пока не поймет, что опаздывает, останется в пробке и поссорится с сослуживцем, яростно отстаивая свою точку зрения. Когнитивная регидность так и норовит взять свое, так как мозг человека стремится к стабильности, определенности и защищенности. Поэтому нам бывает легче придерживаться устоявшейся модели поведения, чем перестроить стратегию и шагнуть в неизвестность. Но стоит помнить, что побег от любых изменений и инаковости чреват неприятными последствиями — неэффективностью на работе, частыми стрессами и низким уровнем жизни.
Слуховое и визуальное восприятие
Слуховая и визуальная обработка позволяет интерпретировать любую информацию, которую вы получаете через образы или звуки. Мозг обрабатывает такие сигналы молниеносно. Звук сирены скорой помощи легко распознается и вызывает тревогу. Красный свет светофора призывает затормозить на перекрестке. Стремительно приближающийся автомобиль намекает о том же.
Окружающий мир наполнен звуковыми и визуальными сигналами, и если человек теряет способность их воспринимать, то и мозг утрачивает часть информации о мире. Ребенок с плохим зрением не видит с доски и не понимает часть материала, человек с особенностями слуха не слышит звонка велосипедиста, подъезжающего сзади. Внешний вид собеседника, его мимика, жестикуляция, манера речи и голос могут многое рассказать о нем без слов. Нахмуренные брови, резкие движения и громкие реплики начальника наверняка скорректируют ваш план действий, если вы зашли просить прибавку к зарплате.
Скорость обработки информации
Для того чтобы уловить и обработать информацию, нужно время. Кто-то решает задачи быстрее, кто-то медленнее — и это ничего не говорит об умственных способностях человека, но задает некий темп его жизни. Человек, которому нужно больше времени для чтения, математических вычислений, логических рассуждений и принятия решения, просто делает это дольше, но не менее качественно. Скорость восприятия информации при необходимости можно «прокачать» и сделать вычислительные процессы в голове более легкими, свободными, что, безусловно, помогает нам в обучении и работе.
Как меняются когнитивные способности
Как правило, когнитивные навыки активнее всего формируются детстве, когда мозг более пластичен и без труда выстраивает новые пути в нейронных сетях. Поэтому так часто говорят, что в детстве легко учиться новому. Но это совсем не приговор для взрослого человека.
Да, с возрастом у людей ухудшается [3] память и замедляется [4] скорость обработки информации. После 30 лет человек становится более консервативным, его мировоззрение уже во многом сформировано, пережитый опыт оберегает от ошибок, а без них практически не бывает развития.
Тем не менее, постоянное обучение и открытость к новым горизонтам, согласно отчету Международного экономического форума «The Future of Jobs» [5], остаются самыми востребованными навыками в наши дни.
Контролировать естественное снижение когнитивных способностей можно с помощью образования. В Университете Калифорнии поставили эксперимент [6] — предложили пожилым испытуемым 15 часов в неделю (нагрузка бакалавра) изучать испанский язык, фотографию, рисование, музыку и функции iPad. За три месяца у возрастных студентов улучшилась кратковременная память и гибкость ума до уровня 30-летних и более молодых участников эксперимента.
Выходит, что с возрастом учиться особенно полезно. Образование позволяет развивать когнитивные навыки, а когнитивные навыки помогают эффективнее учиться.
Как улучшить свои когнитивные способности
1. Занимайтесь физической активностью
Ученые доказали [7], что 30 минут аэробных и силовых тренировок в день улучшают работу мозга на 5-10%. Спорт насыщает кровь кислородом и заставляет ваше сердце биться быстрее, что повышает активность гиппокампа — части мозга, отвечающей за память и обучение. Старая добрая физическая активность полезна и для тела, и для духа, и для развития умственных способностей.
2. Высыпайтесь
Перед экзаменом или любым другим важным событием нам часто советуют хорошо выспаться, и не зря. Когда мы спим, наш мозг восстанавливается и наутро снова готов к умственным подвигам. Недосып, в свою очередь, вызывает потерю концентрации и внимания. Спите по 7-9 часов каждый день и старайтесь ложиться хотя бы до полуночи, чтобы получить максимальную пользу от ночного отдыха.
3. Уменьшите уровень стресса
В состоянии стресса сложно сконцентрироваться на задаче, вспомнить важную информацию и зафиксировать новую. В условиях хронического, постоянного стресса когнитивные способности снижаются еще быстрее. Постарайтесь устранить источники напряжения и тревоги, медитируйте, займитесь дыхательными практиками или обратитесь к психологу, чтобы достичь душевного равновесия и добиться прогресса в учебе или на работе.
4. Поддерживайте и развивайте социальные связи
В книге «Устойчивый мозг» доктор медицинских наук и нейрохирург Санджай Гупта отмечает, что люди с узким кругом общения чаще сталкиваются с нарушением сна и иммунной системы, а одиночество в пожилом возрасте быстрее приводит к деменции. Люди, которые ведут активную социальную жизнь, напротив, отмечают улучшение своих когнитивных способностей.
Особенно важно не количество друзей и знакомых, а качество общения с ними. Близкие отношения и крепкая эмоциональная связь помогают снизить уровень стресса и повысить умственные навыки. Исследователи рекомендуют играть в командные игры, чаще встречаться с близкими, посещать клубы по интересам, заниматься волонтерством, завести домашнее животное.
5. Играйте в интеллектуальные игры
Игры для мозга — не панацея, но и они помогут держать в тонусе память, восприятие, мышление, скорость и качество обработки информации. В Сети есть множество упражнений и техник, которыми вы можете заниматься по несколько минут каждый день. Головоломки, мнемотехники, задания на внимательность — отличный способ скоротать время в автобусе или в перерыве на работе, отдохнуть с друзьями или семьей. Такие игры предлагают сервисы NeuroNation [8], Викиум [9], BrainApps [10] и Cognifit [11].
Как развить когнитивное мышление? | Блог РСВ
|
Умение воспринимать информацию, запоминать данные, принимать решения, мыслить и фантазировать — за все это отвечает когнитивное мышление. Если человек одинаково хорошо владеете всеми навыками, то, несомненно, он является успешным и талантливым. Ему легко дается изучение чего-то нового, применение в работе необходимых навыков, решение сложных задач. Но это не врожденный талант, а кропотливая работа над собой. Существуют эффективные методы по развитию мыслительных процессов, с помощью которых каждый сможет усовершенствовать свои навыки.
- Правильное питание и здоровый образ жизни. Первое, с чего стоит начать, это подкрепить наш мозг и организм полезными элементами. Тогда любая информация будет восприниматься быстрее, и вы сможете дольше работать. Лучше всего для подпитки мозга подходят яйца, шоколад, овощи и фрукты, орехи.
- Упражнение «Слон». Встаньте и расслабьте колени, левым ухом сильно прижмитесь к плечу. Затем вытяните руку и начинайте рисовать в воздухе цифру восемь, не отводите взгляд. Повторите упражнение несколько раз.
- Упражнение на развитие равновесия. Сядьте на стул и скрестите голени ног, ступни должны полностью касаться пола. Сделайте вдох и затем начните медленно выдыхать, параллельно прогибаясь всем телом вперед и вытягивая руки перед собой. Затем вдохните и примите исходное положение. Далее поменяйте ноги и скрестите их, продолжайте выполнять упражнение. Повторите минимум 3 раза. В результате вы разовьете равновесие и подтяните навык понимания.
- Рисование двумя руками. Возьмите большой лист бумаги и два карандаша. Начните рисовать обеими руками одновременно. Пытайтесь нарисовать одинаковые рисунки — квадраты, круги, треугольники. Так вы улучшите мелкую моторику и координацию.
- Упражнение «Алфавит – Восемь». Возьмите чистый листок бумаги и начните рисовать на нем знаки бесконечности, которые как бы ложатся друг на друга. Не отрывайте руку от листа бумаги. Сначала нарисуйте 3 знака правой рукой, затем левой и после обеими руками. Далее напишите букву «а» и заново повторите весь процесс со знаками. Затем напишите «б» и повторяйте до буквы «д».
- Упражнение на скрещивание. Это простое упражнение, но достаточно эффективное. Необходимо лечь и согнуть ногу в колене, затем дотронуться правым локтем до левого колена и наоборот. Не торопитесь, медленно и плавно выполняйте упражнение.
- Регулярный спорт. Спорт необходим не только для организма, но и для мозга. Вы прокачаете свои мышцы, и мозг начнет работать с новой силой.
- Загадки, головоломки, кроссворды. Отличной зарядкой для мозга будет решение логических загадок, головоломок, стратегические игры. Так вы сможете отдохнуть и провести весело время.
Выполняйте ежедневно хотя бы часть упражнений и через месяц вы замените качественные изменения в своем мышление. А если вы хотите увеличить свою продуктивность, стать сильнее и выносливее, то посмотрите бесплатный вебинар «Остров продуктивности». После обучения вы сможете увеличить свою энергию, прокачать память и силу воли. Станьте лучшей версией себя!
Вам может быть интересно
Значение когнитивных навыков и их функционирование
By Jasper10 March 2020
Думать, учиться, запоминать и обращать внимание — все это стало возможным благодаря познанию. Умственные процессы познания и все задействованные навыки позволяют нашему мозгу делать то, что он делает. Без этих процессов и навыков вы бы не смогли вспомнить то счастливое детское воспоминание, не смогли бы ездить на работу и даже не смогли бы прочитать этот текст! Но как это работает? И как улучшить свои когнитивные способности? В этой статье мы объясним все, что вам нужно знать о когнитивных навыках.
Что такое познание?
Когнитивные функции — это психические процессы сбора и обработки информации для выполнения задачи. Это помогает нам использовать новые знания и принимать решения на основе ранее приобретенных знаний.
Проще говоря, это включает в себя все, что происходит в вашем мозгу, когда вы выполняете задачу. Это может быть так же просто, как ходьба, или так же сложно, как решение математического уравнения. Функционирование вашего познания основано на его предыдущем опыте, мы вернемся к этому в разделе «Как я могу улучшить свои когнитивные способности?» далее в этой статье.
Когнитивные способности обычно называют интеллектом. Насколько вы умны, также определяется определенными факторами. Вот некоторые из этих факторов:
- Понимание
- Самосознание
- Обучение
- Эмоциональное знание и признание
- Планирование
- Рассуждение
- Решение проблем
- Творчество
Мы определяем интеллект как способность решать проблемы, адаптироваться к ситуациям и учиться на собственном опыте. Факторы, которые используются для определения того, насколько вы умны, можно подразделить на различные когнитивные навыки.
Что такое когнитивные навыки?
В когнитивные процессы вовлечены различные когнитивные навыки. Когнитивные навыки — это основные навыки, которые ваш мозг использует, чтобы думать, учиться, запоминать, рассуждать и концентрировать внимание. Эти когнитивные навыки играют огромную роль в выполнении как больших и сложных задач, так и более мелких и простых задач, таких как чтение. Хотя их часто объясняют как отдельные предметы, они всегда взаимосвязаны. Во время некоторых когнитивных процессов когнитивные навыки могут даже накладываться друг на друга. Например, когда вы учитесь по книге, вам нужно как внимание, чтобы оставаться сосредоточенным, так и память, чтобы помнить, что вы только что прочитали. Без любого из них вы бы вообще не смогли читать или просто забыли бы то, что прочитали.
К основным когнитивным навыкам относятся:
Память
Ваша память играет роль во всех когнитивных процессах. Это позволяет вам запоминать все виды информации, такие как воспоминания, общеизвестные сведения и т. д. Ваша память способна хранить эту информацию от нескольких секунд до всей жизни.
Подумайте о жизни без вашей памяти, без способности помнить. Вы не сможете вспомнить окружающих вас людей, вы не вспомните свои детские воспоминания и даже не будете знать, как ходить, говорить, есть и т. д.
Когнитивные нарушения могут быть вызваны психическими заболеваниями, такими как деменция. Люди, страдающие деменцией, постепенно теряют способность запоминать новые вещи или даже вспоминать старые воспоминания.
Внимание
Внимание — это способность выбирать релевантные раздражители и фокусироваться на них. Это процесс отбора как внешних раздражителей, таких как звук, запах, ощущения и т. д., так и внутренних раздражителей, таких как ваши мысли. Сосредоточение помогает игнорировать ненужные раздражители при выполнении повседневных задач. Чтобы привести наглядный пример, подумайте о ситуации, когда вы читаете книгу в автобусе. Без внимания это было бы невозможно. Вам не только будет не хватать концентрации, чтобы действительно читать, но и ваш мозг попытается обработать все стимулы одновременно. Например, разговоры людей, звук автобуса, различные запахи или даже свет солнца. Людям с проблемами внимания, такими как СДВГ, особенно сложно сосредоточиться.
Восприятие
Ваше восприятие – это процесс захвата, обработки и осмысления стимулов, получаемых вашими органами чувств. Это включает зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. То, как вы воспринимаете эту информацию, зависит от того, как вы интерпретируете различные стимулы.
Как вы, вероятно, представляете, без вашего восприятия вам не обойтись. Без восприятия вы не сможете интерпретировать различные стимулы. Без зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса невозможно ничего сделать. Однако часто видно, что люди, у которых отсутствует одно чувство, например слепые, развивают более сильное восприятие своих других чувств, чтобы компенсировать это. Людям, которые страдают от нарушений органов чувств, таких как шум в ушах, труднее воспринимать информацию от других органов чувств, поскольку они отвлекаются на неправильное восприятие одного органа чувств.
Логическое мышление
Логическое мышление — это процесс последовательных рассуждений, направленный на заключение. Во время этого процесса вы используете рациональную и систематическую серию шагов, чтобы прийти к заключению. Структурирование, заключение отношений между фактами и рассуждениями являются важным аспектом логического мышления.
Возьмем отношения между фактами в качестве примера важности логического мышления. В прошлый раз, когда шел дождь и вы вышли без зонта, вы промокли. Итак, выйдя под дождь без зонта (факт 1), вы промокнете (факт 2). Этот очевидный пример — один из многих моментов, когда вы используете логическое мышление, даже не осознавая этого. Способность формировать логические связи между информацией, которая явно не связана, также является тем, что отличает наш способ мышления от бинарных систем, таких как компьютеры.
Скорость мышления
Скорость мышления или скорость обработки — это скорость, с которой вы можете усваивать новую информацию, оценивать информацию и формулировать ответ на эту информацию. Проще говоря, это время между получением и реакцией на стимул.
Быстрая скорость мышления может быть действительно полезной и облегчить жизнь. Возьмем, к примеру, очередь в магазине. Вы стоите в очереди с продуктами в корзине. Но вы вдруг не уверены, достаточно ли у вас наличных денег, чтобы заплатить за продукты. Если вы достаточно быстры, вы можете рассчитать стоимость продуктов, еще стоя в очереди.
Когнитивный процесс и связанные с ним навыки
Как уже упоминалось, психический процесс, который мы называем когнитивным функционированием, принимает решения на основе ранее приобретенных знаний. Вы не сможете делать или знать что-то, чему вы не научились раньше. При этом приобретаются знания, а предыдущий опыт обучения сохраняется в памяти. Когда кто-то, кого вы не знаете, представляет себя, вы узнаете его или ее имя. Это имя будет сохранено в памяти до тех пор, пока вы не забудете его позже.
В течение дня вы получаете всевозможные стимулы через органы чувств. Вы используете свое внимание, чтобы сосредоточиться на релевантных стимулах, игнорируя при этом нерелевантные стимулы. Все эти стимулы проходят через вашу память в ту часть вашего мозга, которая отвечает за логическое мышление и скорость вашего мышления. Возможно, вы уже получали точно такие же стимулы ранее, и ваш мозг сохранил их в памяти. Или ваш мозг может установить связь между новыми стимулами и чем-то, что уже хранится в памяти. Это может повлиять на вашу реакцию на эти раздражители.
Например, однажды вы поранились, споткнувшись ногой об угол стола. В следующий раз, когда вы будете проходить мимо того же стола, есть шанс, что вы вспомните, как споткнулись о него. Из-за этого вашей следующей реакцией на этот стол будет обойти его немного шире.
Изображение ниже визуализирует процесс, который мы только что объяснили. Это еще раз показывает, что когнитивные навыки, которые вы используете во время общего когнитивного функционирования, могут взаимодействовать или даже перекрывать друг друга.
Пример когнитивных навыков на практике
Давайте вернемся к предыдущему примеру, где мы споткнулись, и разберем его на этапы, которые происходят в когнитивном процессе. Сначала ваши органы чувств получают всю информацию об окружающем, которая принадлежит вашему восприятию . Чтобы предотвратить перегрузку информацией, ваш мозг отфильтровывает все нерелевантные стимулы и сосредотачивается на том, что важно.
Затем настало время воспоминаний воспоминаний , потому что, если вы не хотите снова пострадать, вам нужно вспомнить, как вы причиняли себе боль в прошлый раз. Предыдущий момент, когда вы поранились за этим столом, хранится в вашей памяти.
Комбинация отфильтрованных стимулов, полученных вашими органами чувств, и воспоминаний о том, как вы в прошлый раз проходили мимо этого стола, перейдет к фазе принятия решения. Думая достаточно быстро и логично, ваш мозг посылает сообщение о том, что на этот раз вам нужно сделать что-то другое. В результате держитесь на немного большем расстоянии от стола, когда проходите мимо него.
Уровень когнитивных навыков
Уровень каждого из ваших когнитивных навыков может варьироваться. В зависимости от того, в какой степени практикуется навык, методы обучения, способы запоминания вещей и то, как вы интерпретируете стимулы, влияют на уровень каждого навыка.
Допустим, один человек работал в сфере общественного питания, требуя быстрой реакции, которая относительно проста. Этот человек будет в основном развит в скорости мышления. Однако у архитектора будет более развито логическое мышление, поскольку этот человек, как правило, будет работать с более сложными ситуациями, которые требуют меньше времени.
Развитие познавательных способностей начинается в раннем детстве. Хотя большая часть развития когнитивных навыков происходит в раннем детстве, это развитие продолжается большую часть вашей жизни. Это можно объяснить тем, что детям все еще нужно многому научиться, потому что вы не сможете знать или делать то, чему еще не научились. В то время как у взрослых было гораздо больше опыта, в результате которого их мозг адаптировался и, таким образом, достиг определенного уровня когнитивных навыков.
В то же время многие факторы могут негативно влиять на когнитивное функционирование вашего мозга на протяжении всей жизни.
Что вызывает снижение когнитивных функций?
Многие факторы могут влиять как положительно, так и отрицательно на уровень ваших когнитивных способностей. Хотя вы можете не контролировать все эти факторы, есть некоторые факторы, на которые вы можете оказать положительное влияние. Некоторые примеры причин снижения когнитивных функций:
- Старение
- Травма головы
- Психические заболевания, такие как слабоумие
- Дефицит витаминов и других основных питательных веществ
- Психическое заболевание
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками
Степень воздействия приведенных выше примеров на снижение когнитивных функций очень специфична для каждой отдельной ситуации. Некоторые люди испытывают снижение когнитивных функций по мере взросления, в то время как другие люди по-прежнему будут испытывать ту же силу своих когнитивных навыков, что и в свои 20 лет.
Как я могу улучшить свои когнитивные способности?
Уровни когнитивных способностей различаются у разных людей, это результат адаптации мозга к раздражителям, которые он получает в течение жизни, и к внешним факторам, как упоминалось выше. Многие исследования показали, что мозг способен меняться на протяжении всей жизни, выращивая новые клетки и создавая новые связи. Эти изменения называются нейропластичностью и могут улучшить когнитивные функции. Вы можете сравнить это с тем, как мы способны тренировать свои мышцы. Хотя часть того, как работает ваше тело, зависит от генетики, марафон, скорее всего, произойдет после нескольких недель тренировок. Тренировка вашего мозга очень похожа: когда вы его правильно стимулируете, он привыкает к тому, что определенные навыки используются чаще, и тем самым развивает их дальше. Вы можете сделать это, практикуясь, исследуя и изучая новые вещи. Тот, кто решает судоку каждый день, становится более опытным в решении головоломок судоку.
Начинаете ли вы становиться все более забывчивым или вам становится все труднее и труднее оставаться сосредоточенным, заставляя свой мозг выполнять связанные задачи, вы можете улучшить свои когнитивные функции, чтобы стать сильнее для выполнения аналогичных задач.
Заключение
Итак, в следующий раз, когда вы будете думать о старых воспоминаниях, работая или просто читая в автобусе, вы можете осознавать процессы в своем мозгу, которые делают это возможным. Пока вы читали эту статью, ваша память, внимание, восприятие, логическое мышление и скорость мышления использовались для чтения и обработки информации. Хотя существуют как внутренние, так и внешние факторы, которые могут повлиять на уровень ваших когнитивных навыков, вы можете улучшить свои когнитивные способности, бросив вызов своему мозгу.
Начать обучение
Что такое когнитивные навыки и почему они важны?
Когнитивные навыки — это набор умственных способностей, связанных с тем, как наш мозг обрабатывает информацию об окружающем нас мире, включая прошлый опыт, то, что мы воспринимаем с помощью наших органов чувств, наших мыслей и рассуждений.
Хотя слово «познание» относится к действию или процессу приобретения знаний, когнитивные функции могут также осуществляться путем обращения к ранее полученным знаниям. Примеры когнитивных навыков включают кратковременную и долговременную память, производство и обработку речи, способность решать проблемы и делать прогнозы на основе распознавания образов.
Источник: Public Domain PicturesБольшинство этих когнитивных навыков в конечном счете зависят от памяти. Но есть и другие, такие как внимание, эмоциональная регуляция и восприятие.
Изучение человеческого познания называется когнитивной наукой. Это междисциплинарная область, которая фокусируется на изучении человеческого разума и его процессов. Он опирается на области философии, психологии, антропологии, нейронауки, лингвистики и даже искусственного интеллекта и информатики.
Когнитивная наука пытается объяснить, как мы учимся и понимаем вещи, как мы оцениваем ситуации и принимаем решения, как мы планируем вещи и решаем проблемы и т. д. Для этого ученые-когнитивисты используют различные виды экспериментов, сканирование мозга и вычислительные модели.
Существует несколько типов и подтипов когнитивных навыков.
- 1. Внимание. Внимание — это когнитивный навык, который можно разделить на следующие подтипы:
- Устойчивое внимание. Способность концентрировать внимание в течение длительного периода времени.
- Сосредоточенное внимание. Внезапное влечение к определенному раздражителю, такому как громкий шум или вспышка света.
- Избирательное внимание. Способность концентрироваться на чем-то одном из многих, игнорируя все остальные раздражители вокруг нас.
- Переменное внимание. Возможность переключения между двумя или более действиями.
- Рассеянное или ограниченное внимание. Способность, которая позволяет нам выполнять несколько задач одновременно, позволяя нам сосредоточиться на двух или более вещах одновременно. Это похоже на чередующееся внимание, но при разделенном внимании люди реагируют на разные стимулы не вместо смещения фокуса.
- 2. Память. Включает в себя акт припоминания различного рода информации, от событий прошлого до образов и ощущений. Ученые спорят, как именно следует делить память, но выделяют три основные категории: кратковременную, долговременную и сенсорную.
- Кратковременная память. , также известная как основная или активная память, она временно сохраняет информацию, только пока вы ее используете, или в течение короткого периода времени после этого. Ее также называют рабочей памятью.
- Долговременная память. Это сохраняет информацию в течение длительного периода времени. Долговременная память часто делится на явную и неявную долговременную память. Явные долговременные воспоминания — это те, которые мы сознательно формируем и вспоминаем, например, имена и номера телефонов или изучаемую информацию. Эксплицитные воспоминания могут быть эпизодическими или семантическими — формироваться из конкретных эпизодов или событий или общих фактов и информации, которые вы узнаёте с течением времени. Имплицитные воспоминания формируются бессознательно и могут влиять на то, как мы думаем и ведем себя, например, на изучение двигательных навыков, например, как ездить на велосипеде, и на запоминание того, как это делать, даже после того, как мы годами не катались на велосипеде. В долговременной памяти есть также больше связанных с памятью когнитивных навыков, таких как ассоциативная память (способность учиться и/или запоминать что-то, связывая это с чем-то другим) и контекстуальная память (способность запоминать что-то через детали информации). контекст этого воспоминания).
- Сенсорная память. Это позволяет вам вспомнить ощущения после окончания стимуляции, например, вспомнить ощущение прикосновения человека или запах определенного цветка. Мы также можем связать другие воспоминания с сенсорными воспоминаниями, и в этом случае сенсорная память может перейти в кратковременную или долговременную память. Существуют разные виды сенсорной памяти, в том числе иконическая, которая приобретается посредством зрения; эхогенный, то есть слуховой; и тактильный, через прикосновение.
- 3. Логика и рассуждение. Способность рассуждать, формировать концепции, делать выводы на основе доказательств, решать проблемы (в том числе с использованием информации или процедур, которые мы никогда раньше не пробовали) или принимать решение после распознавания закономерности и/или оценки набора предпосылок, определяющих ситуация. Применение логики и рассуждений является базовым когнитивным навыком, который включает в себя способность логически мыслить об абстрактных понятиях (абстрактное мышление) или о фактах и наблюдениях для построения суждения (критическое мышление), иногда принимая во внимание ценности и убеждения (этическое мышление). ) и т. д.
- 4. Визуальная и слуховая обработка. Способность использовать наше зрение и слух, чтобы получать и интерпретировать сообщения и учиться на них.
- 5. Языковая обработка. Способность понимать написанное и сказанное. Язык может быть вербальным и невербальным, но ученые считают, что в любом случае людям гораздо легче приобрести начальные языковые навыки в младенчестве. Исследователи показали, что начальное овладение языком — обучение говорить на родном языке — необходимо делать на раннем этапе. Исследования брошенных или изолированных детей показали, что если язык не осваивается в младенчестве, это не может быть легко восполнено в более позднем возрасте. Однако это не то же самое, что изучение второго языка. В то время как маленькие дети преуспевают в имплицитном изучении языка — обучении посредством слушания и подражания, взрослые могут извлечь выгоду из более развитых навыков и опыта решения проблем и могут использовать эти знания для обработки новой информации, такой как структура нового языка.
- 6. Скорость обработки. Время, необходимое для выполнения умственной задачи — скорость, с которой кто-то понимает и реагирует на информацию и производит реакцию.
- 7. Мышление. Наша способность думать об акте мышления называется метапознанием и связана с улучшением обучения.
- 8. Торможение реакций и регуляция эмоций. Ингибирование реакции — это способность сдерживать естественную, «автоматическую» реакцию. Его можно применить к регулированию эмоций, продвинутому когнитивному навыку, который помогает нам управлять своими эмоциями и оставаться «социально приемлемыми». Стратегии регуляции эмоций обычно можно разделить на три категории: контроль внимания, когнитивная переоценка и модуляция реакции.
Некогнитивные навыки и когнитивные навыки
Некогнитивные навыки относятся к социально-эмоциональным способностям, таким как работа в команде, настойчивость, мотивация, самодисциплина, постановка целей, организация, социальная осведомленность и общие навыки межличностного общения. Как правило, это навыки, связанные с мотивацией, целостностью и межличностным взаимодействием.
Источник: PxHere но на самом деле они могут усилить когнитивные способности до такой степени, что станут фактически зависимыми друг от друга.Некогнитивные навыки, также известные как «мягкие навыки», больше связаны с темпераментом, отношением и личностными чертами человека, но их также нельзя «отделить» от интеллекта.
Когнитивные способности необходимы для нашего функционирования и необходимы для нашего развития и выживания.
Некоторые когнитивные навыки не обязательно необходимы для выживания (например, этическое мышление), но другие определяют нашу способность обрабатывать различные виды поступающей информации одновременно, сохранять ее, учиться на ней и т. д. Из-за этого когнитивные навыки играют важную роль. жизненно важную роль в адаптации и выживании.
Источник: Happy survival/PixabayТолько представьте себе жизнь без возможности обращать внимание на два или более стимула одновременно (разделенное внимание) или без возможности вспомнить основные законы природы, такие как «огонь горит» (что-то сохраненное). в вашей долговременной памяти, вероятно, с самых ранних лет), или не имея возможности узнать что-то новое.
Здоровые люди начинают постепенно развивать свои когнитивные способности в детстве, в период жизни, когда мозг более эластичен и быстро прокладывает новые пути и нейронные сети, что означает, что он обладает большей нейронной пластичностью. Вот почему говорят, что дети учатся быстрее, чем взрослые, или что дети «впитывают информацию, как губка».
Самые популярные
Почему важны вехи когнитивных навыков?
Когнитивное развитие — это развитие когнитивных навыков, включающее развитие мозга. Он включает в себя создание новых нейронных путей, которые представляют собой серию связанных нейронов, которые посылают сигналы из одной части мозга в другую. Хотя у детей и молодых людей мозг особенно быстро растет, новые нервные пути могут образоваться в любое время.
Нейропластичность — это способность мозга изменяться и адаптироваться в результате опыта, создавая новые нервные пути и теряя пути, которые больше не используются.
В течение первых нескольких лет жизни быстро увеличивается количество синапсов, небольших промежутков между нейронами, через которые передаются нервные импульсы. Это приводит к увеличению числа связей между нейронами.
По мере того, как мы стареем и приобретаем новый опыт, одни связи укрепляются, а другие исчезают. Этот процесс известен как синаптическая обрезка, и именно так мозг адаптируется к изменениям. Было продемонстрировано, что отдых, физические упражнения, изучение новых навыков и обогащение окружающей среды некоторыми типами нового опыта могут положительно влиять на нейропластичность мозга.
Нейронные пути и связи также становятся прочнее, чем больше мы практикуем навык. Однако повышенная пластичность детского мозга также означает, что молодым людям обычно легче осваивать новые навыки, чем пожилым людям, потому что у них больше активных нейронов по сравнению со взрослыми.
Источник: ColiN00B/PixabayХотя развитие когнитивных навыков традиционно объясняют с помощью стадий, когнитивное развитие имеет тенденцию быть прогрессивным, а не внезапным, а темпы и формы могут различаться у разных людей в разных областях по разным причинам. Но в целом существуют вехи когнитивных навыков, которых дети должны достичь в определенном возрасте.
Например, по данным Центра по болезням и профилактике США (CDC), двухмесячные дети должны обращать внимание на лица. В четыре месяца они должны начать лепетать, тянуться одной рукой к игрушкам, реагировать на ласку и копировать некоторые движения и мимику. Когда они станут малышами, они должны научиться узнавать свои имена, людей, которые их окружают (чтобы отличать их от незнакомцев), объекты и формы, которые они могут видеть, и т. д.
Источник: PiqselsВехи когнитивных навыков, соответствующие возрасту, важны, поскольку они служат свидетельством когнитивного развития ребенка. Если он или она борется и/или не достигает этих целей, это может быть признаком нарушения развития.
Для вас
Наука
Интересная инженерия освещает различные геологические особенности Марса, в том числе обнаруженные марсоходом НАСА Curiosity во время его 10-летнего путешествия.