Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коллективное бессознательное юнг: Коллективное бессознательное Юнга

Содержание

Коллективное бессознательное Юнга

Общее понятие о коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное является одной из форм проявления бессознательного, единой для всего общества и являющейся продуктом наследуемых структур мозга на генном уровне.

Основным отличие коллективного бессознательного от индивидуального является тот факт, что оно является общим для всех представителей человечества и не зависит от имеющегося у человека индивидуального опыта, полученного в процессе его жизнедеятельности. Оно представляет собой своеобразный «общий знаменатель» для различных людей.

Еще одним отличием является то, что коллективное бессознательное основывается не на индивидуальном опыте личности, а на опыте, накопленном в процессе существования общества в целом начиная с момента его возникновения и до современного этапа его развития.

Определение 1

Карл Юнг обозначил коллективное бессознательное как глубокий слой личности человека, включающий в себя не только прямые значения явлений и объектов, воспринимаемых человеком, но и скрытые слои, смысли и содержания, которые раскрываются именно на бессознательном уровне.

В процессе формирования основных положений теории о коллективном бессознательном Карл Юнг подверг глубокому анализу понятие символа. В процессе анализа религиозных символов он пришел к выводу о том, что они по своей сути выполняют охранительную функцию и их отсутствие в жизни человека может привести к потере психической энергии и непредсказуемым последствиям.

Согласно концепции Юнга, индивидуальное бессознательное является частью более глубокого и обширного «коллективного бессознательного», которое выступает в роли общей памяти всего человечества, которая хранится в человеческой душе и глубинах его сознания. Также ученые выдвинул идею о существовании определенных архетипов или как он еще говорил, общечеловеческих прообразов, которые являются содержанием коллективного бессознательного.

Характеристика коллективного бессознательного по Карлу Юнгу

Определение 2

Коллективное бессознательное это одно из понятий аналитической психологии, сформулированное Карлом Юнгом и обозначающее совокупность универсальных и неосознаваемых психических структур, которые наследуются человеком на генетическом уровне. Данные структуры передаются из поколения в поколение как концентрат психического бытия, которое включает в себя полученный предыдущими поколениями психический опыт.

В соответствии с теорией Юнга основным содержание коллективного бессознательного являются архетипы и инстинкты. Он утверждал, что коллективное бессознательное является идентичным у всех людей и направлено на образование всеобщего основания душевной жизни каждого, являясь по своей природе сверхличным.

Данный слой человеческой психики теснейшим образом связан с инстинктами человека, которые являются наследуемыми факторами. Исходя из содержания своей теории Юнг считал, что основной задачей психотерапии является процесс восстановления нарушенных связей между разными уровнями и системами психики человека.

В рамках обоснования теории о коллективном бессознательном Карл Юнг разработал типологию характера человека, основой которой выступало выделение преобладающей психической функции человека: мышления, ощущений, интуиции или чувств.

Исследовав широчайший круг проблем и вопросов, начиная от мифов и обрядов и заканчивая религией и астрологией Юнг пришел к выводу о том, что церковь может являться источником психологического кризиса западной цивилизации в связи с ее строгими взглядами и существующими запретами на принятие реальных фактов общественной жизни как в прошлом, так и в настоящем времени. Именно это по мнению ученого послужило толчком к широкому распространению атеизма в тот момент времени.

Несмотря на эти выводы Юнг в тоже время считал, что эта тенденция может являться новой эпохой в эволюции культуры Запада.

По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, который обитает внутри каждого человека, и соответственно в коллективном бессознательном. Следовательно, если человек перестает верить в данный символ, он сталкивается с Богом лицом к лицу. Таким образом у человечества появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира.

Ученый уделял большое внимание разработке уникальной концепции личности, согласно которой основное содержание психической жизни человека является стремление личности к наиболее полной реализации собственных возможностей и существующего потенциала.

Человеческое «Я» согласно учению Юнга, не является центром психики человека, в связи с тем, что сознание оторвано от бессознательного, по мнению ученого, необходимо осуществление процесса амплификации.

Определение 3

Амплификация – процесс расширения сознания, которое имеет способность постигать собственные глубинные процессы и основания.

Ученый считал, что основой культуры, как источника развития коллективного бессознательного, выступает прогресс символообразования. Процесс развития культуры в свою очередь выступает как подавление инстинктивной природы человека, что приводит к возникновению универсальных человеческих неврозов, который значительно осложняется по мере развития прогресса культуры и деградации окружающей среды.

Еще одним фактором, влияющим на развитие коллективного бессознательного человека, является процесс индустриальной революции, которая еще больше отдаляет человека от бессознательного и общения с природой. Эти процессы приводят к возникновению коллективных иррациональных сил, психической инфляции, обезличиванию и атомизации людей.

В результате по мнению Карла Юнга, опасность развития массовых психозов значительно возрастает. Основным средством борьбы с данными процессами ученый считал демократию, выступающую в качестве особой формы организации общественной жизни и гуманистического изменения жизненных ориентаций индивидов.

Коллективное бессознательное (по Юнгу): примеры

Коллективное бессознательное — элемент психоанализа, открытый Карлом Юнгом. Проще говоря, это часть подсознания, состоящая из жизненного опыта предыдущих поколений. По мнению Юнга, она оказывает сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Так ли это на самом деле? Действительно ли жизнь наших предков влияет на нас?

Содержание

  • Что такое коллективное бессознательное
  • История открытия понятия
  • Характеристики коллективного бессознательного
  • Архетипы коллективного бессознательного
  • Примеры коллективного бессознательного
  • Проблема и критика
  • Заключение

Что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

Сам Юнг описывал это понятие так: «Коллективное бессознательное — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга». В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех живших и живущих на планете людей, независимо от их жизненного опыта или истории. По сути, это некий общий знаменатель, объединяющий кардинально отличающихся друг от друга людей.

По словам ученого, коллективное бессознательное представляет собой информацию психического мира, накопленную за тысячелетия, на протяжении которых существует человечество. Индивидуальное же бессознательное — это информация психического мира конкретного человека.

История открытия понятия

Как сказано выше, автор идеи коллективного бессознательного — Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик. Он был самым известным и вместе с тем самым противоречивым учеником Зигмунда Фрейда. Его теория такая же противоречивая, но оттого не менее интересная.

Первое упоминание учения о коллективном бессознательном было в 1916 году в статье Юнга «Структура бессознательного». Речь в ней шла об исследованиях Фрейдом сновидений. В них он обнаружил некоторые элементы, которые 100% не были частью индивидуального бессознательного, но напоминали о коллективной природе человека. Эти самые элементы были названы профантазиями, архаическими остатками. Также Фрейд говорил о них как об унаследованных психических предрасположениях, архаическом наследии прошлого и унаследованных схемах.

В одной из своих работ Фрейд сказал, что душевная жизнь человека во многом зависит не только от того, что пережил лично он. На нее оказывают влияние усвоенные при рождении элементы, наследие общества.

Характеристики коллективного бессознательного

В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:

  1. Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
  2. В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
  3. Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
  5. Имеет мифологические элементы.
  6. Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
  7. Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.

И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.

Архетипы коллективного бессознательного

По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  1. хаос — стремление воевать;
  2. порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;
  3. гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.

Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  1. Анима, Анимус — женское и мужское начало.
  2. Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;
  3. Герой — активизируется в опасных ситуациях.
  4. Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.
  5. Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.

Примеры коллективного бессознательного

В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:

  1. Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.
  2. Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос.
    Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.

Наверняка вы встречали и то, и другое проявление коллективного бессознательного в своей жизни.

Проблема и критика

Главная проблема теории Юнга — использование биологических, а иногда даже и мистических объяснений человеческого бытия. Религия и мифы всегда казались ему чем-то, что тесно связано с человеческой психикой, тем, что является частью коллективного бессознательного.

Возможно, именно из-за этого теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не что иное, как попытка оправдать асоциальное поведение.

Есть и другая причина, почему коллективное бессознательное не пользуется популярностью — эту теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В нее можно только верить.

Заключение

Стоит ли говорить, что человеческая психика многогранна? Уже давно ученые разделили ее на несколько составляющих, одна из которых — коллективное бессознательное. Сложно сказать, действительно ли оно оказывает влияние на наше поведение и жизнь в целом. Известно лишь одно — опыт человечества в той или иной мере отражается на сознании каждого из нас.

Карл Юнг и концепция коллективного сознания

Стивен Гимбел, доктор философии, Геттисбергский колледж

В 20

-м веке было разрушено наше представление о себе как о людях. Мы были не разделительной линией Великой Цепи Бытия, а не чем иным, как продуктом наших детских травм, предложенным трехчастной теорией разума Зигмунда Фрейда.

Согласно Фрейду, подсознание человека формируется через его отношения с определенными людьми в его жизни. Он также считал, что организованная религия, подобно государству и культуре, работает как коллективное суперэго, которое контролирует и подавляет человеческое стремление быть собой.

Это понятие коллективного суперэго было расширено Карлом Густавом Юнгом. Понятие коллективного сознания было выдвинуто Карлом Густавом Юнгом (Изображение: Lightspring/Shutterstock)

Теории Юнга о коллективном бессознательном

Карл Юнг был лучшим учеником и ближайшим учеником Фрейда, продолжившим психоаналитическое движение Фрейда. Юнг не соглашался с Фрейдом в отношении понятия организованной религии. Он считал религиозный импульс естественной и универсальной частью человеческого сознания. Его вера в универсальное сознание была центральным различием между ним и Фрейдом, которое навсегда разделяло их.

Зигмунд Фрейд не принимал концепцию коллективного бессознательного. (Изображение: Max Halberstadt/Public domain)

В то время как Фрейд не терпел никаких идей, противоречащих его, Юнг придерживался других взглядов. Он соглашался с Фрейдом в отношении подсознания как хранилища первичных желаний. Он также верил в концепцию Фрейда о том, что многие формы неврозов являются результатом конфликтов между сознательным и бессознательным. Но он считал, что Фрейд не принял во внимание то, что он называл «коллективным сознанием» как расширение Оно. Человеческое подсознание является хранилищем не только личных переживаний и воспоминаний, но и всего человечества. Все люди имеют общее подсознание, в котором хранятся воспоминания обо всех людях, живых и мертвых.

Согласно Юнгу, мы храним воспоминания о наших предках в нашем подсознании. Мы используем это коллективное бессознательное, чтобы придать миру структуру и смысл.

Это стенограмма из серии видеороликов «Переосмысление реальности: интеллектуальные последствия современной науки». Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.

Что такое юнгианские архетипы?

Юнг наблюдал аналогичные закономерности в образах, персонажах и событиях, повторяющихся в мифах, религиях и культурных верованиях. Эти сообщества и общества вряд ли были в контакте друг с другом, но в их центральных историях фигурировали одни и те же элементы с одинаковыми ролями.

Юнг называет эти центральные элементы архетипами. Также он называл синхронистичностью повторные появления этих архетипов в культурах, изолированных друг от друга.

Карл Юнг обнаружил закономерности среди культур и обществ и назвал их архетипами. Мы получаем набор расплывчатых паттернов или архетипов. Наш разум интерпретирует мир и события, используя эти архетипы, и придает миру смысл.

Различия, которые мы видим в специфических чертах каждой культуры, связаны с тем, что каждая культура применяет эти общие архетипы на основе своих географических и исторических особенностей. Но центральные ценности необычайно общие, настолько, что мы не можем поверить, что эти культуры независимы друг от друга.

Согласно Юнгу, эти закономерности видны как в человеческом уме, так и во всем мире. Он называет их коллективными бессознательными ноуменами.

Узнайте больше о мудрости толпы.

Ноумены и феномены

Ноумены были выделены из феноменов Иммануилом Кантом в 18 веке. Согласно этому немецкому философу, феномены — это опыт вещи человеком, а ноумены — реальная вещь.

Например, когда мы смотрим на ручку, мы получаем ее изображение и думаем, что знаем что-то о ручке. Но образ не имеет физического проявления; это только в нашем уме. Нет никакого способа узнать, что то, что находится в уме, похоже на реальную вещь, создающую этот образ. Действительно ли он имеет те же функции, или мы просто думаем, что функции одинаковы? Согласно Канту, метафизика бесполезна, поскольку мы имеем доступ только к явлениям. Мы никогда не можем выйти за пределы нашего разума. Поэтому мы не можем быть уверены в реальности.

Но у Юнга была другая идея. Для него коллективное бессознательное связывает разум с миром. Мы можем добраться до реальности через коллективное бессознательное, с которым связаны все человеческие виды. Юнг утверждал, что существуют любопытные совпадения, которые невозможно объяснить, пока они не являются полностью случайными. Они не могут происходить случайно и должны иметь какое-то объяснение. Мы воспринимаем их как сигналы, посланные нам Вселенной. Юнг считал, что эти синхронности показывают, что это коллективное бессознательное связывает нас.

Другое сходство между идеями Фрейда и Юнга заключается в том, что они оба изучают людей не в вакууме, а в отношении к другим существам. Для Фрейда отношения между отцом и ребенком определяют характер человеческого разума и поведения.

Последний шаг Юнга состоит в том, что он отвергает объект как индивидуальность и рассматривает его как единое целое. Объект не имеет значения сам по себе; это просто модус более широкой коллективной реальности.

Узнайте больше о том, откуда берутся характеры людей?

Общие вопросы о Карле Юнге и концепции коллективного сознания

В: Что такое теория Карла Юнга?

Теория Карла Юнга — это коллективное бессознательное. Он считал, что люди связаны друг с другом и со своими предками через общий набор переживаний. Мы используем это коллективное сознание, чтобы придать смысл миру.

В: В чем разошлись мнения Фрейда и Юнга?

Фрейд и Юнг расходились во мнениях по некоторым ключевым аспектам. Например, Юнг считал религию естественной частью человеческого сознания, а Фрейд рассматривал религию как форму коллективного невроза. Кроме того, Юнг верил в коллективное сознание, которое постоянно разделяло их.

В: Какое определение архетипа лучше всего?

Согласно Юнгу, архетипы — это сходные образы, характеры и события, которые повторяются в мифах, религиях и культурных верованиях разных сообществ, которые вряд ли были в контакте друг с другом.

В: Что такое синхронизмы?

Юнг рассматривает синхронистичности как повторяющиеся появления архетипов. Поскольку эти явления наблюдаются в изолированных культурах без связи между ними, Юнг заключает, что люди связаны через коллективное бессознательное.

Продолжайте читать


Что делает нас людьми — выявление универсального набора эмоций
Нейротизм: объяснение пяти основных типов личности
Эволюция и психология: взаимоотношение

Объяснение коллективного бессознательного Юнга — живая философия

Перейти к содержанию

Некоторые темы остаются запретными для науки. Когда Жорж Лемэтр впервые предложил теорию Большого взрыва в 1920-х годах, среди многих представителей физического сообщества, включая Альберта Эйнштейна, возникла серьезная негативная реакция, которая обвинила этих физиков в том, что они привнесли в науку религиозную концепцию. Выдающийся британский астроном Фред Хойл, отрицавший теорию Большого взрыва до своей смерти в 2001 году, утверждал:

«Причина, по которой ученым нравится «большой взрыв», заключается в том, что они затмеваются Книгой Бытия. Глубоко в душе большинства ученых заложена вера в первую страницу Книги Бытия».

Такой комментарий кажется нам сейчас смешным, учитывая широкое признание теории Большого Взрыва. Но это выдает первобытный страх, что океан иррациональности все еще может поглотить крошечный остров разума, называемый наукой. Наука все еще находится в своем мятежном отрочестве, и ей следует опасаться возвращения в свое детское состояние послушания.

Любое направление расследования, слишком близкое к религии или оккультизму, вызывает немедленное подозрение. Карл Юнг был мыслителем, который следовал за своей полярной звездой, не обращая внимания на опасность быть названным еретиком. Как и многие подобные умы, Юнг — мыслитель с разногласиями. Для одних он аналитический гений, для других — добросовестный мистик, а для третьих — еще и шарлатан.

В своих работах Юнг постоянно называет себя эмпириком и подчеркивает важность обоснования своей работы эмпирической наукой. Но из-за его исследований в области психологии таких, казалось бы, причудливых тем, как мифы, сны и алхимия, он в конечном итоге оказался между столбом и столбом. Табуированная природа таких тем привела к тому, что его работу игнорировали или просто отвергали.

В своих неосторожных исследованиях граней между научным и религиозным мировоззрениями Юнг бросил вызов удобной категоризации, и самым простым решением было игнорировать его. Взрывная работа Фрейда давала культуре в то время более чем достаточно для разжевывания без дальнейшего усложнения Юнгом.

Коллективное бессознательное — его самый непонятый вклад. Она обладает редким престижем теории, которую неправильно понимают не только ее противники, но довольно часто и ее сторонники. Во время поиска для этой статьи я быстро поискал термин в Reddit, и первые результаты (за пределами сабреддита r/Jung) оказались очень показательными.

Тема №1 IsItBullshit: Коллективное бессознательное

Первая тема, на которую я наткнулся, была на r/IsItBullshit. ОП хотел провести соломенный опрос о том, считают ли люди теорию коллективного бессознательного Юнга подлинной статьей или коровьей лепешкой. Это был главный комментарий:

Люди ведут себя по-разному в группах, такие вещи, как групповая поляризация (группы часто принимают более радикальные решения, чем отдельные люди) или групповое мышление (все члены группы придерживаются своих взглядов) хорошо задокументированы. Люди в группах также более восприимчивы к общим предубеждениям и эвристикам. Тем не менее, 9Концепция 0020 коллективного мозга , предложенная в психоанализе, на самом деле не считается истинной.

Thread #2 Является ли теория коллективного бессознательного Карла Юнга технически метафизическим утверждением?

Эта вторая тема была немного более точной, но все же в первых нескольких комментариях было следующее:

Да. Он основан на теории сознания, родственной форме панпсихизма. Это метафизично для меня.

Именно эта порода интерпретаций привела к тому, что ученые почти повсеместно игнорировали работу Юнга. Еще когда они были друзьями и коллегами, Фрейд боялся, что оккультные интересы Юнга дискредитируют психоаналитическое движение, которое все еще пыталось встать на ноги как наука. Фрейд писал Юнгу в письме того времени

Я знаю, что ваши глубочайшие наклонности толкают вас к изучению оккультизма, и не сомневаюсь, что вы вернетесь с богатым грузом. Этого не остановить, и для человека всегда правильно следовать велениям своих собственных импульсов. Репутация, которую вы завоевали своей «Слабоумием» [классическое резюме Юнга и объединение литературы по шизофрении, опубликованное в 1907 году], еще некоторое время будет противостоять обвинению в «мистике». Только не задерживайтесь от нас в этих пышных тропических колониях, надо править дома. . . С сердечными приветствиями и надеждой, что на этот раз вы напишете мне снова через более короткий промежуток времени.

Любопытство Юнга к маргиналам — причина, по которой ученые даже сегодня предостерегают своих коллег и студентов от упоминания его имени в академическом контексте. Само его имя может быть подвергнуто остракизму.

Однако в случае с коллективным бессознательным эта репутация не соответствует действительности. Полное игнорирование коллективного бессознательного как недоработанной теории паранормального коллективного разума — полное недоразумение.

Истина о коллективном бессознательном и более прямолинейна, и более захватывающая, чем это утверждение панпсихизма может заставить вас поверить. Это мост между сказками, инстинктами и древней историей.

Структура психики:

Психику можно представить как айсберг. Часть над поверхностью открыта для воздуха и с ней легко ознакомиться. Но это только совет. Большая часть айсберга находится под поверхностью, скрытая под водой.

Видимая часть айсберга аналогична сознанию. На протяжении большей части истории человечества это была цельность разума, но 19 -й век все изменил. На рубеже 20-го века взошла звезда Фрейда, популяризировавшего концепцию бессознательного (или, как многие его называют, — подсознания).

Бессознательное — это название, которое мы даем тем частям разума, которые находятся за пределами сознания. По аналогии с айсбергом бессознательное — это большой кусок, скрывающийся под поверхностью воды.

Для Фрейда это содержало все импульсы, идеи и желания, которые человек подавляет. Причина этих репрессий в том, что они противоречат табу и нравам общества. Бессознательное — это болото призрачных, животных побуждений личности, которые каждый человек закапывает, чтобы интегрироваться в общественное общество.

Содержимое этого болота остается активным в бессознательном, и именно это содержимое вызывает неврозы и другие явления, такие как забывчивость и оговорки. Фрейд назвал эти совершенно бессознательные низшие импульсы Ид (что в переводе с латыни означает «оно»).

Юнг последовал за Фрейдом до этого момента, но пошел дальше. Юнг считал, что в бессознательном есть нечто большее, чем наши сомнительные представления. Это была не просто свалка антиобщественных побуждений, а целый мир сам по себе. Этот мир был родиной всех мифов, богов и магии. Глубины айсберга были намного глубже и гораздо более странными, чем представлял себе даже Фрейд.

Что такое коллективное бессознательное

Традиционный психоанализ говорит, что разум состоит из двух слоев: сознательного и бессознательного. Вклад Юнга заключался в том, чтобы выделить в бессознательном отдельные слои: личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Личное бессознательное является домом для всех людей, вещей и мест, с которыми мы сталкивались в своей жизни. Все наши личные переживания существуют на этом уровне. Это наши личные мать и отец, наши друзья, а также вещи и места, с которыми мы сталкивались в своей жизни.

Коллективное бессознательное намного глубже личного. Этот слой содержит накопленный исторический, коллективный опыт человечества. Однако это не мистический коллективный разум, а психология инстинктов человечества. Это общий , а не коллективный разум.

Аналогия этого неправильного толкования может быть следующей: биологи утверждают, что у людей есть коллективное тело. С биологической точки зрения это означает, что люди во всем мире работают по одному и тому же плану. Мы рождаемся с четырьмя конечностями, противопоставленными большими пальцами и огромным мозгом. Аналогичным неверным толкованием может быть что-то вроде: «биологи утверждают, что все люди имеют одинаковое тело», то есть у всего человеческого вида есть только четыре конечности, два противопоставленных больших пальца и один слишком большой мозг. Это совсем другое утверждение. Человеческое тело⁠ — как и коллективное бессознательное⁠ — общее, не коммуналка.

Биология и психология человека

Итак, коллективное бессознательное — это часть разума, с которым мы все рождаемся. Но каково содержание этого коллективного аспекта ума? Содержание коллективного бессознательного относится к общему опыту человечества. Они являются психическим компонентом инстинктов.

Что мы подразумеваем под умственным компонентом? Что ж, все в человеческом опыте имеет ментальную и физическую составляющую. Допустим, вы пролили немного кипятка на руку. Если бы вы присмотрелись достаточно внимательно, то увидели бы, что нервные окончания на вашей руке активируются и посылают сообщение обратно по нервной системе к мозгу. Это физическая сторона уравнения.

Боль — это ментальная сторона уравнения; вы чувствуете боль в руке, где вас ударила вода. Физический компонент⁠ (возбуждение нервов) и психический компонент (боль) — две стороны одного и того же опыта.

Теперь давайте рассмотрим более сложный пример ребенка, вступающего в подростковый возраст. Этот переход к взрослой жизни также имеет физические и психические компоненты.

С физической стороны можно было наблюдать значительные физиологические преобразования, изменяющие форму тела. Или на более глубоком уровне вы можете наблюдать, как их гормоны выходят из-под контроля.

Что касается ментальной стороны, то все тревоги, беспокойства и перепады настроения сопровождают подростковый возраст. Есть новые способы думать и чувствовать о своих сверстниках, о противоположном поле, о музыке, об авторитете и обо всем остальном в мире. Они трансформируются таким образом, который нельзя удовлетворительно объяснить, исследуя физическую составляющую.

Эта подростковая трансформация — прекрасный пример инстинктивной трансформации. Подростковый возраст не наступает тогда, когда его выбирает ребенок. Это не переключатель, который включают родители. Существует инстинктивный уровень за пределами сознания или культуры, который инициирует эту трансформацию.

Этот глубокий биологический уровень превосходит культуру. Биологии все равно, являетесь ли вы американцем 21 -го -го века или бедуином 5 -го -го века; в любом случае вам придется пройти через горнило подросткового возраста.

На этом биологическом уровне мы сталкиваемся с коллективным бессознательным. Личное бессознательное вращается вокруг нашей личной борьбы и нашего личного контекста. Но некоторые вещи общечеловеческие: все мы когда-то были детьми, все мы становимся взрослыми и в конце концов все умрем. Это вечные факты человеческой жизни, которые несут с собой предсказуемые психологические и физиологические изменения.

Коллективное бессознательное — это слой разума, связанный с этими вечными аспектами человеческого бытия. Он не более мистичен, чем только что вылупившаяся черепаха, летящая прямиком к морю.

Содержание коллективного бессознательного

До сих пор мы описывали коллективное бессознательное в общих чертах. Это ментальная составляющая инстинктов. Этот инстинктивный слой лежит глубже, чем культурное и эмпирически обусловленное сознательное и личное бессознательное. Она вечна, как вечна форма человеческого тела⁠ — она выходит за рамки культурного контекста. Но каково действительное содержание коллективного бессознательного?

Это вопрос, которому Юнг посвятил свою жизнь. Работа всей его жизни была исследованием коллективного бессознательного⁠ — его природы и того, как оно проявляется в психологии человека.

Когда этот слой активен, его содержимое начинает пузыриться из этого подземного мира психики. Эти содержания — возникают ли они у американского подростка 21

-го -го века или у римской матроны две тысячи лет назад — больше похожи друг на друга, чем на содержание сознания или личного бессознательного.

Именно из этого коллективного бессознательного возникли боги, великие герои и сопутствующие им мифы и сказки. Это сверхзаряженное содержимое коллективного бессознательного всплывает и взаимодействует с остальной частью разума. Эта мощная доза первичной энергии действует как катализатор изменения психики человека. Это высвобождает ресурсы, необходимые для решения непреодолимой проблемы, стоящей перед ними.

В такие моменты вы можете обнаружить, что просыпаетесь посреди ночи, весь в поту, и ваше сердце все еще колотится от страха, пока вы убеждаете себя, что вы не попали в ловушку в лабиринте, сражаясь с гигантской змеей.

Содержимое коллективного бессознательного может не совпадать с тем, с чем вы сталкивались в своей личной жизни, но оно содержит темы, которые повторяются в древних мифах со всего мира и во времени. Исследование Юнгом этого коллективного бессознательного привело его к «роскошным тропическим колониям» религии, мифологии и алхимии.

Для Юнга это экзотическое содержание соответствовало активации инстинктов. В поворотные моменты нашей жизни что-то пробуждается глубоко внутри нас. Это энергии трансформации, за которыми стоит вся мощь четырех миллиардов лет эволюционного совершенствования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *