Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коммуникативность и коммуникабельность отличия: Коммуникабельность и коммуникативность разница — Отношения

Содержание

Что такое коммуникабельность – основные типы, модели, проблемы, как развить, подходящие упражнения и книги

Бывает, смотришь на человека – и умен, и симпатичен, а не может похвастаться особыми успехами в карьере или общественным признанием. При более близком знакомстве становится ясно, что ему просто недостает навыков общения, то есть не помешало бы узнать, что такое коммуникабельность. Узнаем и мы об этой суперспособности чуть больше.

Коммуникабельность – что это?

В процессе поиска работы каждый из нас сталкивался с таким требованием к кандидату, как развитая коммуникабельность – это что значит? Каждый второй работодатель ждет этого от соискателя. Все очень просто: быть коммуникабельным – означает уметь находить общий язык с любым человеком, независимо от его статуса, настроения, пола и возраста. Не путайте с излишней болтливостью, ведь способность к непринужденному общению и установлению социальных связей требует определенного уровня интеллекта, чувствительности к эмоциям собеседника и личного очарования.

Признаки коммуникабельности

Обаятельный и коммуникабельный человек виден издалека: он выделяется в любой компании, да и сам по себе нет-нет да и притягивает взгляд. Что же отличает его от других:

  1. Открытость и харизма. Такие люди запросто завязывают разговор даже с незнакомцами, не стесняются быть инициаторами общения. Завораживающая манера их общения никого не оставит равнодушным.
  2. Широкий кругозор и уверенность в себе. Чтобы поддерживать беседы на любые темы с людьми разных возрастов, нужно быть любознательным, уделять время саморазвитию и уверенно использовать свой интеллект.
  3. Адаптивность и умение слушать. Такое качество личности, как адаптивность, позволяет подстроиться под текущее настроение собеседника и окружающий контекст с тем, чтобы задать беседе нужный тон и получить от нее желаемый результат. Вовремя замолчать и дать высказаться оппоненту – тоже крайне важный навык.

Для чего нужна коммуникабельность?

Человек является частью социума, ниточкой в бесконечной паутине контактов, и общение с людьми – такая же неотъемлемая часть нашей повседневности, как мытье рук или обед. Вместе с тем, качество этого общения и характер установленных связей играют огромную роль в становлении отдельной личности. Удачно завязанные деловые знакомства способствуют продвижению по карьерной лестнице. Умение находить общий язык с кем угодно придает уверенности в путешествиях и помогает находить интересных друзей. Правильно подобранные слова открывают любые двери и удивительные возможности.

Коммуникативность и коммуникабельность – отличия

Такие понятия, как коммуникативность и коммуникабельность часто путают, ведь оба они касаются межличностного общения. Однако считать их синонимами неправильно, потому что их значения сильно отличаются. Коммуникативность – это способность оформить мысль, эмоцию или чувство в понятные слова и воспроизвести их, и кроме того – воспринять и осознать чужие слова, уловив вложенные в них смыслы. То есть, этот термин обозначает некую дешифровочную функцию, которую учится выполнять человеческий мозг с детства, но которой можно обучить и технические средства.

Развитие коммуникабельности же, предполагает не только умение выполнять коммуникативные функции, но и делать это эффективно, так, чтобы в процессе устанавливались крепкие социальные связи и достигались определенные цели общения. Коммуникабельным может быть только человек, развить ее у искусственных механизмов пока не представляется возможным.

Плюсы коммуникабельности

Умение живо, непринужденно вести разговор выгодно выделяет человека в любой компании, на вечеринках и даже в рабочей среде. Люди же замкнутые и молчаливые – напротив, малозаметны и никому не запоминаются. Из-за этого общительность смело можно рассматривать, как неоспоримое преимущество, которое имеет массу плюсов:

  1. Коммуникабельные люди легче и счастливее устраивают свою личную жизнь, потому что смело знакомятся, с удовольствием узнают окружающих ближе и лучше понимают, как строить отношения.
  2. Людей приятных и общительных, которые знают, что такое коммуникабельность, охотнее берут на работу, а умение поддерживать позитивный климат в коллективе и грамотно доносить свои мысли – характеристики по-настоящему ценных сотрудников, которым достается и повышение по службе, и материальное вознаграждение.
  3. Коммуникабельность – это ключ к активной общественной жизни, а чувство принадлежности к социуму во многом влияет на самоидентификацию и личностную целостность.

Типы коммуникативных навыков

Мастерство общения не является врожденным, оно приобретается и развивается нами по мере взросления. В зависимости от уровня его развития и от функции, которую преследует общение, выделяют три типа коммуникативных навыков:

  1. Информационно-коммуникативные. Это первичные навыки, благодаря которым возможно взаимодействие с окружающими. Они включают в себя умения: соблюдать общепринятые правила вежливости, озвучивать просьбы, адекватно формулировать свои и воспринимать чужие мысли.
  2. Регуляционно-коммуникативные. Такие навыки позволяют коллективное взаимодействие. Ими являются: умение руководить и ставить задачи, формулировать проблемы и совместно находить их решение, прислушиваться к советам, выражать одобрение и неодобрение.
  3. Аффективно-коммуникативные.
    Лежат в эмоциональной плоскости. Обладающий этими навыками общительный человек эмпатичен, восприимчив к чужим чувствам и способен понимать чужие и озвучивать свои эмоции.

Модели коммуникабельности

Разные характеры, воспитание, типы темпераментов – из-за всех этих особенностей каждый человек проявляет общительность по-своему. Исходя из общих сходств, психологи выделили несколько основных моделей коммуникабельности:

  1. Доминантную. Это шумная, почти агрессивная манера коммуникации, которая имеет целью продемонстрировать свое превосходство в любых ситуациях и коллективах.
  2. Интровертную. Такая способность к общению выглядит очень неуверенной, для нее характерны приглушенность голоса и чрезмерная уступчивость.
  3. Ригидную. Коммуникация такой модели отличается заметной неторопливостью, тщательным подбором слов и долгими паузами.
  4. Мобильную. В противовес предыдущей манере общения, мобильный характер коммуникации нетерпелив, характеризуется быстротой внедрения в беседу со скорой потерей к ней интереса.

Проблемы с коммуникабельностью

Недостаточно развитое умение находить общий язык в большинстве случаев является следствием неуверенности в себе. Страх сказать что-то не то, быть не понятым и не принятым, вызвать насмешки – все это тормозит коммуникабельность. Вместе с тем, люди самодостаточные мало зависят от мнения или оценок окружающих и смело несут в массы свое обаяние, а оконфузившись – весело посмеются над ситуацией вместе со всеми, не изменив своей самооценки.

Коммуникабельность детей

Что такое детская коммуникабельность, генерируемая маленьким любознательным мозгом, знает каждый родитель. Бесконечные вопросы, жажда внимания – такой период переживали все в раннем детстве. Важно научить ребенка проявлять эту общительность не только по отношению к родне, но и не бояться социального взаимодействия вне дома. Чем раньше получится овладеть искусством коммуникации, тем легче маленькому человеку дастся становление полноценной зрелой личностью.

Правильнее всего развивать детские коммуникативные навыки, обучая общению на своем примере: пусть ребенок посещает мероприятия вместе с вами, наблюдает за манерой общения и перенимает ее. Поощряйте его инициативу в знакомствах на детской площадке, мягко подталкивайте его к взаимодействию. Что самое важное – обеспечьте ему развитие здоровой самооценки, которая послужит устойчивым внутренним стержнем уверенности в себе, такой необходимой для высокой коммуникабельности.

Как развить коммуникабельность?

Все советы о том, как повысить коммуникабельность, сводятся к одному простому правилу: постарайтесь не избегать общения. Любое умение оттачивается опытом, поэтому посещайте людные мероприятия, заводите разговоры, будьте искренними и получайте удовольствие от коммуникации, улучшайте навык на практике, отшлифуйте его упражнениями, и читайте книги, расширяя кругозор.

Упражнения на развитие коммуникабельности

Очень позитивно на развитие коммуникативных навыков влияют индивидуальные или групповые упражнения в игровой форме, например:

  1. «Выступление перед зеркалом». Поставьте перед собой зеркало, выберите любую идею, что пришла в голову, и вслух развивайте ее самому себе. Так вы тренируетесь связно доносить мысли и можете понаблюдать за своей манерой разговора, скорректировать мимику и жесты.
  2. «Чтение лекции». Это упражнение лучше практиковать в паре: по очереди с партнером выбираете любой предмет и максимально полно описываете друг другу его внешний вид, историю и предназначение.
  3. «Продолжи тему». Находясь в компании около 4-5-ти человек, вместе создайте целую историю: кто-нибудь начинает повествование на любую тему, и по команде ведущего его должен продолжить следующий участник. Этим тренируется способность разговаривать о чем угодно.

Книги для развития коммуникабельности

Учиться можно и нужно не только на своем опыте, но и прислушиваясь к полезным советам, которых в избытке в хороших книгах. Вот некоторые из тех, что помогут повысить уровень коммуникабельности:

  1. «Психология влияния» Р. Чалдини. В этой книге собраны советы американского психолога по тренировке умения убеждать и влиять своими словами на поведение окружающих. Также он делится знаниями о том, как распознавать и не поддаваться манипуляциям.
  2. «Язык телодвижений» А. и Б. Пиз. Эта книга даст ответ, на вопрос, что такое невербальная коммуникабельность, научит улавливать и расшифровывать неосознанные сигналы тела собеседника.
  3. «TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям» К. Андерсон. Основанная на анализе поведения самых интересных спикеров, книга расскажет, как подготовить и провести захватывающее публичное выступление. Немало советов из нее применимы и к повседневному общению.

 

Что такое коммуникабельность – основные типы, модели, проблемы, как развить, подходящие упражнения и книги

Бывает, смотришь на человека – и умен, и симпатичен, а не может похвастаться особыми успехами в карьере или общественным признанием. При более близком знакомстве становится ясно, что ему просто недостает навыков общения, то есть не помешало бы узнать, что такое коммуникабельность. Узнаем и мы об этой суперспособности чуть больше.

Коммуникабельность – что это?

В процессе поиска работы каждый из нас сталкивался с таким требованием к кандидату, как развитая коммуникабельность – это что значит? Каждый второй работодатель ждет этого от соискателя. Все очень просто: быть коммуникабельным – означает уметь находить общий язык с любым человеком, независимо от его статуса, настроения, пола и возраста. Не путайте с излишней болтливостью, ведь способность к непринужденному общению и установлению социальных связей требует определенного уровня интеллекта, чувствительности к эмоциям собеседника и личного очарования.

Виды

В зависимости от способа применения людьми своего коммуникативного потенциала специалисты определяют уровни коммуникабельности.

Например, индивид, предпочитающий промолчать и не высказать открыто своё мнение, относится к малообщительным личностям. Такой субъект периодически сталкивается с проблемами в трудовой деятельности и личной жизни.

В социальной психологии выделяют основные типы коммуникабельности людей.

  • Доминантный вид отличается напористостью и жёсткостью. Человек, обладающий таким типом, стремится завладеть инициативой в беседе. Он не любит, чтобы его перебивали. Уже в первые минуты разговора слушатель ощущает, что собеседник своим присутствием заполнил всё имеющееся пространство.
  • Мобильный тип славится высокой коммуникабельностью, скоростью речи и большим разнообразием мимических движений. Людям этого вида легко завязать разговор. В то же время они могут быстро потерять к нему интерес. В деловой сфере такое качество может приводить к снижению эффективности речевой коммуникации. Для бытового общения данный тип подходит блестяще.
  • Ригидный вид характеризуется наличием больших затруднений при вступлении в беседу. Личностям этого типа нелегко заводить новые знакомства. После прохождения начального этапа процесса общения такой человек нередко становится интересным и приятным собеседником. Он рассудителен и чётко формулирует свою позицию. Его речь логична и ясна. Этот вид коммуникабельности великолепно подходит для плодотворного делового общения.
  • Интровертный тип склонен к одиночеству. Ему свойственны скромность и молчаливость. Человека сложно вывести на откровенный разговор. Он не стремится владеть инициативой и готов с лёгкостью отдать её. Резкие, грубые высказывания могут выбить интроверта из колеи. Присутствие незнакомых лиц вызывает скованность.

Интроверт нуждается в одобрительных этикетных словах. Опровержение его доводов может способствовать неожиданному прерыванию речевой коммуникации.

Признаки коммуникабельности

Обаятельный и коммуникабельный человек виден издалека: он выделяется в любой компании, да и сам по себе нет-нет да и притягивает взгляд. Что же отличает его от других:

  1. Открытость и харизма
    . Такие люди запросто завязывают разговор даже с незнакомцами, не стесняются быть инициаторами общения. Завораживающая манера их общения никого не оставит равнодушным.
  2. Широкий кругозор и уверенность в себе
    . Чтобы поддерживать беседы на любые темы с людьми разных возрастов, нужно быть любознательным, уделять время саморазвитию и уверенно использовать свой интеллект.
  3. Адаптивность и умение слушать
    . Такое качество личности, как адаптивность, позволяет подстроиться под текущее настроение собеседника и окружающий контекст с тем, чтобы задать беседе нужный тон и получить от нее желаемый результат. Вовремя замолчать и дать высказаться оппоненту – тоже крайне важный навык.

Чем обусловлена коммуникабельность

Коммуникабельность, как понятие, прямо подразумевает высокий уровень коммуникативных навыков. Сообщение эмоционально воспринимается лучше, если оно передано точно и в правильной форме. Но существуют и другие факторы:

  1. Высокий уровень эмпатии. Коммуникабельность прямо подразумевает умение слушать и понимать собеседника, его чувства, мысли и потребности.
  2. Умение адекватно и объективно воспринимать обстановку, в которой происходит разговор, и выстраивать беседу с учетом этого.
  3. Высокая самооценка, уверенность в себе. Только уверенный человек способен эффективно воздействовать на собеседника.
  4. Харизматичность и высокий уровень эмоционального интеллекта.
  5. Высокий уровень речевой культуры, владение разными стилями и жанрами речи, умение их применять в подходящей ситуации.

Коммуникабельность или ее отсутствие — это не раз и навсегда установленный параметр личности. Ее можно тренировать, как и любой другой навык.

Для чего нужна коммуникабельность?

Человек является частью социума, ниточкой в бесконечной паутине контактов, и общение с людьми – такая же неотъемлемая часть нашей повседневности, как мытье рук или обед. Вместе с тем, качество этого общения и характер установленных связей играют огромную роль в становлении отдельной личности. Удачно завязанные деловые знакомства способствуют продвижению по карьерной лестнице. Умение находить общий язык с кем угодно придает уверенности в путешествиях и помогает находить интересных друзей. Правильно подобранные слова открывают любые двери и удивительные возможности.

Достоинства и недостатки коммуникабельности

Людей, обладающих коммуникативными навыками, с удовольствием берут на работу и продвигают по карьерной лестнице. Но, стоит понимать, что коммуникабельность граничит с другими навыками: уверенностью в себе, лидерством и инициативностью. Не все руководители готовы к такому активному поведению сотрудника. Поэтому возможны конфликты, вплоть до увольнения. Тем не менее, плюсов у коммуникативности значительно больше. Рассмотрим достоинства и недостатки коммуникабельности. Среди положительных сторон:

Умение общаться. В понятие входит не пустая болтовня, а выслушивание человека, поддержание разговора. Люди пересекаются по схожим интересам. Коммуникабельный человек находит точки соприкосновения, развивая общие интересы. Таким образом, располагает собеседника к себе, чтобы затем без труда склонить его на свою сторону. Спокойствие. Несмотря на активность и резвость коммуникабельный человек располагает невозмутимостью. От него не исходит тревога, суетливость, боязнь участвовать в переговорах. Людей притягивает спокойствие, доброжелательность и открытость, исходящая от коммуникативной личности. Внимательность. Такой человек первым отреагирует на приветствие, сгладит конфликт, подведет итоги встречи. С ним не возникнет неловких пауз и бесполезных переговоров. После общения с коммуникабельным человеком остается ощущение, что беседовал с хорошим знакомым.

Умение и желание общаться может сыграть злую шутку с человеком. Не для всех должностей – это необходимое качество. Если курьер помимо доставки товара начнет рассказывать истории, забавные или скандальные случаи, то это не лучшим образом отобразится на репутации компании. Среди недостатков коммуникабельности выделяют:

Излишний артистизм. Интересные рассказчики притягивают внимание. Коммуникабельная личность умеет заинтриговать, делает эффектные паузы, играет словами, привлекает жестами, мимикой. Порой такое перевоплощение в разные роли неуместно и вызывает непонимание окружающих. В разумных мерах артистизм привлекает собеседников. Навязчивость. Наладить связь с незнакомым человеком непросто, приходится приложить массу усилий. Задача коммуникабельной личности достичь результата. Поэтому в ход идут различные методы воздействия: звонки по телефону, «случайные» встречи. Если переусердствовать, то подобные действия будут расценены, как излишняя навязчивость.

Не стоит рассматривать коммуникабельного человека, как милого добряка. В нужной ситуации он способен проявить агрессию, и проявляется это в виде злых или остроумных шуток. Правда, к резервному оружию прибегает редко, когда надо авторитарно заявить о своем решении.

Коммуникативность и коммуникабельность – отличия

Такие понятия, как коммуникативность и коммуникабельность часто путают, ведь оба они касаются межличностного общения. Однако считать их синонимами неправильно, потому что их значения сильно отличаются. Коммуникативность – это способность оформить мысль, эмоцию или чувство в понятные слова и воспроизвести их, и кроме того – воспринять и осознать чужие слова, уловив вложенные в них смыслы. То есть, этот термин обозначает некую дешифровочную функцию, которую учится выполнять человеческий мозг с детства, но которой можно обучить и технические средства.

Развитие коммуникабельности же, предполагает не только умение выполнять коммуникативные функции, но и делать это эффективно, так, чтобы в процессе устанавливались крепкие социальные связи и достигались определенные цели общения. Коммуникабельным может быть только человек, развить ее у искусственных механизмов пока не представляется возможным.

Коммуникабельный — не значит болтливый

Особенностью коммуникабельного человека будет легкость в общении – такие люди не претендуют на лидерские позиции в беседе, они держатся с собеседником на равных. Коммуникабельному человеку всегда есть что сказать, а главное – что спросить, но это вовсе не означает, что такой человек болтлив. Его не бывает «слишком много» и именно развитое чувство меры в своих высказываниях отличают коммуникабельность от болтливости.

Навыки общения, которыми он обладает, делают его чувствительным к потребностям ситуации. Он одинаково легко входит в диалог с совершенно разными людьми, выдерживая соответствующий обстановке тон. Коммуникабельный человек — это талантливый дипломат, умеющий плавно и эффективно вести переговоры.

Такие люди эрудированны и с удовольствием используют в общении комплекс знаний о культуре и истории, адаптируют их к интересам аудитории.

Плюсы коммуникабельности

Умение живо, непринужденно вести разговор выгодно выделяет человека в любой компании, на вечеринках и даже в рабочей среде. Люди же замкнутые и молчаливые – напротив, малозаметны и никому не запоминаются. Из-за этого общительность смело можно рассматривать, как неоспоримое преимущество, которое имеет массу плюсов:

  1. Коммуникабельные люди легче и счастливее устраивают свою личную жизнь, потому что смело знакомятся, с удовольствием узнают окружающих ближе и лучше понимают, как строить отношения.
  2. Людей приятных и общительных, которые знают, что такое коммуникабельность, охотнее берут на работу, а умение поддерживать позитивный климат в коллективе и грамотно доносить свои мысли – характеристики по-настоящему ценных сотрудников, которым достается и повышение по службе, и материальное вознаграждение.
  3. Коммуникабельность – это ключ к активной общественной жизни, а чувство принадлежности к социуму во многом влияет на самоидентификацию и личностную целостность.

Манипуляция как отрицательная сторона коммуникабельности

Иногда люди злоупотребляют своим умением непринужденно общаться. Они манипулируют собеседниками, совершенно не беря в расчет их интересы и желая лишь достичь своих целей.

Часто в рабочих коллективах, где есть хорошие условия для карьерного роста, такие манипуляторы умело сталкивают лбами своих коллег. При этом они выставляют себя в выгодном свете перед начальством, как бы между делом принижая умения других сотрудников.

Такая манипуляция считается негативным проявлением коммуникабельности. Часто достигнуть желаемого можно не жертвуя интересами других, а находя компромиссы и стремясь к здоровому соперничеству в рабочем коллективе.

Типы коммуникативных навыков

Мастерство общения не является врожденным, оно приобретается и развивается нами по мере взросления. В зависимости от уровня его развития и от функции, которую преследует общение, выделяют три типа коммуникативных навыков:

  1. Информационно-коммуникативные
    . Это первичные навыки, благодаря которым возможно взаимодействие с окружающими. Они включают в себя умения: соблюдать общепринятые правила вежливости, озвучивать просьбы, адекватно формулировать свои и воспринимать чужие мысли.
  2. Регуляционно-коммуникативные
    . Такие навыки позволяют коллективное взаимодействие. Ими являются: умение руководить и ставить задачи, формулировать проблемы и совместно находить их решение, прислушиваться к советам, выражать одобрение и неодобрение.
  3. Аффективно-коммуникативные
    . Лежат в эмоциональной плоскости. Обладающий этими навыками общительный человек эмпатичен, восприимчив к чужим чувствам и способен понимать чужие и озвучивать свои эмоции.

Чем отличается коммуникабельность от коммуникативности

Часто путаница в значении превращает в загадку сами термины. Коммуникативность — это один из компонентов коммуникабельности и контакта как такового. Это не врожденный, а приобретенный навык, который не только можно развить, но и совершенствовать на протяжении всей жизни.

Коммуникативность это умение передавать информацию, чувства, эмоции, умозаключения в доступной, корректной форме. Это также способность воспринимать информацию, испытывать эмпатию к собеседнику, умение понимать и сопереживать.

Само понятие не всегда является навыком человека. Коммуникативность как качество может охарактеризовать любой инструмент, передающий и воспринимающий информацию.

Коммуникативность — это набор таких качеств как:

  • Невербальное общение;
  • Управление эмоциями, гневом;
  • Активное слушание;
  • Понимание эмоций оппонента;
  • Умение выражать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативность как качество личности нельзя воспринимать только как совокупность умений, этот навык имеет прямое отношение к сегменту потребностей и мотивации.

Модели коммуникабельности

Разные характеры, воспитание, типы темпераментов – из-за всех этих особенностей каждый человек проявляет общительность по-своему. Исходя из общих сходств, психологи выделили несколько основных моделей коммуникабельности:

  1. Доминантную
    . Это шумная, почти агрессивная манера коммуникации, которая имеет целью продемонстрировать свое превосходство в любых ситуациях и коллективах.
  2. Интровертную
    . Такая способность к общению выглядит очень неуверенной, для нее характерны приглушенность голоса и чрезмерная уступчивость.
  3. Ригидную
    . Коммуникация такой модели отличается заметной неторопливостью, тщательным подбором слов и долгими паузами.
  4. Мобильную
    . В противовес предыдущей манере общения, мобильный характер коммуникации нетерпелив, характеризуется быстротой внедрения в беседу со скорой потерей к ней интереса.

Проблемы с коммуникабельностью

Недостаточно развитое умение находить общий язык в большинстве случаев является следствием неуверенности в себе. Страх сказать что-то не то, быть не понятым и не принятым, вызвать насмешки – все это тормозит коммуникабельность. Вместе с тем, люди самодостаточные мало зависят от мнения или оценок окружающих и смело несут в массы свое обаяние, а оконфузившись – весело посмеются над ситуацией вместе со всеми, не изменив своей самооценки.

Примеры коммуникабельного поведения

Простые примеры проявления коммуникабельности в современном социуме:

  • Непринужденное заведение знакомства с противоположенным полом. Коммуникабельный мужчина знает, как всего парой предложений сделать себя заметным для определенной женщины. С веселой и общительной он сразу пустит в ход шутки или сделает ненавязчивый комплимент. Со скромной и молчаливой девушкой сначала просто сядет рядом, спросит сколько времени и задаст еще какой-нибудь пустяковый вопрос;
  • Проявление лидерства в рабочем коллективе. Некоторые люди с приходом на новую работу легко знакомятся сразу со всеми и не стесняются рассказывать о своей жизни. Уже через пару месяцев такие личности становятся душой компании. При необходимости они выручат или прикроют коллегу, но при этом не позволяют садиться себе на шею. Всеобщие любимчики в рабочих коллективах с высокой вероятностью быстрее сделают карьеру;
  • Уверенное взаимодействие с незнакомыми людьми. Бывают ситуации, когда коммуникабельному человеку требуется получить выгоду и при этом доказать собеседнику, что это также будет полезно и ему. Ярким примером является попытка сбить цену на рынке. В этом случае проявлением коммуникабельности будет торг. Покупатель говорит, что готов купить сразу две вещи, но по более доступной цене. Такое предложение выгодно продавцу и он соглашается.

Коммуникабельность детей

Что такое детская коммуникабельность, генерируемая маленьким любознательным мозгом, знает каждый родитель. Бесконечные вопросы, жажда внимания – такой период переживали все в раннем детстве. Важно научить ребенка проявлять эту общительность не только по отношению к родне, но и не бояться социального взаимодействия вне дома. Чем раньше получится овладеть искусством коммуникации, тем легче маленькому человеку дастся становление полноценной зрелой личностью.

Правильнее всего развивать детские коммуникативные навыки, обучая общению на своем примере: пусть ребенок посещает мероприятия вместе с вами, наблюдает за манерой общения и перенимает ее. Поощряйте его инициативу в знакомствах на детской площадке, мягко подталкивайте его к взаимодействию. Что самое важное – обеспечьте ему развитие здоровой самооценки, которая послужит устойчивым внутренним стержнем уверенности в себе, такой необходимой для высокой коммуникабельности.

Коммуникабельность и коммуникативность: в чем разница?

Чаще всего, оба эти слова без задней мысли используются как синонимы: коммуникабельный (коммуникативный) человек — умеющий общаться, «легкий» в беседе, знающий, что сказать и что спросить. На самом деле, если копнуть глубже в словообразование разница есть и весьма принципиальная:

«коммуникабельный» всегда употребляется по отношению к человеку и является его положительной характеристикой — это способность личности налаживать контакты, общительность, приятная и легкая беседа; «коммуникативный» — имеет несколько другое значение слова, чем то, в котором обычно используется, и означает «имеющий отношение к передаче информации при помощи языка». Употребляется по отношению к умениям, навыкам, играм, упражнениям, даже танцам и музыке.

Коммуникативность бывает двух видов:

Письменная. Умения человека, владеющего этим навыком, сводятся к составлению писем, заполнению официальных документов. При этом он не допускает орфографических ошибок, выражает мысли четко и по делу. Письменная коммуникабельность — это необходимое качество для секретарей, руководящих должностей. Устная. Секрет успешного собеседника заключается в умении слушать. Коммуникабельный человек обладает этим навыком в совершенстве. Плюс умеет повернуть разговор в нужном направлении и склонить собеседника к своей точке зрения. Беседа проходит в спокойном тоне, повышенные нотки и давление на оппонента недопустимы.

Коммуникабельному человеку присуще чувство такта, тонкий юмор, умение одеваться в соответствии с ситуацией. Он внимательно наблюдает за собеседником, считывает жесты. Не вступает в споры и не дает возмущению, гневу или раздражению взять верх.

Как развить коммуникабельность?

Все советы о том, как повысить коммуникабельность, сводятся к одному простому правилу: постарайтесь не избегать общения. Любое умение оттачивается опытом, поэтому посещайте людные мероприятия, заводите разговоры, будьте искренними и получайте удовольствие от коммуникации, улучшайте навык на практике, отшлифуйте его упражнениями, и читайте книги, расширяя кругозор.

Упражнения на развитие коммуникабельности

Очень позитивно на развитие коммуникативных навыков влияют индивидуальные или групповые упражнения в игровой форме, например:

  1. «Выступление перед зеркалом»
    . Поставьте перед собой зеркало, выберите любую идею, что пришла в голову, и вслух развивайте ее самому себе. Так вы тренируетесь связно доносить мысли и можете понаблюдать за своей манерой разговора, скорректировать мимику и жесты.
  2. «Чтение лекции»
    . Это упражнение лучше практиковать в паре: по очереди с партнером выбираете любой предмет и максимально полно описываете друг другу его внешний вид, историю и предназначение.
  3. «Продолжи тему»
    . Находясь в компании около 4-5-ти человек, вместе создайте целую историю: кто-нибудь начинает повествование на любую тему, и по команде ведущего его должен продолжить следующий участник. Этим тренируется способность разговаривать о чем угодно.

Книги для развития коммуникабельности

Учиться можно и нужно не только на своем опыте, но и прислушиваясь к полезным советам, которых в избытке в хороших книгах. Вот некоторые из тех, что помогут повысить уровень коммуникабельности:

  1. «Психология влияния»
    Р. Чалдини. В этой книге собраны советы американского психолога по тренировке умения убеждать и влиять своими словами на поведение окружающих. Также он делится знаниями о том, как распознавать и не поддаваться манипуляциям.
  2. «Язык телодвижений»
    А. и Б. Пиз. Эта книга даст ответ, на вопрос, что такое невербальная коммуникабельность, научит улавливать и расшифровывать неосознанные сигналы тела собеседника.
  3. «TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям»
    К. Андерсон. Основанная на анализе поведения самых интересных спикеров, книга расскажет, как подготовить и провести захватывающее публичное выступление. Немало советов из нее применимы и к повседневному общению.

Социальная коммуникация — Аутизм Тасмания

Люди с аутизмом так же, как и их типично развивающиеся сверстники, любят заниматься с другими интересными для них делами. Однако трудности с социальным общением являются диагностическим критерием аутизма и проявляются по-разному. Некоторые люди в спектре аутизма могут искать социальные возможности и могут сами инициировать социальные взаимодействия, другие могут получать удовольствие от социальных ситуаций и взаимодействий, когда они эффективно инициируются другими. Многие искренне желают дружбы, но процесс установления и поддержания дружбы может оказаться трудным.

«…каждый по своей природе хочет общаться с другими, просто через другой фильтр». – Крис Варни – основатель и руководитель сети ICAN Network

Человек в спектре аутизма может проявлять ряд различий в социальном общении. Важно помнить, что не каждый пункт в следующем списке применим ко всем. Они могут:

  • Не отвечать или отвечать дольше на устное общение других людей
  • Считать зрительный контакт неудобным
  • Редко используют невербальные жесты для общения (например, кивают головой или жестикулируют руками)
  • Не принимать социальные сигналы от действий других людей (например, стоять в очереди, прекращать говорить, когда учитель входит в комнату). Люди в спектре аутизма могут нуждаться в обучении этим «скрытым» социальным правилам
  • Слова-эхо, которые они слышат — они могут повторять слова, не придавая им никакого значения. Они могут быть исключительными в мимикрии и эффективно использовать это, чтобы вписаться в общество.
  • Им трудно эффективно сообщать о своих желаниях и потребностях. Это часто приводит к разочарованию.
  • Демонстрирует сниженную склонность делиться своими интересами с другими, или разделение неравное (например, человек может чрезмерно говорить о своих интересах, не обращая внимания на то, заинтересован ли другой человек).

«Заводить разговоры с незнакомцами — это что-то вроде экстремального спорта для аутичных людей» Камран Назир

Существуют два особых различия в социальной коммуникации, с которыми сталкиваются многие люди в спектре аутизма, которые дают представление о том, почему социальные взаимодействия часто сложны: предсказание и интерпретация поведения других, а также различия в рецептивном и экспрессивном общении.

Прогнозирование и интерпретация поведения других

Теория разума относится к пониманию того, что у других людей мысли, желания и потребности отличаются от ваших. Это включает в себя возможность «поставить себя на чье-то место». Задержка развития теории разума может повлиять на социальные взаимодействия человека. У него могут возникнуть трудности с предсказанием и интерпретацией поведения других, а также могут возникнуть проблемы с пониманием влияния своего поведения на окружающих.

«Это интеллектуальный процесс, а не интуитивный, поэтому общение истощает». Алекс Сина

Люди в спектре аутизма часто испытывают трудности с распознаванием и пониманием социальных сигналов и поэтому не учатся инстинктивно приспосабливать свое поведение к различным социальным условиям.

Однако у людей с аутизмом вполне может быть потенциал для изучения этих навыков. Дополнительную информацию см. в подразделе «Поддержка социального развития».

Рецептивная и экспрессивная коммуникация

Различия в коммуникации при аутизме можно разделить на две разные области: рецептивная коммуникация и экспрессивная коммуникация

Рецептивная коммуникация

Рецептивная коммуникация относится к способности понимать коммуникативные попытки других. Это включает в себя способность понимать устную речь, язык тела, выражение лица и тон голоса. Люди в спектре аутизма могут испытывать трудности в этой сфере общения.

Люди с аутизмом часто понимают язык буквально и испытывают трудности с пониманием и использованием естественного ритма в разговоре. Это может привести к частым недоразумениям.

При общении с человеком в спектре аутизма полезно знать о его склонности к конкретному мышлению. Они могут интерпретировать язык очень буквально и поэтому испытывают трудности с пониманием фигур речи и метафор. Например, при обсуждении изменений, присущих периоду полового созревания, The Raising Children’s Network отмечает: «Если вы описываете голос своего сына как «ломающийся», это может беспокоить вашего ребенка. Вместо этого вы можете сказать что-то вроде: «Твой голос меняется и становится глубже».

«Говорят, что всегда нужно говорить правду. Но они не имеют в виду это, потому что вам не разрешено говорить старикам, что они старые, и вам не разрешено говорить людям, что они странно пахнут или что взрослый пукнул. И вам не разрешено говорить: «Ты мне не нравишься», если только этот человек не причинил тебе вреда». — Кристофер, вымышленный главный герой с аутизмом в романе «Загадочное ночное происшествие с собакой».

Выразительное общение

Люди в спектре аутизма также могут проявлять различия в экспрессивном общении или в использовании языка и невербального поведения, чтобы передать сообщение или заставить себя быть понятым. Они могут демонстрировать различные выразительные коммуникативные различия. Некоторые могут испытывать постоянные значительные задержки в изучении языка; другие могут иметь хорошо развитый словарный запас, но могут использовать язык своеобразным образом.

Зрительный контакт — еще один компонент выразительного общения. Некоторым людям в спектре аутизма поддержание зрительного контакта может показаться неудобным, даже болезненным, и поэтому они могут непреднамеренно казаться незаинтересованными или грубыми.

«И теперь я знаю, что для меня совершенно естественно не смотреть на кого-то, когда я говорю… На самом деле, я действительно не понимаю, почему считается нормальным смотреть кому-то в глаза». – Джон Элдер Робинсон

Развитие разговорной речи

У некоторых людей в спектре аутизма не развивается способность использовать разговорную речь. Тем не менее, они могут использовать другие формы целенаправленного общения, такие как вокализация (включая плач и звуки, чтобы привлечь внимание другого человека), использование жестов (таких как жесты, взгляд или указание) или дополнительные и альтернативные системы общения (такие как системы на основе изображений или коммуникационные технологии).

Устройства генерации речи (SGD) являются примером системы дополнительной и альтернативной связи. Также были разработаны специальные коммуникационные приложения, которые можно использовать на планшетах iPad или Android.

Ассоциация аутистов Западной Австралии разработала онлайн-ресурс Autism Apps, который предлагает следующую информацию:

  • как эффективно использовать iPad
  • как поддержать людей с аутизмом с помощью технологий
  • советов по выбору полезного приложения
  • Информация, связанная с национальной учебной программой и научно обоснованной практикой поддержки людей с аутизмом

«Я не могу говорить вслух, однако я нашла другой способ общения с помощью написания слов на компьютере», — Карли Флейшманн

Поддержка социального развития

Когда люди с аутизмом общаются в обществе трудности, это влияет на их способность и уверенность в социальном взаимодействии. В этом разделе обсуждаются способы поддержки социального развития людей с аутизмом.

Многие люди с аутизмом могут успешно улучшить свои навыки социального взаимодействия. Обучение социальным навыкам обычно включает три этапа:

  • Социальные навыки и ожидания разбиты на управляемые этапы;
  • Эти шаги объясняются конкретным и наглядным образом; и
  • Предоставляются возможности практиковать новые навыки.

Обучение социальным навыкам и ожиданиям может оказать положительное влияние на уверенность человека в себе и психическое благополучие. Некоторые области, в которых люди с аутизмом могут нуждаться в индивидуальной поддержке, включают:

  • Начало и поддержание разговоров
  • Просьба о помощи
  • Обмен
  • Чтение невербальных сигналов
  • Распознавание эмоциональных реакций
  • Осознание соответствующей близости и личного пространства
  • Учимся идти на компромисс и разрешать конфликты
  • Как справиться с потерей
  • Защитное поведение и поведение по снижению риска
  • Научитесь справляться с давлением сверстников
  • Учимся справляться с издевательствами
  • Развитие положительных навыков дружбы

Есть несколько полезных ресурсов для получения дополнительной информации о поддержке социального развития:

  • Веб-сайт Raising Children’s Network, в частности статья «Социальные навыки для подростков с расстройством аутистического спектра».
  •  Статьи Национального общества аутистов о коммуникации 

Специальные групповые программы, направленные на помощь людям с аутизмом в развитии социальных навыков, такие как Общество секретных агентов, также могут быть полезными.

К сожалению, некоторые люди в спектре аутизма испытывают тревогу в отношении социального взаимодействия в результате их постоянных социальных усилий, самооценки социальных неудач и сенсорной гиперчувствительности. Это может заставить человека уйти в себя и избегать общения.

Если вас беспокоит психическое благополучие ребенка в спектре аутизма, разумно обратиться за помощью к специалисту. Autism Tasmania Консультанты по аутизму могут помочь вам найти подходящего специалиста в области здравоохранения или смежных медицинских услуг, который поможет вам и вашему ребенку пережить этот сложный период.

Понимание поведенческих и сенсорных проблем, с которыми сталкиваются люди в спектре аутизма, тесно связано с пониманием проблем, связанных с различиями в социальном общении.

Культурные различия в социальном общении и взаимодействии: пробел в исследованиях аутизма

. 2022 февраля; 15 (2): 208-214.

doi: 10.1002/aur.2657. Epub 2021 22 декабря.

Меган Э. Голсон 1 , Эрика Фиклин 1 , Кассити Р Хаверкамп 1 , Мэриеллен Брансон Макклейн 1 , Брин Харрис 2

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии, Университет штата Юта, Логан, Юта, США.
  • 2 Университет Колорадо Денвер, Денвер, Колорадо, США.
  • PMID: 34936220
  • DOI: 10. 1002/аур.2657

Меган Э. Голсон и др. Аутизм Рез. 2022 9 фев.0003 . 2022 февраля; 15 (2): 208-214.

doi: 10.1002/aur.2657. Epub 2021 22 декабря.

Авторы

Меган Э. Голсон 1 , Эрика Фиклин 1 , Кассити Р Хаверкамп 1 , Мэриеллен Брансон Макклейн 1 , Брин Харрис 2

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии, Университет штата Юта, Логан, Юта, США.
  • 2 Университет Колорадо Денвер, Денвер, Колорадо, США.
  • PMID: 34936220
  • DOI: 10.1002/аур.2657

Абстрактный

Дефицит социального общения и взаимодействия является диагностическим критерием аутизма и неотъемлемой частью концепции практикующего врача и исследователя. Культура является влиятельным фактором в ожиданиях и демонстрации навыков социального общения и взаимодействия, но в журналах по аутизму опубликовано ограниченное количество исследований по этой теме. Эта нехватка исследований аутизма, изучающих культурные факторы, связанные с социальной коммуникацией и взаимодействием, может способствовать известным различиям в идентификации расовых и этнических групп населения, уменьшенных системными факторами и предвзятостью исследования. Мы призываем исследователей к более активному участию в наборе участников, принадлежащих к расовым и этническим меньшинствам, уделению приоритетного внимания изучению культурных ожиданий и представлений о социальной коммуникации и взаимодействии, а также оценке мер, связанных с социальной коммуникацией, с точки зрения культурной и языковой чувствительности. РЕЗЮМЕ: Диагноз аутизм требует наличия дефицита социального общения и взаимодействия. Примеры такого поведения и навыков включают поддержание двусторонней беседы, использование невербального коммуникативного поведения (например, жестов), а также развитие и поддержание социальных отношений. Культура влияет на ожидания и представление такого поведения. Однако исследования по этой теме отсутствуют. Проведение дополнительных исследований, связанных с культурой и социальной коммуникацией, могло бы помочь уменьшить различия в идентификации аутизма среди расово и этнически меньшинства.

Ключевые слова: культура; раса и этническая принадлежность; социальная коммуникация.

© 2021 Международное общество исследований аутизма и Wiley Periodicals LLC.

Похожие статьи

  • Расовые различия в диагностике аутизма, оценке и вмешательстве среди молодежи из меньшинств: социокультурные проблемы, факторы и контекст.

    Фам А.В., Чарльз Л.С. Фам А.В. и др. Curr Psychiatry Rep. 2023 May; 25(5):201-211. doi: 10.1007/s11920-023-01417-9. Epub 2023 1 апр. Curr Psychiatry Rep. 2023. PMID: 37004631 Обзор.

  • Подпараметры нарушения социальной коммуникации при расстройствах аутистического спектра.

    Бишоп С.Л., Хавдал К.А., Уэрта М., Лорд К. Бишоп С.Л. и др. J Детская психологическая психиатрия. 2016 авг;57(8):909-16. doi: 10.1111/jcpp.12510. Epub 2016 8 января. J Детская психологическая психиатрия. 2016. PMID: 26748412 Бесплатная статья ЧВК.

  • Натуралистическая оценка спонтанных взаимодействий дошкольников: Шкала наблюдения за взаимодействием со сверстниками при аутизме.

    Баумингер-Цвиели Н., Шефер А. Bauminger-Zviely N, et al. Аутизм. 2021 авг; 25(6):1520-1535. дои: 10.1177/1362361321989919. Epub 2021, 24 февраля. Аутизм. 2021. PMID: 33626914 Бесплатная статья ЧВК.

  • В поисках биомаркеров расстройств аутистического спектра.

    Дель Валье Рубидо М., Маккракен Дж. Т., Холландер Э., Шик Ф., Ноэльдеке Дж., Боак Л., Хваджа О., Садихов С., Фонтура П., Умбрихт Д. Дель Валье Рубидо М. и др. Аутизм Рез. 2018 ноябрь;11(11):1567-1579. doi: 10.1002/aur.2026. Epub 2018 15 октября. Аутизм Рез. 2018. PMID: 30324656 Бесплатная статья ЧВК.

  • Вмешательства в области социальной коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра, основанные на фактических данных.

    Уоткинс Л., Кун М., Ледбеттер-Чо К., Гевартер С., О’Рейли М. Уоткинс Л. и соавт. Индийский J Педиатр. 2017 Январь;84(1):68-75. doi: 10.1007/s12098-015-1938-5. Epub 2015 19 ноября. Индийский J Педиатр. 2017. PMID: 26581197 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Расовые различия в диагностике аутизма, оценке и вмешательстве среди молодежи из меньшинств: социокультурные проблемы, факторы и контекст.

    Фам А.В., Чарльз Л.С. Фам А.В. и др. Curr Psychiatry Rep. 2023 May; 25(5):201-211. doi: 10.1007/s11920-023-01417-9. Epub 2023 1 апр. Curr Psychiatry Rep. 2023. PMID: 37004631 Обзор.

  • Способствуют ли потребности аутичных людей в поддержке и поддержка неаутичными людьми движения за нейроразнообразие усилению стигмы аутизма в Южной Корее по сравнению с США?

    Ким С.Ю., Гиллеспи-Линч К. Ким С.И. и др. J Аутизм Dev Disord. 2022 сен. 7:1-15. doi: 10.1007/s10803-022-05739-0. Онлайн перед печатью. J Аутизм Dev Disord. 2022. PMID: 36071317 Бесплатная статья ЧВК.

Рекомендации

ССЫЛКИ
    1. Акэти Х., Сенджу А., Уибо Х., Кикучи Ю., Хасегава Т. и Хиетанен Дж. К. (2013). Внимание к зрительному контакту на западе и востоке: вегетативные реакции и оценочные рейтинги. PLoS One, 8(3), e59312.
    1. Альборес-Галло, Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *