Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конструктивное влияние: 5.2. Конструктивное психологическое влияние

5.2. Конструктивное психологическое влияние

Конструктивное влияние соответствует правилам поведения, обхождения (этикета), принятым в обществе, и субъективным критериям нравственности, справедливости, благородства конкретного человека. Оно осуществляется на основе законов уважения, внимания и почтения к другим людям, поэтому требует высокого уровня психологической культуры. В литературе при обозначении конструктивного влияния используются синонимичные термины: «цивилизованное», «развивающее», «личностно-ориентированное», «дружественное» и т.д.

Конструктивное влияние – это влияние прежде всего словом, открытое и открыто адресованное интеллектуальным возможностям человека. Конструктивное влияние способствует сохранению и развитию дела, деловых отношений, личностной целостности участников. Это влияние свободно от силовых и обманных приёмов, поэтому не вызывает у людей эмоциональных всплесков, волнений и страха.

Особенностью конструктивного влияния является то, что оно строится на основе добровольного согласия.

Способамиоказания конструктивного психологического влияния являются:

  • аргументация;

  • контраргументация;

  • самопродвижение.

Аргументация – это высказывание и обсуждение доводов в пользу предлагаемого решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному явлению.

Необходимые условия аргументации

  1. Цель аргументации должна быть отчётливо осознана самим инициатором влияния и открыто сформулирована адресату, например: «Позвольте мне доказать Вам, что этого человека нецелесообразно принимать к нам на работу».

  2. Необходимо заручиться согласием адресата выслушать аргументы

    , например: «Согласен ли ты выслушать моё мнение?». Если получен отказ, то дальнейшие попытки аргументации будут восприняты собеседником как принуждение.

  3. Эмоционально уравновешенное состояние, душевная ясность. Для этого необходима большая предварительная работа. Должна быть концентрация не столько на логике построения собственного доказательства, сколько на психологии взаимодействия с адресатом. Необходимо быть убедительным для конкретного человека, а убедительность возникает в процессе взаимодействия.

Общие правила аргументации

  1. Вежливость и корректность

При любых ответах партнёра аргументатор должен сохранять вежливость. Высказывания, принижающие личность собеседника, недопустимы. Замечания, подобные: «А я думал, ты хорошо учился в школе», ‑ манипуляции, которые нарушают эмоциональное равновесие во время обсуждения проблемы.

  1. Простота и ясность высказываний

Все высказывания должны быть простыми, понятными, не содержащими вычурных

выражений и редко используемых или специальных терминов. Например, вряд ли удачна формулировка: «Давайте подойдём к проблеме онтологически, оставим пока в стороне её этиологический аспект». Вместо неё лучше использовать другую: «Давайте решать проблему по существу, сейчас не так важно, как она возникла».

  1. Общий язык

В аргументации важно использовать язык, понятный обоим партнёрам.

4. Краткость

Для того, чтобы удержать внимание слушающего, речь должна быть по возможности краткой. Заставлять себя слушать – почти всегда означает совершать насилие над другим человеком. Краткость – одно из выражений вежливости и уважения к собеседнику.

5. Наглядность

При доказательстве своей идеи полезно применять наглядные средства:

— рисунки, графики;

— предметы, образцы продукции и др.;

— образные сравнения.

Все эти средства должны быть понятными, доступными для разглядывания, воображения, а если возможно, и для ощупывания.

6. Избегание чрезмерной убедительности

Чрезмерная убедительность может проявляться в

прямом указании адресату на его

ошибку: «Ну, видишь теперь, где ты ошибся?». Прямое указание, замечание бросает вызов чувству собственной значимости и поэтому вызывает защитную реакцию сопротивления.

Другой вариант чрезмерной убедительности – излишнее количество аргументов.

Излишняя доказательность подозрительна.

Техники аргументации

1. Метод положительных ответов Сократа– последовательное доказательство предлагаемого инициатором решения проблемы или задачи. Каждый шаг доказательства начинается со слов: «Согласны ли вы с тем, что…».

Если адресат отвечает утвердительно, данный шаг можно считать пройденным и переходить к следующему. Если партнёр отвечает отрицательно, инициатор продолжает словами: «Простите, я не совсем удачно сформулировал вопрос. Согласны ли вы с тем, что…» и т.д. до тех пор, пока адресат не согласится со всеми шагами доказательства и с предлагаемым решением в целом.

П р и м е ч а н и е. Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли Вы…», не рекомендуется. Особенно опасны вопросы: «А почему Вы не согласны?» или «Почему Вы возражаете против очевидных вещей?».

2. Метод двусторонней аргументации‑ открытое предъявление как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения.

Партнёру предоставляется возможность самому взвесить аргументы «за» и «против».

Татарникова н. С. Психология влияния


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

ТАТАРНИКОВА Н.С.

ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра психологии профессионального развития

Н. С. ТАТАРНИКОВА

Психология влияния

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2011

ББК 88.5


Т 23
Татарникова Н. С. Психология влияния: Учебно-методическое пособие./ Татарникова Н.С.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2011г. – 75 с.
Рецензенты: Князева Т.Н. – доктор психологических наук, профессор, зав.

кафедрой общей психологии НГПУ

Стоюхина Н.Ю. – кандидат психологических наук, доцент

кафедры психологии управления НГУ


В данном учебно-методическом пособии изложено основное содержание курса по психологии влияния. Особого внимания заслуживает то, что отобраны вопросы и тесты для самопроверки. Прочитав соответствующий раздел, и мысленно ответив на вопросы, можно оптимально подготовиться к зачету. Учебно-методическое пособие адресовано студентам психологических и профессионально-педагогических специальностей, аспирантам и педагогам системы многоуровневого профессионального образования.

© Татарникова Н.С., 2011

© ВГИПУ, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Социальный мир создается людьми, он возникает как результат разнообразных человеческих взаимодействий. Это особая реальность, в которой действуют свои законы, многим отличающиеся от законов природы. Главный из них – закон всеобщего социального влияния. В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологического влияния, осуществляемого в различных формах с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждения, принуждения, внушения, заражения). Влияние одновременно может, как способствовать развитию, так и нарушать его. Каким будет результат влияния, главным образом зависит от личности влияющего, его психологической культуры. Особенно важно быть компетентными в этой области специалистам, выполняющим профессиональную деятельность, связанную с оказанием целенаправленного длительного влияния на людей (психологам, педагогам, управленцам и т.

д.).

Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов психологических и педагогических специальностей. Дисциплина психология влияния расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения социальной психологии. Этот учебный курс раскрывает психологические закономерности различных видов влияния и их последствий для человека. Изучение дисциплины способствует развитию профессионально важных качеств психолога и педагога: наблюдательности и проницательности в распознавании различных проявлений влияния, способности к оказанию развивающего влияния, компетентности в противостоянии негативным последствиям чужого нежелательного влияния.

В учебно-методическом комплексе изложены темы курса, раскрывающие центральные проблемы психологии влияния.

В теме «Общая характеристика феномена психологического влияния» анализируются основные отличительные признаки влияния, его разновидности, цели и результаты. Анализируется взаимосвязь понятий «влияние», «власть» «лидерство».

Темы «Современные зарубежные психологические теории, объясняющие природу влияния» и «Влияние в исследованиях современных российских психологов» знакомят студентов с основными научными концепциями влияния.

В теме «Психологические принципы и факторы влияния» приводится описание основных психологических принципов, лежащих в основе влияния; анализируются различные подходы к описанию качеств личности, составляющих потенциал влияния.

Тема «Содержание, техники и средства различных видов влияния» знакомит студентов с отличительными признаками, механизмами и приёмами различных видов влияния: силового, манипулятивного, конструктивного, спорного. У студентов формируется представление о конструктивности и деструктивности различных видов влияния.

В теме «Конструктивное противостояние нападению и манипуляции» приводится алгоритм целенаправленного оказания противостояния деструктивному влиянию, анализируются различные техники и приёмы.

Тема «Педагогическое влияние» включает описание теорий и моделей педагогического влияния, методов и приёмов педагогического влияния, личностных факторов и способов его самоконтроля.

Главная цель курса состоит в формировании у студентов профессиональной психологической культуры, совершенствовании способности научного познания психической реальности, актуализации потребности в личностном и профессиональном саморазвитии. Данный курс предназначен для того, чтобы дать каждому возможность познакомиться с различными видами, формами и механизмами социального влияния. Студенты узнают, в частности, о том, что все стратегии межличностных взаимодействий нацелены на изменение поведения, что воздействие на установки людей изменяет их мнения, убеждения, что социальное давление определяет развитие групповых процессов и влияет на характер межгрупповых взаимоотношений.

В разработке практических занятий использовались элементы тренинга влияния Е.В. Сидоренко и авторские задания.

Данный учебно-методический комплекс рекомендуется для самостоятельной работы студентов, для написания курсовых и дипломных исследований, он может быть использован на практических занятиях по психологии влияния и смежным психологическим дисциплинам.

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Психология влияния» является формирование у студентов научных представлений о психологических закономерностях влияния и его последствиях.
Задачами дисциплины являются:

— знакомство студентов с современными научными концепциями о причинах, условиях, механизмах осуществления влияния;

представление различных психологических классификаций видов влияния и противостояния влиянию;

— формирование у студентов представления о конструктивности – деструктивности различных видов влияния;

— знакомство студентов с техниками влияния, применяющимися в сферах межличностного и профессионального общения, в рекламе, политических технологиях.

Каталог: 2011
2011 -> Куликов Л. В. Глава Психологическая устойчивость личности
2011 -> Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов Ростов-на-Дону 2010
2011 -> Реформирование, которое началось в России на рубеже двух столетий, затронуло все без исключения сферы жизни российского общества: экономическую и политическую, социальную и культурную
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Коммуникативная культура педагога
2011 -> Основные подходы к формированию профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения
2011 -> Рабочая программа дисциплины культура речи Направление подготовки юриспруденция (030900) Степень выпускника бакалавр


Скачать 0,89 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Влияние — созидательное или разрушительное

Влияние постоянно действует в нашей деловой жизни. Личное влияние — это способность влиять на то, что люди думают и делают. Он может определить, как что-то делается или не делается в компании. Важно понимать, что вы можете применять два вида влияния — конструктивное или деструктивное — и то, что мы решим использовать, будет иметь решающее значение для качества нашей личной жизни, нашего опыта работы, эффективности наших компаний. , и состояние нашего мира.

Разрушительное влияние

Мы все это видели. Мы видим это в сильно вооруженных руководителях, которые правят со страхом. Это видно по людям, которые крутят и манипулируют правдой, чтобы выставить кого-то в плохом свете и снять с себя ответственность. Мы видим это в союзах, призванных защитить статус-кво за счет необходимых изменений и преобразований. И мы видим это в «жертвах», которые используют защитную маску, чтобы агрессивно манипулировать и нападать на других.

Это изнаночная сторона нашего делового мира. Это темная энергия, которая тянет вниз наших людей, наши организации и наш мир.

В бизнес-школе от нас требовали прочитать «Принца» Николо Макиавелли. Именно из этой книги возник термин «Макиавеллиан». Сам Макиавелли не был плохим человеком. На самом деле он был очень проницательным наблюдателем того, как работает политика. Это была книга о том, как получить и удержать власть над тем, что он называл княжествами. Сегодня мы могли бы называть их такими вещами, как страны, компании или отделы в организациях. Макиавелли сказал нам, что вам будет легче править страхом, чем любовью.

Когда я читал это, я понятия не имел, что то, что он сказал, станет песчинкой, вокруг которой развернется моя карьера. Я только помню, как мне было грустно видеть правду о политическом состоянии — сколько боли это причинило миру. Должно быть «противоядие», размышлял я. Разве это не признаки того, что нам пора выйти за пределы этих политических условий? В выборе влияния – конструктивного или деструктивного – я знаю, что выбираю.

Конструктивное влияние

Один из ответов заключается в том, чтобы мы, как личности, принимали и применяли конструктивное влияние . Мы применяем конструктивное влияние, когда работаем с людьми, чтобы добиться цели. Мы не делаем вещи с по их. Те из вас, кто посещал семинар по консультативному партнерству, знают, что вы впереди игры. Консультативное партнерство — это конструктивное влияние. Вот несколько примеров:

Заявления об опыте

Это инструмент для оказания влияния на других путем краткого изложения вашего опыта и его отношения к ситуации и другому человеку. Это не запугивание или принуждение, это обмен.

Чистка лука

Задавать вопросы, чтобы добраться до сути проблемы или потребности, — это сам по себе способ повлиять на мышление. Кроме того, это поможет вам убедиться, что когда вы отвечаете, вы влияете на клиента таким образом, чтобы помочь ему решить реальную проблему.

Консультативный процесс

Каждый раз, когда вы работаете в группе, вы можете использовать Консультативный процесс для конструктивного влияния друг на друга, ваших клиентов и ваших заинтересованных сторон. Таким образом, вы находите взаимовыгодные условия, выстраиваете групповое единство и достигаете оптимальных результатов.

Заключение

Только вы можете решить о своем влиянии – конструктивном или деструктивном. Сосредоточенность на конструктивном влиянии начинается с каждого из нас. Advance Consulting помогает организациям перейти к культуре предоставления услуг, ориентированных на клиента, на основе доверия и приверженности. Если мы примем и живем конструктивным влиянием, другие последуют за нами… и это изменит ситуацию.

Если вам и вашей команде нужна помощь в развитии навыков конструктивного влияния, посетите наш Межличностные деловые навыки стр. Или, свяжитесь с нами для бесплатной консультации.

Помехи | Интерференция света | Учебник по микроскопии

Интерференция света — явление, при котором множественные световые волны взаимодействуют друг с другом при определенных обстоятельствах, вызывая либо увеличение, либо уменьшение совокупной амплитуды волн. В этой части мы обсуждаем как конструктивную, так и деструктивную интерференцию световых волн, причины интерференции, а также некоторые примеры и эксперименты из реальной жизни, демонстрирующие это явление.

Что такое интерференция световых волн?

Важной характеристикой световых волн является их способность при определенных обстоятельствах интерферировать друг с другом. Определение интерференции в физике — это суперпозиция волн, вызывающая увеличение или уменьшение амплитуды результирующей волны. Большинство людей каждый день наблюдают оптические помехи того или иного типа, но не понимают, что вызывает это явление. Один из лучших примеров интерференции света демонстрирует свет, отраженный от масляной пленки, плавающей на воде. Другим примером является мыльный пузырь, показанный на рисунке 1, который отражает множество красивых цветов при освещении естественными или искусственными источниками света.

В чем разница между конструктивным и деструктивным вмешательством?

Это динамическое взаимодействие цветов происходит из-за одновременного отражения света как от внутренней, так и от внешней поверхности пузыря (рис. 1). Две поверхности расположены очень близко друг к другу (толщина пузырька составляет всего несколько микрон), и свет, отраженный от внутренней поверхности, интерферирует как конструктивно , так и деструктивно со светом, отраженным от внешней поверхности. Это связано с тем, что свет, отраженный от внутренней поверхности пузыря, должен распространяться дальше, чем свет, отраженный от внешней поверхности. Когда световые волны, отраженные от внутренней и внешней поверхности, объединяются, они будут интерферировать друг с другом, удаляя или усиливая некоторые части белого света за счет деструктивной или созидательной интерференции. Это приводит к видимым изменениям цвета, отраженным от пузыря. Если дополнительное расстояние, пройденное внутренними световыми волнами, точно равно длине волны внешних световых волн, то они будут рекомбинировать конструктивно, и будут получены яркие цвета этих длин волн. В местах, где волны идут не в ногу, возникнут деструктивные интерференции, нейтрализующие отраженный свет (и цвет).

Как происходит интерференция света?

Ниже приводится объяснение того, как световые волны интерферируют друг с другом. Рассмотрим пару световых волн от одного и того же источника, которые движутся, например, в направлении D . Это направление распространения (как показано на рисунке 2), и если колебания (которые перпендикулярны направлению распространения, обозначенному C на рисунке 2) параллельны друг другу, а также параллельны относительно направления вибрации, то световые волны могут интерферировать друг с другом. Если колебания не в одной плоскости и колеблются на 90 градусов друг к другу, то они не могут мешать друг другу.

Конструктивное вмешательство

Если предположить, что все перечисленные выше критерии соблюдены, то волны могут конструктивно или деструктивно интерферировать друг с другом. Если гребни одной из волн совпадают с гребнями другой, то амплитуды аддитивны. Если амплитуды обеих волн равны, результирующая амплитуда удвоится. Имейте в виду, что интенсивность света напрямую зависит от  квадрат амплитуды. Таким образом, если амплитуда удваивается, интенсивность увеличивается в четыре раза. Такая аддитивная интерференция называется конструктивной интерференцией   (показана на рисунке 2).

Разрушительное вмешательство

Если гребни одной волны совпадают с впадинами другой волны, результирующая амплитуда уменьшается или может даже полностью аннулироваться, как показано на рисунке 3. Это называется деструктивной интерференцией . Результатом является падение интенсивности или, в случае полной отмены, чернота.

Интерференция света

Узнайте, как две световые волны могут объединяться, создавая интерференцию друг с другом.

Начало обучения

Примеры помех

Томас Янг был физиком начала 19 века, который продемонстрировал интерференцию, показав, что свет является волновым явлением, а также постулировал, что разные цвета света образуются из волн разной длины. Это противоречило распространенному в то время мнению, которое склонялось к теории о том, что свет представляет собой поток частиц. В 1801 году Янг провел эксперимент, давший важные доказательства того, что видимый свет обладает волнообразными свойствами. В этом классическом эксперименте, который часто называют «экспериментом с двумя щелями», первоначально в качестве источника света использовался солнечный свет, который сначала дифрагировал через одну щель. Однако мы опишем эксперимент с использованием когерентного красного лазерного излучения.

Эксперимент с двумя щелями

Базовая схема эксперимента с двумя щелями показана на рис. 4. Когерентный лазерный свет освещает барьер, содержащий два точечных отверстия, через которые проходит только часть света. В область за щелями помещается экран, и на экране становится видна картина из ярко-красных и темных интерференционных полос. Ключом к этому эксперименту является взаимная когерентность между светом, дифрагированным от двух щелей на барьере.

Эксперимент Янга с двумя щелями

Узнайте, как интерференционные картины меняются в зависимости от длины волны и размера щели.

Начало обучения

Что такое интерференционные полосы?

Когда лазерный свет дифрагирует через две щели барьера, каждая дифрагированная волна встречается с другой в последовательности шагов, как показано на рис. 4 (и графически в интерактивном руководстве  , описанном выше). Иногда волны встречаются в такт (или в фазе, конструктивная интерференция), иногда они встречаются не в такт (или не в фазе, деструктивная интерференция), а иногда встречаются частично в такт. Когда волны встречаются в шаге, они складываются за счет конструктивной интерференции, и на экране отображается яркая область. В областях, где волны встречаются совершенно не в ногу, они будут вычитаться друг из друга из-за деструктивной интерференции, и в этой части экрана появится темная область. Образующиеся на экране узоры, являющиеся результатом интерференции двух дифрагированных лучей лазерного света, часто называют интерференцией 9.0097 бахрома .

Для демонстрации волнообразной природы света и интерференционных эффектов были разработаны другие типы экспериментов. Наиболее примечательны эксперимент с одним зеркалом Хамфри Ллойда и эксперименты с двойным зеркалом и бипризмой, разработанные Огюстеном Френелем. Эти эксперименты подробно описаны во многих книгах по физике, перечисленных в нашей библиографии.

Эксперимент с кольцами Ньютона

Сэр Исаак Ньютон, знаменитый математик и физик 17 века, был одним из первых ученых, изучавших явление интерференции. В своей знаменитой 9В эксперименте 0097 «Кольца Ньютона » он поместил выпуклую линзу большого радиуса кривизны на плоскую стеклянную пластину и приложил давление, чтобы скрепить линзу и стеклянную пластину. Когда он рассматривал пластины в отраженном солнечном свете, он заметил серию концентрических светлых и темных ярко окрашенных световых полос, подобных показанным на рис. 5. Ньютон понял, что кольца указывают на наличие некоторой степени периодичности, и использовал это наблюдение, чтобы предположить волновая теория света. Несмотря на это, Ньютон рассматривал свет как поток частиц.

Кольца возникают из-за тонкого слоя воздуха, который существует между изогнутыми выпуклыми и плоскими стеклянными поверхностями. Свет, отраженный от верхней и нижней поверхностей стекла, накладывается (объединяется) и создает интерференционные картины, которые выглядят как цветные кольца. Этот принцип часто используется производителями линз для проверки однородности больших полированных поверхностей.

Интенсивность помех и распределение интерференционных полос

Полосы распределения интенсивности интерференции (например, наблюдаемые в эксперименте Юнга с двумя щелями) различаются по интенсивности, когда они представлены на однородном фоне. Видимость ( V ) интенсивности было определено Альбертом Майкельсоном, физиком начала 20-го века, как разность между максимальной и минимальной интенсивностью полосы, деленная на их сумму:

V = I(max) — I(min)/ I(max) + I(min)

, где I(max) — максимальная интенсивность, а I(min) — минимальная интенсивность. Из уравнения идеализированная интенсивность интерференционных полос всегда находится между нулем и единицей, однако на практике видимость интерференционных полос зависит от геометрического плана эксперимента и используемого спектрального диапазона. Это является причиной множества интерференционных картин, наблюдаемых в естественных явлениях.

Интерференционные цвета, возникающие из-за областей напряжения в материалах, можно легко наблюдать в поляризованном свете. Линейка на Рисунке 6 изготовлена ​​из пластика и наблюдается через скрещенные поляризаторы. При обычном освещении линейка кажется полупрозрачной, а ее градуировка хорошо видна. Однако при просмотре линейки в поляризованном свете на линейке проявляются узоры напряжения, которые проявляются более глубоко в областях, которые более сильно деформированы. Это связано с высокой степенью выравнивания молекул длинноцепочечного полимера, из которых состоит линейка. Обратите внимание, что наибольшая степень двойного лучепреломления возникает вблизи отверстия на левой стороне линейки.

Реальное использование помех

Другим применением интерференции света являются измерения, проводимые на больших расстояниях с помощью лазеров. В этом случае лазеры можно использовать для измерения очень малых расстояний в диапазоне многих миль. Это достигается путем разделения лазерного луча и его отражения от разных поверхностей. Анализ результирующих интерференционных полос (при рекомбинации отдельных лазерных лучей) даст удивительно точное вычисление расстояния между двумя объектами.

Голограммы также зависят от интерференции света для создания своих трехмерных изображений. В отражательных голограммах как опорный, так и освещающий объект луч отражаются на толстой пленке с противоположных сторон. Эти лучи интерферируют, создавая светлые и темные области, которые соответствуют изображению, которое кажется трехмерным. Пропускающие голограммы используют как опорный луч, так и луч, освещающий объект, на одной стороне пленки для создания эффекта аналогичного типа.

Интерференция также возникает со звуковыми волнами и волнами, возникающими в стоячем бассейне с водой. Очень краткий и простой эксперимент с интерференцией можно провести дома, используя раковину, полную воды, и два шарика. Сначала дайте воде стать очень тихой, затем одновременно бросьте шарики в воду (на расстоянии около 10-14 дюймов друг от друга) с высоты около фута. Так же, как и со световыми волнами, два шарика вызовут серию волн в воде, исходящих во всех направлениях. Волны, образованные в месте, где шарики вошли в воду, в конечном итоге столкнутся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *