четыре принципа. Блог Натальи Тарченко – declifeschool
Ненасильственное общение — это создание новой культуры коммуникации, в основе которой лежит сотрудничествоВсе мы несколько раз в день эмоционально объясняем детям, родным, коллегам, почему надо сделать так, как мы считаем нужным. Зачастую это приводит к недопониманию и даже агрессии. Я долго искала способ, который поможет превратить любой разговор в конструктивный диалог. Ответом стал метод ненасильственного общения.
Сперва мне казалось, что ненасильственное общение (ННО) — это умение убедить всех в своей правоте с помощью приятных слов без криков и истерики, чтобы в итоге все получилось, как я хочу. Но глубина метода состоит как раз в том, что ты не обязательно выиграешь спор. Оказывается, никто не должен никого “замочить”. Вместо этого вы ставите себя на место оппонента, пытаетесь понять его эмоции и потребности, затем озвучиваете свои потребности и в итоге вместе находите решение. Например:
“Сколько можно опаздывать! Ты всех нас подвел!”
Или
“Ты опоздала на 40 минут, я растерян, когда не знаю, сколько еще тебя ждать. Мы не могли начать совещание. А мне нужно планировать свой день, в следующий раз предупреди заранее, пожалуйста”.
Эти два высказывания проиллюстрируют 4 главных принципах ненасильственного общения.
Наблюдение. В любой ситуации вы сперва наблюдаете и озвучиваете, что видите, но ни в коем случае не оцениваете. “Сколько можно опаздывать!” — это оценка. “Ты опоздал на 40 минут” — это констатация факта, как и “Я просил помыть посуду, но тарелки до сих пор грязные”.
Чувство. Мы привыкли скрывать свои чувства, но часто именно в них корень конфликта. Оппонент, да и вы сами, можете не понимать, почему так себя ведете. Метод ННО учит не бояться озвучивать свои переживания. Например: “Я растерян, когда не знаю, сколько еще тебя ждать”, “Я сержусь, когда ты не выполняешь свои обещания”.
Потребность. Поведение человека базируется на потребностях. Они стоят за любым нашим действием. А конфликты случаются, когда эти нужды не удовлетворены. Базовые потребности у всех людей одинаковые — безопасность, внимание, потребность быть эффективным, услышанным и так далее. Так что следующий шаг — озвучьте свою потребность.
Просьба. Завершить коммуникацию стоит четкой просьбой, а не жестким требованием. “В следующий раз, пожалуйста, предупреждай заранее” вместо “Ты обязан отчитываться о каждом своем шаге”.
Мы привыкли скрывать свои чувства, но часто именно в них корень конфликта
Основоположник ННО Майкл Розенберг называет такую коммуникацию языком жизни, языком потребности. Такой подход помогает осознать, как мы порой агрессивно выражаем свои мысли, и научиться слушать других. Мы не идем на поводу у автоматических реакций, не бросаемся обвинениями и оскорблениями, а стараемся почувствовать человека и установить с ним связь. Это совершенно другой уровень общения. И важно начать практиковать его как можно раньше, чтобы избежать бесполезных, а порой и разрушительных конфликтов в будущем.
Метод ННО приобретает популярность во всем мире, и Украина не исключение. Учителя уже начинают использовать метод ненасильственного общения в коммуникации с учениками. Второй шаг – научить этому детей. Во время обучения персонала нашей школы эксперт по ненасильственной коммуникации Эва Рамбала рассказывала, что в Венгрии есть несколько учебных заведений, где дважды в неделю у детей проходят уроки по медиации конфликтов. Ученикам помогают распознавать эмоции, выявлять потребности и так далее.
Недавно я стала свидетелем ситуации: двое мальчиков сидели в библиотеке, один пытался сосредоточиться и читать книгу, а второй цеплялся к нему. Обычно в такой момент дети либо обижаются и плачут, либо начинают толкаться и кто-то получает в нос. Я была удивлена, когда услышала: “Ты меня отвлекаешь. Я злюсь и уже очень хочу тебя ударить”. Благодаря примеру наших учителей дети начинают использовать приемы ненасильственного общения и учатся коммуницировать на уровне взрослых.
Чтобы увидеть результаты этого метода, требуется время. Это не та ситуация, когда купил кондиционер и теперь в помещении всегда будет приятная температура. Ненасильственное общение — это игра в долгую, это создание культуры и новой среды. Последние столетия люди развивались в постоянной борьбе за выживание. Но пришло время сделать шаг вперед. И чем больше будет ненасильственной коммуникации, тем быстрее цивилизация перейдет на новый уровень — уровень сотрудничества.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу
Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook
Будьте в курсе всех новостей DEC life school!
Конструктивный диалог между членами семьи возможен
Эксперты по медиации Центра защиты прав и интересов детей Марина Быкова и Александр Зацаринный обсуждают распространенные типы конфликтов в семье и рассматривают способы их разрешения.
Медиатор — «третейский судья» в конфликте
Конструктивный диалог невозможно представить без уважения к собеседнику. Лишь при этом условии люди слышат друг друга, общаются спокойно, приходят к взаимопониманию и доверию. А в случае конфликта, то есть столкновения взглядов, целей и интересов, вернуть взаимопонимание помогут навыки медиации. Это способ урегулирования или разрешения споров и конфликтов с привлечением третьей, нейтральной, стороны — медиатора.
Нередко в конфликте негативные эмоции участников выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. Именно захваченность эмоциями, создание «образа врага» не позволяет сторонам рационально рассмотреть и оценить точку зрения оппонента. Отсутствие осознанности в конфликте приводит к его дальнейшей эскалации.
В то же время медиатор — нейтральная сторона, и его участие позволяет создать атмосферу, в которой нормальный, конструктивный диалог снова становится возможным. Таким образом, он помогает прийти к приемлемому для всех решению. В случае конфликтов между детьми, например, в роли медиатора выступают родители.
Какой бы ни была причина, конфликт может быть полезен
При этом важно, в чем заключается причина конфликта. Самый распространенный вариант — недопонимание. Оно возникает, когда мы не слушаем друг друга, а принципиально отстаиваем собственную позицию, либо когда додумываем за другого, «что он хотел этим сказать». Другие причины возникновения недопонимания — отсутствие гибкости в установках, которые нам когда-то привили собственные родители (или, возможно, мы их услышали от других значимых людей).
Часто приводят к конфликту противоположные интересы и желания — особенно если диалог отсутствует, и невозможно прояснить их и понять. Это ярко видно, когда речь идет о взаимодействии родителей с детьми-подростками. Ребенок, считая себя уже почти взрослым, хочет одного, а родители не только настаивают на своем, но и по привычке стараются его опекать. И вот зерно конфликта уже посеяно.
Другая распространенная причина конфликтов, на этот раз между супругами, — разные взгляды на воспитание детей. Все мы приходим из семей своих родителей с определенными представлениями о том, на каких принципах может строиться семья и какой стиль воспитания приемлем, а какой нет. Эта разница тоже может привести к столкновению.
Вместе с тем последствия конфликтов могут быть как отрицательными, так и положительными. Среди первых — негативные эмоции и стресс для всех членов семьи (особенно для детей), эмоциональная опустошенность, формирование «образа врага» и разрушение отношений.
Конфликт, если пытаться найти из него конструктивный выход, — это всегда возможность перейти на новый уровень отношений. Он помогает глубже понять интересы собеседника, а заодно удовлетворить собственные потребности.
Кроме того, опыт разрешения сложных ситуаций может помочь и взрослым, и детям. Родительский пример конструктивного поведения в конфликте пригодится детям для построения собственной целостной личности в будущем.
От силовых методов к конструктивным
Увы, распространенный способ разрешения конфликтов — силовой. Причем здесь имеется в виду не только (и не столько) физическая сила, но и сила родительского авторитета, например. Родители, склонные использовать в отношениях с детьми этот способ, считают, что «побеждать» ребенка необходимо: дашь ему волю, так он «на шею сядет» и «будет делать, что хочет». Однако сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «Всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого».
А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные методы, дети быстро учатся поступать так же и рано или поздно (чаще всего уже в подростковом возрасте) возвращают родителям преподанный урок, полностью выходя из-под контроля.
Более мягкий вариант силового способа — мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в итоге соглашается. Если такой нажим — постоянная тактика родителей, то ребенок усваивает другое убеждение: «Мои интересы и потребности не имеют значения, все равно придется делать так, как скажут». Как правило, такие дети вырастают либо чересчур агрессивными, либо чрезмерно пассивными. В обоих случаях говорить о близких отношениях с родителями не приходится.
Однако можно повести дело так, что обе стороны окажутся в выигрыше. Этот способ состоит из нескольких шагов. Рассмотрим, как это работает, на примере отношений «родитель — ребенок».
Первый шаг — прояснение конфликтной ситуации. Сначала выслушайте ребенка и уточните у него, в чем состоит проблема: что он хочет или чего не хочет, что для него важно в данной ситуации и что мешает. Затем расскажите ему о своих ощущениях от сложившейся ситуации и озвучьте свои пожелания. После того как ребенок убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также охотнее примет участие в поисках решения.
Второй шаг — сбор предложений. Позиции сторон теперь более-менее понятны, поэтому этап начинается с вопроса: «Как же нам поступить?» Дайте возможность ребенку первому предложить варианты решения и только потом озвучьте свои. При этом постарайтесь, чтобы ни одно его предложение, даже самое неприемлемое с вашей точки зрения, не отвергалось сразу. Если предложений много, для удобства можно их записать.
Третий шаг — оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. На этом этапе совместно определите плюсы и минусы каждого решения. К этому времени вы уже знаете интересы друг друга, а предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Если в выборе лучшего решения участвуют несколько человек, лучшим считается то, которое принимается единодушно.
Четвертый шаг — детализация принятого решения. Предположим, в семье решили, что сыну-пятикласснику уже пора самостоятельно просыпаться, завтракать и выходить в школу. Это освободит родителей от части утренних хлопот. Однако одного решения мало: надо научить его рассчитывать время отхода ко сну и подъема, показать, где какая еда лежит и как разогревать завтрак.
Пятый шаг — проверка выполнения решения. Например, семья решила разгрузить маму и поделить дела по дому более равномерно. Сыну достались обязанности выносить мусор, мыть посуду после ужина. Если раньше он ничего из этого не делал регулярно, на первых порах возможны срывы.
Не стоит напоминать ребенку при каждой неудаче, лучше подождать несколько дней и в момент, когда никто из вас не раздражен, спросить, все ли получается и нет ли проблем. Возможно, окажется, что ему нужна помощь или он предпочел бы более ответственные поручения — например, отводить сестренку в детский сад.
Этот алгоритм можно применять и тогда, когда вы являетесь одной из сторон конфликта, и когда выступаете в роли медиатора. Если пройти через все вышеописанные шаги, никто не останется с чувством проигрыша. Напротив, этот способ изначально приглашает к сотрудничеству, и в конечном итоге выигрывают все.
Напомним, 1 июня 2021 г. в рамках Всероссийского дня консультации для родителей ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации провел онлайн-марафон «Растим детей — растем с детьми». Посмотреть мастер-классы и выступления психологов, специалистов в области права и медиации, детских врачей, известных журналистов, писателей, юристов и самих родителей можно на сайте Центра.
Источники:
Вебинар М. Быковой и А. Зацаринного «Давай договоримся! Развиваем навыки конструктивного диалога» в рамках онлайн-марафона «Растим детей — растем с детьми», 1 июня 2021 года
Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (Астрель, 2008)
Фото: Коллекция/iStock
Что такое конструктивный диалог?
OpenMind теперь является Институтом Конструктивного Диалога. Присоединяйтесь к нам, поскольку мы работаем над созданием инклюзивных культур и конструктивным взаимодействием, несмотря на различия.
Подробнее
Узнайте больше о форме общения, которая может преодолеть разногласия и привести к пониманию.
конструктивный диалог Принципы и перспективы. Формат идеален для обсуждения важных, сложных вопросов, которые могут разделить людей.
Конструктивный диалог ставит во главу угла развитие взаимопонимания – акт стремления лучше понять точку зрения других, чувствуя, что другие стремятся лучше понять вашу. Конструктивный диалог может привести к тому, что люди обогатят свою точку зрения или мировоззрение, прояснят свои различия, найдут точки соприкосновения или даже создадут возможность будущих совместных действий, которые раньше казались невозможными.
Конструктивный диалог может быть дополнительно определен тем, чем он не является. Конструктивный диалог заключается не в том, чтобы убедить других или выиграть спор; и дело не в том, чтобы доказать, что другая сторона неправа. Хотя это могут быть разумные цели для других форм разговора, каждая из них нарушает цель конструктивного диалога.
Пять принципов конструктивного диалога
Подход к разговору как к битве с нулевой суммой, где одна сторона побеждает, а другая проигрывает, создает враждебную динамику, которая приводит к усилению защиты другого человека. Эта динамика сводит к минимуму возможность обучения и часто вредит отношениям. Признайте, что, стремясь к победе, вы на самом деле настраиваете себя на неудачу. Вместо этого попробуйте вступить в разговор с любопытством и целью понять. Вы обнаружите, что это может быть заразно.
Исследования в области психологии и политологии постоянно показывают, что люди редко меняют свое мнение о глубоко укоренившихся убеждениях из-за фактов. Скорее, обмен историями о личном опыте может стать мощным способом открыть новые пути понимания. Сосредоточьтесь на обсуждении проблем на основе собственного опыта — почему проблема важна для вас или как проблема влияет на вас. Попробуйте извлечь те же идеи из других.
Выражение любопытства с помощью вопросов — отличный способ углубить разговор. Но вопросы могут остановить диалог так же легко, как и способствовать ему. Подумайте о разнице между «Как вы можете так думать?» и «Можете ли вы рассказать мне больше о том, что привело вас к такому мнению?» Первое, скорее всего, заставляет кого-то занять оборонительную позицию, а второе может открыть новый путь для разговора. Старайтесь задавать непредвзятые вопросы, которые побуждают к осмысленным размышлениям.
Часто подтверждение чьих-либо чувств по поводу проблемы может дать искру, которая приведет к доверию и взаимопониманию. Однако это не всегда легко. Представьте себе, что вы признаете чьи-то сильные эмоции по поводу точки зрения, против которой вы действительно выступаете — это может показаться довольно неестественным. Это не означает, что вы поддерживаете их точку зрения, а скорее признаете их настоящие чувства и заставляете их чувствовать себя услышанными. Это может укрепить доверие и сделать их более открытыми для вашей точки зрения.
Точки соприкосновения можно найти в самых разных местах — от мелочей, таких как общие интересы, до крупных вещей, таких как общие цели или согласие в том, что определенная ценность имеет значение. Маленькие или большие, связи, которые создает общая почва, могут быть строительными блоками для создания прочных отношений и выявления дополнительных точек соприкосновения.
Следите за нашей работой
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать регулярные обновления о наших исследованиях, выпусках продуктов, а также о науке и практике конструктивного диалога.
Электронная почта *
Имя
Фамилия
Роль Выберите одну Факультет высшей школыАдминистратор средней школы Учитель средней школы Администратор средней школыРабочий руководительДругое
Уведомление о конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie. Пожалуйста, нажмите «Принять», чтобы продолжить, или посетите нашу Политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.
Конструктивные диалоги
Поиск по сайту
В соответствии с пунктом 53 Порядка и правил функционирования механизма обзора UNTOC, конструктивные диалоги с соответствующими заинтересованными сторонами, включая неправительственные организации, будут созваны после заключения рабочих групп Конференции сторон для содействия плодотворному участию в процессе обзора. Первая серия диалогов стартует в 2022 году.
Общая информация
Цели:
Целями конструктивного диалога являются:
- Инструктаж участников о ходе и результатах процесса обзора;
- Сбор материалов и предложений от участников, включая их вклады в отношении способов улучшения осуществления Конвенции и протоколов к ней;
- Сотрудничество с неправительственными организациями в борьбе с транснациональной организованной преступностью, а также в поощрении и обзоре осуществления настоящей Конвенции в соответствии с пунктом 3 с) статьи 32 Конвенции.
Организационные мероприятия:
Конструктивный диалог будет вести председатель соответствующей рабочей группы при содействии Секретариата. Встречи будут проходить на английском языке без перевода.
Конструктивный диалог открыт для государств-участников и подписавших и неподписавших сторон, юридических лиц, межправительственных организаций и соответствующих заинтересованных сторон, включая неправительственные организации, представителей научных кругов и частного сектора.
Письменное резюме обсуждений будет подготовлено Председателем Рабочей группы и представлено Рабочей группе на ее следующей сессии.
Как принять участие?
В соответствии с пунктом 53 Порядка и правил функционирования механизма обзора UNTOC участники из государств-участников и подписавших, не подписавших сторон, субъектов и межправительственных организаций, присутствующих в рабочих группах, также приглашаются к соответствующему конструктивному диалогу, после заключения сессии соответствующей рабочей группы.
Чтобы подать заявку на участие в вышеупомянутых встречах от неправительственных заинтересованных сторон, посетите страницу отдела гражданского общества УНП ООН: нажмите здесь.
Конструктивный диалог по огнестрельному оружию — 2022
Конструктивный диалог по огнестрельному оружию — пятница, 6 мая 2022 года
Конструктивный диалог по огнестрельному оружию был созван в пятницу, 6 мая 2022 года, после завершения девятой сессии принятие отчета.
Программа собрания
Программа (на английском языке)
Заявления и вклады
Доступно здесь
Резюме Председателя. завершение тринадцатой сессии Рабочей группы по международному сотрудничеству и тринадцатой сессии Рабочей группы правительственных экспертов по технической помощи.
Программа Собрания
(английский)
Заявления и взносы
Доступны здесь
Суммируют на председатель
.