Амбидекстр: правша и левша одновременно. Как это и можно ли научиться?
По данным некоторых исследований, примерно 10% населения планеты составляют левши, т.е. у подавляющего большинства людей доминирующей рукой является правая [University of St Andrews, 2020]. Определение ведущей руки происходит в возрасте от трех лет, когда у ребенка уже сформирована фразовая речь, но окончательно понятно, правша он или левша, становится только к четырем годам.
Еще несколько десятков лет назад родители, увидев, как дитя ест или рисует левой рукой, пытались судорожно переучить его делать то же самое правой, думая, что леворукость – это отклонение. Сегодня же, с пониманием взаимосвязи между работой мозга и доминирующей руки, к этому относятся по-другому. Более того, есть те, кто намеренно пытается развить амбидекстрию, считая, что этот навык поможет открыть новые горизонты.
В этой статье мы расскажем вам о том, кто же такой амбидекстр, как им стать и возможно ли развить эту способность самостоятельно. А также выясним, действительно ли амбидекстрия расширяет границы возможного или это просто уловка развивающих школ для привлечения аудитории. Давайте разбираться.
Кто такой амбидекстр?
Амбидекстрия – это врожденное или приобретенное равное развитие функций обеих рук без выделения доминирующей руки. Амбидекстр – это человек, который умеет использовать обе руки с одинаковой скоростью и эффективностью. Кто-то воспринимает таких людей, как уникальных личностей, но на самом деле этому навыку может научиться практически каждый, если приложит для этого достаточно усилий.
Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, посмотрите фрагмент шоу об удивительных способностях людей:
Человек рождается без «привязки» к конкретной руке. Если понаблюдать за ребенком в возрасте до трех лет, то можно заметить, что он примерно с одинаковой частотой пользуется и правой, и левой рукой. В процессе развития нервной системы и психики происходит распределение ответственности между полушариями, а соответственно, определяется доминирующая рука. Если после четырех лет жизни ребенок продолжает использовать обе руки, это явный признак амбидекстрии.
Есть несколько теорий, объясняющих появление «двурукости». Вот несколько из них:
- Теория незаконченной латерализации: это ситуация, когда мозг своевременно не определяет, какое полушарие является доминирующим, в связи с чем человек остается на этапе, когда он может работать двумя руками. Сказать точно, что является причиной незавершения латерализации, нельзя. Кто-то связывает это с задержкой развития, кто-то – с индивидуальными особенностями человека.
- Эволюционная теория асимметрии Вигена Артаваздовича Геодакяна: согласно этой теории, у человека сначала развивается правое полушарие, а значит, доминирующей является левая рука. Левое полушарие «подключается» в период развития речевых функций. Если до рождения или в момент появления на свет у ребенка случилась гипоксия, которая затрагивает левое полушарие (оно наиболее чувствительно к уровню кислорода), это увеличивает риск, что ребенок станет левшой или амбидекстром.
- Теория о генетике: в результате научных исследований было выявлено, что существует специфический ген на второй хромосоме Мутации, происходящие в этом гене, являются причиной леворукости и абмидекстрии. Эти же процессы объясняют наличие шизофрении во многих случаях [А. Аршинова, 2020].
Наверняка многие задались вопросом, можно ли стать амбидекстром не с рождения или наличие данной уникальной способности объясняется только силой природы, генетикой и функциональными нарушениями организма? На самом деле, умение пользоваться двумя руками одновременно побуждают, в том числе, социальные факторы и даже особенности использования простых бытовых предметов. Часто левши намеренно привыкают к работе правой рукой
- большинство входных дверей в общественных местах располагаются таким образом, что их удобнее открывать правой рукой;
- на электрических чайниках шкала, определяющая, сколько еще нужно долить воды, видна только в том случае, если чайник держать в правой руке;
- написание текста ручкой левой рукой часто приводит к тому, что и рука, и лист остаются запачканными чернилами;
- консервный нож и ножницы устроены таким образом, что использовать их удобнее, держа в правой руке;
- тетради с толстым переплетом или пружинами неудобно использовать левшам [А. Рахмович, 2021].
Среди великих людей, спортсменов и современных знаменитостей есть те, кто одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой. Художник и изобретатель Леонардо да Винчи был амбидекстром: многие его труды были написаны левой рукой справа налево. Никола Тесла также обладал данной способностью, но развил он ее самостоятельно, хотя изначально был левшой. Андрей Сахаров, один из создателей водородной бомбы, тоже был амбидекстром.
Среди спортсменов таким навыком обладают теннисисты Мария Шарапова, Мартина Навратилова и знаменитый американский баскетболист Боб Коузи. Амбидекстры часто встречаются среди людей творческих профессий, например, актер Том Круз, певица Мирей Матье, музыкант Пол Маккартни [ГТРК «Омск», 2015].
Амбидекстров много среди сеидов, левитов, коэнов, политиков нашего времени и шейхов в Объединенных Арабских Эмиратах. Чтобы определить у себя склонность к двурукости, достаточно пройти тест на амбидекстра доктора медицинских наук Владимира Пугача.
Если вам кажется, что девушка вращается влево, значит, у вас доминирует правое полушарие (вы левша). Если она крутится в правую сторону, то вы с большой вероятностью правша. У амбидекстров при наклоне головы в соответствующую сторону девушка вращается то влево, то вправо [В. Пугач, 2022].
Конечно, тот факт, что среди знаменитостей и великих людей много амбидекстров, подкупает, но развивать способность одинаково эффективно использовать обе руки, опираясь только на пример известных людей, не стоит. Здесь важно взвесить все за и против. Предлагаем подробнее рассмотреть, в чем же польза владения этим навыком и может ли такое умение нанести вред человеку.
В чем сила и слабость амбидекстров?
Амбидекстрия предполагает отсутствие ведущей стороны не только касаемо рук, но и любого органа. У амбидекстров нет прицельного глаза или толчковой ноги, как у левшей или правшей. Сочетание интуиции и логики позволяет быстро анализировать события, но при этом им сложно отделить чувства от рациональных мыслей.
Дети, у которых четко прослеживается амбидекстрия, уже в раннем возрасте, отличаются активностью. Важно уметь направлять их энергию в нужное русло, иначе ребенок будет капризничать и проявлять излишнюю эмоциональность. Нервная система у таких детей истощается быстрее, они более ранимы, чем правши или левши. По мнению психологов, самый сложный период у ребенка-амбидекстра – это подростковый возраст. В 11-14 лет могут возникнуть проблемы с успеваемостью в учебе, тревожность и повышенная утомляемость. Справиться с ними поможет правильное распределение нагрузки и чередование разных видов деятельности.
Сильные стороны амбидекстров:
- они быстрее осваивают информацию, т.к. в процесс вовлечены оба полушария мозга;
- у них хорошо развиты волевые качества;
- такие люди могут успешно реализовать себя как в творческой, так и в естественнонаучной сферах деятельности [И. Кутянова, 2020].
Несмотря на все преимущества, двурукость может по-разному отразиться на человеке. Например, в некоторых случаях амбидекстрия является причиной нарушения речи, появления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это объясняется тем, что постоянная работа обоих полушарий приводит мозг к переутомлению, при котором полушария не могут полноценно отдыхать по очереди [Ю. Флоренская, 2006].
Чтобы оценить степень влияния функциональной асимметрии на формирование личности человека, ученые провели психологическую оценку амбидекстров в возрасте 25-45 лет. В качестве контрольных групп выступали правши и левши. В результате было выявлено, что группа амбидекстров, по сравнению с группой правшей, отличалась повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, высокой рефлективностью, чувствительностью, внимательностью к своему здоровью и стремлением к избеганию неудач.
В отличие от левшей, амбидекстры более мечтательны, менее дисциплинированны и чаще первых идут на поводу у своих желаний. Левши проще адаптируются к изменениям, амбидекстры же испытывают трудности при регуляции своего поведения в группе и имеют заниженную самооценку [А. Бойко, 2018].
Несмотря на имеющиеся недостатки двурукости, не стоит переучивать ребенка-амбидекстра и принуждать его пользоваться преимущественно одной рукой. Сегодня только в мусульманских странах важно, чтобы именно правая рука была ведущей, т.к. левая рука у восточных народов считается грязной (она используется при выполнении гигиенических процедур).
Если ваш ребенок входит в число тех, кто использует и правую и левую руку в работе, необходимо принять его уникальную способность, терпеливее относиться к его рассеянности, помогать ему реализовать свой творческий потенциал. Обратите внимание на то, есть ли у малыша склонность к музыке: те, кто владеет обеими руками, легче остальных обучается игре на музыкальных инструментах [А. Рахович, 2021].
Амбидекстрия помогает развить логическое и образное мышление за счет подключения в работу правого и левого полушарий одновременно. По мнению экспертов, это помогает не только реализовать себя в творчестве, но и лучше остальных ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их с разных сторон. Уровень развития ребенка-амбидекстра намного выше, чем у детей, которые имеют доминантную руку.
Важно отметить, что далеко не все эксперты разделяют мнение, что амбидекстрия положительно влияет на функционирование мозга. В частности, когнитивист Майкл Корбаллис утверждает, что полушария не могут взаимозаменять друг друга, и объясняет их разделение потребностью каждого из них в специализации на отдельных функциях. В частности, левое полушарие отвечает за обработку языка, а правое – за анализ невербальных действий. Попытки нарушить эволюционную настройку, по мнению эксперта, могут привести к психологическим заболеваниям [M. Corballis, 2018].
Прежде, чем развивать у себя или у своего ребенка эту способность, стоит взвесить все плюсы и минусы. Важно понимать, для чего вы это делаете. Обучение двурукости сравнимо с процессом освоения шпагата: если тело изначально не склонно к гибкости, каждое физическое упражнение будет насилием [Л.
Итак, как же стать амбидекстром, независимо от того, правша вы или левша? Можно ли этому научиться самостоятельно или здесь без помощи профессионалов не обойтись? Поговорим об этом далее.
Как стать амбидекстром правше и левше: упражнения
В 1903 году Джон Джексон, директор одной из гимназий в Белфасте, основал движение, которое пропагандировало амбидекстрию. Он и его последователи были уверены в том, что оба полушария мозга независимы друг от друга, и праворукость способна раскрыть лишь половину потенциала человека. Джон Джексон писал, что каждая рука должна быть автономна при выполнении какой либо работы, будь то одновременное написание письма или игра на пианино, и это не должно влиять на уровень концентрации [The Guardian, 2021].
Несмотря на то, что на данный момент нет достаточных доказательств, подтверждающих влияние амбидекстрии на функцию мозга, умение пользоваться двумя руками одинаково эффективно превратилось в один из популярных навыков современного человека. Василий Касьянов, интернет-маркетолог, в одном из интервью рассказывает, что он стал амбидекстром благодаря тому, что однажды случайно расписался противоположной рукой, когда ведущая рука была занята. Точнее сказать, этот случай побудил его к изучению данного вопроса.
Примерно год он осваивал данный навык. Будучи правшой, Василий начал читать литературу для левшей, вступил в тематические интернет-сообщества и изучал научные труды нейрофизиологов и докторов. Главное изменение, которое он ощутил на себе спустя год тренировок, это то, что у него поменялась жестикуляция и теперь у него активно работают не только обе руки, но и все тело [В. Касьянов, 2018].
Стимулировать работу обоих полушарий мозга можно, не отрываясь от повседневных дел. Начните с простых и доступных упражнений:
- Попробуйте выполнять все бытовые действия противоположной рукой. Например, приучите себя есть непривычной для вас рукой. Сначала такой подход может доставлять неудобства, но в дальнейшем это превратится в обыденность.
- Теперь, когда вы уверенно держите ложку в противоположной руке, пора приступать к приготовлению пищи этой же рукой и выполнению гигиенических задач.
- Рисуйте узоры или геометрические фигуры одновременно двумя руками. Не стоит ожидать от себя безупречных результатов, если ранее вы этого не делали. Главное, чтобы в итоге рисунки получились понятными.
- Увеличьте физическую нагрузку на недоминантную руку. Зачастую неуклюжесть выполнения работы данной рукой объясняется слабо развитой мускулатурой. Занимайтесь с гантелями, эспандером, чтобы увеличить мышечную силу [А. Рахович, 2021].
В вопросе развития мускулатуры важен ответственный подход и системность. Бросайте мяч второстепенной рукой в конкретную цель и старайтесь поймать его этой же рукой. Играйте ей в теннис, поднимайте гантели, управляйте мышкой или нажимайте пробел на клавиатуре.
Написание текста тоже является отличным инструментом для развития второстепенной руки. К данному процессу важно подходить терпеливо, спешка здесь будет неуместна. Начните с букв: научитесь сначала прописывать строчные и прописные буквы, а затем переходите к написанию слов и предложений. Если возникли сложности с этим упражнением, начните с обведения контура букв в журналах или газетах. Чтобы лучше понимать технику работы противоположной рукой, понаблюдайте за тем, у кого эта рука является ведущей [Е. Белоконова, 2021].
Развить в себе амбидекстрию можно с помощью рукоделия: попробуйте вышивать сначала одной рукой, а затем другой. Займитесь игрой на музыкальном инструменте, где одновременно должны быть задействованы две руки. Жонглирование – тоже здорово включает в работу оба полушария мозга.
Как уже говорилось ранее, амбидекстрия может проявиться еще в раннем детстве, и это не является поводом для того, чтобы начать переучивать ребенка. Важно подходить к вопросу воспитания чада с учетом его особенности. В частности, такие дети отличаются гиперактивностью, и ее нельзя пресекать запретами и криками. В данном случае нужно направлять энергию дитя в нужное русло, отвлекать его полезным делом, что со временем научит его самоконтролю.
Поддерживайте мультизадачность ребенка: пусть он не просто рисует рисунок, а придумывает историю к нему. Будьте готовы к тому, что таким детям может быть неинтересна школьная программа, поэтому смело нагружайте юного амбидекстра интересными и разносторонними задачами.
Если малыш, напротив, еще не определился с рукой к соответствующему для этого возрасту, следует развивать обе руки, наблюдая при этом за поведением, неврологией и речью, и вовремя корректировать появившиеся отклонения, если они возникнут. Если вы намеренно хотите сделать из ребенка амбидекстра, то начинать следует как можно раньше. Кстати, школьные прописи могут пригодиться в этом: начните тренировки второстепенной руки с изображения палочек и букв.
Развитие амбидекстрии требует создания новых нейронных связей, что происходит в процессе осуществления нестандартных для человека действий. К примеру, если вы привыкли ходить на работу одной и той же дорогой, заставляйте себя каждый раз привносить что-то новое в своей путь.
Если на завтрак вы традиционно варите овсянку, перестройте себя и попробуйте баловать себя каждое утро новыми угощениями. А еще приучите себя открывать двери противоположной рукой. Говоря простым языком, отключайте автопилот в своих действиях: таким образом вы «запустите» мозг и со временем нестандартные для вас решения обретут осознанность.
Стать амбидекстром помогут фильмы на иностранном с субтитрами: человек, просматривая их, как правило, сопоставляет текст и произношение героев, параллельно запоминая картинку и вникая в сюжет [А. Журавина, 2018].
И еще несколько советов:
- Помните о том, что обучение должно приносить удовольствие, а не дискомфорт. Важно наращивать темп постепенно, а не резко усиливать нагрузку на второстепенную руку.
- Чередуйте тренировки и отдых, особенно на начальном этапе, но при этом не упускайте возможности делать упражнения как можно чаще.
- К любому действию, будь то написание письма или приготовление еды непривычной для вас рукой, нужно подходить уверенно, в спокойном состоянии и в хорошем настроении.
- Заведите себе дневник, где будете отмечать свои успехи той рукой, которую развиваете. Спустя время вам будет интересно взглянуть на свои записи и сравнить, как вы писали в первый день тренировок и как пишите сейчас.
В развитии амбидекстрии важно не только уделять время второстепенной руке, но и не забывать про ведущую руку, иначе она постепенно будет ослабевать, поэтому чередуйте упражнения и чаще подключайте к работе обе руки одновременно.
Резюме
Человек – это уникальная система, которая настраивается не только в процессе внутриутробного развития, но и в течение всей жизни. Его возможности безграничны, и в последнее время все больше людей начали интересоваться, какими навыками и способностями должен обладать человек, чтобы добиться успеха. Один из навыков, который способствует улучшению пространственной ориентации, способствует развитию многозадачности, креативности и даже раскрытию талантов, – это умение использовать обе руки одинаково эффективно.
Конечно, нельзя сказать однозначно, что амбидекстрия не несет в себе никаких негативных последствий, поэтому если вы решили стать амбидекстром, подходите к делу максимально ответственно, последовательно и осознанно. Чаще прислушивайтесь к себе и не пропускайте сигналы организма, которые могут свидетельствовать о том, что пора снизить нагрузку или перестроить систему обучения.
Упражнения на тренировку второстепенной руки и одновременное выполнение работы двумя руками помогут вам добиться поставленной цели, здесь главное дисциплина и самомотивация. А чтобы процесс был максимально эффективным и увлекательным, рекомендуем вам заглянуть к нам на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где вы узнаете, как ставить цели, избавляться от лени, прокрастинации, научитесь применять различные техники для обучения и освоите многое другое.
Желаем успехов и просим поучаствовать в небольшом опросе:
Ключевые слова:1LLL
Левши, правши и амбидекстры
В ходе эволюции человечество на 90% оказалось праворуким — благодаря необходимости производить требующую точности работу (труд создал человека, по утверждению одного из классиков марксизма) и развитию речевого центра, расположенного в соответствующем полушарии головного мозга. Животные не знают таких предпочтений, у них нет ведущих лап и крыльев.
Левшам не очень уютно в почти тотально праворуком мире. До недавнего времени и необходимые предметы быта «с левой резьбой» невозможно было найти в продаже. А потому открыть банку консервным ножом, порезать бумагу и произвести еще множество обычных действий левше приходится инструментом, предназначенным для использования правой рукой. Благо, хоть теперь нужные для быта приспособления, созданные специально для левшей, можно приобрести в магазинах необычных товаров.
Долгое время в нашей стране тех детей, у которых оказывалась ведущей левая рука, насильно переучивали: заставляли есть и писать правой. В классах сегодняшних бабушек и мам, случалось, находился такой несчастный ребёнок — как правило, обладатель ужасно корявого почерка и неудобно располагавший свои тетрадки поперек парты. Зато в постсоветское время педагоги стали отмечать увеличение числа левшей среди школьников и студентов. Но ведь их не стало больше — просто они стали заметнее, наконец избавившись от мук по переучиванию на несвойственную им руку.
Совместные действия правши и левши могут быть немного некомфортны для обоих. Если двум разноруким людям нужно встряхнуть плед на пикнике, понадобятся дополнительные секунды совместной подстройки.
Определить, правша или левша ребенок, более или менее точно можно в возрасте около трех лет — до этого, пока не оформилась фразовая речь, малыш может с одинаковым успехом действовать обеими руками, иногда предпочитая левую.
Если ребенок давно заговорил, а у родителей ещё остались сомнения насчет его ведущей руки, следует доверить тестирование на право-леворукость профессиональному педагогу или психологу.
Провести самодиагностику из интереса может и взрослый. Для этого есть очень простые методы.
Первый. Без подготовки, не задумываясь сцепите пальцы рук в замок. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху. В 90% случаев это правая рука — да, вы правша (скорее всего).
Второй. Так же без подготовки и не задумываясь примите «позу Наполеона» — скрестите руки на груди. Вы правша, если кисть правой руки лежит сверху на левом предплечье.
Внимание, редкий случай! Если оказалось, что при сцеплении пальцев ведущей оказалась правая, а при скрещивании рук на груди — левая (или наоборот), есть вероятность, что вы амбидекстр.
Амбидекстр — такой человек, у которого руки равнозначны, и он при равномерном их развитии способен одинаково хорошо управлять и правой, и левой. Само слово означает «обе правые».
Такими рождаются все человеческие дети, но постепенно 99% их утрачивают эту способность — как мы уже говорили, к моменту овладения фразовой речью.
Чтобы легче запомнить слово «амбидекстр», шутники придумали вопрос: «В какой руке амбидекстр держит пипидастр?» (Пипидастр — пушистая метелка для смахивания пыли или аксессуар болельщика в виде большого помпона. )
Среди знаменитых амбидекстров гений Возрождения Леонардо да Винчи, военный врач и составитель толкового словаря Владимир Даль, музыкант Джимми Хендрикс, физик Андрей Сахаров и теннисистка Мария Шарапова.
Амбидекстр может и не подозревать за собой этого свойства. Но если такой человек проанализирует свои бытовые привычки, то без труда выяснит, что левая рука всегда активно задействована в его повседневных делах. И как раз она зачастую отвечает за более тщательные процессы (когда нужно что-нибудь оттереть, вдеть нитку в иголку и т. п.).
Амбидекстрам порой кажется, что другие люди выполняют какие-то действия слишком медленно. Хотя… им это не кажется: обычный человек действует одной рукой там, где обоерукий орудует сразу двумя.
Совпадают ли у вас ведущие руки в первом и втором опыте? Замечаете ли вы леворукость своих знакомых, собеседников, случайно встреченных людей? Кого из известных личностей-левшей (артистов, спортсменов, политиков) можете вспомнить?
Фото: Kelly Sikkema | unsplash. com/@kellysikkema
Теги: амбидекстр, ведущая рука, левша, правша, эволюция
рукость — Better Health Channel
Резюме
Прочитать полный информационный бюллетень- Исследователи до сих пор не понимают, почему около 10 процентов населения оказываются левшами.
- Большинство детей предпочитают пользоваться одной рукой или другой к возрасту примерно 18 месяцев и определенно становятся правшами или левшами примерно к трем годам.
- Если ваш ребенок от природы левша, не пытайтесь заставить его пользоваться правой рукой.
Предпочитает ли человек свою правую руку или левую, и что это говорит о работе мозга, изучалось в течение как минимум 150 лет. Однако исследователи до сих пор не понимают, почему около 10 процентов населения оказываются левшами.
В прошлом детей, которые были левшами от природы, поощряли или заставляли использовать правую руку, в основном из-за предубеждений против неловкости письма левой рукой и преобладания «правшей» посуды. В наши дни леворукость более приемлема.
Если ваш ребенок от природы левша, не пытайтесь заставить его пользоваться правой рукой. Хотя мы очень мало знаем о том, что влияет на предпочтение рук, мы знаем, что леворукость отражает структуру индивидуального мозга.
Причины леворукости
Почему каждый десятый предпочитает свою левую руку, остается загадкой. Прямая генетическая связь не доказана, и у двух родителей-правшей может родиться левша. Теории включают:
- Гены – возможно, генетические факторы предрасполагают ребенка к правой руке. Один ген может передаваться от родителей к детям, чтобы влиять на то, какую руку предпочитает ребенок. Если конкретная версия этого гена передается по наследству, ребенок с большей вероятностью будет левшой, в зависимости от подкрепления и других воздействий окружающей среды. Тем не менее, более поздние исследования показывают, что более вероятно, что множество различных генов «складывается», чтобы произвести левшу.
- Пол – мальчиков-левшей немного больше, чем девочек. Это наводит некоторых исследователей на мысль, что мужской гормон тестостерон оказывает влияние на праворукость и леворукость.
- Развитие плода – некоторые исследователи считают, что на рукоятку больше влияет окружающая среда, чем генетика. Они предполагают, что факторы окружающей среды в утробе матери (включая воздействие гормонов) могут влиять на то, отдаем ли мы предпочтение правой или левой руке в более позднем возрасте.
- Моделирование – дети учатся выбирать правую или левую руку, копируя родителей и других значимых опекунов. Однако это не объясняет, почему у родителей-правшей иногда рождаются дети-левши, и наоборот.
- Повреждение головного мозга — небольшой процент исследователей предполагает, что все люди должны быть правшами, но некоторые виды повреждений мозга в раннем возрасте вызывают леворукость. Для левшей и родителей левшей важно отметить, что нет убедительных доказательств в поддержку этой довольно спорной теории.
- Адаптация — некоторые люди, которые от природы правши, становятся левшами из-за необходимости приспосабливаться к травме.
Развитие предпочтительной рукости
Очень маленькие дети часто используют обе руки одинаково. Предпочтение руки в ранние годы, по-видимому, зависит от того, какая рука находится ближе к желаемому объекту; например, малыш может тянуться левой рукой к игрушке с левой стороны из-за удобства, независимо от того, какие руки он предпочитает в будущем.
Большинство детей предпочитают пользоваться одной рукой или другой к возрасту примерно 18 месяцев, а к трем годам они определенно становятся правшами или левшами. Однако недавнее британское исследование нерожденных детей показало, что леворукость может развиться в утробе матери. Около девяти из 10 нерожденных младенцев предпочитали сосать правый (а не левый) большой палец, и это предпочтение руки подтвердилось в более позднем возрасте.
Исследователи все еще ищут ответы
Мозг состоит из двух полушарий, левого и правого. Исследователи мозга когда-то считали, что наличие рук показывает, какое полушарие мозга является доминирующим. Однако, если бы это было правдой, это означало бы, что это «доминирование» должно влиять на другие функции, контролируемые мозгом. Похоже, это не так; например, речевые центры, как правило, располагаются в левой части мозга, независимо от предпочтения рук.
Еще одна трудность для исследователей заключается в том, что ручность не всегда четко определена. В то время как некоторые люди используют одну руку исключительно для всех задач, другие склонны менять местами в зависимости от деятельности; например, некоторые люди пишут левой рукой, а открывают банки правой.
Когда-то считалось, что у правшей преобладает правая сторона тела, а это означает, что их любимая ступня, глаз и ухо также находятся на правой стороне. Теперь мы знаем, что это не так. Многие люди могут быть правшами, но, например, всегда делают первый шаг левой ногой. Чем больше мы узнаем о правшах и левшах и их связи с работой мозга, тем больше мы понимаем, что не знаем.
Объяснение перекрестной латеральности
Перекрестная латеральность — это амбидекстральная смесь (например, леворукость, но доминирование правого глаза и стопы). Это может вызвать трудности с координацией. Однако некоторые виды спорта (например, гимнастика) выигрывают от распределения доминантного мозга. Исследования перекрестной латеральности продолжаются.
Проблемы для левшей
Поскольку 90 процентов населения составляют правши, у левшей возникают некоторые практические проблемы, в том числе:
- Западное письмо идет слева направо. Левша должен «сжимать» руку, чтобы писать, не пачкая чернил.
- Дети-левши, которые учатся писать, часто пишут задом наперёд («зеркальное» письмо). Это естественная склонность, а не признак дислексии, и она исчезнет со временем, практикой и поддержкой.
- Приспособления, такие как ножницы, предназначены для использования правой рукой.
- Такие инструменты, как циркулярные пилы, могут быть опасны, если ими управлять левой, а не правой рукой.
- Некоторые исследования показали, что трудности в обучении, эпилепсия и аутизм чаще встречаются у левшей. Тем не менее, другие исследователи не смогли подтвердить эти выводы, и современные данные свидетельствуют о том, что рукость не связана с трудностями в обучении.
Преимущества для левшей
Быть левшой тоже имеет свои преимущества, в том числе:
- Левши имеют преимущество в самых разных видах спорта, от фехтования до бокса.
- Спортивное преимущество также заключается в том, чтобы застать соперника-правшу врасплох, потому что спортсмены-правши не привыкли играть против соперников-левшей.
Где получить помощь
- Школьный учитель и директор (в случае трудностей с письмом у ребенка)
- Ваш врач
- Handedness [онлайн], Gale Encyclopaedia of Childhood and Adolescence, через FindArtsmarts. Больше информации здесь.
- Часто задаваемые вопросы [онлайн], Anything Left Handed, Великобритания. Больше информации здесь.
- «Рукость развивается в утробе матери» [онлайн], в New Scientist, vol. 10, нет. 58, 22 июля 2004 г. Подробнее здесь.
- «Левши побеждают в рукопашном бою» [онлайн], в New Scientist, vol. 13, нет. 37, 8 декабря 2004 г. Подробнее здесь.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена по:
Психология различий мозга левшей
Около 10% населения мира являются левшами, и этот процент остается постоянным на протяжении многих лет. Этот относительно небольшой процент людей всегда очаровывал психологов. Различия в мозге левшей и то, что левши делают по-другому, вызывают множество интересных вопросов. Исследования дают представление о том, что может означать рукопожатие.
В общем, хендость — это континуум. Некоторым людям удобнее пользоваться правой рукой, но для некоторых задач они все же используют левую. Немногие люди полностью симметричны, то есть они одинаково используют обе руки для выполнения одних и тех же задач. Левшам удобнее всего писать, бросать и выполнять другую повседневную работу левой рукой. Но все это только начало. Статистика левшей оставляет много вопросов для изучения психологии, связанной с леворукостью.
Во многих отношениях левши думают иначе. Некоторые причины являются социологическими, а другие физиологическими.
Развитие предпочтения рук
Мужчины немного чаще бывают левшами, как и близнецы. Существуют тенденции развития предпочтения руки, и хотя исследователи все еще изучают, что именно заставляет людей быть левшами, мы знаем, что на это влияет генетика. Тенденция иметь доминирующую левую руку передается по наследству. Однако, в отличие от других генетических признаков, это не совсем предсказуемо. Двум левшам не гарантируется леворукий ребенок.
Национальная медицинская библиотека США заявила: «Первоначально считалось, что рукость контролируется одним геном. Однако более поздние исследования показывают, что этому признаку способствуют несколько генов, возможно, до 40. Каждый из этих генов, вероятно, имеет слабое влияние сам по себе, но вместе они играют важную роль в установлении предпочтения руки».
В статье в Neuropsychologia говорится, что зародыши отдают предпочтение движениям рук на ранних этапах развития. К пятнадцатой неделе беременности 90% плодов предпочитают правостороннее сосание большого пальца. Эти первоначальные предпочтения коррелируют с ручностью в более позднем возрасте, показывая, что рукоять частично развивается до рождения.
Мозг левши
Вопрос о том, отличается ли анатомически мозг левши от мозга правши, является предметом споров и стимулировал множество исследований. Работа мозга левшей до сих пор активно изучается. Рукорукость — это форма функциональной асимметрии полушарий, которая устанавливает различия между левым и правым полушариями мозга. Исследования противоречивы в своих выводах о том, способствует ли структурная структура мозга ручности.
В статье 2019 года говорилось: «В то время как крупномасштабные исследования нейровизуализации с использованием автоматизированных методов в значительной степени не смогли обнаружить локальные анатомические асимметрии, связанные с предпочтением руки, другие исследования, идентифицирующие определенные двигательные области, смогли найти локальные морфологические и функциональные различия».
В статье сообщалось о результатах МРТ-изображений, указывающих на то, что левши отличаются от своих сверстников-правшей в трех основных областях мозга, включая моторную кору для обоих полов и полосатое тело и белое вещество мозжечка у участников-мужчин. Все три области мозга играют роль в двигательной функции.
Хотя некоторые причины различий в мышлении и функционировании могут быть генетическими и анатомическими, леворукость также связана с поведением. То, что левши делают по-другому, часто зависит от социальных последствий наличия доминирующей руки, отличной от обычной.
Левши в мире правшей
Мир, в котором мы живем, в основном создан для правшей. Из-за этого левши сталкиваются с множеством проблем, с которыми не сталкиваются правши. Тот факт, что они должны выполнять повседневные задачи в обществе, которое обслуживает людей с другой доминирующей рукой, заставляет их мыслить по-другому в повседневной жизни.
Журнал Insider отметил крошечные вещи, которые правши часто считают само собой разумеющимися, но которые сложнее для левшей. В статье говорилось: «Мир создан для правшей, и левшам приходится терпеть множество мелких ежедневных трудностей, о которых правши могут не задумываться».
В статье указано, что молнии, мерные стаканы, записные книжки, клавиатуры для кредитных карт и многое другое предназначены для правшей. Многие психологические различия между правшами и левшами, вероятно, являются результатом адаптации левшей. Многое из того, что левши делают по-другому, является результатом необходимости.
Прежде чем большая часть сегодняшних исследований была завершена, считалось, что леворукости можно разучиться. До недавнего времени ученики часто были вынуждены использовать правую руку для письма в школе, даже если использование левой руки имело для них больше смысла. Сегодня мы знаем, что нет ничего плохого в том, чтобы быть левшой, и понимаем, что принуждение детей к смене леворукости может иметь долгосрочные неблагоприятные последствия.
Немецкий психолог Анне-Кэтрин Шварц сказала: «С самого рождения у нас есть доминирующая рука, которая лучше подходит для мелкой моторики, которая, конечно же, определяется мозгом. И когда мы действуем против этой предрасположенности, это влияет на концентрацию, когнитивные способности или, например, на то, насколько хорошо мы можем учиться».
Образование было не единственной областью, в которой левши считались хуже. На протяжении большей части истории считалось, что левши более склонны к психологическим проблемам и даже к физическим травмам. Более поздние исследования оспаривают это. На самом деле, некоторые исследования показывают, что у левшей есть преимущества. Например, согласно исследованиям, профессиональные спортсмены-левши могут иметь преимущество перед своими коллегами-правшами, возможно, потому, что их движения менее предсказуемы, чем у их сверстников-правшей.
Креативное мышление необходимо при жизни левши, что может привести к лучшей адаптации и навыкам решения проблем в профессиональной жизни. «Даже если это так мало, как адаптация к дверям, инструментам или ножницам. . . мы разработали функциональные решения для всего этого. Это делает левшей более гибкими в офисе и быстро реагирующими», — говорится в статье в Fast Company.
Далее в статье подчеркивается, что левши могут придумывать несколько вариантов решения проблем и часто не видят вещи в черно-белом цвете. В статье также предполагалось, что они могут быть более независимыми, потому что их леворукость отличает их от многих их сверстников.
Эти статистические данные для левшей рисуют захватывающую картину того, на что может влиять леворукость. Факты о левшах говорят о том, что их уникальный взгляд на мир приводит к различному поведению и сильным сторонам. Еще многое предстоит изучить, когда речь идет о психологии различий мозга левшей и о том, что она может рассказать нам о человеческом развитии, психическом здоровье и многом другом.
Чтобы узнать больше о различиях мозга левшей и других интересных психологических вопросах, рассмотрите онлайн-программу бакалавра психологии в Колледже Нотр-Дам. Наша настраиваемая степень позволяет вам адаптировать свое образование, выбирая из многочисленных областей обучения в этой области. Наш целостный подход к психологии фокусируется на разуме, теле и духе и означает повышение конкурентоспособности рабочей силы.