Либеральный стиль воспитания
Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Аннотация
Несмотря на то, что большинстве случаев родители применяют какой-либо стиль воспитания неосознанно, он присутствует в любом случае, потому что даже отсутствие воспитания представляет собой стиль. Одним из них является либеральное воспитание, о котором пойдет речь в данной статье.
Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Либеральный стиль воспитания // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88261 (дата обращения: 06.
Либеральный стиль воспитания основывается на принципе свободы, который применяется родителем не только по отношению к ребенку, но и к себе. Ребенку даются рекомендации относительно его поведения, однако они не носят обязательный характер. Нарушение принципа свободы не приветствуется, и все действия ребенка рассматриваются с этой позиции. В случае, когда его поведение не нравится родителям или раздражает их, они пытаются подавить свои чувства и считают виноватыми себя [1, 2].
Итак, поведение родителей. Они ставят себя наравне с ребенком. Вместе с правилами и запретами в воспитании может отсутствовать и помощь, необходимая ребенку. Однако, думая, что это разовьет самостоятельность и ответственность воспитуемого, родители немного ошибаются – это происходит не всегда. Как правило, родители тепло относятся к ребенку, охотно с ним общаются и многое прощают. Выбрать либеральный стиль воспитания могут родители со слабым темпераментом и те, которые не склонны к управлению и руководству.
Не умея или не имея желания воспитывать, такие родители снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным [3].Однако это не означает, что с помощью данного стиля поведение детей не корректируется, такой момент характерен для попустительского воспитания. Родитель, выбравший либеральное воспитание может опекать ребенка в такой же степени, как и тот, который выбрал демократический стиль, просто он взял на себя ответственность за свободу.
Если искать основателей либерального стиля воспитания в философии, то нужно обратить внимание на таких экзистенциалистов, как К. Ясперс и Ж.-П. Сартр. Они отстаивали принцип ответственности за свободу индивидуумов, но не социальной ответственности одних людей перед другими. Это обусловливает то, что либеральный стиль не сочетается с идеями коллективизма. Ребенок, воспитанный при помощи такого стиля нелегко адаптируется в коллективе, ему сложно совместить ответственность за свободу и ответственность перед другими людьми.
Либеральный стиль не подразумевает строгое регулирование поведения ребенка, запреты и четкие правила. Кроме того, обычно детям ни в чем не отказывают и выполняют все их требования. Плюсом либерального стиля является открытость родителей для общения с ребенком, хотя коммуникация в основном направляется от детей. Отрицательной чертой данного стиля является то, что воспитанные таким образом дети имеют склонность к непослушанию и даже агрессии, они могут неадекватно вести себя в обществе, не предъявлять к себе никаких требований, быть тревожными и нервозными, так как не чувствуют определенности и ясных границ. Такие дети обычно неприспособленны к жизни, у них есть привычка, что все вокруг обязательно должны их любить, а это в свою очередь может привести к нервным срывам и депрессии при столкновении с реальностью и взрослой жизнью [2].
Итак, поведение детей. Они предоставлены сами себе, сами проводят анализ и исправление своих ошибок, что может привести к формированию привычки действовать самостоятельно и в старшем возрасте. Возможно даже присутствие отчужденности и недоверия к людям. Хотя на становление личности оказывает не только семья, поэтому существует риск, что ребенок будет вовлечен в какую-нибудь плохую компанию, который усиливается слабым контролем со стороны родителей. Результатов воспитания может быть несколько: дети могут быть безответственными и неуверенными в себе, или неуправляемыми и импульсивными, или же активными, творческими, сильными натурами [3].
Можно сделать вывод, что в либеральном воспитании детям предоставляется много свободы и мало ограничений, что может осложнить их адаптацию в коллективе.
Библиографический список
- Либеральный и попустительский стили воспитания [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://studme.org/173016/pedagogika/liberalnyy_popustitelskiy_stili_vospitaniya, свободный – (22. 12.2018).
- Либеральный стиль воспитания [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru/parents/tests/upbringing.php?s=3, свободный – (22.12.2018).
- Характеристика стилей семейного воспитания [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://uchitel76.ru/xarakteristika-stilej-semejnogo-vospitaniya/, свободный – (22.12.2018).
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»
Авторитарный, либеральный и демократический тип воспитания в семье ✅ Блог IQsha.ru
Каждый родитель хочет вырастить успешного, здорового и счастливого ребёнка. Но все мы приходим к родительству с разной степенью подготовленности. От этого зависит наш выбор стратегии отношений с малышом.
Современные взрослые живут в эпоху перемен, когда на смену устоявшимся столетиями патриархальным порядкам приходят новые. У нас есть поколения, которые росли в непростую советскую эпоху и утратили крепкие связи со своим родом. Это сильно повлияло на воспитание детей. После признания движения к коммунизму неудачным многие оказались перед выбором: как правильно растить молодое поколение и что предпочесть из множества концепций воспитания? Идеи соперничают друг с другом, а вчерашние догмы жёстко критикуются. Однако на смену им приходят уже другие тренды, которые также будут пересмотрены с течением времени.
Все новые принципы воспитания детей, равно как и и хорошо забытые традиции, укладываются в основные стили воспитания. На них не сказываются никакие социальные, политические и экономические события даже государственного масштаба.
О том, какие типы семейного воспитания бывают и как они влияют на детские судьбы, мы поговорим в этой статье.
Авторитарный стиль воспитания
Он характерен для взрослых, стремящихся навязать ребёнку свои решения в жёсткой форме. Она проявляется в способах управления: приказах, указаниях, угрозах, запретах, критике, манипуляциях, что вызывает страх, вину и стыд. При таком стиле воспитания отношения строятся на принуждении и безапелляционных указаниях в на повышенных тонах. Нет проявления ласки, сочувствия, заботы и любви.
В зоне внимания родителей только их ценности, интересы, желания. Для взрослых ребёнок абсолютно глуп, беспомощен и безволен. Его основная задача — делать только то и только так, как скажут. Детская инициатива подавляется, родители полностью контролируют поведение. Важно, чтобы малыш был исполнительным и послушным, ведь взрослый “лучше знает и плохого не посоветует”.
Если ребёнок не следует указаниям и сопротивляется, наступают санкции вплоть до физического наказания. Авторитарный стиль воспитания страшен не только результатами возможного насилия, но и последствиями морального давления.
Методы авторитарного стиля воспитания:
принуждение — подавление желаний малыша, отсутствие значимости его мнения, насильственное навязывание точки зрения взрослых;
угрозы — управление через страх от возможного наказания из-за ослушания;
критика — унижение человеческого достоинства под видом желания что-то улучшить;
игнорирование — вид морального давления, которое тяжёло переносить детям.
Авторитарностью взрослые растят удобную для себя личность, которая будет стараться “оправдать возложенные надежды”. Однако это, скорее всего, окажется одной из нескольких масок, которую прилежный воспитанник надевает для родителей. Что происходит с ребёнком вне семьи и как он ведёт себя с другими, может быть неизвестно. Нельзя исключать и возрастные кризисы, во время которых прилежное поведение может перерасти в девиантное.
Каковы последствия для детей
Авторитарный тип воспитания несёт для ребёнка много негатива. Физические наказания — только небольшая видимая часть. Гораздо хуже с последствиями морального насилия. Дети, воспитывающиеся в авторитарных условиях, часто имеют следующие черты:
Потеря индивидуальности
Сложно иметь своё мнение, если тебя заставляют жить по озвученному, единственно верному сценарию. Проблемы могут особенно обостриться в период поиска призвания, выбора будущей профессии и послешкольного образования. Часто абитуриенты поступают в вузы, выбранные родителями, устраиваются на работу, не видя в ней смысла, а затем разочаровываются в карьере. Повзрослев, таким бывшим детям психологи рекомендуют начинать вырабатывать своё мнение с простых бытовых вопросов: что мне надеть, не спрашивая мнения окружающих; куда пойти в свободный день, не читая отзывы; что мне хочется на завтрак, не ориентируясь на пищевые предпочтения членов семьи и т.п.Низкая самооценка
Робость и застенчивость, которые появились из-за критики, не способствуют активности. Дети боятся проявлять себя, они уверены в провале. Стоит ли говорить о достижении счастья, если человек изначально считает, что он его не достоин?Зависимость от чужого мнения
Вытекает из первых двух пунктов. Если ребёнок не понимает себя и заранее знает, что обречён на провал, то уверенность он ищет вовне. Ведь стержень внутри разрушен, значит надо спрашивать у взрослых, всё ли правильно он делает. Когда значимость семьи падает, эту функцию начинают выполнять другие авторитеты: друзья, лидеры, начальники и т.п.Двуличие
Милый ребёнок, гордость родителей вне домашних стен, может искать способы агрессивной самореализации. В таких случаях возможны издевательства над животными, раннее пристрастие к алкоголю, табаку и наркотикам, “лёгкие” преступления (клептомания), проституция, поиск своей жертвы и отыгрывание на ней (например, буллинг).Позиция жертвы
Противоположная манера выживания, когда проще принять роль жертвы и плыть по течению, отвергая свою ответственность за происходящее (инфантильность).Проблемы со здоровьем
Психологическое насилие не проходит бесследно. Неврозы, тревожность, ОКР, как результат воздействия на ребёнка, серьёзно отражаются на качестве его жизни.
К сожалению, многие отрицательные последствия авторитарного стиля воспитания очень отравляют жизнь выросшим детям. А они, в свою очередь, не проработав и не вырастив себя изнутри, наносят травмы уже своим детям.
Либеральный стиль воспитания детей (гипоопека)
В абсолютном проявлении гипоопека стирает грань между родителем и ребёнком, ставя их в одну плоскость. Этот стиль воспитания противоположен авторитарному. Взрослые не дают жёстких установок, не определяют конкретные рамки дозволенного, ставят во главу свободу и равенство, не соблюдают дисциплину и потакают всем желаниям и капризам детей.
Отсутствует желание или умение направлять ребёнка. Многие важные события не игнорируются, но и не проговариваются, что приводит к вседозволенности. Это можно назвать девизом такого типа воспитания.
Ребёнок предоставлен сам себе, участие взрослых минимально. Потому малыш использует все возможности для реализации своих желаний. Нет контроля, нет указаний — все свободны и равны. За это приходится платить обретением опыта, “набиванием своих шишек” или уходом от реальности.
В либеральном стиле воспитания есть следующие особенности:
Ребёнок обретает самостоятельность. Чаще всего, намного раньше необходимого и в гораздо большем объёме, чем может вынести.
Отсутствует конструктивная помощь со стороны взрослых. Реальная же помощь подменяется уходом от проблемы.
Есть доверие к родителям, уверенность, что тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Также возможность делиться и обсуждать все беспокоящие темы. Пожалуй, единственный плюс такого типа воспитания.
Каким вырастет ребёнок при либерально-попустительском стиле семейного воспитания
Предоставленный самому себе, без ориентиров и помощи взрослых, ребёнок легко теряется в жизни. Вынести груз свободы маленькому человеку бывает сложно, что расшатывает психику. Отсутствие чётких правил, расписания и режима приводит к повышению тревожности, что может проявляться истериками.
Возможно, вы встречали обсуждения фотографии двух взрослых мужчин (папы и дедушки), которые стоят над валяющимся на полу в магазине трёхлетним ребёнком? Это пример невмешательства со стороны взрослых. Приятно, что и окружающие не делают замечаний, которые обязательно были бы в обществе с авторитарным стилем воспитания. Отсутствие границ извне может приводить вместо поиска уверенности внутри к поиску такой точки снаружи. Тогда возможны разные зависимости, что иллюзорно создают стабильность: игромания (погружение в увлекательный виртуальный мир), наркомания, алкоголизм, зависимости от коллектива или лидера мнений и т.п.
Инфантильность и безответственность проявляются нежеланием брать ответственность за свои поступки. Превращаясь во взрослых физически, морально и психологически, такие дети не расстаются с детским поведением. Нежелание жить по графику, выполнять обязанности по дому, искать заработок, переезжать от родителей, решать свои проблемы сочетаются с умением перекладывать ответственность на других.
Отсутствие эмпатии и понимания других приводит к проблемам с социализацией и дружескими отношениями. Общество не сильно любит тех, кто ярко отличается от средних представителей. При этом в гипоопекающей семье ребёнок не получал достаточной ответной реакции. И если родители многое прощают, то в социуме безответственное отношение грозит последствиями, к которым ребёнок не готов. Так рушатся планы, погибают надежда и вера, появляется разочарование в людях и в жизни.
Неверная оценка собственных сил, амбициозность, неподготовленность ко встрече с суровыми реалиями могут надолго вывести из психического равновесия. Возможно появление фобий, депрессий.
Потакание родителями детским прихотям приводит к быстрой утрате интереса и отсутствию силы воли. Частая смена целей, бросание дел на полпути, низкая концентрация внимания негативно влияют на успеваемость в школе. При этом нельзя не упомянуть о другой стороне: ребёнок, который постоянно в поиске, имеет больше шансов реализоваться и найти своё место в жизни, чем тот, кто получает указания, как ему жить.
Поэтому нельзя не упомянуть положительные стороны либерального воспитания:
Большая возможность для самореализации через понимание себя, развитие талантов.
У ребёнка не угасает интерес к познанию мира, а значит он будет успешен в узких направлениях.
Выстраивание тёплых и доверительных отношений между родителями и детьми.
Демократический стиль семейного воспитания
Демократический стиль воспитания ещё именуют авторитетным. Пожалуй, это самый благоприятный для ребёнка тип воспитания, который основан на уважении прав, признании уникальности и взращивании ответственности.
Он хорош гармоничными отношениями внутри семьи, что требует усилий от родителей. Если взрослые не готовы к изменениям, то “лучшим” для них будет авторитарный (“будет, как я скажу”) или либеральный (“делай что хочешь”) стиль воспитания. В них эмоциональные и волевые затраты привычны родителям.
При демократическом типе всё иначе. Родители понимают, что в их жизни появился ещё один человек, равный по правам и потребностям. И это означает увеличение как финансовых затрат, так и эмоциональных, физических и психологических. Откупиться деньгами не выйдет. Только всестороннее участие на всех этапах взросления.
Демократический стиль воспитания отличается такими признаками:
Уважение к ребёнку, признание его индивидуальных особенностей, интересов и желаний, взаимопонимание внутри семьи.
Наличие правил, режима и дисциплины (в противовес либеральному стилю).
Правила не насаждаются безапелляционно, как в авторитарном типе, а объясняются. Именно поэтому демократичный стиль воспитания отличается обязательными проговариваниями, объяснениями, открытыми вопросами, обсуждениями и компромиссами.Баланс наказаний и поощрений.
Личный пример взрослых — основа воспитания. Сможет ли ребёнок доверять родителям, которые поучают, но не следуют своим принципам?
Авторитетный (демократический) стиль воспитания имеет свои минусы. И эти недостатки находятся на родительской стороне. Взрослым нужно достаточно внутреннего и физического ресурса, чтобы придерживаться такого типа воспитания. Бывают ситуации, когда проще всего раздавать указания или, наоборот, пустить всё на самотёк. Поддерживать свой авторитет в глазах детей иногда бывает довольно сложно. Приходится постоянно совершенствоваться и искать ответы на неожиданные вопросы, быть готовым идти на компромисс и держать своё слово. Можно сказать, что демократический стиль воспитания всегда предполагает изменения для родителя, но не каждый к этому готов.
Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Конечно, нельзя ответить однозначно на такой вопрос. Семейное воспитание — фундамент для становления личности. На нём выстраивается характер человека, который формируется и корректируется всю жизнь. Однако сделать общие выводы мы можем.
Жизнь по установленным правилам и соблюдение режима и дисциплины развивают волевые качества, вселяют уверенность в завтрашнем дне и снижают тревожность. Авторитет взрослого основывается не на устрашении, а на уважении. В этом принципиальное отличие от авторитарного стиля.
Позиция взрослого остаётся на руководящем уровне, но действия и поступки всегда объясняются, чтобы не оставалось недопонимания и двойных стандартов. Открытость к диалогу способствует доверительным отношениям, поэтому ребёнок понимает, что его слышат, что он значим и находится в безопасности. Баланс наказаний и поощрений формирует ответственность и осознанность. Малыш получает адекватные последствия действий, которые он мог оценить уже заранее. Минимум неожиданностей повышает уверенность.
Детская активность проявляется позитивно: ребёнок интересуется обучением, ставит цели и прилагает усилия к их достижению. Дети, вырастающие в атмосфере уважения, обладают адекватной самооценкой и могут принимать верные решения. Развитая эмпатия помогает выстраивать крепкие и здоровые отношения. Жизнь в стабильных доброжелательных условиях позволяет не убегать в зависимости и делать выбор в пользу личной безопасности и комфорта.
Психологи считают демократический тип воспитания самым благоприятным для ребёнка. При таком подходе дети вырастают независимыми, ответственными и успешными.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Опекающий стиль воспитания
Если либеральный стиль воспитания по-другому называют гипоопекой, недостаточной опекой, то опекающий стиль имеет название гиперопеки, то есть излишней. При этом типе семейного воспитания взрослые выдают свои желания за детские, а чрезмерная забота становится пугающей. Так подавляется детская индивидуальность, используются манипуляции и психологическое насилие.
Чаще всего этим “грешат” мамы и бабушки, что проявляется в:
излишних переживаниях за ребёнка. Поэтому каждый шаг подвергается контролю
запугиваниях и угрозах. Открытый диалог, компромисс и учёт мнения ребёнка отсутствуют.
дети по умолчанию считаются неспособными, неразумными неумехами. Поэтому взрослым проще лишить ребёнка активности и самостоятельности, оставив всю инициативу за собой.
ребёнок всегда находится в скованном положении, испытывает психологическое и моральное давление. Взрослые могут физически наказывать, чтобы подчинить своей воле (токсичные отношения).
Образно этот стиль можно сравнить с душной комнатой, которая обставлена всем необходимым для проживания. Но эти предметы сковывают движения, не дают сделать полный вдох. Со временем этого и не хочется, потому что воздух в помещении несвежий, спёртый, а форточку открывают чрезвычайно редко.
Каковы последствия для ребёнка
Ребёнок, сломанный любимыми взрослыми, тяжело проживает гиперопеку. Это может привести к отсутствие силы воли, неумению принимать решения и совершать обдуманные поступки. К сожалению, такая опека полностью подменяет жизненные понятия в угоду родителю. Если при авторитарном стиле воспитания у детей есть силы на бунт, шанс покинуть семью и избавиться от давления, то от гиперопеки сложно убежать в любом возрасте.
Проживая возрастные кризисы, малыш учится отделять себя от других людей, но в случае гиперопеки ему не дают таких возможностей. Так вырастает несамостоятельный человек, которому проще быть ведомым, чем инициативным. Выученная беспомощность, отсутствие мотивации, лень, инфантильность, хитрость, обман приводят к проблемам в обучении, социализации, общении, попаданию в зависимые токсичные отношения. “Маменькины сынки”, которые не умеют жить самостоятельно, вырастают именно в семьях с гиперопекой.Неудовлетворённость жизнью и отсутствие счастья в самых крайних случаях могут привести к мыслям о суициде, но излишняя привязанность к реакции взрослого не даст этому свершится. В итоге человек не может выстроить свою жизнь, вынужденно действует по чужому сценарию.
Как правило, самостоятельно, без психологической помощи, избавиться от излишней заботы бывает непросто.
Отчужденный стиль семейного воспитания
Отчуждённый стиль воспитания чаще всего наблюдается в неблагополучных семьях. Там почти отсутствует участие взрослых в жизни ребёнка, а малыш предоставлен сам себе. Хорошо, если родители обеспечивают безопасность, еду, гигиену, образование. К сожалению, нередко неблагонадёжные родители не делают даже такого. В этих случаях на защиту прав ребёнка встают социальные службы.
Чем отличается такой стиль воспитания?
Безразличие родителей к судьбе ребёнка и эмоциональная пустота.
Брошенность ребёнка, отсутствие контроля за ним.
Зависимости у членов семьи (алкоголизм, наркомания)
Каким вырастет ребёнок при отчужденном стиле семейного воспитания
Неблагополучные последствия отчуждённого типа воспитания приводят к серьёзным психологическим проблемам. Самооценка ребёнка находится на минимуме, а замкнутость и враждебность рождают тотальное недоверие к миру и агрессию. Так малыш заявляет миру о себе. Отсутствие заботы может привести к аномальным изменениям в семье, когда родители усыновляются детьми. Те вынужденно рано взрослеют, учатся, как могут, решать взрослые проблемы.
Вероятность реализовать потенциал, раскрыть таланты, прожить счастливую жизнь сводится к нулю. Часто у подростков, выросших с отстранёнными родителями, возникают проблемы с законом.
Благоприятный исход при таком стиле воспитания возможен только в результате изменения на другой. Такое происходит, например, если у ребёнка появляется заботливый опекун в виде другого родственника (бабушка, тётя и т.п.).
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Современные родители могут быть не готовы к своим обязанностям, и потому хаотично искать свой стиль воспитания, бросаясь из одного крайности в другую. Неумение договариваться (незрелость) рождает гремучую смесь из разных, иногда диаметрально противоположных методик. Это приводит к хаотичному стилю воспитания или непоследовательному руководству.
Для такого типа характерны:
импульсивные поступки вместо логичного поведения родителей;
большое количество конфликтов, ссор, скандалов. Родители не могут договориться друг с другом, нет уважения и взаимопонимания. Ребёнок часто становится свидетелем сцен выяснения отношений между взрослыми.
Каким вырастет ребёнок при хаотичном стиле воспитания
В хаосе он лишается базовой потребности в безопасности. У него нет доверия к жизни и уверенности в себе, появляется страх неизвестности, фобии. На фоне этих негативных эмоций развиваются тревожные расстройства и сопутствующие заболевания.
Недостаток стабильности и чётких норм поведения приводят к одиночеству и неспособности жить в социуме. У такого взрослого плохо с самоконтролем и ответственностью. Вместо развития волевых качеств проще обвинять всех вокруг и списывать жизненные неудачи на обстоятельства. Без умения понимать себя и свои желания, ставить и достигать цели ребёнок, выросший в хаосе, теряется. Сложности в учёбе и общении делают его замкнутым и оторванным от реальности, словно он проживает чужую жизнь.
Какими должны быть взаимоотношения с ребёнком
Качество отношений внутри семьи определяет дальнейшее развитие человека. Шесть стилей воспитания, о которых мы рассказали в этой статье, не встречаются в чистом виде. Множество самых разных причин: от психологической зрелости до опыта и традиций —влияют на выбор стиля воспитания. И взрослые несут ответственность за управление этим стилем.
Чтобы найти свой тип детского воспитания, используйте наши советы:
“Удобный” ребёнок — не лучшая цель.
Обратите внимание на развитие индивидуальных черт малыша. Да, нам приятно, когда все хвалят наших детей и нам не стыдно за них. Но жизнь не бывает только розово-ванильной. Там, где есть взлёты, будут и падения: сегодня — грамота, завтра — порванные штаны. Не бойтесь всех проявлений жизни, ведь так мы ощущаем её насыщенность. Не давите на ребёнка, не будьте диктатором, разрешите ему иметь своё мнение и учиться его высказывать и отстаивать.Интересуйтесь детской жизнью.
Не сводите семейную жизнь к двум вопросам: “Ты поел?” и “Ты в шапке?”. Забота проявляется в мелочах: положите в школьный рюкзак вкусняшку, забирая вечером из детского сада, пройдитесь необычным маршрутом и обсудите события дня, подарите какую-нибудь мелочь просто так.Задавайте больше открытых вопросов, таких, на которые нельзя дать односложный ответ. Побуждайте малыша рассуждать, проговаривайте его чувства, предлагайте альтернативы, учите рассматривать ситуацию с разных сторон. Для этого не обязательно обсуждать какой-то конфликт, можно тренироваться в игровой форме на бытовых ситуациях. Например, во дворе сидит на машине кошка. Почему она там сидит? Она греется от тёплого двигателя или на солнышке? Она сбежала из квартиры на прогулку? Она бездомная? Как может поступить хозяин автомобиля? Прогнать кошку, угостить чем-то, взять домой? Как бы ты поступил? Что бы ты при этом чувствовал?
Если детская фантазия разыграется, не обрывайте её реальностью (“кошка не может сама себе построить дом”). Пусть ребёнок сам говорит, пока ему хочется. Просто будьте рядом, слушайте его и задавайте наводящие вопросы. Учитесь иногда оставлять своё ценное мнение при себе, позволяя малышу быть активным.Определите место для свободного времени.
Составляя расписание и планируя дела, оставляйте свободные окошки для детского ничегонеделанья. Так ребёнок сможет побыть наедине с собой, отдохнуть и перезагрузиться.Критикуйте с умом.
Не вешайте ярлыков, не унижайте, не давите и не обрубайте крылья. Будьте конструктивны и уважайте ребёнка. Представьте, что на его месте ваш начальник. Какую фразу из этих вы выберете: “Ну ты тупой, я говорила, не делай так, у тебя же руки не оттуда растут! Сразу было ясно, что ничего не получится!” или “Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Давай посмотрим, в чём была ошибка, чтобы постараться больше её не повторять”.
Перфекционисты редко бывают счастливы, потому оставьте за ребёнком право на ошибку. Сюда же можно отнести переживание родителей о детских школьных успехах. Помните, довольны жизнью и успешны чаще всего троечники, а не идеалисты-отличники с тревожными расстройствами.Поддержка и позитивный настрой.
Поддерживайте ребёнка в его начинаниях и развивайте позитивное отношение к жизни. Если приходить каждый день с работы и ругать сотрудников, руководство, клиентов, соседа, правительство, сложно ожидать радостного настроя от ребёнка. Будьте готовы выслушивать нытьё про невкусную кашу, глупого приятеля, строгого учителя, неинтересное задание, контрольную с ошибками. Мы сами творим свою реальность, попробуйте потренироваться вместе.Придумайте свои ритуалы.
Не обязательно, чтобы это были строгие семейные традиции, оставляйте место для вариантов. Например, по вечерам в пятницу мы все вместе смотрим мультфильмы. Но на этой неделе в пятницу вечером родители идут в гости, поэтому просмотр мультфильма перенесём на субботу. Или каждый вечер мы читаем книжку. Сегодня мама устала, давай просто поболтаем. Расскажи, как прошёл твой день, посмотри картинки в книжке сам, а завтра мы про них прочитаем.
Только проявите силу воли. Если решили делать зарядку по утрам, будьте последовательны, не ленитесь, делайте. Перенесли обещанное мероприятие — держите слово, проведите в другой день. Исключительно собственным примером мы можем показать правильные поступки в действии. Это один из истоков уважения.Привлекайте ребёнка к домашним обязанностям.
Позволяйте ему быть самостоятельным в меру своих возможностей, хвалите за инициативу и поддерживайте. Да, по началу вы будете каждый день твердить, что кухонные приборы должны быть разложены сухими и по порядку. Да, сваренный из лука и картошки суп может оказаться далёким от привычного вкуса. Но если его посолить, уже неплохо получается, правда? Такими маленькими шагами однажды вы будете награждены вымытой посудой и вкусным ужином, пусть даже это будут сосиски с яичницей.Позволяйте ребёнку быть свободным со сверстниками.
Пусть он учится искать друзей, определять добрых, честных, непорядочных и злых людей. Приводите примеры, объясняйте, делитесь своими чувствами. Только не давите и не читайте нотаций. Помните, навыки построения социальных связей формируются годами.Расскажите про личные границы, научите некоторым приёмам и фразам для их отстаивания.
Соблюдайте личные границы ребёнка и охраняйте свои. Объясните о вреде манипуляций. Приведите примеры токсичных отношений и последствия от нахождения в них.Будьте щедры на похвалу, проявлений любви и уважения не может быть много!
Разбалованный ребёнок вырастает вовсе не от этого. Поверьте, в жизни у каждого встречается множество проблем. Пусть семья и родители станут опорой и местом силы для ребёнка вне зависимости от его возраста и статуса.
Мы будем рады, если наша статья и советы помогут вам выстроить с малышом доверительные отношения, основанные на любви и уважении.
Анастасия Барышникова,
арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения
Увлекательная разница между либеральными и консервативными родителями
В то время как родители серьезно относятся к задаче обучения детей ценностям, новое исследование Pew Research Center, опубликованное в четверг, показывает пропасть между тем, как консерваторы и либералы, женщины и мужчины, молодые и старые и представители разных рас ценности, которые, по их мнению, следует учить детей.
В отчете «Обучение детей: острые идеологические различия, некоторые точки соприкосновения» рассматриваются 12 различных качеств, которые родители могут попытаться привить детям. Он обнаружил пропасть между либералами и консерваторами, но также и почти всеобщее согласие, несмотря на идеологические различия.
«Мы пришли к поразительному консенсусу в отношении определенных качеств — ответственности, трудолюбия, помощи другим», — сказала Джоселин Кили, заместитель директора по исследованиям Pew и один из авторов отчета. «Есть также некоторые довольно поразительные различия между идеологическими группами».
Люди, относимые к категории «последовательных консерваторов», например, как правило, придавали большое значение обучению детей религиозной вере, в то время как «последовательные либералы» этого не делали. Последовательные либералы придавали большое значение обучению толерантности, что было гораздо ниже в списке приоритетов консерваторов. Любопытство занимает высокое место в либеральных рейтингах, но низкое среди консерваторов. Послушание занимает последнее место в списке последовательных либералов и занимает пятое место среди последовательных консерваторов.
В отчете отмечается, что женщины и мужчины имеют схожие приоритеты, хотя женщины чаще мужчин считают помощь другим и сопереживание важными. Женщины уделяют «несколько более высокий приоритет» обучению религиозной вере.
Разбивка приоритетов по возрасту показала разницу в оценке послушания — 68 процентов лиц в возрасте 65 лет и старше отдают ему приоритет, по сравнению с 56 процентами лиц моложе 30 лет.
Мир как классная комната посмотрел, как дети усваивают характер и ценности.
Бекки Сайпос, генеральный директор и президент Партнерства по воспитанию характера в Вашингтоне, округ Колумбия, которое не участвовало в исследовании Pew, считает, что воспитание характера лучше всего работает, когда оно преднамеренное. «Это работает намного лучше, если мы думаем о том, чему мы хотим их научить — думаем о важных ценностях и о том, как лучше всего передать эти ценности». Затем убедитесь, что ваше поведение поддерживает эти намерения.
Нередки случаи, когда благонамеренные родители саботируют свои собственные усилия по нравственному развитию детей, делая вещи, которые посылают сообщение, отличное от того, что они пытаются поощрять. В качестве примера она приводит родителя, который говорит о сотрудничестве и честной игре, а затем закатывает истерику и ругает судью на спортивном мероприятии.
Обучение нравственному развитию – это процесс, уроки усложняются по мере взросления ребенка. «Вы можете довольно легко научить малышей правильному и неправильному. По мере того, как они становятся старше, серые области становятся более сложными. Мы считаем, что это должно быть не только преднамеренным, но и систематическим», — сказала Сипос из ее организации, национальной некоммерческой организации, которая работает в основном со школами по воспитанию характера.
Школы решают, на чем сосредоточиться, и родители тоже должны, сказал Сипос. «Обычно это то, в чем мы можем заручиться поддержкой всей группы. К сожалению, деревня довольно раздроблена», — сказала она. «Тем более важно, чтобы мы остановились и подумали о том, каких детей мы хотим видеть в будущем».
Гайки и болты
В ходе исследования родителей просили учитывать 12 качеств: независимость, трудолюбие, ответственность, креативность, хорошие манеры, помощь другим, настойчивость, религиозная вера, послушание, сочувствие к другим. , любознательность и терпимость.
Центр Pew изучил ценность, которую родители придают обучению каждого ребенка, задав вопрос, важна ли эта ценность, и если да, то входит ли она в тройку главных ценностей.
Кайли сказал, что отчет следует за исследованием политической поляризации, чтобы «изучить, как политические ценности выражают себя». Она сказала, что американцы со временем стали более идеологизированными, и частью понимания политического ландшафта является изучение распространения растущей приверженности на другие аспекты жизни, такие как воспитание детей.
Pew опросила 3243 человека, которые изначально были частью гораздо более крупного пула для исследования «Политическая поляризация в американской общественности», опубликованного ранее в этом году. Там они зафиксировали пристрастие, «тесно связанное с вещами, не связанными с политикой», например, предпочитали ли люди жить в больших домах и ездить в магазины или в сообществах, где они могли ходить пешком, сказал Кили.
Чтобы расположить людей от консервативного до либерального спектра, взрослым было задано 10 вопросов по темам, включая отношение к бизнесу, гомосексуальность, внешнюю политику, роль правительства и иммиграцию, среди прочего. На основании ответов люди были классифицированы как «последовательно» или «в основном» консервативные, либеральные или «смешанные».
В целом, ответственность заняла первое место: 93 процента сказали, что преподавание особенно важно, а 55 процентов поставили его на первое место. Независимость, трудолюбие и хорошие манеры получили высокие оценки во всех группах.
«Области идеологического согласия и разногласия выявляются», — говорится в отчете. «Например, «помощь другим» широко ценится как важное качество; три четверти или более в каждой идеологической группе говорят, что важно учить детей помогать другим. Однако «сочувствие другим» вызывает больше разногласий. 86 процентов опрошенных последовательные либералы говорят, что важно учить детей эмпатии, гораздо меньше последовательных консерваторов (56 процентов) согласны».
Нарезанный другими способами
Молодые люди придают большее значение творчеству, чем взрослые, как наиболее важной ценности. Хотя все согласны с тем, что ответственность важна, меньшее количество молодых людей включили ее в свой список.
«Ценности воспитания детей также связаны с образованием», — отмечается в отчете. «Выпускники колледжей, как правило, уделяют больше внимания обучению детей сочувствию, любознательности, терпимости и настойчивости. -воспитанный».
Выпускники колледжей также более склонны отдавать предпочтение любознательности, чем менее образованные. То же самое верно и для обучения эмпатии.
В отчете говорится, что чернокожие более склонны придавать большое значение привитию религиозной веры, чем белые или латиноамериканцы. Они также чаще, чем белые, уделяют особое внимание обучению послушанию.
Электронная почта: [email protected], Twitter: Loisco
Консервативное и либеральное воспитание
Время от времени, и только если вы осознаете такую возможность, вы внезапно оказываетесь в откровенном разговоре. . На днях у меня был такой обмен мнениями с Уильямом Фроммом, автором книги «Десять заповедей бизнеса и как их нарушить» (Berkley Press, $7,9).5) во время перелета откуда-то куда-то.
Фромм и я обменялись именами в воздухе и, обнаружив общие черты авторства и публичных выступлений, начали расспрашивать друг друга о жизни. Я показал, что в своих письмах и выступлениях я продвигал довольно консервативную, традиционную философию воспитания детей. Затем Фромм признался, что был либеральным родителем. Тем не менее, по его словам, его взрослые дети были доказательством успеха его стиля.
Заинтригованный, я спросил, что он имел в виду под «либеральным родителем», на что он ответил, что всегда давал своим детям длинную веревку — много свободы, другими словами, — но всегда давал понять, что у них большие проблемы, если они когда-либо доходили до его конца.
«Но, — сказал он, — они знали, что у них будут большие проблемы, если они не войдут, когда обещали войти».
Услышав достаточно, я сказал: «Но это консервативно, а не либерально». Затем я напомнил ему, что определяющая разница между либералами и консерваторами заключается в том, что либералы верят в большое правительство, в то время как консерваторы верят, что, когда речь идет о правительстве, чем меньше, тем лучше. То же самое относится и к управлению детьми.
Этот разговор заставил меня понять, что многие, если не большинство, приравнивают консерватизм в воспитании к множеству правил, ограничений и наказаний. На самом деле, метафора длинной веревки определяет консервативное воспитание, а не то, что нужно придерживаться линии или не щадить удочку.
Консервативный родитель твердо верит в способность ребенка управлять собой. Тем не менее такой родитель также понимает, что требуется «стажировка» определенной продолжительности, прежде чем такая способность станет достаточно зрелой. Во время этой стажировки ребенка терпеливо учат ожиданиям родителей. ребенку дают все более длинную веревку, но всегда с пониманием, что ему лучше никогда не дергать ее за конец.
Именно либералы, а не консерваторы, верят в непреходящую силу регулирования и социальной инженерии. Консерваторы дерегулируют. В том же духе либеральный родитель — это тот, кто считает, что чем больше воспитания (измеряемого правилами, дисциплиной, вниманием и вовлеченностью), тем лучше. Напротив, по-настоящему консервативные родители придерживаются минимализма, когда дело доходит до необходимого регулирования, и отказываются от него как можно быстрее.
В бизнес-среде этот стиль управления известен как «Управление путем блуждания». Что касается детей, я называю его «Воспитание путем блуждания». В связи с этим мы с женой обычно говорили нашим детям: «Пожалуйста, не заставляйте нас быть родителями». Это просто означало, что если они будут вести себя ответственно дома, в школе и в обществе, мы будем держаться от них подальше.