Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Личность по фрейду: Личность в основных психологических теориях

Содержание

Личность в основных психологических теориях

Личность — одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.

Личность по У. Джеймсу

По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную лич­ность и духовную личность. См.→

Личность в бихевиоризме

«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.

Б. Уотсон).

Личность в психоанализе

По З. Фрейду, личность — ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика — это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).

Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З. Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача — минимизировать внутренний конфликт.

Личность в когнитивном подходе

Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.

Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.

Личность — система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.

Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.

Личность в деятельностном подходе

Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека.

См.→

Личность в гуманистической психологии

Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.

Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).

Теории личности в психологии

В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:

  • психобиологические личности (У. Шелдон, США),
  • биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),
  • психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
  • психостатистические личности («факторные» — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
  • и т.д. См.→

Теория личности по Зигмунду Фрейду

Основные идеи психоанализа

Модели личности по Фрейду

Фрейдистская структура личности

Структура Фрейда имеет три компонента

Типология личности по Фрейду

Как повлияло учение Фрейда на соционику

Зигмунд Фрейд известен во всем мире. Его работы по психоанализу оказали огромное влияние на такие науки, как психология, социология, антропология. Он даже после смерти остается одним из самых оспариваемых ученых.

Свою теории Фрейд подвергал многократным переработкам. Он считал личность человека продуктом, формирующимся под влиянием борьбы с требованиями окружающего мира и внутренними конфликтами. Фрейд считал, что человеческая личность пребывает под влиянием социальных факторов, которые могут помогать либо мешать внутренней борьбе.

И теория личности Зигмунда Фрейда дала толчок к рождению психоанализа, которое стало новым направлением в психологии.

Основные идеи психоанализа

Методы психоанализа базируются на концепции теории Фрейда, они изучают:

  • поведение человека, его психику, которые находятся в зависимости от сексуального влечения, которое бессознательно влияет на личность.
  • психологические расстройства и проблемы. Все это может быть вызвано конфликтами между сознанием и желаниями, диктуемыми бессознательным.
  • защитные механизмы человеческой психики, которые препятствуют осознанию установок и содержимого бессознательного.

Коррекция психологических расстройств легла в основу концепции личности Фрейда. Она подразумевает понимание причинивших травмы человеку воспоминаний. Таким образом можно намного облегчить состояние конфликта бессознательного и сознательного. Пациент при помощи психоаналитика погружается в бессознательное, и там уже видит все травмы, вызывающие противоречия.

По сути, психоанализ работает с травмами в несколько этапов:

  • проживание травмы, которую высвобождают из бессознательного.
  • проведение анализа травмы с подключением сознательного.
  • принятие болезненного опыта.

Модели личности по Фрейду

Фрейдом были предложены пять моделей описания личностей, которые взаимосвязаны.

Благодаря моделям личности можно понять, как работает психика человека.

Топографическая. Наш ум по Фрейду схож с айсбергом, с вершиной, связанной с воспоминаниями и сознанием, средний – подсознанием и опять-таки воспоминаниями и подводной частью – бессознательным с тревожными, травмирующими эмоциями и мыслями.

Динамическая. Здесь Фрейд говорил о конфликте между поисками удовольствий человеком и защитными механизмами психики. Благодаря чему появляется психическая динамика, при помощи которой человеку можно адаптироваться в обществе, развиваться.

Экономическая. Здесь в основе модели лежит драйв, побуждающий к действию людей. У Фрейда было их два – жизненный Эрос, основанный на стремлении к развитию отношений, самозащите и смертельный Танатос, базирующийся на саморазрушении.

Генетическая. В этой модели Фрейд говорил о том, что у человека есть эрогенные зоны и в разном возрасте он получает от них удовлетворение. В младенчестве и до 1,5 года есть оральная, потом до 4 лет – анальная, до 7 лет – фаллическая, до 12 лет — латентная и дальше генитальная. И в зависимости от удовлетворенности или разочарованности на этих стадиях, формируются  типы личности по Фрейду.

Структурная. В рамках этой модели разум разделен на 3 части, где есть место идентификатору или Оно, Я или Эго и сверх – Я или супер-Эго.

Фрейдистская структура личности

Структура личности по Фрейду вызвала в свое время массу споров, кто-то считал ее революционной, кто-то называл ученого шарлатаном. Согласно мнению Фрейда в психике человека есть сознательное и бессознательное. И между ними есть постоянное противостояние. Но более сильная сторона – бессознательное, которое и рулить жизнью человека.

 Структура Фрейда имеет три компонента

  1. бессознательное или Оно, которое представляет собою накопленный опыт в процессе эволюции человека, получаемый каждый при появлении на свет автоматически. Здесь можно говорить о примитивных инстинктах, потребностях в еде, сне, безопасности и пр.
  2. Эго или Я, где также речь идет о врожденном образовании, расположенным между сознательным и бессознательным, влияющим на них. Там как раз протекают интеллектуальные процессы.
  3. сознательное или Сверх-Я, формирующийся во время жизни человека, куда входят ценности человека, нормы морали и этики, понятие хорошего и плохого.

Подсознательное в этой структуре на лидирующих позициях. И здесь важную роль играют такие инстинкты как смерть и жизнь. И они также находятся в постоянном противоречии друг другу. При чем, подсознательное сильно влияет на личность человека.

И если человек занимается творчеством, работает над своей самореализацией, то согласно Фрейду он сублимирует свою неудовлетворенную сексуальность.

Супер – Эго не позволяет нам сравняться с приматами, стать дикими, а также влияние социума. При чем оно еще находиться между страдающих от противоречий сознательного и бессознательного. Это как канат, который тянут на себя две команды. И Фрейд дает не слишком утешительный прогноз относительно возможности человеком быть счастливым из-за этого.

Типология личности по Фрейду

Психоанализе предлагает деление на типы согласно фиксации сексуального влечения, его удовлетворения на разных стадиях развития. При полученной травме на каком-то из этапов или при ярком удовлетворении, оказывается влияние и на тип характера.

Согласно Фрейду есть четыре типа личности.

  1. Оральный. Представители этого типа очень восприимчивы, склонны к курению, алкоголизму, перееданию. Они могут быть излишне болтливыми, вербально проявлять агрессию, злословить. При этом у таких людей часто меняется настроение, у них есть склонность к эйфории и депрессии, а также, к жадности. Люди орального типа имеют мышление, направленное на удовлетворение желаний.
  2. Анальный. Здесь могут быть два проявления, которые связаны с функциями ануса — выталкиванием и удержанием. Первый случай: человек уступчив, расточителен, слишком щедр, может быть неряшлив. Второй – человек скупой, упрямый, излишне педантичен.
  3. Фаллический. Данный тип личности очень активный, неразборчив в связях, имеет склонность к доминированию, садизму.
  4. Генитальный. Фрейд считал, что такие люди отличаются стойкой психикой, легкой адаптацией к миру. И все благодаря защитному механизму – сублимации.

Прошло более столетия с момента появления теории психоанализа, и можно увидеть пробелы ее и слабые места. Но, как бы там ни было, идеи Фрейда положили основы в изучении человеческой личности, а также, дали нам представления о внутреннем мире человека.

Как повлияло учение Фрейда на соционику

Фрейд с его теорией о работе человеческой психики имел последователя – Карла Юнга, хотя последний немного и расходился с ним в некоторых вопросах. Юнг развил идею об Эго, супер — Эго и их делению по психологическим функциям.  И о нем часто говорят, как об основоположнике теории психологических типов, которая стала использоваться в дальнейшем и в соционике.

К.Юнг предложил деление психотипов по структуре относительно экстраверсии/интроверсии, рациональности/иррациональности, эмоций/мышления и ощущений/интуиции. Он предложил деление на 8 типов личности согласно ведущей функции.

И уже потом Аушра Аугустинавичюте, а также, И.Майерс-Бриггс предложили классификацию из 16 типов, основанных на информационном метаболизме. Так была разработана MBTI – типология, известная во всем мире.

Шестнадцать психотипов делят на квадры. Название каждый психотип по Майерс-Бриггс получил в виде кода из четырех букв, которые обозначают одну из четырех элементов структуры. Эти же психотипы у Аушры названы в честь известных личностей, к примеру, полководцев, артистов.

Соционика предлагает человеку возможности, о которых он может даже не догадываться. Плюс, она позволяет понять сильные/слабые стороны, и сделать правильный выбор на основе имеющихся талантов. А также, научит правильно выстраивать отношения с партнером, коллегами и окружающими людьми. Поэтому соционику успешно применяют в процессе психотерапии и психодиагностики.

Поделиться

Теории личности: Фрейд, теория черт и др.

Личность человека является прямым отражением убеждений, морали и интересов человека. У всех нас есть уникальная личность, сформированная нашим опытом, но как именно это происходит? Почему у всех нас разные характеры? Давай выясним.

Психоаналитическая теория личности

Психоаналитическая теория личности была создана Зигмундом Фрейдом. Фрейд подчеркивал, что конфликты между id , эго и суперэго изменяются с течением времени по мере старения человека, что более подробно будет рассмотрено ниже.

Это изменение отражено в «Психосексуальных стадиях развития» Фрейда. Психосексуальные стадии развития определяют развитие человека в виде пяти стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. Фрейд считал, что каждая стадия напрямую связана с физическим центром удовольствия, очерченным Ид.

Теория личности Фрейда

Зигмунд Фрейд был известным психологом, известным своими абстрактными теориями разума. Фрейд считал, что личность состоит из трех компонентов: ид, эго и суперэго. Согласно теории Фрейда, эти три элемента работают вместе, создавая сложное человеческое поведение.

Фг. 1 Теория личности Фрейда как диаграмма, commons.wiki.org.

Ид в теории личности Фрейда

Теория Фрейда определяет Ид как источник всех первичных побуждений. Ид относится к нашему биологическому/врожденному «я» и является единственным аспектом нашей личности, присутствующим при рождении. 1 Оно полностью бессознательно и включает в себя наши инстинкты. Теория Фрейда далее объясняет Ид как аспект нашей личности, который движим принципом удовольствия , целью которого является немедленное удовлетворение всех наших желаний и потребностей. 1 Согласно Фрейду, Ид имеет решающее значение в процессе развития, поскольку обеспечивает удовлетворение потребностей младенца, что обеспечивает его выживание.

Согласно теории личности Фрейда, когда потребности наших Ид не удовлетворяются немедленно, мы часто впадаем в состояние беспокойства или напряжения. 1 Однако не всегда возможно сразу удовлетворить желания id из-за социальных ограничений. Теория Фрейда подчеркивает, что наша Ид пытается разрешить напряжение, создаваемое принципом удовольствия, посредством первичного процессного мышления . 1 В психологии первичное процессное мышление — это процесс создания мысленных образов вещей, которые мы желаем, как способ удовлетворения наших неудовлетворенных потребностей.

Эго в теории личности Фрейда

Эго развивается из Ид и функционирует, чтобы контролировать импульсы Ид. В психологии эго — это сознательный аспект нашей личности; однако он также присутствует в нашем бессознательном уме. Эго — это часть нашей личности, которая управляет реальностью и гарантирует, что импульсы Ид могут быть выражены социально приемлемым способом. 1 Эго также подавляет суперэго. Согласно теории Фрейда, эго действует, используя принцип реальности , который направлен на удовлетворение желаний и потребностей Ид, но реалистичным и социально приемлемым способом. 1 По сути, это идея известной поговорки: «Думай, прежде чем говорить».

В большинстве случаев импульсы Ид удовлетворяются посредством процесса, известного как отложенное удовлетворение. 1 В психологии личности отсроченное удовлетворение — это когда эго позволяет удовлетворить импульсы Ид, но только в подходящее время и место.

Теория Фрейда объясняла взаимодействие между Ид и Эго как взаимодействие лошади и всадника. Без всадника лошадь просто делала бы все, что ей заблагорассудится, и бесцельно бродила бы вокруг. Однако с всадником лошадь можно контролировать и направлять туда, куда нужно всаднику.

Суперэго в теории личности Фрейда

В психологии личности суперэго — это последняя часть личности, которая развивается. Фрейд предположил, что суперэго развивается в возрасте около 5 лет. 1

Суперэго включает в себя все наши моральные черты и идеалы, которым мы научились у родителей и в обществе. Фрейд описывает суперэго как состоящее из двух частей: совести и эго-идеала . 1 В вашей личности совесть включает в себя информацию о вещах, которые считаются плохими на основании того, что человек узнал от своих родителей и общества. Такое плохое поведение считается запрещенным и приводит к плохим последствиям, наказанию и чувству вины. Эго-идеал состоит из правил и стандартов идеального поведения. 1 Это могут быть, например, правила хорошего работника или хорошего родителя.

Суперэго стремится усовершенствовать наше поведение, подавляя плохие и неприемлемые побуждения Ид внутри нашей личности. Кроме того, суперэго заставляет эго действовать в соответствии с идеальными стандартами, изложенными идеальным эго, а не с логикой и реалистичными целями.

Теория черт личности

Теория черт личности основана на идее, что люди отличаются друг от друга своими чертами. Согласно теории черт, существует три критерия, характеризующих черты личности: постоянство , стабильность и индивидуальные различия . 3 Люди имеют постоянное поведение, связанное с их чертами, и люди отличаются друг от друга в зависимости от их черт. В психологии личности человеческие черты можно описать с помощью Пятифакторная модель (FFM) , также известная как Большая пятерка черт личности , которые включают открытость , добросовестность , экстраверсию , уступчивость и невротизм . 3 Давайте подробно обсудим каждую черту.

Пятифакторная модель (FFM) : ряд групповых признаков для определения черт личности человека

Fg. 2 Пятифакторная модель черт, commons.wikimedia.org

Теория черт личности и открытости

Открытость — это черта характера, включающая воображение и проницательность. 3 Говорят, что люди с этой чертой характера стремятся познавать мир, узнавать других людей и получать новый опыт. В психологии личности говорят, что люди с этой чертой личности имеют широкий круг интересов из-за своего любопытства, и они считаются более предприимчивыми.

Добросовестность в теории черт личности

Люди с чертой совести обладают высоким уровнем вдумчивости и контроля над импульсами, а также очень целеустремленными. Эта черта характера часто встречается у людей, которые работают в области науки или техники, так как эта работа очень ориентирована на детали. Добросовестные люди регулярно планируют заранее и анализируют свое поведение, чтобы увидеть, как оно влияет на окружающих. Люди с низкой добросовестностью в своей личности часто не любят расписания и откладывают выполнение важных задач.

Теория черт личности и экстраверсии

В психологии личности экстравертные люди заряжаются энергией от общества других и преуспевают в социальной среде. Экстраверты часто очень разговорчивы, обладают высоким уровнем напористости и очень эмоционально экспрессивны. Экстраверсию также можно определить в отличие от интроверсии. Человек-интроверт не любит социальные условия и ценит время, проведенное в одиночестве. Социальные условия считаются эмоционально истощающими для интровертов, требуя от них декомпрессии в одиночестве.

Приятие в теории личности

Люди с высоким уровнем приятности в характере очень надежны, преданны и добры. Покладистые люди более склонны помогать другим из-за высокого уровня эмпатии. В психологии личности эмпатия — это способность чувствовать и понимать эмоции других. Приятные люди, как правило, выбирают карьеру в тех областях, где помощь людям является основной задачей. Противоположностью приятности является неприятность. Неприятные люди манипулируют людьми, чтобы добиться своего, и они искренне грубы и злы. Для этих людей характерно отсутствие эмпатии.

Теория черт личности и невротизма

Нейротизм — это тип личности, характеризующийся грустью и эмоциональной нестабильностью, и его часто путают с антиобщественным поведением. 3 Нейротизм также рассматривается как физическая и эмоциональная реакция на стрессовые стимулы в жизни. Люди с высоким уровнем невротизма склонны испытывать перепады настроения, тревогу и раздражительность. Люди с этими чертами плохо справляются со стрессом и часто слишком много обдумывают многие ситуации.

Измерения личности Ганса Айзенка

Ганс Айзенк — еще один теоретик черт, выдвинувший гипотезу о том, что наша личность состоит из трех основных генетически обусловленных измерений.

Фг. 3 Ганс Айзенк, commons.wikimedia.org

Чтобы обосновать свою теорию, Айзенк использовал факторный анализ , статистический метод, который точно определяет общие факторы в группах элементов, чтобы объединить наши личностные черты в три измерения: экстраверсия , невротизм и психотизм . 2

Мы уже рассматривали экстраверсию и невротизм в психоаналитической теории черт; однако психотизм измеряет наш уровень жесткости и импульсивности. 2 Согласно Айзенку, психотизм определяется как отсутствие эмпатии и агрессивность, и предполагается, что он связан с более высоким уровнем тестостерона.

Согласно Айзенку, каждый аспект личности можно проследить до биологической причины. Айзенк считал, что личность зависит от баланса между процессами возбуждения и торможения вегетативной нервной системы. Некоторые исследования близнецов показали, что эти черты характера являются наследственными.

Исследование близнецов, проведенное Shields et. др. обнаружили, что однояйцевые близнецы (близнецы из одной яйцеклетки) значительно больше похожи по показателю экстраверсии, чем разнояйцевые близнецы (близнецы из двух разных яйцеклеток). 5 Согласно теории Айзенка, результаты исследования близнецов имеют смысл, поскольку однояйцевые близнецы имеют одинаковую ДНК, а разнояйцевые — нет.

Теория личности Карла Роджерса

Теория личности Карла Роджерса в значительной степени основана на гуманистической теории личности и подчеркивает, что принятие и сочувствие имеют решающее значение для достижения человеком самореализации (для реализации своего наивысшего потенциала). 4

Роджерс считал, что поведение человека мотивируется его желанием достичь самореализации. Роджерс также предположил, что наш жизненный опыт играет роль в формировании личности, которая влияет на наше поле явлений — термин, который он использовал для описания нашего поведения, мыслей и эмоций.

Согласно теории Роджерса, позитивная я-концепция ведет к позитивному полю явлений. 4 Поле положительных явлений облегчает человеку самореализацию и становление его идеальным «я».

Я-концепция : То, как мы воспринимаем наше поведение, характеристики и способности.

Гуманистическая теория личности

Гуманистическая теория личности утверждает, что люди по своей природе хороши и имеют врожденное стремление к самосовершенствованию. Гуманистическая теория основана на Я-концепции человека, состоящей из его реального и идеального Я. Согласно гуманистической теории, мы работаем над тем, чтобы стать идеальными самими собой посредством самоактуализации . 4 Чтобы достичь самореализации, мы должны сначала развить понимание себя. Теоретически самость может быть описана работой Карла Роджерса. Роджерс описал самость как состоящую из трех частей: образ себя, идеальное я и самооценка . 4

Гуманистическая теория личности и самореализации

Самоактуализация: Когда человек становится своим идеальным «я» и достигает всех своих целей.

Самообраз в гуманистической теории личности

Наш образ себя — это то, что мы представляем себе в собственном воображении. 4 Мы можем считать себя умными, красивыми или утонченными. У нас также может быть негативное представление о себе, что может привести к депрессии и другим расстройствам настроения.

Гуманистическая теория личности и самооценки

Самооценка человека отличается от нашего представления о себе. Наша самооценка — это то, как мы относимся к себе и своим достижениям в жизни. 4 Мы можем испытывать чувство гордости или стыда за себя и свои достижения. Наша самооценка является прямым отражением того, как мы относимся к себе.

Идеальное Я в гуманистической теории личности

Наконец, идеальное Я — это Я, которое человек хочет создать. 4 Идеальное «я» может быть сформировано на основе прошлого опыта, социальных ожиданий и образцов для подражания, которые могут быть у человека. Идеальное «я» представляет собой лучшую версию настоящего «я», когда человек достиг всех своих целей. Если чей-то образ самого себя не соответствует образу его идеального «я», он может впасть в депрессию и неудовлетворенность собой. Это может повлиять на их самооценку, когда человек чувствует себя неудачником в жизни.

Теории личности – основные выводы

  • Фрейд предположил, что личность состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Суперэго.

  • Теория черт основана на идее, что люди отличаются друг от друга своими чертами. Согласно теории черт, есть три критерия, характеризующие черты личности: постоянство, стабильность и индивидуальные различия .

  • Айзенк использовал факторный анализ , статическая техника, которая выявляет общие факторы в группах элементов, чтобы объединить наши личностные черты в три измерения: экстраверсия, невротизм и психотизм .

  • Гуманистическая теория личности утверждает, что люди по своей природе хороши с врожденным стремлением к самосовершенствованию. Гуманистическая теория основана на Я-концепции человека, состоящей из его реального и идеального Я.


Каталожные номера

  1. Сол Маклеод. «Ид, Эго и Суперэго». Просто психология. 2021
  2. Адриенн Филипс и др. «Понимание себя». Study.com. 2022
  3. «Каковы пять больших черт личности?». Томас.ко. 2021
  4. Вероника Сеть дистанционного обучения «Гуманистическая теория Карла Роджерса». 2021
  5. Джеймс Шилдс (1958, июль). «Близнецы, воспитанные отдельно», The Eugenics Review. Национальная медицинская библиотека. 1958
  6. Тео, Дж. (2019, 30 ноября). Схема психоаналитической теории личности Фрейда. commons.wikimedia.org. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Diagram_of_Freud%27s_Psychoanalytic_Theory_of_Personality_.webp#filelinks
  7. Туникова А. (2018, 6 февраля). пятифакторная модель признаков. commons.wikimedia.org. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wiki-grafik_peats-de_big_five_ENG.png
  8. Сирсвиндон. (2012, 29 июля). Ганс и Сибил Айзенк. commons.wikimedia.org. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hans_and_Sybil_Eysenck.jpg

Психоанализ: революционный подход Фрейда

Как терапия, психоанализ основан на концепции, согласно которой люди не осознают многих факторов, вызывающих их поведение и эмоции. Эти бессознательные факторы потенциально могут вызывать несчастье, которое, в свою очередь, выражается в виде множества различимых симптомов, включая тревожные черты личности, трудности в общении с другими или нарушения самооценки или общего настроения (Американская психоаналитическая ассоциация, 19).98).

Психоаналитическое лечение очень индивидуализировано и направлено на то, чтобы показать, как бессознательные факторы влияют на модели поведения, отношения и общее психическое здоровье. Лечение прослеживает бессознательные факторы до их происхождения, показывает, как они развивались и развивались в течение многих лет, и впоследствии помогает людям преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются в жизни (Национальная психологическая ассоциация психоанализа, 1998).

Помимо того, что психоанализ является терапией, он является методом понимания психического функционирования и стадий роста и развития. Психоанализ — это общая теория индивидуального человеческого поведения и опыта, и он внес свой вклад во многие другие дисциплины и обогатился ими.

Психоанализ стремится объяснить сложные отношения между телом и разумом и способствует пониманию роли эмоций в медицинских заболеваниях и здоровье. Кроме того, психоанализ лежит в основе многих других подходов к терапии. Многие озарения, открытые психоаналитическим лечением, легли в основу других программ лечения в детской психиатрии, семейной терапии и общей психиатрической практике (Farrell, 19).81, с. 202).

Ценность и обоснованность психоанализа как теории и лечения подвергались сомнению с момента его зарождения в начале 1900-х годов. Критики оспаривают многие аспекты психоанализа, в том числе вопрос о том, действительно ли это наука; ценность данных, на которых Фрейд, основатель психоанализа, основывал свои теории; метод и эффективность психоаналитического лечения. На протяжении многих лет было много критики и похвал в адрес психоанализа, но пристальный взгляд как на положительные, так и на отрицательные отзывы критиков психоанализа показывает, по моему мнению, что психоанализ действительно является «великой идеей» личности, которая не должна быть упущен из виду.

Истоки психоанализа
Зигмунд Фрейд был первым психоаналитиком и настоящим пионером в признании важности бессознательной психической деятельности. Его теории внутренней работы человеческого разума, казавшиеся столь революционными на рубеже веков, теперь широко приняты большинством школ психологической мысли. В 1896 году Фрейд ввел термин «психоанализ» и в течение следующих сорока лет своей жизни работал над тщательной разработкой его основных принципов, задач, методов и методологии.

Во многих работах Фрейда подробно изложены многие его мысли о психической жизни, включая структурную теорию разума, толкование снов, технику психоанализа и ряд других тем. Со временем психоанализ начал процветать, и к 1925 году он утвердился во всем мире как процветающее движение. Хотя в течение многих лет многие в своей профессии считали Фрейда радикалом, вскоре он был признан и широко известен во всем мире как ведущий эксперт в области психоанализа (Гей, 19 лет).

89, с. хii). В 1939 году Фрейд скончался от рака после того, как всю жизнь посвятил психологической мысли и развитию своих многочисленных теорий (Gay, 1989, стр. xx).

Хотя жизнь Фрейда подошла к концу, он оставил после себя наследие, не имеющее себе равных, наследие, которое продолжается и по сей день. В то время как новые идеи обогатили область психоанализа, а техники с течением времени адаптировались и расширялись, современные психоаналитики, такие как Фрейд, считают, что психоанализ является наиболее эффективным методом получения знаний о разуме. С помощью психоанализа пациенты освобождаются от ужасных душевных мук и достигают большего понимания себя и других.

Принципы теории психоанализа Фрейда
В
An Outline of Psychoanalysis
Фрейд (1949) объясняет основные принципы, на которых основана психоаналитическая теория. Он начинает с объяснения трех сил психического аппарата — Ид, Эго и Супер-Эго. Ид имеет качество бессознательного и содержит все, что унаследовано, все, что присутствует при рождении, и инстинкты (Фрейд, 19). 49, с. 14). Эго обладает качеством сознания и отвечает за контроль требований Ид и инстинктов, осознание стимулов и служит связующим звеном между Ид и внешним миром. Кроме того, Эго реагирует на стимуляцию либо адаптацией, либо бегством, регулирует деятельность и стремится получать удовольствие и избегать неудовольствия (Фрейд, 1949, с. 14-15). Наконец, Суперэго, чьими требованиями управляет Ид, отвечает за ограничение удовлетворения и представляет влияние других, таких как родители, учителя и образцы для подражания, а также влияние расовых, социальных и культурных традиций. (Фрейд, 1949, с. 15).

Фрейд утверждает, что инстинкты являются конечной причиной любого поведения. Двумя основными инстинктами являются Эрос (любовь) и разрушительный или инстинкт смерти. Цель Эроса — установить и сохранить единство через отношения. С другой стороны, целью влечения к смерти является разрушение связей и единства посредством разрушения (Фрейд, 1949, стр. 18). Два инстинкта могут либо действовать друг против друга посредством отталкивания, либо сочетаться друг с другом посредством притяжения (Фрейд, 19). 49, с. 19).

Фрейд (1949) утверждает, что сексуальная жизнь начинается с проявлений, проявляющихся вскоре после рождения (стр. 23). Четыре основные фазы полового развития — это оральная фаза, садистско-анальная фаза, фаллическая фаза и генитальная фаза, и каждая фаза характеризуется специфическими проявлениями. Во время оральной фазы человек уделяет особое внимание удовлетворению потребностей рта, который выступает в качестве первой эрогенной зоны (Фрейд, 19).49, с. 24). Во время садистско-анальной фазы удовлетворение ищется через агрессию и выделительную функцию. Во время фаллической фазы мальчик вступает в эдипальную фазу, когда он боится своего отца и кастрации, одновременно фантазируя о сексуальных отношениях со своей матерью (Фрейд, 1949, стр. 25). Молодая девушка, напротив, входит в фазу Электры, где она испытывает зависть к пенису, которая часто достигает кульминации в ее полном отказе от сексуальной жизни. За фаллической фазой следует латентный период, когда сексуальное развитие останавливается (Фрейд, 19).

49, с. 23). Наконец, в генитальной фазе сексуальная функция полностью организуется и завершается координация полового влечения к удовольствию. Ошибки в развитии половой функции приводят, по Фрейду, к гомосексуализму и сексуальным извращениям (1949, с. 27).

Фрейд (1949) определяет качества психического процесса как сознательные, предсознательные или бессознательные (стр. 31). Идеи, которые считаются сознательными, — это те, которые мы осознаем, однако они остаются в сознании лишь на короткое время. Предсознательные идеи определяются как те, которые способны стать сознательными. Напротив, бессознательные идеи определяются как те, которые нелегко доступны, но могут быть выведены, распознаны и объяснены посредством анализа (Фрейд, 19).49, с. 32).

Фрейд много лет выдвигал гипотезы о роли снов и их толковании. Он определяет состояния сна как период шума и хаоса, во время которого бессознательные мысли Ид пытаются проникнуть в сознание (Фрейд, 1949, стр. 38). Чтобы интерпретировать сон, который развивается либо из Ид, либо из Эго, необходимо сделать определенные предположения, в том числе признать, что то, что вспоминается из сна, является лишь фасадом, за которым следует вывести значение. Сновидения, несомненно, вызваны конфликтом и характеризуются способностью вызывать воспоминания, которые сновидец забыл, сильным использованием символики и способностью воспроизводить подавленные впечатления детства сновидца (Фрейд, 19).49, с. 40). Кроме того, сны, являющиеся исполнением желаний, согласно Фрейду (1949), способны вызывать впечатления, которые не могли возникнуть из жизни сновидца (Фрейд, 1949, с. 45).

Основная цель психоанализа — устранить неврозы и тем самым вылечить пациентов, вернув поврежденное эго в его нормальное состояние (Фрейд, 1949, стр. 51). Во время анализа, который часто занимает много лет, пациенты говорят аналитикам и о том, что они считают важным, и о том, что считают неважным. Одним из аспектов анализа, который имеет как положительные, так и отрицательные последствия, является перенос, который возникает, когда пациенты рассматривают своих аналитиков как родителей, образцы для подражания или другие фигуры из своего прошлого. Перенос заставляет пациентов заботиться о том, чтобы доставить удовольствие своим аналитикам, и в результате пациенты теряют рациональную цель выздоровления (Freud, 19). 49, с. 52).

Метод психоанализа включает в себя несколько важных шагов. Во-первых, аналитики собирают материал для работы из свободных ассоциаций пациентов, результатов переноса, интерпретации сновидений, оговорок и парапраксов пациентов (Freud, 1949, p. 56). Во-вторых, аналитики начинают формировать гипотезы о том, что происходило с пациентами в прошлом и что происходит с ними в настоящее время в их повседневной жизни. Важно, чтобы аналитики излагали выводы, к которым они приходят на основе своих наблюдений, только после того, как пациенты сами пришли к таким же выводам. Если аналитики раскрывают свои выводы пациентам слишком рано, возникает сопротивление из-за вытеснения. Преодоление этого сопротивления требует дополнительного времени и усилий как со стороны аналитиков, так и со стороны пациентов. Как только пациенты принимают выводы, они выздоравливают (Фрейд, 19 лет).49, с. 57).

В заключительных главах An Outline of Psychoanalysis Фрейд (1949) настаивает на том, что нецелесообразно и нечестно научно определять, что является нормальным, а что ненормальным, и, несмотря на точность его теории, «реальность всегда останется непознаваемой» (стр. 83). ). Он утверждает, что хотя его теория верна, насколько ему известно, «маловероятно, что такие обобщения могут быть универсальными» (Freud, 1949, p. 96).

Оценка критики психоанализа
В своем «Précis of The Foundations of Psychoanalysis: A Philosophical Critique » Грюнбаум (1986) утверждает, что «хотя психоанализ, таким образом, можно назвать живым с научной точки зрения, в настоящее время он едва ли находится в хорошем состоянии» (стр. 228). Критику теории Фрейда можно разделить на три основные категории. Во-первых, критики утверждают, что теории Фрейда не хватает эмпирических данных и что она слишком сильно полагается на терапевтические достижения, в то время как другие утверждают, что даже клинические данные Фрейда ошибочны, неточны и в лучшем случае выборочны. Во-вторых, подвергался критике сам метод или приемы психоанализа, такие как идеи Фрейда о толковании сновидений и роли свободных ассоциаций. Наконец, некоторые критики утверждают, что психоанализ просто не является наукой и что многие принципы, на которых он основан, неточны.

Критика свидетельств Фрейда

Грюнбаум (1986) считает, что рассуждения, на которых Фрейд основывал всю свою психоаналитическую теорию, были «фундаментально ошибочными, даже если достоверность его клинических данных не подвергалась сомнению», но что «клинические данные сами по себе сомнительны; могут быть ответами пациента на внушения и ожидания аналитика» (стр. 220). Грюнбаум (1986) заключает, что для подтверждения психоаналитических гипотез в будущем данные должны быть получены из внеклинических исследований, а не из данных, полученных в клинических условиях (стр. 228). Другими словами, Грюнбаум и другие критики утверждают, что психоанализу не хватает эмпирических данных (Colby, 19).60, с. 54).

Другие критики не согласны с Грюнбаумом и настаивают на том, что, хотя внеклинические исследования должны и должны проводиться, клинические данные являются надежным и необходимым источником доказательств, потому что иначе теорию психоанализа было бы невозможно проверить (Эдельсон, 1986, стр. 232). Шеврин (1986) настаивает на том, что «замечательные эвристические гипотезы Фрейда не возникли из ниоткуда или просто из его воображения» (стр. 258), как могли бы убедить читателя поверить другие критики. Вместо него Шеврин (1986), «в дополнение к клиническому методу необходимо использовать внеклинические методы, потому что клинический метод — это единственный способ, с помощью которого мы можем соприкоснуться с определенными явлениями» (стр. 259). Многие критики утверждают, что только с помощью количественной оценки можно даже начать оценивать якобы научные теории на основе их эмпирических достоинств.

Дополнительные критики утверждают, что клинические данные Фрейда ошибочны или недействительны. Гринберг (1986) считает, что в тематических исследованиях Фрейда недостаточно внимания уделяется выявлению результатов лечения и что целью Фрейда было больше проиллюстрировать свои теоретические положения (стр. 240). Кроме того, Фрейд полностью представил только двенадцать случаев, но упомянул более ста мелких случаев. Гринберг утверждает, что многие из представленных случаев даже не были бы считал приемлемыми примерами психоанализа и, короче говоря, что практически все тематические исследования имели основные недостатки (стр. 240). Наконец, Гринберг находит «одновременно поразительным и любопытным» (стр. 240) то, что Фрейд решил проиллюстрировать полезность психоанализа показом неудачных случаев. «Мы были вынуждены заключить, — продолжает Гринберг, — что Фрейд никогда не представлял никаких данных в статистической форме или в форме тематического исследования, которые демонстрировали бы, что его лечение принесло пользу значительному числу пациентов, которых он сам наблюдал» (стр. 241). . Было опубликовано много других мощных критических замечаний по поводу неточных и впоследствии ошибочных свидетельств Фрейда. Эти критики утверждают, что доказательства Фрейда ошибочны из-за отсутствия эксперимента, отсутствия контрольной группы и отсутствия наблюдений, которые остались незарегистрированными (Колби, 19). 60, с. 54). Кроме того, критики придираются к демографически ограниченной выборке людей, на которой Фрейд основывал большинство своих данных и теории (Holt, 1986, стр. 242).

Критика техники Фрейда

«Свободные ассоциации» — это метод, используемый в психоанализе, когда пациенты говорят на любую тему, а аналитик делает выводы на основе сказанного. Согласно Сторру (1986), «Грюнбаум решительно утверждает, что свободные ассоциации не являются ни свободными, ни подтверждающими доказательствами психоаналитической теории» (стр. 260). «Однако со своей стороны, — Грюнбаум (1986) заключает: «Я считаю необоснованным использование свободных ассоциаций для подтверждения причинно-следственных выводов» (стр. 224). Грюнбаум (1986) утверждает, что свободные ассоциации не являются действенным методом доступа к вытесненным воспоминаниям пациентов, поскольку нет способа гарантировать, что аналитик способен отличить настоящие воспоминания пациентов от воображаемых воспоминаний, сконструированных под влиянием наводящие вопросы аналитика (стр. 226).

Спенс (1986) критикует аргумент Грюнбаума, хотя и признает, что

мы просто не знаем количества загрязнения, распространения заражение в течение сеанса, и степень, в которой предполагалось ответы уравновешиваются неожиданными подтверждениями, которые поддерживают теорию и застать аналитика врасплох. (стр. 259)
Спенс утверждает, что свободные ассоциации не обязательно загрязнены, а также отмечает тот факт, что психоаналитики «особенно чувствительны (в ходе своего обучения) к опасностям внушения и воспитаны в традиции, которая делает акцент на минимальном количестве комментариев и излишних высказываниях». примеры» (стр. 259). Спенс заключает, что ответ на важный вопрос, касающийся законности свободных ассоциаций, можно будет получить только при внимательном изучении протоколов встреч между пациентом и аналитиком.

Помимо своей критики свободных ассоциаций, Грюнбаум (1986) находит недостатки в теории сновидений Фрейда. Несмотря на мнение Фрейда о том, что эта теория олицетворяет его величайшее озарение и успех, в глазах большинства современных критиков она потерпела неудачу.

Наконец, многие люди считают, что главный недостаток психоанализа заключается в том, что, согласно Фарреллу (1981), «он побуждает психоаналитиков и психодинамистов упускать из виду место и огромную важность обычного здравого смысла» (стр. 216). Поскольку психоанализ имеет дело главным образом с бессознательными мотивами и вытесненными эмоциями, здравый смысл кажется неприменимым. Фаррелл (1981) и другие критики считают, что для аналитиков становится все более важным осознавать здравый смысл и ту роль, которую он может, должен и играет в психоанализе (стр. 216).

Критика принципов психоанализа

Сторр (1981) настаивает: «Только несколько фундаменталистских психоаналитиков старомодного толка думают, что Фрейд был ученым или что психоанализ был или мог быть научным предприятием» и что «…понимание людей не может быть научным исследованием». предприятие» (стр. 260). Хотя сами многие психоаналитики, несомненно, считали бы психоанализ наукой, многие критики с этим не согласились бы.

Поппер, безусловно, один из самых известных критиков психоанализа и ярый критик Грюнбаума, настаивает на том, что психоанализ нельзя считать наукой, потому что он не поддается фальсификации. Он утверждает, что «так называемые предсказания психоанализа — это предсказания не явного поведения, а скрытых психологических состояний. Вот почему они так не поддаются проверке» (Popper, 19).86, с. 254). Поппер (1986) утверждает, что только когда люди не являются невротиками, можно эмпирически определить, являются ли предполагаемые пациенты невротиками в настоящее время (стр. 254). Поппер (1986) утверждает, что психоанализ часто утверждал, что каждый человек в той или иной степени является невротиком из-за того, что каждый пережил и подавил травму в тот или иной момент своей жизни (стр. 255). Однако эту концепцию повсеместного подавления невозможно проверить, поскольку для этого не существует явного поведенческого метода. (стр. 254).

Другие критики утверждают, что психоанализ нельзя считать наукой из-за отсутствия предсказаний. Психоаналитики, утверждают критики, утверждают, что определенные детские переживания, такие как жестокое обращение или приставание, вызывают определенные результаты или состояния невроза. Чтобы продвинуть эту идею еще на один шаг, нужно уметь предсказывать, что если дети, например, подвергаются жестокому обращению, они приобретут определенные личностные черты. Кроме того, эта концепция теоретически будет работать в обратном направлении. Например, если за людьми наблюдают в определенном невротическом состоянии, можно предсказать, что у них был тот или иной детский опыт. Однако ни один из этих прогнозов нельзя сделать с какой-либо точностью (Колби, 19 лет).60, с. 55).

Дополнительные критики настаивают на том, что психоанализ не является наукой из-за отсутствия интерпретирующих правил или положений. Колби (1960) утверждает, что у критиков психоанализа есть трудности с идеей, что «не существует четких, интерсубъективно общих линий рассуждений между теориями и наблюдениями» (стр. 54). Например, один психоаналитик заметит одно явление и интерпретировать его по-своему, тогда как другой психоаналитик будет наблюдать то же самое явление и интерпретировать его совершенно по-другому, что противоречит интерпретации первого психоаналитика (Colby, 19).60, с. 54). Колби (1960) заключает, что если сами аналитики не могут согласиться с тем, что определенное наблюдение является примером определенной теории, то правила, управляющие психоаналитической интерпретацией, ненадежны (стр. 55).

Айзенк (1986) утверждает:

Я всегда считал само собой разумеющимся, что очевидный провал Фрейдистская терапия для значительного улучшения самопроизвольного ремиссия или лечение плацебо — самое яркое доказательство, которое у нас есть. неадекватность теории Фрейда, за которой последовал успех альтернативных методов лечения, таких как поведенческая терапия. (стр. 236)
В то время как критики, такие как Поппер (1986), настаивают на том, что теории Фрейда не могут быть фальсифицированы и, следовательно, не являются научными, Айзенк утверждает, что, поскольку теории Фрейда могут быть фальсифицированы, они являются научными. Грюнбаум (1986) соглашается с Айзенком в том, что теория Фрейда фальсифицируема и, следовательно, научна, но он делает еще один шаг и утверждает, что теория психоанализа Фрейда оказалась ошибочной и является просто плохой наукой.

Оценка сильных сторон психоанализа
Чтобы оценить сильные стороны теории психоанализа Фрейда, необходимо рассмотреть некоторые качества, которые делают теорию личности или поведения «великой». Среди многих качеств, которые люди считают важными, есть то, что теория решает свою проблему, может применяться на практике, согласуется с другими теориями и выдерживает испытание временем. Кроме того, хорошая теория, по мнению многих философов науки, фальсифицируема, может быть обобщена, приводит к новым теориям и идеям и признается другими в этой области. Ясно, что психоанализ отвечает многим из этих критериев.

Как отмечалось ранее, Фрейд ввел термин «психоанализ» в 1856 году. Даже сегодня, когда мы быстро приближаемся к двадцать первому веку, психоанализ остается действенным вариантом для пациентов, страдающих психическими заболеваниями. Принятие и популярность психоанализа очевидны благодаря существованию многочисленных институтов, организаций и конференций, основанных по всему миру, в центре внимания которых находится психоанализ. Теория психоанализа была новаторской и революционной и явно выдержала испытание временем.

Возможно, даже более примечательным, чем долговечность психоанализа, является тот факт, что он послужил катализатором для многих профессионалов в области психологии и побудил их увидеть связи, которые они в противном случае упустили бы. Психоанализ позволил специалистам в области здравоохранения узнать о многих аспектах человеческого разума и его внутренней работы, явлениях, которые ранее были необъяснимы. Прямым результатом психоанализа стали подходы к психологическому лечению, которые в настоящее время считаются рутинными или обычными, во всем мире (Farrell, 19).81, с. 202).

Безусловно, одной из самых сильных сторон психоанализа является то, что это очень всеобъемлющая теория. Психоанализ, изначально задуманный как теория для объяснения терапевтических или психологических концепций, объясняет природу человеческого развития и все аспекты психического функционирования. Однако многие эксперты утверждают, что психоанализ также может использоваться для описания или объяснения огромного количества других концепций, выходящих за рамки психологической сферы. Например, религия, шекспировский персонаж «Гамлет», природа компаний и их лидеров или картины художника — все это можно объяснить с помощью принципов психоанализа. Эта всесторонность предполагает, что теория психоанализа, по крайней мере, до некоторой степени, указывает в общем направлении истины (Фаррелл, 1981, с. 195).

Заключение
Я согласен со многими критиками, которые настаивают на несостоятельности свидетельств Фрейда из-за отсутствия эмпирических данных и демографически ограниченной выборки людей, на которых Фрейд основывал большинство своих идей. Как и Фаррелл (1981), я согласен с тем, что иногда кажется, будто здравому смыслу нет места в психоаналитической теории, и в результате я считаю, что слишком часто делаются неуместные и ложные предположения. Кроме того, некоторые части теории Фрейда слишком обобщены и не оставляют достаточного места для исключений из общего правила. Наконец, мне трудно согласиться с тем, что все психические проблемы проистекают из вопросов, касающихся аспектов секса, таких как неразрешенные комплексы Эдипа и Электры. Я считаю, что это сильное преувеличение и чрезмерное обобщение.

Несмотря на слабости психоанализа, я считаю, что многие сильные стороны этой теории чрезвычайно значительны. Поэтому я утверждаю, что психоанализ — это теория, которой нельзя пренебрегать. Поскольку психоанализ был разработан столетие назад и до сих пор считается заслуживающим доверия и эффективным методом лечения психических заболеваний, я утверждаю, что по крайней мере существенные части теории точны. Во-вторых, я считаю, что психоанализ является научной теорией, поскольку она поддается фальсификации и фактически оказалась ложной, поскольку другие методы лечения доказали свою эффективность. В-третьих, я считаю, что психоанализ всеобъемлющ, может применяться на практике и содержит веские аргументы. Наконец, я считаю, что психоанализ является существенной теорией личности, потому что он непосредственно ответственен за развитие дополнительных психологических теорий и гипотез, которые в противном случае могли быть упущены.

Психоанализ широко оспаривается, но, возможно, необходимо вернуться к самому основателю психоанализа. Фрейд (1949) написал в своем Очерке психоанализа

учения психоанализа основаны на неисчислимом количество наблюдений и опытов, и только тот, кто повторял эти наблюдения над собой и над другими, находится в состоянии прийти к собственному суждению по этому поводу. (стр. 11)
Хотя я вряд ли являюсь специалистом по психоанализу, я считаю, что полностью отвергнуть эту теорию было бы огромным упущением, потому что без нее многие другие ценные психологические техники и теории, скорее всего, остались бы неоткрытыми.

Каталожные номера
Американская психоаналитическая ассоциация (1998, 31 января). О психоанализе [Документ WWW]. URL-адрес http://www.apsa.org/pubinfo/about.htm

Колби, К. М. (1960). Введение в психоаналитические исследования. Нью-Йорк: Базовый.

Эдельсон, М. (1986). Доказательная ценность клинических данных психоаналитика. Науки о поведении и мозге, 9, 232-234.

Эрвин, Э. (1986). Защита фрейдизма. Науки о поведении и мозге, 9, 235-236.

Айзенк, HJ (1986). Неудача лечения — ошибка теории? Науки о поведении и мозге, 9, 236.

Фаррелл, Б.А. (1981). Положение психоанализа. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Фрейд, С. (1949). Очерк психоанализа. Нью-Йорк: Нортон.

Гей, П. (1989). Зигмунд Фрейд: Короткая жизнь. В J. Strachy (Ed.), Очерк психоанализа (стр. vii-xx). Нью-Йорк: Нортон.

Гринберг, Р. П. (1986). Дело против дел Фрейда. Науки о поведении и мозге, 9, 240-241.

Грюнбаум, А. (1986). Конспект Основы психоанализа: философская критика. Поведенческие и мозговые науки, 9, 217-284.

Холт, Р. Р. (1986). Некоторые размышления о проверке психоаналитических гипотез. Науки о поведении и мозге, 9, 242-244.

Лофтус, Э. Ф. (1993a). Отчаянно ищу воспоминания о первых годах детства: реальность ранних воспоминаний. Журнал Экспериментальный Психология: Общая, 122, 274-277.

Лофтус, Э. Ф. (1993b). Реальность подавленных воспоминаний. американский Психолога, 48, 518-537.

Лофтус, Э. Ф. (1995, март-апрель). Опасно вспоминать. Скептический исследователь, 20-29.

Национальная психологическая ассоциация психоанализа (1998, 31 января). Становление психоаналитика [документ WWW]. URL-адрес http://www.npap.org/inst.htm

Ноттурно, Массачусетс, и МакХью, П.Р. (1986). Действительно ли психоаналитическая теория Фрейда поддается фальсификации? Науки о поведении и мозге, 9, 250-252.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *