Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Методика исследования ценностных ориентаций: Методики эмпирического изучения ценностей возможности и ограничения

Методика «Ценностные ориентации личности – 8»

Методика «Ценностные ориентации личности – 8»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений

Методика «Ценностные ориентации личности – 8»

Методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования).

Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Преимущества использования методики ЦОЛ-8 заключается в том, что она позволяет выявить именно профессиональные ЦО, другие же указанные методики диагностируют общие ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации — цели жизни и ценностные ориентации — средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа — ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств.
ЦО на труд обобщает в себе такие ценности, как приобретение богатого профессионального опыта, тонкое, до мелочей, знание специальности, знание современного состояния науки и техники по своей специальности, а также получение удовлетворения от самого процесса труда, осознание его общественной ценности, добросовестного отношения к делу.


ЦО на общение связана с возможностями удовлетворения потребностей человека в общении, в том числе с такими ценностями, как: информированность, наличие свойств характера, способствующих общению (жизнерадостность и чувство юмора), наличие возможности общения при отдыхе, обсуждении философских и производственных проблем. Ориентация на общение предполагает также хорошие отношения с товарищами по работе и личными друзьями.
ЦО на познание объединяет стремление человека к самосовершенствованию, расширению своего кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой.
ЦО на общественно-политическую деятельность включает в себя различные виды общественной работы, являющиеся ценностью для человека: это пропаганда идей и знаний, различного рода общественная работа у себя в коллективе и по месту жительства, работа в выборных общественных органах.
ЦО на материальные ценности обобщает ценности, которые присущи материальной обеспеченности — высокая заработная плата, благоустроенная квартира и личная автомашина, возможность одеваться по моде. В то же время быть материально обеспеченным — это предполагает либо быстрое продвижение по службе, либо хорошие взаимоотношения с нужными людьми.
ЦО на развитие нравственных качеств объединяет ценности, которые характеризуют отношение человека к другим людям — любить людей, уважать их, быть чутким, искренним, прощать их ошибки и заблуждения, уметь почувствовать чужую беду и помочь людям.
ЦО на развитие деловых качеств включает в себя достаточно противоречивый набор ценностей : организаторские и педагогические способности, инициативность, самостоятельность и предприимчивость, умение быстро и правильно оценить ситуацию, сделать прогноз наличия собственного плана действий, высокая трудоспособность.
ЦО на развитие волевых качеств проявляется в высокой оценке настойчивости и упорства в преодолении препятствий, целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и решительности, уверенности в своих силах, быстроты в решении производственных и житейских вопросов.
ЦО на развитие моральных качеств характеризует отношение человека к себе — скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.

Опросник ЦОЛ

Перед Вами список различных ценностей, каждой из которых человек может обладать, а может и не обладать. Для одного очень важно одно, для другого – иное. Мы просим Вас оценить, насколько важно Вам обладать этими ценностями, независимо от того, есть они у Вас или нет.
Мы просим оценить их по семибальной шкале. Цифры обозначают:

  • совершенно не важно, есть у меня это качество или нет
  • скорее не важно, чем важно
  • не очень важно
  • важно в средней степени
  • скорее важно, чем не важно
  • очень важно
  • обладать этим качеством для меня самое главное в жизни.

Прежде ознакомьтесь со всем списком ценностей, а затем по очереди оцените каждую. Свою оценку (цифру от 1 до 7) напишите на бланке для ответов в клеточку, соответствующую номеру.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

1.

Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру).

28.

Уметь быстро оценить и предвидеть возможные варианты хода событий.

2.

Одеваться по моде.

29.

Быть требовательным к себе.

3.

4.

Быстро овладевать профессиональными умениями.
Быть в курсе последних местных новостей

30.

Выполнять отдельные важные общественные поручения в своем коллективе (в группе, общежитии).

5.
6.

Быть смелым в принятии решений.
Уметь понимать ошибки и заблуждения других людей.

31.

Стараться расширить свой кругозор, повысить образование, общую культуру и интеллект.

7.

8.

Понимать прекрасное в человеке, природе и искусстве.
Иметь педагогические способности

32.

Получать высокую заработную плату.

9.

(уметь учить и воспитывать людей).
Быть скромным.

33.

Приобрести богатый профессиональный опыт.

10.

11.

Заниматься общественной работой в группе.
Знать последние достижения науки и техники в своей профессиональной

34.

Испытывать удовлетворение от общения с товарищами по производственным и непроизводственным вопросам.

12.

области.
Иметь свою благоустроенную квартиру.

35.

Быть настойчивым и упорным в преодолении трудностей и достижении цели.

13.

Сознавать, понимать полезность

36.

Быть бескорыстным.

14.

своего труда для других людей.
Иметь возможность общаться с товарищами.

37.

Любить людей, уважать их, быть чутким к их взглядам, обычаям, привычкам.

15.

16.

Быть инициативным, самостоятельным в решении задач.
Быть искренним в отношениях с людьми.

38.

Обладать организаторскими способностями, уметь организовать, мобилизовать, сплотить труд и отдых людей.

17.

Быть уверенным в себе и своих силах.

39.

Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.

18.

Уметь устанавливать хорошие отношения с нужными людьми.

40.

Работать в дружине, по охране порядка и т.п.

19.

Иметь чувство собственного достоинства.

41.

Иметь собственное мнение по самым разным производственным и житейским вопросам.

20.

Заниматься общественной работой

42.

Быть материально обеспеченным.

или работать в выборных органах училища (техникума).

43.

Быть хорошим специалистом, до тонкостей знающим свое дело.

21.

Быть зрелым, мудрым в суждениях, опираться на здравый смысл в

44.

Быть в хороших отношениях с товарищами по учебе.

22.

понимании жизни.
Иметь личную автомашину.

45.

Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.

23.

Получать удовольствие от процесса труда.

46.

Быть готовым словом и делом помочь другим людям.

24.

Отдыхать в приятном общении с друзьями.

47.

Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.

25.

Уметь быстро решать производствен- ные и житейские вопросы.

48.

Быть выносливым, способным длительно и напряженно трудиться.

26.

Быть ответственным за порученное дело.

49.

Стремиться к самоусовершенствованию.

27.

Уметь почувствовать и сопереживать горе, беду другого человека.

50.

Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.

 

Обработка результатов.
После того, как будут проставлены оценки на бланке ответов по всем 50-ти ценностям, психолог начинает обработку сырых оценок, которые переводит в стандартные (в данном случае принимаем М=10,0 и o=4,0). Это обязательно следует делать, т.к. анализ распределений оценок по всем шкалам выявляет у части испытуемых явную асимметрию оценок либо в сторону занижения, либо в сторону завышения, а также преобладание крайних, полярных оценок у одних испытуемых и, наоборот, средних оценок у других. Стандартизация оценок осуществляется по формуле:

С помощью перевода сырых оценок каждого испытуемого во «взвешенные» элиминируются погрешности измерения, связанные с индивидуальными особенностями оценочной деятельности испытуемых.
Затем проводится анализ выраженности конкретных ценностей и обобщенных ценностных ориентаций. Опыт показывает, что для понимания системы ценностных ориентаций необходим анализ обычно десяти ценностей, получивших самые высокие оценки и десяти ценностей, имеющих самые низкие оценки.
С помощью ключа высчитываются девять обобщенных ЦО. Оценка по обобщенным ЦО складывается из четырех «взвешенных» оценок тех конкретных ценностей, которые получили наибольшие баллы по шкале.

Ключ расшифровки ответов.


ЦО — цели жизни:
ЦО на труд № 11,13, 23, 26, 33, 43.
ЦО на общение №4,14,24,34, 44,47.
ЦО на познание № 1, 21, 31, 39, 49.
ЦО на общественно-политическую деятельность (ОПД) № 10, 20, 30, 40, 50.
ЦО на материальные ценности № 2, 3, 12, 18, 22, 32, 42.
ЦО — средства достижения целей жизни:
ЦО на развитие нравственных качеств № 6, 16, 27, 37, 46.
ЦО на развитие деловых качеств № 8, 15, 28, 38, 41, 48.
ЦО на развитие волевых качеств № 5, 17, 25, 35, 45.
ЦО на развитие моральных качеств № 7, 9, 19, 29, 36.

 

2. Описание методики исследования ценностных ориентаций (м. Рокич)

Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы

внутреннего мира.

МИЦО разработана М.Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно

невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной

точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа

интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):» Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и

займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.

Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,

является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.

По результатам факторного анализа объединенных вместе терминальных и инструментальных ценностей было выбрано 7-факторное решение для женской выборки и 6-факторное решение -для мужской. Все 7 факторов, выделенных у женщин, были биполярными, и все, за исключением последнего,

включали в себя на обоих полюсах как терминальные, так и инструментальные ценности. Вот краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная позиция в жизни.

2. Открытость миру (экстраверсия)-сдержанность.

3. Активность с выходом за рамки социальных требований -активность в рамках социальных требований.

4. Требовательность к жизни -легкое отношение к жизни.

5. Независимость от социума -ориентация на социум.

6. Жизнь для себя -жизнь для общества.

7. Абстрактное человеколюбие -межличностные связи(только терминальные ценности).

Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными, и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно. Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных. Вот

краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная жизненная позиция.

2. Альтруизм-самодостаточность.

3. Мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций.

4. «Умеренность и аккуратность» — результативность.

5. Сдержанность-протест.

6. Полнота жизни (униполярий).

При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г. и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.

НАДЕЖНОСТЬ: М.Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты для формы Д теста:

3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.

терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69

инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных ценностей). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, причем, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но связанной корреляцией. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие высокие и самые низкие ранги.

О ВАЛИДНОСТИ методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.

Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие запросы, эффективность в делах, рационализм и воображение. Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, аккуратности, чуткости. По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г. Москве, мужчины

выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность. Женщин, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность.

Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается -таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связанны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается — любви и чуткости. Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.

М.Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентаций от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентаций с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Интерес представляют данные о связи ЦО с различными характеристиками личности. Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже -свободу, равенство и широту взглядов. Испытуемые с внутренним локусом контроля ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы, испытуемые с внешним локусом контроля -самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность. По отечественным данным (Д.А .Леонтьев, О.Э. Калашникова, М.О.Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК). Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность -развлечений. Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач-с ценностью уверенности в себе. Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью. В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для «активной деятельной жизни» и «общественного признания» и отрицательные для «развлечений», «свободы» и «уверенности в себе». Некоторые их этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля. Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них

во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей, по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей. Этот феномен возможной «инструментализации» терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.

ДОСТОВЕРНОСТЬ МЕТОДИКИ. Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно «прозрачен» для испытуемых и не защищен от возможных фальсифицирующих стратегий. М.Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной. Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных групп. Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна выявило отсутствие связи между близостью иерархий ЦО при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой. Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в «обычных» условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную и иерархию.

Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.Гоштаутаса, А.А.Семенова и В.А.Ядова. Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки. Сильнее всего инструкция социальной желательности

отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения). Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился). Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.

Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных. Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходиться полагаться на их добрую волю. Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ. Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность-пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость-возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость, одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей. Так, Е.Б.Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности. Более удобным представляется методический прием, предложенный С.Р. Пантилеевым: после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных

ответов.

Ценностные ориентации и партийный выбор | Европейский избиратель: сравнительное исследование современных демократий

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский СоюзПолитическое поведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский СоюзПолитическое поведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Knutsen, Oddbjørn, and Staffan Kumlin,

‘ Value Orientations and Party Choice’

,

The European Voter: A Comparative Study Of Modern Democracies

, Comparative Politics

(

Oxford,

2005 г.

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 1 октября 2005 г.

), https://doi.org/10.1093/0199273219.003.0006,

, по состоянию на 14 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский СоюзПолитическое поведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский СоюзПолитическое поведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Общая гипотеза книги состоит в том, что сила долгосрочных факторов, объясняющих выбор сторон, постепенно ослабевает. Поскольку ценностные ориентации можно рассматривать как долгосрочные факторы, следует ожидать, что объяснительная сила ценностных ориентаций со временем будет снижаться. Однако эмпирические данные, приведенные в этой главе, свидетельствуют о том, что влияние ценностей регулируется политическим контекстом. Этот контекстуальный фактор включает в себя степень, в которой граждане учатся использовать идеологические ярлыки и концепции, степень, в которой они получают идеологические сигналы для выбора на основе ценностей, а также аффективную силу, с которой ценности поддерживаются. Явное снижение воспринимаемой партийной поляризации в 1990-е годы привели к снижению степени, в которой крайне экономические лево-правые ценности имеют значение для партийного выбора.

Ключевые слова: ценностные ориентации, новая политика, секуляризация. В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях

Статья посвящена вопросам формирования социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. Тема исследования определяется противоречием между возросшими запросами общества и государства на подготовку специалистов с ярко выраженными социально-экономическими ценностными ориентациями и недостаточным теоретическим и практическим статусом данного вопроса. Формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов колледжа требует использования организационного комплекса, который будет способствовать реализации потенциала профессионального образовательного учреждения (ПОО) в подготовке специалистов с необходимым уровнем социально-экономических ценностных ориентаций. При этом формирование социально-экономических ценностных ориентаций студента как специально организованный процесс профессионального становления личности специалиста происходит под действием внутренних и внешних факторов, инициирующих рациональное, экономически ответственное поведение в рамках общепринятых социально-этических норм. Социально-экономические ценностные ориентации учащегося в ДОУ требуют особых усилий для их формирования. Социально-экономические ценностные ориентации целесообразно формировать в процессе обучения студента в профессиональном образовательном учреждении. Рассмотрен метод персонификации, применяемый применительно к предметному материалу, и его влияние на формирование социально-экономических ценностей школьника. Показана эффективность этого метода. Выделены основные социально-экономические ценности студента.

Ключевые слова

Ценностные ориентации, образовательное учреждение, предметный материал, олицетворение, профессиональное обучение, воспитательный процесс.

Введение

Современные требования к профессиональным компетенциям, личностным и деловым качествам будущего специалиста достаточно активно обсуждаются в современной научно-педагогической литературе (Boer, Fischer, 2013; Gouveia et al., 2014). Вопрос о содержании новой системы личных ценностей остается дискуссионным; практически не обсуждается вопрос формирования социально-экономической ценности профессионального образования. Формирование социально-экономических ценностных ориентаций в процессе социализации учащегося (наиболее динамичной части общества) является одной из основных задач, целей и направлений образования в любой стране. В любом обществе и государстве ценностные ориентации личности подлежат воспитанию и целенаправленному воздействию общества и государства.

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном образовательном учреждении (ДОУ) затрагивает актуальные проблемы общества и образования, так как современные социально-экономические условия определяют новые подходы к экономической деятельности (Азхар и др., 2014; Сирмаи, 2015) . Действующая система среднего профессионального образования должна учитывать особенность социально-экономической ситуации и в связи с этим решать задачи профессионального и личностного развития специалиста с КСО, конкурентоспособного и мобильного на рынке труда. Проблема социально-экономических ценностей стоит особенно остро в постсоветских странах, так как они остаются несформировавшимися после ликвидации социалистической государственной идеологии и глубоких политических и экономических преобразований (Кузнецов, 19). 92; Веремей, 2004). Также отсутствует четкая концепция их формирования в образовательной среде.

Современные требования к профессиональной подготовке специалиста с К.С.Э. привести к переосмыслению целей среднего профессионального образования. Необходимо подготовить студентов ДОО к эффективному участию в рыночных отношениях, к формированию личности специалиста с нравственными устоями, характеризующейся бережным отношением к экономическим ресурсам и материальным ценностям, разумным хозяйствованием. В связи с этим повышенный интерес современных ученых вызывает изучение такого феномена, как социально-экономические ценностные ориентации (Мнайдарова, 2015; Сиддики, Рехман, 2014; Оса-Эдох, Алуту, 2015).

Здравомыслов представил ценностные ориентации как сложный социально-психологический феномен, характеризующий сферу и содержание деятельности личности. Это явление является составной частью системы личностных отношений, определяющей общее отношение человека к миру, к самому себе, придающей смысл и направленность личностным установкам, поведению и поступкам (Здравомыслов, 1986).

Ценностные ориентации осуществляют психическую регуляцию личной социальной активности и поведения в социальной среде. Ценностные ориентации являются одним из компонентов организации личности; они обобщают весь жизненный опыт, приобретенный человеком в процессе его становления. Они также характеризуют внутреннюю готовность к осуществлению определенных действий. Именно поэтому формирование социально-экономических ценностей в процессе обучения напрямую влияет на будущую профессиональную деятельность.

Формирование ценностных ориентаций – это процесс формирования личности, ее психологии и сознания под влиянием ближайшего социального окружения (Мнайдарова, 2015; Ушакова, 1983).

Система ценностей – это основа поведения людей, формирующаяся при реализации интегрирующей функции общества. Он развивается уже существующими социальными институтами, а не отдельно от них (Кузнецов, 1992; Boer, Fischer, 2013; Gouveia et al., 2014).

В связи с этим важное значение приобретает воспитательный процесс в структуре профессионального образования. Только культурный и социализированный специалист, ориентированный не на сиюминутное личное материальное обогащение, а на благо всего общества, включая себя и свою семью, может с пользой решать возникающие проблемы и способствовать социально-экономическому развитию. В то же время образование как социально обусловленный процесс позволяет создать среду для саморазвития и формирования умения заниматься предпринимательской деятельностью, а также решать экономические задачи в соответствии с общепринятыми социальными и этическими нормами.

Классификация ценностей и целей образовательно-воспитательного процесса через предметную материальную персонификацию путем представления примера профессиональных успехов со стороны человека с соответствующими ценностями является основной предпосылкой преодоления ценностной общности в образовательном процессе в колледж. В структуре социально-экономических ценностей выделяют следующие основные группы ценностей: этические, трудовые, интеллектуальные и нравственные.

Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение формирования социально-экономических ценностных ориентаций через предметную материальную персонификацию.

Методология

Исследование проведено в Костанайском технико-экономическом колледже. В ходе экспериментальной работы изучен исходный уровень социально-экономических ценностных ориентаций, проанализировано состояние образовательного процесса в Костанайском технико-экономическом колледже с точки зрения социально-экономических ценностных ориентаций, разработан и проведен ряд мероприятий по повысить значимость социально-экономических ценностных ориентаций. Сформирована система требований и методов, репрезентирующих достигнутый уровень социально-экономических ценностных ориентаций. В экспериментальной части исследования приняли участие студенты очной формы обучения экономического факультета Костанайского технико-экономического колледжа. Были следующие группы: 3А-2 (специализация 0514000″ Оценка «по отраслям и областям применения», 3?-22 (специализация 0515000 « Менеджмент » по отраслям и областям применения), 3АА-5 (специализация 0518000 « Бухгалтерский учет и аудит » по отраслям).

При оценке результатов и их анализе использовались следующие методы: наблюдение, опрос, интервью, анализ и оценка личностных уровней социально-экономических ценностных ориентаций, выступления студентов на практических занятиях, методы оценки: метод ценностных ориентаций М. Рокича (Рокич, 19 лет68), метод Дж. Наттина « незаконченных фраз » (Nuttin, 2004), метод С.А. Будасси « незаконченных тезисов » (Будасси, 1973).

Результаты

Дифференциация содержания обучения по бизнес-дисциплинам является важнейшим компонентом, обеспечивающим персонифицированное формирование социально-экономических ценностных ориентаций. Учителя способны реализовать свои воспитательные функции на уроке, выделяя в учебном материале значение персонифицированного ядра. Очевидно, что проблема социально-экономических ценностей и ценностных ориентаций как ориентиров в представлении студентов актуальна и сегодня. Одним из способов преодоления ценностной неопределенности образования является группировка как ценностей, так и целей образования по тому или иному виду образования для последующего внедрения первых в содержание обучения. В таблице 1 представлена ​​выбранная группа значений.

Таблица 1
Группы ценностей в формировании социально-экономических ориентаций
Группа значений Цель
Труд Интересная работа, польза для общества, ответственность, профессиональное развитие.
Мораль Свобода, добрые дела, мир, права человека, верность, верность, честность и неподкупность.
Интеллектуал Знания, интеллектуальное развитие, саморазвитие и др.).
Эстетика Гармония, дополняющая красоту.
Атлетик Здоровый образ жизни, работоспособность, хорошая физическая форма.
Вненациональный патриотический Любовь к Родине, забота о ее безопасности и процветании, интерес к другим народам, уважение к их традициям, толерантность и др.

Учителя должны учитывать личностные особенности развития учащихся. Следовательно, они должны оценивать современный уровень социально-экономических ценностных ориентаций личности, определять специфику их содержания для каждого студента колледжа и привлекать каждого студента к учебно-профессиональной деятельности, ориентированной на общепринятые социальные и этические нормы.

Использование персонифицированного предметного материала в организации формирования социально-экономических ценностных ориентаций учащихся требует от учителя усвоения методов жизненного воспитания, использование которых стимулирует оценочную деятельность учащихся ДОО, обеспечивает принятие ценностной информации на уровне личное значение. В системе профессионального образования наиболее эффективными методами являются:

• Ретроспективный анализ жизненного опыта с одновременным соотнесением его с полученной ценностной информацией, с определением аксиологически обусловленных причин тех или иных действий, событий и адекватности общих отношений к этим событиям и фактам и др.

• Достроение незавершенных образовательная модель (закончить фразу, предложение, описание конкретной деловой ситуации с точки зрения определенных ценностных ориентаций).

• Жизненные аналогии, используемые для иллюстрации познаваемых ценностных категорий (явлений, событий, отношений и т.п.) жизненными примерами. Это подтверждает, что ценности сформировались (Veremey, 2004).

Активность студента определяется его интересом к учебной деятельности, ее занимательным и эмоционально насыщенным содержанием, возможностями самовыражения. Это может выражаться в инициативном участии студентов в образовательном процессе (а именно в обсуждении, оценивании и т.п.), становлении их личности как субъектов образования, в благоприятном соотношении педагогического руководства и сознательного творчества студентов в обучении. .

Для того чтобы студент колледжа стал полноценным субъектом формирования социально-экономических ценностных ориентаций, его активность должна стимулироваться преподавателем через целенаправленную организацию познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности. А именно – обеспечение проблемных ситуаций, использование активных методов обучения, диалогическое обучение, создание ситуаций нравственного выбора, непосредственная мотивация учащихся к оценке объекта познания и др.

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ должно быть содержательно-процессуально оформленным с учетом закономерностей развития личности в аксиологическом контексте (от репродуктивной учебно-ценностной деятельности к личностно-ценностному творчеству) . Необходимо учитывать и само формирование социально-экономических ценностных ориентаций (последовательность процессов: выявление и интериоризация ценностей) (Мнайдарова, 2015).

Процесс формирования социально-экономических ценностных ориентаций в ДОУ олицетворяется выделением системы ценностей и целей образовательного процесса; путем обогащения предметного материала ценностным содержанием посредством организованных встреч с успешными предпринимателями; путем представления социально-экономических ценностей через содержание образования с использованием различных методов обучения.

Таким образом, разностороннее взаимодействие студентов и преподавателя, особенности их активности во время взаимодействия позволит сформировать социально-экономические ценностные ориентации будущего специалиста с КСО.

Эффективное формирование у студентов социально-экономических ценностных ориентаций предполагает проведение встреч с предпринимателями города и области. Должны быть приглашены представители различных сфер экономической деятельности: независимые предприниматели, аудиторы, бухгалтеры, экономисты и т.д. Темы встреч должны быть разнообразными, так как все приглашенные специалисты занимаются экономической деятельностью в различных сферах.

Родители отметили цикл встреч с предпринимателями города и области по вопросам общественной/общественной позиции. Встречи внесли важный вклад в мотивацию студентов и, как следствие, в формирование мотивационно-поведенческого критерия социально-экономических ценностных ориентаций.

Уровень социально-экономических ценностных ориентаций школьников определяли по одноименному оценочному тесту М. Рокича (Rokeach, 1968), методу «незаконченных фраз» Дж. Наттина (Nuttin, 2004), методу С.А. Будасси «». незавершенная диссертация » (Будасси, 1973). Нами определены следующие критерии оценки уровня социально-экономических ценностных ориентаций студента: социально-экономические знания, мотивы и действия.

М. Рокич определяет личностные ценности как убеждение человека в преимуществах одних целей, в его смысле по сравнению с другими целями, в преимуществах определенного типа поведения по сравнению с другими типами (Рокич, 1973).

Полученные результаты позволяют сделать вывод об успешном формировании социально-экономических ценностных ориентаций студентов в ДОУ.

Анализ показывает, что вероятная гипотеза исследования позволяет сделать следующий вывод: уровень социально-экономических ценностных ориентаций специалиста с К.С.Э. существенно возрастет, если профессиональное образование будет строиться в соответствии с предметной материальной персонификацией. Проведена итоговая оценка уровня социально-экономических ценностных ориентаций студентов на момент завершения педагогического эксперимента. Результаты подтвердили положительные изменения уровней социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ.

Результаты позволили сделать следующие выводы: социально-экономические ценностные ориентации формируются неэффективно в рамках традиционной системы образования; Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОО требует олицетворения предметного материала.

Таким образом, мы пришли к выводу, что эффективное формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов зависит от: приглашения предпринимателей к беседе со студентами на социально-экономические темы; участие учащихся в предметных олимпиадах; обсуждение и организация Декад экономических дисциплин; на студенческих научно-практических конференциях и др.

Дискуссия

Итоговая оценка подтвердила положительную динамику по всем критериям сформированности социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ.

Установлено, что наиболее значимыми социально-экономическими ценностями для студентов являются следующие:

1. Сохранение индивидуальности.

2. Материальное положение.

3. Социальный статус.

4. Любовь.

5. Духовное удовлетворение.

Социально-экономические ценностные ориентации специалиста с К.С.Э. рассматриваются как совокупность личностных установок выпускника к себе и к миру в виде устойчивых установок на модель предпринимательской деятельности в соответствии с общепринятыми социально-этическими нормами.

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций личности через представление положительного профессионального опыта способствует формированию профессиональных достижений, нравственного удовлетворения от профессиональной и общественной деятельности, заинтересованности в престижности профессии, сохранении своей индивидуальности и к достойному материальному положению.

Таким образом, формирование социально-экономических ценностей является важной задачей образовательного процесса, так как формирует нравственно-поведенческие установки будущего специалиста.

Заключение

В современных социально-экономических условиях духовно-нравственные ценности нуждаются в соотнесении и содержательной переориентации. Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как эта система способна готовить специалистов, результативность которых определяется уровнем их ценностных ориентаций. Таким образом, вопрос формирования социально-экономических ценностных ориентаций следует изучать на основе психолого-педагогической, экономической и социокультурной теорий.

Образовательная политика в профессиональных образовательных учреждениях должна быть направлена ​​на подготовку конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессиональными возможностями их образования. Однако успешное решение этих задач и благотворная деятельность профессиональных образовательных учреждений на рынке интеллектуального труда практически невозможны при реализации лишь обязательного минимума требований к уровню подготовки выпускников, определенных государственным стандартом.

Ссылки

  1. Ажар, М., Надим, С., Наз, Ф., Лирвен, Ф., &amli; Самин, А. (2013). Влияние профессионального образования и социально-экономического положения на академические достижения студентов вузов. Международный журнал академических исследований и размышлений, 1 (3), 25-33.
  2. Бур, Д., &amli; Фишер, Р. (2013). Как и когда личные ценности определяют наше отношение и социальность? Exlilaining кросс-культурная изменчивость связей отношения-ценности.
  3. Будасси, SA (1973). Развитие мышления путем лирограммного обучения. Вопросы лирограммного обучения. Теория и методология: Сборник статей 90–208 . Москва.
  4. Гувейя, В.В., Милфонт, Т.Л., &amli; Герра, В.М. (2014). Функциональная теория человеческих ценностей: Проверка ее содержания и структуры гилиотезисов. Личностные и индивидуальные различия, 60 , 41-47.
  5. Кузнецов А.Г. (1992). Влияние социально-экономических и мировоззренческих факторов на формирование ценностных ориентаций сельской молодежи: Автореф. Москва.
  6. Мнайдарова С.С. (2015). Формирование социально-экономических ценностных ориентаций учащихся профессионально-технических учебных заведений: дис. Челябинский государственный педагогический университет.
  7. Наттин, Дж. (2004). Мотивация, действие и надежда на будущее. Москва: ЛЮБЛИШНСКИЙ ДОМ «Смысл».
  8. Оса-Эдох, Г.И., &amli; Алуту, А.Н.Г. (2015). Социально-экономический статус партнеров и его влияние на образовательные ценности учащихся и выбор профессии . Евролианский журнал образовательных исследований, 3 (1) .
  9. Рокич, М. (1968). Убеждения, взгляды и ценности. Библиографии.
  10. Рокич, М. (1973). Природа человеческих ценностей .
  11. Сирмаи, А. (2015). Социально-экономическое развитие. Лирессы Кембриджского университета.
  12. Ушакова М.А. (1983). Интересы школьников к учебно-познавательной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *