Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Милтон рокич ценностные ориентации: «Ценностные ориентации» М. Рокича

Методика Рокича «Ценностные ориентации»: интерпретация и обработка результатов

В XX веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Практически всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя начинал Милтон как психиатр. Но известен он как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И эта методика Рокича пользуется во всём мире огромной известностью. Как и тест, основанный на ней. Впрочем, обо всём по порядку.

Общие положения

Методика Рокича строится вокруг идеи о том, что ценностью является устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности чего-либо конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако также психолог предполагает, что их не так уж и много.

Всех их Милтон разделил на два типа – терминальные и инструментальные. К первым относятся убеждения, касающиеся того, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы стараться её достичь.

Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждения, касающиеся того, что некое свойство личности или образ её действий всегда и в любой ситуации остаётся приоритетным.

То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй – методы их достижения и образов действий.

Специфика

Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.

Методика Рокича, как показывает практика, является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с её помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые стимульным материалом) варьировать можно, и инструкции изменять.

Правда, некоторые выделяют и недостатки. К ним относится социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним.

Как проводится исследование?

Итак, что представляет собой методика М. Рокича – ясно. Как же проходит сам тест?

Человеку предлагается два списка, в котором указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В какой форме, в принципе, не важно. Обычно их предоставляют на листках А4 в виде перечня или на карточках.

Когда человек получил материал, ему дают задачу – присвоить каждой ценности номер. Сначала ему надо разобраться с терминальным списком, а потом с инструментальным.

Психологи, которые обычно и проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого. Нередко они интересуются тем, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Ещё могут спросить, как расположил бы человек карточки 5 или 10 лет назад. Или как их распределили бы близкие ему люди. Вопросы могут влечь за собой другие, более личные, потому очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, проводилось тет-а-тет.

Список № 1

Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:

  • Активная жизнедеятельность.
  • Мудрость.
  • Здоровье.
  • Увлекательная работа.
  • Искусство и природа.
  • Любовь и близость.
  • Финансовый достаток.
  • Наличие преданных друзей.
  • Уважение и признание других людей.
  • Возможность учиться.
  • Саморазвитие.
  • Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
  • Развлечения и досуг.
  • Независимость и свобода.
  • Счастье в личной жизни.
  • Возможность заниматься творчеством.
  • Самоуверенность.
  • Счастье других людей.

Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.

Список № 2

Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:

  • Аккуратность.
  • Воспитанность.
  • Умение радоваться жизни.
  • Высокие требования к людям и к миру.
  • Исполнительность.
  • Независимость.
  • Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
  • Интеллектуальность и образованность.
  • Ответственность.
  • Рационализм.
  • Самоконтроль.
  • Смелость, храбрость.
  • Твёрдая воля.
  • Умение проявлять терпимость.
  • Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
  • Честность.
  • Трудолюбие и продуктивность.
  • Заботливость, чуткость.

Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.

Как пройти тест?

В самом начале говорилось, что каждой ценности приписывается порядковый номер. Минимум – 1, а максимум – 5. Единицей отмечаются ценности, не имеющие никакого значения. Двойкой — те, которые, в принципе, могут быть важны. Тройкой — ценности с определённым, конкретным значением. Четвёркой — важные утверждения. И пятёркой — то, что человек ставит превыше всего.

Как определять результат?

Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.

Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.

Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности. Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.

Интерпретации

Итак, в целом понятно, что представляет собой методика Рокича «Ценностные ориентации». Обработка результатов – это дело психолога, но вот об интерпретациях стоит немного рассказать. Их несколько.

Есть интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то по его итогам получается выяснить, что человек считает своей главной целью – саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы или сохранение личной индивидуальности, уникальности.

Есть интерпретация по жизненным сферам. В ходе теста выясняется, какая область является для человека важнейшей – профессиональная, образовательная, семейная, общественная, развлекательная или сфера физической активности.

Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему именно они. Одна интерпретация направлена на выяснение внутреннего мира человека. А другая – на его внешний мир и сферу, в которой ему комфортно существовать. Впрочем, и то и другое связано неразрывно.

Что ещё следует знать?

Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.

И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.

И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.

Тест Рокича. Диагностика ценностных ориентаций личности

Опросник ценностей по Милтону Рокичу (Методика Рокича Ценностные ориентации) позволяет определить ценности каждого человека, на основе которых выстраиваются личностные взаимоотношения с окружающими, а также формируется поведение и мировоззрение. Рокич разделил ценности на инструментальные и терминальные. Для того, чтобы провести диагностику собственных ценностных ориентаций, вам достаточно уделить 5-7 минут времени! ИНСТРУКЦИЯ к выполнению описана в вопросах.

Шаги теста

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Возьмите лист бумаги и ручку. Выпишите следующие 18 терминальных ценностей (1-9). (Затем выберите пункт «НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ»)

Варианты ответов:

  • Интересная работа
  • Здоровье (физическое и психическое)
  • Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
  • Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)
  • Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
  • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
  • НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ
  • Активная деятельная жизнь (эмоциональная насыщенность и полнота жизни)
  • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • Наличие хороших и верных друзей

Терминальные ценности (10-18). (Затем выберите пункт «НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ»)

Варианты ответов:

  • Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
  • Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)
  • НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ
  • Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
  • Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
  • Творчество (возможность заниматься творчеством)
  • Счастливая семейная жизнь
  • Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  • Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Выпишите следующие 18 инструментальных ценностей (1-9). (Затем выберите пункт «НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ»)

Варианты ответов:

  • НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ
  • Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
  • Исполнительность (дисциплинированность)
  • Непримиримость к недостаткам в себе и других
  • Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
  • Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
  • Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
  • Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
  • Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
  • Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

Инструментальные ценности (10-18). (Затем выберите пункт «НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ»)

Варианты ответов:

  • Честность (правдивость, искренность)
  • НАЖМИТЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ
  • Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • Чуткость (заботливость)
  • Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  • Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  • Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  • Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  • Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
  • Смелость в отстаивании своего мнения

Внимательно изучите два написанных списка. Поработайте с каждым списком отдельно. Выберите ту ценность, которая для вас наиболее значима — она займет 1 место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место. Работайте вдумчиво, не спеша. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Варианты ответов:

  • Готово!
  • Смотрим результат!

Идет подсчет результатов

10

Оцените тест:

5.8

( 43 )

Нашли ошибку или нарушение?

Другие тесты автора Давайте пройдем тесты

18 марта 2021 217064 Проходили 159319 раз

Мультфильмы

Кто ты из My Little Pony? Тест

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

20 февраля 2022 35637 Проходили 17498 раз

Прочие тесты

Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний. ..

AlexYasnovidov

HTML — код

Пройти тест

23 ноября 2021 45118 Проходили 13400 раз

Психология

Тест: «Хороший Вы человек или злой?

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

8 декабря 2021 3966 Проходили 468 раз

Прочие тесты

Правда или ложь: интересные факты о Новом Годе

balynskiy

HTML — код

Пройти тест

31 марта 2021 98819 Проходили 18433 раза

Тесты на IQ

Тест на когнитивные способности

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

18 февраля 2021 46970 Проходили 14794 раза

Психология

Тест: «Мое будущее.

Каким оно будет?»

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

8 февраля 2022 31138 Проходили 11715 раз

История

Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…

AlexYasnovidov

HTML — код

Пройти тест

11 июня 2021 48654 Проходили 20169 раз

Музыка

Тест: «Я знаю Егора Крида!»

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

23 марта 2021 77407 Проходили 26098 раз

Психология

Тест на умственную отсталость

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

26 ноября 2021 19963 Проходили 7101 раз

Психология

Тест: «Пацанка ты или Леди?»

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

17 февраля 2021 55521 Проходили 16480 раз

Психология

Тест: Какой у тебя характер?

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

12 марта 2021 34517 Проходили 11787 раз

Психология

Тест: Насколько вы харизматичны?

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

22 ноября 2021 23358 Проходили 7628 раз

Игры

Тест на знание персонажей из игры Genshin Impact

balynskiy

HTML — код

Пройти тест

3 февраля 2021 67177 Проходили 21854 раза

Игры

Тест: Кто ты из Undertale?

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

15 декабря 2021 3022 Проходили 403 раза

Кулинария

Тест для любителей кулинарии

AlexYasnovidov

HTML — код

Пройти тест

20 ноября 2021 3220 Проходили 808 раз

Игры

Хорошо ли вы знакомы с игрой Minecraft?

balynskiy

HTML — код

Пройти тест

Показать еще больше

Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей

8 января 2021 27845 Проходили 7317 раз

Мультфильмы

Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

21 февраля 2022 27004 Проходили 10384 раза

Игры

Тест на сколько ты знаешь игру brawl stars в 2022 году

tt-flying. bs

HTML — код

Пройти тест

30 декабря 2021 1938 Проходили 420 раз

Психология

Тест: Кто ты из греческого пантеона?

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

26 июля 2021 22045 Проходили 5988 раз

Игры

Кто ты в Geometry Dash

Zz gamee

HTML — код

Пройти тест

11 июня 2021 15044 Проходили 3110 раз

Литература

Тест: «Левша», Лесков Н. С.

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

12 октября 2021 2433 Проходили 131 раз

География

Правда или ложь: интересные факты о мировых реках

balynskiy

HTML — код

Пройти тест

4 апреля 2021 52432 Проходили 10270 раз

Прочие тесты

Тест по биологии: «Клетка»

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

8 ноября 2021 2722 Проходили 106 раз

Прочие тесты

Противодействие экстремизму

Наталья

HTML — код

Пройти тест

12 июля 2021 4313 Проходили 166 раз

Психология

Тест: Склонны ли Вы к гневу?

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

30 января 2022 753 Проходили 201 раз

География

Тест по географии: 20 новых вопросов из серии — «На какой реке стоит этот город?. ..»

AlexYasnovidov

HTML — код

Пройти тест

31 июля 2021 3669 Проходили 483 раза

Мультфильмы

Хорошо ли вы помните мультфильм «Русалочка»?

balynskiy

HTML — код

Пройти тест

8 мая 2021 6901 Проходили 358 раз

Сериалы

Тест на знание персонажей сериалов от Netflix

balynskiy

HTML — код

Пройти тест

15 декабря 2020 19054 Проходили 2352 раза

Фильмы

Продолжи фразу из известных фильмов

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

5 сентября 2020 6400 Проходили 755 раз

Фильмы

Тест по киновселенной Marvel

Илья Кузнецов

HTML — код

Пройти тест

1 февраля 2022 6216 Проходили 1733 раза

Психология

Тест на комплексы

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

2 июня 2021 12476 Проходили 2660 раз

История

Тест: Северная война

Awdienko

HTML — код

Пройти тест

Показать еще больше

VALUES: программа для анализа «опросов ценности» Милтона Рокича

VALUES: программа для анализа «опросов ценности» Милтона Рокича

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Рефераты программ/алгоритмы
  • Опубликовано:
  • Эрик Таненбаум 1 и
  • Шэрон Сазерленд 2  

Методы и инструменты исследования поведения том 7 , страница 483 (1975)Процитировать эту статью

  • 521 Доступ

  • Сведения о показателях

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Справочное примечание

  1. «>

    Sutherland, S. L., & Tanenbaum, E. J. Используемый опрос ценности Рокича: на пути к проверке с помощью шкал отношения критериев. Canadian Review of Sociology and Anthropology , в печати.

Ссылки

  • Hays, W. L. Статистика для психологов . Торонто: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1965.

    Google Scholar

  • Рокич, М. А. Теория организации и изменений в системах ценностей. Журнал социальных вопросов , 1968, 24 , 13–33.

    Артикул Google Scholar

  • Рокич, М. Лекции Х. Пола Дугласа за 1969 год. Review of Religious Research , 1969, 11 , 3–38.

    Артикул Google Scholar

  • Рокич М. Природа человеческих ценностей . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1973.

    . Google Scholar

Ссылки на скачивание

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. The University of Durham Social Science Advisory Service, Computer Services, Dh2 3LE, Durham, England

    Eric Tanenbaum

  2. Dalhousie University, Halifax, Nova Scotia, Canada

    Sharon Sutherland

Authors

  1. Эрик Таненбаум

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  2. Шарон Сазерленд

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Обзор ценностей Рокича — оценка карьеры

Обзор ценностей Рокича (RVS) был первоначально разработан в 1973 году Милтоном Рокичем. RVS является одним из наиболее широко используемых показателей человеческих ценностей и используется консультантами по вопросам карьеры для оценки ценностей клиентов, связанных с миром работы. RVS представляет собой перечень из 36 пунктов, состоящий из 18 терминальных ценностей или конечных состояний (например, счастье, захватывающая жизнь, мир в мире, мир красоты, национальная безопасность, общественное признание) и 18 инструментальных ценностей (например, логика, радость, творческий, честный, широкий кругозор, честолюбивый, чистый). Первоначально этот инструмент был разработан для ранжирования, но более поздние исследования показали, что оценки по пятибалльной шкале дают аналогичные результаты, если более высокие оценки ограничены небольшим числом значений.

Rokeach разработал RVS на основе интервью и углубленных обзоров языка и существующей литературы по ценностям. К сожалению, Рокич не смог определить основную структуру своей системы ценностей. Более поздние исследования Шалома Х. Шварца показали, что RVS содержит 10 мотивационных типов, каждый из которых включает две или более терминальных и / или инструментальных ценностей. Например, мотивационный тип Власть включает в себя конечные состояния социальной власти, богатства, авторитета и инструментальной ценности сохранения общественного имиджа. Мотивационный тип Достижение содержит инструментальные ценности успешного, способного и амбициозного. Мотивационный тип Универсализм включает в себя инструментальные ценности широты взглядов и защиты окружающей среды и терминальные ценности социальной справедливости, мудрости, мира во всем мире, мира красоты, единства с природой и равенства.

Шварц представил доказательства того, что 10 мотивационных типов расположены в циркумплексе, а более тесно связанные ценности расположены рядом. С верхнего правого положения, перемещаясь по часовой стрелке, типы мотивации следующие: Универсализм, Доброжелательность, Конформизм и Традиция (предыдущие два типа мотивации занимают один и тот же клин), Безопасность, Власть, Достижение, Гедонизм, Стимулирование и Самонаправление. Кроме того, мотивационные типы, расположенные на противоположных сторонах циркумплекса, представляют противоположные ценности и, таким образом, могут быть концептуализированы как расположенные вдоль двух основных измерений циркумплекса. Эти аспекты описываются следующим образом: (1) ценности, подчеркивающие независимое мышление и действие, а также открытость к изменениям, по сравнению с ценностями, делающими больший упор на покорное самоограничение, стабильность и традиции; и (2) ценности, подчеркивающие принятие других и заботу о благополучии других, по сравнению с ценностями, подчеркивающими стремление к собственному успеху и доминированию над другими. Короче говоря, мотивационные типы, связанные с открытостью к изменениям, находятся на противоположной стороне циркумплекса, чем те, которые связаны с сохранением. Точно так же мотивационные типы, связанные с самопревосхождением, расположены напротив мотивационных типов, связанных с самосовершенствованием.

Ценности можно представить как усвоенные убеждения о предпочтительных способах поведения или бытия, которые действуют как руководящие принципы в жизни. Понимание структуры системы личных ценностей является жизненно важной частью понимания мотивационной основы любого поведения, включая поведение, связанное с работой. С этой целью RVS используется консультантами по вопросам карьеры для доступа и доведения до сведения клиента иерархической организации потребностей, желаний и целей, связанных с работой. Важность оценки ценностей заключается в углублении самосознания карьерного клиента и предоставлении клиенту доступа к основным мотивам для решений, связанных с карьерой. Кроме того, когда эта информация рассматривается в сочетании с другими переменными, связанными с работой, такими как интересы, самоэффективность и способности, в результате получается более полное и многомерное представление о карьере клиента и соответствующем выборе карьеры.

См. также:

  • Значения
  • Рабочие значения

Ссылки:

  1. Билски В. и Шварц С. Х. 1994. «Ценности и личность». Европейский журнал личности 8:163-181.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *