Феномен «моральной мизофобии» в клинике шизофрении
Мизофобия, или страх загрязнения, — один из наиболее распространенных типов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) [23, 26], характеризующийся чувством отвращения к определенным субстанциям и связанный со страхом их негативного воздействия на организм, а также формированием защитного и избегающего поведения в виде ритуалов очищения и изменения всего образа жизни для предотвращения контактов с источниками загрязнения. В качестве субстанций или объектов, вызывающих отвращение и/или страх, в большинстве случаев выступают грязь, физиологические выделения человека и животных, кровь (как источник инфекций), животные (как переносчики некоторых заболеваний), всевозможные химические вещества, особенно используемые в повседневной жизни человека (например, бытовая химия). Однако ритуалы очищения и типичное для мизофобии избегающее поведение могут быть вызваны нетипичными триггерными факторами — навязчивыми мыслями неприятного характера: богохульные идеи или образы, неприемлемые сексуальные ощущения или мысли, идеи о «загрязнении» злыми силами, мысли о собственной греховности, идеи вины.
Внимание этому феномену уделяется преимущественно в психологической литературе. Впервые подробное описание таких навязчивостей было приведено в 1924 г. в работе S. Rachman «Pollution of the mind» [24]. Моральное загрязнение описывается как ощущение внутренней нечистоты, которое возникает, как правило, вне зависимости от наличия внешней, видимой грязи. Как источник, так и место загрязнения неопределенны, что отчасти объясняет безуспешность очиститься от морального загрязнения обычным путем. Загрязнение может быть индуцировано обвинениями, упреками, унижением, оскорблениями, а также неприятными воспоминаниями или навязчивыми мыслями и образами. Моральное загрязнение по-своему специфично для каждого человека, не передается от человека к человеку, как в случае с «обычной» грязью. Как правило, пациент считает себя единственным, кто ему подвержен [24, 25].
S. Rachman [24] предлагает рассматривать моральную мизофобию в качестве одного из вариантов контаминационных (связанные с контаминацией — загрязнением, заражением) обсессий, так как в формировании обсессий загрязнения и моральной мизофобии участвуют общие поведенческие механизмы. Более стойкое ритуализированное поведение больных при моральной мизофобии он связывает с непрямым, символизированным характером ритуалов, т.е. в отличие от случаев, когда пациенты отмываются от пугающей их грязи, при моральной мизофобии они «отмываются» от того, от чего по общечеловеческим представлениям отмыться невозможно. В подтверждение тому, что чувство загрязнения может возникать без физического контакта, была проведена серия психологических экспериментов: испытуемым предлагалось представить неприятное с морально-этической точки зрения событие, а затем исследовалась их потребность в мытье и субъективное ощущение внутреннего загрязнения [11, 12, 20, 35].
В настоящее время существует несколько психологических концепций, объясняющих феномен моральной мизофобии. Наиболее распространенным из них является представление о том, что в основе компульсивного очищения лежит эмоция отвращения [9, 18, 22, 33], спровоцированная чувством вины [17]. Однако, по мнению других исследователей [31], «страх вины от собственного безответственного поведения» является одним из факторов развития большинства типов обсессивно-компульсивного поведения, а не только очистительных ритуалов. J. Cougle и соавт. [10] считают, что к развитию моральной мизофобии предрасполагает повышенное чувство ответственности (один из факторов когнитивной модели ОКР) [28, 29].
Некоторые исследователи [14, 35] рассматривают феномен моральной мизофобии с культурно-религиозной точки зрения. Согласно их мнению, отвращение — эмоция, которую можно испытать как в физическом, так и моральном аспекте. Изначально «отвращением» считалось вкусовое ощущение, эволюционно связанное с избеганием съедания потенциально опасной пищи. Со временем это понятие расширилось, приобрело социальное и культурное значение и стало включать неприятие чего-либо аморального. В подтверждение приводятся данные нейровизуализационных исследований, показавших, что отделы головного мозга, ответственные за чувства отвращения, структурно и функционально «перекрываются» [19, 30].
В клинических исследованиях, посвященных проблеме обсессивно-компульсивных расстройств, содержатся лишь единичные упоминания о моральной мизофобии [2, 7, 27].
С.А. Суханов в 1905 г. [7] при описании psychosis ideo-obsessiva упоминает, что наряду с тяжелым течением страха контаминации может встречаться ситуация, когда больной считает опасной не только вещь, бывшую в контакте с чем-то нечистым, но и предмет, который был при нем в то время, когда приходили в голову навязчивые мысли неприятного содержания. Автор обращает внимание, что в данной ситуации возможно наличие ритуалов особого рода, например окропление окружающих вещей или случайно попадающих в его комнату освященной в церкви водой, и предполагает, что в этом случае имеет место бредовой элемент, который нельзя отделить от того, что относится к собственно навязчивому представлению.
H. Rumke [27] отмечал, что мизофобия может представлять собой страх загрязнения «моральной грязью». Согласно автору, такого рода навязчивые идеи настолько овладевают сознанием больного, что нередко напоминают бред, однако сопутствующие обсессиям ритуалы свидетельствуют об обсессивной природе подобных идей.
Он проводит параллель с шизофреническим процессом как по степени дезадаптации больных, так и в плане формирования тяжелых дефицитарных изменений.Ю.Б. Загороднова [2] в исследовании, посвященном коморбидным соотношениям между обсессивно-компульсивным расстройством и проявлениями галлюцинаторно-бредового регистра, также приводит несколько клинических случаев мизофобии, проявляющейся страхом морального загрязнения. Во всех изученных автором наблюдениях контаминационные обсессии выступают совместно с параноидными феноменами.
О неблагоприятном течении расстройств с явлениями моральной мизофобии косвенно свидетельствуют данные ряда авторов [8, 10], предполагающих, что наличие нераспознанного морального компонента в рамках контаминационного обсессивно-компульсивного расстройства обусловливает высокий уровень резистентности к лечению.
Таким образом, проблема моральной мизофобии, освещенная в большей степени в психологической литературе, мало изучалась в психопатологическом аспекте, в связи с чем является весьма актуальной ее клинико-психопатологическая разработка.
Материал и методы
В исследование были включены 16 пациентов из числа проходивших лечение в Отделе по изучению пограничных психических состояний и психосоматических расстройств (руководитель — академик РАМН А.Б. Смулевич) Научного центра психического здоровья РАМН (директор — академик РАМН А.С. Тиганов) в период с 2008 по 2011 г.
Во всех случаях в клинической картине доминировали обсессивно-компульсивные расстройства с явлениями моральной мизофобии. К моральной мизофобии относили обсессивно-компульсивные расстройства, протекающие с преобладанием компульсивного очищения, используемого пациентами как символизированная защита для борьбы с импульсами, отличными от чувства обычного, психологически понятного загрязнения.
Среди обследованных были 3 женщины и 13 мужчин (распределение по полу составило 1:4). Возраст обследованных колебался от 18 до 53 лет (средний — 33,6±10,5 года). Средний возраст пациентов к периоду начала заболевания составил 12,9 года (от 6 до 16 лет), а средний возраст ко времени манифестации моральной мизофобии — 22,7±9,4 года. Таким образом, в среднем длительность явления моральной мизофобии на момент исследования составляла около 11 лет.
У обследованных пациентов был достаточно низкий уровень социальной адаптации, из них работали только 2 (13%) человека, 3 (19%) пациента были студентами, остальные (68%) постоянной занятости не имели; 5 (31%) больных имели II группу инвалидности по психическому заболеванию, 6 (38%) состояли на иждивении у родственников. В браке когда-либо состояли 3 (19%) пациента, однако на момент обследования они были разведены.
Все больные были госпитализированы с диагнозом «шизофрения, обсессивно-компульсивный синдром»; в 7 (44%) случаях дополнительно констатировалась «злокачественная болезнь навязчивостей».
Согласно классификации МКБ-10 у 6 (38%) пациентов была диагностирована вялотекущая неврозоподобная шизофрения (F21.3), у 2 (12%) — параноидная (F20.0), у 6 (38%) — недифференцированная (F20.3), у 2 (12%) — шизофрения, детский тип (F20.8xx3). Наряду с диагностированной у 2 пациентов параноидной шизофренией у 7 пациентов в диагнозе имелось указание на наличие параноидных феноменов (явления психического автоматизма, незавершенный синдром Кандинского—Клерамбо).
Среди 10 больных с диагнозом, соответствующим рубрике F20 (F20, F20.8 и F20.3), у 8 пациентов отмечался непрерывный, а у 2 — эпизодический тип течения со стабильным дефектом. Стабильность процесса на протяжении длительного времени (более 12 мес) и неразвернутость выявляемых психотических расстройств при указании на имеющиеся в анамнезе отчетливые психотические эпизоды позволили 8 (50%) пациентам изменить диагноз на остаточную шизофрению (F20.5).
На инициальном этапе вялотекущей шизофрении у наших больных доминировали разнообразные неврозоподобные проявления: наряду с обсессивно-компульсивными симптомами (контрастные навязчивости, навязчивые сомнения, двигательные ритуалы) выявлялись дисморфофобические расстройства, явления нервной анорексии, социо- и агорафобия.
В исследование не включались больные с органическими поражениями ЦНС; тяжелыми соматическими заболеваниями; признаками зависимости от психоактивных веществ и алкоголизма.
Исследование проведено с привлечением данных катамнеза (длительность не менее 1 года), а также ретроспективного анализа медицинской документации.
Результаты
Исследование триггерных факторов моральной мизофобии показало их неоднородность. Побуждение к совершению ритуалов очищения у разных больных вызывали идеи вины и/или греховности — у 5, хульные мысли — у 5, ощущение негативного воздействия со стороны окружающих — у 3, неприязнь к отдельным личностям или группам людей — у 6 пациентов; у некоторых отмечалось несколько из указанных триггеров. При этом выполняемые больными ритуалы практически не отличались от характерных для мизофобии в целом: доминировали очистительные мероприятия и действия, направленные на минимизацию возможного контакта с пугающими объектами.
Вектор символизированного загрязнения имел разную направленность — вовне, когда пациент опасался загрязнить (осквернить) своими прикосновениями окружающих, и внутрь, когда пациент считал, что загрязняют (оскверняют) его. В случаях, когда мизофобия связана с идеями вины и греховности, вектор символизированного загрязнения был направлен вовне. Идеи вины и греховности имеют разное содержание, могут развиваться постепенно, исподволь, но чаще возникают по механизму «внезапного появления микросимптома — идеи, возникшей по типу «озарения» (по Ю.В. Каннабиху [3]). Однако во всех случаях они носят стойкий характер и доминируют в сознании больного.
Считая себя греховными, виноватыми, «морально нечистыми», больные избегают загрязнения, осквернения окружающих людей и предметов, нередко объектов религиозной атрибутики. В большинстве случаев у больных отмечается массивное ритуализированное поведение, полностью захватывающее все сферы жизнедеятельности. Каждое действие обставляется серией ритуалов для предотвращения распространения особой «моральной грязи». Любой предмет, к которому прикасался пациент, считается загрязненным, и с тех пор несет в себе тот же риск осквернения окружающих, как и он сам. Ритуалы по большей части направлены на предотвращение распространения «грязи», что достигается путем резкого уменьшения всевозможных контактов и мытьем предметов, которые, по мнению больного, несут на себе следы его прикосновений, порой даже сомнительных для него самого.
Хульные мысли, имевшие место у 5 пациентов, были представлены кощунственными мыслями и образами преимущественно религиозного содержания — оскорбления в адрес святых и священнослужителей, восхваление дьявола. Нередко подобные навязчивости возникают у пациентов ассоциированно при виде предметов религиозного культа или церковной утвари. Иногда они сопровождаются овладевающими представлениями собственных кощунственных действий, непристойных сцен, образов нечистой силы и пр. В двух случаях подобные навязчивости отмечались наряду с идеями греховности. На фоне персистирующих «богохульных мыслей» формируются стойкие идеи самообвинения и самоуничижения. Хульные мысли и кощунственные представления начинают восприниматься пациентами как следствие их низких моральных устоев, неискренней веры, в качестве расплаты за совершенные грехи. Такие навязчивые феномены утрачивают интрузивный характер, что сопровождается отказом от противостояния им. Психопатологически это можно расценить как снижение уровня критики и переход навязчивостей в более тяжелый регистр расстройств. Нередко навязчивости такого рода начинают восприниматься больными как «вложенные извне», «насылаемые со стороны» и интерпретироваться как следствие влияния бесовских сил [4]. Характерно особое двойственное отношение пациентов к имеющимся расстройствам. С одной стороны, признается, что навязчивые мысли являются продуктом собственного сознания (что является показателем обсессивно-компульсивной природы этих образований), с другой — предполагается возможность влияния извне, т.е. речь идет о психических автоматизмах. Появляющиеся помимо воли ругательства и проклятия приобретают характер звучащих фраз, произносимых голосом либо самого больного, либо другого человека.
Вектор загрязнения при моральной мизофобии, связанной с хульными мыслями, может быть направлен как на самого больного, так и на окружающих в случае присоединения идей греховности. При наличии хульных мыслей очистительные ритуалы имеют целью избавление от неприятных для больного, скверных представлений, что наиболее символично представлено у одного из пациентов, ритуалы которого в основном заключались в мытье рта, которым он когда-то проговаривал (или мог сказать, сам того не заметив) скверные слова. Но чаще встречается ситуация, когда пациент считает «грязным» все свое тело, ритуалы направлены на постоянное его очищение и предотвращение «загрязнения» других при помощи ограничения контактов. Нередко имеет место умывание освященной в церкви водой или окропление ею предметов, с которыми контактировал больной.
У 6 пациентов мизофобические ритуалы были ассоциированы с неприязнью к отдельным личностям, или группам людей по какому-либо признаку, отличному от понятия «грязный», «заразный». Это может быть один человек (как правило, из ближайшего окружения), либо группа лиц, выделяемая, например, по этническому или социальному признаку. Контакт с лицом из выделяемой пациентом группы (нередко даже непрямой, без телесного соприкосновения, например, разговор, нахождение в одном помещении) считается оскверняющим событием, за которым непременно следует разработанный комплекс ритуалов очищения.
Следует отметить, что во всех изученных случаях не наблюдалось формирования сколь-либо разработанной концепции, объясняющей, какой именно потенциальный вред несут в себе лица, вызывающие страх и отвращение. Высказываются идеи распространения особой «моральной грязи», которая, передавшись больному, привнесет в него некие изменения, сделает «похожим» на них. В части случаев наблюдалось формирование нестойких персекуторных идей — больные сообщают, что наблюдают вокруг себя повышенное скопление пугающих их людей, видят признаки повышенного интереса с их стороны. Однако идей преднамеренного причинения вреда не отмечалось — предполагалось, что «моральная грязь» разносится случайно, так же как и любая уличная грязь.
В 3 наблюдениях отмечен иной вариант неприязни к окружающим: в роли источника контаминации выступал один, хорошо знакомый человек (близкий родственник или сосед). Исходящее от него загрязнение воспринималось как воздействие некой негативной «энергии» на уровне ощущений. В присутствии «источника загрязнения» больные испытывали выраженную слабость, разнообразные телесные сенсации, путаницу мыслей, беспричинную подавленность. Данные психопатологические проявления, представляющие собой синдромально незавершенный (по Ю. Б. Загородновой [2]) бред воздействия, выступают в неразрывной связи с характерным для мизофобии защитным поведением. Для избавления от негативной энергии больными выполняется комплекс очистительных мероприятий: сдувание и стряхивание с поверхности тела энергетического загрязнения, избегание любого (даже визуального) контакта с его источником. В комплекс защитно-ритуальных действий включаются также все стандартные для мизофобии ритуалы с теми же принципами передачи загрязнения (в данном случае «негативной энергии»). Ощущение воздействия часто оказывается ситуационным, оно возникает непосредственно при общении с «источником воздействия», или же при соприкосновении с его вещами, бытовыми принадлежностями.
Идеи воздействия (как и в описанных выше случаях) не предполагают того, что источник негативного влияния намеренно причинит вред. Высказывается предположение об особой энергетике объекта избегания и собственной повышенной чувствительности к негативному воздействию.
Во всех изученных случаях феномен моральной мизофобии регистрируется в рамках шизофрении, протекающей с обсессивно-компульсивными расстройствами. Картина заболевания с преобладанием в психическом статусе явлений моральной мизофобии возникает у большинства пациентов спустя в среднем 10 лет после начала заболевания. В большей части случаев заболевание манифестирует в юношеском возрасте и сопровождается достаточно быстрым нарастанием негативной симптоматики и расстройств мышления.
Таким образом, проявления моральной мизофобии формируются на фоне уже выраженных негативных изменений, преимущественно по типу псевдоорганического дефекта с падением психической активности, интеллектуальным снижением, элементами апато-абулической симптоматики. Следует также отметить, что феномен моральной мизофобии неразрывно связан с чувством постоянного беспричинного беспокойства и напряжения — «пантревога» по P. Hoch и P. Polatin [15].
Динамика изученных расстройств характеризуется стойким течением с периодами временного послабления обсессивно-компульсивной симптоматики, чередующихся с экзацербациями, в которых основную роль играет усиление тревоги, сопровождающееся увеличением потребности в выполнении ритуалов. При этом феномен моральной мизофобии, возникнув впервые, сохраняется на всем протяжении заболевания, и не имеет тенденции как к обратному развитию, так и к усложнению.
Обсуждение
Хотя настоящее исследование было выполнено на небольшом клиническом материале (16 наблюдений), его результаты позволили сделать определенное заключение об особенностях психопатологической структуры моральной мизофобии.
Было установлено, что данный феномен — сложное образование, в формировании которого принимают участие нарушения различных психопатологических регистров. В изученных случаях речь идет о взаимодействии обсессивно-компульсивной и бредовой симптоматики.
В части случаев формирование сложного симптомокомплекса происходит при участии контрастных обсессий (преимущественно хульных мыслей и овладевающих представлений кощунственного содержания), которые осложняются присоединением бредовых расстройств. Следует отметить, что указания на возможность формирования коморбидных связей между контрастными обсессиями и бредовыми расстройствами содержатся в ранее выполненных исследованиях. Так, С.Ю. Стась [6] предполагает, что формирование стойких коморбидных связей между контрастными обсессиями по типу хульных мыслей и бредом реализуется по механизму «амальгамирования» [5, 34]. Хульные обсессии включаются в структуру бредовой фабулы («бредомотивирующий фактор» в терминологии E. Kretschmer) и в большинстве случаев становятся более интенсивными. Согласно мнению С.Ю. Стась [6], речь идет о коморбидных соотношениях с образованием «общих симптомов» в рамках единого симптомокомплекса.
Полученные в настоящем исследовании данные подтверждают, что контрастные обсессии (в частности, хульные мысли) могут на некоторых этапах динамики утяжеляться за счет конгруэнтного им бреда самообвинения и греховности. Однако в упоминавшемся выше исследовании [6] не приводится данных о возможности развития в этих случаях ритуалов очищения. В работе Ю.Б. Загородновой [2] упоминается возможность развития мизофобии совместно с параноидными образованиями, в формировании которых участвуют контрастные обсессии. Психические автоматизмы в изученных автором случаях полностью реализуются в пределах комплекса контрастных навязчивостей, возникают исключительно в периоды экзацербации обсессий и не имеют тенденции к дальнейшему развитию. Автор, предлагая квалифицировать данные сложные симптомокомплексы в рамках навязчивых галлюцинаций, указывает, что последние образуются в процессе расширения обсессивного синдрома за счет присоединения психических автоматизмов, т.е. являются вторичными психопатологическими образованиями по отношению к обсессивному синдрому.
Анализ динамики обсессивно-компульсивных расстройств в изученной выборке показал, что развитию моральной мизофобии предшествует достаточно длительный этап, на протяжении которого наблюдается формирование выраженных негативных расстройств. Данное обстоятельство в порядке рабочей гипотезы позволило предположить, что одним из условий формирования моральной мизофобии является относительно стабильный этап течения эндогенного процесса, а также наличие выраженных негативных изменений.
В части случаев явления моральной мизофобии отмечаются вне непосредственной связи с контрастными навязчивостями. Ритуалы очищения имеют больший удельный вес и коррелируют с еще более выраженными негативными изменениями личности. Защитно-ритуальное поведение, характерное для мизофобии, отмечается во взаимосвязи с редуцированным синдромом Кандинского—Клерамбо, включающим в себя неразвернутый бред воздействия с психическими автоматизмами или элементы персекуторного бреда. Отмечающаяся в этих случаях патологическая, сопряженная с бредовой убежденность в необходимости выполнения ритуалов, сопровождающаяся отказом пациентов противостоять им, была описана П. Жанэ [1] в рамках фиксированных идей (верований).
В настоящее время расстройства подобного рода рассматриваются в рамках обсессий с низким инсайтом [13, 16, 21, 32]. A. O’Dwyer и I. Marks [21], приводя характеристику неразвернутых галлюцинаторно-бредовых феноменов, особенно подчеркивают их тесную связь не только с обсессивной фабулой, но и особенностями доминирующих в клинической картине ритуалов. Указывается, что нелепое содержание обсессий и вычурность сопутствующих им ритуалов, как правило, сочетается с недостаточной критикой и является предиктором развития стертых психотических расстройств.
Таким образом, феномен моральной мизофобии — симптомокомплекс, формирующийся в результате взаимодействия обсессивно-компульсивной симптоматики с обманами восприятия, бредом греховности (при доминировании в клинической картине контрастных обсессий) и редуцированным синдромом Кандинского—Клерамбо.
В заключение необходимо отметить клиническое значение данного психопатологического феномена. Моральная мизофобия — стабильное психопатологическое образование, без тенденции к усложнению и видоизменению бредовой симптоматики (в сторону ее расширения или систематизации), формирование которого коррелирует с негативными изменениями псевдоорганического типа.
Коронавирус и мизофобия. Каково во время пандемии людям с боязнью микробов
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Emma Russell
Репортер Би-би-си Питер Гоффин всю жизнь боялся микробов. И эта особенность психики — ее еще описывают как мизофобия — подготовила его к пандемии коронавируса. Как никто другой Питер умеет соблюдать правила гигиены и знает, как держать свои тревоги под контролем. Он рассказывает о своем опыте.
Когда я сидел на кухонном полу и протирал пакет с кукурузными хлопьями дезинфицирующим средством, меня вдруг осенило: я готовился к эпидемии Covid-19 почти 20 лет.
- Когда дом — тюрьма, а коронавирус не имеет смысла. Как переживают изоляцию люди с расстройствами психики
- Как не сойти с ума в карантине: советы людей, переживших домашний арест
- «В школе все умерли»: как переживают карантин дети с аутизмом
- «Новая искренность». Как социальная культура меняется в условиях карантина
В подростковом возрасте мне поставили диагноз обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Большую часть своей жизни я панически боялся микробов: постоянно переживал, что они могут передаваться, и думал, как с ними бороться. Но сейчас весь мир должен соблюдать меры предосторожности, которые для меня давно стали частью нормальной жизни.
В разные периоды моей жизни я избегал социальных контактов, мыл руки сразу после того, как прикасался к поверхности, которую трогали другие, дезинфицировал продукты, принесенные из магазина. Я довел эти навыки до совершенства.
Неприятные вопросы
В условиях пандемии коронавируса я заметил, что многие из моих навязчивых действий по дезинфекции стали нормой. Но еще больше мне знакома постоянная, никогда не исчезающая тревога, причина которой в понимании, что обезопасить себя от инфекции нельзя.
Автор фото, Emma Russell
Тысячи, а может и миллионы людей задаются одними и теми же вопросами:
«Подошел ли этот человек слишком близко ко мне в магазине?»
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Мыл ли я руки достаточно долго?»
«Убьет ли это мыло все микробы и вирусы?»
В середине XIX века, французские врачи, которые начали изучать ОКР, назвали это расстройство la folie du doute — безумие сомнений. Эта фраза лучше всего описывает чувства, которые одолевают меня в самые худшие моменты. И многие из нас испытывают похожие эмоции во время этой пандемии.
«Все начинается с сомнения: «Достаточно ли я чистый?»
Казалось бы, мы должны быть уверены в своей безопасности, если соблюдаем дистанцию, моем руки и следуем правилам карантина. Но в реальности нас преследует постоянная неуверенность и сомнение, что это не так, а с сомнением приходит тревога.
В малых дозах эти чувства даже полезны, они заставляют нас оставаться начеку. Проблемой тревожность становится, когда она выходит из-под контроля.
Я очень хорошо знаю, как вопрос «достаточно ли я чистый?» перерастает в «смогу ли я когда-нибудь вернуться к нормальной жизни?» — и в конце-концов превращается в «а стоит ли вообще пытаться к ней возвращаться?»
Как это началось
Когда я рос (это было в Канаде), с очень раннего возраста мне было трудно контролировать тревоги и страх — лет с пяти-шести. К тому времени, когда мне исполнилось 12, эта тревожность переросла в основном в беспокойство о чистоте и микробах. Меня особенно волновало все, что было связано с телесными выделениями: капельки слюны, которые вылетали изо рта при общении, микробы, которые распространяются, если человек не помыл руки после туалета, и все прочие бактерии, в моем представлении окружавшие меня.
В конце концов мои родители заметили, что я избегал прикасаться к дверным ручкам и выключателям и до красноты мыл руки.
Мне повезло, что у меня такие толерантные и заботливые родители. Они всегда с сочувствием слушали меня и помогали взаимодействовать с запутанной и бюрократизированной системой охраны психического здоровья. Меня отправили к психологу и прописали антидепрессанты, которые я принимаю по сей день.
С возрастом терапия, да и само мое обсессивно-компульсивное расстройство, стали для меня частью привычной жизни. Но эти особенности очень мне мешали, когда я был подростком и когда мне было около 20 лет.
Возвращаясь с уроков или лекций в университете, я гораздо больше думал о том, как смыть с себя все микробы, а не об учебе. Иногда ночами напролет я стирал одежду и принимал душ второй или даже третий раз, потому что мне казалось, что я недостаточно чистый. Я держался на расстоянии от многих своих друзей: отчасти потому, что боялся их микробов, но в основном мне было страшно, что они узнают о моих особенностях.
За последние пять лет я в основном научился держать мое ОКР и связанную с ним тревогу под контролем. Я неустанно пытаюсь осознать свои страхи — и бороться с ними. Я всеми силами стараюсь определить, какие переживания могут быть полезными, а какие — преувеличены в моем сознании и только вредят. Мне очень повезло, что мой близкий человек настолько терпеливо и понимающе ко мне относится — и взывает к моему разуму, когда мне это необходимо.
Новые старые проблемы
По некоторым сведениям, многие люди, которые боялись микробов и до пандемии, говорят, что теперь они стали спокойнее. Возможно, потому, что теперь все остальные люди придерживаются их точки зрения, принимают такие же меры предосторожности и учатся жить с высоким уровнем стресса.
Автор фото, Emma Russell
В определенной степени это относится и ко мне. Но пандемия создала для меня новые проблемы, точнее снова вызвала их к жизни. Вся эта социальная реклама только укрепила убеждение, что микробы легко передаются от одного человека к другому, даже если вы просто прошли рядом по улице. Рекомендации о том, как правильно мыть руки, заставляют меня волноваться еще больше о том, насколько они чистые. А ходить за продуктами снова стало для меня настоящей пыткой.
Все это для меня хорошо знакомо, но я надеялся, что эти привычки навсегда остались в прошлом.
Это не очень экономно, но я всегда предпочитал покупать продукты в упаковках, а не поштучно, чтобы точно знать, что их до меня никто не трогал. В остальном к еде я относился довольно расслабленно.
Но из-за коронавируса я снова стал максимально осторожным, как около 10 лет назад, когда мое психическое здоровье было особенно хрупким. Теперь, когда я приношу продукты из супермаркета, я складываю их в одном и том же углу квартиры, куда я редко захожу. Туда же я ставлю свою обувь, если я ненароком наступил на использованный пластырь или жвачку. Я тщательно мою руки. Я вытряхиваю из упаковок все, что можно, и откладываю в сторону, поскольку точно знаю, что эти предметы чистые. Затем я методично обрабатываю все остальные покупки дезинфицирующей жидкостью и складываю в другую сторону. Я снова мою руки и кладу покупки в шкаф или в холодильник. Все это старые привычки, которые, я надеялся, навсегда ушли в прошлое.
И я не единственный, кто столкнулся с новыми или более сильными проблемами с психическим здоровьем.
Простые шаги
По всему миру службы экстренной психологической помощи получают гораздо больше звонков, чем до эпидемии. В США некоторые медицинские эксперты предупреждают, что американская система охраны психического здоровья может не справиться с растущим спросом. Что уж говорить о странах, где системы поддержки людей с психическими особенностями менее развиты.
Автор фото, Lizzie Knott
Теперь, когда многие страны мира все чаще задумываются о смягчении карантина, оставаться спокойным и действовать разумно слало еще сложнее, хотя именно сейчас это очень важно.
Не так уж существенно, когда именно снова откроются магазины, офисы и школы. Все страхи и тревоги, возникшие во время пандемии Covid-19, будут висеть над миром еще многие месяцы.
Годы терапии и самоанализа научили меня, что тревогу можно контролировать. Мне очень помогает спокойно и открыто говорить о моих чувствах с людьми, которым я доверяю. Не важно, квалифицированный ли это профессионал — или близкий человек.
Я прошел курс когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) сначала в Канаде в подростковом возрасте, а затем и в Британии, уже будучи взрослым. Основной принцип этой терапии сводится к тому, чтобы дать пациенту навыки осознать, бросить вызов и заменить мысли или действия, которые из логичных и полезных превратились в токсичные и вредные.
Конечно, лучше всего учиться методам этой терапии с профессиональным психологом, но есть некоторые элементы и техники, которые можно попробовать самому. Например, можно сделать список всего, что вас беспокоит, и подробно описать, почему вас это беспокоит, и какие вы испытываете при этом чувства. Затем вы можете внимательно посмотреть на список и подумать о реальных причинах, по которым какие-то из этих тревог и проблем, возможно, не имеют оснований, преувеличены — или же их можно решить.
Во время карантина многие испытывают тревогу и беспокоятся о здоровье, социальной изоляции, боятся потерять работу или просто скучают по нормальной жизни. Если вы рассмотрите каждую тревогу по отдельности, вы увидите, что некоторые из этих проблем можно решить, и уровень стресса снизится. Например, если вам одиноко, запланируйте регулярные видеозвонки с семьей и друзьями. Начните планировать отпуск — или организовывать большую вечеринку, которая состоится, когда мир вернется к нормальной жизни.
Самоизоляция… вместе
Возможно, вас утешат слова экспертов, которые говорят, что большинство людей, заразившихся коронавирусом, выздоровеют. Или вас успокоят научные доказательства того факта, что для очищения кожи вполне достаточно обычного мыла или средства для мытья посуды, а после стирки вируса в вашей одежде не будет.
В самые плохие дни сомнения и тревога буквально уничтожают мою самооценку. Я кажусь себе странным и глупым, как будто я единственный человек на Земле, который испытывает эти чувства. Помните, что сейчас мы все в той или иной форме страдаем от последствий Covid-19.
Да, чтобы пережить этот кризис, мы вынуждены самоизолироваться. Но мы делаем это все вместе.
Автор фото, Emma Russell
Мизофобия (гермофобия): вы гермофоб?
Тревожные расстройства,
Mysophobia, также известная как гермофобия, гермафобия, паразита и бациллофобия. термин, используемый для описания патологического страха перед микробами, бактериями, нечистотой, загрязнением и инфекцией. Гермофобия, также известная как мизофобия, верминофобия и бациллофобия, чаще всего связана с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), но может проявляться у самых разных людей. Люди с гермофобией могут чувствовать себя обязанными чрезмерно мыть руки и принимать другие меры предосторожности против заражения.
Микробы повсюду, и каждый, кто соблюдает правила гигиены и ведет здоровый образ жизни, должен принимать общие меры предосторожности против заражения. Жить иногда означает сталкиваться с грязью, болезнями или бактериями, но для некоторых людей страх перед контактом с микробами значительно мешает их жизни. Люди с мизофобией изо всех сил пытаются оценить, какие ситуации опасны, поскольку они испытывают беспокойство или панику, сталкиваясь с повседневными сценариями, связанными с микробами. Они предпримут обширные меры, чтобы избежать заражения или обеззаразить себя и пространство, в котором они живут.
Люди подвергаются более высокому риску развития фобий, если в их семье присутствует тревога или депрессия. У некоторых людей мизофобия может развиться после травматического события, в то время как другие могут начать сосредотачиваться на микробах в результате своего беспокойства. мизофобии в США. Люди с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) подвержены более высокому риску развития мизофобии, потому что у них могут возникать навязчивые мысли о микробах и навязчивая уборка или дезинфекция своего дома или рабочего места² 9.0003
Избегание мест, воспринимаемых как заполненные зароданием
, расходы на чрезмерную чистку времени и дезактивация
Смывающие руки навязчиво
Отказ от личных элементов
- . боязнь заражения детей
избегание скопления людей или животных
Когда человек подвергается воздействию микробов или потенциальному заражению, у него могут возникнуть физические симптомы паники, такие как учащенное сердцебиение, тошнота, одышка, потливость, и т. д. Для постановки диагноза также должны быть доказательства того, что боязнь микробов значительно повлияла на повседневную жизнь и отношения человека. Человек с мизофобией обнаружит, что на его взаимодействие с другими людьми, а также на способность путешествовать и работать влияет желание избежать заражения или болезни.
Мизофобию обычно лечат терапией, лекарствами или их комбинацией. Антидепрессанты, известные как СИОЗС, часто назначают, чтобы помочь справиться с симптомами тревоги.⁴ Экспозиционная терапия также используется для лечения мизофобии, поскольку люди постепенно привыкают к изменению поведения таким образом, который кажется безопасным и постепенным (т. е. увеличение времени между мытьем рук). . Когнитивно-поведенческая терапия также может помочь человеку проверить реальность иррациональных моделей мышления, которые у него есть о микробах и заражении. Есть много специалистов в области психического здоровья, которые специализируются на фобиях, поэтому никогда не стесняйтесь говорить о ваших конкретных симптомах и о том, как они влияют на вашу жизнь.
Самообразование . Одна из задач преодоления мизофобии — научиться исправлять иррациональные мысли о микробах и заражении. Чтение или просмотр видео о том, что бактерии являются естественной частью нашего тела и окружающей среды, может помочь вам справиться со страхом и беспокойством. Обучение также может дать вам представление об общих гигиенических требованиях, чтобы вы могли оценивать свое поведение в соответствии с тем, что может порекомендовать врач.
Найдите поддержку . Миллионы американцев страдают от определенной фобии, поэтому найдите время, чтобы проверить, какая поддержка доступна для вас в вашем сообществе. Личные и онлайн-группы поддержки могут стать воодушевляющей силой в жизни людей, которые хотят справиться со своей тревогой по поводу микробов. Кроме того, не стесняйтесь рассказывать друзьям и семье о своей фобии и о том, как они могут поддержать вас в вашем лечении.
Наймите профессионала – Без помощи профессионала фобию трудно победить. Поговорите со своим врачом или специалистом в области психического здоровья о том, какие подходы к терапии и/или лекарства могут помочь вам начать справляться со своим беспокойством и уменьшить навязчивое поведение, которое мешает вашей жизни. Возможно, им потребуется провести дополнительную оценку, чтобы определить, есть ли у вас ОКР или другое тревожное расстройство. Если у них нет опыта работы с мизофобией, не стесняйтесь попросить направление к специалисту.
Хотя мизофобия может показаться непреодолимой, это состояние поддается лечению. Обладая правильными знаниями и поддержкой, вы можете научиться справляться со своим беспокойством по поводу микробов и жить полноценной и здоровой жизнью. Какие шаги вы можете предпринять сегодня, чтобы восстановить контроль над своей жизнью?
Если вы считаете, что вы или кто-то, о ком вы заботитесь, возможно, страдаете мизофобией (гермафобией), ОКР или любым другим психическим заболеванием, PsyCom настоятельно рекомендует вам обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья, чтобы получить правильная диагностика и поддержка. Мы составили список ресурсов (некоторые даже предлагают бесплатную или недорогую поддержку), где вы можете найти дополнительную помощь по адресу: https://www.psycom.net/get-help-mental-health .
Примечание редактора: гермофобия также часто пишется и упоминается как гермофобия.
- https://www.aseanjournalofpsychiatry.org/index.php/aseanjournalofpsychiatry/article/view/244
- http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0054706
- http://www.epigee.org/mental_health/mysophobia.html
- https://adaa. org/finding-help/treatment/medication
Примечания: эта статья была первоначально опубликована 21 ноября 2017 г. и последний раз обновлялась 12 сентября 2019 г.
Боязнь микробов — мизофобия или мизофобия
Myso — это греческое слово, обозначающее микробы, а Phobos означает страх. Таким образом, мизофобия — это чрезмерный и часто иррациональный страх перед микробами или заражением микробами. Мизофобия также известна как гермофобия.
Люди с чрезмерным страхом перед микробами считают мир «грязным местом», и у них могут развиться обсессивно-компульсивные расстройства. В результате они всегда стирают или чистят, не заботясь о чистоте. Они, как известно, проводят большую часть своего дня, делая эти действия снова и снова.
Мизофобы могут также тратить огромные суммы денег на покупку чистящих средств и подвергать себя большему, чем необходимо, воздействию вредных химических веществ, которые многие из них содержат.
Важно отметить разницу между «быть аккуратным/аккуратным» и быть мизофобом. Человек-мизофоб в основном озабочен загрязнением и стерилизацией, в отличие от аккуратного человека, который чистит поверхности только для того, чтобы убедиться, что на них нет пыли.
Многие люди, которые крайне боятся микробов, также склонны все время думать о микробах. Они боятся заразиться грязью, пылью, грязью или людьми, которые чихают или кашляют. Чем чаще мизофоб заболевает, тем больше вероятность того, что он/она обязательно поверит в необходимость уборки. Это может серьезно повлиять на повседневную деятельность.
Тест: Страдаете ли вы тревожным расстройством? Пройдите тест сейчас
Причины боязни микробов
- Мизофобия обычно связана с обсессивно-компульсивным расстройством или ОКР. Больной испытывает потребность часто мыть руки, что является одной из характеристик ОКР. Естественно, в случае мизофобии мотивация частого мытья проистекает из страха перед микробами, в отличие от ОКР, где это больше связано с соблюдением рутины. Что, как говорится; Известно, что большинство пациентов страдают обоими состояниями. Следовательно, необходимо тщательное медицинское обследование, чтобы определить, является ли это мизофобией или ОКР.
- Считается, что наследственность и генетика тесно связаны с боязнью микробов. Дети с обсессивно-компульсивным родителем или опекуном с большей вероятностью станут мизофобами.
- Кроме того, травматическое (личное или свидетельское) событие в прошлом, а иногда даже случайное событие может вызвать мизофобию.
- Средства массовой информации, изучение микробов в школе или заболевание после контакта с микробами могут укрепить веру в микробы до такой степени, что человек учится чрезмерно бояться микробов.
Симптомы мизофобии
В зависимости от степени страха у человека могут наблюдаться различные симптомы:
Физические симптомы панической атаки (в том, что воспринимается как присутствие микробов), такие как дрожь, сухость во рту потливость, тошнота, учащенное и нерегулярное сердцебиение и т. д. наблюдаются у людей, страдающих от чрезмерного страха перед микробами. Пациент также, вероятно, будет заниматься неразумным поведением или действиями, такими как:
- Частое и чрезмерное мытье.
- Отказ от посещения общественных туалетов.
- Избегание всех видов общественной деятельности или мест, которые предполагают контакт с «заразными» людьми или животными.
- Отказ делиться с кем-либо личными вещами, такими как расчески, щетки или еда.
Постепенно человек может наложить на себя множество ограничений, включая отказ напрямую прикасаться к дверным ручкам или рукопожатие с кем-либо, а также постоянное использование таких продуктов, как дезинфицирующие средства для рук или мыло, которые в больших количествах, как это ни парадоксально, известны сделать еще один подверженным инфекциям. Таким образом, мизофобия может серьезно повлиять на профессиональную, социальную и семейную деятельность.
Лечение боязни микробов
- Комбинация методов лечения рекомендуется для лечения фобий, таких как мизофобия, и тревожных расстройств, таких как обсессивно-компульсивное расстройство. К ним относятся лекарства, когнитивно-поведенческая терапия, экспозиция и постепенная десенсибилизация, а также обучение релаксации.
- Экспозиционная терапия заключается в том, чтобы помочь страдающему фобией постепенно заново научиться сталкиваться с микробами, пока он не сможет воздерживаться от мытья рук. Люди также учатся сосредотачиваться на методах успокоения и развивают способность оставаться в «загрязненной среде» без панических атак.
- Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку, который боится микробов, изменить свое отношение и мысли о них. Это включает в себя запись негативных и позитивных мыслей, таких как «Я боюсь, что умру от микробов» или «Иногда микробы полезны и полезны для нас» и так далее. Затем пациентов просят выбрать убеждения, которые являются более здоровыми и полезными для них.
Микробы являются необходимой частью нашей жизни и для человека с чрезмерным страхом перед микробами; жизнь может быть очень напряженной и сложной.