Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. ПрихожанДанная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Проведение исследования Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка и интерпретация результатов Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
А.уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; Б.высоту самооценки — от «о» до знака «—»; В.значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Уровень притязаний Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.). Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
Комплекс методик диагностики одаренностиКомплекс методик диагностики одаренности. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности. Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные). Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психодиагностическое обеспечение оценки сформированности ууд в основной школе «Кто Я?» (М. Кун), методика «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» (И. В. Дубровина), диагностика самооценки и уровня притязаний» (С. Я. Рубинштейн),… | Методика «нарисуй себя» Данная методика разработана А. М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика «Нарисуй себя» Данная методика разработана А. М. Прихожан… Данная методика разработана А. М. Прихожан и Василяускайте, и предназначена для диагностики эмоционально ценностного отношения к… | Психология К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование состояния психических функций Диагностическая методика составлена Т. Н. Волковской на основе модификации диагностического комплекса О. Н. Усановой и нейропсихологической… | Методика «интеллектуальная лабильность» или умение переключаться Цель: Исследование лабильности, т е способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика… Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В… | Операционная инструкция В технологической части, реализованной в виде отдельной главы, содержится описание технологии выполнения операций и использования… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков… Методика основана на определении смертности и изменений в плодовитости цериодафний (Ceriodaphnia affinis, Cladocera, Crustacea) при… | Методика «мэдис» Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей… Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 7 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика освидетельствования контрольно-кассовой техники программно-технический… Данная методика разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов и документов | 2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению Актуальность проблемы изучения личностного развития ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых,. .. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе авторской… Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как… | Организация туристической работы со школьниками Настоящее пособие предназначено для начинающих руководителей детских туристических и туристско-краеведческих объединений, имеющих… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т. Н. Тихомирова Развитие способностей в социальной среде: предсказания… Работа представляет собой многоплановое исследование механизмов влияния социальной среды на формирование различных функций когнитивных… | Инструкция 1 «Что надо знать и помнить, чтобы сберечь здоровье» Это важно знать всем: как защитить себя, уберечь свое здоровье и жизнь, спасти родных, детей, близких и друзей |
Методика 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации а.М.Прихожан)
Данная методика может использоваться для всех возрастов, она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них некоторых качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики.
Здоровье | Ум, способности | Характер | Авторитет | Умелые руки | Внешность | Уверен- ность | |||||||
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | |||||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя часть которой будет означать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества. После этого крестиком (+) отметьте, какой уровень развития этого качества вы хотели бы иметь, были бы удовлетворены собой».
Методика может проводиться как фронтально – с целым классом, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться правильно ли применяются предложенные значки. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время работы вместе с чтением инструкции – 10-12мин.
Обработка результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
1 По каждой из шести шкал определить:
уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «+»;
высоту самооценки – от «0» до знака « — »;
Результаты отразите в таблицах.
Уровень притязаний:
Фамилии учащихся | Ум, способности | Характер | Авторитет | Умелые руки | Внешность | Уверен- ность |
1. 2. 3. 4. | ||||||
Средний балл по классу |
Самооценка:
Фамилии учащихся | Ум, способности | Характер | Авторитет | Умелые руки | Внешность | Уверен- ность |
1. 2. 3. 4. | ||||||
Средний балл по классу |
Уровень притязаний.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и также свидетельствует о личностном неблагополучии. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности, качества позволяет не прилагать никаких усилий.
Сергей Мельничук. Психологические особенности становления типов уверенности в себе в юношеском возрасте.
(2017) Наука и образование, 9, 42-47. Одесса.
DOI:
Сергей Мельничук,
кандидат психологических наук,
Старший преподаватель кафедры социальной работы, социальной педагогики и психологии,
Volodymyr Vynnychenko Центральный Украинский государственный педагогический университет,
1, Shevchenka str. , Kropyvnytskyi, Ukraine
Психологические особости самосознания. уверенность в себе, которая играет важную роль в деятельности человека как субъекта социального взаимодействия. В статье проведен теоретический анализ проблемы уверенности в себе; выделены и описаны его типы: неуверенный, неуравновешенный уверенный, гармонично уверенный; и напористый. В эксперименте приняли участие старшеклассники и студенты в возрасте от 16 до 22 лет, а также их учителя и родители. Общее количество опрошенных составило 458 человек (молодежь — 393 человека, старшеклассников — 187 человек, студентов — 206 человек, воспитателей 38 и родителей 27). В исследовании использовались следующие методы исследования: Бланк-тест — Уверенность по О. Крупнову; «Мотивация к успеху и инвентаризация страха неудачи» А. Реана; Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности Б. Бойко, Методика самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации Г. Прихожана; Тест Ланге Якубовского «Ответственное напористое поведение»; «Тест уверенности в себе» В. Ромека, а также экспертная оценка (метод Дельфи). Данные обрабатывали с помощью программы Statistica for Windows 20.02 и критерия Стьюдента. Исследование позволило выделить специфику развития структурных компонентов уверенности в себе в подростковом возрасте. В частности, обследование когнитивного компонента выявило низкий уровень его развития у респондентов, что проявляется в неправильном понимании феномена уверенности в себе, неадекватно развитой способности различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента показали, что уверенность в себе в подростковом возрасте характеризуется преобладанием положительных эмоций, связанных с уверенностью в себе и высокой самооценкой. Мотивационно-целевой компонент проявляется в преобладании мотивации успеха, готовности брать на себя ответственность и стремления к достижениям, инициативы, целеустремленности. Поведенческий компонент уверенности в себе характеризуется развитой инициативой в социальных контактах, социальной смелостью, экстернальностью и энергичностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
уверенность в себе, виды уверенности в себе, структура уверенности.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ :
ЛИТЕРАТУРА : 1.Вайнер. Индивидуальные различия в проявлении субъективной уверенности и особенностях решения психофизической задачи. Проблемы дифференциальной психофизики – Вопросы дифференциальной психофизики, (стр. 71-9).2). Москва [на русском языке].
2. Высоцкий А.И. (1974). К развитию устойчивости у подростков. Проблемы психологии воли : материалы IV научн. конференции – Проблемы психологии воли: материалы IV науч. Конференция, (стр. 100-102). Рязань.
3. Кудинов С.И., Русакова Н.Г. (2007). Психологический анализ типологических проявлений организованности личности. Вестник РУДН – Вестник РУДН, 2, 24-32.
4. Мишечкина М.Е. (2010). Онтогенетический аспект уверенности в себе как социально значимое качество. Сборник научных трудов Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины – Сборник научных трудов Уманского педагогического университета, 4, 185-193. М. Т. Мартинюк (Ред.). Умань: П. П. Жовтий [на Украине].
5. Ромек В.Г. (1996). Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии. Психологический вестник РГУ – Психологический вестник РСУ, 1 (гл. 2), 132-146.
6. Бланч Д. К., Холл Дж. А., Ротер Д. Л., Франкель Р. М. (2008). Гендер студента-медика и вопросы уверенности. Обучение и консультирование пациентов (Том 72 (3)). (стр. 374-81).
7. Уильямс Р. М. мл. (1979). Изменение и стабильность ценностей и систем ценностей: социологическая перспектива. Понимание человеческих ценностей: индивидуальные и общественные (стр. 15-46). М. Рокич (ред.). Нью-Йорк.
Психодиагностика суицида | Ликарская справка
- Г. К. Дзюб Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
- В. А. Проциц Богомольца Национальный медицинский университет
- В. А. Проциц Богомольца Национальный медицинский университет
ДОИ: https://doi.org/10.31640/JVD.1-2.2019(1)
Ключевые слова: самоубийство; риск суицида; психодиагностика.
Abstract
Предложена оригинальная гипотеза выявления суицидальной готовности: диссоциация между низкой самооценкой личностных качеств и высоким уровнем притязаний в поведении существует при всех типах суицидов. Суть в том, что самоубийство происходит в ситуации, когда условия окружающей среды оказываются совершенно несовместимыми с самооценкой человека; сохранение личности, то защитно-приспособительная реакция личности осуществляется наиболее радикальным образом – саморазрушением. Поэтому для выявления готовности к суициду можно использовать методы экспериментально-психологического (психодиагностического) исследования. Это методы самооценки ситуации, то есть тесты, оценивающие собственные достоинства и определяющие уровень притязаний в поведении. Расхождения в показателях этих тестов будут отражать степень готовности к суициду. Подтверждение было получено в результате клинических и экспериментальных психологических исследований. На материале 240 испытуемых использовали модифицированные методики Дембо-Рубинштейна и Хоппе. Основную группу составили 160 человек, совершивших суицидальные попытки, из них 98 женщин и 62 мужчины, средний возраст (41,0 ± 9,7) лет, в том числе 86 с депрессивными расстройствами, 46 с невротическими расстройствами и 28 психически здоровых. В контрольную группу вошли 80 здоровых лиц, не совершавших суицидальных попыток, с идентичным гендерным балансом, средним возрастом и социальным статусом. Модификация методик заключалась в том, что результаты представлялись в количественном выражении в баллах. В основной группе показатели диссоциации между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой по методикам Дембо — Рубинштейна и Ф. Хоппе составили 46,8 ± 4,6, а в контрольной группе — 27,00 ± 5,24 (Р < 0,001). . Разница между диссоциацией в основной и контрольной группах очень достоверна (Р < 0,0005), оценка 40–45 баллов свидетельствует о суицидальном риске, а 50–55 и более уверенно указывает на готовящуюся суицидальную попытку. В результате гипотеза подтверждается и возникает валидный метод прогнозирования суицида или оценки степени его риска; метод пригоден для практического использования.
Загрузки
Данные для загрузки пока недоступны.
использованная литература
1. Аванесов С. С. Вольная смерть. Ч. 1. Основания философской суицидологии. – Томск: Том. гос. ун-тет, 2003. – 396 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер, 2006. – 351 с.
3. Дзюб Г. К., Кузнецов В. М., Нестерчук Н. В. Неотложная психиатрия. – К.: ТОВ Офсет, 2010. – 191 с.
4. Шнейдман Э. Душа самоубийц. – М.: Смысл, 2001. – 316 с.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – Париж: Presses universitaires de France, 1960. – 463 с.
6. Франклин Дж. Предсказание самоубийств остается трудным, несмотря на десятилетия исследований. – 2018. – https://www.scientificamerican.com/article/suicide-prediction-remains-difficult-despite-deca
.
7. Фридрейх Дж. Б. Systematische Literatur der ärztlichen und gerichtlichen Psychologie. – Берлин: Энслин, 1833. – 216 с.
8. Гленн Ч.Р., Нок М.К. Улучшение краткосрочного прогнозирования суицидального поведения // Ам. Дж. Прев. Мед. – 2014. – Вып. 47, N 3 (прил. 2). – С. 176–180.
9. Гольдштейн Р. Б., Блэк Д. В., Насралла А. и др. Прогнозирование суицидальной чувствительности, специфичности и прогностической ценности многомерной модели, примененной к суициду среди 1906 пациентов с аффективным расстройством // Арх. Общая психиатрия. – 1991. – Вып. 48, № 5. – С. 418–422.
10. Харрис К.М., Сью Дж.Дж., Лелло О.Д. и соавт. Азбука оценки риска самоубийства: применение трехстороннего подхода к индивидуальной оценке. – Опубликовано: 1 июня. – 2015 г. – https://doi.org/10.1371/journal.pone.