Духовные ценности: понятие, признаки, виды
Духовные ценности — это система убеждений, традиций, норм морали, которые формируют приемлемое и неприемлемое поведение человека в обществе, а также задают идеалы, к которым стремится общество. Они определяют отношение человека к самому себе, другому.
Это наверное самая абстрактная тема в обществознании при подготовке к экзаменам. Мало кто вообще понимает, что они в себя включают. В этой статье мы кратко дадим четкое определение, структуру этих ценностей. Как всегда материал разберем на примерах.
Определение коротко и ясно мы привели в начале статьи.
То есть в сущности мы имеем здесь дело с любыми неформальными нормами, которые определяют жизнь человека в обществе. Также эти ценности определяют некие духовные вершины, к которым общество должно стремиться. Дальше разберем примеры.
Мораль
Мораль это система представлений и норм и добре и зле, о том, какое поведение правильное и приводит к добру и о том, какое не правильное и приводит к злу. Более подробно про мораль читайте здесь. А тут также расписал про функции моральных норм.
Например, морально: помогать младшим братьям и сестрам, родителям по дому; помочь перейти престарелому человеку через дорогу; не лгать и пр.
Стремление к морали отражает двойственную природу человека
Аморально: делать всё наоборот — предавать, в глаза лгать человеку, который тебе доверяет; посылать престарелого человека на три буквы, когда он просит уступить ему сидячее место в транспорте. Такое поведение также называют девиантным и асоциальным.
Мера соответствия поведения человека моральным нормам называется нравственностью. Представления о морали и нравственности человек должен усвоить в ходе вторичной социализации. Весомую роль в этом играют агенты социализации: учителя, воспитатели, родители, правоохранительные органы и пр.
Высокие моральные стандарты должны быть свойственны для политической элиты общества. Тогда в целом и само общество будет воспроизводить эти ценности.
Традиции
Традиции — это еще один пример духовных ценностей. Они включают в себя неформальные нормы, которые воспроизводились обществом на протяжении сотен, а подчас и тысячи лет! В силу такого огромного времени, мало кто вообще понимает, что делает, в чем смысл соблюдения той или иной традиции.
Ну, например, есть традиция на кладбище в России огораживать каждую могилу. Или традиция поедания пищи прямо на кладбище, прямо на могилке — в такой христианский праздник, как Троица, или родительская суббота. Ну то есть — миллионы россиян идут на кладбище, устраивают там пир на весь мир, напиваются алкогольными напитками и никакие возвращаются домой. Странно? Да! Но такова традиция. Есть еду на кладбище как минимум — не гигиенично. Распитие спиртных напитков на святой земле, да еще в христианский праздник (ну, если ты считаешь себя правоверным христианином) как минимум — кощунство.
Но такова традиция! Сюда же относится и народная культура.
Или к примеру — традиция в этикете — пропускать девушку вперед. И ведь обижаются, если ты мужчина — сам проходишь вперед нее. А ведь это неразумно. Мало ли что там может с ней, с девушкой за дверью случится: снег в башку попадет, кирпич упадет; да и вообще как минимум там незнакомое пространство, в которое первым должен заходить мужчина! Но, такова традиция.
Или еще пример. Вот ёлку ставить на Новый год. Елки эти (живые деревья так-то) массово вырубают, продают, наряжают в игрушки, а через неделю — выбрасывают на помойку. Массовое жертвоприношение елок на Новый год! Грин пис отдыхает! Но, такова традиция!
Также про другие примеры интересных обычаев и традиций можно почитать тут.
Этикет
Этика — это наука о правильном и должном поведении. Существуют разные школы этикета. Понятно, что на обыденном уровне принято принимать пищу не руками, а инструментами (как минимум вилкой или ложкой), не ругаться нецензурной бранью в общественных местах, уступать места престарелым людям в транспорте и многое другое.
Этикет, как система представлений о должном общении между людьми. Тут важно всё: от одежды до манер
Понятно, что чем выше по уровню развития общества, тем и этикет будет сложнее. Например, в Японии не дай Бог не рассчитать угол наклона тела при приветственном поклоне, или обратиться не подобающим образом к тому или иному человеку — сочтут невеждой.
Или например, на Кавказе как принято пить вино: каждый говорит тост, а затем все выпивают. В общем, норм этикета очень много, и все они рознятся от одного государства к другому.
Эстетика
Эстетика — это система норм о прекрасном и безобразном. То есть существуют устойчивые, и даже научные представления о прекрасных вещах и безобразных! А вы как думали?! На эту тему настоятельно рекомендую прочесть книгу «Источник» Айн Рэнд. Очень завораживающее художественное произведение о том, что на самом деле прекрасное. Кстати, про актуальные виды искусства узнаете тут.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства и образец представлений о прекрасном
Или например, лет 120 — 150 назад красивой считалась полная девушка — тем полнее, тем лучше. Такая тебе и воды из колода на носит, и корову подоит, и траву покосит, и детей нарожает! А сейчас, как понимаете — наоборот — чем тоще, тем лучше!
А вообще подробнее про искусство можно почитать здесь.
Религия
Религия — это система представлений и верований в сверхъестественные силы. Подробнее про религию читайте здесь. Сегодня в мире масса всевозможных религий: есть мировые — Христианство, Буддизм, Ислам, Иудаизм; есть попроще — фетишизм, язычество, магия. Кстати, актуальный список здесь.
Религия выполняет множество функций: от социализации и контроля — до компенсаторной — то есть религия может компенсировать страх смерти верой в загробную жизнь, например. В общем, полезная штука!
Древнерусские подвижники и святые, например, в христианстве, являются не только образцами высоких моральных ценностей и нравственности, но и служат примером для подражания, выступая таким своеобразным незримым агентом социализации.
Думаю, вы получили представление о духовных ценностях. Также рекомендую Вам мои статьи: про духовную культуру и про духовную жизнь общества.
Поделиться в соц. сетях
Духовные ценности, их иерархия, мораль и нравы
Содержимое статьи отвечает на такие вопросы
Есть ли люди без морали — духовных ценностейВот, мы говорим о морали у человека — о тех или иных духовных ценностях в голове человека. Которые определяют его образ жизни, его отношение к людям, миру, и прочее.
Или, об отсутствии этих духовных ценностей, а, значит, и морали.
Смею вас заверить, что каждый человек, без всяких если, мораль имеет. То есть — духовные ценности у каждого человека наличествуют.
Ибо, если он социализирован — живёт в обществе, где все социальные явления для всех представлены (так сказать, в свободном доступе).
И каждый, тем или иным образом, или участвует в них. Или, как минимум, имеет возможность их наблюдать и знать.
Каждый человек имеет такие духовные ценности: семья, любовь, дети, родители, счастье, честность или более широкое понятие «порядочность». И прочее и прочее.
А если он их не имеет, это уже патология — социопатия. Типа той вакханалии гендерной политики на Западе. Когда педерастия, различные формы гермафродитизма, объявляются нормой и идеалом свободы и образа жизни человека.
Вот таки духовные ценности могут быть: в виде половых извращений и патологий с заболеваниями в половой сфере.
«На каждый чих» в жизни, создан образ в сознании, как оно должно или не должно быть.
То есть, представление об идеальном состоянии этого объекта — идеал, ценность, к которым следует в жизни стремиться и следовать.
Или, как минимум, если не стремиться и не следовать, то ориентироваться — знать, как к этому относиться.
Без этого, без духовных ценностей в голове, человек попросту становится совершенно дезориентирован в социуме. Ибо, оказывается в состоянии «поди туда, — не знаю куда, сделай то, — не знаю что».
Тогда, «от чего же, от чего» мы такие разные. И так по разному живём — относимся к жизни?
Почему духовные ценности есть у всех, а мораль у каждого свояВсё очень просто понять. Если только уразуметь, что мораль, как и всё в нашей жизни, находится в системном состоянии — в структуре элементов и связей между ними.
Которая обладает, помимо всего прочего, ИЕРАРХИЕЙ — соподчиненностью и расположением по значимости в этой системе. Тое сть, указывает, что главнее, а что не значимое. Что приоритет, а что второстепенное.
Духовные ценности, иерархия и приоритеты ценностейИерархия ценностей, почему она важна в понимании понятия «Духовные ценности»?
Потому что, в жизни она имеет колоссальное значение.
Например: если друзья, компания, родственники и прочее, будут у человека в иерархии ценностей стоять выше семьи или любви. То, сами понимаете, что из этого получается.
Если в иерархии ценностей работа — это приоритет номер один. То нечего ждать успехов в семейном строительстве.
Или, например: если любовь к себе, единственному и не повторимому, звездит в голове. То ни близким ни далёким людям с этим человеком «нечего ловить» в отношениях.
И так далее, и тому подобное.
Дело, как говорится, в расстановке приоритетов. А вернее в духовных ценностях и их иерархии — что главное, а что второстепенное.
Ну и, конечно, в содержании самих ценностей.
Поясню на примере: Вот, человек имеет в своей голове приоритетную ценность «любовь» в отношениях мужчины и женщины.
Но, тем не менее, ни в любви, ни в отношениях у него не складывается, как он хочет.
Отчего?
Оттого, что, хотя любовь стоит в иерархии ценностей на высоком месте, но, представления о ней не верны.
Например, он представляет любовь эгоистичной или жертвенной. А любимого — принцем или идеальной, «ангельской» девушкой, и тому подобное. И, соответственно, исходя из таких качеств содержимого своей ценности «любовь», строит свои отношения.
Резюме:
Духовные ценности, приоритеты и иерархия ценностей — мораль у каждого своя
У всех у нас есть система духовных ценностей, как ориентиры и маяки на дороге жизни.
Но, в результате воспитания, собственных знаний и опыта, духовные ценности, у каждого, мало того, что имеют разное содержание.
Но, ещё, и стоят на своём определённом месте в иерархии ценностей, ранжируясь по приоритетности и значимости.
И это, как минимум, надо учитывать в отношениях с людьми.
А, в особенности, естественно, если вы собрались перевести эти отношения в разряд серьёзных для себя.
Смотрите: Серьёзные и несерьёзные отношения. Весы отношений
Мораль и нравственность, в чём отличиеСледует разъяснить отличие понятий «мораль» и «нравственность»:
Мораль — это духовные ценности, принятые в данном государстве. Которые, как правило, активно пропагандируются и, даже, навязываются и обществу и каждому человеку в нём.
Иначе говоря: мораль — официальные духовные ценности данного социума.
Нравственность — это проявление нрава человека на основе ЛИЧНЫХ духовных ценностей. Которые ему привиты воспитанием, пропагандой (промыванием мозгов).
Или выработаны самим человеком, как плоды его жизни и духовных терзаний и опыта, прежде всего.
Понятно, что мораль и нравственность находятся, в подчас, сложном переплетении. И в социуме, и в сознании людей.
Например: духовные ценности морали и духовные ценности нравственности могут не только не совпадать, но и в ступать в противоречие.
При этом, что в социуме, что в сознании отдельной личности.
Так, вот, дамы и господа, а как вы думаете: духовные ценности есть у каждого?
Ещё статьи по этой тематикеМораль и нравственность – должен, обязан, но не буду
Порядочность. Как исчезает порядочность, нравственность, достоинство?
7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих
Порядочный мужчина. Мужское достоинство — это не член
Порядочная девушка, женщина — нравственный и достойный человек
Нравственная жизнь: вопросы и ответы
Заповеди Иисуса Христа – нравственные правила человека
Заповеди Иисуса Христа – свод нравственных правил человека
Нравственный человек в заповедях Нагорной проповеди Иисуса Христа
Общечеловеческие ценности и нравственность в Заповедях Иисуса Христа
Духовные, нравственные, социальные и культурные ценности
Духовный
Исследуйте убеждения и опыт; уважать веру, чувства и ценности; получать удовольствие от изучения себя, других и окружающего мира; использовать воображение и творчество; отражать. (Офстед определение « духовного развития»)
О духовном развитии учащихся свидетельствуют их:
- способность размышлять о своих собственных убеждениях, религиозных или иных, которые определяют их взгляды на жизнь, а также их интерес и уважение к верованиям, чувствам и ценностям разных людей.
- чувство удовольствия и увлечения познанием себя, других и окружающего мира
- использование воображения и творчества в обучении
- готовность осмыслить свой опыт.
Мораль
распознавать правильное и неправильное; уважать закон; понимать последствия; исследовать морально-этические вопросы; предлагать аргументированные взгляды. (определение Офстеда
О нравственном развитии учащихся свидетельствуют их:
- способность распознавать разницу между правильным и неправильным и легко применять это понимание в своей жизни, признавать правовые границы и при этом уважать гражданское и уголовное право Англии
- понимание последствий своего поведения и действий
- интерес к исследованию и аргументированному мнению по моральным и этическим вопросам, а также способность понимать и ценить точки зрения других по этим вопросам.
Социальный
Используйте ряд социальных навыков; участвовать в жизни местного сообщества; ценить различные точки зрения; участвовать, волонтерить и сотрудничать; разрешить конфликт; участвовать в «британских ценностях» демократии, верховенства закона, свободы, уважения и терпимости. (Офстед определение « социальное развитие»)
О социальном развитии учащихся свидетельствуют их:
- использование ряда социальных навыков в различных контекстах, например, работа и общение с другими учащимися, в том числе из разных религиозных, этнических и социально-экономических групп
- готовность участвовать в различных сообществах и социальных условиях, в том числе путем волонтерства, хорошего сотрудничества с другими и способности эффективно разрешать конфликты
- принятие и приверженность фундаментальным британским ценностям демократии, верховенства закона, личной свободы и взаимного уважения и терпимости к тем, кто исповедует другую веру и убеждения; они развивают и демонстрируют навыки и взгляды, которые позволят им в полной мере участвовать и вносить положительный вклад в жизнь современной Британии.
Культура
Цените культурные влияния; оценить роль парламентской системы Великобритании; участвовать в культурных мероприятиях; понимать, принимать, уважать и приветствовать разнообразие. (Офстед определение « культурное развитие»)
О культурном развитии учащихся свидетельствуют их:
- понимание и оценка широкого спектра культурных влияний, которые сформировали их собственное наследие и наследие других
- понимание и оценка различных культур в школе и за ее пределами как важный элемент их подготовки к жизни в современной Британии
- знание демократической парламентской системы Великобритании и ее центральной роли в формировании нашей истории и ценностей, а также в дальнейшем развитии Великобритании
- готовность участвовать и положительно реагировать на творческие, музыкальные, спортивные и культурные возможности
- заинтересованность в изучении, улучшении понимания и проявлении уважения к различным религиям и культурному разнообразию, а также степень, в которой они понимают, принимают, уважают и приветствуют разнообразие, о чем свидетельствует их терпимость и отношение к различным религиозным, этническим и социально-экономическим группам в местные, национальные и глобальные сообщества.