Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста
Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы
База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны
Содержание статьи
1. Понятие мотива поведения и разновидности мотивов дошкольника
2. Мотивация старших дошкольников
Понятие мотива поведения и разновидности мотивов дошкольника
Определение 1
Мотив поведения – это импульс к выполнению какого-либо действия, необходимого для удовлетворения потребностей, достижения какой-то поставленной цели или задачи, решения проблемы, реализации своего интереса.
В основе развития мотивов ребенка дошкольного возраста лежат его естественные потребности. Они определяют направленность его деятельности, формирование интересов, идей, убеждений и установок. Благодаря мотивам поведения реализуется развитие ребенка. Дети стремятся к конкретным направлениям деятельности. В ходе ее реализации и удовлетворения потребностей ребенка происходит развитие его познавательной сферы, усвоение нравственных принципов поведения, формируются новые навыки деятельности, укрепляются и углубляются теоретические знания и практические навыки дошкольника.
Мотивационная сфера деятельности ребенка активно развивается на всем протяжении дошкольного этапа. В старшем дошкольном возрасте формируются новые мотивы поведения, которые определяют мотивацию дошкольников к переходу на новую ступень своего обучения, воспитания и развития, новый этап свой жизнедеятельности – обучение в школе.
К основным мотивам поведения ребенка старшего дошкольного возраста можно отнести следующие:
- Мотивы подражания. Они отражают интерес ребенка к миру взрослых и его желание подражать их поведению, действовать так же, вести себя, как взрослый в той или иной ситуации.
- Мотивы коммуникативного взаимодействия. Эти мотивы отражают желание ребенка сформировать положительную систему коммуникации с представителями разных возрастных категорий граждан: это могут быть, как взрослы – педагоги, родители, иные родственники, так и сверстники. Эти мотивы направляют поведение ребенка, ориентируя его на завоевание симпатии других людей по отношению к нему, уважения и желания общаться с ним. Это заставляет ребенка действовать по правилам поведения в социальной среде, уважать чужое мнение, взгляды, идеалы, считаться с оценками других людей.
- Игровые мотивы. Они связаны со стремлением ребенка принимать участие в игровых действиях, играть в разнообразные игры. Это обуславливает изучение и выполнение ребенком игровых правил, формирование навыков взаимодействия с другими участниками игры.
- Мотивы самореализации и самоутверждения. Эти мотивы заставляют старшего дошкольника действовать таким образом, чтобы его уважали другие люди, восхищались им, хвалили его, хотели исполнить его желания и прислушивались к его взглядам.
- Познавательные мотивы. Они начинают активно развиваться именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок ориентирует свою деятельность на усвоение содержания учебной дисциплины. Эти мотивы способствуют усвоению новых знаний ребенком и способов их получения.
- Нравственные мотивы. Они отражают нравственные установки и принципы ребенка, его духовные ценности и идеалы. Мотивы изменяются по мере развития ребенка и осознанного усвоения им моральных норм. Поведение ребенка, под действием нравственных мотивов, отражает его отношение к себе и к другим людям, осознание значимости своих поступков и поведенческих реакций, развитие умения контролировать свое поведение.
- Социальные мотивы. Они отражают стремление ребенка действовать на благо и удовлетворение не только своих потребностей, а для принесения пользы всему обществу. Мотивы формируют у дошкольников чувство долга и стремление нести ответственность за свое поведение и свою деятельность. Кроме того, они отражают жизненную позицию ребенка, его стремление к занятию определенного места в социальной сфере.
Мотивация старших дошкольников
Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста характеризуются их расширением и усложнением. Они, в большей степени, ориентированы на развитие познавательной сферы деятельности ребенка и отражают стремления дошкольников к познанию, расширение своих познаний в той или иной области, желание изучать окружающий мир и расширять свой кругозор.
Ведущими принципами формирования мотивации старших дошкольников являются следующие:
- Принцип эмоциональности. Он означает, что познавательная деятельность должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Занятия ею должны вызывать положительные эмоции. А это требует активного участия взрослого в процесс познания ребенка.
- Принцип развития любознательности. Любознательность ребенка необходимо развивать. Поэтому, процесс познания требует мотивации. Ребенка необходимо привлечь к этой деятельности, чтобы активизировать его любознательность.
- Принцип инициативы. Он означает, что инициативы к познанию должна исходить от взрослого и передаваться ребенку. Поскольку, в старшем дошкольном возрасте, дети еще стремятся к подражанию поведения взрослых, то и познание возможно на основе подражания.
- Принцип безоценочности. Процесс познания, его итоги не должны быть оценены. Это может разрушить познавательные мотивы ребенка и заставить его действовать совершенно по-другому.
- Принцип развития активности ребенка. Педагогу и родителям необходимо поддерживать ребенка в развитии их активности в различных направлениях. Нельзя подавлять любопытство ребенка. Интересам ребенка требуется уделять особое внимание. Кроме того, исследовательской деятельности детей, проведению экспериментов отводится огромная роль в развитии познавательных мотивов. Познание должно опираться на практику. Только самостоятельная исследовательская работа, проведение экспериментов поможет ребенку в осознании значимости познавательной деятельности, разовьет его интерес к ней.
Содержание учебной информации должно отвечать потребностям ребенка. Сама информация не имеет никакого значения для дошкольника, а значит и не способствует мотивации к обучению.
В этой связи, учебный материал должен быть привлекательным для ребенка, преподнесен в аналитической форме, а также дополнен занимательными вопросами, загадками, возможно, игровыми моментами. Это поможет в эффективном становлении мотивации к познанию ребенка старшего дошкольного возраста.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17.04.2022
Выполнение любых типов работ по педагогике
Рецензия на методическую разработку педагога на заказ Заказать ВКР по педагогике Эссе на тему моё представление о безопасной образовательной среде Презентация на тему история и современное состояние ДОУ Реферат на тему образ учителя в истории педагогики Эссе на тему книга жалоб учителя Контрольная работа на тему характеристика деятельности педагога Реферат по педагогике на тему технология модульного обучения в школе Реферат на тему язык и речь Реферат на тему образование
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
Мотив — Психологос
Фильм «Школа разума.
Консультирует А. Рапопорт.»Иногда человека по жизни несет, иногда он ведет себя сам, чаще поведением человека управляют его мотивы. Мотив — внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив — объяснение ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: «Что тебя побудило? Каков твой интерес?»
Что побудило человека к преступлению: деньги? месть? — Это мотивы преступного поведения.
А каковы мотивы осознанного материнского поведения? Когда-то — радость и здоровье ребенка, когда-то — получение статуса Мамы, занять свое время и развлечься. См.→
Мотив стоит не за каждым действием. Направление движение алкоголика определяет бутылка, ветер и земное тяготение, но не мотивы. Бывает, что девушку несут одни эмоции, у людей наблюдается и немотивированное поведение — поведение по привычке либо по принуждению. Мотивы — только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями. На фоне поведения, определяемого общепонятными традициями и привычками, поведение с мотивом выделяется как особенное и привлекает внимание («Зачем он это сделал?»)
Три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: «побуждение», «внутреннее» и «личное».
Мотив — это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив — это стремление к, это всегда побуждение.
Мотив — это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами, см.→
Мотив — это не просто внутреннее, а — личное. За безличными действиями, побуждаемыми например привычками, мотива может и не стоять, но за каждым личным поступком мотив стоит всегда. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив, это всегда личное, это ответ на вопрос» «Что побудило именно тебя?»
За одним действием могут стоять одновременно несколько мотивов, какие-то из них могут быть вполне осознанными, другие — плохо осознаваемыми, а то и вовсе бессознательными.
При том, что мотив характеризует человека как личность, жизнь и действия на основе мотивов едва ли могут быть признаны верхом личностного развития. Мотив выражает только одну из сторон человеческой жизни, а именно выражает первую позицию восприятия, действие на основе личных интересов. Если же человек действует из других позиций восприятия, действует на основе понимания своего долга, воплощает свои жизненные цели и ценности, трудно утверждать, что этим человеком управляют его мотивы. Скорее, такой человек рассматривает смыслы от смыслообразующих мотивов, принимает собственные решения и действует потому, что он так решил, во имя того, что ему дорого.
Виды и формы мотивов
Мотивы могут быть явные и скрытые, проактивные и реактивные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, низкие и благородные. Мотив выступает иногда как отношение, чувство и потребностное состояние, иногда — как внешний привлекательный предмет. См.→
Мотив и мотивация
Мотив вместе со стимулами и мотиваторами создают мотивацию (как позитивную, так и негативную). Смотри Влечение, Желание, Интересы, Мотив, Мотиваторы, Обстоятельства, Потребность, Стимул, Увлечение, Цель, Ценность — словарь
Значение мотивов, поведения и потребностей
Мотивы – это обусловленное поведение. Мотив – это то, что побуждает действовать определенным образом или, по крайней мере, вырабатывает склонность к определенному поведению. Выбор человеком одного образа действий над другими зависит от его или ее мотива. У людей в организациях разные мотивы, и они меняются со временем. Существует положительная связь между мотивами личности и поведением личности. В бизнес-организации работа выполняется рабочими. Согласно теории потребностей, все нормальное человеческое поведение и его образ действий в будущем обусловлены структурой потребностей человека. Таким образом, руководство может влиять на поведение отдельных лиц в организации, распознавая и влияя на их потребности. Руководство может создать в организации подходящую среду, способствующую удовлетворению индивидуальных потребностей в рамках общей структуры.
Другими словами, мотивация вызывает целенаправленное поведение. Потребность является основой для мотивации, которая представляет собой своего рода ментальное ощущение у человека того, что он в чем-то нуждается. Этот недостаток чего-то создает напряжение в сознании человека. Поскольку напряжение не является идеальным состоянием ума, человек пытается преодолеть его, занимаясь собой и поведением, посредством которого он удовлетворяет свои потребности. Это целенаправленное поведение представлено на следующем рисунке.
Мотивы, поведение и нуждаются в |
Причины мотивации и поведения
Цель, направленные на поведение, приводят к цели и индивидуальным успехам в соответствии с его потребностями и таковыми. благоприятная среда.
Значение потребностейПотребности — это внутренние чувства людей, и иногда даже они сами могут не до конца осознавать потребности и их приоритет. Таким образом, понимание человеческих потребностей и предоставление средств для их удовлетворения становится затруднительным. Потребности являются исходными факторами мотивации. Потребности — это недостатки, которые заряжают нас энергией или вызывают наше поведение для их удовлетворения.
Есть две популярные модели, описанные разными авторами. Иерархия потребностей Маслоу и теория потребностей Макклелланда ERG.
У человека может быть много потребностей, и их можно классифицировать по-разному. Основная цель классификации потребностей по разным категориям состоит в том, чтобы выявить сходство и различие различных потребностей в том, что стимулы сгруппированы для удовлетворения потребностей, подпадающих под ту или иную категорию. С этой точки зрения содержательная классификация потребностей основана на источниках, через которые человек или они могут развиваться в течение определенного периода времени посредством обучения. Поскольку эти два типа потребностей возникают из двух разных источников, они могут быть удовлетворены различными типами стимулов. Кроме того, есть определенные потребности, которые не являются ни чисто биологическими, ни полностью усвоенными, а находятся между ними. Поэтому для них необходимо выделить отдельную категорию. Таким образом, потребности можно разделить на три категории.
1. Первичные потребности
Первичные потребности также известны как физиологические, биологические, основные или необученные потребности. Однако термин первичный является более полным по сравнению с другими терминами. Первичные потребности — это животные инстинкты, необходимые для выживания. Эти потребности являются общими для всех людей, хотя их интенсивность может различаться. Некоторые из потребностей — это пища, секс, сон, воздух для дыхания, удовлетворительная температура и т. д. Эти потребности возникают из основной физиологии жизни и важны для выживания и выживания. сохранение видов. Эти потребности также обусловлены социальными практиками. Согласно концепции экономического человека, это единственные потребности человека, и он пытается удовлетворить только их. Но исследования человеческого поведения показывают, что психологические потребности не менее важны для человека.
2. Вторичные потребности
В отличие от первичных потребностей, вторичные потребности не являются естественными, а приобретаются человеком в результате его опыта и взаимодействия. Поэтому их также называют выученными или производными потребностями. Возникновение этих потребностей зависит от обучения. Именно по этой причине мы находим различия между моделями потребностей ребенка и зрелого человека. Могут быть различные типы вторичных потребностей, таких как потребность во власти, достижениях, статусе, принадлежности и т. д.
3. Общие потребности
Хотя не всегда дается отдельная классификация общих потребностей, такая категория кажется необходимой, поскольку существует ряд потребностей, которые находятся в серой зоне между первичной и вторичной классификациями. Чтобы быть отнесенной к этой категории, потребность не должна быть выученной, но в то же время она не является полностью физиологической. На самом деле существуют такие потребности, как потребность в компетентности, любопытстве, манипулировании, привязанности и т. д.
Вам также может понравиться это:
мотивация | Определение, примеры, психология, типы и факты
Зигмунд Фрейд
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Кеннет Уортинби Спенс Нил Э. Миллер
- Похожие темы:
- водить машину внутренний мотив любопытство мотивация достижения вторичная мотивация
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
мотивация , силы, действующие либо на человека, либо внутри него, чтобы инициировать поведение. Слово происходит от латинского термина motivus («движущая причина»), что предполагает активирующие свойства процессов, вовлеченных в психологическую мотивацию.
Психологи изучают мотивационные силы, чтобы помочь объяснить наблюдаемые изменения в поведении, происходящие у человека. Так, например, наблюдение о том, что человек все чаще открывает дверцу холодильника в поисках еды по мере увеличения количества часов, прошедших с момента последнего приема пищи, можно понять, обратившись к концепции мотивации. Как показывает приведенный выше пример, мотивация обычно не измеряется напрямую, а скорее выводится как результат поведенческих изменений в ответ на внутренние или внешние раздражители. Также важно понимать, что мотивация в первую очередь является переменной производительности. То есть последствия изменений мотивации часто носят временный характер. Человек, сильно мотивированный к выполнению конкретной задачи из-за изменения мотивации, может позже проявить мало интереса к этой задаче в результате дальнейшего изменения мотивации.
Мотивы часто подразделяются на первичные, или базовые, мотивы, которые не изучены и являются общими как для животных, так и для людей; и вторичные, или приобретенные, мотивы, которые могут различаться от животного к животному и от человека к человеку. Считается, что первичные мотивы включают голод, жажду, секс, избегание боли и, возможно, агрессию и страх. Вторичные мотивы, обычно изучаемые у людей, включают мотивацию достижения, мотивацию власти и множество других специализированных мотивов.
Мотивы также иногда подразделяются на «толчки» и «тяни». Толкающие мотивы связаны с внутренними изменениями, которые приводят к запуску определенных мотивных состояний. Мотивы притяжения представляют собой внешние цели, которые влияют на поведение человека по отношению к ним. Большинство мотивационных ситуаций на самом деле являются комбинацией условий выталкивания и вытягивания. Например, о голоде отчасти могут свидетельствовать внутренние изменения уровня глюкозы в крови или запасов жира, но мотивация к еде также сильно зависит от доступных продуктов. Некоторые продукты более желанны, чем другие, и влияют на наше отношение к ним. Таким образом, поведение часто представляет собой сложную смесь внутренних толчков и внешних притяжений.
Изучение мотивации
Мотивацию изучали разными способами. Например, его анализировали на физиологическом уровне с использованием электрической и химической стимуляции мозга, регистрации электрической активности мозговых волн с помощью электроэнцефалографа и методов поражения, при которых часть мозга (обычно лабораторного животного) разрушаются и отмечаются последующие изменения мотивации. Физиологические исследования, проведенные в основном на животных, а не на людях, продемонстрировали важность определенных структур мозга в контроле основных мотивов, таких как голод, жажда, секс, агрессия и страх.
Мотивацию также можно анализировать на индивидуальном психологическом уровне. Такой анализ пытается понять, почему люди действуют определенным образом, и пытается сделать общие выводы из отдельных случаев. Например, в ходе исследований отдельных лиц было обнаружено, что и мужчины, и женщины проходят через ряд идентифицируемых стадий возбуждения во время поведения, ведущего к половому акту и завершающегося им. Открытие может быть применено к людям в целом.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
На мотивацию человека также влияет присутствие других людей. Социальные психологи активно изучали, как присутствие других в данной ситуации влияет на мотивацию. Например, ученики и учителя ведут себя в классе предсказуемым образом. Однако такое поведение часто сильно отличается от того, как ученики и учителя ведут себя вне класса. Исследования конформизма, послушания и помогающего поведения (которое приносит пользу другим без вознаграждения) — три области в этой области, которым уделяется значительное внимание.
Наконец, к мотивации иногда также подходят с более философской точки зрения. То есть анализ мотивации понимается, по крайней мере частично, путем изучения конкретной философской точки зрения, которой придерживается теоретик. Например, некоторые теоретики мотивации понимают мотивацию как аверсивное состояние, которого следует избегать. Взгляд Зигмунда Фрейда на мотивационные процессы может быть применен в рамках этой структуры; его утверждение о том, что заблокированная сексуальная энергия может быть заменена приемлемым поведением, подразумевает, что накопление сексуальной энергии (мотивация) вызывает отвращение.