41. Мотивация поведения преступника. Юридическая психология. Шпаргалки
41. Мотивация поведения преступника. Юридическая психология. ШпаргалкиВикиЧтение
Юридическая психология. Шпаргалки
Соловьева Мария Александровна
Содержание
41. Мотивация поведения преступника
Для каждого типа преступления у преступника существует своя мотивация. Мотивацию преступного поведения следует отличать от мотива, вызвавшего конкретное преступление. Мотив преступления показывает, почему преступник совершил данное противоправное действие, что его заставило так поступить. Мотивация преступного поведения показывает, что заставляет его выбирать тот или иной тип преступлений (корыстные, насильственные, преступления сексуального характера).
Основная мотивация преступного поведения чаще всего состоит в том, что преступник воспринимает преступление как позитивный способ решения проблем.
Для преступников, совершающих корыстные и корыстно-насильственные преступления, мотивация состоит в привлекательности легкого обогащения. Для многих из них существует также эмоциональная мотивация – они испытывают удовольствие от «красиво» проведенного отъема собственности или испытывают удовольствие от риска быть пойманным.
Для насильственных преступников мотивация состоит в наиболее действенном способе решения проблемы (побои, физическое насилие заставляют потерпевших согласиться на все условия преступника; убийство решает проблему устранением человека).
Для насильственных преступников с садистскими наклонностями имеет значение эмоциональная мотивация – они получают удовольствие от страдания жертвы.
От того, какая мотивация преобладает, зависит и тип преступления, на которое может пойти индивид.
Вор и мошенник не выберут убийство как способ отъема собственности, убийца не дополнит содеянное воровством.Чаще всего психологическим фактором, показывающим готовность индивида на преступление, является позитивная самооценка в совершаемом преступлении (совершает преступление, потому что обладает положительными качествами, необходимыми для его совершения). Но у некоторых рецидивистов самооценка имеет протестную или самоуничижительную мотивацию (совершает преступление, потому что судьба у него такая, ему не дано быть благополучным и счастливым, его жизнь от тюрьмы до тюрьмы).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
33. Понятие личности преступника
34.
Структура личности преступника34. Структура личности преступника Структурой личности преступника называют совокупность ее социально значимых свойств, которые сложились в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми, учреждениями, государством. Существует несколько классификаций
56. Изменение ролевого поведения преступника
56. Изменение ролевого поведения преступника Индивид, признанный преступником, проходит одну за другой последовательно стадии посткриминального периода: этап после совершения преступления, этап судебного разбирательства и этап заключения в тюрьму, на каждой из стадий
Свидетели, опознавшие преступника
Свидетели, опознавшие преступника Мы уже наблюдали, что воспоминания свидетелей часто бывают ненадежными, и на них легко можно повлиять, задавая вопросы. К жалобам на то, насколько далеки от истины могут быть свидетельские показания, судебный юрист Ф. Ли Бэйли (Bailey, 1985)
Дефицитарная мотивация и мотивация роста
Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д — мотивами) заключают в
11. Мотивация просоциального поведения
11.1. Мотивация нормативного поведения
11. 1. Мотивация нормативного поведения Так называемое нормативное (социальное) поведение является разновидностью подражания. Термин «социальные нормы» обычно используется для указания на существование стандартов, правил (как предписывающих, так и запрещающих), которых
11.2. Мотивация помощи и альтруистического поведения
11.2. Мотивация помощи и альтруистического поведения В западной психологии значительное внимание уделяется рассмотрению мотивации помощи. В зависимости от того, какие цели преследует человек, оказывающий помощь, она делится на корыстную и бескорыстную
12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения
12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество,
12.
2. Мотивация агрессивного поведения человека12.2. Мотивация агрессивного поведения человека Проблема агрессивного поведения в последние годы все больше привлекает внимание психологов, а если оно выливается в преступное поведение, то и криминалистов. X. Хекхаузен, сделавший обзор работ зарубежных психологов,
12.3. Мотивация эгрессивного поведения
12.4. Мотивация преступного (делинквентного) поведения
12.4. Мотивация преступного (делинквентного) поведения О преступном (делинквентном, от лат. delinquens — правонарушитель) поведении, как разновидности отклоняющегося поведения, говорят тогда, когда субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний,
§ 2. Психология личности преступника
§ 2. Психология личности преступника Характеризовать личность преступника — значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида.Психология личности преступника — совокупность негативных, типологических качеств индивида,
§ 3. Типология личности преступника
§ 3. Типология личности преступника В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер
§ 4.
Насильственный тип преступника§ 4. Насильственный тип преступника Основные характерные черты лиц, совершающих насильственные преступления, — деформация системы базовых социальных ценностей, дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, виновные в
§ 5. Корыстный тип преступника
§ 5. Корыстный тип преступника Типы корыстных преступлений разнообразны. «Кого здесь только нет? Робкие новички, стоявшие перед совершением преступления на грани голодной смерти, и заматерелые воры-профессионалы, которые не могут жить без воровства, как рыба — без воды;
Преступное поведение и преступные аномалии
В статье идет речь об особенностях подробного и внимательного анализа нюансов совершения поведения преступного характера. Необходимо учесть основные стадии, взаимодействие конкретного человека и обстоятельств окружающей среды, в качестве главных причин при совершении преступления.
Ключевые слова: преступление, субъект преступления, психология, поведение преступного характера.
The article investigates the mechanism of individual criminal behavior, its stages and links, as well as the interaction of the individual and the situation as the main reasons driving a person in the commission of a crime.
Keywords: crime, subject of crime, psychology, criminal behavior.
Большую роль играет социально-психологический механизм особенностей поведения индивида во время анализа причин совершения действий преступного характера. Это, прежде всего, последовательность вариантов поведения, в итоге определенному из них отдается особое предпочтение. Данный процесс связан с некоторыми сложностями. В этом случае важную роль играет целый набор качеств человека [5, с. 44]. Иногда сама личность не всегда точно знает о своих способностях и свойствах. Для того чтобы понять, почему люди решаются на деструктивные поступки, необходимо проанализировать следующий момент, как на это влияют тонкости поведения отдельного человека.
Когда речь идет о причинах преступности, обусловленных обнаруженными противоречиями среды, тогда причины совершения преступления в большей степени подвергаются воздействию микросреды.
Когда совершается преступление, требуется обратить внимание на все без исключения аспекты и факторы. Можно уточнить, что при внимательном изучении преступлений, легко сделать вывод о том, какие именно представители общества, как правило, склонны к проявлению деструктивного поведения.
Жизнь и особенности конкретного индивида невозможно представить без прямого влияния окружающей действительности, этот факт в данном случае невозможно отрицать.
При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой [4, с.73].
В причинной цепочке важным моментом считается мотив. А для его формирования необходимо учитывать основные потребности человека. Именно они дают возможность полноценно оценить особенности происходящих событий. Потребности — это и есть момент связи окружающей среды и конкретного человека. Кроме того, потребности со временем могут перерасти в интерес. В свою очередь, он может стать стремлением. В дальнейшем мотив личности может быть окрашен в разные эмоциональные проявления. Это может быть не только радость, но и легкое раздражение, к таким эмоциям относится сильное огорчение, которое испытывает конкретный человек.
Обращая внимание на конкретную жизненную ситуацию, необходимо определиться с конкретными способами и средствами, которые помогут удовлетворить мотив человека. Всегда нужно учитывать формирование определенной цели. Цель формируется при взаимодействии некоторых факторов: самого главного мотива, установки человека, образа ситуации.
Для того чтобы спланировать и реализовать поведение преступного характера, важно обратить внимание на психологические процессы, которые приводят к появлению определенных целей и решений. План говорит о грамотной организации намеченной цели. Для выполнения целей важно позаботиться о главных средствах и особенностях их достижения, кроме того, нужно учесть удобное время и место. Все это в совокупности приведет к получению ожидаемых результатов. Процедура внимательного анализа и проработки плана считается ответственной и требует от человека отличной памяти, правильного восприятия всего происходящего. Также богатый жизненный опыт дает возможность предвидеть итоги от совершенных действий [1, с.24].
На особенности поведения личности влияет воля. Что это такое? Анализируя данное понятие, можно уточнить регулирование каждым отдельным человеком своих действий, а также поступков, которые при этом требуют от человека возможность преодоления всех трудностей 7. Волевое поведение связано с достаточным количеством энергетических затрат, которые необходимо направить, в первую очередь, на осуществление действия. В чем же проявляется волевые качества человека? Во-первых, большую роль играет смелость и решительное поведение, возможность, несмотря на обстоятельства проявить настойчивость и в тоже время самостоятельность. Важно обратить внимание также на упорство и желание добиваться поставленных перед собой целей. В итоге человек принимает окончательное решение в совершении преступления. Необходимо сделать акцент на выполнении мероприятий профилактической направленности. Здесь нужно уточнить значение нравственного формирования человека, у каждой личности должны быть конкретные интересы и потребности. Кроме того, люди должны всегда уметь контролировать особенности своего поведения. Необходимо всегда стараться согласовывать собственные желания и стремления с общепринятыми. Здесь стоит упомянуть влияние и работу, влияние правоохранительных органов.
Важно в обязательном порядке отметить, что не только окружающая среда, но и, прежде всего, личностные качества человека влияют на совершение преступления. Для того чтобы составить полную картину, нужно определить особенности и способы, которые объединяют все основные преступления [4, с.21].
Именно антиобщественная установка считается основой для преступления, но при этом у людей должна быть своя мотивация. Как она формируется? Во-первых, на это влияет несколько определенных групп условий. Здесь пойдет речь сначала об особенностях формирования потребностей, интересов. Важно уточнить, что искажения в них связаны с образованием основу мотивации криминогенного характера. Все главные условия другой группы относятся к возможности совершения действий преступного характера, именно они способны создать криминогенную ситуацию. В процессе их взаимодействия с особенностями личности, они приводят к намерению и смелости для решения на преступление.
Важно сделать определенный вывод, неблагоприятные жизненные ситуации, а также психологические свойства и особенности поведения каждой отдельной личности, окружающая среда и обстановка — все это учитывается во время совершения преступления конкретным лицом. На самом нужно проделать непростую работу, для того чтобы избежать негативных последствий. Можно отметить, что конкретная ситуация может спровоцировать поведение преступного характера. Все это не просто теория, положения имеют практическое значение. Органы правопорядка, выполняя профилактические мероприятия и необходимые меры по реализации намеченных целей, определяют определенные условия, которые негативно влияют на нравственные качества человека в любой сфере деятельности (коллективе, в учебной деятельности). Но и это еще далеко не все, например, необходимо принять определенные способы, которые помогут устранить негативные факторы. Они должны постоянно взаимодействовать с предприятиями и организациями, которые нейтрализуют ситуации криминогенного характера [7, с.19].
Достаточно подробное изучение и исследование особенностей структуры поведения преступного характера потребует внимательного отношения к отдельным пунктам, замеченным в цепочке причин, которые приводят к формированию воли. Перед этим важно оценить цель и предвидеть конкретные итоги выполнения поставленных целей. Нужно также учесть интересы, основные взгляды, опыт, все это поможет составить полную картину.
Каждое совершенное преступление связано с особенностями взаимодействия личности и определенной ситуации. Но нужно всегда помнить об одной особенности — наследственность имеет также большое значение, как и внешняя среда. Есть один серьезный момент: между человеком и его окружающей средой можно обнаружить достаточно непростую зависимость.
Важно также учесть еще один момент, который заключается в ответе на важный вопрос, какое именно звено в причинной цепочки является главной причиной для совершения преступления. Важно все внимательно рассмотреть и проанализировать, при применении проверенных материалов проведенных исследований. Только после того, как вся информация была проверена, учтены все особенности, можно говорить об основных причинах поведения преступного характера. Нужно указать на конкретные сферы окружающей среды, на жизненных этап личности, которые оказывают криминогенное влияние на конкретного человека. У всех людей есть определенные свойства и качества, которые оказались более слабыми к негативному воздействию.
Часто для совершения преступлений необходимы жизненные условия, которые не несут ничего положительного и благородного для всего общества в целом. Кроме того, на такое поведение могут повлиять особенности и качества конкретного человека [2, с.87].
Мотив — это и есть основное звено, влияющее на особенности поведения каждой личности. Потребности оказывают большое влияние на определение мотива. Важно уточнить, что потребности рассматриваются как прочная связь человека и окружающей его среды. Когда люди осознают и оценивают со всех сторон потребности, они превращаются в интерес. Основа мотива — это и есть интересы человека, его стремления. Если подробно рассмотреть характер криминогенной ситуации, то здесь можно легко выделить такие звенья: объект, предмет посягательства, конкретное место и разные условия. Немаловажную роль играют также определенные обстоятельства, именно они влияют на преступление. Обстоятельства здесь имеют значение основных условий для совершения деструктивных действий.
Несмотря на то, что криминогенная ситуация по своей природе несет объективный характер и определенный субъективный характер, она воспринимается такой отдельной личностью. Особенности данного восприятия во многом связаны с нравственными качествами человека, именно они помогают воспринимать поведение как положительное или отрицательное в сложившейся ситуации.
Но стоит уточнить один немаловажный момент, если у конкретного человека выявляются некоторые психические отклонения, они не всегда становятся основной причиной неправильного или даже преступного поведения человека. Тот, кто страдает такими отклонениями, не обязательно становится опасным преступником. Все такого рода расстройства говорят только о возникновении у личности внутренней дисгармонии, это то, что связано с определенными ситуациями в обществе. Для реализации именно негативного характера действий нужны особые обстоятельства. Невозможности только психическими отклонениями объяснить преступное поведение. В данном случае конкретные аномалии не являются определяющими. При совершении преступления важно обратить внимание и учесть и другие факторы [3, с.16].
Для профилактики можно обратить внимание на конкретные способы:
– постоянное улучшение и совершенствование социальной среды, избавление от факторов, негативно влияющих на состояние каждой личности;
– своевременная помощь личности в возможности трудоустроиться, организация мероприятий для отдыха и развлечений в свободное время;
– полноценное общение с опытным психологом, гармоничное воспитание.
В том случае, если возникнет необходимость, существует возможность обратиться к медицинским мерам.
Вышеперечисленные аспекты помогают справиться с появлением психических аномалий. Важно уточнить, что условия, конкретные ситуации имеют большое значение для достижения положительных целей.
Основные причины поведения преступного характера: негативные качества личности, особенности взросления человека, само окружение. Важно сделать акцент на выполнение целого набора эффективных исследований (психиатрических). Это играет большую роль в борьбе с преступным поведением. Не очень благоприятные жизненные ситуации, которые во многом отличаются от принятых в обществе — это результат совершения выбранного преступления. Если возникают неблагоприятного характера условия, которые влияют на формирование личности, это можно рассматривать как возможность совершить преступление в любой момент. Можно сделать вывод, что появившееся у конкретного человека мотивация, воплощается в реальность [8, с.94].
Мотивация имеет большое значение, ведь именно без этого аспекта невозможно воплотить в жизнь поставленные цели. Что такое мотивация, с чем связано данное понятие? Это в первую очередь, целый набор реакций, которые направлены на удовлетворение основных потребностей. К ним можно отнести поиск необходимых продуктов питания.
Как показывают подробные исследования ученых, в поведении преступного характера, личный интерес почти не связывается с осознанным поведением (механическая реация). Мотив — личностные качества преступника, которые появляются у него с самого раннего детства и до совершения преступления. Преступное поведение говорит о субъекте, как о личности в целом. На социальном уровне человек все-таки понимает, что его поведение не несет ничего положительного [2, с. 43].
Для провокации мотивации используются следующие факторы:
– непредсказуемое поведение других людей;
– нет полного порядка, дисциплины и ответственного отношения к ситуации;
– выбор органичен;
– конфликтные ситуации.
Субъекта, у которого выявляются психические аномалии, отличают от нормального человека особенности проживания состояние эффекта. Это тесно связано с сильной возбудимостью, остротой переживаний. Все жто приводит к поведению, которые отличается опасными признаками: агрессией и даже чрезмерной жестокостью.
Импульсивный мотив свидетельствует об отсутствии основной цели, возможности грамотного планирования действий преступного характера. Эффективное состояние провоцирует намерение и желание совершить преступление. Но здесь важно найти конкретного субъекта, способного удовлетворить в полной мере его основные цели.
Низкий уровень культуры, отсутствие образования — это только небольшая часть моментов, которые влияют на формирование преступного поведения человека. Если поставить цель избежать противоправного поведения, тогда важно с самых ранних лет позаботиться о правильном воспитании. Необходимо обратить внимание на профилактические меры образования психических аномалий у ребенка. С этим можно справиться с помощью разных дополнительных занятий, секций. При необходимо можно задуматься о механизмах лечебного характера. Важно все силы бросить на гармоничное развитие личности. Во всех организованных мероприятиях отражаются эффективные способы, позволяющие улучшить микросоциональную среду. Нужно обратить внимание также на проработку интересов, основополагающих ценностей и приоритетов. Все это направлено на социализацию личности. Проведенные мероприятия помогут заметно снизить число преступлений.
Для того, чтобы не допустить поведения преступного характера, который обладает психическими аномалиями, необходимо обратить внимание на профилактические меры. Важно провести комплексную работу. В ней должны принимать активное участие органы правопорядка, общество и специалисты в медицине.
Литература:
- Долговая А. И. Криминология: Учебник. М.: Просвещение, 2018.
- Есберген Алауханов Криминология. Учебник. Алмата, Норма, 2016.
- Кудрявцев В. Е. Криминология. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2015.
- Кудрявцев В. Н., Механизм преступного поведения пособие. М., Эксмо, 2017.
- Леонов А. Е. Нестеров А. М. Криминология. Учебное пособие от теории до практики. М.: Лист, 2015.
- Сахаров А. Б., Саркисов Г. С. Проблема преступности в современных условиях. М.: Проспект, Просвещение,2016.
- Четвериков В. С. Криминология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2015.
- Шмелев Е. Е. Отдельные вопросы криминологии. СПб.: Норма, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): преступный характер, окружающая среда, совершение преступления, внимание, криминогенная ситуация, особенность, поведение, преступление, преступное поведение, ситуация.
Социальная мотивация: определение и примеры
Вы когда-нибудь изо всех сил старались быть успешным товарищем по команде в школе? Возможно, вы хотели хорошо играть в баскетбол, поэтому изучали лучших игроков в профессиональных лигах, смотрели видео матчей и тренировались как можно больше. Ваша цель состояла в том, чтобы помочь вашей команде получить шанс сыграть в финале и занять место в турнирах. Это пример того, как социальные мотивы побуждают работать для достижения цели!
Что такое социальная мотивация?
Какие теории помогают объяснить социальную мотивацию в психологии?
Какие существуют виды социальной мотивации?
Почему социальная мотивация важна в социальных конфликтах?
Каковы некоторые примеры социальной мотивации в исследованиях?
Социальная мотивация Значение
Социальная мотивация — это выученное психологическое стремление, которое мы приобретаем благодаря нашей семье, обществу и культурному воспитанию. Мы учимся использовать социальные мотивы, чтобы достичь голов . Эти цели часто основаны на наших социальных потребностях и желаниях , которые обычно проявляются в наших моделях мышления или поведении.
Люди из культур Восточной Азии, кажется, прилагают больше усилий для улучшения, особенно после неудачи. Хайне (2001) продемонстрировал это, заставив японских и американских студентов продолжать работать над одними и теми же задачами. Американские студенты усердно работали только в том случае, если им удавалось добиться успеха, а японские студенты усердно работали даже после неудач.
Вот еще один пример того, как социальная мотивация (в частности, мотив имплицитной агрессии ) соотносится с социальными целями и может проявляться в мыслях и действиях человека.
Когда кто-то чувствует разочарование, он обычно пытается понять, что происходит, что может либо усугубить эти чувства, либо ослабить их, либо сохранить. Если они рассердятся, они могут начать действовать агрессивно, чтобы отомстить, защитить свою репутацию, навредить своему врагу или избавиться от источника своего гнева.
Социальная мотивация в психологии
В психологии существует несколько различных теорий, говорящих о социальной мотивации. Двумя наиболее подходящими теориями являются Иерархия потребностей Маслоу и Теория стимулов Мотивации .
Иерархия потребностей Маслоу и социальная мотивация
Возможно, вы уже слышали об Иерархии потребностей Маслоу ! Это гуманистическая теория мотивации , разработанная Авраам Маслоу (1943) , в котором рассказывается обо всем, чего люди хотят достичь в своей жизни. Это называется теорией иерархии , потому что каждая мотивация располагается в определенном порядке, подобно ступеням лестницы или лестнице.
Пять уровней в иерархии потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принадлежности, потребности в уважении, и самоактуализация. Теория утверждает, что мы должны достичь нижних уровней, прежде чем мы сможем перейти к встрече с верхними уровнями. Как только мы удовлетворяем потребности на одном из уровней, мы автоматически движемся дальше и пытаемся достичь следующего уровня потребностей, пока не доберемся до самого верха.
Фг. 1 Иерархия Маслоу, Wikimedia Commons
Как только наши самые основные потребности (еда, вода, кров, безопасность и т. д.) удовлетворены, мы можем двигаться вверх, чтобы попытаться достичь любви и принадлежности, уважения и самореализации. Некоторыми вещами, которые могут способствовать любви и принадлежности , являются отношения с другими, построенные на близости и доверии . Достигнув этого, мы начинаем хотеть удовлетворять свои потребности в уважении. E steem может прийти через нашу работу и отношения , и мы могли бы начать усерднее работать, чтобы получить признание на рабочем месте.
Уважение — это то, как мы оцениваем нашу собственную самооценку . Уважение обычно связано с чувством уверенности или компетентности.
Последний уровень, самореализация , более труден для достижения, потому что он больше не требует делать что-то, чтобы соответствовать другим. Целями самореализации являются личное счастье и рост . Самореализация требует много работы и включает в себя обучение от предыдущий опыт и навигация культурная динамика которые преобладают в нашей жизни.
Два года назад Сэм устроился на новую работу [физиологические потребности и безопасность]. Сначала Сэм пыталась завести несколько друзей и связей на работе [любовь и принадлежность], так как знала, что какое-то время будет работать там. Как только она наладила связи и почувствовала, что ей подходит новая работа, она начала работать усерднее, чтобы выйти за рамки своих обязательных обязанностей.
Сэм была признана лучшей в своей работе и получила награду за производительность [уважение]. Отличные результаты на рабочем месте заставили Сэм понять, что она может начать свой собственный бизнес, занимаясь тем же самым, что улучшит общее качество ее жизни [самореализация]. Теперь Сэм работает над достижением этих новых целей!
Теория поощрения и социальная мотивация
Теория поощрения в социальной мотивации относится к тому, как на людей влияют вознаграждения и последствия . Когда человеку обещают положительный результат, у него появляется больше мотивации стараться или усерднее работать над чем-то. Это может быть верно для многих вещей и влияет на то, как мы стремимся делать все возможное на работе, в школе и в спорте!
Когда человек боится определенных последствий (например, наказания), он обычно старается избегать действий, которые могут привести к этим последствиям. Это естественный аспект социальной мотивации. Мы хотим вписаться в определенную группу или культуру, которая выполняет наши 9 задач.0029 чувство принадлежности, и мы хотим одобрения других.
Сэм посещала занятия, чтобы улучшить свои навыки обслуживания клиентов, чтобы в конечном итоге улучшить свою работу и повысить отзывы и оценки клиентов. Она решила сделать это, потому что ее начальник сказал, что ее уволят, если ее рейтинги не повысятся. Угроза наказания или негативных последствий побудила Сэма больше тренироваться и усерднее работать.
Виды социальной мотивации
В большинстве случаев социальная мотивация связана с мотив достижения , который является желанием добиться успеха в наших действиях, даже при выполнении сложных задач. На нас также может влиять мотив принадлежности , который представляет собой желание или стремление вписаться в определенную группу. Другие виды социальной мотивации подпадают под внутренних или внешних видов мотивации .
Мотив достижения
Мотив достижения является основной социальной мотивацией. Все дело в том, чтобы соответствовать стандартам друзей, семьи, работы или культуры. Мы также пытаемся достичь стандартов, которые мы установили для себя. Цели достижения выглядят по-разному для каждого человека.
Психологи разработали специальный тест для оценки чьей-либо мотивации достижения. Он называется Тематический апперцептивный тест (ТАТ) . ТАТ — это психологический тест , который дает людям возможность описать свое восприятие изображений таким образом, чтобы выявить их мотивацию и личностные черты.
Мотив принадлежности
Мотив принадлежности предполагает человеческое взаимодействие и связь. Мы хотим объединиться с другими для выживания, безопасности, принадлежности, уважения и самореализации. Когда люди пытаются обходиться без взаимодействия с другими, мы впадаем в сильную тревогу или депрессию.
Внутренние и внешние социальные мотивы
Внутренние мотивы — это внутренние желания или побуждения к выполнению задачи или достижению цели. Эти виды мотивации исходят изнутри человека, поэтому они самоуправляемы . Внешние мотивы — это желания или побуждения, основанные на внешнем факторе. Если действие мотивировано внешними факторами, такими как давление сверстников, последствия или оплата, то оно мотивировано извне.
Бен пытается накопить денег на покупку нового автомобиля. Бен всегда хотел спортивную машину, поэтому он начинает работать дополнительные смены, чтобы заработать достаточно денег. В данном случае на Бена влияет внутренняя мотивация. Он хочет эту машину, потому что она будет приносить ему радость, без каких-либо других внешних влияний или причин.
Помимо достижений и принадлежности к социальным мотивам также относятся такие вещи, как сотрудничество, взаимодействие, альтруизм, принадлежность, идентичность, и самооценка .
Intrinsic Social Motivation | Definition |
Cooperation | Two or more people working together to achieve a goal, motivated either by internal or external factors (or both) |
Altruism | По определению, альтруистическое поведение имеет внутреннюю мотивацию. Ими движет внутреннее желание помочь другим, а не какая-либо личная выгода. |
Принадлежность | Желание вписаться или хорошо вписаться в группу, организацию, общество или культуру. Принадлежность в основном мотивирована внутренними факторами, но также может поощряться внешними факторами. |
Личность | Присущее человеку желание узнать и определить, что значит быть человеком. Экзистенциальные теоретики считают, что каждый человек внутренне мотивирован определять свою идентичность и находить смысл жизни. |
Одобрение | Тесно связанные с принадлежностью, люди обычно желают одобрения других, особенно тех, кем они восхищаются или от которых зависят. Желание получить одобрение, как правило, имеет внутреннюю мотивацию, но внешние мотивы могут подтолкнуть нас к поиску большего одобрения. |
Избегание | Мы хотим избежать боли и повысить комфорт. Здесь играют роль как внутренние, так и внешние мотивы, но желание избежать боли является внутренним. |
Самоуважение | Желание хорошо думать о себе и принимать решения на основе наших личных ценностей и убеждений. |
Автономия | Автономия – это желание сделать что-то по своей инициативе, которая идет изнутри. Поведение, которое зависит от внешнего вознаграждения, имеет наименьшую автономию. |
Любопытство | Это внутреннее желание человека получить новый опыт и понять сложные идеи в дополнение к продолжению деятельности, которая вызывает у него интерес. |
Игра или развлечение | Это врожденное стремление означает делать что-то, потому что это доставляет удовольствие. Поиск развлечений или игр мотивирует человека продолжать работу или задачу. |
Важность социальной мотивации
Социальная мотивация влияет на принятие нами решений. Мы сталкиваемся с социальными конфликтами , когда два или более наших социальных мотива противоречат или конкурируют друг с другом. Может быть, мы хотим, чтобы нас считали полезными и независимыми. Может быть, мы хотим быть альтруистами, но мы также хотим делать что-то только для себя.
Что происходит, когда наши собственные социальные мотивы конкурируют друг с другом? Что, если вы и ваш друг хотите добиться одного и того же, но победитель может быть только один?
Фг. 2 Социальные конфликты, pixabay.com
Конфликты социальной мотивации
Конфликты могут расстраивать нас и заставлять принимать трудные решения. Четыре типа конфликта в социальной мотивации — это конфликт подход-приход , конфликт подход-избегание , конфликт множественный конфликт приближения-избегания и конфликт избегания-избегания .
Конфликт подходов
Конфликт подходов возникает, когда кому-то предоставляется два положительных выбора, и он должен выбрать один из них. Например, если кто-то получает возможность выбрать автомобиль своей мечты или денежный приз при выигрыше в лотерею, он находится в конфликте подход-подход. Человек делает выбор, который приносит ему пользу независимо от того, что он выбирает.
Джада должна решить, хочет ли она поехать в отпуск с друзьями на Гавайи или в Италию на весенних каникулах. Джада сталкивается с социальным конфликтом подход-подход, потому что оба результата желательны.
Конфликт приближения-избегания
Конфликт приближения-избегания возникает, когда кто-то сталкивается с выбором, который имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Возможно, кто-то узнал, что у него непереносимость глютена. Человеку предоставляется выбор: либо есть хлеб с глютеном, чтобы удовлетворить свою тягу и заболеть, либо выбрать альтернативу.
Кайл в парке развлечений с семьей и друзьями, и он очень боится высоты. Друзья Кайла стоят в очереди на самые новые и самые высокие американские горки в парке. Кайл решает прокатиться, хотя ему не нравятся американские горки и высота. На Кайла влияют внешние факторы в его конфликте приближения-избегания. Езда с друзьями желательна, но в то же время его боязнь высоты делает это нежелательным.
Конфликт множественного подхода-избегания
Конфликт множественного подхода-избегания возникает, когда кто-то сталкивается с ситуацией, которая имеет несколько решений. Каждое из решений имеет свои отрицательные и положительные стороны.
Нолан пытается похудеть, но он каждый день ходит куда-нибудь поесть с друзьями и должен рассмотреть варианты. Он мог бы продолжать ходить куда-нибудь поесть, но рискует соблазниться нездоровой пищей. Он мог бы готовить дома, что также сэкономило бы деньги, но рисковало оттолкнуть его друзей. Он мог бы тренироваться и готовить еду, но ему пришлось бы записаться в спортзал. В этой ситуации Нолан находится в состоянии множественного конфликта приближения-избегания, что затрудняет принятие решения.
Конфликт избегания-избегания
Конфликт избегания-избегания возникает, когда вам предлагают два плохих варианта, оба из которых имеют отрицательный результат. Вы должны сделать выбор, но вы чувствуете себя плохо из-за обоих вариантов.
Хэрриот хочет отпроситься с работы, но отгул означает, что ей не заплатят. Если она продолжит работать без перерыва, она рискует испытать эмоциональное выгорание. Какой бы выбор она ни сделала, Хэрриот потеряет то, что ей дорого.
Социальная мотивация — основные выводы
- Социальная мотивация – это усвоенный психологический процесс, связанный с нашим обществом и культурным воспитанием.
- Двумя наиболее важными теориями, относящимися к социальной мотивации, являются Иерархия потребностей Маслоу и Теория стимулирования Мотивации .
- Мотивы достижения и принадлежности являются двумя основными типами социальной мотивации.
- Четыре типа конфликта в социальной мотивации: конфликт приближения-приближения, конфликт приближения-избегания, множественный конфликт приближения-избегания и конфликт избегания-избегания.
- Помимо достижений и принадлежности к социальным мотивам также относятся такие вещи, как сотрудничество, взаимодействие, альтруизм, принадлежность, идентичность, и самооценка .
Модель MODE (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Иногда отношение людей предсказывает их поведение, а иногда нет. Большинство людей положительно относятся к пожертвованию денег на благотворительность, но они не склонны отдавать свои с трудом заработанные деньги всякий раз, когда об этом просит благотворительная организация. Точно так же многие белые люди питают негативное предубеждение по отношению к чернокожим, но часто относятся ко многим чернокожим, которых встречают, с добротой и уважением. Почему в одних случаях кажется, что поведение людей естественным образом вытекает из их установок, а в других нет? Модель MODE (мотивация и возможность как детерминанты отношений отношение-поведение) решает этот вопрос.
Основные понятия
Перед описанием модели важно прояснить некоторые понятия. Отношение означает любую положительную или отрицательную ассоциацию, которая возникает у человека с данным объектом, который может быть чем угодно — человеком, политическим вопросом, едой и так далее. Согласно модели МОДА, отношение человека к объекту, скажем, к матери, представляет собой ассоциацию в памяти между объектом отношения (матерью) и его оценкой (положительной или отрицательной). Таким образом, для многих объектов в памяти существует непосредственно связанная с ним оценка. Важно отметить, что сила этой связи может быть разной. Для некоторых объектов установки существует очень слабая связь между объектом и его оценкой. Это может иметь место для тех, кто, например, имеет слабое отношение к различным маркам моющих средств для посуды. С другой стороны, иногда связь в памяти между объектом и его оценкой очень сильна, например, когда у кого-то есть сильное положительное отношение к своей матери. Иногда связь между объектом и его оценкой настолько сильна, что простое видение объекта автоматически активирует установку. Если изображение вашей матери сразу же вызывает теплые, положительные чувства, то ваше отношение к матери активируется автоматически.
Прямое влияние установок на поведение
Модель MODE утверждает, что установки, особенно сильные установки, функциональны — они направляют людей к позитивным вещам и прочь от негативных. Модель MODE утверждает, что сильные установки — те, которые активируются автоматически, — с большей вероятностью определяют поведение. Таким образом, отношение между установками и поведением может быть относительно прямым. Например, ваше отношение к матери может автоматически активироваться, когда вы видите ее фотографию, что побуждает вас взять телефон и позвонить ей. Точно так же, если у вас есть сильное отношение к шоколаду, простой вид кусочка шоколада может немедленно побудить вас взять его и съесть. В обоих этих случаях поведение, связанное с отношением, вытекает непосредственно из вашего сильного отношения. Этот прямой маршрут «отношение к поведению» является одним из двух способов, согласно модели MODE, отношение отношения к поведению.
Однако, как было сказано во вступительном абзаце, иногда установки людей, даже сильные, не определяют их поведение напрямую. Вы можете, например, решить подождать допоздна, чтобы позвонить маме, и вы можете напомнить себе, что пытаетесь питаться более здоровой пищей, и сопротивляетесь поеданию шоколада. Модель MODE также описывает условия, при которых сильные, автоматически активируемые установки не управляют поведением. Как следует из аббревиатуры МОДА, два фактора — мотивация и возможность — должны присутствовать, чтобы разорвать прямую связь между отношением и поведением. Каждый фактор будет объяснен.
Мотивация и возможность
Термин «мотивация» используется в модели MODE в очень широком смысле, но он относится к любому настойчивому желанию вести себя определенным образом или прийти к определенному выводу. В упомянутом ранее примере вы можете захотеть есть лучше, что может привести к тому, что вы преодолеете свое сильное положительное отношение к шоколаду и воздержитесь от его употребления. Точно так же у вас может быть мотивация отстаивать свою независимость от родителей, что может привести к тому, что вы будете избегать звонка матери при одном только взгляде на ее фотографию.
Несмотря на любую мотивацию, которая может у вас быть, фактор возможности также должен присутствовать, чтобы ваше поведение не определялось вашим отношением. Возможность означает время, энергию и способность преодолевать влияние вашего отношения. Например, у вас может быть мотивация есть лучше, но если у вас нет силы воли, чтобы сопротивляться искушению, вы все равно можете съесть шоколад. Интересно, что бывают случаи, когда человеку не хватает способности подавлять влияние своих установок на поведение, особенно на невербальное поведение. Вы можете, например, отрицательно относиться к своему начальнику, но, вероятно, у вас также есть мотивация быть с ним добрым. Несмотря на все ваши попытки быть милым с начальником, вы, возможно, не сможете сдержать ухмылку, когда увидите его или ее. Другими словами, ваша мотивация быть хорошим неэффективна для сдерживания влияния ваших установок из-за недостатка способностей. Таким образом, прежде чем какая-либо мотивация сможет эффективно преодолеть влияние вашего отношения, должен также присутствовать фактор возможности.
Доказательства
Большое количество исследований подтверждает основные положения модели MODE. В одном эксперименте участников попросили выбрать между двумя универмагами, в которых можно купить камеру. Один магазин в целом был превосходным, за исключением отдела фотоаппаратов. В другом магазине был хороший отдел фотоаппаратов, но в целом он был плохим. Выбор магазина участниками указывал на то, использовали ли они свое отношение к магазинам при принятии решения (если они выбрали первое) или же они вышли за рамки своего отношения и сосредоточились на конкретных атрибутах магазинов (если они выбрали второе). Некоторым участникам этого исследования также сказали, что они должны будут позже обосновать свои ответы перед другими, а другим — нет (манипулирование мотивацией). Кроме того, некоторые участники должны были принять решение быстро, а у других было неограниченное время для принятия решения (манипулирование возможностью). В соответствии с моделью MODE только участники с высокой мотивацией и большими возможностями выбирали универмаг с лучшим отделом камер. Люди полагались на свое глобальное отношение к магазинам, чтобы управлять своим поведением, если только не присутствовали мотивация и возможность.
Модель MODE также применялась для изучения расовых предрассудков. В одном эксперименте автоматически активированное отношение белых участников к чернокожим оценивалось с помощью уникальной меры, которая выявляет сильное отношение людей без необходимости их спрашивать. На предыдущем занятии участники также завершили измерение своей мотивации контролировать предвзятое отношение к чернокожим, в ходе которого участников попросили выразить свое согласие с такими пунктами, как «Я злюсь на себя, когда у меня возникают мысли или чувства, которые можно считать предвзятыми. ” На заключительном занятии участникам показывали фотографии людей разных рас (например, черных, белых, азиатов), изображенных в различных профессиональных ролях (например, врача, делового человека, каменщика), и просили составить о них первые впечатления. У них было неограниченное время для составления рейтинга, поэтому фактор возможности был высок для всех участников. Вопрос, который задавался в этом исследовании, заключался в том, будут ли впечатления людей о черных и белых определяться непосредственно их автоматически активируемыми расовыми установками, или же мотивация контролировать предубеждения может использоваться для попытки «исправить» их предубеждения. Результаты соответствовали модели MODE: участники, у которых не было мотивации избегать расовых предрассудков, использовали свои расовые взгляды, чтобы произвести впечатление на людей. У тех, кто отрицательно относился к чернокожим, их впечатления от черных по отношению к белым были отрицательными, а у тех, кто положительно относился к черным, их впечатления от черных по отношению к белым были более положительными. Однако мотивированные участники пытались исправить свои расовые предубеждения. Интересно, что они даже оказались перекорректированы. Мотивированные участники с негативным отношением к чернокожим сообщили о более позитивных впечатлениях от чернокожих по сравнению с белыми. Эти люди могли быть мотивированы страхом быть обвиненными в предрассудках. Мотивированные участники с положительным отношением к чернокожим сообщили о более негативных впечатлениях от черных по сравнению с белыми. Эти люди могли быть мотивированы страхом быть обвиненными в том, что они демонстрировали преференциальное отношение к чернокожим.
Модель MODE предоставляет средства концептуализации ситуаций, таких как расовые предрассудки, когда люди «не могут помочь», но чувствуют себя определенным образом, то есть когда они не согласны со своим собственным отношением. Иногда отношение людей влияет на их поведение напрямую, посредством автоматического процесса. Однако, как утверждает модель MODE, когда присутствуют и мотивация, и возможность, люди могут вести себя не так, как предполагает их отношение.