Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мысли не материальны: «Почему никто до сих пор не проверил экспериментально, материальны ли мысли?» — Яндекс Кью

Материальны ли мысли? | Психология

Представьте, думает человек о том, как бы ему отдохнуть на море после многолетнего монотонного труда, да денег нет. Обычное дело для большинства россиян. А мысли так и летят к теплым морским берегам! И вот денег ему дает взаймы хороший человек, и, вырвавшись из повседневной рутины, он едет к морю. Видит море и понимает, что все его мысли льнут к его ногам, шумят морскими волнами, и их можно потрогать. Вот она материализация! Но что для этого нужно? Хватит ли одного желания и силы мыслей?

Иногда хватает и этого. Но все же желательно иметь четкое представление о том, чего хочешь. Если отдыха, то такого, чтобы был по карману. Мечтать можно и о шикарном отдыхе, но мечты тем и отличаются от мыслей, что они оторваны от реальности и потому обычно неисполнимы.

Что бы там не говорили эзотерики, маги и психологи о силе мысли, она бессильна, если мы отходим от реальности.

Реальность — штука строгая, почти как математика. «Прогнуть» ее под себя может не каждый, поэтому и мысли должны быть подведены под стандарт реальности.

Во многих книгах, в которых даются советы по «самосовершенствованию и исцелению» есть одна ошибка. Посмотреть в зеркало и сказать «я красив!» — это не значит стать красивым при совершенно заурядной внешности. Это значит найти в себе силы признать, что «я красив по-своему» и научиться жить с этим.

То же самое должно действовать и в случае, когда речь идет о счастье, здоровье, отношениях с людьми. Не надо думать, что любая, даже самая бредовая наша мысль обязана материализоваться.

Во всем нужна трезвость. Возможно, что все наши мысли имеют права на материализацию. Но время бежит, оно меняет все, и то, что сегодня кажется насущной надобностью, завтра будет ненужным. Может, поэтому почти все религии мира требуют укрощать свои мысли, не загружать их лишними деталями.

И если все так, если любая наша мысль может стать материальной, то и ответственность за наши мысли должна быть предельно высока. И тогда слова известной песни — «мои мысли, мои скакуны» — зазвучат по-другому, без лихой бравады. Ведь «искры» опасны там, где их зажигали не для тепла.

И если мысль материальна, она может приносить как пользу, так и вред. Несложно представить, о чем думали самые одиозные злодеи, результат их мыслительной деятельности говорит сам за себя. Зла в мире не существует, зло рождают люди своими мыслями и делами.

Но как же хочется верить, что мысли о любви, счастье и радости в один прекрасный день материализуются в любовь, счастье и радость!

Теги: мысли, психология, мечты, исполнение желаний, сила мысли

Навязчивые мысли — как это работает и принципы самопомощи

Навязчивые мысли — как это работает и принципы самопомощи

Что поддерживает навязчивые мысли/образы?

  1. Пережитый травматичный опыт (авария, смерть/травматизация человека, участие в военных действиях, другие события, повлекшие сильные эмоциональные переживания, как правило негативные). Иначе такой феномен называют психопатологическими репереживаниями, или флэшбэком. Немного отдельная тема, т.к. может возникнуть у любого человека не из-за его личных качеств, склонностей, особенностей реагирования, предрасполагающих его к возникновению устойчивых навязчивых мыслей, а из-за тяжести пережитого. Такие феномены зачастую достаточно быстро могут проходить при использовании определённых психотерапевтических методик, например, ДПДГ.
  2. Чрезмерный контроль, стремление контролировать то, что невозможно контролировать. Во время скучной беседы ум любого человека начинает блуждать. То, что вы можете думать целенаправленно, не означает, что вы способны контролировать мышление. Бывают мысли-озарения, а бывают неподконтрольные мысли противоположного плана, которые нам неприятны, пугают нас, вызывают ужас, отвращение, стыд и т. д. Это всё равно, что пытаться контролировать сны – просто дайте им сниться. А если такие мысли сравнимы для вас с кошмарами, от которых просыпаешься в поту, то, конечно, не предпринимать ничего просто невозможно, однако и бороться с ними прямым противостоянием – всё равно, что отсекать головы Лернейской гидры (мифическая многоголовая гидра, — если срубить ей голову, то на её месте тут же вырастали две новые головы).
    Потому что чем больше внимания вы уделяете таким мыслям, тем более значимыми они становятся. Чем больше пытаетесь контролировать их и бороться с ними, тем больше внимания и значимости сами же им придаёте.
  3. Придание чрезмерного внимания и значимости этим мыслям, что мы уже затронули в предыдущем пункте. Они как будто становятся сверхценными, если постоянно с ними бороться. А что же делать, если они – словно ужас и кошмар? Об этом мы поговорим дальше.
  4. Страх, что мысли могут стать действиями.
    Логика такая: если мои же мысли мне не подчиняются, то где гарантия, что и мои действия не станут бесконтрольными? На самом деле это скорее зависит от врождённого темперамента – типа реагирования нервной системы. Есть люди с преобладающей импульсивностью – они сначала реагируют, действуют, а потом идёт когнитивная переработка, потом – мысли. А есть люди, которые всё обдумают, порой и делать уже поздно, — зато они всё продумали. И это как два отдельных железнодорожных пути, которые проложены так, что один не переходит в другой. Если вы думаете навязчивые мысли, пока другие импульсивно действуют, то можете не тревожить себя зря: вы словно идёте по другому железнодорожному пути, у вас другой тип реагирования нервной системы. (При обсессивно-компульсивном расстройстве встречаются и навязчивые мысли, и компульсивные действия, но действия совершаются с целью доказать, что навязчивые мысли ошибочны, надуманны, они не являются подтверждающими эти мысли действиями и возникают как апофеоз прямого противостояния навязчивым мыслям. Например, человек, имеющий навязчивые мысли о пожаре в доме из-за не выключенного утюга, может по нескольку раз перед выходом и после выхода из дома проверять, не включен ли в розетку утюг. Он не устроит импульсивным образом пожар в доме, чем его пугают навязчивые мысли, а будет делать что-то противоположное). Вы решаете, какие поступки совершать, руководствуясь собственной волей, настроением, личными предпочтениями, а также в зависимости от своего типа личности. И если всё это у вас имеется, то куда оно исчезнет, и какая корова может слизать языком все эти ваши характеристики так, чтобы их не осталось, и вы начали руководствоваться в поведении непонятно чем? Просто вы боретесь с навязчивыми мыслями, и они борются в ответ – пугают вас, в том числе и невозможными вещами.
    Ну как невозможными, — весьма маловероятными. Такое может быть при остром психозе, когда помутняются сознание, восприятие, часто память, тогда и поведение за ними всеми следом делается неадекватным, но ведь это редкие явления и никак не связанные с навязчивыми мыслями, скорее могут быть связаны с длительным алкогольным анамнезом, с шизофренией, деменцией и т.п.
  5. Самобичевание по поводу того, что «другим это и в голову бы не пришло», суждение о том, что мысли якобы говорят о характере человека или о его намерениях. Характер проявляется в том, как вы ведёте свою жизнь. Он касается того, что вы решаете делать или не делать. Мысли же – это просто вспышки в вашем сознании. Не вы решаете возникать мыслям или нет. Ваш характер никак не проявляется, если нет места для принятия решения. Мысль – это не факт и не утверждение о вас как о личности. Характер – это те решения, которые вы принимаете в жизни, а не то, что произвольно возникает в вашем сознании.
  6. Убеждение, что чем больше о чём-то думаешь, тем вероятнее, что это произойдёт. Убеждение, что мысли материальны. Здесь играют против человека определённые особенности восприятия. Более верно, полагаю, будет сказать, что чем больше о чём-то думаешь, тем вероятнее, что ты заметишь и запомнишь, что оно так и произошло. А если так, как мы думаем, не происходит, то наша психика склонна забывать это как неудачу, как несовпадение, как неудавшуюся связь (синтез двух частей не удался), как что-то неважное. Мозг анализирует и синтезирует, это его работа. То, что не поддалось синтезу – не заслуживает особого внимания. Поэтому мы склонны запоминать те моменты, когда наши мысли воплотились в реальности, а множество мыслей, которые невозможно связать с реальностью, — просто уходят незамеченными и неоценёнными, и могут всплывать даже через длительное время, если мозг найдёт для одной из таких старых, заброшенных мыслей связь в реальном мире. Поэтому люди склонны запоминать те немногие предчувствия, которые оправдались (потому что они возымели личную значимость), забывая о многочисленных случаях, когда все сомнения и опасения никак не оправдывались последующими событиями.
    Мысли же сами по себе зачастую основаны на догадках об окружающем мире и о том, как он устроен, на нашем предыдущем личном опыте и т. д. Мысли скорее влияют на то, будем ли мы пытаться что-то делать, будем ли мы бояться что-то делать и т.д. Они влияют скорее на нашу позицию в отношении реальности и наш ответ, а не на изменения в реальности сами по себе.
  7. Убеждённость в том, что каждая мысль достойна внимания, а повторяющиеся мысли имеют особенную важность. Наше сознание и в целом работу мозга можно сравнить с кабельным телевидением. И иногда наше внимание к своему внутреннему миру может на мгновение переключиться на один из ненужных, неинтересных, не характерных нам или даже чуждых нам каналов, — вот это мгновение и может стать навязчивой мыслью, если придать ей значимость и начать с ней бороться. Особенно, если вы к тому же считаете, что все мысли стоят того, чтобы уделять им внимание, и что в сознании нет и не должно быть бесполезных каналов. Тогда ваше внимание может оказаться поглощённым бессмысленной чепухой. Если начать беспристрастно вести себя по отношению к таким бесполезным мыслям, а не бороться с ними только потому, что они есть, и если признать в итоге, что они не имеют никакого значения, то со временем они просто исчезнут.

По поводу пущей важности повторяющихся мыслей – мы уже оговаривали эту особенность восприятия, что мысли тем чаще повторяются, чем бóльшую значимость мы им придаём – как в положительном контексте (с интересом размышляем о чём-то), так и в отрицательном (навязчивые мысли). Однако при положительном контексте мы не делаем из этого проблему, а при отрицательном можем сделать со временем большую проблемищу, если постараемся. Словно на эту мысль направить целый прожектор, — как сразу повысится её значимость, — если внегласно объявить эту мысль проблемой. Однако, если проблема уже объявлена, т.е. по факту вы чувствуете, что для вас это проблема, то просто говорить о том, что это не проблема – бывает равносильно пустой трате времени. Нужны последовательные действия, анализ своих чувств и переживаний.

  1. Закрепление «важности мысли» на чувственном уровне. Вот как это работает: когда вы напуганы или удивлены, или предполагается опасность, то область мозга, отвечающая за сигналы тревоги (амигдала/миндалина) – направляет сигналы об опасности. В стрессовой ситуации активируются биологические системы организма, поддерживающие чёткую стратегию поведения: «бей/беги/замри». Подобная реакция возникает автоматически, независимо от того, ложная ли угроза существует, или реальная. Миндалина не отличается «особой сообразительностью». И не может отличить реальную угрозу от ложного сигнала. Она всего лишь реагирует на триггер – реальный/воображаемый – единственно возможным для неё образом. Она посылает сигнал тревоги. Если вы напуганы мыслью, и миндалина автоматически выдаёт сигнал об опасности, то эмоциональная реакция будет такой же, как при реальной опасности. Ощущения в теле появляются такие, что мысль может показаться опасной или очень важной. Но нейроны в коре головного мозга анализируют и способны отличить реальную угрозу от кажущейся. Кора отвечает за рациональное мышление и суждения. Проблема в том, что импульсы от высшего мозга поступают примерно на полсекунды позже, чем первый автоматический сигнал тревоги. Поэтому ощущение опасности возникает раньше, чем у коры мозга появляется возможность вмешаться. А первый импульс мы склонны считать верным и истинным, поэтому ко второму можем уже не прислушаться, обесценить его, накрутить себя и ухудшить себе жизнь на ровном месте.

Для любителей более глубокого понимания работы мозга – абзац про особенности реагирования миндалины, которые в целом мы уже обсудили в предыдущем абзаце. Амигдала (миндалина) может находиться только в двух состояниях – активном или пассивном. Поскольку цель состоит в том, чтобы предостеречь вас, миндалина активируется при малейшем намёке на возможную угрозу. Её задача – защищать вас, а не заботиться о вашем комфорте, так что она предпочтёт подать тысячу ложных сигналов и вызвать столько же приступов страха, когда никакой проблемы нет, чем пропустить хоть одну настоящую опасность. Изначально она должна была обеспечивать примитивное выживание. Она очень быстро реагирует, стремясь защитить вас от любой возможной угрозы. Амигдала обучается бояться: громкие звуки и потеря опоры – два врождённых триггера страха. Использовать охранительное поведение рядом с горячей плитой, розеткой, острым ножом дети начинают гораздо позже. Миндалина у людей с навязчивыми мыслями научилась «бить в тревожный колокол» из-за определённых мыслей. Теперь представим, если кто-то подошёл сзади и напугал вас громким звуком, — запускается мгновенно реакция испуга. Но потом, обернувшись и сообразив, что это такая дурацкая шутка и ничего страшного не произошло, — ваш страх проходит. На этом примере расскажу о двух нейронных путях к амигдале. Громкий звук идёт от уха по разным структурам, преобразуясь в нервные импульсы. Достигая таламуса («панель управления» в мозге), они направляются в амигдалу (один путь) и в кору, где сигнал о том, что что-то может быть не в порядке, анализируется, сопоставляется с дополнительными факторами и результат также направляется в амигдалу (ещё один путь). Этот путь примерно на пол секунды дольше. Это означает, что вы пугаетесь прежде, чем узнаёте причину, и это обусловлено нейрофизиологией мозга. Ваша реакция в подобном случае стремительная, автоматическая и непредотвратимая. Первый испуг быстро проходит, если миндалина получает от коры мозга сообщение о том, что триггер не представлял собой угрозу. Если предположить, что приступ первого испуга – это реакция на навязчивую мысль о том, что вы могли бы спрыгнуть с балкона, тогда вы можете подумать: «Значит ли это, что у меня есть суицидальные наклонности, о которых я и не подозревал?» или «Как можно быть уверенным в том, что это не произойдёт?» и т.д. Таким образом вы бы подали сигнал миндалине продолжать бить тревогу (нагнать себе вторичного страха, который может и усилить чувство опасности в несколько раз от изначального).

  1. Закрепление ненужных ассоциативных связей в головном мозге. Наше мышление создаёт множество ассоциаций: «вверх-вниз», «север-юг», «больше-меньше» и т. д. Так и в целом нервы, реагирующие одновременно – будто спаяны между собой, ассоциируются друг с другом (понятие обусловленности). Преодоление навязчивых мыслей предполагает создание новых ассоциаций, исключающих страх.

Тревожное мышление – изменение состояния сознания при активированной амигдале. Его характеристики:

  1. Слияние мыслей и действий, воображения и переживания ситуации. Вопросы типа «Что, если…?» уже не выглядят догадками, а воспринимаются как достоверное видение будущего. Мысли кажутся предсказаниями. «У страха глаза велики».
  2. Все риски кажутся необоснованными. Тревожное мышление требует абсолютных гарантий того, что те кошмары, о которых вы, возможно, подумали, не произойдут. Всё остальное – повод для продолжения тревоги. Неопределённость невыносима. Любая неопределённость воспринимается как угроза. И чтобы дополнить эту картину постапокалипсиса, нужно отметить, что мозг при тревожном мышлении находится в функциональном режиме повышенной чувствительности к угрозе.
  3. Мысли склонны становиться навязчивыми. Они словно застревают в сознании.

Несколько упражнений

Теперь представьте, что вы открываете следующее электронное письмо: «Поздравляем! Настал ваш счастливый день. Ваш дальний родственник, возглавлявший алмазную корпорацию в Чикаго, погиб, оставив вам в наследство 14 млрд. долларов. Чтобы получить наследство, просим вас пройти по указанной ниже ссылке и предоставить нам ваши банковские реквизиты для перевода денег. И вновь позвольте от всей души поздравить вас».

Отправите ли вы это письмо в спам или будете долго и подробно изучать, размышлять о его содержании, о том, почему его отправили именно вам, почему именно сейчас и т.д.? Если просто отправите его в спам, тогда почему же вы не сделаете то же самое с навязчивыми мыслями?

Упражнение, объясняющее механизм вовлечённости.

  1. Ответьте пожалуйста, насколько сильную эмоциональную окраску для вас имеют слова: «рубить» и «передать» (от 1 до 10)?
  2. Удалите буквы из каждого слова так, чтобы осталось «бить» и «предать». Насколько сильную эмоциональную окраску имеют эти слова?
  3. Теперь снова вернитесь к словам «рубить» и «передать». Поменялось ли их эмоциональное восприятие?

Если поменялось в сторону усиления, то вы стали эмоционально вовлечены, потому что у слов возникли эмоциональные ассоциации с другими словами, которые вы пока не можете игнорировать. Эти слова уже могут казаться негативными, говорящими об опасности, неприятными. Но слова – это всего лишь слова. Они не имеют никакой окраски до тех пор, пока вы не начнёте их интерпретировать, и тогда станет очень просто вовлечься в процесс.

Решение проблемы

Альтернативные способы тому, что будет предлагаться здесь, кому-то могут помогать, а кому-то от них может даже становиться хуже. Например, молитва может уменьшать тревогу, однако может и увеличивать вовлечённость в те навязчивые мысли, о которых человек хочет забыть. Йога и медитация могут использоваться человеком с внутренней мотивацией снизить склонность к «застреванию ума» и вовлечённости в мысли, а может быть мотивация – научиться контролировать мысли. В последнем случае состояние с большой вероятностью может ухудшиться.

В этой статье предлагается следующее: принятие этих мыслей. Следует активно позволить мыслям проявиться, не испытывая желания, чтобы они исчезли, т.к. это помогает осознать, что они не важны. Концентрироваться не на результате ложного сигнала тревоги, поданного слишком осторожной амигдалой, а на том, насколько ваши мысли не являются тревожным сигналом для амигдалы.

Также следует практиковаться в том, чтобы допускать разумную неопределённость в своей жизни. Определённость – это ощущение, а не факт. Если продолжать себя заверять, то можно так и не привыкнуть к тому, что в жизни есть неопределённость, и постоянно тревожиться по этому поводу. Постарайтесь также фокусироваться на настоящем, т.к. если вы думаете о будущем, то думаете о бόльшей неопределённости, чем если бы вы думали о настоящем. Всё же слишком много неопределённости — вряд ли хорошая атмосфера для отсутствия тревоги. Поэтому принять ту неопределённость, которую не уменьшить естественным способом, а если неопределённость можно снизить, ничем не жертвуя, — то сделать это. Например, делать акцент на настоящем, а не на будущем. Что вы слышите, что ощущаете, холодно сейчас или жарко? Это простые вопросы для себя в более определённом настоящем, которое есть и существует.

Ощущение необходимости что-то срочно предпринять (паника) при возникновении навязчивых мыслей — также возникает из-за попытки бороться с неопределённостью. Панические ощущения свидетельствуют о дискомфорте, а не об опасности, а дискомфорт следует перенести, если это станет доказательством для мозга тому, что этот дискомфорт не опасен. Активно и панически стараться что-то предпринять – словно гасить пожар, раздувая пламя. Бывает, что пассивность намного эффективнее усилий. Словно отдирать корку от раны, — якобы так быстрее пройдёт, быстрее заживёт. Иногда же просто нужно понять, как выждать нужное время, чтобы не мешать естественным процессам угаснуть самостоятельно.

Ложное срабатывание мозга заставляет считать мысль опасной и держаться от неё подальше, а для того, чтобы переучить амигдалу, нужно вызывать у неё реакцию и после этого показывать, что в этом случае нет никакой опасности. Так она переучится. А если держаться от этих мыслей подальше, то они и будут ассоциироваться с опасностью и при снижении контроля коры (при стрессе, дискомфорте, при какой-то напоминающей об этих мыслях ситуации и т.д.) смогут возникнуть снова и напомнить о себе через панику и чувство опасности, которые включит амигдала. Амигдала учится не бояться только при активации реакции страха. Идти на компромисс и вызывать в своём сознании не самые ужасные мысли из тех, которые вас периодически мучают – значит забывать о том, что любые мысли – это всего лишь мысли. Лучшие результаты даёт регулярная практика в разнообразных ситуациях и условиях.

Навязчивые мысли кажутся такими пугающими, т.к. тревожный тип мышления одерживает победу и мысль начинает выглядеть крайне правдоподобно. Можно сравнить мучающие навязчивые мысли со сказочным городом, где дорога страха – центральная. Если вы будете использовать предложенный здесь способ для рассеивания этих навязчивых мыслей, можно представить, что вы словно в этом городе рядом с дорогой страха строите автостраду. Построенной автострадой в итоге всё чаще и чаще будут пользоваться, т.к. это энерговыгодно (мозг существует по законам сохранения энергии, и если мы предлагаем менее энергозатратный вариант решения проблемы, – в частности, борьбы с навязчивыми мыслями, — то вероятнее всего приживётся именно этот вариант). Но дорога страха тоже не исчезла. Страх может возникнуть и через много лет, во время стресса или сильной усталости и т.д., но это не говорит о том, что ваши достижения будут потеряны в один миг. Достижение в том, что автострадой пользуются гораздо чаще. Это достижение по-прежнему с вами, даже если какая-то одна или несколько машин проехались по старой дороге. Это важно понимать, чтобы самим не разрушить свои же достижения, приняв за истину, что якобы всё вернулось к тому, что начиналось. Если вы впустите в себя этот страх, то так и в самом деле может случиться, но это всё может стать так лишь потому, что вы согласились с ложным сигналом амигдалы об опасности и ещё и подтвердили чуть ли не чрезвычайное положение в городе этой мыслью, что «всё возвращается», или «всё вернулось», или же «у меня снова ничего не получилось», ну, либо «этот метод тоже не сработал». Если же вы переключитесь на то, что ничего страшного не случилось, это просто мысли и вы способны переносить эти мысли, то дальше мозг будет уже исходя из своих свойств продолжать использовать и укреплять новые, не связанные со страхом, механизмы. Это станет возможным, т.к. вы снимете воображаемый режим опасности, и мозгу уже не нужно будет решать первоочередную задачу – выжить.

Приведу пример возможного внутреннего диалога: (после диалога расшифровываются разделение реплик на определённые цвета, однако рекомендую сначала просто прочитать, потом ознакомиться с тем, что обозначают цвета и прочитать его ещё раз)*

— Что если это не сработает? Что, если я настолько потеряю контроль над собой, что и в самом деле сделаю то, чего боюсь?

— Не глупи, отбрось все эти мысли. Столько раз уже это бывало, и ни разу мысли не переходили в действия.

— Пожалуйста, не реагируй на эти мысли. Это всего лишь мысли.

— Нет, это когда-нибудь сведёт меня с ума!

— Не стоит даже отвечать на эти мысли.

— Ведь это и правда может случиться, что ты тогда будешь делать?

— Это всего лишь навязчивая мысль. Мысль – это только мысль.

— О, у меня сейчас может быть нервный срыв от всего этого!

— Тем не менее, я принимаю эти мысли и позволяю им проявляться. Другие способы борьбы я уже пробовал, не стоит к ним возвращаться.

— ЧТО, ЕСЛИ Я НЕ СМОГУ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ?

— Я знаю, что за этим может последовать какая-нибудь другая навязчивая мысль.

— Не думаю, что могу и дальше выносить это!

— Пусть пройдёт время.

— Я так волнуюсь из-за всего этого. Что, если я никогда не успокоюсь?

— Я расслабляюсь и наблюдаю.

— Что, если я и в самом деле сделаю это?

— Не стоит даже отвечать на этот вопрос.

— Не уверен, что могу контролировать себя.

— Я позволяю мыслям проявляться.

— (мягко) Это продолжается уже так долго. Что, если это никогда не прекратится?

— Я принимаю мысли

— (ещё более ненавязчиво) Не уверен, что могу контролировать себя.

— Вот видишь, действует – так с этими мыслями и нужно, так держать.

(для «обесценивания» этих навязчивых мыслей перед самим собой можно во время подобного внутреннего диалога как-то их высмеивать, например, пропевать навязчивые мысли на определённый мотив какой-нибудь песни).

*Красным цветом обозначены мысли, являющиеся прямым сигналом для миндалины продолжать включать режим тревоги, опасности и чрезвычайного положения. Оранжевым цветом обозначены мысли внутреннего диалога, которые делают «красные» мысли важными, значимыми, теми, важную суть которых следует выслушать и исходя из этой сути пытаться как-то на них повлиять, если это вообще возможно. Синим цветом обозначены мысли, являющиеся сигналом для амигдалы к успокоению.

Изложено на основании книги «Избавление от навязчивых мыслей – руководство по преодолению стресса и тревоги». Салли М. Уинстон, Мартин Н. Сейф

PS: Тревога (и мысли, образы, действия, состояния, которые она вызывает) может быть фасадной реакцией, за которой могут стоять другие чувства. Тогда этой самопомощи, описанной здесь, может оказаться недостаточно. Например, возникшие новые эмоциональные состояния могут также вызывать дискомфорт и вы можете почувствовать, что запутались в том, как себе помочь. В таком случае лучше обратиться к специалисту.

Наша истинная реальность — это наша мысль

На протяжении веков миллиарды мужчин и женщин пытались ответить на вопрос: что делает нас людьми?

Все пророки Божьи дали нам один окончательный ответ, в то время как другие сказали его по-разному. Сможете угадать, что это?

Ответ связан с извечным вопросом «Кто я?» и имеет много итераций, таких как «Какова моя цель?», «Почему я здесь?» и так далее.

Дело не в марке одежды, которую мы носим, ​​не в нашем происхождении, не в нашей работе, не в пище, которую мы едим, не в том, с кем мы спариваемся, и даже не в том, какие школы мы посещали. В каком-то смысле это вообще не материально. Тем не менее, каждый день нашей жизни влияет на то, кто мы есть и какими мы стали.

Как последователь учения Бахаи, у меня есть ответ, который, как мне кажется, хорошо работает. Возможно, вы сейчас догадываетесь, что ответом будет одно слово: «душа», чтобы описать, что отличает нас, людей, от животных, но это было бы слишком упрощенно.

Даже вера в то, что у человека есть душа, не всегда помогает ответить на животрепещущие вопросы внутри нас, особенно когда речь идет о нашем предназначении в этом мире.

Вот почему я полагаюсь на эту цитату Абдул-Баха, которая поможет мне понять:

Реальность человека — это его мысль, а не его материальное тело. Сила мысли и животная сила являются партнерами. Хотя человек является частью животного творения, он обладает силой мысли, превосходящей все другие сотворенные существа. – Абдул-Баха, Paris Talks , стр. 17-18.

Бытие, глава 1, стих 28, также научили нас всему этому:

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами над морем, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Как я уже отмечал в прошлых сообщениях, один из многих философов, француз Рене Декарт, как известно, сказал нечто подобное в середине 1600-х годов. Он заявил «cogito ergo sum», или «Я мыслю, следовательно, я существую» в своих работах «Рассуждение о методе (мышления)» и «Основы философии» . Декарт пришел к выводу, что если он сомневается, то что-то или кто-то должен сомневаться, поэтому сам факт его сомнения доказывает его существование.

Декарт, среди прочего, дал нам свободу задавать себе вопросы без ограничений. Это помогло ему опровергнуть реальность материальных вещей и восприятий, таких как человеческие чувства, поскольку они могут давать нам ложные впечатления. Он писал: «Итак, то, что я думал, что вижу своими глазами, на самом деле схватывается исключительно способностью суждения, находящейся в моем уме».

Декарт отбросил наши чувственные восприятия как ненадежные, как это делают учения бахаи:

В Европе я сказал философам и материалистам, что критерий чувств ненадежен. Например, рассмотрим зеркало и отраженные в нем изображения. Эти образы не имеют реального телесного существования. Но если бы вы никогда не видели зеркала, вы бы твердо настаивали и верили, что они настоящие. Глаз видит мираж в пустыне как озеро с водой, но в нем нет реальности. Когда мы стоим на палубе парохода, кажется, что берег движется, но мы знаем, что земля неподвижна, а мы движемся. Считалось, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее, но хотя это кажется так, теперь известно обратное. Вращающийся факел создает перед глазами огненный круг, но мы понимаем, что есть только одна точка света. Мы видим тень, движущуюся по земле, но она не имеет ни материального существования, ни субстанции… Короче говоря, чувства постоянно обманываются, и мы не можем отделить то, что является реальностью, от того, чего нет. – Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира , с. 21.

Мы рождаемся с мощным мозгом, способным к большим умозаключениям и мыслям, идеям, планам и достижениям. Никто не будет спорить с тем, что где-то в нашем мозгу есть разум, который делает все это и многое другое возможным. Учения бахаи называют это Разумной Душой:

Как и животное, человек обладает способностями чувств, подвержен жаре, холоду, голоду, жажде и т. д.; в отличие от животного, у человека есть разумная душа, человеческий разум. Этот разум человека является посредником между его телом и его духом. – Абдул-Баха, Парижские переговоры , с. 96.

Говоря о мысли, вернемся к приведенной выше цитате Абдул-Баха:

Если мысль человека постоянно устремлена к небесным предметам, то становится ли он не парит, а направлен вниз, чтобы сосредоточиться на вещах этого мира, он становится все более и более материальным, пока не достигает состояния немногим лучше, чем состояние простого животного. – Там же, стр. 17-18

Все мы знаем, что мы больше, чем просто животные, обладающие разумом, разумной душой, нашей мыслью, интеллектом и духом. Но когда мы сосредотачиваемся только на материальных вещах, а не на духовных и человеческих вещах, тогда на первый план выходят эгоистичные черты, такие как «мне нужно позаботиться о себе» и «я слишком занят, чтобы помочь вам», и мы знаем, страдает личность и общество.

Используя дедукцию, как предположил Декарт, становится понятно, что путь к мирной цивилизации — это путь сотрудничества, обмена и помощи. Подлость, жестокость, агрессия и подчинение никогда не были приемлемыми способами продвижения общества.

Ученые определили механизм, который помогает нам подавлять нежелательные мысли

Ученые определили ключевое химическое вещество в области «памяти» мозга, которое позволяет нам подавлять нежелательные мысли, помогая объяснить, почему люди, страдающие от таких расстройств, как тревога, постят -травматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессия и шизофрения часто сопровождаются постоянными навязчивыми мыслями, когда эти цепи выходят из строя.

Наша способность контролировать свои мысли имеет основополагающее значение для нашего благополучия. Когда эта способность нарушается, это вызывает некоторые из наиболее изнурительных симптомов психических заболеваний

Майкл Андерсон

Мы иногда сталкиваемся с напоминаниями о нежелательных мыслях — мыслях о неприятных воспоминаниях, образах или заботах. Когда это происходит, мысль может быть извлечена, заставляя нас думать о ней снова, даже если мы предпочитаем этого не делать. Хотя напоминание таким образом может не быть проблемой, когда наши мысли позитивны, если тема была неприятной или травмирующей, наши мысли могут быть очень негативными, беспокоящимися или размышляющими о том, что произошло, возвращая нас к событию.

«Наша способность контролировать свои мысли имеет основополагающее значение для нашего благополучия», — объясняет профессор Майкл Андерсон из отдела познания и наук о мозге Медицинского исследовательского совета, который недавно был переведен в Кембриджский университет. «Когда эта способность нарушается, это вызывает некоторые из самых изнурительных симптомов психических заболеваний: навязчивые воспоминания, образы, галлюцинации, размышления, а также патологические и постоянные беспокойства. Все это ключевые симптомы психических заболеваний, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения, депрессия и тревога».

Профессор Андерсон сравнивает нашу способность вмешиваться и мешать себе вызывать определенные воспоминания и мысли с остановкой физического действия. «Мы не смогли бы выжить, если бы не контролировали свои действия», — говорит он. «У нас есть много быстрых рефлексов, которые часто бывают полезны, но иногда нам нужно контролировать эти действия и не допускать их. Должен быть аналогичный механизм, помогающий нам предотвращать появление нежелательных мыслей».

Известно, что область в передней части мозга, известная как префронтальная кора, играет ключевую роль в управлении нашими действиями, а совсем недавно было показано, что она играет не менее важную роль в остановке наших мыслей. Префронтальная кора действует как главный регулятор, управляя другими областями мозга — моторной корой для действий и гиппокампом для воспоминаний.

В исследовании, опубликованном сегодня в журнале Nature Communications, группа ученых под руководством доктора Тейлора Шмитца и профессора Андерсона использовала задачу, известную как процедура «Думай/не думай», чтобы определить важный новый мозговой процесс, который позволяет префронтальной коре чтобы успешно подавлять наши мысли.

В задании участники учатся ассоциировать ряд слов с парным, но в остальном несвязанным словом, например, испытание/таракан и мох/север. На следующем этапе участников просят вспомнить связанное слово, если сигнал зеленый, или подавить его, если сигнал красный; другими словами, когда слово «испытание» показано красным, их просят смотреть на это слово, но перестать думать о связанной с ним мысли «таракан».

Используя комбинацию функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и магнитно-резонансной спектроскопии, исследователи смогли наблюдать, что происходит в ключевых областях мозга, когда участники пытались подавить свои мысли. Спектроскопия позволила исследователям измерить химический состав мозга, а не только его активность, как это обычно делается в исследованиях изображений.

Профессор Андерсон, доктор Шмитц и их коллеги показали, что способность подавлять нежелательные мысли зависит от нейротрансмиттера — химического вещества в мозге, которое позволяет сообщениям передаваться между нервными клетками, известного как ГАМК. ГАМК является основным «тормозящим» нейротрансмиттером в головном мозге, и ее высвобождение одной нервной клеткой может подавлять активность других клеток, с которыми она связана. Андерсон и его коллеги обнаружили, что концентрация ГАМК в гиппокампе — ключевой области мозга, отвечающей за память, — предсказывает способность людей блокировать процесс поиска и предотвращать возвращение мыслей и воспоминаний.

«Что интересно, так это то, что теперь мы становимся очень конкретными, — объясняет он. «Раньше мы могли только сказать, что «эта часть мозга воздействует на ту часть», но теперь мы можем сказать, какие нейротрансмиттеры, вероятно, важны — и, как следствие, сделать вывод о роли тормозных нейронов — в том, чтобы мы могли остановить нежелательные мысли. ”

«Там, где предыдущие исследования были сосредоточены на префронтальной коре — командном центре — мы показали, что это неполная картина. Подавление нежелательных мыслей в такой же степени связано с клетками гиппокампа — «сапогами на земле», которые получают команды от префронтальной коры. Если пехота армии плохо экипирована, то приказы ее командиров не могут быть хорошо выполнены».

Исследователи обнаружили, что даже в его выборке здоровых молодых людей люди с меньшим количеством ГАМК в гиппокампе (менее эффективные «пехотинцы») были в меньшей степени способны подавлять активность гиппокампа префронтальной корой — и в результате гораздо хуже подавляли нежелательную активность. мысли.

Открытие может ответить на один из давних вопросов о шизофрении. Исследования показали, что люди, страдающие шизофренией, имеют «гиперактивный» гиппокамп, который коррелирует с навязчивыми симптомами, такими как галлюцинации. Посмертные исследования показали, что тормозные нейроны (которые используют ГАМК) в гиппокампе этих людей скомпрометированы, что, возможно, затрудняет регулирование активности в этой структуре префронтальной корой. Это говорит о том, что гиппокамп не может сдерживать ошибочные мысли и воспоминания, которые могут проявляться в виде галлюцинаций.

По словам доктора Шмитца: «Экологические и генетические влияния, вызывающие гиперактивность гиппокампа, могут лежать в основе целого ряда расстройств с навязчивыми мыслями в качестве общего симптома».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *