Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Написать сложноподчиненное предложение: 10 сложноподчиненных предложений — ответ на Uchi.ru

Содержание

Примеры сложноподчиненных предложений (СПП)

Содержание

  • 1 Предложения с изъяснительным придаточным
  • 2 Придаточное определительное
  • 3 Примеры предложений с придаточным образа действия
  • 4 Придаточное причины
  • 5 Предложения с придаточным места
  • 6 СПП с придаточным меры и степени
  • 7 Придаточное времени
  • 8 Придаточное уступительное
  • 9 Примеры предложений с придаточным сравнения
  • 10 Придаточное условное
  • 11 СПП с придаточным следствия

 

Сложноподчинённым называют такое предложение, в состав которого входят два и более простых предложения. Одна часть является главной, а вторая – зависимой (придаточной). Соединяют эти части между собой союзные слова и подчинительные союзы.

Рассмотрим примеры сложноподчинённых предложений (СПП) с разными видами придаточных.

Предложения с изъяснительным придаточным

Эта часть связана со словами в главном предложении, выражающими чувства (плакать, горевать, веселиться), речи (произносить, спрашивать, отвечать) и мысли (воображать, думать). Она раскрывает их смысл и отвечает на вопросы падежей: «чему?», «что?», «о чём?», «чем»:

  • Я спросил сестру, какой её любимый цвет.
  • Начальник попросил Марию, чтобы она больше не опаздывала.
  • Дима подумал, будто однокласснику стало плохо.
  • Сейчас мало кто знает, что значит выражение «бить баклуши».

Придаточное определительное

Поясняет лексему, стоящую  в главном предложении, со значением предметности. Вопросы: «чей?», «какой?», «каков?»:

  • Дом, который принадлежал бабушке, почти разрушился.
  • Я вспоминаю те моменты, которые происходили со мной раньше, с улыбкой.
  • Мне нравятся места, где тихо и спокойно.
  • Нарисуй такую картину, чтобы глаз не оторвать.

Примеры предложений с придаточным образа действия

Включает в себя указательное слово «так», которое находится в главном предложении. Сообщает, каким образом выполняется действие:

  • Нужно выкладываться на тренировках так, чтобы потом быть первым на соревнованиях.
  • Борис танцевал так, будто вокруг никого не было.
  • Я приготовила обед так, как просила мама.
  • Анна вела себя так, словно ей было что сказать.

Придаточное причины

Приводит причину, о которой упоминалось в главном предложении. Вопросы: «по какой причине?», «почему?», «отчего?»:

  • У сестры дома нет животных, потому что у неё аллергия.
  • Я не поеду в поход, поскольку не люблю долгие пешие прогулки.
  • Оля не подготовилась к экзамену, так как смотрела за младшим братом.
  • Он не ел мясо и яйца, ибо соблюдал пост.

Предложения с придаточным места

Относятся к наречиям («всюду», «там», «оттуда», «везде», «туда», «отовсюду»), а также к обстоятельству места. Вопросы: «откуда?», «где?», «куда?»:

  • Там, где живёт моя семья, красивая природа.
  • Оттуда, где виднелся лес, доносились странные звуки.
  • Куда курица, туда и цыплята.
  • Куда ты захочешь, туда мы и пойдём.

СПП с придаточным меры и степени

Характеризуют степень проявления действия, признака, качества. Относится к указательным лексемам «настолько», «так», «до того», «столько», «такой». Вопросы: «насколько?», «в какой степени?», «сколько?»:

  • Он разговаривал так громко, что слышали все соседи.
  • Роман выполнил задание быстрее, чем могла представить учительница.
  • Коля бегал так настолько быстро, что мама не могла его догнать.
  • Хулиган ударил так, что из носа пошла кровь.

Придаточное времени

Поясняют главную часть. Вопросы: «с каких пор?», «когда?», «как долго?»:

  • Когда закончились уроки, мы пошли в кино.
  • Пока я не уехал, я хочу тебя увидеть.
  • Как только село солнце, мы отправились домой.
  • После того как Валя прочла эту книгу, она долго не могла прийти в себя.

Придаточное уступительное

В главном предложении происходит действие независимо от того, о чём говорится  в придаточной части. Вопросы: «вопреки чему?», «несмотря на что?»:

  • Я уйду с нелюбимой работы, кто бы что ни говорил.
  • Хотя мы хорошо отдохнули, но устали ещё больше.
  • Было очень холодно, хотя светило солнце.
  • Преподаватель отлично выглядел, несмотря на то что часто болел.

Примеры предложений с придаточным сравнения

Сравниваются два события:

  • Ребёнок прижался к матери, словно маленький котёнок.
  • Мы с новым знакомым долго беседовали, как будто знали друг друга давно.
  • Её глаза были синими, точно как море.
  • Гром гремел так, будто хотел напугать всех вокруг.

Придаточное условное

В зависимой части есть условие, благодаря которому совершается событие в главной части:

  • Если бы я выучил правило, то получил бы пятёрку.
  • Ты должен много трудиться, коль хочешь стать настоящим человеком.
  • Раз уж Катя обещала помочь, отказываться уже нельзя.
  • Раз ты молчишь, я сам тебе расскажу правду.

СПП с придаточным следствия

Приводят результат того, о чём было сказано в главном предложении («что явилось следствием?»):

  • Оксана Игоревна заболела, вследствие чего не пришла на работу.
  • Пошёл дождь, в силу чего все дороги к селу размыло.
  • В детском саду шумно, так что не слышно голоса воспитателя.
  • Ветер срывает листья с деревьев, так что они поднимаются вверх и танцуют вальс.

Таким образом, в русском языке есть предложения с разными видами связи. Чтобы понять, какое значение выражает придаточное, необходимо проанализировать контекст.

 

Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях 9 класс

Тема 5: Дополнительно: сложноподчинённые предложения

Урок 1: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория

Заметили ошибку?

Введение

 

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это такое сложное предложение, в котором одна грамматическая основа подчиняется другой, т. е., от одного предложения к другому можно задать вопрос. Простые предложения в составе сложноподчиненного связаны при помощи интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

 

Часть предложения, грамматически подчиняющая себе другую, называется главной; а подчиненная – придаточной. В СПП может быть как одно, так и несколько  придаточных предложений. В схеме главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми.

[                    ], (                       ), (                           ).

Место придаточного в СПП может быть разным: перед главным, в середине главного, после главного.

Как различить союз и союзное слово? Союз не является членом предложения, иногда его можно опустить или заменить другим союзом.

Союзное слово – это член предложения, его можно заметить другим членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится.

Федор сказал, что машина придет только вечером.- Что — союз, его можно опустить: Федор сказал: машина придет только вечером.

Когда (= если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.) (Союз можно заменить другим союзом.)

Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых (= от князей) зависела судьба Руси, призывал их к объединению.

Вспомни песни, что пел соловей. (Союзное слово, можно заменить союзным словом которые = песни.)

Как правило, на союзное слово падает логическое ударение.

Простые предложения  в составе СПП  разделяются запятыми.

 

Список литературы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.
  3. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2012.
  4. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного  экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  5. Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  для  проведения  в  2011, 2012, 2013  году  государственной (итоговой)  аттестации  (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования,  подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  6. Авторские материалы Т. В. Северян.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник)
  2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари. .. (Источник)

 

Домашнее задание

Вопросы.

  1. Какие предложения являются сложноподчиненными?
  2. Где может стоять придаточное по отношению к главному?
  3. Как отличить союз от союзного слова?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от одного предложения к другому.

1) Луна  взошла, и свет ее полился на берег реки. 2) Когда взошла луна, ее свет полился на берег реки. 3) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь  вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький). 4) Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький). 5) Ветви деревьев казались  мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. 6) Если бы язык не был поэтичен, не было бы  искусства слова — поэзии. (С. Маршак). 7) Федор сказал, что машина придет только вечером. 8) Когда труд — удовольствие, жизнь хороша.

(М. Горький). 9) Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых зависела судьба Руси, призывал их к объединению. 10) Вспомни песни, что пел соловей.

Упражнение 2. В предложениях упражнения 1 определите, союзом или союзным словом прикреплены придаточные предложения.

Упражнение 3. Составьте схемы предложений.

1) Когда в сложном предложении можно задать вопрос от одной части к другой, мы можем твердо быть уверенными, что видим сложноподчиненное предложение. 2) Поскольку энергии ядер редко хватало, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться абордажем. (ФИПИ, Демоверсия — 2013). 3) Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня. (А. Пушкин). 4) Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся. 5) Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг. (А. Пушкин). 6) На автобусной остановке, находящейся недалеко от нашего дома, я встретил своего товарища, с которым давно не виделся.

 

Заметили ошибку?

Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.

Видеоурок: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях по предмету Русский язык за 9 класс.

Как написать сложные предложения: Структура и правила

  • Описание

    Пример сложного предложения

  • Источник

    Letizia McCall / Image Bank / Getty Images

У них есть «Сложные» прямо в их имя, но не волнуйтесь — составлять сложные предложения не так сложно, как кажется. Сложные предложения изменяют стиль и длину предложения, делая ваш текст более интересным для читателей. Продолжайте читать, чтобы узнать структуру и правила написания сложных предложений.

Части сложного предложения

Сложные предложения содержат независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение (иногда называемое придаточным предложением). В отличие от сложных предложений, которые соединяют два независимых предложения, по крайней мере половина сложного предложения не может стоять отдельно как отдельная законченная мысль. Внимательно рассмотрите каждую часть сложного предложения.

Независимая придаточная часть

Независимая придаточная часть в сложном предложении содержит подлежащее и глагол. Оно может стоять само по себе без дополнительных частей предложения. Примеры независимых предложений:

  • Ужин был очень вкусным.
  • Она вернула серьги.
  • Джон не купил кофе.

Вы получаете общее представление о том, что происходит в каждом предложении. Однако сами по себе они не очень интересны. Им нужно немного больше деталей, чтобы заинтересовать читателя.

Реклама

Зависимое предложение

Зависимое предложение, также известное как подчиненное предложение, является незавершенным. Они сообщают более подробную информацию о предложении, но не могут быть самостоятельными предложениями. Вот некоторые примеры зависимых предложений:

  • Потому что Матео прекрасно готовит
  • После того, как он заметил, что они поцарапаны
  • Когда он понял, что у него нет денег

Эти предложения содержат интересные детали, но без контекста независимого предложения они не имеют большого смысла . В сложных предложениях может быть одно или несколько зависимых предложений, соединенных подчинительными союзами.

Подчиненные союзы

Союзы соединяют слова между двумя предложениями, фразами или словами. Подчинительные союзы соединяют независимые предложения с зависимыми предложениями. Они устанавливают отношения между этими пунктами, такими как время , место , цель , условие или причина .

Некоторые примеры подчиненных соединений включают в себя:

  • после
  • , хотя
  • AS
  • , потому что
  • до
  • , хотя
  • теперь
  • , хотя
  • , если
  • , когда
  • , где
  • 9

    Вас, наверное, учили, что с этих слов нельзя начинать предложения. Это верно, если вы пытаетесь заставить зависимое предложение работать как полное предложение. Однако, если вы пишете сложное предложение, которое заканчивается независимым предложением, вы можете начинать предложения с 9.0095, потому что, если только, в то время как, после, или любой другой подчинительный союз.

    Реклама

    Примеры сложных предложений

    Теперь, когда вы знаете составные части сложного предложения, вы можете составить свое собственное. Если вы объедините независимые и зависимые предложения выше, вы получите сложные предложения. Вот примеры таких сложных предложений (обратите внимание на подчинительные союзы, выделенные жирным шрифтом):

    • Ужин был очень вкусным потому что Матео прекрасный повар.
    • Она вернула серьги после того, как заметила, что они поцарапаны.
    • Джон не купил кофе, когда он понял, что у него нет денег.

    Эти предложения уже более интересны, чем их простые формы. Но красота сложных предложений заключается в вашей способности еще больше менять форму. Посмотрите, что получится, если вы начнете предложение с зависимых придаточных:

    • Поскольку Матео прекрасный повар, ужин был очень вкусным.
    • После того, как заметила, что они поцарапаны, она вернула серьги.
    • Когда понял, что у него нет денег, Джон не стал покупать кофе.

    Если вы чувствуете себя еще более творчески, рассмотрите возможность добавления дополнительных зависимых предложений к этим предложениям:

    • Как я и ожидал, обед был очень вкусным потому что Матео прекрасный повар.
    • Хотя она любила их, она вернула серьги потому что они были поцарапаны.
    • Когда он понял, что у него нет денег, Джон не купил кофе, который задал тон на весь оставшийся день.

    Несмотря на то, что эти зависимые предложения делают предложение более интересным, независимое предложение в каждом предложении содержит самую важную информацию. Преобразование простых предложений в сложные — эффективный способ разнообразить свой стиль письма. Вы можете найти еще больше примеров сложных предложений, которые помогут вам в вашем путешествии по структуре предложения.

    Реклама

    Сложные предложения и сложные предложения

    Сложное предложение легко перепутать, но разница между ними проще, чем вы думаете. Вы можете различать эти предложения по следующим определениям:

    • Сложные предложения – Независимая часть и зависимая часть(я), связанные с подчинительным союзом.
    • Сложные предложения – Два независимых предложения, соединенных сочинительным союзом (ФАНБОЙЦЫ: за, и, ни, но, или, еще, так).

    Вы также можете запомнить разницу, просмотрев каждое предложение. Содержит ли каждый пункт одинаково важную информацию или один пункт важнее другого? Например:

    • Джессика любит пляж, и она также любит горы. (Соединение)
    • Джессика любит пляж потому что погода теплая. (Сложное)

    Джессика одинаково любит пляж и горы в сложном предложении. Зависимое предложение в сложном предложении только объясняет, почему она любит пляж; это не новая идея. Вот пример сложных и сложных предложений, в которых один и тот же союз используется по-разному:

    • Мы решили купить машину, так мы поехали в автосалон. (Соединение)
    • Мы решили купить машину , чтобы нам было легче путешествовать. (Сложное)

    Это сложный вопрос, потому что , следовательно, — это сочинительный союз в первом предложении и подчинительный союз во втором предложении. Но первое предложение помещает говорящего в новое место (дилерский центр), а сложное предложение просто объясняет, почему он хочет купить машину.

    Реклама

    Составные-сложные предложения

    Если вы хотите по-настоящему придумать свои предложения, рассмотрите возможность написания сложно-сложных предложений! Эти предложения включают в себя два независимых предложения, соединенных вместе сочинительным союзом, а также зависимое предложение, соединенное подчинительным союзом. Вот пример предложений, приведенных выше, в виде сложно-сложных предложений:

    • Джессика любит пляж потому что погода теплая, , но она тоже любит горы.
    • Мы хотели путешествовать легче, поэтому мы пошли в автосалон потому что мы решили купить машину.

    Эти предложения могут быть лирическими и привлекательными для читателя. Но будьте осторожны, добавляйте составные-сложные предложения экономно — они лучше всего работают, когда включены в множество простых, составных и сложных предложений.

    Реклама

    Сложная смелость

    Сложное предложение позволяет глубоко погрузиться. При написании они позволяют нам раскрывать дополнительные подробности о персонажах, обстановке и сюжете. Конечно, они также служат своей цели в учебных эссе и многих других произведениях. Для получения дополнительной помощи по улучшению письма прочитайте информативную статью о том, как разнообразить предложения в абзацах.

    Как отличить

    Задумывались ли вы когда-нибудь, как отличить сложные предложения от сложных предложений? Я боролся с этой концепцией, когда изучал грамматику, и я знаю, что вы, возможно, тоже боретесь с ней.

    Но сначала позвольте мне описать проблему, чтобы мы все были на одной волне! Взгляните на эти два предложения.

    1. Я вымыл руки и позавтракал.

    2. Я вымыл руки перед завтраком.

    Они отличаются всего одним словом ( и/до ), и это слово меняет структуру предложения.

    Одно из этих предложений сложное, а другое сложное. Как вы можете определить разницу? Во-первых, давайте рассмотрим, что такое сложные и сложноподчиненные предложения.

    Составные предложения

    Независимые предложения — это группы слов, которые имеют подлежащее и глагол и могут стоять отдельно как завершенные мысли. Когда мы соединяем два или более независимых предложения вместе, мы получаем сложное предложение.

    Она готовила, а он убирал. (Составное предложение)

    Она готовила.  (Независимая статья)
      Он чистил.  (независимый пункт)
    и (сочинительный союз)

    Вы заметили, что независимые пункты выше связаны сочинительным союзом ( и )?

    Все придаточные предложения в сложносочиненном предложении одинаково важны, и сочинительный союз никак не влияет на ранг придаточных предложений. Предложения выражают связанные мысли, и ни одно из предложений не является более важным структурно.

    Единственной функцией сочинительного союза является соединение предложений и указание на очень простую связь между ними.

    Сочинительных союзов всего семь, и запомнить их — фантастическая идея. Они для, и, ни, но, или, еще, так . (Вспомните ФАНБОИ .)

    Когда мы рисуем сложные предложения, мы действительно можем видеть отношения между предложениями. Мы видим, что предложения имеют одинаковую структурную значимость. Проверьте это.

    Сложные предложения

    Они образованы из одного независимого предложения и по крайней мере одного подчиненного предложения. Это означает, что предложения в сложном предложении , а не структурно равны. Предложения выражают связанные мысли, но одно предложение выступает в качестве основы предложения. Вот пример.

    Сложное предложение —> Моя мама улыбалась, когда я готовил ужин.

     Независимая статья —> Моя мама улыбнулась.
    Подчинительный союз —> когда я приготовил обед
     Подчинительный союз —> when

    Подчинительные союзы

    Подчинительные союзы соединяют определенные типы придаточных предложений с независимыми предложениями, и они фактически — подчиненные — или понижают в должности пункт, который они вводят. Функция подчинительного союза заключается в соединении предложений и указании на зависимое (сложное) отношение между ними. Как вы увидите ниже, зависимое предложение фактически изменяет часть независимого предложения.

    Посмотрите на придаточную статью , когда я приготовил обед. Если мы убираем подчинительный союз , когда становится самостоятельным предложением Я приготовил обед. Может быть полезно думать об этих союзах как о «подчинительных». Они не только соединяют предложения, но и подчиняют тому, которое вводят!

    Подчинительных союзов очень много, так что запомнить их было бы колоссальной задачей. Вот несколько примеров для вас: после, потому что, если, с тех пор, когда, пока.

    Составление сложных предложений помогает нам понять функцию подчинительные союзы. Диаграммы позволяют легко увидеть, что одно предложение важнее другого.

    Вы можете видеть, что все зависимое предложение функционирует как наречие, модифицирующее smile . Вы видите, что подчинительный союз связан с придаточное предложение. Он соединяет предложения, и это подчинение зависимого предложения.

    Подробнее о сложных предложениях читайте здесь.

    Подробнее о подчинительных союзах читайте здесь.

    Сводка

    Когда вы изучаете грамматику, сложные и составные предложения могут показаться одинаковыми. Это в значительной степени подводит итог:

    Бла-бла-бла СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ СЛОВО бла-бла-бла.

    Учащиеся могут выбирать предложения (изящно представленные blah blah blah в приведенном выше примере), но им трудно понять, является ли предложение составным или сложным. Они недостаточно знают о слове, выполняющем соединение. Это слово является ключом к разнице между сложными и сложными предложениями.

    Я пропустил последнее предложение вопроса Удайи, потому что она дала ответ. Вот.

    Должен ли я говорить своим ученикам, что структура предложения может быть определена на основе типа соединения, которое оно имеет?

    Да, это именно то, что вы должны сказать им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *