Натуральные и высшие психические функции — Студопедия
Поделись с друзьями:
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Ход развития | Условия развития | Источник развития | Форма развития | Специфика развития | Движущие силы развития |
От социального к индивидуальному (индивидуализация). Закон развития высших психических функций и его следствия — зона ближайшего развития | Морфофизиологические особенности мозга и общение | Вне индивида (в его среде) | Присвоение общественно-исторического опыта | Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов | Обучение Деятельность |
Основные понятия:
Индивидуализация – процесс перехода от социального к индивидуальному в ходе психического развития человека
Психическое развитие – формирование внутренних умственных действий.
Умственное действие – это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.
Интериоризация («вращивание») – механизм перевода внешних действий на внутренний план.
Экстериоризация – механизм перевода внутренних действий во внешний план.
Актуальный уровень развития – тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).
Зона ближайшего развития – те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.
Сензитивный период – наиболее благоприятный период для формирования психических функций.
Новообразование – это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.
Социальная ситуация развития – это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды.
Критерий | Натуральная ПФ | Высшая ПФ |
1. Строение | Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств. | Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства). |
2. Происхождение | Природное. Продукт естественного развития. | Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества. |
3. Управление | Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процесс. | Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом. |
S–R — натуральные, непосредственные ПФ.
/ \
S – R — высшие, опосредованные ПФ.
ВПФ возникли при помощи знака. Знак – орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Выготский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психических функций, система которых образует высший психический синтез, называемый сознанием. Т.е. система знаков лежит в основе развития сознания. (Знаком можно назвать речь, жесты, рисунок).
Таким образом,
Натуральные психические функции – это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример – обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.
Высшие психические функции
– это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполняет функции меча.Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
8. Развитие высших психических функция у человека.
По Л. С. Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стали говорить — органическими), факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами:
социальностью (по происхождению),
опосредствованностью (по строению),
произвольностью (по характеру регуляции).
Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного.
В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.
Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования.
Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности.
Л. С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. И формируются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы четко обозначить проблему, автор сближает три фундаментальных понятия, ранее рассматривавшихся как раздельные — понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения процессами собственного поведения.
В соответствии с этим свойства сознания (как специфически человеческой формы психики) следует объяснять особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является, прежде всего, трудовая деятельность, опосредствованная орудиями различного рода.
Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический.
При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка с взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий». Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. И, наконец, высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.
Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика, более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.
Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.
На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он — к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.
Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс — процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка.
Natural Brain Boosters
Доступно несколько добавок, которые, как утверждается, улучшают работу вашего мозга. Они работают?
Написано Мартином Даунсом, MPH
Точно так же, как спортсмены принимают добавки для улучшения своих физических показателей, некоторые люди надеются отточить свой ум с помощью так называемых «усилителей мозга».
Конечно, никакая таблетка не сделает тебя гением, если ты им не являешься, Цветы для Элджернона в стиле . Так что же такое стимуляторы мозга?
«Это может означать несколько вещей. Это могут быть травы или питательные вещества, которые улучшают ясность мышления, бдительность, фокус, концентрацию, память и даже настроение», — говорит Рэй Сахелиан, доктор медицинских наук, автор Mind Boosters и семейный врач в Марина-дель-Рей, Калифорния
«Чаще всего люди замечают, что они более сосредоточены и бдительны, что они более мотивированы, что они быстрее обрабатывают информацию», — говорит он.
То есть, если они заметят какие-либо эффекты.
«Некоторые пытались и получили выгоду. Другие, возможно, ничего не заметили», — говорит Сахелиан.
Может показаться, что усилители мозговой активности стимулируют умственную деятельность, но они не являются стимуляторами в строгом смысле слова, в отличие от таких веществ, как кофеин, эфедрин или амфетамины. Во многих случаях никто на самом деле не знает, как они действуют на мозг.
«Травы содержат несколько разных соединений, в отличие, скажем, от таких наркотиков, как амфетамин, который представляет собой одно соединение, одну молекулу», — говорит Сахелиан. «Травы будут иметь набор из нескольких или нескольких десятков соединений. Трудно точно определить, какое из них является наиболее активным или результат дает комбинация многих из них».
В общем, идея о том, что травы или питательные вещества могут повысить умственные способности, не доказана.
Не проводилось много исследований того, может ли умный, здоровый молодой человек лучше функционировать интеллектуально под влиянием известных стимуляторов мозга, и когда исследования были проведены, результаты были разными.
Травы для размышлений
Многие недавние исследования были сосредоточены на гинкго двулопастном, листе дерева гинкго, которое произрастает в Китае и является одним из древнейших растений на планете.
Гинкго представляет особый интерес для исследователей из-за его способности лечить болезнь Альцгеймера и возрастное снижение умственных способностей. Несколько исследований показали, что он действительно помогает при таких состояниях, и его обычно назначают в таких странах, как Германия и Франция.
Считается, что гинкго разжижает кровь и тем самым улучшает приток кислорода к мозгу. Мозг — обжора кислорода, поэтому вполне возможно, что даже незначительное нарушение кровообращения может повлиять на его работу.
Как усилитель мозга для людей с нормальными умственными способностями, он остается спорным.
Например, исследование, опубликованное в журнале Psychopharmacology в 2000 году, показало, что гинкго улучшает внимание. Исследование 2001 года в журнале .Психофармакология человека предположила, что он улучшает память. Тем не менее, в обзоре исследований гинкго у здоровых людей исследователи не нашли убедительных доказательств того, что он улучшает умственные способности, согласно отчету 2002 года в Psychopharmacology Bulletin .
Вы не должны принимать гинкго билоба с любыми нестероидными противовоспалительными препаратами (НПВП), такими как аспирин или ибупрофен, потому что они также разжижают кровь. Сочетание этих двух факторов может вызвать чрезмерное кровотечение. То же самое касается препаратов для разжижения крови, таких как варфарин.
Huperzine-A, полученный из китайского мха Huperzia seratta , является еще одним растением, которое изучалось как потенциальное средство для лечения болезни Альцгеймера. Он также может работать как стимулятор мозга у здоровых людей, но этому посвящено мало исследований.
Одно исследование, проведенное в Китае, показало, что он улучшает память и способность к обучению в небольшой группе студентов. «В Китае его использовали гораздо чаще, чем в США», — говорит Сахелиан.
Гуперзин-А, по-видимому, блокирует фермент в головном мозге, расщепляющий ацетилхолин, нейротрансмиттер. Ацетилхолин переносит информацию через синапсы, пространство между клетками мозга. «Больше ацетилхолина остается в мозгу, и именно поэтому он может быть полезен для памяти», — говорит Сахелиан.
Brain Food
Помимо трав, некоторые питательные вещества могут стимулировать работу мозга.
Считается, что жирная кислота омега-3, содержащаяся в рыбьем жире, докозагексаеновая кислота (ДГК) важна для развивающегося мозга младенцев. По словам Сахелиана, ДГК также может работать как усилитель мозга, помогая клеткам мозга общаться.
«Интересно, что оболочка клеток нашего мозга очень насыщена жирными кислотами, особенно ДГК, — говорит он.
Один обзор исследований ДГК за 1999 г., опубликованный в журнале Фармакологические исследования обнаружили, что это питательное вещество необходимо для нормальной работы мозга, и что диета, богатая ДГК, улучшает обучение, в то время как недостаток ДГК ухудшает способность к обучению.
«Еще один препарат, который мне очень нравится, — это ацетил-L-карнатин. Он становится довольно популярным», — говорит Сахелиан.
Ацетил-L-карнитин может работать как усилитель мозга, помогая поддерживать клетки мозга. Мало что известно о его влиянии на здоровых людей, но одно исследование показало, что люди с ранними стадиями болезни Альцгеймера и легкими нарушениями памяти получили пользу от его приема.
Несмотря на отсутствие доказательств, Сахелиан говорит, что, по его мнению, это улучшает умственную концентрацию и бдительность. «Я заметил эффект уже через два часа», — говорит он. «Это также делает человека более мотивированным, и вы можете лучше концентрироваться и быстрее выполнять задачи».
ДМАЭ (2-диметиламиноэтанол), который, как считается, также изменяет уровень ацетилхолина в мозге, является еще одним, который, по словам Сахелиана, он может подтвердить, основываясь только на неофициальных данных. Научных данных, подтверждающих утверждения о том, что это повышает умственные способности, немного.
Тем не менее, «Большинство людей через час или два после приема заметят, что они думают быстрее и острее, а также лучше фокусируются», — говорит он.
Он говорит, что чрезмерное употребление может вызвать побочные эффекты, такие как беспокойство, раздражительность и напряжение мышц шеи.
Как стать умнее
Все эти продукты считаются пищевыми добавками, а не лекарствами, поэтому они не подлежат строгому процессу утверждения, как лекарства. FDA в какой-то степени ограничивает заявления производителей о добавках, но в основном вам остается судить самим.
Если вы готовы выложить немного денег — например, бутылка с 60 капсулами ацетил-L-карнитина по 250 мг продается примерно за 20 долларов — вы можете найти что-то, что вам понравится. Но это процесс проб и ошибок.
«Трудно предсказать, как отреагирует человек. Ни исследование крови, ни спинномозговая пункция, ни что-то другое, что мы можем сделать, скажет нам: «Ну, это идеальная трава для вас», — говорит Сахелиан.
Сахелиан также отмечает, что усилители мозговой активности не помогут, если вы недосыпаете. «Глубокий сон, пожалуй, самый важный фактор в сохранении памяти и ясности мышления в течение дня», — говорит он.
Опубликовано 16 июня 2003 г.
12 способов сохранить молодость мозга
Каждый мозг меняется с возрастом, а вместе с ним меняются и психические функции. Умственное снижение является обычным явлением, и это одно из самых страшных последствий старения. Но когнитивные нарушения не являются неизбежными. Вот 12 способов, которыми вы можете помочь поддерживать работу мозга.
1. Получите умственную стимуляцию
В ходе исследований на мышах и людях ученые обнаружили, что деятельность мозга стимулирует новые связи между нервными клетками и может даже помочь мозгу генерировать новые клетки, развивая неврологическую «пластичность» и создавая функциональный резерв, который обеспечивает защиту от потери клеток в будущем.
Любая деятельность, стимулирующая умственную деятельность, должна способствовать развитию вашего мозга. Читайте, посещайте курсы, занимайтесь «умственной гимнастикой», например ребусами или математическими задачами. Экспериментируйте с вещами, требующими ловкости рук, а также умственных усилий, например рисованием, живописью и другими ремеслами.
2. Занимайтесь физическими упражнениями
Исследования показывают, что использование мышц также помогает мозгу. У животных, которые регулярно тренируются, увеличивается количество крошечных кровеносных сосудов, которые доставляют богатую кислородом кровь к области мозга, отвечающей за мышление. Упражнения также стимулируют развитие новых нервных клеток и увеличивают связи между клетками мозга (9).0109 синапсов ). Это приводит к тому, что мозг становится более эффективным, пластичным и адаптивным, что приводит к лучшей производительности у стареющих животных. Упражнения также снижают кровяное давление, улучшают уровень холестерина, помогают сбалансировать уровень сахара в крови и уменьшают умственный стресс, и все это может помочь как вашему мозгу, так и сердцу.
3. Улучшите свой рацион питания
Правильное питание может помочь вашему разуму и телу. Например, у людей, придерживающихся средиземноморской диеты , в которой особое внимание уделяется фруктам, овощам, рыбе, орехам, ненасыщенным маслам (оливковому маслу) и растительным источникам белков, с меньшей вероятностью разовьются когнитивные нарушения и деменция.
4. Улучшите свое кровяное давление
Высокое кровяное давление в среднем возрасте увеличивает риск снижения когнитивных функций в пожилом возрасте. Используйте модификацию образа жизни, чтобы максимально снизить давление. Оставайтесь стройными, регулярно занимайтесь спортом, ограничьте употребление алкоголя двумя напитками в день, уменьшите стресс и правильно питайтесь.
5. Повысьте уровень сахара в крови
Диабет является важным фактором риска слабоумия. Вы можете помочь предотвратить диабет, правильно питаясь, регулярно занимаясь спортом и оставаясь стройным. Но если уровень сахара в крови остается высоким, вам потребуются лекарства для достижения хорошего контроля.
6. Повысьте уровень холестерина
Высокий уровень холестерина ЛПНП («плохой») связан с повышенным риском слабоумия. Диета, физические упражнения, контроль веса и отказ от курения будут иметь большое значение для снижения уровня холестерина. Но если вам нужна дополнительная помощь, спросите своего врача о лекарствах.
7. Рассмотрите возможность приема низких доз аспирина
Некоторые обсервационные исследования показывают, что низкие дозы аспирина могут снижать риск деменции, особенно сосудистой деменции. Спросите своего врача, являетесь ли вы кандидатом.
8. Избегайте табака
Избегайте табака во всех его формах.
9. Не злоупотребляйте алкоголем
Чрезмерное употребление алкоголя является основным фактором риска слабоумия. Если вы решили выпить, ограничьте себя двумя напитками в день.
10. Позаботьтесь о своих эмоциях
Люди, страдающие тревогой, депрессией, недосыпанием или истощением, как правило, имеют плохие результаты тестов на когнитивные функции.