Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Навыки лидера: Характерные черты лидера, которые можно развить

Содержание

Характерные черты лидера, которые можно развить

Чтобы быть лидером, недостаточно занимать руководящую должность. Лидера определяют его навыки, качества и умение организовывать и вдохновлять других людей для реализации идеи или проекта.

Развивать в себе все перечисленное очень важно как студентам и молодым специалистам, так и руководителям высшего звена, уверенно шагающим по карьерной лестнице. Умение в нужный момент взять на себя ответственность и направить все действия в нужное русло для достижения целей — вот ваше главное преимущество на любом этапе карьеры.

Даже если ваш профессиональный путь только начинается, учитесь демонстрировать навыки лидера как можно скорее. Руководство непременно заметит инициативного и энергичного сотрудника, который не боится трудностей и готов брать на себя дополнительную ответственность, а значит сможет справиться и с ответственными задачами на более высокой должности.

Однако помните, что настоящий лидер самосовершенствуется не ради потенциального вознаграждения. В противном случае, если ваши ожидания не оправдаются, вы будете разочарованы.  Истинное лидерство — это искренность, верность своим принципам и профессионализм, способные привести вас к успеху в любой сфере жизни, будь то управление, исследования, выполнение всех запланированных на день дел или взаимоотношения с другими людьми.

Чтобы в вас видели лидера, необходимо освоить ряд навыков до такой степени, чтобы применять их неосознанно. Ниже мы разделили их на категории и снабдили краткими пояснениями. Рекомендуем вам в круговороте повседневных дел искать возможности для развития всех указанных навыков и активно оттачивать их.

Умение решать проблемы. Лидеры хорошо понимают, как решать возникающие проблемы. Они способны видеть их суть, разбивать сложные задачи на простые составляющие, выстраивать процессы и находить рабочие решения.

Отсутствие зашоренности. Чтобы легко справляться с проблемами, нужно не бояться новых идей, подходов или взглядов независимо от их источника. Понимание того, что никто не может знать абсолютно все — важное для лидера качество, которое помогает смотреть на вещи шире и искать решения в самых разных источниках, традициях и культурах.

Способность вдохновлять. Контролировать вклад других в общий проект необязательно открыто или официально. Чтобы вести за собой команду, не всегда нужно быть менеджером. Лидеры — это люди, которые вдохновляют и мотивируют других, правильно используя имеющиеся в их распоряжении средства.

Интуиция. Хороший лидер всегда должен доверять своим чувствам. Он учится на собственном опыте, а также прислушивается к мнению других и рекомендациям коллег, которые, в свою очередь, сами вдохновляют его.

Новаторские взгляды. Это умение взглянуть на вещи с новой стороны, дать шанс необычной идее, внимательно выслушать все мнения и предложения из различных источников. Это также отсутствие страха перед экспериментами, готовность ошибаться и пробовать снова. Настоящему лидеру просто необходимы все эти качества, присущие обычно творческим людям.

Доброжелательность. Умение сохранять доброжелательное отношение без проявлений негатива поможет вам произвести впечатление и на отдельных людей, и на команду в целом. В рабочих коллективах часто накапливаются отрицательные моменты, которые быстро «разъедают» взаимоотношения. Хороший лидер понимает, как обойти эту ловушку и сосредоточиться на выполнении задач или достижении целей ради высоких результатов.

Уверенность. Верьте в себя. Вы не можете знать абсолютно все, но с правильным отношением и отсутствием предвзятости найти решение будет несложно.  Кроме того, уверенность подразумевает понимание, что каждый мыслит по-своему, и умение учиться на чужом опыте. Активная работа на результат порождает внутреннюю уверенность, которая передается другим людям и вдохновляет их.

Отличные коммуникационные навыки. Для того чтобы вести за собой других, нужно уметь делиться своими планами и рассказывать о своих идеях, роли других в ваших замыслах или перспективах. Если вы хотите четко и ясно излагать различные концепции и завоевывать единомышленников, без совершенствования навыков коммуникации не обойтись.

Умение делегировать полномочия. Вы никогда не сможете сделать все в одиночку. А большинство людей терпеть не может, когда каждый их шаг находится под контролем. Умение делегировать полномочия и признавать сильные стороны — это один из самых главных навыков лидера, позволяющий вдохновлять и мотивировать других, а также использовать их качества для достижения общего результата.

Добросовестность. Не скрывайте своих намерений. Окружающие должны замечать не только ваши отличные навыки коммуникации, но и верность принципам, а также понимать, что вы их не подведете. Говорите как есть и не пытайтесь взять слова назад. И ни в коем случае не приписывайте себе заслуги тех, кто работает бок о бок с вами.

Решительность. У вас в каждый момент должно быть четкое понимание конечной цели, этапов ее достижения и способов преодолеть потенциальные препятствия на пути.

Эмоциональный интеллект. Эмоциональным интеллектом называется навык межличностного общения, помогающий успешно выстраивать рабочие и неофициальные взаимоотношения в команде или с отдельными людьми. Научитесь понимать других на эмоциональном уровне и развивайте навыки общения.

Упорство. Вы не должны сдаваться на полпути. Какой бы сложной или времязатратной ни была задача, всегда помните, какие плоды принесут ваши усилия. Умение достойно справляться с трудностями и двигаться вперед несмотря ни на что — это безусловный признак настоящего лидера.

Надежность. Старайтесь придерживаться установленного расписания, всегда приходите вовремя и выполняйте задачи в полном объеме и в срок. Окружающие должны быть уверены, что могут на вас положиться.

Работа над взаимоотношениями. Всегда старайтесь определить, в чем состоят сильные (и слабые) стороны других. По мере укрепления взаимоотношений необходимо помогать людям развивать сильные черты, чтобы добиться сплоченности действий и более эффективного выполнения задач.

Стратегическое мышление. Вы должны отдавать себе отчет, зачем делаете что-либо. Старайтесь оценивать целесообразность той или иной задачи и ее значимость для общей цели. Учитесь правильно использовать доступные ресурсы для получения нужного результата. Анализируйте различные этапы плана, чтобы понять их взаимосвязь.

Организованность. Правильный расчет времени, планирование и представление отчетов — все это хорошая организация процесса, при которой задачи выполняются точно в установленные сроки.

Педантичность. «Приемлемо» — это неудовлетворительный результат для лидера. Уделяйте внимание даже мелочам. Ваша задача состоит в том, чтобы видеть полную картину и предъявлять одинаково высокие требования ко всему.

Скромность. Хороший лидер всегда готов выслушать других, учесть их мнения и отблагодарить, что вдохновляет и мотивирует команду благодаря появлению общего представления о задаче.

Искренность. Выявить неискреннего или склонного к пустым разговорам человека проще, чем кажется. Настоящего лидера видно сразу. Его выдает искренняя убежденность в своих словах и делах. Это своего рода природное обаяние.

Подумайте, сколько из этих качеств уже присущи вам и над какими еще нужно поработать. Умение быть лидером — это такой же навык, как и все остальные. Его можно оттачивать, развивать и непрерывно совершенствовать.

Урок 3. Полезные навыки лидера


Лидерство определяется не только качествами характера, но и навыками и умениями, которым можно научиться. Развивая комплексно эти навыки и умения, можно добиться хороших результатов.

Эти навыки определяют способность человека правильно разбираться в сложных ситуациях, принимать правильные решения и достигать целей самому или вместе с командой.

Содержание:

  • Лидерские навыки
  • Управление временем в лидерстве
  • Проверьте свои знания

Быть лидером означает развиваться систематически, осваивать новые техники, методики по управлению временем и организации деятельности своей команды, неустанно учиться новому.

Лидерские навыки

Стивен Кови, один из 25-ти самых влиятельных американских авторов, по версии журнала «Тайм», в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» главными лидерскими навыками

считает:

Проактивность (человек – кузнец своего счастья).
Умение видеть конечную цель (начиная делать что-либо, вы должны иметь четкое представление о том, что будет в финале).
Способность сконцентрироваться на важном (делайте все значимые дела в первую очередь, не откладывая).
Умение найти взаимную выгоду (не только для себя, но и для всех в сфере деятельности).
Стремление в первую очередь понять, а потом – быть понятым (умение слушать собеседника).
Совместные действия (сопоставление взглядов и обмен знаниями).
Постоянное самосовершенствование.

И, говоря о целях, мы обязаны рассказать о технике SMART.

Критерии SMART

Умение правильно ставить перед собой цели – важный навык, необходимый каждому. Он позволяет сосредотачиваться на результате, конкретно планировать его достижение.

Критерии SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач. Впервые термин был употреблен в 1965 г. в работе П. Мейера, который изучал проблематику эффективного менеджмента.

Несмотря на то что в проектном планировании SMART – аббревиатура, в английском языке слово «smart» имеет значение «умный». Перевод в данном случае играет важную роль, так как отражает суть расшифровки – постановка цели должна быть умной. Критерии включают в себя следующее:

S – конкретный (specific)

M – измеримый (measurable)

A – достижимый (attainable)

R – актуальный (relevant)

T – ограниченный во времени (time-bound)

Разберемся с этим навыком планирования на простом примере. Допустим, ваша цель – создать собственный бизнес. Конкретность цели – к примеру, вы делаете отличные поздравительные открытки собственными руками и хотите зарабатывать, продавая их через Интернет. Измерение – вы ставите задачу подготовиться к продажам в течение 4 недель и продавать не менее 5 открыток в неделю.

Достижение – вы создаете сайт, делаете первые 30 открыток, рассказываете об этом друзьям, рекламируете товар через реферальные ссылки и соцсети. Цель актуальна ввиду того, что вы сможете заработать, занимаясь любимым делом. Ограничение во времени – 4 недели на запуск ресурса и 30 открыток для продаж в течение 6 недель.

Этот пример демонстрирует, что навык правильной постановки цели является обязательным условием для достижения успеха в любой области. При этом неважно, работаете вы сами или в команде. Применение критериев SMART поможет четко увидеть цель, сформулировать поэтапные задачи по ее осуществлению, сконцентрироваться на достижении конкретного результата, а это именно те навыки, которые являются отличительной чертой хорошего лидера.

Управление временем в лидерстве

Управление временем (англ. time-management) – процесс сознательного контроля затраченного на конкретную деятельность времени для увеличения производительности и эффективности. Навык тайм-менеджмента помогает лидеру лучше планировать свое рабочее время и время подчиненных, приучает к лучшей самоорганизации и разумному планированию досуга.

Методики и техники управления временем. Существуют различные методы и техники, которые используются при планировании времени. Некоторые из них описаны на нашем сайте. Также в менеджменте применяются метод «Альпы», АВС-анализ, ускоренный анализ по принципу Эйзенхауэра, метод Парето и др. О них подробно можно прочитать в Википедии. С точки зрения развития навыков лидерства, нас больше всего интересует техника самоменеджмента.

Американские бизнес-тренеры выделяют 12 основных правил самоменеджмента

, которые позволяют упростить работу, при этом повысив ее результативность:

  1. Живите по вашей системе ценностей.
  2. Если у вас есть собственное мнение – выскажите его.
  3. Выполняйте данные обещания.
  4. Хотите нести больше ответственности – будьте готовы нести ее в полной мере.
  5. Доверие является результатом оправданных ожиданий.
  6. Будьте более продуктивным, откажитесь от плохих привычек.
  7. Придерживайтесь трудовой этики.
  8. Будьте разносторонним и интересным.
  9. Будьте учтивым, вежливым и уважительно относитесь к окружающим.
  10. Соблюдайте дисциплину.
  11. Помните, что у вас всегда есть выбор.
  12. Занимайтесь собой, поддерживайте форму.

Теперь рассмотрим более практичную часть. Если вы никогда раньше не прибегали к самоменеджменту для планирования своей занятости, самое время начать это делать, ведь польза этого лидерского навыка огромна.

Вот несколько упражнений на отработку данного навыка:

1 Упражнение 1. Начните с того, что каждый день перед окончанием рабочего дня (или перед сном) составляйте план заданий на день. Делайте это как можно более конкретно, ранжируя задачи по степени важности. Следующий день начинайте с решения наиболее важных заданий, приступая к ним без отлагательств. Постепенно вы научитесь не только планировать время и наиболее эффективного его использовать, но и четко видеть цели и пути их достижения.
2 Упражнение 2. «Похитители времени». Запишите на листе бумаги 5 основных причин потери своего времени. Это может быть, например, заваленный документами рабочий стол, на котором тяжело что-то найти. Проанализируйте свои ответы. Старайтесь не допускать потери времени по записанным пунктам в будущем. Организуйте рабочее место удобнее. Не опаздывайте на встречи и требуйте того же от других.

Также обязательно обратите внимание на вспомогательные материалы, которые помогут лучше разобраться в теме.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

  • Как пробудить в других эмпатию
  • Цели SMART
  • Getting Things Done Дэвида Аллена
  • Управление рабочим временем или тайм-менеджмент для лидеров

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.