Конгруэнтно Или Неконгруэнтно | Невербалика
Из статьи вы узнаете: - Конгруэнтно - это как? Или почему ложь - это двойное послание? - Почему невербалику сложно контролировать?
Конгруэнтно и неконгруэнтно, где грань. Или ложь – это всегда двойное послание.
Конгруэнтно, конгруэнтность (от англ. congruence) – подлинность, открытость, честность. Одно из “необходимых и достаточных условий” как эффективного психотерапевтического контакта, так и отношений. Наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием.
Термин “конгруэнтно”.
Термин “конгруэнтность” введен в психологию К.Роджерсом. С какой целью? Для описания соответствия “идеального я”, “я” и “опыта” в жизни человека. Плюс для динамического состояния психотерапевта. В котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом.
Конгруэнтное поведение, выражающее внутренние состояния и стремления, несет с собой переживания целостности, достоинства, комфорта. Это заметно со стороны по невербальным проявлениям. Согласованности слов, действий и мимики, жестов, интонаций, тембра голоса, гармоничности движений и их адекватности ситуации. Часто степень конгруэнтности партнера по общению оценивается интуитивно и неосознанно.
Неконгруэнтность выражает себя в несоответствии между невербальными и вербальными компонентами поведения. Вы можете наблюдать, видеть и слышать ее. Например, в общении с клиентом по разным каналам восприятия. Обращайте внимание на речь, интонацию голоса, позу, жесты, мимику, – на рассогласованность сообщений. Как будто с вами одновременно об одном и том же разговаривают несколько, противоречащих друг другу собеседников. Неконгруэнтность – оговорки, неполная сосредоточенность на желаемом результате, внутренний конфликт, выражающийся в поведении.
Вербальные и невербальные сигналы могут выдавать два противоречивых сообщения.
Как мы реагируем на противоречивые сигналы:
1. Первая реакция “провал”, “подвисание”, неопределенность, сомнение.
2. Затем мы стараемся получить более полную информацию.
3. Если нам что-то не удается прояснить, мы реагируем негативно, внутренне отказываемся продолжать общение.
И когда налицо два сигнала, которые противоречат друг другу, мы доверяем тем, которые труднее всего подделать. Верификаторы знают, что труднее всего подделать невербальное поведение, нежели слова.
Когда человек говорит неправду, то он неконгруэнтен. Как результат, транслирует двойное послание. Слова говорят неправду, а невербалика (тело, лицо, жесты) противоречат словам и несут истинную информацию. Если, конечно, вы не супер разведчик, когорого готовили годами.
Основная задача верификатора научиться видеть и распознавать двойное послание лжеца.
Подробно этой темой занимаемся на курсе по распознаванию лжи.
Профайлер Верификатор практик
4 причины, по которым невербалику сложно контролировать.
Существуют главные четыре причины того, почему невербальное поведение сложнее контролировать, чем вербальное.
– Есть рефлекторные связи между эмоциями и невербальным поведением. Тогда как аналогичных связей между эмоциями и речью нет. Например, когда человек пугается, он автоматически отклоняется назад, и на его лице появляется определенное выражение.
Однако, нет такой определенной фразы или речевого оборота, которую человек всегда непроизвольно произносит в момент страха.
Представьте себе девочку. Она смотрит телевизор вместо того, чтобы делать домашнее задание. Когда ее отец входит в комнату, она говорит ему, что только что закончила уроки. Сказав это, она пугается, так как понимает, что он может захотеть проверить ее.

Чтобы не показать свой страх, она вынуждена как-то перебороть рефлекторные невербальные реакции. Ведь они неразрывно связаны со страхом. В то же время ей не нужно беспокоиться о вербальной реакции, она не автоматическая.
– Большинство людей лучше подготовлены в использовании слов, нежели в управлении поведением. Так как они, как правило, считают, что речь более важна в обмене информацией, чем поведение.
Если вы попросите что-то рассказать, ваш собеседник будет пользоваться словами. С их помощью он будет кодировать свой опыт и доносить его до вас. Жестов будет не так много, как слов. Исключение, правда, составят люди гипертимного характера 😉
Язык глухонемых в данном случае не является исключением, поскольку он в данном контексте заменяет отдельные слова, символы и буквы.
– Общепринятый социальный факт, что слова в обмене информацией важнее поведения. Он заставляет людей обращать больше внимания на то, что они говорят. И в меньшей степени на то, что они делают. Оратор наверняка помнит, что он сказал во время своей презентации. Но свою «невербалику» он вряд ли воспроизведет также точно, как содержание выступления.
– Человек не может молчать или врать на невербальном уровне. Предположим, человек что-то скрывает. Он пытается это утаить от окружающих усилием воли. Видна будет не та информация, которую он скрывает, а те усилия, которые он предпринимает для ее сокрытия. Мы получим неконгруэнтное поведение или “утечки”. А это один из главных признаков того, что человек лжет. И напротив, конгруэнтно – это когда тело и невербальное поведение не противоречат тому, что человек говорит.
Конгруэнтно или неконгруэнтно – вот главный вопрос. Невербальное поведение, с учетом трудностей его контролирования, являться очень ценным источником информации при выявлении лжи говорящего.
Профайлер верификатор практик
Конгруэнтность и неконгруэнтность
Вы уже знаете:
воспринимающая сторона в общении может
получить гораздо больше информации,
чем предполагает говорящий. Значительная
часть нашего коммуникативного поведения
недоступна нам самим, но при этом открыта
миру. Такая мысль смущает, не правда ли?
Даже то, как старательно мы подбираем
слова, не имеет значения, поскольку
остальное красноречиво сообщает о себе
коммуникатору, обладающему необходимыми
знаниями. С точки зрения терапии это
явление позволяет подойти к вещам,
обычно закрытым.
Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Вы спрашиваете клиента: «Ну, как прошла неделя?» Он опускает голову, тяжело вздыхает, тон голоса низкий: «О, на этой неделе все было прекрасно (вздох, отрицательное покачивание головой, легкая усмешка), никаких проблем». Или женщина говорит: «Мне нравятся любовные игры с ним», — а интонация плоская и монотонная, уголки рта опущены, в начале фразы она пожимает плечами, а вообще тело неподвижно, руки безжизненно лежат на коленях:
И в том, и в другом
случае была предложена неадекватная
коммуникация. Слова не соответствуют
тому, что демонстрируется голосом,
движениями тела и пр. — они явно указывают
на нечто отличное от значения невербальной
коммуникации.
Для этого явления есть специальный термин: неконгруэнтность. Слово слегка неудобопроизносимое, но оно вам знакомо по школьным урокам геометрии. Здесь оно значит приблизительно «несоответствие».
Существуют теории по поводу значения неконгруэнтной коммуникации. Они отвечают на вопрос: какая часть сообщения важнее? Однако обе части, вербальная и невербальная, реальны и ценны. Точнее было бы спросить: какое значение каждая из частей имеет в структуре нынешнего и желательного состояния клиента.
Но отвлекитесь пока от многострадального клиента и вспомните кое-что о себе:
1) человек, весьма для вас небезразличный, делает вам подарок, а вы видите, что этот предмет уже у вас есть, либо совершенно бесполезен, либо вовсе вам не симпатичен. Вспомните, что вы говорили при этом и как себя чувствовали;
2) как вы принимали приглашение от человека, к которому испытывали антипатию;
3) как вы говорили
кому-нибудь, что совершенно уверены в
том, в чем на самом деле ничуть не уверены.
Сравните этот опыт с теми случаями, когда вы:
1) говорили о действиях, которые намеревались, несомненно, выполнить, будучи настроенным весьма позитивно;
2)поздравляли кого-либо с настоящим, существенным достижением;
3) после долгой разлуки говорили «мне недоставало вас» человеку, которого вы действительно любите.
Наверняка, наблюдатель, если он у вас был, заметил разницу. Во второй группе ситуаций соответствие между вербальным сообщением и сенсорной реакцией практически однозначно. В первой группе, весьма вероятно, вы испытывали смешанные чувства, то есть, присутствовала более чем одна реакция на ситуацию.
В частности, третий
пример. Наверное, вы действительно
хотели поверить в то, о чем говорили, и
стремились, чтобы поверил собеседник,
но, говоря, вы ощущали панику. Возможно,
вы видели внутренние картины того, как
неубедительно вы говорите, потому что
слова просто не приходят на ум.
Это случаи неконгруэнтной коммуникации: не все в вашем поведении и словах передавало одно и то же сообщение. Конгруэнтной же является такая коммуникация, в которой все сообщения, вербальные и невербальные, соответствуют определенному передаваемому значению. Чрезвычайно важно, чтобы вы могли замечать неконгруэнтное поведение клиентов и обладали эффективными способами реагирования на него. В связи с этим следует подчеркнуть, что в таком поведении самом по себе нет ничего плохого. Вы убедились в этом, вспоминая свои переживания.
Неконгруэнтность в некоторых контекстах даже бывает полезна. Мы можем предаваться мечтам в течение длинных и скучных мероприятий (вроде заседаний и собраний) или занять память приятными воспоминаниями во время приема у зубного врача. Эти внутренние процессы дают нам возможность планировать и проектировать будущее, но они также могут ограничивать нашу способность получать желаемые переживания в настоящем.
Как люди обучаются
неконгруэнтности? Подумайте о маленьком
ребенке, который приходит домой и
протягивает родителям какой-то фрагмент
выполненного задания. Родители смотрят
на него, и отец говорит (нахмурившись и
отрицательно качая головой, резким
голосом): «О я так рад, сынок, ты такой
молодец!» Что делает ребенок? Наклоняется
вперед и мета-комментирует: «Смотри,
папа! Я слышу, как ты говоришь, что ты
рад, но я заметил….». Нет, если это
ребенок. Одна из детских реакций — это
расторможенность. Одно из полушарий
регистрирует зрительные и интонационные
стимулы, другое — слова и их дискретный
смысл, и одно не соответствует другому.
В максимальной степени они не соответствуют
там, где в максимальной степени
пересекаются два полушария — в зоне
кинестетической репрезентации. Если
вы когда-либо наблюдали расторможенного
ребенка, то знаете, что пусковой кнопкой
расторможенности является неконгруэнтность,
и начинается она у средней линии тела,
а потом распространяется на все другие
виды поведения.
На семинаре ведущий
производит простейший опыт — просит
участников поднять правую руку, но сам
поднимает левую. Многие сделали то же
самое. Другие подняли правую руку. Третьи
вообще не заметили, какую руку поднял
ведущий». Суть состоит в том, объясняет
он, что, будучи детьми, вы выработали
свой способ справляться с неконгруэнтностью.
Обычно люди искажают свой опыт, чтобы
он стал конгруэнтен словам. Кто услышал
меня так: «Поднимите левую руку?»
Многие из вас подняли левую руку, думая,
что подняли правую. Когда человек не
замечает неконгруэнтность, он уничтожает
связь между кинестетическим опытом и
моими словами, чтобы привести свой опыт
в равновесие.
Таким образом, один
из путей, по которому идут люди, пытаясь
справиться со спутанными сообщениями,
состоит в том, чтобы буквально отрезать
от сознания один из компонентов —
вербальный или интонационный сигнал,
движения тела, прикосновение или
зрительный сигнал. И можно предсказать,
что гиперактивный ребенок, отрезающий
от сознания правое полушарие (конечно,
оно по-прежнему работает — оно просто
вне сознания) позже окажется преследуем
визуальными образами — какими-нибудь
малоприятными галлюцинациями. Это
реальные клинические примеры. Отрезающие
аудиальную часть услышат «голоса из
стен», поскольку они буквально
отказываются от осознания всей этой
системы и поступающей через нее
информации, чтобы защитить себя перед
лицом постоянной неконгруэнтности.
Чтобы обнаружить неконгруэнтность в коммуникации партнера, вы должны хорошо настроить свои перцептивные системы. Вам понадобится искусство отражения. Обратите внимание на следующие детали:
руки: как они жестикулируют, одинаково или нет, сжаты или расслаблены, направлена ли ладонь вверх;
дыхание: вздохи, задержки, углубленность;
ноги: как повернуты носки, покачивание и пр.;
соотношение головы, шеи и плеч; не выдвигается ли подбородок; не втягивается ли голова в плечи и т. д.;
выражение лица,
особенно брови, рот, хмурится, ли человек
бросает косой взгляд, улыбается, морщится,
стискивает зубы. Глядя на все это,
слушайте: тональность голоса, темп речи,
ее громкость, слова и фразы, интонационные
паттерны (сомнение, повышения в конце
фразы и др.
Все, что вы восприняли, соотнесите с обычным стилем поведения данного человека: нужно различать, что конгруэнтно или неконгруэнтно именно для него.
Один из способов реагировать на неконгруэнтность — не замечать ее вообще; другой — решить, что вы знаете значение сообщения, не осуществляя тонкой проверки с клиентом. Как вы понимаете, это не самый удачный выбор.
Неконгруэнтность — это одна из ключевых точек выбора, с которой вы постоянно встречаетесь, занимаясь коммуникацией. Полезно иметь широкий репертуар реакций и понимание последствий. Итак, вы можете:
сказать: «Я вам
не верю». Или «но вы не выглядите
счастливым оттого, что дела идут хорошо».
Это так называемый метакомментарий. Он
ставит человека лицом к лицу с
противоречием, замеченным вами. Гриндер
и Бэндлер считают, что это хороший выбор.
Однако Лесли Кэмерон не рекомендует
его, аргументируя тем, что обычно он
вызывает дискомфорт и желание защититься
— ведь вы сталкиваете собеседника с
бессознательной частью его коммуникации.
— попросить клиента усилить невербальные компоненты, преувеличить их;
— использовать отражение, сказав с усмешкой (помните ситуацию с «прекрасно прошедшей неделей»?) «Я так рад!» — и отрицательно покачать головой. Эффективность этого приема в значительной степени зависит от уровня достигнутого раппорта. Когда клиент чувствует, что вы его понимаете, и верит в ваши добрые намерения, он не воспримет такой ответ как обиду;
— поменять местами вербальное и невербальное сообщения. В том же примере — улыбаясь и кивая, сказать: «Это ужасно!». Вы получите интересный ответ. Люди чувствуют растерянность и нередко начинают вербализировать сообщение, до этого бывшее бессознательным;
— построить терапевтическую метафору;
— наклониться к клиенту, внимательно на него посмотреть, сказать «но» и ждать, пока он закончит предложение — если вы заметили по особой интонации в конце, что оно неполное:
» — Я действительно
хочу изменить свое поведение в компании. ..
— …но…
— …но я боюсь, что на меня будут обращать внимание». — Если вы отследили специфический ключ доступа (глазодвигательную реакцию), прямо попросите дополнительной информации у данной системы: «Что вы видели (чувствовали, говорили себе), пока говорили это?» Так вы помогаете осознать конфликтующие части опыта.
Степень вашей эффективности как коммуникатора и терапевта в значительной степени зависит от вашей конгруэнтности.
Личность: гуманистические теории | SparkNotes
- Осознание и принятие себя
- Открытость и непосредственность
- Способность получать удовольствие от работы и рассматривать работу как миссию для выполнения
- Способность развивать близкие дружеские отношения, не слишком зависит от других людей
- Хорошее чувство юмора
- Склонность к пиковым переживаниям, которые являются духовными или эмоционально удовлетворяющий
Личностно-центрированная теория Карла Роджерса
Карл Роджерс , другой психолог-гуманист, предложил
теория, называемая личностно-центрированной теорией . Как и Фрейд, Роджерс рисовал
на клинических примерах, чтобы придумать свою теорию. Он также исходил из идей
Маслоу и др. По мнению Роджерса, я-концепция является
важнейшая черта личности, и к ней относятся все мысли,
чувства и убеждения людей о себе. Роджерс считал, что люди
осознают свои представления о себе.
Конгруэнтность и неконгруэнтность
Роджерс сказал, что представления людей о себе часто не совсем совпадают. соответствовать реальности. Например, человек может считать себя очень честен, но часто лжет своему боссу о том, почему он опаздывает на работу. Роджерс использовал термин несоответствие для обозначения несоответствия между представлением о себе и реальностью. Конгруэнтность , на с другой стороны, является довольно точным соответствием между Я-концепцией и реальность.
Согласно Роджерсу, родители способствуют неконгруэнтности, если они
условная любовь детей. Если родитель принимает ребенка только тогда, когда ребенок
ведет себя определенным образом, ребенок, скорее всего, будет блокировать опыт, который
считаются неприемлемыми. С другой стороны, если родитель показывает
безусловной любви, ребенок может развить конгруэнтность. Взрослые, чьи родители
при условии, что условная любовь продолжит искажать их во взрослом возрасте.
опыт, чтобы чувствовать себя принятым.
Результаты несоответствия
Роджерс считал, что люди испытывают тревогу, когда их представления о себе находятся под угрозой. Чтобы защитить себя от беспокойства, люди искажают свои опыта, чтобы они могли держаться за свою я-концепцию. Люди, у которых есть высокой степенью неконгруэнтности, скорее всего, будут испытывать сильную тревогу, потому что реальность постоянно угрожает их представлениям о себе.
Пример: Эрин считает себя очень щедрым человеком, хотя она часто скупа на свои деньги и обычно оставляет небольшие чаевые или не оставляет чаевых в ресторанах. Когда столовая компаньон комментирует ее поведение с чаевыми, она настаивает на том, чтобы чаевые, которые она оставляет, пропорциональны услуге, которую она получает.
Приписывая ее поведение чаевых плохому обслуживанию, она может избежать беспокойства и сохранить свою самооценку щедрый.
Критика гуманистических теорий
Гуманистические теории также оказали значительное влияние на психологию как поп-культура. Многие психологи в настоящее время принимают идею о том, что когда дело доходит до личности, субъективные переживания людей имеют больший вес, чем объективные реальность. Психологи-гуманисты сосредотачиваются на здоровых людях, а не на проблемных человек, также был особенно полезным вкладом.
личностно-центрированная терапия — Основное определение неконгруэнтности
Термины конгруэнтность и неконгруэнтность используются во 2-м и 3-м основных состояниях в личностно-центрированной терапии.
Карл Роджерс разработал ПКТ и описал в Journal of Consulting Psychology (1957), что для конструктивного изменения личности необходимы 6 основных терапевтических условий, и что все 6 должны присутствовать в терапии. Роджерс считал, что никаких других условий не требуется. 6 основных условий:
- 2 человека должны быть в психологическом контакте
- Клиент должен быть неконгруэнтным
- Терапевт должен быть конгруэнтным или интегрированным в отношения
- Терапевт испытывает безусловное положительное отношение (UPR) к клиенту
- Терапевт обладает эмпатическим пониманием внутренней системы взглядов клиента и пытается передать эмпатию клиенту
- Достигнута минимальная степень передачи клиенту эмпатии и УПО терапевта.
Несоответствие
Этот термин, используемый во 2-м основном состоянии, относится к несоответствию между восприятием клиента и реальностью ситуации. Клиент будет осознавать реальность, но воспринимать ее по-другому.
Это относится к несоответствию между действительным опытом организма и само-картиной индивидуума в той мере, в какой он представляет этот опыт… [Примером] может быть мать, у которой развиваются смутные заболевания всякий раз, когда ее единственный сын планирует уйти из дома. Фактическое желание состоит в том, чтобы держаться за ее единственный источник удовлетворения. Воспринимать это осознанно было бы несовместимо с ее представлением о себе как о хорошей матери. (Роджерс, 1957, с. 2)
Конгруэнтность
Этот термин, используемый в 3-м основном состоянии, относится к проявлению подлинности, прозрачности и целостности. Терапевт не будет давать представление о профессионализме, которое маскирует человечность терапевта. Тем не менее, терапевт будет передавать любые чувства замешательства, неприязни или любые другие чувства, возникающие внутри него, посредством продвинутой эмпатии, чтобы быть прозрачным и искренним.
Могу ли я быть настоящим в отношениях? С годами это стало иметь для меня все большее значение. Я чувствую, что искренность — это еще один способ описать качество, которое я хотел бы иметь. Мне нравится термин конгруэнтность, под которым я подразумеваю, что то, что я испытываю внутри, присутствует в моем сознании и выходит через мое общение.