Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Невключенное наблюдение: Невключенное наблюдение.

Невключенное наблюдение.

К этой разновидности наблюдений относятся все виды стандартизованных наблюдений и часть произвольных. Невключенное наблюдение предполагает исследование «со стороны», наблюдатель не вступает во взаимодействие с изучаемым объектом исследования. Разновидностью такого вида исследования являются популярные сегодня в маркетинговой сфере наблюдения за посетителями магазинов, кафе, ночных клубов (иногда используют данные видеонаблюдения).

Другим набирающим популярность видом невключенного наблюдения являются контекстуальные исследования (это исследования на рабочем месте и в других типичных местах, где происходит активное взаимодействие человека с тем видом товара или услуги, который интересует заказчика) – как правило, проводимые с маркетинговыми целями. Идея исследования заключается в том, что мы не всегда осознаем, что нас устраивает, а что не устраивает в определенном товаре, тогда как на видеопленке видно, какие неудобства испытывает человек при эксплуатации того или иного продукта – и эта информация помогает разработчикам оптимизировать свою продукцию.

Включенное наблюдение – это один из важнейших методов сбора информации в качественных исследованиях. Включенное наблюдение наряду с глубинным интервью является одним из важнейших методов исследования молодежных субкультур. Также этот метод иногда называют «этнографическое исследование», хотя изначально под «этнографическим исследованием» понималось изучение различных (прежде всего экзотических для европейца) культур, а сегодня в социологии «этнографическое исследование» выходит за рамки наблюдения, объединяя различные методы, хотя наблюдение остается наиболее важным из них.

Включенное наблюдение предполагает длительное взаимодействие с объектом исследования в естественных для него обстоятельствах. Социолог может «внедряться» в субкультуру и, взаимодействуя с ее представителями, получать ценную информацию.

Метод позволяет социологу разобраться в глубинных взаимосвязях и противоречиях объекта. Есть два варианта – объект может знать, а может не знать, что проводится исследование. Социолог «всегда на работе» и взаимодействуя с той или иной социальной средой, он автоматически отмечает ее особенности. Другое дело, когда он решает использовать полученные без ведома объекта данные – встает ряд этических вопросов, которые необходимо решить.

Исследования, проведенные с помощью метода включенного наблюдения, охватывают самые разные проблемы, сферы социальной жизни. Популярен этот метод при изучении субкультур (еще со времен Чикагской социологической школы).

Социолог может получить информацию об особенностях поведения, коммуникации, мировоззрения, религии, правилах этикета и речевых формах и т.д.

Понятно, что этот вид исследования сопряжен с большими трудностями самого разного вида: группа может противиться исследованию и агрессивно относиться к социологу; профессиональная этика, предписывающая сохранять конфиденциальность и выполнять обязательства перед согласившимися сотрудничать людьми, может вступать в противоречие с требованиями закона при получении информации о противоправных действиях изучаемого объекта и т. д.

Другая сложность включенного наблюдения заключается в том, что, став одним из членов группы, исследователь может утратить объективность и непредвзятость подхода.

Одна из важных проблем этого метода связана с фиксацией получаемой информации. Исследователь с диктофоном, видеокамерой или блокнотом в руках далеко не всегда органично вписывается в изучаемую социальную среду. Соответственно, ему часто приходится полагаться на память, воспроизводя изучаемый материал уже после контакта с объектом исследования. В Приложении 2 приведен пример «контрольного листа», предложенного Дж. Спрэдли – тех аспектов, которые необходимо отразить в своих полевых заметках.

До сих пор ведется дискуссия – является ли чистым наблюдением ситуация, когда группа знает, что ведется наблюдение, как группа изменяет свое поведение, если участвует в исследовании. «Говорить или не говорить», что ведется наблюдение – такое решение принимается на основе взвешенного анализа. Ниже мы приводим возможные последствия «знания» или «незнания» о проводимом исследовании.

Таблица 2.2.

Представители субкультуры знают

, что ведется наблюдение

Представители субкультуры не знают, что ведется наблюдение

Эффект наблюдения

Зная, что за ними наблюдают, люди могут начать вести себя неестественно, особенно в том случае, если им есть что скрывать (криминальные субкультуры, скинхеды и т.п.).

В этом случае взаимодействие в группе более непринужденное, представители субкультуры ведут себя более естественно, так, как они привыкли.

Выполнение норм и правил поведения

Группа понимает, что социолог – человек «со стороны» и не предъявляет к нему требований, являющихся нормативными для остальных.

Группа принимает социолога «за своего», поэтому он вынужден или подчиняться разнообразным нормам и правилам поведения в субкультуре, или становиться девиантом, тем самым, обращая на себя внимание или даже вызывая агрессию.

Участие в различных видах деятельности

Социолог на правах постороннего человека может не участвовать в различных акциях, и вообще не выполнять никакой роли в группе.

Быть «в субкультуре» иногда означает участвовать в какой-либо деятельности, что может быть невозможно для социолога, поскольку:

– эта деятельность незаконна;

– эта деятельность недопустима для социолога по моральным соображениям;

– эта деятельность требует знаний, умений, навыков, которых у исследователя нет.

Права человека: исследовательская этика

Поскольку представители субкультуры знают о проведении исследования, у них есть возможность отказаться от участия.

Представители субкультуры не знают о проведении исследования, у них нет возможности отказаться от участия. Кроме того, возникает вопрос – можно ли публиковать данные о людях, полученные без их согласия.

Другая проблема – может ли социолог занимать активную позицию в группе, влиять на происходящее, или он должен максимально оставаться в тени, чтобы не нарушить естественное течение событий, и тем самым не исказить реальную картину.

Важным моментом в исследовании молодежным субкультур является нахождение «проводника» – человека, который введет социолога в изучаемую совокупность.

Чем метод включенного наблюдения отличается от невключенного?

Валерий Трущев

Маркетинг

  • MariaVelesova

    Маркетинг

    Наблюдение – это социологический метод исследований, который используется в маркетинге для отслеживания и регистрации значимых параметров объектов.

    Он характеризуется регулярностью и организованностью. Отталкиваясь от степени включенности наблюдателя, выделяют два вида наблюдения: включенное и невключенное. Первое предполагает, что тот, кто проводит исследование, становится частью группы и находится в прямом контакте с представителями аудитории. Невключенное исследование предполагает, что важные характеристики наблюдатель подмечает со стороны. Он не рассказывает участникам о цели своего присутствия.

  • Игорь Шуруков

    Маркетинг

    Отличие между включенным и невключенным наблюдением понятно из названия. В первом случае исследователь «включен» в процесс. Он сам становится частью ситуации, которая подлежит изучению. Во втором случае он максимально абстрагирован от объектов исследования и не говорит им о своей миссии. При выполнении включенного наблюдения, исследователь выполняет одну из 4 ролей: · «Участник — скрытый наблюдатель» – притворяется потребителем. Классический пример – тайный покупатель. · «Участник и открытый наблюдатель» – взаимодействует с группой, участники которой знают о его роли. · «Открытый наблюдатель» – следит за участниками процесса, но не принимает в нем участие. Например, он наблюдает за работой промоутера и фиксирует данные. · «Скрытый наблюдатель» – находится вне поля зрения объекта и не взаимодействует с ним. Эту роль он избирает для изучения последовательности действий при совершении покупки или маршрутов передвижения по торговому залу.

  • Любовь Якубова

    Маркетинг

    Включенное наблюдение – это инструмент сбора информации в ходе изучаемого явления, когда исследователь сам является его частью. Он позволяет получить предварительное представление о предмете или подтвердить информацию, полученную с использованием других методов. Невключенное наблюдение означает, что непосредственного участия в процессе исследователь не принимает.

#TiSDD Метод: Наблюдение без участия

Глава

5

Исследование

Подход без участия

Исследователи собирают данные, наблюдая за поведением без активного взаимодействия с участниками.

01 Вы также можете проводить открытое наблюдение без участия, например, когда исследователи присутствуют на встречах или семинарах на месте, но не принимают активного участия. См. также текстовое поле в #TISDD под названием Открытое и скрытое исследование 9.0015 в 5.1.3.

В отличие от включенного наблюдения, при неучастных подходах исследователи играют более отдаленную роль и не взаимодействуют с субъектами исследования; они ведут себя как «мухи на стене». [01]  Субъектами исследования часто являются клиенты, сотрудники или другие заинтересованные стороны, наблюдаемые в ситуациях, имеющих отношение к вопросу исследования, например, при использовании или предоставлении услуги или продукта, физического или цифрового.  Наблюдение без участия часто используется, чтобы нивелировать предвзятость исследователей в других методах и выявить различия между тем, что люди говорят, и тем, что они на самом деле делают.

Наблюдение без участия может быть открытым или скрытым. Открытый означает, что субъекты исследования знают, что исследователи присутствуют, но они не взаимодействуют друг с другом, например, когда исследователь присоединяется к сотрудникам на собраниях, не вмешиваясь вообще. Это можно комбинировать с другими методами, например, с подробными интервью, чтобы потом подвести итоги и узнать различные точки зрения и скрытые планы людей, присутствующих на собрании. Открытое наблюдение без участия может быть предвзятым из-за эффекта наблюдателя, когда люди меняют или стремятся улучшить аспект своего поведения только потому, что знают, что за ними наблюдают. Скрытое наблюдение без участия относится к наблюдению за субъектами исследования без их ведома о том, что за ними вообще наблюдают. Иногда исследователи притворяются покупателями или прохожими или даже используют, например, односторонние зеркала. Скрытое наблюдение без участия сводит к минимуму риск воздействия на людей присутствия исследователя. Если оставить в стороне потенциальные этические проблемы, этот метод часто является предпочтительным, если люди не хотят участвовать в вашем исследовании.

Во время неучастных наблюдений важно наблюдать не только за тем, что люди делают (например, интерпретируя язык их тела и жесты), но и за тем, чего люди не делают (возможно, игнорируют инструкции или воздерживаются от просьб о помощи или помощь). В зависимости от страны и организации, с которой вы работаете, не забудьте заранее проверить, какие юридические, этические соглашения и соглашения о конфиденциальности вам нужны, а также какие формы данных вам разрешено собирать, особенно при скрытых наблюдениях без участия. Не фотографируйте и не фотографируйте незнакомцев без их согласия. Если вы не можете снимать фото или видео, используйте наброски или реконструируйте ситуацию с коллегой впоследствии, чтобы зафиксировать ситуационный контекст.

Продолжительность

Подготовка: 0,5 часа–2 недели (в зависимости от доступности и правовых норм) // Мероприятие: 1 час–4 недели (в зависимости от количества наблюдений и цели исследования) // Последующее наблюдение: 0,5 часа–2 недели (в зависимости от количества данных и типов собираемых данных)

Физические требования

Ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, юридические соглашения (согласие и/или соглашение о конфиденциальности)

Энергетический уровень

Средний

Исследователи/фасилитаторы

Минимум 1 (лучше 2–3 исследователя)

Участники

Минимум 5 (но желательно не менее 20 на группу)

Ожидаемый результат

Текст (полевые заметки), фотографии, видео, аудиозаписи, эскизы, артефакты, статистика (например, подсчет клиентов в час)

Часто между тем, что говорят люди, и тем, что они делают, существует разница. Используйте триангуляцию для перекрестной проверки результатов между методами.

Часто есть разница между тем, что говорят люди, и тем, что они делают. Используйте триангуляцию для перекрестной проверки результатов между методами.

Попробуйте провести различие между конкретными наблюдениями и вашими собственными интерпретациями (конструкции первого/второго уровня).

Часто между тем, что говорят люди, и тем, что они делают, есть разница. Используйте триангуляцию для перекрестной проверки результатов между методами.

Попробуйте провести различие между конкретными наблюдениями и вашими собственными интерпретациями (конструкции первого/второго уровня).

Часто между тем, что говорят люди, и тем, что они делают, есть разница. Используйте триангуляцию для перекрестной проверки результатов между методами.

Попробуйте провести различие между конкретными наблюдениями и вашими собственными интерпретациями (конструкции первого/второго уровня).

Пошаговое руководство
  1. Укажите вопрос исследования  Определите вопрос исследования или направление того, что вас интересует. Подумайте, почему вы проводите исследование (исследовательское или подтверждающее), что вы хотите что делать с вашими выводами (персонажи, карты путешествий, системные карты и т. д.), и какой размер выборки вам, вероятно, понадобится.
  2. Спланируйте и подготовьте  На основе вашего исследовательского вопроса определите критерии для выбора подходящих мест и ситуаций для вашего наблюдения без участия. В зависимости от направленности исследования может быть важнее подумать о том, за кем вы наблюдаете и в какой ситуации, или может быть важнее сосредоточиться на ситуационном контексте: когда и где. Подумайте о том, какие типы данных вам разрешено собирать, и будете ли вы проводить открытое или скрытое наблюдение без участия. Также подумайте, кого вы хотите привлечь в качестве исследователей со стороны клиента или из других отделов, участвующих в проекте. Обобщите это в нескольких кратких рекомендациях по наблюдению, основанных на том, что вы хотите выяснить, как вы будете это делать и что вы собираетесь делать с данными.
  3. Проведение наблюдений  Во время наблюдения без участия старайтесь как можно меньше мешать субъектам исследования. Использование смартфона или любого другого ненавязчивого устройства для сбора ваших данных может помочь. Вы можете комбинировать наблюдение без участия с другими методами, такими как углубленные (ретроспективные) интервью, после чего анализировать наблюдаемые ситуации. Во время наблюдений постарайтесь собрать как можно больше объективных необработанных данных «первого уровня». Продолжительность и глубина наблюдений за участниками варьируется в зависимости от цели исследования: от множества быстрых двухминутных наблюдений в определенный момент пути клиента до наблюдений в течение нескольких дней, а иногда даже недель — например, когда вы проводите открытые наблюдения без участия. команды проекта на протяжении всего проекта.
  4. Последующие действия  Сразу после этого запишите свои индивидуальные ключевые выводы из наблюдений и сравните их в своей команде. Просмотрите все свои данные и проиндексируйте их; выделить важные отрывки. Попробуйте найти закономерности в ваших данных. Для каждого сеанса наблюдения без участия участников напишите краткое изложение, включающее ваши объединенные ключевые выводы, а также необработанные данные, иллюстрирующие их, такие как цитаты, фотографии или видео. Не забудьте связать сводку с базовыми данными с помощью индексов.

Примечания к методу
  • ‍Помимо очевидных качественных исследований, таких как наблюдение за языком тела, жестами, потоком, использованием пространства или артефактов, взаимодействием и т. п., исследователи могут также проводить некоторые количественные исследования, например, ) сколько покупателей в течение часа проходит мимо магазина, (б) сколько из них заходят в магазин и (в) сколько из них начинают взаимодействовать с сотрудниками. Цифры можно объединить в простую воронку конверсии (а) → (б) → (в) и сравнить с данными из других магазинов или других каналов, таких как воронка онлайн-конверсии. В этом контексте исследователи могут наблюдать за ситуациями с другими людьми, цифровыми интерфейсами или машинами.
  • Довольно своеобразный подход к проведению неучастного наблюдения – это  мониторинг звонков : исследователи прослушивают телефонные звонки. В основном это используется в колл-центрах для исследования разговоров между операторами колл-центра и клиентами. Мониторинг звонков может осуществляться в режиме реального времени или на основе записанных телефонных звонков. Затем разговоры можно проанализировать, чтобы понять общие проблемы как клиентов, так и сотрудников. Сегодня гарнитуры дополненной реальности, носимые датчики и другие записывающие устройства предоставляют разработчикам услуг новые методы сбора данных, которые открывают новые возможности для исследований, а также предъявляют новые требования к конфиденциальности и дисциплине управления согласием.

Конец

Метод

НЕПРАВИЛЬНЫЕ Наблюдение

взято из #TISDD

ГЛАВА

5

Исследования

НЕВОЗКИ , очень распространенным примером является инспекция OFSTED уроков в школах.

Оглавление

Наблюдение без участия — это когда исследователи используют подход «на лету на стене» и наблюдают за отдельными лицами и группами, не вовлекаясь в жизнь группы. Вы, вероятно, уже встречали такой метод в форме наблюдения за уроком OFSTED.

Наблюдение без участия может быть структурированным или неструктурированным. В первом случае у вас есть «график наблюдения» и вы отслеживаете определенные события, а во втором вы просто наблюдаете и записываете все, что выделяется.

НКО также может быть открытой (например, инспекция OFSTED) или скрытой, и в этом случае она будет включать в себя проникновение в классную комнату или на рабочее место и наблюдение без информирования людей, но на практике это будет довольно сложно сделать, или более реалистично это может включать использование скрытых камер для скрытой съемки.

Некоторые общие преимущества структурированного наблюдения без участия
  • Исследователю легче слиться с фоном по сравнению с включенным наблюдением, что должно означать, что люди действуют более естественно.
  • Надежность должна быть выше, чем при включенном наблюдении, поскольку исследование требует меньшего участия.
  • Если наблюдения структурированы, сравнительно легко проводить сравнения.
  • Как правило, это дешевле и быстрее сделать с помощью интерактивных методов, потому что исследователю не нужно знакомиться с респондентами.

Некоторые общие недостатки структурированного неучастного наблюдения
  • Им не хватает достоверности, потому что у вас меньше возможностей спросить, почему люди ведут себя так, а не иначе, чем при включенном наблюдении
  • С этической точки зрения они могут обескураживать респондентов (проверки OFSTED)

«Неструктурированное» наблюдение без участия

Честно говоря, вероятно, невозможно провести наблюдение вообще без структуры, по крайней мере, если вы собираетесь в какой-то момент записать свои результаты, потому что запись будет придайте некоторую структуру тому, что вы наблюдали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *